В пещере горного короля сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Ход занят ия:

Музыкальный руководитель: Ребята, все вы знаете и любите сказки. В сказках добро часто встречается со злом, в них повествуется о фантастических персонажах, волшебных превращениях. Пьесу, которую вы сейчас услышите, написал её Эдвард Григ(Слайд 2). Григ- норвежский композитор. Норвегия- это северная страна с очень красивой природой(Слайд 3). Григ, сочиняя музыку, воспевал красоту природы Норвегии. Ему казалось, что природа рассказывает, о чем- то о своем. Своей музыкой Григ рассказывал разные истории и сказки. Маленький Григ слышал немало рассказов о том, как погибали шахтеры, и ему казалось, что кто-то очень злой живет в пещерах.

Слушание муз ыки

Музыкальный руководитель: Как звучит эта музыка?

Д е т и: Музыка страшная, таинственная, сказочная.

Музыкальный руководитель: Да. В начале пьесы музыка звучит тихо, издалека, низко, отрывисто, будто тро лли крадутся. Постепенно звучность усиливается, одна и та же мелодия становится все громче, быстрее, будто тролли приближаются. В оркестре играют контрабасы(показ картинки, фаготы(показ картинки) — низко, зловеще. Потом к ним присоединяются

другие инструменты. Музыка похожа на марш, а в конце — на танец, суровый, фантастичный, мрачный, таинственный, зловещий. В конце пьесы слышатся колдовские заклинания и угрожающие выкрики. Таинственная горная сказочная природа изображается в этой музыке. (Повторно звучит запись. )

Занятие 2

Цель: Учить детей различать изобразительность музыки, выразительные средства, создающие образ.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель: Посмотрите, пожалуйста, на портрет композитора. Скажите как его зовут? А теперь мы послушаем его произведение.

Слушание пьесы (Видеопросмотр)

Музыкальный руководитель: Как называется пьеса? О ком она? Какой характер музыки? Какой инструмент( оркестр) исполняет? Как звучит музыка в начале? Как потом(ответы дете й).

Музыкальный руководитель:

Гномы держали долгий путь до пещеры горного короля, они любовались природой. Вот гномы пришли и начали танцевать вокруг большого пламени (огня). Там были чёртики и много другой нечистой силы. Вот обряд закончился. Все приветствуют горного короля .

Занятие 3

Цель: Воспитание музыкальной отзывчивости на музыку, закрепить характер произведения, развивать логическую речь.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель показывает картинку гнома

Музыкальный руководитель: Ребята, кто это?(Ответ). Правильно. Сегодня гном пришёл к нам в гости и принёс письмо.(сзади на картинке-кармашек, в нём-письмо и портрет композитора Грига. Музыкальный руководитель читает его):

(Музыкальный руководитель показывает портрет Э. Грига. Дети называют композитора и пьесу, которую он написал).

Музыкальный руководитель(смотрит в кармашек): А ещё гномик хочет нам задать вопросы. Попробуем ответить на них(дети достают по одному вопросу, музыкальный руководитель читает их):

Какой характер музыки? Как она изменятся?

Какой инструмент (оркестр) исполняет?

Расскажите о ваших впечатлениях(Дети отмечают характер произведения).

Музыкальный руководитель(подводит и тог): Музыка таинственная, сказочная, танцевальная, волшебная, фантастическая. В данном музыкальном произведении звучит симфонический оркестр.

В самом начале музыка тихая, достаточно медленная. Затем она постепенно меняется: усиливается звук и ускоряется темп. В конце музыка похожа на бешен ную скачку.

Давайте с вами попробуем сочинить для гномика сказку как мы были с вами в пещере горного короля и что там видели? Кого встретили? А ещё я думаю: давайте ему отошлём свои рисунки о прослушанной музыки.

Я, думаю, гномик прочитает наше письмо и развеселиться.

(Пример сказки: Мы были в пещере горного короля. Эта пещера ни чем не хуже царского дворца. Все было красиво украшено. Создавалось впечатление, что все там покрыто золотом, алмазами, серебром. Все так блистало и сияло, что глаза как будто бы ослепли. Но вот мы проснулись и поняли что это сон. Это был очень красивый сон. как хочется опять попасть туда.)

Группа струнных смычковых инструментов. Конспект урока по слушанию музыки во 2 классе ДМШ Цель: расширить знания обучающихся об инструментах симфонического оркестра. Задачи: - знакомство с новыми музыкальными инструментами;.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Из опыта работы

учителя русского языка и литературы

МОУ СОШ №1 р.п. Новоспасское

Табаковой Людмилы Петровны

В современных условиях существования средней школы преподавание любого предмета невозможно только в рамках традиционного обучения. Требования к современному уроку предполагают использование методов, активизирующих познавательную деятельность и самостоятельность, частично-поисковых и исследовательских методов, и сочетание фронтальных форм организации познавательной деятельности с групповыми и парными, и дифференцированный подход. Среди различных путей совершенствования обучения через содержание учебного материала (СУМ) немаловажное место занимает умение устанавливать межпредметные связи и интегрирование знаний.

Таким образом, одно из направлений совершенствования школьного образования связано с повышением интегративности его содержания.

Интегрированный урок может вести один учитель. Второй помогает в совместной разработке системы уроков, постановке целей и задач, в отборе материала. Он может присутствовать, чтобы и свои уроки построить в соответствии с общими планами, активизируя тем самым представления школьников о взаимосвязи учебных дисциплин. Роль педагогов разная в зависимости от целей занятия: они или работают в одном классе, но с разными группами, или совместно ведут обсуждение вопроса на семинаре, диспуте, дискуссии или поочередно, оказываются лекторами на уроке-лекции, или проводят опрос по своему предмету.

Наиболее наглядно интеграция проявляется, когда оба учителя присутствуют в классе и играют активную роль в проведении занятий. Требуется согласованность всех этапов и эпизодов урока, хорошее взаимопонимание педагогов.

Интегрированное обучение создает новые условия деятельности учителя и учащихся и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности, развивающих приемов обучения. Таким образом, интеграция – это школа сотрудничества и взаимодействия для учителей, учеников и даже родителей.

Уроки литературы представляют собой широкое поле для интеграции не только с русским языком, но и с историей, иностранными языками, предметами эстетического цикла.

Я считаю, одно из наиболее перспективных направлений интеграции литературы именно с такими предметами, как музыка, изобразительное искусство, МХК. Ведь литература как один из видов искусства имеет тесное соприкосновение с другими видами искусства: музыкой, живописью, кино, театром. Их объединяет образность как отличительная особенность искусства. Все они рисуют картину жизни, проникнутую чувствами, мыслями, переживаниями автора, только рисуют эту картину разными средствами. У них может быть одна историческая, фольклорная или литературная основа.

В пьесе Ибсена раскрывается один из вечных сюжетов искусства: странствия человека в поисках счастья. Герой пьесы Пер Гюнт - крестьянский парень из норвежской деревушки. Жители одной из норвежских деревень рассказывали автору пьесы о том, что в их краях действительно жил человек, мечтавший о путешествиях в дальние страны. И однажды он отправился искать счастья.

В странствиях по миру Пер Гюнт несколько раз достигает своей мечты - сказочного богатства. Но, приобретая его обманом, он каждый раз теряет все. Через сорок лет усталый, измученный Пер возвращается на родину. Он стар и одинок. Его охватывает глубокое отчаяние: жизнь растрачена попусту. Но есть лишь одно спасение – любовь Сольвейг, которую он вновь обретает в её избушке - последнем своём пристанище.

Музыка Грига так поправилась публике, что впоследствии, для того чтобы она могла звучать не только в драматическом театре, но и в концертном исполнении, композитор составил две сюиты для оркестра.

Этой пьесой-пейзажем начинается первая сюита. В спектакле она звучала как воспоминание Пера о родине.

Мелодия, напоминающая незатейливый пастуший наигрыш, спокойна и светла, передаёт не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. В ней ощущается состояние покоя и безмятежности. Музыка рисует картину постепенного пробуждения природы – солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве, журчание прозрачного родника.

. Пер сидит у постели умирающей матери и рассказывает одну из самых своих красивых сказок: они оба приглашены в волшебный замок. Вороной уже запряжён, они едут по снежному полю, по лесу. Их встречает сам святой Пётр. Пусть же хозяин волшебного замка воздаст Озе за доброту и заботу, которые раньше не ценил Пер!

. Но тут сын замечает, что мать умирает. Увлекаемая в волшебный сказочный мир, Озе, умиротворённая, засыпает.

Начинается пьеса изложением печальной и строгой мелодии. Andante doloroso (не спеша, со скорбью) - так обозначил автор темп и характер пьесы. Мелодическая линия развивается как бы с трудом: тяжело поднимаясь к невысоким вершинам, она горестно ниспадает. На протяжении всей пьесы выдержан монотонный, словно скованный, ритмический рисунок: так ритм воссоздаёт характер траурного шествия. Строгость и торжественность аккордовой фактуры (она напоминает звучание церковного хора), сумрачная тональность си минор, медленный темп передают состояние горестного оцепенения.

После нарастания скорби вдруг, словно на миг где-то высоко засиял свет. Возможно, это свет сказочного дворца-рая - куда, по драме Ибсена, мчится Пер с матерью на лихом коне.

Там ждёт святой Пётр у ворот нас с ключами,
С поклоном тебя пригласит он туда.
. Нельзя ли впустить мою мать поскорее?
Что скажешь на это, отец пресвятой?
. А я поручусь - в целом мире добрее,
Честнее не сыщешь души ни одной!

По преданию, святой Пётр, ученик Христа, стал хранителем ключей от ворот рая. Он пропускал в рай только достойных людей, а грешники попадали в ад.

Разбогатевший Пер мечтает о власти и славе. Путешествуя по жаркой Аравийской пустыне, Пер Гюнт попадает к вождю племени бедуинов. Дочь вождя Анитра - пытается очаровать Пера своей красотой.

Выпросив у Пера деньги и драгоценности, Анитра внезапно бьёт его хлыстом по рукам и скачет галопом обратно в пустыню, оставив Пера одного.

Музыка Грига образно и ярко рисует фантастическое шествие.

В основе пьесы – всего одна тема в характере марша. Она несколько раз повторяется, оставаясь неизменной. Зато композитор каждый раз варьирует ее сопровождение.

После тихого загадочного зова валторны начинается тема троллей. Она звучит pianissimo, настороженно и невесомо. Легкие штрихи pizzicato струнных, перенесённых в низкий регистр, изображают крадущиеся шаги троллей. Музыка фантастична, загадочна, таинственна.

Постепенно мелодия переносится все выше, появляются более мелкие длительности, они вносят в движение некоторую суетливость. Звучность усиливается. Вступает весь оркестр. Ускоряется темп – к концу он становится очень быстрым. И, кажется, будто сказочные обитатели пещеры, точно подгоняемые неведомой силой, завертелись в стремительном вихре.

Внезапно все прерывается резкими аккордами. Ещё дважды мелодия пытается возобновить свой неукротимый бег. Но настойчивые аккорды, словно повелительные жесты пещерного владыки, прекращают шествие. Мираж сказочной картины мгновенно исчезает.

Из второй сюиты, включающей пять пьес, расскажем о наиболее известной из них.

. Сольвейг ждала Пера долгих сорок лет! И он вернулся к ней.

Песня обрамлена коротким вступлением и заключением - печальной напевной мелодией в народном духе. В песне два куплета. Каждый куплет состоит из двух контрастных частей - запева и припева.

Мелодия запева повествовательна и спокойна. В музыке выражены и щемящая грусть, и покорность судьбе, и просветлённость чувства, а главное - вера.

Припев звучит изящно и легко, в характере оживлённого танца. Музыка припева - воспоминание Сольвейг о первой встрече с Пером. Тогда этот танцевальный напев звучал на шумном деревенском празднике. Он звучит всю жизнь в душе Сольвейг. Он для неё - музыка надежды и счастья.

Печальная и нежная мелодия песни – одно из самых вдохновенных творений Грига.

Вопросы и задания:

Презентация

В современных условиях существования средней школы преподавание любого предмета невозможно только в рамках традиционного обучения. Требования к современному уроку предполагают использование методов, активизирующих познавательную деятельность и самостоятельность, частично-поисковых и исследовательских методов, и сочетание фронтальных форм организации познавательной деятельности с групповыми и парными, и дифференцированный подход. Среди различных путей совершенствования обучения через содержание учебного материала (СУМ) немаловажное место занимает умение устанавливать межпредметные связи и интегрирование знаний.

Таким образом, одно из направлений совершенствования школьного образования связано с повышением интегративности его содержания.

Интегрированный урок может вести один учитель. Второй помогает в совместной разработке системы уроков, постановке целей и задач, в отборе материала. Он может присутствовать, чтобы и свои уроки построить в соответствии с общими планами, активизируя тем самым представления школьников о взаимосвязи учебных дисциплин. Роль педагогов разная в зависимости от целей занятия: они или работают в одном классе, но с разными группами, или совместно ведут обсуждение вопроса на семинаре, диспуте, дискуссии или поочередно, оказываются лекторами на уроке-лекции, или проводят опрос по своему предмету.

Наиболее наглядно интеграция проявляется, когда оба учителя присутствуют в классе и играют активную роль в проведении занятий. Требуется согласованность всех этапов и эпизодов урока, хорошее взаимопонимание педагогов.

Интегрированное обучение создает новые условия деятельности учителя и учащихся и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности, развивающих приемов обучения. Таким образом, интеграция – это школа сотрудничества и взаимодействия для учителей, учеников и даже родителей.

Как основной вид творческой деятельности при обучении русскому языку

. классах. Теория и практикаобучения. -М.,2002. 3.Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьниковрусскому языку.- М.,1978., З.Страхова. Л.Л.Готовые сочинения для младших школьников. . самостоятельной деятельности, связанной с эмоциями, переживаниями, предоставление простора инициативе, индивидуальности ученика. Если задача сочинения – развитие личности ребенка, интеграция знаний, .

Уроки литературы представляют собой широкое поле для интеграции не только с русским языком, но и с историей, иностранными языками, предметами эстетического цикла.

Я считаю, одно из наиболее перспективных направлений интеграции литературы именно с такими предметами, как музыка, изобразительное искусство, МХК. Ведь литература как один из видов искусства имеет тесное соприкосновение с другими видами искусства: музыкой, живописью, кино, театром. Их объединяет образность как отличительная особенность искусства. Все они рисуют картину жизни, проникнутую чувствами, мыслями, переживаниями автора, только рисуют эту картину разными средствами. У них может быть одна историческая, фольклорная или литературная основа.

Поэтому я и предлагаю свои интегрированные уроки литературы и музыки.

Слово интеграция восходит к латинскому слову 1

Сочинение на основе восприятия музыки

Учитель русского языка и литературы

высшей категории Табакова Л.П.

Паспорт урока

Предмет : русский язык (развитие речи) + музыка

Задачи урока:

ученики должны на базовом уровне

— уметь отбирать материал для сочинения на основе восприятия музыки;

На творческом уровне

— понимать звучащую музыку;

-на основе услышанной музыки создавать творческую работу.

Тип урока : интегрированный урок развития речи и музыки.

Основной дидактический метод, Частные методы и приёмы

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа.

Дидактические средства

1.Организационный момент. Целеполагание. Вступительное слово о произведении Г. Ибсена и пьесе Э.Грига.

Композиция в музыке: понятие, основы, роль, техника

. инструментов, музыкальной форме и принципах полифонии. Развивалась художественная автономность. Основами композиции в музыке стали признаваться: Тональность. Модуляции. Мотивы. Темы. Контрасты песенной схемы . Анализ других произведений. Слушайте понравившиеся композиции. Выделяйте в них использованные приемы выразительности. Сопоставляйте их со своей работой. Так лучше поймете свои недочеты .

2.Первое прослушивание пьесы.

3.Обмен музыкальными впечатлениями.

4. Словарно-лексическая работа. Физкультминутка.

5.Повторное прослушивание пьесы.

6.Самостоятельная работа над черновиком сочинения.

7.Выводы и рефлексия по уроку, домашнее задание.

1.Вступительное слово учителя.

Г . Ибсен — драматург

Дидактические средства 2

Э.Григ — норвежский композитор

Фантастическая сцена, которую мы сегодня будем слушать, рассказывает о том как Пер попал в пещеру троллей.

-Кто такие тролли? (злобные карлики, злые гномы)

Верил я, входя впервые

В недра мрачные земные:

Духи тьмы там, в глубине,

Тайну тайн откроют мне.

Я приглашаю вас спуститься в пещеру троллей и понаблюдать за тем, что там происходит, что творит подземная нечисть. Подземные духи и зловещая обстановка неразделимы. Слушайте и представляйте.

2.Первое прослушивание пьесы.

3. Обмен музыкальными впечатлениями, мнениями.

-Что вы представили?

-Какой представилась вам пещера?

-Как вы думаете, чем заняты тролли?

4. Словарно-лексическая работа.

Итак, у нас два объекта изображения: пещера и тролли.

(Мрачное подземелье, жилище троллей, горный чертог, тёмный сырой подвал)

-Какой тип речи мы используем при этом? (описание)

При описании пещеры обратите особое внимание на её внутренний вид, звуки, свет, тени.

-Какие вам потребуются слова и словосочетания?

(Каменные стены, огромные камни, длинные извилистые коридоры, низкие своды (потолки), каменные глыбы, мокрые ступени, уступы, колонны;

полумрак, странные тени, призраки;

таинственное эхо, стоны, вскрики, вздохи, гул голосов, вопли).

-Какими словами вы будете описывать троллей?

(карлики, маленькие злодеи, обитатели подземелья, подземные духи).

-Какой тип речи мы будем использовать для описания танца и пения троллей? (рассказ, повествование)

-Какие слова будут уместны?

(зловещий хоровод, быстрый топот, стремительный темп, подскакивают, приседают, хлопают в ладоши, издают страшные звуки, ужасное пение, неистовый танец).

Физкультминутка.

Давайте и мы попрыгаем, поскачем, как тролли.

Откройте тетради, запишите число, вид работы, заголовок.

-Всегда трудно начать. Вот 2 варианта начала, вы можете ими воспользоваться:

2.Раздаются первые звуки пьесы, и я мысленно переношусь в Норвегию, где среди гор прячутся в глубоких пещерах маленькие злые тролли.

Но можно начать сочинение по-другому, по-своему.

5.Повторное прослушивание пьесы.

6. Самостоятельная работа над черновиком произведения.

7.Заслушиваем 3-4 учеников, их варианты.

-Что интересного подметили ребята?

-Что показалось заслуживающим внимания?

-Интересно было слушать и писать о музыке?

В театре, если зрителям нравится постановка, они хлопают в ладоши, давайте и мы похлопаем сами себе, музыке и нашим терпеливым гостям.

Аргументы и примеры взаимовыручки из литературы для сочинения

8. Какое домашнее задание нам предстоит?

(переписать сочинение и принести его завтра)

языка и литературы // Народное образование, 2003 № 4.

2.Беленький Г.И. Интеграция? //Литература в школе, 1998 № 8.

3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии

обучения.- М. Издательство института профессионального

образования МО РФ , 1995.

4.Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе

//Литература в школе, 1996 № 5.

5.Кириллова Г. Яковлева Е. Синтез искусств – основа содержания

предметов эстетического цикла //Искусство в школе, 2000 №3.

6. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла 10-11

класс. Курс для учителя под ред. Малюшкина А.Б.- М.

Творческий центр, 2003.

7. .Шевченко Л.А. Об интеграции на уроках литературы

//Литература в школе, 1996 № 5.

Примеры похожих учебных работ

Использование музыки на х литературы

. тембровая полифония, как и в стихах. По силе и выразительности музыка в прозе отличается от музыки в стихах, так как в прозе отсутствует метр. По­этому услышать музыку в прозе не так .

Развитие интереса подростков к классической музыке для гитары во внеклассной работе

Уроки островского по пьесе снегурочка

. озеро. Сочинение по картине Снегурочка Васнецова Теперь же давайте обратим свое внимание на картину, которую написал Васнецов, и продолжим наше Снегурочка. Идею создания картины Снегурочка, Васнецову навеяли сказки и пьеса Островского. .

Урок развития речи. Подготовка к обучающему сочинению по произведениям А.С.Пушкина

Нравственные уроки древнерусской литературы 7 класс

. может держаться государство без войн и сражений. Уроки древнерусской литературы сочинение . мир лучше. 7 класс Нравственные уроки древнерусской литературы Сейчас читают: Смотря на . трудолюбию и терпению. А каким примером служат былинные богатыри, .

. красота воинского братства, мерзость и грязь войны и смех сквозь слёзы. На войне как на войне! . не допускает, чтобы Щербака обвинили в трусости. Несмотря на ужас и тяготы войны, всегда нужно оставаться человеком, добрым, понимающим, сильным. .

Читайте также: