Сочинение рассуждение на тему богатство золото в жизни героев бальзака и в нашей жизни

Обновлено: 30.06.2024

Жизнь прекрасна! С этим невозможно не согласиться, потому что настоящее счастье - это, прежде всего, умение любить жизнь и людей, умение отдавать свои силы, свое душевное тепло другим. Нужно творить добро. Смыслом нашей жизни должны быть добрые, искренние поступки, чтобы не было потом стыдно за "зря прожитые годы". Но нужно согласиться, что часто мы ошибаемся, выбирая себе те или иные жизненные ценности. А это очень важно. Нужно помнить, что все наши поступки, мысли возвращаются к человеку, как хорошие, так и плохие.

Много поэтов, писателей в своих произведениях освещали проблему жажды к обогащению: Скупой рыцарь, Плюшкин, Скрудж, Гобсек. - целая галерея!

Образ Гобсека. Он поразил меня больше всего. Он был чрезвычайно умным человеком. Ростовщик имел характерные признаки психолога (очень хорошо разбирался в тонкостях человеческой души), философа (вел умные рассуждения), разбирался в искусстве. Кажется, у человека есть все природные данные, чтобы посвятить свою жизнь благу людей. Его понимание человека, его философствования о смысле жизни вызывают лишь недоумение из-за его необычайных знаний. И все же, что преобладает в нем - скряга или философ? Деньги или ум? Пожалуй, скряга.

Вот его убогая жизнь: с кучей денег он недоедает, носит старую одежду, его комната далеко не соответствует его возможностям. Он собирает деньги, драгоценности, но для чего? Ведь он ими не пользуется!

Очень часто мы видим в людях лишь стремление к материальному благу. Деньги управляют нашим обществом, люди стали зависимыми от жажды богатства. Деньги, к сожалению, остаются главным средством достижения цели.

Так и Гобсек. Деньги стали его богом. У него развита призрачная жадность. Он не общается с родными, потому что тогда придется поделиться деньгами; не имеет друзей, потому что им, как известно, надо помогать, а это значительный удар по его богатству. Для чего же он жил? Ведь он не делал ничего хорошего для других (и для себя). Помощь другим, добрые поступки - вот чем должен руководствоваться каждый из нас, помня, что все возвращается "на круги своя". Семья и друзья, близкие люди - это самое главное в жизни. Без этого невозможно счастье.

Для Гобсека этих ценностей не существовало. Даже Дервилю, которого он считал за друга, ростовщик, дает ссуду под пятнадцать процентов! Уже умирая, Гобсек не желал расставаться со своим достоянием - спрятал золото в камине, под грудой пепла (как собака на сене - "сам не съем, но и другим не дам"!). Его волновал не близок конец существования, не память, которую он оставит себе, а деньги, драгоценности, которые вынужден оставить через смерть. Гобсек создал музей своих богатств. Кое-что из "экспонатов" этого музея стало ненужным, непригодным для употребления - испортилось. Гобсек не изменись и перед смертью, деньги взяли верх над разумом, душой, духовностью.

Откуда же появилось, как развилось у Гобсека это "жадное желание"? Откуда вообще берутся люди, подобные герою? Что стоит на пути человека к обогащению?

Детство. Возраст, когда очень быстро формируется дальнейшее мировосприятие человека; возраст, который четко и ярко сохраняет в памяти все, что происходит. Именно детство оказывает огромное влияние на дальнейшее развитие личности.

У Гобсека было тяжелое детство. Он, видимо, не испытывал детской радости, ласки матери (ведь она его отдала в самостоятельную жизнь юнгой на корабль, когда ему было лишь 10 лет), он не получал хорошие подарки, конфеты на праздники. А дальше: ни денег, ни хорошей одежды, иногда не было еды - это одна часть жизни; вторая - богатство, верхушка общества. Именно это, возможно, и натолкнуло Гобсека к стремлению любыми средствами достичь лучшей жизни. Памятуя бедность, сбережения, неуверенность в завтрашнем дне, Гобсек научился не тратить свои "кровные" деньги, экономить, и быть уверенным - "только деньги никогда не предадут".

Постепенно он превратился в человека - вексель, человек - автомат, главной целью которого является накопление. Итак, он стал заложником, рабом вещей, золота, драгоценностей. И что он получил? Ничего. Какие чувства он вызывает у меня? Пренебрежение? Отвращение? Жалость? Пожалуй, последнее. Отсутствие детства, нищета, голод. Он хотел для себя чего-то большего - это является одобрительным. Что же до его материальной зависимости, отказа от родных, семьи, друзей - то я думаю, это было ошибочное решение, его видение собственной жизни. Все радости, семейного счастья и благополучия, радости общения он возложил на алтарь, принес в жертву ради цели.

К сожалению, в отличие от своего литературного "брата" Скруджа, Гобсек не понял, что есть жизнь лучше, чем он вел. Скрудж понял смысл настоящей жизни в конце произведения (он помогает племяннику, бедным). Гобсек так и не познал настоящего счастья, счастья семейного общения, любви к женщине. Он так и остался одиноким.

Хотя, если его сравнить с другим "родственником" - гоголевским Плюшкиным, он выигрывает: чистая одежда, чистая квартира. Плюшкин - деградированный Гобсек. А Гобсек мог бы еще измениться, если бы было общество, которое положительно повлияло бы на него.

Времена меняются. Но скряги прошлых эпох живут среди нас. Мы довольно часто встречаем таких себе "гобсеков", которые всю жизнь проводят в погоне за обогащением, капиталом, теряя обычные человеческие наслаждения, друзей, семью. Хотим ли мы себе такую жизнь? Утверждаем - "нет". Но гобсеки живут у нас. Мы, как Гобсек, очень часто что-то ценное, дорогое, ценное, но такое уж и ненужное откладываем на "черный день" - чтобы было! В середине живет скряга, который не дает поделиться с другими своим добром. Мы экономим, сохраняем:

Итак, каждый из нас должен понимать, что есть счастье, что есть настоящая жизнь; помнить, что мир и согласие не зависят от размера кошелька, набитого деньгами. А зависят от большой счастливой семьи, верных друзей, любимых людей. Знать, что гораздо страшнее остаться не с пустым кошельком, а с пустым домом, без семьи, остаться наедине со своими сокровищами. И поэтому мы должны выбирать моральные ценности наперекор искусственным, материальным искушениям, не поддаваться чувству жажды богатства. Мы должны, если сможем, убивать в себе гобсеков, плюшкиных и скруджей, чтобы не превратить свою жизнь на рабское существование.

Для каждой эпохи характерны свои проблемы и приоритеты. Во Франции 1789 г. на первом месте было финансовое благополучие. Но писатель показал, какой разрушительной силой может обладать золото.

Ведь предоставляя людям более широкие возможности для благополучия и достижения своих целей, в то же время драгоценный металл возводит на пьедестал материальные ценности. Общество в гонке за достатком забывает о духовном. Французская буржуазия тех времен: коммерсанты, банкиры, ростовщики, предприниматели – вот новый образ хозяина жизни, воплощение

Но Оноре де Бальзак акцентировал внимание читателей именно на негативном влиянии богатства, которое делает из человека алчное, жестокое существо, не знающее совести и чести, готовое ради состояния пойти не только на тайные, но и явные преступления.

Пагубная власть капитала закрадывается во все сферы общественной и частной жизни людей. Золото, словно яд, изменяет личность человека. В результате он деградирует, его потребности снижаются до уровня животного.

В такой атмосфере не ценятся родственные связи, нет уважения к семье, дружба и любовь рушатся. Богатые имеют эгоистичные натуры

Власть золота очень выразительно показана Бальзаком в облике Гобсека – богатого ростовщика. Ему удалось стать миллионером, но это никоим образом не повлияло на его образ жизни. Он все так же замкнут и скромен, не имеет собственного жилья, а снимает крохотную комнату в сыром и мрачном доме.

Он стал жертвой собственной же нездоровой экономии и размеренности.

Богатство сделало Гобсека одиноким. Но, похоже, это совершенно не волнует его. Он сам не допустил бы, чтобы кто-то после его смерти унаследовал все его сбережения.

Поэтому у него нет друзей и семьи, а все родственные связи он оборвал. Ему чужды нормальные человеческие чувства: жалость, сочувствие, любовь и дружба. Он имеет единственную страсть – накапливать.

Оноре де Бальзак специально детализирует портрет главного героя таким образом, чтобы максимально продемонстрировать его истинную сущность. Его внешняя мертвенность, неподвижность и отрешенность от всего земного трансформируется в зловещие и хищные черты. Именно золото сделало его мертвым при жизни и убило в нем человеческое начало.

Гобсек представлен в произведении на фоне двухсторонней социальной среды. Это богачи, которые посвятили свою жизнь наслаждениям и роскоши. Их моральный облик показан отталкивающе.

А с другой стороны это бедные, но в то же время честные труженики. Они обречены на жалкое и унылое существование, а порой даже выживание. Гобсек, видя такой контраст в обществе, быстро определился, на чьей стороне хочет быть. Он понял, что главной силой в современной жизни являются именно деньги.

Ростовщик подчеркивает, что только финансовое благополучие может быть жизненной целью. Это та надежная опора, которая заставляет уверенно проживать отведенные судьбой дни.

Гобсек своей страстью к накопительству обязан той буржуазной системе, которая и разделила общество на богатых и бедных. И у него был выбор: или задавят его, или он сам сделает это с другими. Гобсек выбрал последнее, так как никто не желает себе худшего.

Нельзя сказать, что главному герою чужды абсолютно любые отношения. Но опять же и те единственные, которые были в его жизни, носят деловой характер. Речь идет о взаимосвязи кредитор-должники.

Правда, в этой роли Гобсек все так же лишен любой человечности. Он страшен в общении с людьми. Еще никому не удалось разжалобить его.

Он наживается на нуждах, пороках, горе и абсолютно не чувствует укоров совести.

В финале повести разрушительная власть золота раскрывается на полную мощь. Жадность и ненасытность Гобсека к старости перерастает в безумство и манию накопительства. После его кончины в кладовых обнаружили массу испорченного имущества.

Роль денег в современном обществе – главная тема в творчестве Бальзака.

Создавая \"Человеческую комедию\", Бальзак поставил перед собой задачу, еще неизвестную тогда литературе. Он стремился к правдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу реальной, действительной жизни его современников.

Одной из многих тем, звучащих в его произведениях, является тема губительной власти денег над людьми, постепенной деградации души под влиянием золота. Это особенно ярко отражено в двух известных произведениях Бальзака — \"Гобсек\" и \"Евгения Гранде\".

Произведения Бальзака не утратили своей популярности и в наше время. Они популярны и среди молодых читателей, и среди людей старшего возраста, черпающих в его произведениях искусство понимания человеческой души, стремящихся разобраться в исторических событиях. И для этих людей книги Бальзака — настоящая кладовая жизненного опыта.

Ростовщик Гобсек является олицетворением власти денег. Любовь к золоту, жажда обогащения убивают в нем все человеческие чувства, заглушают все другие начала.

Единственное, к чему он стремится, это обладать все большими и большими богатствами. Кажется абсурдом, что человек, владеющий миллионами, живет в бедности и, взыскивая по векселям, предпочитает ходить пешком, не нанимая извозчика. Но и эти поступки обусловлены лишь стремлением сэкономить хотя бы немного денег: живя в бедности, Гобсек при своих миллионах платит налога 7 франков.

Ведя скромную, незаметную жизнь, казалось бы, никому не вредит и ни во что не вмешивается. Но с теми немногими людьми, которые обращаются к нему за помощью, он настолько беспощаден, настолько глух ко всем их мольбам, что напоминает скорее какую-то бездушную машину, чем человека. Гобсек не пытается сблизиться ни с одним человеком, у него нет друзей, единственные люди, с которыми он встречается, это его партнеры по профессии. Он знает, что у него есть наследница, внучатая племянница, но не стремится найти ее. Он ничего не хочет знать о ней, потому что она — его наследница, а Гобсеку тяжело думать о наследниках, потому что он не может смириться с тем, что он когда-нибудь умрет и расстанется со своим богатством.

Гобсек стремится как можно меньше расходовать свою жизненную энергию, поэтому-то он не переживает, не сочувствует людям, всегда остается безразличным ко всему окружающему.

Гобсек убежден, что только золото правит миром. Однако автор наделяет его и некоторыми позитивными индивидуальными качествами. Гобсек умный, наблюдательный, проницательный и волевой человек. Во многих суждениях Гобсека мы видим позицию самого автора. Так, он считает, что аристократ ничем не лучше буржуа, но свои пороки он скрывает под личиной порядочности и добродетели. И он жестоко мстит им, наслаждаясь своей властью над ними, наблюдая, как они пресмыкаются перед ним, когда не могут заплатить по векселям.

Превратившись в олицетворение власти золота, Гобсек в конце жизни становится жалок и смешон: в кладовой гниют накопленные кушанья и дорогие предметы искусства, а он торгуется с купцами из-за каждой копейки, не уступая им в цене. Умирает Гобсек, устремив взгляд на огромную груду золота в камине.

Папаша Гранде — коренастый \"добряк\" с шевелящейся шишкой на носу, фигура не настолько таинственная и фантастическая, как Гобсек. Биография его вполне типична: сколотив себе состояние в смутные годы революции, Гранде становится одним из самых именитых граждан Сомюра. Никто в городе не знает истинных размеров его состояния, и его богатство является предметом гордости для всех жителей городка. Однако богач Гранде отличается внешним добродушием, мягкостью. Для себя и своей семьи он жалеет лишний кусочек сахара, муки, дров, чтобы топить в доме, он не чинит лестницу, потому что ему жаль гвоздя.

Несмотря на все это, он по-своему любит жену и дочь, он не настолько одинок, как Гобсек, у него есть определенный круг знакомых, которые периодически его навещают, поддерживают добрые отношения. Но все же из-за своей непомерной скупости Гранде теряет всякое доверие к людям, в поступках окружающих он видит лишь попытки разжиться за его счет. Он только делает вид, что любит своего брата и заботится о его чести, на самом же деле делает лишь то, что ему выгодно. Он любит Нанетту, но все же бессовестно пользуется ее добротой и преданностью ему, беспощадно эксплуатирует ее.

Страсть к деньгам делает его совершенно бесчеловечным: смерти жены он боится из-за возможности раздела имущества.

Пользуясь безграничным доверием дочери, заставляет ее отказаться от наследства. Жену и дочь он воспринимает как часть своей собственности, поэтому его потрясает то, что Евгения посмела сама распорядиться своим золотом. Гранде не может жить без золота и по ночам часто пересчитывает свое богатство, спрятанное в кабинете. Ненасытная алчность Гранде особенно отвратительна в сцене его смерти: умирая, он вырывает из рук священника позолоченный крест.

В тот период, когда проходили события в произведении, очень значительное влияние на людей имели деньги и золото. Одна из героинь произведения, Виконтесса де Гранлье, не являлась исключением и для того, чтобы дать ей понять, что основное в человеческой жизни – это любовь и преданное сердце, а не количество желтого металла и денег, и была начата эта беседа. Здесь на весах судьбы стояла любовь.

В произведении, о котором идет разговор, Гобсек по описанию автора был не очень привлекательным человеком, с непонятной вековой категорией. Главной характерной чертой этого человека являлась прежде всего скупость. Он был достаточно богат, но, как не странно, постоянно себе всего жалел. Чем дальше, тем его скупость становилась больше, сильнее, и обладая собственным домом забитым различными дорогими вещами, он никогда не продавал их, потому что боялся продешевить.

После смерти ростовщика стало известно, что он оставил большое количество еды, которая уже потеряла срок своей годности и много чего такого, что не поддается здравой логике. Например, он проводил различные бизнес переговоры с торговцами, но никогда не доводил их до логического завершения, и только через то, что он не хотел идти на компромиссы. В результате Гобсек потерял все, в том числе и жизнь.
И не это главное в этом произведении. Важно здесь то, что Гобсек, как никто другой, знал и понимал, что неконтролируемая любовь к золоту уже не раз разрушала жизнь не только отдельным людям, но и целым семьям.

Примером тому может быть его постоянная клиентка графиня Ресто, которая ради своего молодого любовника заложила все семейные драгоценности. В этом случае жертвами стали дети, вернее, их будущее. Спасти ситуацию сумел ее муж, который воспользовался советом друга и составил соглашение с Гобсеком. И далеко не все такие истории заканчивались положительно.
Писатель показал ростовщика очень скупым и безжалостным, особенно к тем людям, которые закладывают свою собственность. Таким образом он открыл совсем другую сторону характера этого героя. Не смотря ни на что, все-таки в этом человеке где-то в глубине души сохранилась частичка порядочности.

Общие моменты и доводы Жилище является постоянным спутником жизни, привязывающим человека к своей тихой гавани. Без домашнего очага и уюта невозможно почувствовать себя полноценной, счастливой Читать далее

Жанр и история создания Иван Константинович Айвазовский — известный русский художник-маринист. Где бы ни находился живописец, он всегда делал наброски и писал морские пейзажи. Особую Читать далее

История создания Пьеса была написана в 1942—1944 годах, когда из Ленинграда драматурга эвакуировали в Сталинабад. Там, в Ташкенте Шварц написал сказку. Это было удивительно, так Читать далее

Суть душевности Люди, знаменитые в творческих кругах, постоянно акцентировали великолепие внутреннего мира человека. Они утверждали, что душа незаменима, тогда как эстетический внешний облик со временем Читать далее

Кто-то обходится скудным словарным запасом и ему этого вполне хватает в повседневной жизни, а иной находится в постоянном поиске новых средств для выражения чувств, открывая Читать далее

Разница между двумя началами Российская литература полна попыток дать ответ на вопрос о том, чем определены границы между двумя началами. Свои мысли по этому поводу Читать далее

Точность и широта изображения французской действительности сочетаются у Оноре де Бальзака с глубиной проникновения во внутренние закономерности общественной жизни. Он раскрывает классовые конфликты эпохи, обнажает буржуазный характер общественного развития Франции после революции 1789 года.

В образах коммерсантов, ростовщиков, банкиров и предпринимателей Бальзак запечатлел облик нового хозяина жизни – буржуазии. Он показал людей алчных и жестоких, без чести и совести, наживающих свои состояния путем явных и тайных преступлений.

В центре повести – богатый ростовщик Гобсек. Несмотря на миллионное состояние, он живет очень скромно и замкнуто. Гобсек снимает комнату, напоминающую монашескую келью, в мрачном сыром доме, бывшем прежде монастырской гостиницей. На внутреннем убранстве его жилища, на всем его образе жизни лежит печать строгой экономии и размеренности.

Бальзак использует детали портрета для раскрытия внутренней сущности своего героя. Во внешнем облике Гобсека неподвижность, мертвенность, отрешенность от всех земных, человеческих страстей сочетаются с чем-то хищным и зловещим. Пепельно-желтые тона и сравнения с драгоценными металлами дают понять читателю, что именно страсть к золоту уничтожила в нем человеческое начало, сделала его мертвым еще при жизни.

В повести изображена та социальная среда, в которой действует Гобсек, точно намечены два противоположных полюса современного ему общества. С одной стороны, бедняки, честные труженики, обреченные на унылое существование (белошвейка Фанни Мальво, стряпчий Дервиль), с другой – горстка богачей, проводящая дни в погоне за роскошью и наслаждениями (молодой граф де Трай, графиня де Ресто), чей моральный облик представлен в резко отталкивающем виде.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

На примере Гобсека Бальзак показывает, что деньги не только убивают человеческую личность, но и вносят разрушения в жизнь всего общества. Гобсек, замкнувшийся в своей келье, совсем не так безобиден, как это может показаться на первый взгляд. Его мораль:

Из всех возможных форм связи с людьми он сохранил только одну – отношения кредитора с должниками. И в этой роли он страшен. В холодную комнату Гобсека люди приходят с мольбой, но еще никому не удавалось тронуть сердце ростовщика. Источником обогащения Гобсека являются человеческие несчастья, пороки, нужда. Хищность и паразитизм Гобсека вызывают особенно глубокое возмущение, когда проявляются по отношению к честным людям, таким как Фанни Мальво и Дервиль.

Писатель мастерски показывает те разрушительные процессы, которые совершаются как в духовной, так и в материальной сферах буржуазного общества.

Читайте также: