Сочинение рассуждение на текст куприна

Обновлено: 05.07.2024

Какой должна быть настоящая любовь? К чему стремится по-настоящему любящий человек? Именно эти вопросы возникают при чтении текста А. И. Куприна.

Раскрывая проблему понимания сущности любви, автор знакомит нас с супругами: Николаем Алмазовым и Верой. Героиня отказывает себе во всём необходимом, чтобы создать для мужа-офицера необходимый для него комфорт. Стремясь помочь ему поступить в военную академию, Вера работает и его переписчицей, и чертёжницей, и репетиторшей. Это говорит о том, что смысл своей жизни Вера Алмазова видит в счастье мужа и делает всё для того, чтобы он не унывал и не падал духом.
Узнав, что у мужа возникла проблема с чертежом, когда он, чтобы скрыть кляксу, нарисовал на чертеже кусты, а теперь вынужден доказать на местности, что кусты там действительно есть, Вера предлагает посадить на этом месте за ночь кусты. Из этого примера следует, что любящий человек готов прийти на помощь суженому и решить его проблемы, лишь бы он чувствовал себя счастливым.
Оба примера, дополняя друг друга, подводят нас к мысли, что по-настоящему любящий человек готов пожертвовать всем ради благополучия избранника.

Авторская позиция заключается в следующем: настоящая любовь жертвенна. Но жертва должна быть добровольна и вытекать из самой сущности любви. Тот, кто любит по-настоящему, стремится сделать жизнь своего избранника счастливой. Он готов к постоянной самоотдаче, умеет отказаться от удовлетворения своих потребностей ради любимого человека.

Мне близка позиция автора. Действительно, сущность настоящей любви заключается в жертвенном служении близкому человеку. Эта жертва доставляет радость тому, кто жертвует, отказывается от самого необходимого ради возлюбленного.

Мы пришли к выводу, что суть настоящей любви заключается в жертвенном служении возлюбленному. Счастье избранника и его душевный покой – это высшая ценность для того, кто переживает подлинное чувство.

(1)Николай Евграфович Алмазов едва дождался, пока жена отворила ему двери, и, не снимая пальто, в фуражке прошёл в свой кабинет. (2)Жена молча пошла следом за мужем. (3)В кабинете Алмазов простоял с минуту на одном месте, глядя куда-то в угол. (4)Потом он выпустил из рук портфель, а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами.

(5)Алмазов, молодой небогатый офицер, слушал лекции в Академии генерального штаба. (6)Он сегодня представлял профессору практическую работу — инструментальную съёмку местности.

(7)До сих пор все экзамены шли благополучно, и только одному Богу да жене «Алмазова было известно, каких страшных трудов они стоили. (8)Само поступление в Академию казалось сначала невозможным. (9)Два года подряд Алмазов проваливался и только на третий упорным трудом одолел все препятствия. (10)Не будь жены, он, возможно, махнул бы на всё рукой. (11)Но Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нём бодрость. (12)Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти весёлым лицом. (13)Она отказывала себе во всём необходимом, чтобы создать для мужа хотя и дешёвый, но всё-таки необходимый для занятого человека комфорт. (14)Она бывала его переписчицей, чертёжницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой.

(15)Прошло минут пять тяжёлого молчания. (16)Наконец заговорила Вера:

— Коля, ну как же твоя работа? (17)Плохо?

(18)Он передёрнул плечами и не отвечал.

- (19)Забраковали твой план? (20)Скажи, всё равно ведь вместе обсудим.

(21)Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздражённо:

— Да, забраковали! (22)И это из-за какого-то поганого пятна.

— (23)Какое пятно, Коля? (24)Я ничего не понимаю.

— (25)Ах, ну обыкновенное пятно, зелёной краской. (26)Ты ведь знаешь, я вчера засиделся, устал, руки начали дрожать — и посадил на чертёж пятно. (27)Да ещё густое такое. жирное. (28)Стал подчищать и ещё больше размазал. (29)Думал я, что теперь из него сделать, да и решил кучу деревьев на том месте изобразить.

— (41)Но почему же он так уверенно говорит, что там нет кустов?

- (42)Какие ты детские вопросы задаёшь, Вера! (43)Да двадцать лет местность эту знает лучше, чем свою спальню.
есть на свете, да ещё немец вдобавок.
потому, что он вот уже (44)Педант, какие только
(45) Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать.

(46) Муж и жена долго сидели в тяжёлом раздумье, не произнося ни слова.
(47)Вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла

— (48)Слушай, Коля, нам надо сию минуту ехать! (49)Одевайся скорей.

(50)Николай Евграфович весь сморщился, точно от невыносимой физической боли.

(51)Ах, не говори, Вера, глупостей. (52)Неужели ты думаешь, я поеду оправдываться и извиняться?

— (53)Никто тебя не заставляет ехать с извинением. (54)А просто, если там нет таких дурацких кустов, то их надо посадить сейчас же.

(55)Когда Алмазовы приехали к садовнику, белая петербургская ночь уже разлилась по небу и в воздухе синим молоком. (56)Садовник был недоволен поздним появлением заказчиков и их необычной просьбой, и тогда Верочка рассказала ему подробно всю историю с злополучным пятном. (57)Садовник слушал сначала недоверчиво, но, когда Вера дошла до того, как у неё возникла мысль посадить куст, он сделался внимательнее.

(58)Какие изволите посадить кусты? — только спросил он.

(59) Остановились на кустах сирени.

(60) На другой день Вера никак не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. (61)Она ещё издали, по одной походке узнала, что история с кустами закончилась благополучно. (62)Алмазов был весь в пыли и едва держался на ногах от усталости и голода, но лицо его сияло торжеством.

(72)Но Вере было мало того, что он рассказал. (73)Она интересовалась самыми мельчайшими деталями: какое было выражение лица у профессора, каким тоном он говорил про свою старость, что чувствовал при этом сам Коля.

(74)И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь. (75)Прохожие с недоумением останавливались, чтобы ещё раз взглянуть на эту странную парочку.

(76)Николай Евграфович никогда с таким аппетитом не обедал, как в этот день. (77)После обеда, когда Вера принесла Алмазову в кабинет стакан чаю, — муж и жена вдруг одновременно засмеялись и поглядели друг на друга.

— (78)Ты — чему? — спросила Вера.

— (79)Да так, глупости. (80)Вспомнилась вся эта история с сиренью. (81)А ты?

— (82)Я тоже про сирень. (83)Она теперь будет навсегда моим любимым цветком.

(1)Николай Евграфович Алмазов едва дождался, пока жена отворила ему двери, и, не снимая пальто, в фуражке прошёл в свой кабинет. (2)Жена молча пошла следом за мужем. (3)В кабинете Алмазов простоял с минуту на одном месте, глядя куда-то в угол. (4)Потом он выпустил из рук портфель, а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами.

(5)Алмазов, молодой небогатый офицер, слушал лекции в Академии генерального штаба. (6)Он сегодня представлял профессору практическую работу — инструментальную съёмку местности.

(7)До сих пор все экзамены шли благополучно, и только одному Богу да жене Алмазова было известно, каких страшных трудов они стоили. (8)Само поступление в Академию казалось сначала невозможным. (9)Два года подряд Алмазов проваливался и только на третий упорным трудом одолел все препятствия. (10)Не будь жены, он, возможно, махнул бы на всё рукой. (11)Но Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нём бодрость. (12)Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти весёлым лицом. (13)Она отказывала себе во всём необходимом, чтобы создать для мужа хотя и дешёвый, но всё-таки необходимый для занятого человека комфорт. (14)Она бывала его переписчицей, чертёжницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой.

(15)Прошло минут пять тяжёлого молчания. (16)Наконец заговорила Вера:

— Коля, ну как же твоя работа? (17)Плохо?

(18)Он передёрнул плечами и не отвечал.

— (19)Забраковали твой план? (20)Скажи, всё равно ведь вместе обсудим.

(21)Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздражённо:

— Да, забраковали! (22)И это из-за какого-то поганого пятна.

— (23)Какое пятно, Коля? (24)Я ничего не понимаю.

— (41)Но почему же он так уверенно говорит, что там нет кустов?

— (42)Какие ты детские вопросы задаёшь, Вера! (43)Да потому, что он вот уже двадцать лет местность эту знает лучше, чем свою спальню. (44)Педант, какие только есть на свете, да еще немец вдобавок.

(45) Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать.

(46) Муж и жена долго сидели в тяжёлом раздумье, не произнося ни слова. (47)Вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла.

— (48)Слушай, Коля, нам надо сию минуту ехать! (49)Одевайся скорей.

(50)Николай Евграфович весь сморщился, точно от невыносимой физической боли.

— (51)Ах, не говори, Вера, глупостей. (52)Неужели ты думаешь, я поеду оправдываться и извиняться?

— (53)Никто тебя не заставляет ехать с извинением. (54)А просто, если там нет таких дурацких кустов, то их надо посадить сейчас же.

(55)Когда Алмазовы приехали к садовнику, белая петербургская ночь уже разлилась по небу и в воздухе синим молоком. (56)Садовник был недоволен поздним появлением заказчиков и их необычной просьбой, и тогда Верочка рассказала ему подробно всю историю с злополучным пятном. (57)Садовник слушал сначала недоверчиво, но, когда Вера дошла до того, как у неё возникла мысль посадить куст, он сделался внимательнее.

— (58)Какие изволите посадить кусты? — только спросил он.

(59) Остановились на кустах сирени.

(60) На другой день Вера никак не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. (61)Она ещё издали, по одной походке узнала, что история с кустами закончилась благополучно. (62)Алмазов был весь в пыли и едва держался на ногах от усталости и голода, но лицо его сияло торжеством.

(72)Но Вере было мало того, что он рассказал. (73)Она интересовалась самыми мельчайшими деталями: какое было выражение лица у профессора, каким тоном он говорил про свою старость, что чувствовал при этом сам Коля…

(74)И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь. (75)Прохожие с недоумением останавливались, чтобы ещё раз взглянуть на эту странную парочку.

(76)Николай Евграфович никогда с таким аппетитом не обедал, как в этот день. (77)После обеда, когда Вера принесла Алмазову в кабинет стакан чаю, — муж и жена вдруг одновременно засмеялись и поглядели друг на друга.

— (78)Ты — чему? — спросила Вера.

— (79)Да так, глупости. (80)Вспомнилась вся эта история с сиренью. (81)А ты?

— (82)Я тоже про сирень. (83)Она теперь будет навсегда моим любимым цветком…

*Александр Иванович Куприн (1870-1938) — русский писатель, переводчик.

Примерный круг проблемАвторская позиция
1. Проблема понимания сущности любви. (Какой должна быть настоящая любовь?)1. Настоящая любовь жертвенна, но это должна быть добровольная жертва. Любящий человек старается сделать жизнь своего избранника счастливой, даже ценой отказа в удовлетворении собственных потребностей. Любовь требует постоянной самоотдачи.
2. Проблема ценности поддержки друг друга в браке. (Почему в браке важно поддерживать друг друга?)2. Супружеская поддержка придает человеку сил справляться с трудностями.
3. Проблема достижения счастья в браке. (Когда люди могут быть счастливы в браке?)3. Достижение счастья в браке возможно при стремлении сделать жизнь любимого супруга лучше.
4. Проблема формирования отношения к другому человеку. (На основании чего формируется наше отношение к другому человеку?)4. Часто на формирование нашего отношения к другому человеку оказывает влияние наше настроение. В дурном расположении духа люди кажутся нам недостаточно добрыми и славными. Отношение к человеку может измениться при перемене настроения в лучшую сторону.
5. Проблема понимания женской мудрости. (В чем заключается женская мудрость?)5. Женская мудрость заключается в умении стать для избранника настоящим помощником и другом, который поддержит в любой ситуации и словом и делом, проявит изобретательность в решении сложной жизненной проблемы.
6. Проблема определения причин, заставляющих человека совершить обман. (Что заставляет человека пойти на обман?)6. Совершить обман героиню заставляет желание помочь супругу, поддержать его в трудную минуту, а героя – желание достичь поставленной цели и отплатить профессору за его педантизм.

Пример сочинения ЕГЭ по проблеме №2: Проблема ценности поддержки друг друга в браке

Каков секрет счастливой семейной жизни? Этот вопрос волнует многих, ведь ежегодно в мире заключается огромное количество браков, но по-настоящему счастливы в них далеко не все. Александр Иванович Куприн в своем тексте поднимает проблему ценности поддержки друг друга в браке.

Вера Алмазова проявила изобретательность в очередной непростой жизненной ситуации Николая: она предложила посадить кусты на том месте, где они располагались в работе мужа. И это сработало. У Николая Евграфовича поднялось настроение, он был поистине счастлив, что его проблема решилась. И все это благодаря жене, которая подсказала, как поступить в данной ситуации.

Оба примера, дополняя друг друга, помогают читателю понять, насколько важна поддержка в брачной жизни.

Нельзя не согласиться с автором. В браке людям необходимо делиться со своими неудачами, проблемами, а не пытаться решить их в одиночку. Нужно доверять друг другу, совместно находить выход из сложившихся сложных ситуаций, не бояться просить помощи и поддержки. Тогда супружество будет гармоничным, а люди в нем – счастливыми.

Таким образом, одной из составляющих успешного брака является поддержка друг друга в трудные жизненные моменты, умение приободрить, подсказать, подобрать нужные слова, когда это необходимо.

Гюстав Доре. Отец, мне помощи уже не нужно.

Гюстав Доре. Отец, мне помощи уже не нужно.

Вступление

Равнодушие людей не только наносит урон духовному развитию человека, оно часто становится опасным для окружающих, в особенности тех, которые просят о помощи. Безразличное отношение к жизни свидетельствует об абсолютном отсутствии у человека интереса к окружающей его действительности, крайне спокойном восприятии происходящих вокруг человеческих трагедий.

Проблема

Комментарий

Авторская позиция

После прочтения становится понятно, что люди проповедуют совершенно безнравственную, аморальную жизненную позицию. Автор старается напомнить читателю, что равнодушие, эгоизм, себялюбие – одни из самых ужасных грехов. Концовка находится за пределами текста, но вполне возможно, что человек, которому так безразлично отказали в помощи, погиб.

Своя позиция

Полностью поддерживаю позицию автора текста. Равнодушное отношение – причина множества несчастий, которых можно было не допустить. И в наше время люди часто предпочитают притихнуть в квартирах, когда слышат душераздирающие крики о помощи за стенами своего жилища. Об этом стоит напоминать людям, потому что может случиться так, что когда-нибудь они сами окажутся в ситуации, когда окружающим будет безразлична их жизнь.

Аргумент №1

Аргумент №2

Заключение

Равнодушие сродни омертвению души. Если оно поселилось в сердце человека, это плохо отразится на здоровье его внутреннего мира и эмоций. Нужно всеми силами искоренять безразличие в обществе, иначе оно приведет к скорой гибели человечества. Стоит всегда помнить, что на месте оказавшихся в непростой жизненной ситуации может оказаться каждый из нас. И если мы сейчас проявим отзывчивость и внимание к проблемам близких, доброта непременно вернется к нам в лице неравнодушных к нашему благополучию людей.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста Игоря Григорьевича Милославского: "Союзы, будучи служебными словами, то есть не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетаний, остаются всё же словами, то есть имеют не только форму, но и значение".

В русском языке принято делить все части речи (за исключением междометий, которые занимают промежуточное положение) на самостоятельные и служебные. К служебным частям речи относятся и союзы, которые служат для связи однородных членов или частей сложного предложения.

Казалось бы, служебные части речи не имеет самостоятельного значения. Но ученый И. Г. Милославский утверждает, что это не так. Я с ним согласен. Наблюдение за текстом убеждает меня, что совсем не одно и то же, какой союз следует использовать в том или ином случае.

Таким образом, мы видим, что союзы в речи, даже выполняя одну и ту же функцию связи, всё же не являются одинаковыми, но каждый из них придаёт какое-то значение предложению в целом.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложения 45 текста: "Он плакал до тех пор, пока сон не охватил его своими широкими объятиями. "

Всегда тяжело бывает человеку, когда он оказывается в незнакомой ситуации. Вот и в отрывке из произведения Александра Ивановича Куприна говорится о мальчике Буланине, который перешел в новую школу или гимназию и очень боялся, что другие мальчики не примут его. Мы видим это из предложения 3: "Буланин вздрогнул и поднял глаза". Можно сделать вывод, что герой был очень напуган. Поэтому он так обрадовался, когда незнакомый мальчик восхитился его пуговицами, и охотно предложил новому знакомому попытаться эти пуговицы оторвать.

Другие ребята тоже приняли участие в забаве, но Буланин не сопротивлялся, а наоборот, радовался, что вокруг него много ребят. Он осознал, что был неправ, только вечером. Нехорошо ему стало уже после того, как второгодник Грузов все-таки сумел выдернуть пуговицу вместе с кусочком ткани. Буланин понял, что его красивый костюм испорчен безвозвратно. А ведь его мама так старалась одеть любимого сына как можно лучше и очень много времени провела, стараясь сшить курточку и пришить красивые пуговицы.

9.3 Как вы понимаете значение выражения НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?

Нравственный выбор - это выбор, который делает человек, основываясь на своих моральных убеждениях. Это может быть выбор между тем, остановить ли знакомого, который совершает нехороший поступок, или просто отвернуться. Или выбор между тем, стоит ли защитить малыша, которого обижают старшие ребята, или тоже просто сделать вид, что ничего не заметил.

Нравственный выбор часто бывает очень тяжелым, ведь для того чтобы принять правильное решение, нужно пожертвовать чем-то, что тебе дорого и нравится.

В отрывке из произведения Куприна такой выбор стоит перед новичком Буланиным. Он очень боится своих новых одноклассников; ему тревожно, что, может быть, они будут его обижать. Поэтому он охотно соглашается позволить им попытаться оторвать пуговицу от курточки. Его нисколько не беспокоит, что мальчики пытаются испортить его вещь. Он рад, что вокруг него много ребят. Буланин не думает о том, что эту курточку сшила ему мама, что у них мало денег, что маме пришлось много трудиться для того, чтобы красиво нарядить своего сына в школу. Получается, что Буланин, предложив ребятам портить его вещь, которая с такой любовью была сделана мамой, как бы предал её. Об этом говорится в предложении 39. Вечером, плача в своей кровати, мальчик понял, что он сделал неправильный выбор.

Такое случается время от времени со всеми людьми. Иногда мы совершаем ошибки из-за того, что мы не подумали, иногда из-за малодушия. Потом мы стыдимся таких поступков. Так, например, однажды, лет 10 назад, я вместе с

моей подругой смеялась над одной девочкой, которая была младше нас. Нам казалось очень забавным дразнить её. А это девочка заплакала. Я с самого начала думала, что веду себя нехорошо, что это непорядочно, но я боялась испортить отношения с подругой. Потом не было очень стыдно.

Читайте также: