Сочинение рассуждение как вы понимаете смысл предложения

Обновлено: 02.07.2024

Предлагаем вашему вниманию примеры сочинений 15.2 из открытого банка заданий ФИПИ.

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст

Сочинение

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст

Сочинение

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст

Сочинение

Разбираем все популярные вопросы, связанные с подготовкой и написанием сочинения по русскому языку на ОГЭ в 9 классе - какая должна быть структура сочинения, какой надо строить план, какая длина, сколько абзацев и т.д.

Разбираем на примере 2021 года

Как должно быть построено сочинение?

Задача - написать сочинение-рассуждение. Значит необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи

Рассуждение состоит из следующих частей:

  1. Вступление - тезис
  2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры
  3. Заключение – вывод

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить потери баллов.

Как оформлять примеры в сочинении?

  • цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки. В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
  • указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
  • для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать речевые клише.

Сколько абзацев должно быть в сочинении?

Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения. Помните: сочинение должно иметь не менее 4 –х абзацев: • 1 абзац - тезис • 2,3 абзацы – аргументы с примерами • 4 абзац – вывод

Основная часть может состоять и более чем из двух абзаца.

Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.

О чём писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.

Вывод должен быть:

  • коротким, но ёмким по содержанию;
  • логически связан с предыдущим изложением;
  • не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам;

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.

Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!

План написания сочинения 9.1

  1. Автор (фамилия) утверждает: (цитата).
  2. Конечно же, ученый (писатель, лингвист) прав (поясняем смысл высказывания).
  3. Эти мысли можно подтвердить примерами из текста. Во-первых, (так), в предложении
  4. Во-вторых, (кроме того), в предложении…
  5. Таким образом, (итак, в заключение хочется сказать)… (пересказываем тезис другими словами).

План написания сочинения 9.2

Типовые конструкции для аргументации

Смысл данного отрывка (финала текста, фразы из текста…) я понимаю так: … (толковать смысл своими словами). Для доказательства своего мнения приведу примеры из текста … (автор).

Так, в предложении …(номер предложения) говорится о том, что … (вкратце о первом аргументе). Это свидетельствует о … (микровывод по первому аргументу).

Кроме того, в … (номер предложения) предложении … прослеживается мысль о том, что …. (второй аргумент).Вот подтверждение моей мысли (микровывод по второму аргументу).

Таким образом, мне удалось разъяснить смысл отрывка (финала, фразы…). (Вывод по теме).

Задание 15.2

Смысл финала текста я понимаю так: школьники ранили в сердце старую женщину, украв у неё письмо погибшего сына, которым мать очень дорожила, которое было для неё единственной памятью о сыне. Мне кажется, слепая женщина только этим и жила. А когда она поняла, что письма нет, для неё мир полностью опустел. Докажу это утверждение примерами из текста.

В предложениях 24 и 33 говорится, что женщина слышала теперь плохо, потому что разговор с детьми, а особенно голос девочки с вызывающей агрессией, сильно обеспокоил и обидел её. Слепая женщина оглохла, оглохла и душой.

Когда Анна Федотовна узнала об отсутствии письма, прикрыла слепые глаза, напряженно прислушалась, но не смогла поговорить со своей душой о сыне, так как она была пуста (предложение 51). Теперь уже сын погиб для неё навсегда, исчезла из души память о сыне.

Смысл данной фразы я понимаю так: морякам каждый день приходилось смотреть смерти в лицо, ведь они защищали нашу родину от фашистов. Они обладали силой духа и мужеством. И такая же сила духа была присуща ленинградским детям, потому что они жили в условиях блокады. Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

В заключение хочется сказать, что мужественные люди обретают поддержку в мужестве других. Так и должно быть в жизни.

План написания сочинения 9.3

Типовые конструкции для аргументации

Что такое …? На мой взгляд, … – это… (толкование слова своими словами). Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

В данном тексте …(автор) рассказывается о том, что … Об этом говорится в … предложении. По-моему, … (микровывод по первому аргументу).

В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое …, мне хотелось бы привести пример из жизни. ….(микровывод по второму аргументу).

Итак, мне удалось доказать, что … (вывод по теме сочинения).

Задание 9.3

Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это доброта, отзывчивость, гуманность, вежливость, готовность помочь окружающим. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое человечность, мне хотелось бы привести пример из жизни. Мы со своими одноклассниками оказываем посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам ветеранов и пожилым людям. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.

Таким образом, мне удалось доказать, что человечность - это способность людей проявлять доброту по отношению к другим.

Кроме того, примером мужества может служить Алексей Маресьев, герой Великой Отечественной войны. Он военный летчик. В бою был сбит немецким истребителем. 18 суток по морозу пробирался к своим. Лишился обеих ног (ступней). Но благодаря силе духа, стойкости, он снова возвращается в строй.

В заключение хочется сказать, что мужество – важное качество человеческой натуры. Оно помогает человеку выжить, если тот оказывается в сложной ситуации.

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Текст для сочинения:

(1)На Птичьем рынке купил я себе клеста.

(6)Дома я поставил клетку на окно. (7)Клёст сидел на своей жёрдочке торжественно и гордо, как командир на коне. (8)Я бросил в клетку семечко подсолнуха. (9)Командир соскочил с жёрдочки, взмахнул клювом — семечко разлетелось на две половинки. (10)А командир снова взлетел на своего деревянного коня, пришпорил и замер, глядя вдаль.

(11)Какой удивительный у него клюв — крестообразный. (12)Верхняя часть клюва загнута вниз, а нижняя — вверх. (13)Получается что-то вроде буквы X. (14)Этой буквой X клёст лихо хватает подсолнух — шелуха летит в стороны. (15)Надо было придумать клесту имя. (16)Мне хотелось, чтоб в имени был отмечен и его командирский нрав, и крепкий клюв, и красный цвет оперения. (17)Нашлось только одно слово, в котором есть и клюв, и красный цвет, — клюква.

(18)Подходящее слово. (19)Жаль только, нет в клюкве ничего командирского. (20)Я долго прикидывал так и эдак и назвал клеста Капитан Клюквин.

(21)Почистив перья, Капитан Клюквин начал цыкать. (22)Вначале медленно и тихо, но после разогнался и закончил увесисто и сочно: в его песне зазвенели колокольчики, словно от жаворонка, трели и рулады, как у певчего дрозда. (23)Капитан Клюквин был, оказывается, настоящий певец, со своей собственной песней.

(24)Характер у Капитана был весёлый. (25)Целый день прыгал он по клетке, расшатывал клювом железные прутья или выламывал дверцу. (26)Но больше всего он любил долбить еловые шишки. (27)Кривоклювый Капитан пел целыми днями, и песня его звучала сочно и сильно.

(28)В феврале я купил себе гитару и стал разыгрывать пьесы старинных итальянских композиторов. (29)Чаще всего я играл Пятый этюд Джулиани. (30)Капитан Клюквин отнёсся к моей игре с большим вниманием. (31)3вуки гитары его потрясли. (32)Он даже бросил петь и только изредка восхищённо цокал. (33)Но скоро он перешёл в наступление. (34)Как только я брал гитару, Клюквин начинал свистеть, стараясь меня заглушить. (35)Когда я выучил этюд и стал играть его получше, Клюквин успокоился. (36)Он пел теперь тише, приноравливаясь к гитаре. (37)Прислушавшись, я понял, что Капитан Клюквин украшает мою игру таинственными, хвойными, лесными звуками. (38)Мне очень нравились наши гитарные вечера.

(39)Оканчивался месяц март. (40)В хорошую погоду я выставлял клетку на балкон, и Капитан Клюквин весь день дышал свежим воздухом, пел, клевал снег и сосульки. (41)На звук его голоса залетали синицы и пересвистывались с Капитаном.

(42)Тепло подействовало на Капитана неважно. (43)С кислым видом сидел он на жёрдочке, и я прикрывал его от солнца фанеркой. (44)Синицы стали наводить на него уныние. (45)С их прилётом Клюквин мрачнел, прятал голову в плечи и бросал петь. (46)А когда они улетали, выпускал вдогонку звонкую трель. (47)В комнате он чувствовал себя даже лучше: милая, привычная обстановка. (48)По вечерам мы играли Пятый этюд Джулиани.

(61)С высокого седьмого этажа он полетел было вниз, потом резко повернул, набрал высоту. (62)Мелькнули красные крылья — и Капитан пропал, улетел за наш дом, к лесу.

(63)Всю весну не снимал я клетку с гвоздя на балконе, а в комнате сохли под потолком связки калины и рябины, гирлянды шишек. (64)Стояли тёплые майские дни. (65)Каждый вечер я сидел на балконе и наигрывал Пятый этюд Джулиани, ожидая Капитана Клюквина.

Пример сочинения 9.2:

Смысл 55 предложения текста я понимаю так: рассказчик, безусловно, очень привязался к Капитану, ему не хотелось его отпускать, да и птица могла погибнуть в лесу, потому что долго просидела в клетке, но герой позволил питомцу самому сделать выбор. И это правильное решение, так как нельзя никого неволить.

На протяжении всего текста мы видим, как хорошо относился рассказчик к Капитану, окружал его заботой и вниманием, ему нравились их гитарные вечера (предложения 35-38). Когда питомец улетел, герой все равно ждал его возвращения.

В предложениях 49-55 рассказчик понимает, что Капитану плохо, он хочет на свободу. Поэтому герой и решил позволить птице сделать самостоятельный выбор.

Таким образом, нельзя никого заставлять делать что-то против его воли, у каждого должна быть свобода выбора.


Задание 9 № 10522

(1)В эту ночь Сергей возвращался из соседней деревни. (2)Он шагал прямиком по степи. (3)Пока совсем не стемнело, Сергей видел знакомые очертания гор и не боялся сбиться с пути. (4)Но сумерки сгущались. (5)И горизонт растаял. (6)А скоро совсем ничего не стало видно, даже свою вытянутую руку. (7)И не было звёзд. (8)Глухая тёмная ночь навалилась, как тяжёлая чёрная вата. (9)Ветер, который летел с северо-запада, не смог победить эту плотную темноту, ослабел и лёг спать в сухой траве.

(10)Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу. (11)В лесу даже на ощупь можно отыскать мох на стволе или наткнуться на муравейник и узнать, где север и юг. (12)А здесь темно и пусто. (13)И тишина. (14)Слышно лишь, как головки каких-то цветов щёлкают по голенищам сапог.

(15)Сергей поднялся на высокий холм и хотел идти дальше, но вдруг увидел в стороне маленький огонёк. (16)Он горел неподвижно, словно где-то далеко светилось окошко. (17)Сергей повернул на свет. (18)Он думал, что ещё придётся много шагать, но через сотню метров подошёл к низкой глинобитной мазанке*. (19)Огонёк был не светом далёкого окошка, а пламенем керосиновой лампочки. (20)Она стояла на плоской крыше мазанки, бросая вокруг жёлтый рассеянный свет.

(21)Сергей постучал в оконце и через несколько секунд услышал топот босых ног. (22)Скрипнул крючок. (23)Мальчик лет десяти или одиннадцати взглянул снизу вверх на Сергея.

— (25)Мне надо на Кара – Сук, – сказал Сергей.

— (26)Это правее, километра три отсюда. (27)А вы, видимо, не здешний?

— (28)Будь я здешний, разве бы я заблудился? – раздражённо заметил Сергей.

— (29)Случается… (30)Есть хотите?

(32)Мальчик скрылся за скрипучей дверью и сразу вернулся с большим куском хлеба и кружкой молока.

— (33)Ты, что же, здесь один?

— (34)Не… (35)Я с дедом. (36)Отару овец пасём.

— (37)А зачем у вас лампа на крыше горит? – спросил Сергей, прожёвывая хлеб.

— (38)Да так, на всякий случай. (39)Вдруг заплутается кто… (40)А в степи ни огонька.

— (41)Спасибо, — сказал Сергей, протягивая кружку.

(42)Сергей не стал объяснять, что сказал спасибо не за еду, а за огонёк, который избавил его от ночных блужданий.

— (43)Ты каждую ночь зажигаешь свой маяк? – спросил Сергей.

— (44)Каждую… (45)Только дед сердится, что я керосин зря жгу. (46)Я теперь стал рано-рано вставать, чтобы успеть погасить. (47)Дед проснётся, а лампа уже на лавке…

(48)Мальчик негромко засмеялся, и Сергей тоже улыбнулся.

(49)Вскоре Сергей задремал. (50)Когда он проснулся, то увидел, что ночь посветлела. (51)Снова проступили очертания гор, начинался синий рассвет.

— (52)Эй, внук, – донёсся из мазанки стариковский голос, – лампу задул? (53)А то я сегодня рано встаю.

(54)Мальчик вскочил – Сергей весело рассмеялся и протянул ему руку.

—(55)Мне пора… (56)Спасибо за огонёк!

(57)Мальчик смущённо подал маленькую ладонь и покосился на лампу. (58)Она всё ещё горела неподвижным жёлтым огнём.

* Крапивин Владислав Петрович (род. в 1938 г.) – детский писатель, автор книг о детях и для детей.

* Мазанка – дом, хата из глины или обмазанного глиной дерева, кирпича.


Задания Д2 № 10509

1) Мальчик боялся темноты.

2) Дедушка просил внука зажигать лампу, чтобы в темноте лучше было видно двор.

3) Мальчик встречал Сергея, который плохо знал дорогу к их дому.

4) Мальчик думал о путниках, заблудившихся ночью в степи.

Сам мальчик рассказал о том, зачем зажигает лампу: (39)Вдруг заплутается кто… (40)А в степи ни огонька.


Задание 6 № 30235

Анализ содержания текста.

1) Когда Сергей возвращался из соседней деревни, была звёздная ночь.

2) Мальчик знал, что Сергей плохо знал дорогу на Кара-Сук, поэтому встречал его около дома.

3) Дедушка просил внука зажигать лампу, чтобы в темноте лучше было видно двор.

4) Каждую ночь мальчик зажигал на крыше дома керосиновую лампу, чтобы помочь путникам, заблудившимся в степи.

5) Сергей поблагодарил мальчика за помощь.

1) Когда Сергей возвращался из соседней деревни, была звёздная ночь. — Противоречит предложению 7.

2) Мальчик знал, что Сергей плохо знал дорогу на Кара-Сук, поэтому встречал его около дома. — Не подтверждается в тексте, мальчик не ждал Сергея - он зажигал лампу для любого заблудившегося путника.

3) Дедушка просил внука зажигать лампу, чтобы в темноте лучше было видно двор. — Противоречит предложению 45.

4) Каждую ночь мальчик зажигал на крыше дома керосиновую лампу, чтобы помочь путникам, заблудившимся в степи. — Подтверждается предложениями 37—40.

5) Сергей поблагодарил мальчика за помощь. — Подтверждается предложениями 41—42, 56.


Задание 7 № 30236

Анализ средств выразительности.

1) Пока совсем не стемнело, Сергей видел знакомые очертания гор и не боялся сбиться с пути.

2) Ветер, который летел с северо-запада, не смог победить эту плотную темноту, ослабел и лег спать в сухой траве.

3) Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу.

4) Он горел неподвижно, словно где-то далеко светилось окошко.

5) Слышно лишь, как головки каких-то цветов щёлкают по голенищам сапог.

Сравнение — сопоставление предметов или явлений, сравнения, как правило, присоединяются посредством союзов.

3) Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу.

4) Он горел неподвижно, словно где-то далеко светилось окошко.


Задание 8 № 30237

Лексический анализ.

Синонимы − слова, близкие по значению. Шагал (предложение 2).


Задание 9 № 30238

тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

1. Приведем пример сочинения-рассуждения в публицистическом стиле.

Перед нами текст в художественном стиле с элементами разговорной речи. Богатство языка произведения раскрывается в употреблении художественных средств, которые использует автор. Это метафоры, сравнения, эпитеты, риторические восклицания и другие.

Таким образом, можно согласиться с утверждением Е. Ширяева о том, что язык художественной литературы с наибольшей полнотой раскрывает богатство нашего языка и отличается обработанностью, возникающей в результате целенаправленного отбора всего лучшего, что есть в языке.

Сергей очутился в ночной степи, а ночью найти в степи дорогу очень сложно. Об этом говорится в предложениях 10 — 12 текста.

Таким образом, нам удалось подтвердить примерами текста, что забота о другом человеке — важное качество, которое может быть присуще даже маленькому ребёнку. Хорошо, что такие люди, как мальчик из рассказа Крапивина, встречаются нам на пути.

3. Забота — это проявление внимательного отношения к кому-либо или к чему-либо. Заботиться можно о человеке, о животном, о родине… Заботу об окружающих способны проявлять люди отзывчивые и неравнодушные. Именно эти качества позволяют человеку не пройти мимо чужого горя, прийти на помощь, увидеть проблемы окружающих.

Герой текста Крапивина — маленький мальчик — умеет заботиться об окружающих. Поэтому он ставит керосинку, чтобы свет ее мог указать дорогу заблудившимся путникам. Не вызывает сомнений, что этот ребёнок станет ответственным взрослым, ведь он с детства привык заботиться о других.

Однажды в магазине мы с папой заметили старушку, которой не хватало денег заплатить за продукты. В её корзинке лежал хлеб, молоко и кусочек ливерной колбасы. Меня поразило, что даже такой скудный набор женщина не могла оплатить. Папа попросил меня отвести старушку за кассу, а сам сходил с её корзинкой в торговый зал, добавил туда продуктов и заплатил за всё. Я думаю, что это и есть обыкновенное проявление заботы.

Забота о ближнем и внимание может предотвратить беду. Спасти кого-то от голода, купив ему продукты в магазине, сказать теплые слова, утешая после потери родного человека, вызвать скорую помощь, если прохожему стало плохо — такие простые, но такие значимые поступки, которые под силу любому из нас. Давайте будем заботливыми по отношению к друг другу!

Читайте также: