Сочинение рассуждение на морально этическую тему 9 класс презентация

Обновлено: 04.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация призвана помочь учащимся закрепить композицию написания сочинения - рассуждения (тезис, аргументы, вывод). Усвоение основных способов толкования тезиса(синонимияеский способ, способ отрицательного описания, описательный способ, начать с вопроса и ответить на данный вопрос, начать с небольшого рассуждения об актуальности данного этического понятия) .Что значит дать толкование тезиса? Клише для вступительной, аргументационной и заключительной частей сочинения.

Урок русского языка в 9 классе.

Композиция сочинения-рассуждения -Тезис -Аргументы (доказательства) -Вывод

Композиция сочинения-рассуждения

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 Ценить что-то — значит считать это важным; ценности – это то, что важно для человека в определенном контексте; все, что дорого человеку, может быть названо ценностью. Ценности – это то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл. Жизненные ценности - это то, что является приоритетом для той или иной личности.

Ценить что-то — значит считать это важным;

ценности – это то, что важно для человека в определенном контексте;

все, что дорого человеку, может быть названо ценностью.

Ценности – это то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл.

Жизненные ценности - это то, что является приоритетом для той или иной личности.

Основные жизненные ценности создание своего дома, семейного очага отношения с людьми; любовь к родителям, к своей родословной наличие хороших друзей; материально обеспеченная жизнь; любовь; свобода; здоровье; интересная работа; активная деятельная жизнь; красота природы и искусства; творчество; познание; уверенность в себе.

Основные жизненные ценности

раскрыть понятие

дать характеристику

сказать другими словами

Дать толкование слова – значит …

установить смысл слова

15.3. Толкование значения слова

Основные способы толкования слова.

Клише для вступления

Комментирование определения Вопросы, помогающие оформить комментарий:

Клише для аргументационной части

  • Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (примерах из текста).
  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту.
  • В тексте (фамилия автора ) можно найти пример, подтверждающий мою мысль ( мой тезис ).
  • Предложение … подтверждает мысль о том, что …
  • Примеры (слово - понятие ) можно встретить и в жизни.
  • В подтверждение приведу пример из жизни.

Клише для заключения

Трифон Петрович Поликарповна

Духовные ценности Материальные ценности

Бескорыстная помощь Корысть

Добрая память Собственная выгода

Вера в человека Жажда наживы

Добрые отношения Деньги

Задания по группам 1 группа пишет комментарий к данному тезису; 2 группа приводит первый аргумент; 3 группа приводит второй аргумент; 4 группа пишет вывод.

Задания по группам

  • 1 группа пишет комментарий к данному тезису;
  • 2 группа приводит первый аргумент;
  • 3 группа приводит второй аргумент;
  • 4 группа пишет вывод.

Домашнее задание

Осуществить взаимопроверку : проверить работу, выставить баллы по критериям.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Факультативное занятие в 9 классе по подготовке к написанию сочинения-рассужд.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Факультативное занятие в 9 классе по подготовке к написанию сочинения-рассужд.

Композиция сочинения-рассуждения: 1.Вступление. Тезис. Формулировка определен.

Композиция сочинения-рассуждения: 1.Вступление. Тезис. Формулировка определения и комментарий к нему. 2. Основная часть. Доказательства. Два примера-аргумента. 3. Заключение. Вывод. Каждую часть пиши с красной строки!

Тезис Вывод Пример из прочитанного текста Пример из жизненного опыта

Тезис Вывод Пример из прочитанного текста Пример из жизненного опыта

Вступление. Тезис. По условию задания в качестве тезиса берём сформулированно.

Вступление. Тезис. По условию задания в качестве тезиса берём сформулированное нами определение. Способы толкования ЛЗС: Понятийный. Дружба – это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Синонимичный. Человечность – это гуманность, человеколюбие. Описательный. Добро – всё положительное, хорошее, полезное. Комбинированный. Сострадание – это жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем или бедой другого человека или животного.

Комментарий. Данное определение нужно прокомментировать, т.е. дать объяснение.

Комментарий. Данное определение нужно прокомментировать, т.е. дать объяснение, пояснительные замечания. Смысл комментирования заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.

Пример: Добро – это искренние поступки, направленные на помощь близкому или н.

Пример: Добро – это искренние поступки, направленные на помощь близкому или незнакомому человеку, животному или растению. Человек, который совершает добрые поступки, будет счастлив только от того, что он кому-то помог. А тот, кому помогли, через всю жизнь пронесёт в сердце благодарность и веру в добро. Важно помнить о том, что добро – основа мира на всей планете.

Переход к рассуждению. Связать вступление с основной частью можно с помощью р.

Переход к рассуждению. Связать вступление с основной частью можно с помощью речевых клише: Попробуем разобраться в смысле этого понятия. Как можно понять это определение? Попробуем объяснить данное определение.

Основная часть. Аргументы. В основной части аргументируется тезис. Необходимо.

Основная часть. Аргументы. В основной части аргументируется тезис. Необходимо привести 2 примера-аргумента: из указанного текста; 2) из жизненного опыта (случай, действительно имевший место в жизни автора; свидетельство очевидцев.) Примеры должны: *соответствовать данному понятию; *иллюстрировать данное определение.

Включение примеров Речевые клише: Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к те.

Включение примеров Речевые клише: Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту (автор). Предложение… подтверждает мысль о том, что… Примеры (понятия) можно встретить и в жизни. Это определение можно доказать на таком примере. В подтверждение приведу такие примеры из жизни.

Заключение. Вывод. Заключение, как и вступление, не должно превышать по объём.

Заключение. Вывод. Заключение, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть. Задача заключения – подвести итог, обобщить сказанное. Оно должно быть логически связано с предложенным изложением и не должно противоречить тезису и аргументам.

Начать заключение можно вводными словами: Значит, итак, следовательно, таким.

Начать заключение можно вводными словами: Значит, итак, следовательно, таким образом и др. или речевыми клише: Мы пришли к выводу… Подводя итог… Делая вывод из вышеизложенного…

Пример: Таким образом, мы убедились, что добро – это намеренная и бескорыстна.

Пример: Таким образом, мы убедились, что добро – это намеренная и бескорыстная помощь другому, а также действенная любовь к близким. Хотелось бы, чтобы в нашем мире его было как можно больше.

 Удачи на экзамене!

Удачи на экзамене!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 411 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.10.2016 3042
  • PPTX 260.6 кбайт
  • 35 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Андроненко Нина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал отражает все этапы написния сочинения-расссуждения на морально-этическую тему.

Задание 15.3. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. В задании 15.3 необходимо дать толкование какому-то нравственному определению (об этом понятии будет идти речь в тексте задания №1 - изложении) и, используя данное определение в качестве тезиса, написать рассуждение, взяв в качестве аргумента 1 пример из текста (по нему также выполняются задания 2-14) и аргумента 2 - пример из собственного жизненного опыта.

Задание 15.3. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.

В задании 15.3 необходимо дать толкование какому-то нравственному определению (об этом понятии будет идти речь в тексте задания №1 - изложении) и, используя данное определение в качестве тезиса, написать рассуждение, взяв в качестве аргумента 1 пример из текста (по нему также выполняются задания 2-14) и аргумента 2 - пример из собственного жизненного опыта.

2 пример (из жизненного опыта)

1 пример (из текста)

Толкование значения слова

Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему

Шаг 1. Работаем с изложением. Красота - это не только совершенство всех элементов тела , но и богатый мир мыслей и чувств . Внутренняя красота отражается и на внешнем облике. Нет ничего плохого в стремлении человека быть красивым. Нравственность этого стремления определяется тем, в какой мере эта красота выражает творческую сущность человека. Ярче всего красота человека проявляется тогда, когда он занят любимой деятельностью, которая подчеркивает лучшие свойства его личности. При этом его внешний облик как бы озарен внутренним вдохновением. Если внутреннее богатство создает человеческую красоту, то безнравственная деятельность эту красоту губит. Духовная пустота делает безликой внешность человека.

Шаг 1. Работаем с изложением.

Красота - это не только совершенство всех элементов тела , но и богатый мир мыслей и чувств . Внутренняя красота отражается и на внешнем облике.

Нет ничего плохого в стремлении человека быть красивым. Нравственность этого стремления определяется тем, в какой мере эта красота выражает творческую сущность человека. Ярче всего красота человека проявляется тогда, когда он занят любимой деятельностью, которая подчеркивает лучшие свойства его личности. При этом его внешний облик как бы озарен внутренним вдохновением.

Если внутреннее богатство создает человеческую красоту, то безнравственная деятельность эту красоту губит. Духовная пустота делает безликой внешность человека.

Типовые конструкции На мой взгляд, красота – это ….

Шаг 2.Работаем с текстом.

1 пример (из текста)

Например, в тексте . мы .

2 пример (из жизненного опыта)

Примеры проявления человеческой красоты можно встретить и в жизни. Так, …

Шаг 3. Пишем сочинение.

Что такое красота? Каждый ответит на этот вопрос по-своему. Я думаю, что красота человека — это не только привлекательная внешность, но и добрая душа. В тексте П. Васильева показано, что внешняя привлекательность далеко не всегда признак истинной красоты. И действительно, человек с лицом и фигурой голливудской звезды может оказаться чёрствым, бездушным и даже жестоким.

Таким образом, можно сделать вывод, что истинная красота человека в его душе, в делах и поступках.

Я думаю, красота — это люди, природа, произведения искусства. Вокруг нас много красивых вещей. В тексте П.Васильева описывается случай с мальчиком, который хотел помочь больной бабушке, а её внучка даже не заметила, что бабушка больна. В моей жизни тоже был такой случай: один мой знакомый очень спешил на футбол и даже не заметил, что его дедушке требуется помощь, поэтому его увезли в больницу. Это был некрасивый поступок. Таким образом, автор призывает нас быть внимательным к людям.

Я думаю, красота — это люди, природа, произведения искусства. Вокруг нас много красивых вещей.

В тексте П.Васильева описывается случай с мальчиком, который хотел помочь больной бабушке, а её внучка даже не заметила, что бабушка больна.

В моей жизни тоже был такой случай: один мой знакомый очень спешил на футбол и даже не заметил, что его дедушке требуется помощь, поэтому его увезли

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему 9.3.Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Презентация на заданную тему содержит 16 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Способы толкования слова 1.ОПИСАТЕЛЬНЫЙ Например: Нравственный выбор-это основанный на моральных ценностях выбор человеком модели своего поведения.

Способы толкования слова 2.СИНОНИМИЧЕСКИЙ Например: Нравственный выбор-это осознанно принятое человеком решение при ответе на вопрос,как поступить в сложной ситуации.

Способы толкования слова 3.ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Например: Нравственный выбор-это отсутствие духовной пассивности в сложной жизненной ситуации.

Способы толкования слова 4.ОТСЫЛОЧНЫЙ Например: Нравственный выбор-это выбор человека между добром и злом в вариативной ситуации.

Композиция сочинения 9.3. 1 абзац: определение слова и комментарий определения. 2 абзац:1 пример –аргумент из текста с комментарием. 3 абзац:2 пример-аргумент из жизненного опыта с комментарием. 4 абзац: заключение.

(21)Из нижних полок вынули книжки. (22)Я лично, никого не пустив, полез в пыльную полутьму. (23)Я вынимал моё помятое, изуродованное добро и плакал. (24)Всё общество собралось кругом и следило в скорбной тишине. (25)Повреждения оказались гораздо меньше ожидаемых и были вполне исправимы. (26)Коробки упали удачно. (27)Я хранил их до конца школы, а потом всю жизнь при всех переездах их хранили родители. (28)Спустя многие годы мы встретились с Мариком. — (29)А помнишь, у тебя тогда коробки с техникой за шкаф упали? (30)Так это я свалил, – вдруг признался он. (31)И в улыбке было больше удовлетворения, чем раскаяния. (32)Я раскрыл рот. (33)Помолчал. (34)Понял. (35)Но спросил: – А зачем? — (36)А так. – (37)Он пожал плечами. – (38)Завидно стало. (39)Я так не умел. (40)А чего, думаю, пусть и у него не будет. (41)Мы помолчали. — (42)А свалил на отца, – сказал он. — (43)Ты извини, я потом жалел, – сказал он. (44)Он был не первый такой из всех. (45)Он был первым из открывшихся. (46)И лучшим из них из всех. (47)Потому что остальные не жалели. (48)И я ему благодарен. (49)Я впервые заглянул за книжный шкаф, в тёмный угол, в пыльную глубину, куда проваливается лучшее, что у тебя есть. (50)И это нашёл, и это достал, и поправил, и оно уцелело. (51)Люби тех, кто кусает локти: они делают тебя выше. (По М. Веллеру*)

Пишем 1 абзац Попробуем разобраться в смысле данного фрагмента-далее записываем определение слова- комментарий,т. е. объяснение ,как это слово понимаете вы. Например: Попробуем разобраться в смысле данного фрагмента.Нравственный выбор-это основанный на моральных ценностях выбор человеком модели своего поведения.Я думаю,что это,в первую очередь,выбор между добром и злом;верностью и предательством,любовью и ненавистью,совестью и бесчестием.В подобных ситуациях человек оказывается очень часто.

Пишем 2 абзац Чтобы подтвердить сказанное ,обратимся к тексту(Ф.И.О. автора)-записываем пример из текста своими словами –даем пояснение к этому примеру. Например: Чтобы подтвердить сказанное ,обратимся к тексту Михаила Веллера.Повествователь сообщает,как в ситуации нравственного выбора оказывается друг рассказчика Марик.В детстве,находясь в гостях,он из зависти специально уронил коробку с пластилиновыми поделками,но,став,взрослым,нашел в себе силы признаться в этом поступке.В непростой нравственной ситуации Марик выбирает честность.

Пишем 3 абзац Примеры-аргументы из жизненного опыта: 1.пример-аргумент из читательского опыта; 2.исторические или научные факты; 3.высказывания известных людей; 4.высказывания специалистов(например:психологов); 5.результат личных наблюдений.

Примерный план сочинения-рассуждения 9.3. Попробуем разобраться в смысле данного фрагмента-далее записываем определение слова- комментарий,т. е. объяснение ,как это слово понимаете вы. Чтобы подтвердить сказанное ,обратимся к тексту(Ф.И.О. автора)-записываем пример из текста своими словами –даем пояснение к этому примеру. Проиллюстрировать это понятие можно и на примере литературы……………….. Надеюсь, мне удалось проиллюстрировать примерами верность данного мной определения.

Читайте также: