Сочинение рассуждение многие из нас испытывают тревожное ощущение

Обновлено: 05.07.2024

Представленный текст в демоверсии использовался на реальном ЕГЭ 2021. Подборка других текстов здесь.

Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни! Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка, что возникает внизу, в недрах учительской, и, наливаясь звуком, подымается с некоторым опозданием к нам на шестой этаж, где расположены десятые классы.

Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чем-то жалеющие, растерянные и смущенные своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным. И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожи- то, не исчерпано за последние десять лет, будто этот день застал нас врасплох.

В класс заглянула Женя Румянцева:

- Сережа, можно тебя на минутку?

Я вышел в коридор.

- Сережа, я хотела тебе сказать: давай встретимся через десять лет.

Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьезно:

— Мне интересно, каким ты станешь. Ты ведь очень нравился мне все эти годы.

Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. Вся ее жизнь протекала в двух сферах: в напряженной комсомольской работе и в мечтаниях о звездных мирах. Не многие из нас твердо определили свои дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим.

Между нами никогда не было дружеской близости. В поисках разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашел в нем, кроме одной встречи на Чистых прудах.

Однажды мы собрались в выходной день на Химкинское водохранилище — покататься на лодках. Сбор назначили на Чистых прудах, у большой беседки. Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом Аршан- ским, Нина Барышева и Женя Румянцева.

- Давайте покатаемся по пруду, и будем воображать, что мы в Химках.

- Или в Индийском океане! — восторженно подхватила Женя. — Или у берегов Гренландии.

Мы влезли в старую, рассохшуюся плоскодонку, подобрали на берегу две дощечки вместо весел и отправились в кругосветное путешествие. Едва ли кому-нибудь из нас, кроме Жени, это доставляло удовольствие. Пока мы с Павликом вяло шлепали дощечками по воде, Женя придумывала трассу нашего путешествия. Вот мы проходим Босфор, через Суэцкий канал попадаем в Красное море, оттуда в Аравийское, оплываем Филиппины и входим в Тихий океан.

- Почему же ты раньше молчала, Женя? — спросил я.

- К чему было говорить? Тебе так нравилась Нина!

С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал:

- Где же и когда мы встретимся?

- Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера в среднем пролете между колонн Большого театра.

Минули годы. Женя училась в Ленинграде, я ничего не слышал о ней. Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в летную школу. Летом 1944 года, находясь в госпитале, я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. Когда я вернулся с войны, то узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.

Жизнь шла дальше, порой я вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече. Я купил у цветочницы ландыши и пошел к среднему пролету между колонн Большого театра. Постоял там немного, затем отдал ландыши худенькой сероглазой девушке и поехал домой.

Мне хотелось на миг остановить время и оглянуться на себя, на прожитые годы, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой.

* Юрий Маркович Нагибин (1920–1994) – русский советский писатель-прозаик, журналист и сценарист.

Какие чувства испытывает человек перед началом нового этапа жизни? Безмятежные детские годы заканчиваются, и приходится принимать решения, от которых зависит твоё будущее. Вчерашний школьник сегодня сталкивается с серьёзными испытаниями, становится более ответственным, набирается жизненного опыта. Однако почти всегда сложно и страшно вступать на этот новый, неизведанный путь. Писатель Ю.М. Нагибин поднимает в тексте проблему взросления и размышляет о том, какие эмоции переполняют выпускника в момент прощания со школой.

Итогом размышлений писателя становится такая позиция: момент неминуемого взросления всегда застаёт человека врасплох. С одной стороны, хочется поскорее вступить в мир новых возможностей, а с другой – очень тяжело расставаться с прежней жизнью.

Таким образом, в какой-то момент человек действительно боится взрослеть, ему кажется, что слишком много возможностей упущено и много времени потрачено впустую. Но между тем каждый из нас меняется, становясь зрелой личностью, и это было бы невозможно без легкомысленных поступков и ошибок.

А. П. Чехов когда-то сказал : “В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и душа, и мысли”. Я бы добавила: “И умение владеть красивым русским литературным языком”. Однако в последнее время появилась тревога за его состояние.

Проблема, которую поднял автор текста

Л. Пирожкова в данном тексте поднимает “вопиющей” безграмотности в современном обществе.

Известно, что в словах увековечены материальные и духовные богатства народа, они являются свидетельством его опыта и культуры. Поэтому нельзя равнодушно

наблюдать за тем, как на наших глазах происходит нарушение функционирования языка, размывание веками установившихся норм.

Если не сумеем сохранить “исповедь народа”, то потеряем “труд целого поколения”.

Позиция автора текста

Автор с волнением отмечает “катастрофическую порчу языка” в газетах, на радио, в телевизионных передачах. По мнению публициста, “речевой портрет” характеризует человека в глазах окружающих. Потому его необходимо “бережно выращивать”, то есть говорить правильно, выразительно, “БЕЗ ОШИБОК”.

Ваша позиция по проблеме

Я хорошо понимаю

позицию Пирожковой, разделю ее точку зрения и считаю, что к языку нужно относиться ответственно, ибо он во многом раскрывает сущность человека. Попробую это доказать.

Не может понять Сотник Копылов – герой романа М А Шолохова “Тихий Дон”, тяги Мелехова к иностранным словам. Конечно “дислокация”, “диспозиция”, “форсирование” получили право гражданства в русском языке. Но стоит ли испытывать восторг от них?! “Здравый смысл”,по мнению образованного офицера, потерян Григорием, не понявшим великой ценности родного слова, не испытавшим радости за его красоту и музыкальность ( Зощенко “Обезьяний язык”)

Аргументы из литературы

Весьма негативно восприняла я “речевой портрет”Ивана Петровича Туркина, героя рассказа А П Чехова “Ионыч”. Его “словесные шуточки”: ” не дурственно”, “здравствуйте”, “пожалуйста”, “большинский роман” – не могут не вызвать острого вопроса : “Зачем так обижать язык пошлым сором?”

Размышляя над ним, я вспомнила, как известный лингвист В. М. Акаткин подчеркнул, что “речь, слово не являются простыми атрибутами нации. В них статус и история, культура и “душа наша”. Отрекаться то этого нельзя, потому будем сообща беречь русский литературный язык, бороться с безграмотностью и помнить, что он, “великий и могучий”, достоин самой большой нашей заботы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок-практикум

Тема: Написание сочинения по прочитанному тексту.

1.Развивать умение анализировать предложенный текст, выявлять и формулировать проблему, авторскую позицию, выражать собственное отношение к прочитанному, аргументировать свою точку зрения.

2. Закреплять знание композиции сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

3. Развивать умение пользоваться речевыми клише при написании сочинения.

4. Воспитывать у учащихся потребность в бережном и внимательном отношении к родному языку, ответственность за его чистоту и правильность; а также воспитывать речевую культуру как неотъемлемую составляющую общей культуры человека.

I Приветствие. Объявление темы и целей урока.

- Сегодня на уроке-практикуме мы будем учиться писать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту, стараясь применить полученные на предыдущих уроках теоретические знания.

II Повторение композиционных частей сочинения и их последовательности.

- Проверим правильность выполненной вами работы ( взаимопроверка + контрольный слайд):

2. Формулировка проблемы

3. Комментарий к проблеме

4. Формулировка позиции автора по данной проблеме

5. Собственное мнение (согласие / несогласие с автором)

6. Доказательство собственной точки зрения (2 аргумента)

7. Заключение (итоговый вывод)

III Знакомство с текстом.

-Прочитайте внимательно и вдумчиво текст.

- Прочитаем текст вслух.

Л. Пирожкова

- Какого стиля текст? ( публицистического )

IV Информация об авторе текста.

- На мой взгляд, интересно узнать об авторе текста.

Пирожкова Людмила Фёдоровна закончила философский факультет МГУ им. Ломоносова(1977 г.). Вся её жизнь связана с прессой и издательской работой. Имеет разнообразные публикации. Занимается переводами разной тематики с английского и французского языков. Много лет работала редактором (литературным, научным - философия), поэтому перевод и литературное редактирование практически совмещает. Издано около двух десятков её книг.

Училась также в ДВГУ (Дальневосточный университет) на журналистике.

V Работа над формулировкой проблемы.

- Что такое проблема текста? ( Проблема – вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления ).

- Попробуйте сформулировать проблему, затронутую автором текста. Используйте в работе известные вам клише.

- Прочитайте, что у вас получилось?

Пример: Достаточно ли при общении с другими только того, чтобы тебя понимали? Насколько важно правильно и красиво говорить? Как речь характеризует человека? Над этими вопросами размышляет в своём тексте Л. Пирожкова. Автора волнует проблема так называемого речевого портрета личности.

- Вот некоторые определения этого понятия, сформулированные известными в области языкознания специалистами:

Речевой портрет – это воплощенная в речи языковая личность.

Речевой портрет - совокупность языковых и речевых характеристик коммуникативной личности или определённого социума в отдельно взятый период существования.

Речевой портрет - набор речевых предпочтений говорящего в конкретных обстоятельствах для актуализации определенных намерений и стратегий воздействия на слушающего.

- Исследователи этого вопроса отмечают, что речевой портрет бывает индивидуальным и коллективным.

VI Комментарий к проблеме.

- Что такое комментарий к проблеме? ( Комментарий – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы, анализ постижения авторской логики в раскрытии данной проблемы в тексте ).

- Какие два типа комментария выделяют? ( Текстуальный и концепционный ).

Текстуальный - объяснение структуры текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы:

как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?

как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему (какой случай из жизни им описан)?

какие поступки совершает герой и как это его характеризует?

какие имена известных людей, факты, события, цитаты и мудрые изречения упоминаются автором в тексте и для чего?

какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему?

Концепционный - интерпретация пишущим проблемы исходного текста (рассмотрение ее актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу):

как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме;

к какой категории относится затронутая автором текста проблема? (нравственная, экологическая, философская, социальная, психологическая)

насколько актуальна в наши дни эта проблема?

почему эта проблема относится к разряду вечных?

кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой;

традиционна ли эта проблема или нова;

если традиционна, то какие точки зрения существуют по ее поводу;

если нова, то что стало причиной ее появления; жизнеспособна ли она (прогноз на будущее) и что позволяет сделать такие выводы.

- Каких ошибок следует избегать при написании комментария? ( Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста. Нельзя забывать, что комментируем не проблему вообще, а именно то, как автор понимает и раскрывает эту проблему. Следует помнить, что комментарий не пересказ и не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии данной проблемы).

Какие ещё недостатки могут подпортить наш речевой портрет и поставить под сомнение уровень нашей общей культуры? ( нарушение орфоэпических норм ).

Прокомментируйте проблему, выдвинутую на обсуждение автором. Прочитайте, что у вас получилось.

Пример: Автор текста с горечью говорит о стремительном обесценивании культуры речи и поражается распространившейся вопиющей безграмотности. Наш язык катастрофически портится под влиянием радио, телевидения, Интернета. Л. Пирожкова отмечает, что многим кажется, будто нет никакой разницы, как говорит человек, главное – чтобы его слова были понятными для других. Но, по убеждению автора, каждое произнесенное или написанное слово будет позитивно или негативно характеризовать человека в глазах окружающих. Л. Пирожкова приводит в пример ситуацию, когда после нескольких минут общения с внешне приятными людьми чувствуешь разочарование из-за несоответствия внешнего вида и речевого портрета собеседника.

VII Формулирование позиции автора.

- Что такое позиция автора? ( Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет ).

- Сформулируйте позицию автора. Прочитайте, что у вас получилось.

VIII Формулирование собственного мнения.

- Сформулируйте своё мнение по проблеме, выразив согласие или несогласие с точкой зрения автора, и подробно объясните. В чём оно состоит.

Пример: Нельзя не согласиться с мнением автора данного текста в том, что речь человека играет чрезвычайно важную роль в формировании его целостного образа. Действительно, речевая культура является важной составляющей общей культуры человека.Не стоит допускать небрежности в речи. Полностью поддерживаю Людмилу Пирожкову в том, что над собственным речевым портретом следует кропотливо работать, чтобы не выглядеть смешно или нелепо в глазах окружающих.

IX Доказательство собственной точки зрения.

- Каким образом рекомендуется доказывать свою точку зрения? ( Привести не менее двух аргументов).

- Что такое аргумент? ( Аргумент – суждение-, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли) .

- Прочитаем образец того, как можно привести подобный аргумент в сочинении.

-Ребята, знаете ли вы, кто такой Демосфен? ( Это древнегреческий оратор, долгие годы работавший над своим речевым портретом и благодаря этому оставивший яркий след в истории).

- Прочитаем, как можно ввести в текст сочинения аргумент, основанный на примере жизни этого выдающегося человека.

Пример : Еще одним примером может стать древнегреческий оратор Демосфен. Он долгие годы работал над своим речевым портретом, мимикой, жестами, потому что слабый голос, короткое дыхание не позволяли ему осуществить мечту – стать оратором. Демосфен тренировался говорить при шуме волн, с камешками во рту и в итоге смог устранить недостатки своей речи и стать настоящим профессионалом в своем деле, оставившим яркий след в истории. Это произошло именно благодаря его внимательному отношению к своему речевому портрету.

X Работа над написанием вступления.

-Задача вступления подвести читателя к проблеме. Здесь можно воспользоваться вашей копилкой афоризмов. Может ли кто-нибудь из вас прочитать уместный афоризм? Я предлагаю вам воспользоваться и теми афоризмами, которые подобрала я. (Слайд)

Речевая культура человека — это зеркало его духовной культуры… Речевая культура выражает самую сущность культуры человеческой…

В. А. Сухомлинский

Наша речь — это наша визитная карточка. Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают.

Г. В. Степанов

По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться так же неприлично, как не уметь читать и писать.

Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит.

Д. С. Лихачёв

- Зачитайте, пожалуйста, какие вступления у вас получились.

XI Заключение. - О чём важно помнить, работая над заключением? ( Следует помнить о том, что это общий вывод, который обязательно связан с основной проблемой).

- Поработайте над заключением и прочитайте, что у вас получилось.

Пример: Вероятно, человек всегда будет заинтересован в том, какое впечатление он производит на окружающих. Следя за своей внешностью и поведением, ни в коем случае нельзя забывать следить за одной из важнейших характеристик личности– речевым портретом.

XII Итог урока.

Речевые клише

Формулировка проблемы:

В своем тексте публицист (писатель) NN рассматривает (поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?);

Текст публициста (писателя) NN заставил меня задуматься над проблемой (чего?);

Примечание: можно начать, задав 2-3 вопроса по содержанию исходного текста с последующей формулировкой проблемы, выбранной пишущим для комментария. Переход от серии вопросов к формулировке проблемы можно осуществить, используя следующие фразы: Эти и другие вопросы затрагиваются в тексте известного писателя NN . Однако наиболее детально автором рассматривается проблема (чего?).

Введение текстуального комментария:

Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, NN рассказывает историю о /повествует о . /приводит факты . / на примере случая из жизни великого писателя NN показывает, что.

Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, NN повествует о . . Особенно грустно / страшно, по мнению автора, что…

Введение концепционного комментария:

Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный публицист (писатель) не обошел ее вниманием.

Действительно, проблема . очень серьезна и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в средствах массовой информации. Например, мы узнаем из новостей о том, что . . Все это, к сожалению, является результатом безответственной деятельности человека, его равнодушия к . .

Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано: .

Вот почему обозначенная выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации. Участники дискуссий уверены в одном:

Формулировка позиции автора исходного текста:

Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что.

Позиция NN относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит…

Формулировка собственной точки зрения:

Нельзя не согласиться с автором текста в том, что …. Действительно, …

Я согласен с автором данного текста в том, что… В самом деле, …

Я согласен с автором данного текста и тоже считаю: …

Я разделяю точку зрения автора и также убеждён в том, что …

Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет….

Введение в текст аргументации собственной точки зрения :

А) первый аргумент

В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним роман/ рассказ /пьесу NN (указывается автор и дается название произведения). В этом произведении. / Главную героиню этого произведения отличает .

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним рассказ/ роман / пьесу NN (указывается автор и дается название произведения). В этом произведении .

Б) второй аргумент

Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что .

Следующий литературный пример, как мне кажется, является еще одним дополнительным аргументом в пользу того, что.

Приведу еще один литературный пример, который показывает: .

О том, как важно. говорит в своем рассказе / романе писатель NN .

У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного жизненного опыта, которые доказывают необходимость / важность . (далее идут примеры-аргумен

(1) Многие из нас испытывают тревожное ощущение катастрофической порчи языка.

(2) Дело в том, что мы живём в мире с очень широкой и притом агрессивной языковой средой : телевидение, радио, газеты, Интернет… (3) Кто посещал хоть один чат или телеконференцию, не мог не поразиться вопиющей безграмотности.

(6) Но действительно ли этого достаточно?

(7) Учёные утверждают, что огромное влияние на межличностные отношения оказывает так называемый речевой портрет личности.

(8) Надо признать : наши фотографии могут быть не такими выразительными, точно нас характеризующими, нежели наш собственный речевой портрет.

(9) И, что важно, его не спрячешь в альбоме.

(10) Слово не воробей : вылетит — не поймаешь!

(11) Не всё ли равно — кофе чёрный или чёрное?

(12) Тем более что вроде бы можно и так и этак.

(13) Действительно, если на рынке мы увидим ценник «Чёрное (натуральное, молотое и т.

(14) А вот если мы услышим это от человека, которого считаем умным, интеллигентным, много знающим, то наш речевой слух сразу отметит несоответствие наших ожиданий и речи собеседника.

(16) Слушатели особенно запомнят именно ошибку.

(17) Так что же делать?

(18) Как быть с собственным речевым портретом?

(19) Нет другого пути, кроме как бережно выращивать его, избегая примитивизма, избавляясь от слов - сорняков, ошибок и речевой небрежности, обогащая собственный арсенал выразительности.

В каком предложении текста Автор Л.

Пирожкова высказывает мысль, противоречающую её собственной точке зрения по одной из проблем текста ?

1) 3 2) 11 3) 144) 19.


Мне кажется, что в 11 предложении.


Что делает нашу речь выразительной?

Что делает нашу речь выразительной?


Что такое речевой портрет личности?

Что такое речевой портрет личности?

Небольшое сочинение рассуждение!


Сочинение рассуждение на тему в художественной литературы прямая речь неотъемлемая часть повествования?

Сочинение рассуждение на тему в художественной литературы прямая речь неотъемлемая часть повествования.

Она является средством создания характераперсонажа, формирует в нашем сознании речевой портрет героя.


(1) Многие из нас испытывают тревожное ощущение катастрофической порчи языка?

(1) Многие из нас испытывают тревожное ощущение катастрофической порчи языка.

(2) Дело в том, что мы живём в мире с очень широкой и притом агрессивной языковой средой : телевидение, радио, газеты, Интернет… (3) Кто посещал хоть один чат или телеконференцию, не мог не поразиться вопиющей безграмотности.

(6) Но действительно ли этого достаточно?

(7) Учёные утверждают, что огромное влияние на межличностные отношения оказывает так называемый речевой портрет личности.

(8) Надо признать : наши фотографии могут быть не такими выразительными, точно нас характеризующими, недели наш собственный речевой портрет.

(9) И, что важно, его не спрячешь в альбоме.

(10) Слово не воробей : вылетит – не поймаешь!

(11) Не всё ли равно – кофе чёрный или чёрное?

(12) Тем более что вроде бы можно и так и этак.

(13) Действительно, если на рынке мы увидим ценник «Чёрное (натуральное, молотое и т.

(14) А вот если мы услышим это от человека, которого считаем умным, интеллигентным, много знающим, то наш речевой слух сразу отметит несоответствие наших ожиданий и речи собеседника.

(16) Слушатели особенно запомнят именно ошибку.

(17) Так что же делать?

(18) Как быть с собственным речевым портретом?

(19) Нет другого пути, кроме как бережно выращивать его, избегая примитивизма, избавляясь от слов - сорняков, ошибок и речевой небрежности, обогащая собственный арсенал выразительности.

Среди предложений 15 – 19 найдите предложение с обособленными обстоятельствами.

Напишите номер этого предложения.

B7. Среди предложений 9 – 14 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и частицы.

Напишите номер этого предложения.


Речевая ситуация?

Роль русского языка в нашем государстве.


Напишите, как можно другими словами вырозить мысль"Наша речь зависит от речевой ситуации''?

Напишите, как можно другими словами вырозить мысль"Наша речь зависит от речевой ситуации''.


Исправьте речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях?

Исправьте речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях.

Мнение на проблему, затронутую в тексте, не может быть однозначным.

Автор считает, что нужно уметь не только признавать свои ошибки, но и исправлять.

Лихачев, написав свою статью, подвиг меня задуматься.

Красиво исправляя собственные ошибки, происходит большая работа над собой.

В данном рассказе автор затрагивает проблему ошибок.

Я согласен с автором по данному вопросу.


Исправьте речевые ошибки ?

Исправьте речевые ошибки .

Двадцать три суток продолжалась наше путешестви.

У меня обои руки заняты.


Сочинение на тему Речевой портрет человека?

Сочинение на тему Речевой портрет человека.


Прочитайте текст?

Какова его основная мысль?

Выразите свое мнение в небольшом по объему сочинении - рассуждении.

Приведите аргументы, подтверждающие вашу точку зрения.

Многие из нас испытывают тревожное ощущение катастрофической порчи языка.

Дело в том, что мы живём в мире с очень широкой и притом агрессивной языковой средой : телевидение, радио, газеты, Интернет… Кто посещал хоть один чат или телеконференцию, не мог не поразиться вопиющей безграмотности.

Но действительно ли этого достаточно?

Учёные утверждают, что огромное влияние на межличностные отношения оказывает так называемый речевой портрет личности.

Надо признать : наши фотографии могут быть не такими выразительными, точно нас характеризующими, нежели наш собственный речевой портрет.

И, что важно, его не спрячешь в альбоме.

Слово не воробей : вылетит — не поймаешь!

Не всё ли равно — кофе чёрный или чёрное?

Тем более что вроде бы можно и так и этак.

Действительно, если на рынке мы увидим ценник «Чёрное (натуральное, молотое и т.

А вот если мы услышим это от человека, которого считаем умным, интеллигентным, много знающим, то наш речевой слух сразу отметит несоответствие наших ожиданий и речи собеседника.

Слушатели особенно запомнят именно ошибку.

Так что же делать?

Как быть с собственным речевым портретом?

Нет другого пути, кроме как бережно выращивать его, избегая примитивизма, избавляясь от слов - сорняков, ошибок и речевой небрежности, обогащая собственный арсенал выразительности.

Читайте также: