Сочинение рассуждение на морально этическую тему 10 класс

Обновлено: 05.07.2024

В части 15.3 ставится задача: написать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.

Среди понятий могут быть известные нравственные категории: дружба, материнская любовь, красота, доброта, человечность, самоотверженность, гордость, одаренность и другие.

Знакомимся с заданием. Как Вы понимаете значение выражения ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему "Что такое жизненные ценности", взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, второй - из Вашего жизненного опыта.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

План сочинения

1. Тезис и комментарий к нему.

а) из предложенного текста + микровывод;

б) из жизненного опыта + микровывод.

3. Вывод - заключение.

Надо так написать сочинение, чтобы комментарий, микровыводы и заключение-вывод не противоречили друг другу.

Критерии оценивания

Ответ на задание 15.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям:

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3)

Баллы

С3К1

Толкование значения слова

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его.

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его.

Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует.

С3К2

Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста.

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста.

Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта.

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента.

С3К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста.

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста.

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста.

С3К4

Композиционная стройность

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста.

В работе допущено две и более ошибки в построении текста.

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4

9

Текст Муравьёвой И. Жизненные ценности

Первичное написание сочинения

Как не надо писать сочинение "Жизненные ценности" (пунктуация сохранена)

Жизненные ценности - это то, что человек больше всего ценит в жизни: для кого-то это здоровье, а для многих это деньги, ведь на них можно купить все.
В тексте Муравьевой дед ценил покой девочки. Ему пришлось мерзуть помногу часов на морозе. Вряд ли внучка это оценит, ведь она маленькая, ничего не понимает, а потом, когда вырастит, жертвы забудет. Наверное, он очень ценил покой в семье.
В подтверждение приведу пример из СМИ. Часто по разным каналам обращаются к населению, чтобы помогли, перечислили средства на счет, чтобы вылечить больных детей. Значит, я прав: деньги важнее всего, сбросившись, вместе мы помогаем вылечить безнадежно больных.
Таким образом, деньги - одна из ценностей в жизни.

Работаем над композицией сочинения

ТЕЗИС – основная мысль, которая требует объяснения и доказательства

Предлагаем начать сочинение с риторического вопроса. Логично начать сочинение с подбора синонима к данному понятию. Избегаем формулировки: гордость - это когда. жизненные ценности – то, что.

АРГУМЕНТ 1

Переходом к аргументации будут следующие фразы-клише (шаблоны):
Прекрасным подтверждением этой мысли является текст.
Обращаясь к предложенному тексту нельзя не увидеть, что.
В данном тексте есть яркий пример.
Докажем это, обратившись к тексту.

АРГУМЕНТ 2

Переходом к аргументации будут следующие фразы-клише (шаблоны):
Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (примерах из текста).
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту.
В тексте (фамилия автора) можно найти пример, подтверждающий правильность моего определения ( мысли или тезиса)
Предложение . подтверждает мысль о том, что.
Примеры ( называем слово-понятие из задания) можно встретить в жизни.
В подтверждение приведу пример из жизни (из художественной литературы)

Вывод

должен быть логически связан с комментарием, аргументацией и микровыводами в конце второго и третьего абзацев. Используем вводные слова: итак, таким образом, следовательно.

Речевые формулы:

  • Мы пришли к выводу.
  • Подводя итог, можно написать, что.
  • Делая выводы из сказанного, мы видим.

Пробуем писать сочинение по схеме

Что такое жизненные ценности 2 (по исходному тексту Муравьевой Ирины Лазаревны)

Жизненные ценности-убеждения, принципы, ориентиры, приоритеты. Для каждого человека жизненные ценности свои. Они формируются в детстве и закладывают фундамент всей дальнейшей жизни. Это компас, который определяет не только судьбу человека, но и взаимоотношения с окружающими. Но несмотря на разность мнений, жизненные ценности -это те убеждения, которыми человек действительно дорожит.

Проиллюстрировать это понятие можно на примере из текста Муравьевой И.Л. В данном фрагменте описывается отношение дедушки к своей маленькой внучке. Он неподвижно ждал на холоде окончания прогулки девочки только для того, чтобы обеспечить ее спокойствие. Старик действительно любил свою внучку и готов был ради нее пожертвовать собственным здоровьем. Она для деда была смыслом жизни и главной ценностью, ради которой он готов сделать все, что угодно.

В "Песне про купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова можно найти пример, подтверждающий правильность моего тезиса. Главный герой этого произведения Степан Парамонович и вся его семья очень серьезно относились к чести, поэтому для них сильным ударом было бесчестье, нанесенное Кирибеевичем. Увидев свою жену в ужасном состоянии, купец заподозрил ее в недостойном поведении, но, выслушав оправдания Алены Дмитриевны, он ей поверил, так как знал, что она честная и верная женщина. Калашников считал своей обязанностью наказать опричника за его поступок и вернуть доброе имя своей семьи. Он прекрасно понимал, что не вернется живым с этого поединка, поэтому передает заботу о своей семье братьям. Важнейшими понятиями для членов семьи Калашниковых являются долг, верность и честь, ради которых они пожертвуют всем.

Следовательно, жизненные ценности – важные ориентиры, правила, от которых зависит принятие решения, смысл существования человека. Это принципы, которым человек следует всю жизнь.

С3К1-2б; С3К2-3б; С3К3-2б; С3К4-2б = 9 баллов

Что такое выбор

Как не надо писать сочинение "Что такое выбор?" (пунктуация сохранена)

Выбор – это принятие кем-либо одного решения из имеющегося множества вариантов. Человек часто оказывается в ситуации выбора: профессии, института, любимого человека и друзей. Человеку приходится отдавать одним ценностям и нормам, отвергая другие. Выбор приходится делать каждый день, даже если он незначительный.
Мальчик определялся с выбором профессии. Он выбирал ее на основе любимых предметов и его возможностей. В исходном тексте пацан боялся о своем будущем, но он сам не знал, чего хотел. Ему просто хотелось веселья.
В народной сказке "Колобок" у него был выбор убегать от деда с бабкой или не убегать. Так как он знал, что его хотят съесть, он решил бежать. Но на пути он встречал опасности, другие животные тоже хотели его съесть. Но он их перехитрял. И убегал от них. Но удача мне улыбнулась ему и его обманула и съела лиса. Какой бы выбор он не выбрал исход был один.
Иногда к выбору нужно относиться очень осторожно, ведь неправильный выбор может дорогого стоить.

Вариант 1 сочинения "Что такое выбор?"

Выбор – это осознанное принятие решений человеком, за которые он несет ответственность всегда, которые приводят к определенным последствиям. Если человек не умеет правильно делать выбор, он не сможет распорядиться своей жизнью, так как именно выбор определяет ситуацию. Правильный выбор зависит от силы воли: человек способен отказаться от желаемого сейчас в пользу будущей перспективы.

Аргумент 1+ МВ (микровывод)

В тексте Гришковца Е.В. главный герой испытывает большие трудности с самоопределением в жизни: он не может выбрать ничего конкретного, мечется от одного варианта к другому и хочет только "веселой, интересной, настоящей жизни". Встречаясь с мелкими проблемами, он сразу же меняет свое мнение и ищет новый вариант, с которым поступает также. МВ: Чтобы сделать правильный шаг, нужна стойкость духа, не позволяющая отступать от своей цели под натиском проблем.

Аргумент 2+МВ (микровывод)

В подтверждение своего тезиса приведу пример из романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Это, конечно же, выбор Швабрина. Он готов пожертвовать идеалами и принципами ради спасения жизни. Трагические события, связанные с пугачевским восстанием, помогают понять характер героя: став предателем, он думал только о спасении своей жизни, забыв о том, что присягал на верность отечеству, императрице. Он выбрал жизнь, поэтому поцеловал руку Пугачеву и стал служить самозванцу. Это выбор предателя.

Не только выбор профессии должен быть обдуманным, но и вообще любое событие в жизни должно соотноситься с нравственными нормами, принципами.

С3К1-2; С3К2-3; С3К3-2; С3К4-2 = 9 баллов

Вариант 2 сочинения "Что такое выбор?"

Выбор-это возможность или необходимость выбрать тот или иной вариант развития событий, путь в жизни. Выбор может быть весьма мучительным, ведь порой решение изменить нельзя, или крайне трудно, а иногда жизнь и вовсе не оставляет человеку выбора.

Главный герой текста Е.В. Гришковца стоит на распутье. Ему необходимо определиться с выбором профессии и учебного заведения, в чем ему препятствует отсутствие каких-либо стремлений:" Не знаю, чего я хотел. Ничего определенного". Для него все варианты казались одинаково непривлекательными. В словах "хотелось учиться не очень трудно", может быть, кроется нежелание преодолеть себя. Наверное, главному герою стоило сделать именно это и пойти, скажем, в медицинский. МВ: Выбор требует мужества, рассудительности, ведь правильный вариант может быть, на первый взгляд, неприятным, нежелательным.

А вот за меня будто сама жизнь сделала выбор. В пятом классе я был обучен программированию на Javascript моим учителем математики. Должно быть, это было ключевым событием в жизни, потому что оно определило мою будущую профессию раз и навсегда. Кажется, что у меня словно и не было выбора: настолько это заинтересовало. МВ: Порой происходит так, будто за нас решает его величество Случай.

Выбор определяет, как сложится наша жизнь в дальнейшем. Он может быть весьма мучительным, а может быть озарением: мое! Человеку, чтобы сделать выбор, требуется готовность встретиться с будущим лицом к лицу.

Что может человеку доставить радость? Да что угодно! Голодному – кусок хлеба. Жаждущему – глоток воды.

Бесприютному – кров для ночлега. Больному – здоровье. Бедному – богатство.

Все в мире относительно, поэтому и чувство радости не всегда бывает долгим. Что такое радость? Это состояние души в определенный момент какого-либо события.

Например, всем радостно, что закончился учебный год, даже отстающим ученикам. Завтра летние каникулы! Ура!

Но завтра и пересдача “хвостов” для второгодников,

Другой пример. Человек купил автомобиль. Он радостно едет по улицам города и ликует.

За ним едет велосипедист, который в бесконечной “пробке” вынужден дышать выхлопными газами. Вдруг, бац! На дороге выбоина.

Колесо пробито, крыло помято. Автомобиль увозит эвакуатор. Парень на велосипеде жмет на педали, вырывается на, высаженную лесопосадкой, обочину, и он уже не просто рад, а неимоверно счастлив.

Он слышит пение птиц, шелест листвы и дышит свежим, опьяняющим воздухом.

Когда человеку радостно, то он должен делиться этой радостью со всеми.

Если радоваться чему-то, что огорчает других, то это уже будет называться другим словом – эгоизм. Народная мудрость гласит: “На чужом несчастье счастья не построишь”.

Смысл слов этого изречения как будто понятен всем. Так почему же мы тогда так радуемся, когда, например, найдем кошелек с деньгами или документами? Ведь это же для кого-то несчастье.

Редко кто вернет кошелек его владельцу за “спасибо”. Все хотят пресловутого вознаграждения. И это в придачу к, прихваченным из кошелька, деньгам.

А что, если попробовать дарить людям радость просто так? Поздороваться с вредным соседом и вдруг понять, что не такой уж он и вредный. Успокоить, надоедливо хныкающего, малыша и понять, что не такой уж он и капризный.

Улыбнуться хамоватой продавщице и, услышав вслед приятные слова, понять, что не такая уж она и противная.

В конечном итоге ты понимаешь, как все-таки, черт возьми, приятно нести людям радость.

- Чтобы определить проблему, нужно задать вопрос: О чём текст? ( В тексте может быть 2-3 проблемы. Но вам нужно сформулировать только одну проблему . Выбор должен определяться ответами на 2 вопроса:1).Какая проблема находиться в центре внимания автора?

2). К какой проблеме вам проще подобрать весомые аргументы?)

- Проблема ( чего? ): воспитания, образования, патриотизма, героизма, смысла жизни, отцов и детей, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека, формирования личности…

- Типовые конструкции : - Автор размышляет над проблемой… ;

- Автор текста затрагивает проблему…

-В центре внимания автора проблема… ;

-Текст (имя, фамилия автора в Р.п.) заставил меня задуматься…;

-В тексте (ФИО автора Р.п.) поднимается проблема…

- Формы вступления : - проблемный вопрос(Что такое благородство?);

- общие сведения о проблеме;

- ссылка на авторитетное мнение по вопросу(проблеме);

-цитата из исходного текста, связанная с рассматриваемой проблемой.

2шаг . Комментарий к проблеме: рассказать, почему эта проблема сложная, актуальная ит.д.

Актуальна ли эта проблема в наши дни? Как часто мы с ней сталкиваемся? Почему эта проблема привлекла внимание автора? К какому типу проблем принадлежит? Что будет, если не решить эту проблему?

3 шаг. Авторская позиция. (Как автор относится к тому, о чём нам повествует?)

Вывод, к которому приходит автор текста .

- Средства выражения позиции автора: слова-маркеры (главное, самое важное :надо, нужно); оценочная лексика (Зло агрессивно и наступательно); средства выразительности (риторические восклицания) ; вводные слова (к счастью, к несчастью…) ; побудительные предложения .

- Типовые конструкции : Автор считает, что…; Автор призывает нас…; Автор убеждает нас в том, что..; Автор подводит читателя к выводу о том, что…; Автор осуждает (кого/что, за что… )

4 шаг. Моя позиция. (аргументы - доказательства) : а) 3 балла: 2 аргумента, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы. б) 2 балла: 2 аргумента, связанные с жизненным опытом, знаниями(пословицы, поговорки, афоризмы…) или привёл 1 пример из худ. литературы, публицистической или научной литературы. в) 1 балл: 1 аргумент, опираясь на жизненный опыт, на знания; г) 0 баллов- 0 аргументов.

5 шаг. Вывод. (Призыв, обращение к читателю; вопросительные предложения, риторические вопросы; использование цитат…): таким образом; следовательно; обобщая сказанное, можно сделать вывод..; итак…

1 этап. СОСТАВЛЯЕМ ПЛАН

А) Невероятный случай.

Б) История Тонких Николая.

В) Презрение людей – тяжкое наказание для человека.

2 этап. Выявить и сформулировать проблему . ( Вопрос-помощник: О чём текст?)

Проблема человеческой трусости.

3 этап . Прокомментировать проблему.

Проблема морально-этическая. Актуальна во все времена, волновала писателей разных

поколений и эпох. Трусость порождает в людях такие пороки, как: предательство, подлость.

4 этап . Позиция автора.

положительно относится к изображаемому ; отрицательно; осуждающе;

саркастически; неоднозначно; двойственно; скептически; иронически; с юмором,

Авторскую позицию нельзя назвать отстранённой. В.П.Песков эмоционально выра-

жает своё отношение к главному герою, Тонких Николаю, который испугался войны,

дезертировал и просидел на чердаке 20 лет. Писатель только один раз называет его

тира – презрение людей.

5 этап. Аргументация своего мнения по сформулированной проблеме.

С мнением (позицией, доводами) автора трудно (не) согласиться.

Нельзя (не) согласиться с мнением (точкой зрения, позицией, доводами) автора.

Нельзя не согласиться с автором в том, что трусость – один из страшных человечес-

Андрея Гуськова, его эгоизм и трусость стали причиной смерти матери и самоубий-

ства жены. Ярким примером проявления трусости является поступок Швабрина в

изменяет присяге и переходит на сторону Пугачёва. И в наше время не каждый спо-

собен преодолеть в себе страх за себя. Так,52-летний капитан Costa Concordia

Франко Скетинно покинул терпящее бедствие судно ещё до того, как закончилась

6 этап. Написать вступление и заключение.

ВСТУПЛЕНИЕ: Что такое трусость? Понтий Пилат, герой романа М.Булгакова

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Я считаю, что человек живёт один раз. И поэтому этот один раз

Проблема носит морально-этический характер. Она была актуальна во все времена, волновала писателей разных поколений и эпох. Ведь трусость порождает в людях такие пороки, как: предательство, подлость. Трусость влечёт за собой гибель человека как личности.

Я считаю, что человек живёт один раз. И поэтому этот один раз нужно прожить достойно.

Людям с детства прививается понятие о морали. По моему мнению, мораль - это те правила, и истина, которая должна сопровождать человека на протяжении жизни. Именно мораль делает человека выше животных существом. Ведь только человеку присущи понимание, сострадание, жалость, способность делать добро и ставить себя на место других людей. Мораль делает наш мир уютнее.

Можно попытаться представить мир без морали. В таком мире дети не уважают своих родителей, смеются над слабыми и немощными, те, кто нуждаются в поддержке, ее получают и самостоятельно справляются со своими бедами. В таком мире человек остается один на один со своим горем, потому что всем безразлично. Когда человеку больно - все обходят его стороной и никто не поинтересуется, что с ним случилось. Людям безразличны смерти, болезни, горе других людей, даже природные катаклизмы больше объединяет общество. В таком мире люди черствые и жестокие по отношению друг к другу и не видят ничего, кроме собственных нужд. Они завидуют друг другу, озлобленны, они только думают о том, чего не имеют и чего им стоит навредить ближнему.

Думаю, никто бы не захотел жить в таком мире. Зато жизнь, наполненная любовью и пониманием, вызывает большой восторг. Когда где-то у кого-то происходит горе - этот человек знает, что он сможет найти понимание у других людей. Человек может делиться своей радостью и своим счастьем, не заботясь о том, что кто-то плохо на него посмотрит.

Конечно, в современном мире бытует мнение, что общество черствеет и забывает о морали, что люди становятся злыми и бездушными, захваченные в плен информационных технологий. Но я так не считаю. Мне кажется, жестокость была во все времена. Просто сейчас у нас есть столько всего - Интернет, телевидение, радио - где все это получает широкое распространение и становится зримым в целом. О добрых делах (сочинение) принято молчать. Не зря говорят, что делай добро правой рукой так, чтобы левая об этом не знала. Настоящее добро - невидимое, видимо только для того, для чего это делается.

Мораль сплачивает людей, дарит им покой и гармонию, а также уверенность в жизни. Каждый человек должен стремиться к тому, чтобы стать высоконравственным человеком, но этого мало. В будущем мы должны приучать к этому своих детей, чтобы человеческие ценности оставались на высоком месте для общества. И даже без сомнений можно сказать, что мораль делает людей лучше, сплачивает их, а мир делает безопасным. К тому же, по моему мнению, основа морали - это уважение к человеку. А в мире, где каждый человек уважает кроме себя и окружающих, в таком мире жить гораздо легче, чем в мире, где каждый только сам за себя. Эгоистичность - это противоположность морали. Она портит человеческие отношения и убивает мораль. Она делает людей черствыми, бездушными и самоуверенными, такие люди не думают ни о ком, кроме себя. Думаю, никто не хочет жить в таком мире и никто не мечтает о подобной жизни. А значит, жить в окружении морали куда приятнее и интереснее: не страшно проявить себя, попасть в беду.

Когда все люди будут знать, что такое мораль и стремиться к ней, жить на нашей планете станет безопаснее.

Читайте также: