Современный дошкольник какой он сочинение

Обновлено: 07.07.2024

За последние десятилетия окружающий мир и информационное пространство настолько стремительно изменились, что это стало заметно даже по детям дошкольного возраста. Современный ребенок значительно отличается от детей конца 20-го века.

Недавние исследования показывают, что современные дошкольники имеют повышенную активность, высокую тревожность и возбудимость, агрессивность, беспокойство и большой объем долговременной памяти, но плохо способны концентрироваться в течение длительного времени.

Почти все современные дети имеют больший объем долговременной памяти, а проходимость оперативной памяти увеличилась, что позволяет им воспринимать и обрабатывать больше информации за очень короткий промежуток времени. Эта способность дана им, чтобы в эпоху высоких технологий они успевали ориентироваться в информационном потоке.

Современные дошкольники во многих отношениях более настойчивы и требовательны к своим родителям, они способны размышлять о значении действий и не желают выполнять бессмысленные требования. Эти дети уверены в себе и готовы проявлять эмоции, но в то же время они слабее в здоровье, иногда имеют ряд заболеваний, которых раньше у детей не было.

Многочисленные изменения в обществе привели к изменениям и в поведении детей дошкольного возраста. В настоящее время родители более серьезно относятся к развитию своих детей, поэтому ребенок в раннем возрасте начинает проявлять повышенную тягу к знаниям и впитывать информацию, которая еще 20 лет назад была недоступна для детей его возраста.

Современные дошкольники в возрасте 3-4 лет способны решать логические задачи, которые раньше задавали детям 4-5 летнего возраста. Сдвинулось и время психологических кризисов у детей дошкольного возраста: кризис 3 лет теперь наступает на год-два позже, тогда как кризис, который ранее наступал у ребенка перед поступлением в школу, теперь проходит у детей 7-8 лет.

Современные гении отличаются особенно легкой возбудимостью, некоторой агрессивностью, эмоциональностью, они нуждаются в информации и в регулярных периодах отдыха (перезапусках). Они более напористые, решительные, с нежеланием совершать бессмысленные действия. Большинство детей с самого раннего возраста обладают высокой самооценкой, не терпят насилия, не спешат следовать указаниям взрослых, воспринимая их как нарушение прав, о которых они, конечно, знают.

Однако благодаря современным образовательным и компьютерным технологиям психика ребенка становится нестабильной. Каждый день ребенок сталкивается с такими огромными потоками информации, что не каждый организм может противостоять этому. С раннего возраста ребенок окружен телевидением, радио, фильмами, компьютерными играми, интернетом, он учится с ними справляться, но он часто получает беспокойство, неустойчивое внимание и неспособность надолго сосредоточиться на чем-то одном. Современные дети могут одновременно слушать сказки и рисовать, собирать конструктора, но иногда они не могут сидеть спокойно во время разговора.

Они хорошо прослеживают причинно-следственные связи между людьми, сюжеты фильмов или сериалов. Их взгляды гораздо шире, чем у детей их возраста раньше; они начинают рано думать о серьезных темах. Но в то же время они могут зависеть от самых простых вещей, связанных с самостоятельностью: завязать шнурки, найти одежду, застелить постель.

Серьезная проблема у детей дошкольного возраста кроется в их гиперактивности и качестве речи. Они много говорят, громко, но плохо произносят звуки, не пытаются перевести количество этих звуков в качество. Почти каждый 5-летний ребенок сейчас нуждается в помощи логопеда, чтобы его речь была правильной и компетентной.

Страдает не только артикуляция, но и словарный запас, он у современных детей гораздо беднее их сверстников из 20 века. Постоянное соседство телевидения и компьютерных игр оказывает данное влияние на речь ребенка.

В современном обществе близкие дружеские отношения между детьми нарушаются, им почти некуда общаться и играть без присмотра родителей или педагогов. Раньше эту функцию выполняли детские дворовые коллективы. Сегодня слишком опасно отпускать ребенка гулять в одиночку, поэтому роль детской игры сошла к нулю. У ребенка до сих пор существуют развивающие игры в детском саду, но свободное творчество становится все более неактуальным, поэтому воображение ребенка развито уже не так ярко. Нет детей и героев, которые могли бы на своем примере научить их моральным принципам. Современные герои яркие, веселые, но в основном пустые, ребенку просто некому поучиться у лучших образцов поведения.

В отличие от детей прошлого века, семантическое восприятие начинает функционировать у детей с момента рождения, основываясь на образах, которые при интуитивном общении со взрослыми возникают в правом полушарии мозга. Вышеупомянутая острая необходимость в получении информации заставляет их искать новые возможности для ее удовлетворения. Если они не получают необходимую порцию информационной энергии, то они начинают проявлять недовольство и агрессию.

Современный дошкольник выступает равноправным партнером по общению и в совместной деятельности. Действительно, только в условиях равенства ребенок развивает чувство успеха и уверенности в себе. А это значит, что у нас, взрослых, появилась возможность создать общество успешных и уверенных в себе людей. Задача воспитания современных детей должна заключаться в создании условий для развития волевых качеств ребенка: самоотдачи, настойчивости, ответственности и уверенности в себе.

Данный материал - мысли и рассуждения о том, каким дошкольник был ранее и каким стал сейчас.

ВложениеРазмер
zharnikova_e.a._esse.doc 29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современный дошкольник – это продукт нашего общества с его социальными, политическими, экономическими изменениями и новшествами. Каков же этот продукт? Дошкольник 21 века?

Новым социальным страхом для родителей стала неуспешность детей. Многие родители одержимы идеей как можно раньше научить детей считать и читать. Взрослые наполняют ребенка новыми знаниями и умениями, форсируя естественное развитие ребенка, перенасыщают информацией и перегружают дошколенка. Отсюда усложняются отношения между взрослыми и детьми. Дети становятся потребителями, готовы сделать что-нибудь, но за приз или иное поощрение. Сами взрослые откупаются от детей подарками вместо совместной игры, это приводит к сужению уровня развития сюжетно-ролевых игр дошкольников, к недоразвитости мотивационно-потребностной сферы ребенка, а так же его воли и произвольности.

У 25% современных дошкольников не сформирована социальная компетентность. Дети не умеют сорадоваться и сострадать, очень редко встречается искренность в отношениях. Доминирует, к сожалению, состязательная составляющая. Отсюда больше детей с эмоциональными проблемами, с чувством беспомощности.

Но при этом современные дошколята растут и развиваются в условиях огромного информационного пространства. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения: компьютерные игры, планшеты, интерактивные игрушки, гаждеты, сотовые телефоны, кино. Особенности развития детей с новым типом сознания требуют современного подхода в воспитании и образовании. На мой взгляд, применение мультимедийных технологий в профессиональной деятельности педагогов более чем оправдано, это шаг в сторону современных детей. Современный педагог должен уметь соединить все технические возможности общества и имеющиеся в этой сфере знания ребенка для достижения наилучшего результата. Но у большой информируемости есть и оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем некоторые детки имеют задержку психического и речевого развития. Многие дети пятилетнего возраста нуждаются в помощи логопеда. Страдает не только раздел "Связная речь", но и "Словарь". За последние 15 лет в два раза увеличилось число детей 6-10 лет с нарушениями развития речи (40-60%). А 50% младших школьников переходят в основную школу с несформированностью навыка письма.

Таким образом, портрет нашего дошкольника показывает современную проблему в образовании и воспитании дошколят – это разрыв между тем, каким общество хочет видеть молодое поколение, и каким делает его.

Какой же должен быть выход в сложившейся ситуации. На мой взгляд, опытный педагог должен максимально выстраивать образовательный и воспитательный процесс в союзе с родителями, не уставая напоминать им, что первые воспитатели – это родители и семья, где воспитывается ребенок!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Болтрушевич Маргарита Александровна

Воспитатель ГБОУ школа 1302

Дошкольники стали более живые, шумные, эмоциональные. Они хорошо запоминают стихи и песни. Но, несмотря на живость, их физическое развитие достаточно слабое, дети не очень любят заниматься физкультурой. В связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку речевого развития, большинство нуждается в помощи логопеда. У многих нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, а еще дети не умеют отвечать полным ответом, составить рассказ по картине, некоторые с трудом пересказывают сказку или рассказ.

Но, несмотря на эти трудности, могут с удовольствием и подробно пересказать свой любимый мультфильм или описать героев компьютерной игры. Они смотрят много видеофильмов, порой безконтрольно со стороны взрослых. Предпочитают компьютерные игры сюжетно-ролевым. Их родителям очень сложно: все хотят иметь хороший заработок, создать ребенку прекрасные условия, поэтому они порой забывают о том, чтобы провести время со своим ребенком. Взрослые очень увлеклись ранним интеллектуальным развитием, порой забывают о такой составляющей, как игра, мало кто из родителей играет с ребенком, поэтому ему ничего не остается, как смотреть телевизор, играть в телефон или планшет. Нарастает дефицит ласки и родительского внимания.

Общение дошкольников сводится к обсуждению нового мультфильма или новой игрушки. Плохо, что ребенок общается со сверстниками или взрослыми только в детском саду или на детской площадке. Любимыми героями являются герои детской мультипликации (не всегда они наделены положительными качествами). Наблюдая за самостоятельными героями, можно увидеть как герои этих мультфильмов (зомби, монстры, спайдермены) становятся для дошкольников примерами для подражания.

Сейчас у взрослых поменялись приоритеты. В социуме на первом месте — интеллектуальная образованность, затем настойчивость в достижении цели, на третьем — здоровье. К сожалению, такие качества, как нравственность, эмоциональные и общественные ценности стоят на последнем месте. Это безусловно влияет на характер и поведение наших детей далеко не лучшим образом.

Современные дети не умеют слушать и слышать другого человека, не умеют сопереживать, потерпеть, подождать. К сожалению, иногда появляется немотивированная агрессия по отношению к сверстникам, иногда и к взрослым.

Современному ребенку свойственны самые разные черты, они неоднозначны. Но одно можно сказать точно: с ними очень интересно!

Современный дошкольник во многом отличается от того, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. При этом природа самого ребенка и закономерности его развития остались прежними. Принципиально изменились предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье и сама семья, педагогические требования в детском саду.

Современный дошкольник часто производит впечатление вполне развитого, любознательного, достаточно свободного в поведении ребенка. При этом мы столь же часто замечаем, что он импульсивен, капризен, плаксив, драчлив или агрессивен. И как ни странно, столь же часто мы неожиданно сталкиваемся с дошкольником, педагогически запущенным взрослыми, но широко обучаемым телевидением и гаджетами.

Современный дошкольник порой бывает способен к весьма неожиданным умозаключениям, заставляя думать о преждевременном взрослении современных детей.

При этом современные дошкольники отнюдь не опережают возраст в развитии мышления и умственных способностей. Многие из них имеют задержку психического и речевого развития в связи с проблемами со здоровьем. Логопед - один из самых востребованных спутников современного дошкольника. Информированность современных детей отнюдь не ведет к увеличению словарного запаса.

В современном культурном пространстве существенно изменились герои книжек, мультфильмов, которые так важны для дошкольников.

Современный дошкольник предпочитает получить быстрый и готовый результат, нажав на нужную кнопку, вместо того, чтобы длительно, через неудачные попытки продвигаться к желаемому. Легкость управления современными электронными устройствами никак не совершенствует умение дошкольника конструировать, в котором они совсем не опережают то, что строили их сверстники прошлых лет.

Можно с уверенностью говорить, что игровая культура детства как основное условие развития личности ребенка заметно искажена. Постепенно обесценивается и становится дефицитарным семейное общение, совместное чтение книг, бабушкины сказки, беседы с отцом. Экспериментальные исследования последних лет сюжетно-ролевой игры у дошкольников 6-7 лет показали, что возрастное развитие игры не достигает наивысшего уровня. Последствия этого очевидны: не формируются на необходимом уровне мотивация, умение планировать и обобщать, строить свои взаимоотношения со сверстниками. Так возникает проблема готовности современного дошкольника, часто бойко читающего и считающего, к обучению в начальной школе.

В круг значимых изменений у современных детей дошкольного возраста также входят:
- снижение любознательности и воображения, неразвитость внутреннего плана действий;
- недостаточная сформированность мелкой моторики;
- снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений;
- ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя;
- увеличение числа детей с эмоциональными проблемами;
- рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья;
- увеличение численности одаренных детей.

Итак, современный дошкольник сложен и противоречив. Основная проблема современного дошкольника - то, что культурная среда, в которой он развивается, использует его внутренние ресурсы в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, основанному на игре, любви и внимании к его личности.

Вот почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение или возрождение условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает воображение и творческие способности. Ему необходима среда, в которой он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать им и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.

Читайте также: