Сочинение рассуждение как различать качественные и относительные прилагательные
Обновлено: 29.06.2024
Регулярно находят нового читателя мои статьи, в которых освещаются некоторые любопытные особенности русской грамматики:
Думаю, это хороший повод поговорить о качественных и относительных прилагательных (ИП).
Вначале вспомним, что качественные прилагательные обозначают цвет ( белый, черный, зеленый ), разного рода качества ( горячий, крупный, тяжелый ) и т.п. - признак, который может проявляться в большей или меньшей степени ("градуируемый признак").
Относительные прилагательные "выражают отношение к чему-л." ( деревянный, железный, тройной, водяной, обувной ).
Обычно для разграничения качественных и относительных ИП дается 5 - 6 признаков качественных ИП (способность иметь степени сравнения, краткую форму и т.п.). Но благодаря Г.И. Кустовой, автору раздела "Прилагательное" "Русской корпусной грамматики", мы можем поговорить о 12 отличиях между этими разрядами ИП, точнее, о 12 признаках качественных ИП, которых лишены относительные.
1. Способность сочетаться с показателями степени.
Очень тяжелый, такой нужный, абсолютно прав.
Невозможно: *очень стальной, *такой деревянный, *абсолютно бетонный.
2. Способность иметь степени сравнения.
Веселый - веселее - самый веселый. Нельзя *железнее, *железнейший.
3. Наличие полной и краткой формы.
Умён, умна, умно, умны. Невозможно * стеклянен.
4. Наличие форм субъективной оценки (уменьшительных, ласкательных и др. суффиксов).
Умненький, умнющий. Черненький, чернющий.
5. Возможность образования от большинства из них качественных наречий на -о, -е и -и.
Умно; бело; вредно.
6. Возможность вступать в антонимические отношения.
Глупый - умный; черный - белый; полезный - бесполезный.
7. Возможность образования отвлеченных существительных при помощи суффиксов -от-, -изн-, -ость, -есть, -ин-, -ств-о и др.
Белизна; вредность.
8. Возможность быть и корневыми (первообразными).
Белый, большой.
Все относительные всегда производны, т.е. включают в свой состав тот или мной суффикс: стальной, двойной, каменный.
9. Возможность вступать в синонимические ряды.
Умный - сообразительный, белый - белоснежный.
10. Способность образовывать приставочные дериваты (производные) со значением высокой степени.
Преумный, заумный, пребелый.
11. Способность подвергаться удвоению со значением интенсификации (редупликации).
Умный-умный, белый-белый, вредный-вредный.
12. Способность подвергаться контекстной (окказиональной, или позиционной) субстантивации - переходу в разряд существительных.
Умный в гору не пойдет.
Белые начинают и выигрывают.
Конечно, не все качественные ИП имеют полный набор признаков. Вот интервью академика Ю.Д. Апресяна в том числе об этом.
Кроме того, относительные прилагательные могут выступать как качественные при изменении значения: Походка его становилась все деревяннее (В.Г. Короленко).
Возможно, читатель знает 13-й признак качественных прилагательных, если он, конечно, есть.
Прилагательное — это определение
В силу того что прилагательное как самостоятельная часть речи обозначает признак предмета, чаще всего его синтаксическая роль — это второстепенный член предложения определение.
Определением могут быть прилагательные всех разрядов по значению и следующие грамматические формы качественных прилагательных:
1. полная форма качественного прилагательного и относительное или притяжательное прилагательное
После жаркого дня наступил прохладный августовский вечер.
Сибирская тайга занимает обширную территорию.
2. качественное прилагательное в составной форме сравнительной степени
Более плодородная земля принесла хороший урожай зерновых.
3. прилагательное в форме превосходной степени
В птичьем царстве соловья считают самым голосистым певцом.
Молодцы. Продолжим урок. Обратите внимание на доску, на которой расположены слова, составляющие композицию сочинения-рассуждения. Не закралась ли ошибка в эту композицию? Исправьте её, записав схему в тетради.
1. Первое доказательство (аргумент).
4. Второе доказательство (аргумент)
Мы подошли с вами к важному этапу нашего урока – к работе над текстом Сергея Тимофеевича Аксакова. Наша задача — определить роль имён прилагательных в данном фрагменте.
2. АНАЛИЗ текста.
Прочитайте текст № 1, определите, о какой птице идёт речь.
(1) …По своей величине,
огромнойсиле,необычайнойкрасоте ивеличавойосанке давно назван царём всейводянойиливодоплавающейптицы.
(2)
Белый, как снег, сблестящими,прозрачныминебольшимиглазами, счёрнымносом ичёрнымилапами, сдлинною,гибкоюикрасивоюшеею, он невыразимопрекрасен, когда спокойно плывёт междузелёныхкамышей потёмно-синей гладкойповерхности воды.
(
По С. Аксакову
)
(О лебеде.)
Какие слова помогли вам узнать лебедя, хотя название птицы ни разу не упомянуто?
К какой части речи относятся слова, описывающие лебедя?
(Имя прилагательное)
Зачитайте их
3. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭЕСПЕРИМЕНТ
Продолжим работу над текстом Аксакова. Проведем лингвистический эксперимент – выясним
количественный состав
имён существительных и прилагательных в этом отрывке.
(18 имен прилагательных, 14 — существительных.)
У.:
О чем это говорит?
(Преобладающая часть речи – имя прилагательное, которое делает отрывок образным, живописным.)
У.:
Прочитайте текст ещё раз, опуская прилагательные. Изменилось ли что-нибудь? Почему?
Как вы думаете, с какой целью писатели вводят имена прилагательные в свои тексты? Какова их роль в речи?
Прилагательные
1) обозначают различные признаки предмета, что помогает охарактеризовать его с разных сторон и выделить из ряда подобных;
2) заключают в себе авторскую оценку.
4. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ: анализ отрывка из произведения Ф.Абрамова и сбор материала
(1)…, …
день. (2)…лето, которое, как чудо, спустилось на землю в эту необыкновенно…осень.
(3)Удивительно…
тишина.
(4)Сижу над
…прудком в парке. (5)…дно засыпано…листьями. (6)И они блестят в воде, как…блёсны. (7)А поверху бежит стайка рыбешек. (8)Наверно, рыбешки воображают себя…смельчаками. (9)Подплывут, остановятся, осмотрятся – далеко заплыли от дома. (10)Жутко! (11)Но в сердце неистребимое влечение к далям, к неведомому. (12)И опять вперед.
Конспект урока русского языка. Роль имен прилагательных в речи
1. Сабля (какая?) – острая, длинная, изогнутая, красивая, стальная ( ж.р., ед.ч.)
2. Меч (двуручный) – холодное с обоюдоострым прямым клинком. Меч (какой?) – длинный, двуручный, прямой (м.р.,ед.ч.) 3. Булава – короткая палка, жезл с шарообразным утолщением на конце, служившим в старину оружием, а у казаков символом власти. Булава (какая?) – короткая, прямая, деревянная, украшенная (ж.р.,ед.ч.)
4. Ружье (с ударно-кремневым замком) – ручное огнестрельное и пневматическое оружие с длинным стволом Ружье (какое?) – длинное, тяжелое, огнестрельное (ср.р.,ед.ч.)
5. Топоры (посольский) Топоры (какие?) – острые, металлические, украшенные
6. Алам – знак пушкарей Алам (какой?) – металлический, круглый –Для чего народ хранит эти удивительные вещи старины? (Народ хранит эти экспонаты для того, чтобы знать и помнить как жили наши деды, прадеды, поколения, как вели хозяйство, защищали русскую землю и дарили мир на Земле) – Для чего народ хранит столько столетий эти удивительные вещи? (Эти вещи старины рассказали нам о многом: историю вещей и людей, хранивших их, рассказали нам о подвигах рыцарей и солдат, о могуществе, силе и власти.)
Третья станция Героическая –Догадайтесь и доскажите предложение до конца. 1. Русскую заповедь знай: в бою …(не зевай). 2. Плохому бойцу и погоны ….(не к лицу) 3. Славна богатырями земля ….(русская) – Как вы понимаете слова заповедь? (Правило, положение, предписание. В старину заповедь могла быть религиозно-нравственного предписания) Задание Выпишите словосочетания сущ.+прил или прил.+сущ .Покажите графически от какого слова к какому ставится вопрос.Укажите род и число какую? Русскую заповедь (прил.+сущ) (ж.р.,ед.ч.) какому? Плохому бойцу (прил.+сущ.) (м.р., ед.ч) какая? Земля русская (сущ.+ прил.) (сущ.+прил.) –Догадайтесь и доскажите предложение до конца. Без коня ……….(и трава не растет). (пословица) Враг боек,……… (да наш народ стоек). (пословица) Где нет борьбы,……. (там нет победы). (поговорка) Кто с мечом к нам придет…(от меча и погибнет). (поговорка) Человек без Родины – ……(что птица без гнезда). (пословица) Задание. Четвертая станция Невская – О чем нам может рассказать станция с красивым названием Невская? (Мы знаем о том, что есть такая река Нева в городе мостов и фонтанов в Санкт-Петербурге). – Кто дал такое название этому городу и какое ? (Петр I Петербург) – Кто начал строительство этого города? (Петр I) В 18 начале 19 веках императором Российской державы Петром I было построено сильнейшее государство в мире с сильнейшей морской державой. Со времен Древней Руси жителям нашей страны часто приходилось защищать родную землю от врагов. Но гораздо раньше в 13 веке в 1242 году на реке Неве произошло Ледовое побоище на льду Чудского озера с немецкими завоевателями рыцарей под предводительством Александра Ярославича, прозванного Невским.
Задание. Прочитайте отрывок из исторического текста. Вставьте пропущенные буквы. Устно объясните орфограммы. Спишите. Найдите словосочетания прил.+сущ. и сущ.+ прил. Первое предложение разберите. В первом предложении найдите основу предложения и разберите по частям речи. Евр..пейские рыцари з..хв..тили рус(с)кие г..р..да и подошли (к)славному Новг..р..ду. М..л…дой князь Александр Ярославич Невский призвал всех мирных жителей з..щ..тить р..дную землю. Европейские рыцари – знатные воины, которые сражались в тяжелых железных доспехах. кто? что сделали? что Евр..пейские рыцари з..хв..тили рус(с)кие г..р..да и подошли сделали? (к)славному Новг..р..ду. Орфограммы в словах Европейские – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (Европа) Захватили – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением. (хватка, захват); приставка – за- Русских – удвоен. Согласный в корне слова на стыке двух морфем корня и суффикса. Городов – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (город), безударный гласный в корне слова, непроверяемый ударением (словарное слово город), проверяемый парный звонкий согл. в конце слова (нет городов, городовой). Новгороду – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (город, новгородцы.) Молодой – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (молод, молоденький.) Александр Ярославич – заглавная буква в именах собственных. Прозванный – безударный гласный в корне слова на стыке двух морфем корня и суффикса.; удвоенный согласный -нн на стыке двух морфем. В народе – пробел, предлог со словом пишется раздельно; сл.слово. В память – пробел, предлог со словом пишется раздельно; смягчающий ь- знак. Об одержанной – пробел, предлог со словом пишется раздельно. Победе – приставка по- . В битве – пробел, предлог со словом пишется раздельно На реке – пробел, предлог со словом пишется раздельно; безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (реки, речка, реченька). Неве – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (Невский) Защитить – приставка за- со словом пишется слитно; безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (защита, щит). Родную – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (Родина, родненький). Определение рода и числа имен существительных IV. Физминутка Пятая станция Отдыхай-ка Задание. – Если я произнесу существительное мужского рода надо присесть, ж.р. – подпрыгнуть, ср.р. – развести руки в стороны. (Например, богатырь, земля, мир, тишина, мастерство, граница, рубеж, Отечество, лошадь, солдат, торжество, победа) Шестая станция Богатырская Викторина (карточки слов: богатыри, поле, лошади) На картине Васнецова В трудный путь разгон беря, Вместе в даль глядят сурово Три былых богатыря. Задание 1 Станция Богатырская предлагает рассмотреть картину В.М.Васнецова и провести небольшую викторину по событиям картины – Как называется картина, написанная известным русским живописцем Виктором Михайловичем Васнецовым? (Богатыри)
– Как зовут русских богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович). – Опишите и богатырей?. – Какие они? (Богатыри (какие?) храбрые, смелые, сильные, выносливые, умные, мудрые, удалые, сердитые, добрые) – Где находятся богатыри? (Богатыри находятся в поле) – Опишите поле? Какое оно? (Поле (какое?) широкое, раздольное, спокойное, родное, чистое) – На чем богатыри вышли в поле? (Богатыри вышли в поле на лошадях) – Опишите их лошадей? (Лошади (какие?) вороные, красивые, длинногривые, здоровые, крепкие) – Куда они всматриваются, что хотят увидеть? ( Они всматриваются в даль. Нет ли злых врагов в округе и не обижает ли кто). Например, доблестный воин, русская земля, храбрые богатыри, стоят в поле, стальной меч, торжество победы, богатыри в раздумье, князь Владимир. Седьмая станция Российская Задание
Прочитайте четверостишие. Подумай, о чем оно? Подчеркни существительные, глаголы. Прочитай несколько раз и постарайся запомнить.
Письмо по памяти.
Поезжай за моря-океаны, Надо всею землей пролети: Есть на свете различные страны, Но такой, как у нас, не найти!
V. Подведение итогов урока – В каком городе мы сегодня побывали? – Какая станция вам понравилась больше всего? Чем? – Что интересного вы запомнили?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 3 классе. Имя прилагательное. Имя существительное Проект по русскому языку для 4 класса. Знаки препинания Проект по русскому языку в 3 классе. Имена прилагательные Урок русского языка. Роль имен прилагательных в речи
Все ученики изучают русский язык в школе. Началом программы средней школы являются части речи. Особое внимание уделяется изучению прилагательных. Если ученик будет разбираться в них, то сможет удачно сдать государственный экзамен. В статье расскажем, как отличить качественное прилагательное от относительного или притяжательного.
Относительные
Чтобы понять, что такое качественное, относительное, притяжательное прилагательное, важно знать, на какие вопросы они отвечают и их признаки.
Относительные прилагательные – части речи, показывающие признак предмета через его связь с другими вещами. Например: кожаные часы, придорожный знак.
Обычно эти части речи обозначают признак предмета по времени, материалу, месту или действию предметов. Реже они обозначают отвлеченные понятия и относятся к числам: научная работа (отвлечённое); тройной прыжок. Имеют такие отличительные особенности:
- образуют только полную форму слова;
- не образуют степень сравнения;
- нельзя подобрать антонимы;
- не используются в сочетании с наречиями, обозначающими меру или степень.
Качественные
Качественные и относительные прилагательные имеют характерные отличия:
Качественные передают свойства и функции самого предмета, его возможностей. Например: большой медведь, сонный мужчина, горячий чай, зелёная трава, синий шарик.
Слова этого разряда обозначают величину, возраст, цвет, вес, описание внешнего вида, а также внутренних качеств существа, предмета или явления. Характеризуются следующими особенностями:
- образуют степени сравнения, а также краткую форму. (Высокий-выше-самый высокий – высок);
- используются для передачи неполноты качества, для создания уменьшительно-ласкательной формы слова;
- к ним можно легко подобрать противоположные по смыслу слова (антонимы).
Также от большинства качественных прилагательных можно образовать абстрактное имя существительное: смелый – смелость, синий – синева. Признаков у данного разряда много, однако не к каждому слову можно применить все. Например, некоторые качественные прилагательные не образуют степени сравнения, а другие не преобразуются в имена существительные. При наличии хотя бы одного из них можно говорить, что прилагательное принадлежит к разряду качественных.
Притяжательные
Определить притяжательные прилагательные просто, в отличие от качественных и относительных. Они обозначают принадлежность одной вещи или предмета другим. Например: черепаший, волчий, собачий, папин. Данный разряд частей речи образуется только с помощью суффиксов: -ин, -ий, -ев(о), -ов.
Отличаются по следующим признакам:
- образуют словосочетания со значением принадлежности;
- не образуют краткой формы, а также степени сравнения;
- чаще всего в предложении выступают в роли согласованного определения.
Редкий случай в русском языке – образование притяжательного прилагательного от неодушевленного предмета. Такие формы слов встречаются в литературных произведениях, используются в качестве фразеологизмов или научных определений: черемухины скаты, стеганье одеялово. Притяжательный разряд изучается в 5 классе. Затем, в 6 классе знания углубляют.
В именительном и винительном падежах эти притяжательные прилагательные имеют краткую форму. При скорнении по остальным падежам образуется только полная форма.
Переход прилагательных в другой разряд
Переход прилагательных в разряды – частое явление в русском языке.Так, относительные и притяжательные становятся качественными. Примеры: Каменный дом – каменное лицо. В первом примере слово было относительным (дом из камня), а во втором – качественным. Обычно переходы используются в метафорах, фразеологизмах: заячий тулуп – заячий характер.
При переходе притяжательного в качественный разряд слова используются только для обозначения материала или качества предмета. В русском языке прилагательные также переходят в группу относительных: кислый абрикос – кислая реакция (реакция с окислением).
Каждый учащийся школы обязан знать признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных. Они различаются между собой, а зная особенности каждой из групп, распознать определённый разряд несложно. Только хорошая подготовка и владение всеми правилами поможет сдать экзамен на отлично.
Все ученики изучают русский язык в школе. Началом программы средней школы являются части речи. Особое внимание уделяется изучению прилагательных. Если ученик будет разбираться в них, то сможет удачно сдать государственный экзамен. В статье расскажем, как отличить качественное прилагательное от относительного или притяжательного.
Относительные
Чтобы понять, что такое качественное, относительное, притяжательное прилагательное, важно знать, на какие вопросы они отвечают и их признаки.
Относительные прилагательные – части речи, показывающие признак предмета через его связь с другими вещами. Например: кожаные часы, придорожный знак.
Обычно эти части речи обозначают признак предмета по времени, материалу, месту или действию предметов. Реже они обозначают отвлеченные понятия и относятся к числам: научная работа (отвлечённое); тройной прыжок. Имеют такие отличительные особенности:
- образуют только полную форму слова;
- не образуют степень сравнения;
- нельзя подобрать антонимы;
- не используются в сочетании с наречиями, обозначающими меру или степень.
Качественные
Качественные и относительные прилагательные имеют характерные отличия:
Качественные передают свойства и функции самого предмета, его возможностей. Например: большой медведь, сонный мужчина, горячий чай, зелёная трава, синий шарик.
Слова этого разряда обозначают величину, возраст, цвет, вес, описание внешнего вида, а также внутренних качеств существа, предмета или явления. Характеризуются следующими особенностями:
- образуют степени сравнения, а также краткую форму. (Высокий-выше-самый высокий – высок);
- используются для передачи неполноты качества, для создания уменьшительно-ласкательной формы слова;
- к ним можно легко подобрать противоположные по смыслу слова (антонимы).
Также от большинства качественных прилагательных можно образовать абстрактное имя существительное: смелый – смелость, синий – синева. Признаков у данного разряда много, однако не к каждому слову можно применить все. Например, некоторые качественные прилагательные не образуют степени сравнения, а другие не преобразуются в имена существительные. При наличии хотя бы одного из них можно говорить, что прилагательное принадлежит к разряду качественных.
Притяжательные
Определить притяжательные прилагательные просто, в отличие от качественных и относительных. Они обозначают принадлежность одной вещи или предмета другим. Например: черепаший, волчий, собачий, папин. Данный разряд частей речи образуется только с помощью суффиксов: -ин, -ий, -ев(о), -ов.
Отличаются по следующим признакам:
- образуют словосочетания со значением принадлежности;
- не образуют краткой формы, а также степени сравнения;
- чаще всего в предложении выступают в роли согласованного определения.
Редкий случай в русском языке – образование притяжательного прилагательного от неодушевленного предмета. Такие формы слов встречаются в литературных произведениях, используются в качестве фразеологизмов или научных определений: черемухины скаты, стеганье одеялово. Притяжательный разряд изучается в 5 классе. Затем, в 6 классе знания углубляют.
В именительном и винительном падежах эти притяжательные прилагательные имеют краткую форму. При скорнении по остальным падежам образуется только полная форма.
Переход прилагательных в другой разряд
Переход прилагательных в разряды – частое явление в русском языке.Так, относительные и притяжательные становятся качественными. Примеры: Каменный дом – каменное лицо. В первом примере слово было относительным (дом из камня), а во втором – качественным. Обычно переходы используются в метафорах, фразеологизмах: заячий тулуп – заячий характер.
При переходе притяжательного в качественный разряд слова используются только для обозначения материала или качества предмета. В русском языке прилагательные также переходят в группу относительных: кислый абрикос – кислая реакция (реакция с окислением).
Каждый учащийся школы обязан знать признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных. Они различаются между собой, а зная особенности каждой из групп, распознать определённый разряд несложно. Только хорошая подготовка и владение всеми правилами поможет сдать экзамен на отлично.
Читайте также: