Сочинение рассуждение на лингвистическую тему таблица

Обновлено: 02.07.2024

Очень часто ученикам 7-9 классов средней школы дают задание написать сочинение на лингвистическую тему. Какова первостепенная цель этого упражнения? Задача состоит в том, чтобы научить школьников формулировать собственные размышления в письменном виде. Целью также является повышение их уровня владения грамматикой и усовершенствование способности применения орфографических правил русского языка. Чтобы сочинение-рассуждение на лингвистическую тему получило высокий балл, оно должно быть написано с применением определенного алгоритма и в соответствии с четкими, предъявляемыми к нему требованиями. В статье будет описан подробно процесс создания работы. В тексте будут также приведены некоторые темы лингвистических сочинений ГИА (2014 г.).

Формулировка задания

Как писать лингвистическое сочинение?

  1. Рассуждение на лингвистическую тему с соблюдением соответствующей структуры текста.
  2. Постановка высказывания, необходимого для развития темы.
  3. Аргументация собственной точки зрения, использующая пройденный материал.
  4. Логичное и последовательное выражение мыслей, лаконичные и четкие формулировки.
  5. Знание научной терминологии и уместное ее использование в тексте сочинения.
  6. Грамотность, соблюдение всех правил грамматики, пунктуации, стилистики и т.д.

Эти требования закреплены в методических пособиях для учителей русского языка и обязательны для соблюдения при проверке экзаменационной работы. Удачное сочинение должно отвечать каждому из них и при этом не быть шаблонным, выражать индивидуальные знания и опыт школьников. Поэтому даже использование прошлогоднего материала не гарантирует полную готовность к написанию лингвистического сочинения. Каждый раз для аттестации предлагается новое задание, достойное выполнение которого возможно лишь благодаря полноценной всеобъемлющей подготовке и отличному знанию материала школьного курса. Структура лингвистического сочинения
Построение текста сочинения учитывается экзаменатором в не меньшей степени, чем его содержание. При написании лингвистического рассуждения придерживайтесь такой архитектуры:

  1. Вступление.
    В этой части необходимо обозначить основной тезис, на котором базируется дальнейший ход мыслей автора сочинения.
  2. Основная часть.
    По объему превышает две другие части текста. Она должна содержать достаточное количество аргументов и примеров, их иллюстрирующих. Приводите примеры своими словами, но в любом случае не меньше двух на каждое описываемое явление.
  3. Вывод.
    Станет заключением вашего сочинения. Не забудьте упомянуть в нем ту же информацию, что во вступлении, но переформулировать ее.
  1. Тезис-вступление.
  2. Примеры-аргументы:
      Пример №1;
  3. Пример №2.
  4. Вывод-резюме.

Каждый раздел начинайте с нового абзаца, то есть в вашем сочинении их должно получиться не меньше трех. Пишем лингвистическое сочинение правильно
Тем не менее, не боги горшки обжигают, и вот уже несколько лет девятиклассники более-менее успешно проходят государственную аттестацию по русскому языку. Начните готовиться к ней заранее, и экзамен дастся вам без лишних сложностей. Во время подготовки учитывайте изложенные выше стандарты сочинения и пользуйтесь такой пошаговой инструкцией:

В заключение остается лишь пожелать вам плодотворной подготовки и успешной сдачи Государственной итоговой аттестации по русскому языку и другим предметам. В лингвистическом сочинении вам понадобится вспомнить и рассуждать о самых разных языковых понятиях и средствах, использовать их на практике. Как следует отдохните накануне, не нервничайте, выполняйте задание по порядку, и необходимая информация обязательно всплывет в памяти в нужный момент.

Структура

Так как писать сочинения на лингвистическую тему следует, придерживаясь определенных требований, необходимо знать, по какому принципу осуществляется выстраивание структуры текста. Далее рассмотрим основные элементы, характерные именно для этого вида изложения. Сочинение на лингвистическую тему включает в себя следующие части:

  1. Вступление (описывается тезис).
  2. Основной блок (здесь нужно доказать выдвинутую позицию с пояснениями и указанием примеров).
  3. Заключение (сделать вывод).

Далее будут приведены образцы сочинений на лингвистическую тему.

Сочинение на лингвистическую тему — Категория состояния — Морфология и орфография. Культура речи

Цели: учить писать сочинение на лингвистическую тему; продолжить формирование представления о русском языке как системе; совершенствовать умение разграничивать категорию состояния, наречие и краткое прилагательное.

Личностные УУД. Воспитание умения принимать и доказывать собственную точку зрения. Познавательные УУД. Анализ языковых явлений. Обоснование гипотезы. Осознанное построение речевого высказывания в письменной форме. Расширение круга фоновых знаний. Коммуникативные УУД. Участие в коллективном обсуждении проблемы. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

I. Синтаксическая разминка. Учащиеся записывают предложение, выполняют синтаксический разбор. Один ученик работает на доске.

Язык никогда не устанавливается окончательно, но он непрестанно живёт и движется, развиваясь и совершенствуясь. (В. Г. Белинский)

II. Проверка домашнего задания. Один ученик записывает на доске морфологический разбор слова категории состояния, называет сказуемые в предложениях.

III. Работа с текстом. Учащиеся читают текст, находят предложение, в котором выражена основная мысль. Определяют, к каким частям речи принадлежат слова в высказывании, изобретённом Л. В. Щербой. Записывают имя учёного и название статьи, где категория состояния была выделена как часть речи. Учитель напоминает, что наименования (названия фильмов, спектаклей, книг) пишутся с большой буквы и в кавычках.

Термин “категория состояния” впервые был введён русским лингвистом, академиком Львом Владимировичем Щербой в статье “О частях речи в русском языке” (1928). Учёный рассуждал о значении самостоятельных частей речи, об их морфологических и синтаксических признаках. Автор статьи отдельно выделил слова категории состояния, отличающиеся от наречий и кратких прилагательных. В многочисленных трудах Щерба обращался к проблемам фонетики, орфографии, орфоэпии, лексикологии.

Льву Владимировичу принадлежит известная фраза “глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка”. Слова лишены лексического значения. Однако сохраняется принадлежность к какой-либо части речи и смысл предложения в целом понятен.

Обладая большим умом, способностью самостоятельно и творчески мыслить, Щерба внёс значительный вклад в отечественную науку и культуру. (По материалам Интернета)

Признаки слова как части речи Категория состояния — самостоятельная часть речи Категория состояния не является частью речи
Значение Обозначает состояние природы и человека Обозначает очень узкий круг явлений действительности
Морфологические признаки и морфемное строение Не имеет форм словоизменения (не изменяется) Во многих случаях слова категории состояния выражаются безличной формой глагола или наречиями
Синтаксическая роль Чётко выражена (всегда сказуемое)
Вывод Категория состояния — это часть речи, обозначающая состояние природы или человека Слова категории состояния не являются самостоятельной частью речи. Это особая группа слов (наречий и глаголов), выражающая состояние природы или человека

V. Написание сочинения.

Основной блок

Так как писать сочинения на лингвистическую тему следует, опираясь на приведенную выше схему, то нужно знать, что основная часть сочинения наиболее объемна по сравнению со вступлением и заключением. При её изложении необходимо:

  • Пояснить значение слов лингвиста в личном понимании.
  • Подтвердить грамматические и лексические проявления русского языка на основании минимум двух высказываний.

Для изложения основной части могут быть использованы следующие темы сочинений на лингвистическую тему:

  1. Понятие лексики. Пояснение первой части утверждения Степанова Г. В.
  2. Понятие грамматики. Пояснению второй части утверждения Степанова Г. В.
  3. Взаимосвязанность грамматики с лексикой.

Для того чтобы темы сочинений на лингвистическую тему были раскрыты полностью, могут быть полезны информационные материалы и шаблоны.

Понятие лексики. Пояснение первой части утверждения Степанова Г. В.

Понятие грамматики. Пояснение ко второй части утверждения Степанова Г. В.

Сочинение на тему на лингвистическую тему 7 класс по русскому языку

Взаимосвязанность грамматики с лексикой

Советский академик Степанов Г. В. говорит о единстве формы языка и его содержания. Культурное развитие мышления неразрывно связано со становлением речи. Именно поэтому связь грамматики и лексики становится очевидна. Знание основ синтаксиса, морфологии, также как и богатый словарный запас, помогают человеку ярко и ясно излагать свои мысли. Всё это говорит о тесной, прочной взаимосвязи двух дисциплин, не смотря на то, что они являются разными сторонами языка. При этом грамматические и лексические проявления в тексте могут находиться в следующих отношениях друг с другом:

  • соответствие;
  • несоответствие;
  • уточнение и дополнение.

ГИА по русскому языку

Формулировка части С принципиально изменилась в 2014 году. Напомним, что тогда нужно было написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

В ОГЭ 2020 года уже предлагается выбор одного из трёх заданий: раскрыть смысл высказывания с опорой на лингвистический материал, или объяснить смысл финала текста, или сформулировать и прокомментировать значение морально-этического понятия.

Раньше в качестве тезиса для сочинения-рассуждения предъявлялись слова одного лингвиста и нужно было действовать по образцу, приводя только примеры из попавшегося на экзамене текста. Ныне лингвистическая цитата может быть любой по содержанию, принадлежать разным писателям, лингвистам. Ясно, что так сложнее подготовиться, потому что присутствует эффект неожиданности: а вдруг попадётся то, что будет непонятно.

Давайте попробуем найти способ подготовки к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. Бесспорно, главное, что может выручить, — поиск интересных слов и выражений в данном тексте (лексический уровень). Вы, должно быть, легко узнаете синонимы, фразеологизмы, устаревшие и новые слова. Вероятно, сможете отыскать слова в переносном значении: олицетворения, метафоры, эпитеты. Обратите внимание на тестовые задания. В них тоже можно увидеть подсказки.

Не забудьте о трёхчастной композиции своего рассуждения: вначале тезис (позиция автора и своё отношение к ней), затем аргументация, состоящая из двух примеров, и вывод. Каждая часть начинается с красной строки. Как вариант, можно центральную часть разбить на два абзаца, выделив отдельно каждый пример.

Что такое аргумент и как его ввести в сочинение? Аргумент — это пример, который соответствует выдвинутому тезису и доказывает его справедливость (цель аргумента: воздействие, внушение для правильного понимания какой-либо идеи). Можно процитировать пример из текста или указать в скобках номер того предложения, которое служит иллюстрацией тезиса.

Попробуем оценить сложность задания. Для этого обратимся к материалам для подготовки к экзамену — сборнику типовых экзаменационных вариантов под редакцией И.П. Цыбулько.

Тест 4

(5)Больных она определяла сразу: по цвету лица, по воспалённому блеску глаз, по движению и походке. (6)Она не могла пройти мимо человека, который недомогал.

— (7)Это уж моя болезнь, — говорила мама.

— (8)У-у, как вы дышите! — обращалась она к одному. — (9)Не помогать сердцу — это варварство, бескультурье.

— (10)Зачем вы стараетесь превозмочь болезнь на ногах? — обращалась к другому. — (11)Имейте в виду: конфликт с организмом не кончится в вашу пользу!

(12)Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими:

— (13)Себя не жалеют, так пожалели бы близких!

— (18)Необидное прозвище, — сказала мама. — (19)Но в бюро не может работать один человек. (20)Должно быть минимум два. (21)Ты понял?

— (22)Живёте на износ, бесценная наша, — сокрушался Гнедков. — (23)А те, ради кого вы изнашиваете себя, захотят ли вас ремонтировать в случае какой-либо жизненной аварии? (24)Ведь врачи, я догадываюсь, не только лечат, но и болеют.

(25)Порождать неверие в окружающий мир было болезненной страстью соседа с нижнего этажа.

— (26)Видел бы ваш покойный супруг! (27)Он-то ведь до этой своей болезни… нежил и баловал вас, как дитя!

(28)Нежность, однако, не изнежила маму, а баловство не избаловало. (29)Она жила на износ так, будто износа быть не могло: она прятала усталость, а поступки не выдавала за подвиги.

— (30)Врач — не только профессия, но и образ жизни, — уверяла она.

(31)И бюро добрых услуг продолжало действовать.

Пример сочинения-рассуждения

Тест 32

(1)Я резко обернулась и увидала дикое: молча, злобно, неумело Сева Агапов колотил Аллочку Ощепкову, а та сопротивлялась точно кошка — так же молча, злобно и неумело.

(2)Я подскочила к Севе, встряхнула его, чтобы он опомнился, пришёл в себя, дёрнула за руку, и без всякого перехода, с той же яростью Сева стал бить по моей руке свободным кулаком, грязно ругаясь.

(3)Я, ошеломлённая, приговаривала на его удары:

— (4)Сева! (5)Севочка! (6)Сева!

(7)Сильным драчливым движением он обрушился всем телом на мою руку и вырвался.

(8)Дверь хлопнула, а я заплакала. (9)От неожиданности, страха, бессилия. (10)3авыла полный голос. (11)Что делать, я тогда была начинающим учителем и часто плакала. (12)Мне многое было внове, а это — страшней всего — недетская детская брань.

(13)Теперь-то, десять лет спустя, пройдя многое и хлебнув разного, отвыкнув от слез и привыкнув к жёсткости подлинной правды, я твердо знаю, что учитель должен уметь погрузиться в человека и не всегда — далеко не всегда! — там, в глубине, найдет он благоухающие цветы, порой бывает как раз наоборот. (14)Но не надо пугаться! (15)Надо браться за дело, закатав рукава. (16)Надо брать в руки мотыгу и, несмотря на тягость и грязь, спотыкаясь, заходя в тупики и снова возвращаясь, осушать болото, пока на его месте не зацветут сады!

(17)Нет стыдных положений, есть стыдное — или стыдливое — отношение к делу, и я не раз ощущала особый прилив чистоты и ясности, с упоением вышвыривая из самых потайных закоулков детских душ дрянное, подлое, низменное, которого, кстати сказать, не так уж и мало едва ли не в каждом человеке.

(18)Испуг и паника не самый лучший выход из положении для учителя, который услышал ругань или увидел гадость. (19)Давай-ка за дело, да лучше втихомолку, но по-настоящему, без суеты и восклицаний!

(20)Самое тяжкое а учителе, самое неизлечимое — коли он трясется за свой престиж, боится признать ошибку да еще в ошибке упрямится. (21)Этот камень тяжек, и самый для учителя тяжкий грех валить, пользуясь авторитетом профессии, с больной головы на здоровую, да ещё ежели голова эта малая, ученическая…

(22)Повторю снова, что это — мое нынешнее понимание проблемы, когда слёзы мои пересохли, но не оттого, что иссяк родник, а оттого, что стала сдержаннее, а любовь моя разумней и сердце, выходит, опытней.

(23)Тогда же Севина брань — точно залпы расстрела.

Пример сочинения-рассуждения

Можно сделать вывод: без фразеологизмов, привычных и знакомых всем нам с детства, не обойтись в повседневной речи.

Требования, предъявляемые к подтверждающим выдержкам

Выбирая лингвистические темы для сочинений, учащиеся должны понимать, каким образом они будут аргументировать описываемый тезис по цитатам из текста. При этом используемые выдержки должны соответствовать следующим требованиям:

  • Количество примеров должно быть не менее двух.
  • Выдержки должны быть взяты из указанного текста.
  • Приведенные примеры должны четко иллюстрировать различия грамматического и лексического проявления в языке.
  • Цитаты должны соответствовать и передавать значение указанного явления.

Включить примеры в текст сочинения без потери его целостности и связности можно с помощью следующих речевых шаблонов:

  • Для того чтобы подтвердить данное высказывание, обратимся к… предложению текста.
  • Четко проиллюстрировать названное грамматическое (лексическое) значение можно на примере… предложения данного текста.
  • Пример грамматического (лексического) проявления в тексте можно увидеть в предложении №…
  • Справедливость данного ввода можно подтвердить на примере… предложения, где автор текста использует такое грамматическое (лексическое) явления, как…
  • В подтверждение собственных суждений можно взять пример из… предложения предоставленного текста, ясно демонстрирующего данное грамматическое (лексическое) явление.
  • Рассмотрим… предложение, где используется такое грамматическое (лексическое) явление, как… Это подтверждает суждение о том, что…

Способы приведения аргументов

Иллюстрация лексического явления в тексте:

Иллюстрация грамматического явления в тексте:


Видеоуроки учителя русского языка и литературы Светланы Егоровны Басенко помогут вам научиться писать сочинение на лингвистическую тему. Ясно, четко, наглядно, умно, интересно!

Задание 15.1. Садись и пиши! (Подробные инструкции)

В каждом варианте КИМа будет своя (отличающаяся от других) тема сочинения - цитата учёного-языковеда, писателя или философа.

Чтобы понять её смысл, попробуйте найти ключевые слова , несущие основную смысловую нагрузку, - они подскажут, о чём писать в сочинении.

Структура сочинения-рассуждения


Цель написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему:

1) раскрыть понимание содержания приведённой в задании цитаты лингвистического характера;

2) убедить в своей правоте с помощью подобранных из текста примеров-аргументов, указав их роль в тексте.

Композиция (план) сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

I. Вступление : введение предложенной в задании цитаты, выражение согласия с компетентным мнением учёного-лингвиста (писателя, поэта, филолога, философа).

II. Основная часть :

1) теоретическое рассуждение, т.е. краткий комментарий к цитате (понимание смысла); (возможно сделать во вступлении);

2) доказательства (аргументы; языковой материал только из предложенного текста):

а) пример 1, соответствующий теоретическому рассуждению и иллюстрирующий языковое явление, его роль в тексте;

б) пример 2 и его роль в тексте.

III. Заключение (вывод).

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача заключения - подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам. Каждая часть сочинения пишется с красной строки.

Помните, что изложение и сочинение будут проверять эксперты. Поэтому необходимо писать не только ГРАМОТНО, но и АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, чтобы написанное можно было прочитать без труда.

Примерный алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Речевые клише

I. Вступление

- - Известный лингвист ( филолог, писатель, философ) (имя, фамилия автора) утверждает ( пишет, замечает): ". " (выпишите цитату из задания).

- Прав был лингвист (учёный, филолог, писатель, философ) (имя, фамилия автора), утверждавший, что ". " (вводится цитата).

- Трудно (нельзя) не согласиться с мнением компетентного человека, известного учёного-лингвиста (филолога, писателя, философа), утверждавшего, что ". " (вводится цитата).

- Используйте глаголы: (Автор) считает, утверждает, пишет, убеждает нас в том, что. ; вводные слова: по мнению. по словам.

II. Основная часть.

Переход к рассуждению . Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише:

- Попробуем разобраться в смысле этих слов.

- Я согласен с этим высказыванием.

- Как можно понять это высказывание?

- Попробуем объяснить данное утверждение.

- Это высказывание я понимаю так: .

- Что имел в виду писатель (учёный)?

- О чём же заставляет задуматься автор данного высказывания?

- Как понять смысл этих слов?

- Мне предстоит поразмышлять над этими словами.

- Задумаемся: что стоит за этими словами?

- Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

- Смысл этих слов (высказывания) я понимаю так: . (формулируется понимание смысла фразы из задания: 1-2 предложения). Высказывание лингвиста (имя, фамилия) подтолкнуло меня к следующим размышлениям.

- Мне кажется, что здесь речь идёт о.

- Я понимаю эти строки так: .

- Речь идёт о том, что.

Введение примеров

- Попробую доказать справедливость своего суждения.

- Моё рассуждение легко подтвердить примерами из текста (имя, фамилия автора).

- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению . текста.

- Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения. текста.

- Пример этого языкового явления можно найти в предложении.

- Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения .

- В подтверждение приведу пример из предложения . текста. Рассмотрим предложение .

- Подтвердить данный аргумент можно примером из предложения . текста.

- Предложение . подтверждает мысль о том, что.

- Используйте для введения примеров вводные слова: во-первых. во-вторых.

- Во-первых, автор пишет в предложениях . - . ". " (вставляется цитата, возможно, сокращённая; далее даётся комментарий (1-2 предложения) к цитате). Во-вторых, предложения . - . также доказывают, что.

- Также убедительным аргументом может стать.

- В качестве второго аргумента я хотел бы привести пример из предложения.

- Еще одним примером этого языкового явления может стать предложение.

Когда вы приводите примеры языковых явлений, вам непременно нужно указать, какую роль они играют именно в этом тексте!

III. Заключение.

- Таким образом, предложенное для анализа высказывание лингвиста (филолога, писателя, философа) (имя, фамилия автора) справедливо.

- Можно сделать вывод о том, что прав лингвист (имя, фамилия автора), утверждавший, что.

- Следовательно, утверждение лингвиста (имя, фамилия автора) верно (справедливо).

Используйте в заключении вводные слова: таким образом, значит, итак, следовательно, или клише: мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д."

ВСЕ материалы, размещённые выше, перепечатаны из книги "ГИА-2014", автор - С.Ю. Иванова.

учителя Клавдии Ильиничны Ивановой.

Пишем сочинение по текстам пособия И.П. Цыбулько

Подробные консультации, примеры сочинений, шаблоны для написания сочинений по текстам 36 вариантов

Задание 15.1

Цель: написать сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания К.Г. Паустовского: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом".

Презентация поможет выработать алгоритм работы над сочинением на ЛЮБУЮ лингвистическую тему.

Посмотрите ее внимательно, сделайте себе заметки: выпишите предложенные клише.

Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.

Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.

Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.

Как может быть сформулировано задание С2?

Формулировка задания, связанного с написанием сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, периодически менялась.

В прошлом году выпускникам нужно было написать сочинение по известному заранее высказыванию лингвиста Степанова.

Многих волнует вопрос: какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты?
Данная информация оглашению не подлежит.

Как сформулировано задание С2 в демоверсии?

Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему


Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2

Шаг 1. Знакомимся с высказыванием

Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания

Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

Примерные ответы:
о богатстве, выразительности, точности русской речи;
о средствах выражения мыслей;
о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
о взаимосвязи лексики и грамматики;
о роли синтаксиса в человеческом общении;
о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

Шаг 3. Оформляем вступление

Во вступлении необходимо раскрыть смысл высказывания.

В этом вам помогут следующие слова и выражения:
автор анализирует
характеризует
рассуждает
отмечает
доказывает
сравнивает
сопоставляет
противопоставляет
называет
описывает
разбирает
подчёркивает
ссылается на.
останавливается на .
раскрывает содержание
отмечает важность
формулирует
касается
утверждает
считает, что .
и т.д.

Можно применить цитирование, например:
К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.

Можно обойтись и без цитирования, например:
Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.

Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.

В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.

Шаг 4. Пишем основную часть

Основную часть можно начать следующими фразами:

Присмотримся повнимательнее к словам в тексте . (называем фамилию автора текста)
Обратимся к тексту русского писателя . (фамилия автора текста)
Докажем эту мысль на примерах из текста.
Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста .

Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.

Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Таким образом, общие требования к аргументам таковы:

примеров должно быть 2;
примеры должны быть из указанного текста;
приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

В прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой - грамматические.

Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).

Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

Шаг 5. Пишем заключение

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.

Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

Начать вывод можно следующими словами и фразами:

Таким образом, .
Итак, .
Следовательно, .
В итоге можно прийти к такому выводу: .
В заключение можно сказать, что .
Мы убеждаемся в том, что .
Обобщая сказанное, .
Из этого следует, что .
и т.д.

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.

Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:

1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
2. Аргументация:

а) аргумент-пример №1;
б) аргумент-пример №2.

Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.

Очень часто ученикам 7-9 классов средней школы дают задание написать сочинение на лингвистическую тему. Какова первостепенная цель этого упражнения? Задача состоит в том, чтобы научить школьников формулировать собственные размышления в письменном виде. Целью также является повышение их уровня владения грамматикой и усовершенствование способности применения орфографических правил русского языка. Чтобы сочинение-рассуждение на лингвистическую тему получило высокий балл, оно должно быть написано с применением определенного алгоритма и в соответствии с четкими, предъявляемыми к нему требованиями. В статье будет описан подробно процесс создания работы. В тексте будут также приведены некоторые темы лингвистических сочинений ГИА (2014 г.).

как писать сочинения на лингвистическую тему

Формулировка задания

Упражнение данного формата предлагает ученику написать изложение с применением суждения русского лингвиста Степанова Г. В.: "Словарь свидетельствует, о чём, а грамматика – как думают люди". В задании также указывается на необходимость пояснить свой ответ. Сочинение на лингвистическую тему, примеры в котором наглядно подтверждают грамматические и лексические проявления в прочитанном тексте, должно содержать аргументы – выдержки из него. В соответствии с заданием, в приведенных контекстах ученику необходимо указать номера предложений, на которые он ссылается, или применить цитирование. Упражнение предлагает публицистический или научный стиль изложения на выбор. При этом лингвистическая тема должна быть раскрыта полностью. В качестве вступления письменной работы могут использоваться слова Степанова Г. В. При этом объем всего изложения не должен быть меньше 70 слов. При изучении вопроса, как писать сочинения на лингвистическую тему, необходимо также акцентировать внимание ученика на важности соблюдения аккуратного письма и разборчивого почерка.

Структура

Так как писать сочинения на лингвистическую тему следует, придерживаясь определенных требований, необходимо знать, по какому принципу осуществляется выстраивание структуры текста. Далее рассмотрим основные элементы, характерные именно для этого вида изложения. Сочинение на лингвистическую тему включает в себя следующие части:

  1. Вступление (описывается тезис).
  2. Основной блок (здесь нужно доказать выдвинутую позицию с пояснениями и указанием примеров).
  3. Заключение (сделать вывод).

Далее будут приведены образцы сочинений на лингвистическую тему.

сочинение на лингвистическую тему примеры

Вступление

В описанном ранее задании ученику предлагается начинать сочинение со слов лингвиста Степанова Г. В. Однако данное предложение носит лишь рекомендательный характер, и при желании его можно опустить, сразу перейдя к изложению тезиса. Тезис – это выдвинутое утверждение, которое в ходе рассуждения необходимо доказать. Вступление, которое содержит сочинение по лингвистической теме, должно быть гораздо менее объемным по сравнению с основным блоком. Другими словами, для изложения тезиса достаточно написать примерно три предложения. Существует несколько шаблонов вступления на выбор:

  1. Известный советский лингвист Степанов Г. В. утверждал, что языковой словарь свидетельствует, о чём, а грамматика – как думают люди. Давайте попробуем разобраться в значении данного афоризма.
  2. Я полностью согласен с высказыванием известного лингвиста Степанова Г. В. о том, что языковой словарь свидетельствует, о чём, а грамматика – как думают люди.
  3. "Словарь языка свидетельствует о том, что думают люди, а грамматика – как они это делают", - утверждал академик Степанов Г. В. Известный лингвист прав, поскольку по манере разговора человека можно многое о нем сказать. Докажем это.
  4. "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают", - писал академик Степанов Г. В. Высказывание известного лингвиста, безусловно, справедливо, поскольку культура мышления и речи неразрывно связаны между собой и являются свидетельством уровня воспитанности и образованности человека. Попробуем подтвердить это на конкретных примерах.

лингвистические темы сочинений

При желании вступление может быть изложено самостоятельно, а использование следующих синонимов и речевых клише упростит этот процесс:

  • Лингвист, академик, языковед, ученый, филолог, автор высказывания, Степанов Г. В.
  • Считал, утверждал, рассуждал, писал. мысль, суждение, мнение, утверждение, изречение, слова.
  • Верно, справедливо, бесспорно, неоспоримо, понятно.
  • Не могу не согласиться, я полностью согласна, я разделяю точку зрения, я вынуждена согласиться, я поддерживаю мнение.
  • Несомненно мнение автора о том, что… автор убежден, что… и такая уверенность оправдана.
  • Покажем, докажем, проиллюстрируем, подтвердим, продемонстрируем, разберемся.
  • На мой взгляд, считаю, думаю, мне кажется, по моему мнению.
  • Разумеется, конечно, безусловно.

темы лингвистических сочинений гиа 2014

Основной блок

Так как писать сочинения на лингвистическую тему следует, опираясь на приведенную выше схему, то нужно знать, что основная часть сочинения наиболее объемна по сравнению со вступлением и заключением. При её изложении необходимо:

  • Пояснить значение слов лингвиста в личном понимании.
  • Подтвердить грамматические и лексические проявления русского языка на основании минимум двух высказываний.

Для изложения основной части могут быть использованы следующие темы сочинений на лингвистическую тему:

  1. Понятие лексики. Пояснение первой части утверждения Степанова Г. В.
  2. Понятие грамматики. Пояснению второй части утверждения Степанова Г. В.
  3. Взаимосвязанность грамматики с лексикой.

Для того чтобы темы сочинений на лингвистическую тему были раскрыты полностью, могут быть полезны информационные материалы и шаблоны.

Понятие лексики. Пояснение первой части утверждения Степанова Г. В.

  1. Лексика – это неисчерпаемый словарный запас языка, используемый людьми в своей повседневной речи. Слова являются отражением человеческого мышления, и как следствие, язык – это слепок наших мыслей. То есть, говоря словами академика Степанова Г. В., словарь языка свидетельствует о том, что думают люди.
  2. Лексика (словарный запас, используемый людьми в речи) отображает мнение человека об окружающих проявлениях действительности, то есть образ его мышления. Это послужило известному советскому лингвисту Степанову Г. В. причиной для твердой убежденности в том, что "Словарь языка свидетельствует о том, что думают люди".
  3. Лексика (от греч. Lexikos – словарный, словесный) – это совокупность слов. Этим термином называется словарный состав каждого языка в мире. Это форма сознательности, отображающая мировоззрение и философские взгляды человека на окружающие его вещи.
  4. Лексика – это форма сознательного состояния человека, отображающая его мировоззрение и философские взгляды на вещи. Через лексику рождается мысль - бесформенное проявление человеческого сознания. Именно лексика задает ей форму мысли или чувства, то есть воссоздает и выражает что-либо через характерные лексике значения.

Понятие грамматики. Пояснение ко второй части утверждения Степанова Г. В.

  1. Грамматика – это область лингвистики, включающая в себя синтаксис и морфологию. Четкие знания грамматики не только помогают человеку корректно и с предельной ясностью излагать свои мысли. Они раскрывают его состояние, отношение к окружающим и внутренний мир.
  2. Грамматика (Grammatike (от греч.) – "письменное искусство") – раздел языкознания, в основе которого лежит изучение грамматического строя языка. Грамматика представляет собой сплетение и тесную взаимосвязь двух смежных дисциплин – морфологии и синтаксиса. Именно благодаря грамматике бесформенная мысль обретает тело, собственную оболочку. Знание грамматики предоставляет возможность для создания связного высказывания, логически выстроенного текста и предложений.

сочинение рассуждение на лингвистическую тему

Взаимосвязанность грамматики с лексикой

Советский академик Степанов Г. В. говорит о единстве формы языка и его содержания. Культурное развитие мышления неразрывно связано со становлением речи. Именно поэтому связь грамматики и лексики становится очевидна. Знание основ синтаксиса, морфологии, также как и богатый словарный запас, помогают человеку ярко и ясно излагать свои мысли. Всё это говорит о тесной, прочной взаимосвязи двух дисциплин, не смотря на то, что они являются разными сторонами языка. При этом грамматические и лексические проявления в тексте могут находиться в следующих отношениях друг с другом:

  • соответствие;
  • несоответствие;
  • уточнение и дополнение.

сочинение на лингвистическую тему

Отличие между двумя дисциплинами заключается в том, что грамматика имеет более широкий круг обобщения явлений окружающего мира, чем лексика. Форма соответствия первой дисциплины содержанию предложения дает возможность судить о ложности или правдивости высказывания говорящего. Это в полной мере подтверждает изречение Степанова Г. В., которое можно передать простой фразой "Не важно, что человек говорит, наиболее важно – как он это делает", то есть грамматика языка дает более правдивые представления, в то время как лексика способна красиво завуалировать истинные мысли говорящего. Таким образом, форма мышления и речь человека отображает его сущность.

Требования, предъявляемые к подтверждающим выдержкам

Выбирая лингвистические темы для сочинений, учащиеся должны понимать, каким образом они будут аргументировать описываемый тезис по цитатам из текста. При этом используемые выдержки должны соответствовать следующим требованиям:

  • Количество примеров должно быть не менее двух.
  • Выдержки должны быть взяты из указанного текста.
  • Приведенные примеры должны четко иллюстрировать различия грамматического и лексического проявления в языке.
  • Цитаты должны соответствовать и передавать значение указанного явления.

Включить примеры в текст сочинения без потери его целостности и связности можно с помощью следующих речевых шаблонов:

  • Для того чтобы подтвердить данное высказывание, обратимся к… предложению текста.
  • Четко проиллюстрировать названное грамматическое (лексическое) значение можно на примере… предложения данного текста.
  • Пример грамматического (лексического) проявления в тексте можно увидеть в предложении №…
  • Справедливость данного ввода можно подтвердить на примере… предложения, где автор текста использует такое грамматическое (лексическое) явления, как…
  • В подтверждение собственных суждений можно взять пример из… предложения предоставленного текста, ясно демонстрирующего данное грамматическое (лексическое) явление.
  • Рассмотрим… предложение, где используется такое грамматическое (лексическое) явление, как… Это подтверждает суждение о том, что…

Способы приведения аргументов

Иллюстрация лексического явления в тексте:

"Например, использование эмоционально-экспрессивной лексики ("трус несчастный") и слов разговорного характера ("пикник", "устроим") в реплике героини (предложения 34, 35, 38), автор текста акцентирует внимание на жестокость и дерзость в мыслях детей".

Иллюстрация грамматического явления в тексте:

"Рассмотрим, к примеру, предложения № 19 и № 20. Всем известно значение слова "пожалуйста". Оно является показателем вежливого обращения и проявления уважения к собеседнику. Однако если проанализировать расположение слова в контексте данных предложений, то есть рассмотреть грамматическую структуру высказываний, то можно заметить, что слово "пожалуйста" не входит в состав предыдущего предложения и является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном тексте автор использует синтаксический прием "парцелляция", позволяющий максимально передать враждебность обстановки".

написать сочинение на лингвистическую тему

Заключение

Заключительная часть сочинения, как и его вступление, не должно превышать по объему основной блок текста. Эта часть представляет собой логический вывод из ранее описанного тезиса и приведенных аргументов в его подтверждение.

Начать заключительную часть сочинения можно следующими словами:

  • Следовательно.
  • Значит.
  • Итак.
  • Таким образом.
  • Обобщая вышеизложенные суждения, мы пришли к выводу о том, что…

"Таким образом, каждый человек не только должен мыслить ясно, но и предельно точно выражать свои мысли речью. Именно эту идеологию хотел донести до нас Степанов Г. В., утверждая, что словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают. Вот как писать сочинения на лингвистическую тему".

Читайте также: