Сочинение рассуждение как различать качественные и относительные прилагательные

Обновлено: 29.06.2024

Регулярно находят нового читателя мои статьи, в которых освещаются некоторые любопытные особенности русской грамматики:

Думаю, это хороший повод поговорить о качественных и относительных прилагательных (ИП).

Вначале вспомним, что качественные прилагательные обозначают цвет ( белый, черный, зеленый ), разного рода качества ( горячий, крупный, тяжелый ) и т.п. - признак, который может проявляться в большей или меньшей степени ("градуируемый признак").

Относительные прилагательные "выражают отношение к чему-л." ( деревянный, железный, тройной, водяной, обувной ).

Обычно для разграничения качественных и относительных ИП дается 5 - 6 признаков качественных ИП (способность иметь степени сравнения, краткую форму и т.п.). Но благодаря Г.И. Кустовой, автору раздела "Прилагательное" "Русской корпусной грамматики", мы можем поговорить о 12 отличиях между этими разрядами ИП, точнее, о 12 признаках качественных ИП, которых лишены относительные.

1. Способность сочетаться с показателями степени.

Очень тяжелый, такой нужный, абсолютно прав.

Невозможно: *очень стальной, *такой деревянный, *абсолютно бетонный.

2. Способность иметь степени сравнения.

Веселый - веселее - самый веселый. Нельзя *железнее, *железнейший.

3. Наличие полной и краткой формы.

Умён, умна, умно, умны. Невозможно * стеклянен.

4. Наличие форм субъективной оценки (уменьшительных, ласкательных и др. суффиксов).

Умненький, умнющий. Черненький, чернющий.

5. Возможность образования от большинства из них качественных наречий на -о, -е и -и.

Умно; бело; вредно.

6. Возможность вступать в антонимические отношения.

Глупый - умный; черный - белый; полезный - бесполезный.

7. Возможность образования отвлеченных существительных при помощи суффиксов -от-, -изн-, -ость, -есть, -ин-, -ств-о и др.

Белизна; вредность.

8. Возможность быть и корневыми (первообразными).

Белый, большой.

Все относительные всегда производны, т.е. включают в свой состав тот или мной суффикс: стальной, двойной, каменный.

9. Возможность вступать в синонимические ряды.

Умный - сообразительный, белый - белоснежный.

10. Способность образовывать приставочные дериваты (производные) со значением высокой степени.

Преумный, заумный, пребелый.

11. Способность подвергаться удвоению со значением интенсификации (редупликации).

Умный-умный, белый-белый, вредный-вредный.

12. Способность подвергаться контекстной (окказиональной, или позиционной) субстантивации - переходу в разряд существительных.

Умный в гору не пойдет.

Белые начинают и выигрывают.

Конечно, не все качественные ИП имеют полный набор признаков. Вот интервью академика Ю.Д. Апресяна в том числе об этом.

Кроме того, относительные прилагательные могут выступать как качественные при изменении значения: Походка его становилась все деревяннее (В.Г. Короленко).

Возможно, читатель знает 13-й признак качественных прилагательных, если он, конечно, есть.

Прилагательное — это определение

В силу того что при­ла­га­тель­ное как само­сто­я­тель­ная часть речи обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та, чаще все­го его син­так­си­че­ская роль — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния опре­де­ле­ние.

Определением могут быть при­ла­га­тель­ные всех раз­ря­дов по зна­че­нию и сле­ду­ю­щие грам­ма­ти­че­ские фор­мы каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных:

1. пол­ная фор­ма каче­ствен­но­го при­ла­га­тель­но­го и отно­си­тель­ное или при­тя­жа­тель­ное при­ла­га­тель­ное

После жар­ко­го дня насту­пил про­хлад­ный авгу­стов­ский вечер.

Сибирская тай­га зани­ма­ет обшир­ную тер­ри­то­рию.

2. каче­ствен­ное при­ла­га­тель­ное в состав­ной фор­ме срав­ни­тель­ной сте­пе­ни

Более плодо­род­ная зем­ля при­нес­ла хоро­ший уро­жай зер­но­вых.

3. при­ла­га­тель­ное в фор­ме пре­вос­ход­ной сте­пе­ни

В пти­чьем цар­стве соло­вья счи­та­ют самым голо­си­стым пев­цом.

Молодцы. Продолжим урок. Обратите внимание на доску, на которой расположены слова, составляющие композицию сочинения-рассуждения. Не закралась ли ошибка в эту композицию? Исправьте её, записав схему в тетради.

1. Первое доказательство (аргумент).

4. Второе доказательство (аргумент)

Мы подошли с вами к важному этапу нашего урока – к работе над текстом Сергея Тимофеевича Аксакова. Наша задача — определить роль имён прилагательных в данном фрагменте.

2. АНАЛИЗ текста.

Прочитайте текст № 1, определите, о какой птице идёт речь.

(1) …По своей величине,
огромнойсиле,необычайнойкрасоте ивеличавойосанке давно назван царём всейводянойиливодоплавающейптицы.
(2)
Белый, как снег, сблестящими,прозрачныминебольшимиглазами, счёрнымносом ичёрнымилапами, сдлинною,гибкоюикрасивоюшеею, он невыразимопрекрасен, когда спокойно плывёт междузелёныхкамышей потёмно-синей гладкойповерхности воды.
(
По С. Аксакову
)

(О лебеде.)

Какие слова помогли вам узнать лебедя, хотя название птицы ни разу не упомянуто?

К какой части речи относятся слова, описывающие лебедя?
(Имя прилагательное)
Зачитайте их

3. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭЕСПЕРИМЕНТ

Продолжим работу над текстом Аксакова. Проведем лингвистический эксперимент – выясним
количественный состав
имён существительных и прилагательных в этом отрывке.
(18 имен прилагательных, 14 — существительных.)
У.:

О чем это говорит?
(Преобладающая часть речи – имя прилагательное, которое делает отрывок образным, живописным.)
У.:

Прочитайте текст ещё раз, опуская прилагательные. Изменилось ли что-нибудь? Почему?

Как вы думаете, с какой целью писатели вводят имена прилагательные в свои тексты? Какова их роль в речи?

Прилагательные

1) обозначают различные признаки предмета, что помогает охарактеризовать его с разных сторон и выделить из ряда подобных;

2) заключают в себе авторскую оценку.

4. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ: анализ отрывка из произведения Ф.Абрамова и сбор материала

(1)…, …
день. (2)лето, которое, как чудо, спустилось на землю в эту необыкновенноосень.
(3)Удивительно
тишина.
(4)Сижу над
прудком в парке. (5)дно засыпанолистьями. (6)И они блестят в воде, какблёсны. (7)А поверху бежит стайка рыбешек. (8)Наверно, рыбешки воображают себясмельчаками. (9)Подплывут, остановятся, осмотрятся – далеко заплыли от дома. (10)Жутко! (11)Но в сердце неистребимое влечение к далям, к неведомому. (12)И опять вперед.

Конспект урока русского языка. Роль имен прилагательных в речи


1. Сабля (какая?) – острая, длинная, изогнутая, красивая, стальная ( ж.р., ед.ч.)



2. Меч (двуручный) – холодное с обоюдоострым прямым клинком. Меч (какой?) – длинный, двуручный, прямой (м.р.,ед.ч.) 3. Булава – короткая палка, жезл с шарообразным утолщением на конце, служившим в старину оружием, а у казаков символом власти. Булава (какая?) – короткая, прямая, деревянная, украшенная (ж.р.,ед.ч.)



4. Ружье (с ударно-кремневым замком) – ручное огнестрельное и пневматическое оружие с длинным стволом Ружье (какое?) – длинное, тяжелое, огнестрельное (ср.р.,ед.ч.)



5. Топоры (посольский) Топоры (какие?) – острые, металлические, украшенные



6. Алам – знак пушкарей Алам (какой?) – металлический, круглый –Для чего народ хранит эти удивительные вещи старины? (Народ хранит эти экспонаты для того, чтобы знать и помнить как жили наши деды, прадеды, поколения, как вели хозяйство, защищали русскую землю и дарили мир на Земле) – Для чего народ хранит столько столетий эти удивительные вещи? (Эти вещи старины рассказали нам о многом: историю вещей и людей, хранивших их, рассказали нам о подвигах рыцарей и солдат, о могуществе, силе и власти.)
Третья станция Героическая –Догадайтесь и доскажите предложение до конца. 1. Русскую заповедь знай: в бою …(не зевай). 2. Плохому бойцу и погоны ….(не к лицу) 3. Славна богатырями земля ….(русская) – Как вы понимаете слова заповедь? (Правило, положение, предписание. В старину заповедь могла быть религиозно-нравственного предписания) Задание Выпишите словосочетания сущ.+прил или прил.+сущ .Покажите графически от какого слова к какому ставится вопрос.Укажите род и число какую? Русскую заповедь (прил.+сущ) (ж.р.,ед.ч.) какому? Плохому бойцу (прил.+сущ.) (м.р., ед.ч) какая? Земля русская (сущ.+ прил.) (сущ.+прил.) –Догадайтесь и доскажите предложение до конца. Без коня ……….(и трава не растет). (пословица) Враг боек,……… (да наш народ стоек). (пословица) Где нет борьбы,……. (там нет победы). (поговорка) Кто с мечом к нам придет…(от меча и погибнет). (поговорка) Человек без Родины – ……(что птица без гнезда). (пословица) Задание. Четвертая станция Невская – О чем нам может рассказать станция с красивым названием Невская? (Мы знаем о том, что есть такая река Нева в городе мостов и фонтанов в Санкт-Петербурге). – Кто дал такое название этому городу и какое ? (Петр I Петербург) – Кто начал строительство этого города? (Петр I) В 18 начале 19 веках императором Российской державы Петром I было построено сильнейшее государство в мире с сильнейшей морской державой. Со времен Древней Руси жителям нашей страны часто приходилось защищать родную землю от врагов. Но гораздо раньше в 13 веке в 1242 году на реке Неве произошло Ледовое побоище на льду Чудского озера с немецкими завоевателями рыцарей под предводительством Александра Ярославича, прозванного Невским.



Задание. Прочитайте отрывок из исторического текста. Вставьте пропущенные буквы. Устно объясните орфограммы. Спишите. Найдите словосочетания прил.+сущ. и сущ.+ прил. Первое предложение разберите. В первом предложении найдите основу предложения и разберите по частям речи. Евр..пейские рыцари з..хв..тили рус(с)кие г..р..да и подошли (к)славному Новг..р..ду. М..л…дой князь Александр Ярославич Невский призвал всех мирных жителей з..щ..тить р..дную землю. Европейские рыцари – знатные воины, которые сражались в тяжелых железных доспехах. кто? что сделали? что Евр..пейские рыцари з..хв..тили рус(с)кие г..р..да и подошли сделали? (к)славному Новг..р..ду. Орфограммы в словах Европейские – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (Европа) Захватили – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением. (хватка, захват); приставка – за- Русских – удвоен. Согласный в корне слова на стыке двух морфем корня и суффикса. Городов – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (город), безударный гласный в корне слова, непроверяемый ударением (словарное слово город), проверяемый парный звонкий согл. в конце слова (нет городов, городовой). Новгороду – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (город, новгородцы.) Молодой – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (молод, молоденький.) Александр Ярославич – заглавная буква в именах собственных. Прозванный – безударный гласный в корне слова на стыке двух морфем корня и суффикса.; удвоенный согласный -нн на стыке двух морфем. В народе – пробел, предлог со словом пишется раздельно; сл.слово. В память – пробел, предлог со словом пишется раздельно; смягчающий ь- знак. Об одержанной – пробел, предлог со словом пишется раздельно. Победе – приставка по- . В битве – пробел, предлог со словом пишется раздельно На реке – пробел, предлог со словом пишется раздельно; безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (реки, речка, реченька). Неве – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (Невский) Защитить – приставка за- со словом пишется слитно; безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (защита, щит). Родную – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (Родина, родненький). Определение рода и числа имен существительных IV. Физминутка Пятая станция Отдыхай-ка Задание. – Если я произнесу существительное мужского рода надо присесть, ж.р. – подпрыгнуть, ср.р. – развести руки в стороны. (Например, богатырь, земля, мир, тишина, мастерство, граница, рубеж, Отечество, лошадь, солдат, торжество, победа) Шестая станция Богатырская Викторина (карточки слов: богатыри, поле, лошади) На картине Васнецова В трудный путь разгон беря, Вместе в даль глядят сурово Три былых богатыря. Задание 1 Станция Богатырская предлагает рассмотреть картину В.М.Васнецова и провести небольшую викторину по событиям картины – Как называется картина, написанная известным русским живописцем Виктором Михайловичем Васнецовым? (Богатыри)



– Как зовут русских богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович). – Опишите и богатырей?. – Какие они? (Богатыри (какие?) храбрые, смелые, сильные, выносливые, умные, мудрые, удалые, сердитые, добрые) – Где находятся богатыри? (Богатыри находятся в поле) – Опишите поле? Какое оно? (Поле (какое?) широкое, раздольное, спокойное, родное, чистое) – На чем богатыри вышли в поле? (Богатыри вышли в поле на лошадях) – Опишите их лошадей? (Лошади (какие?) вороные, красивые, длинногривые, здоровые, крепкие) – Куда они всматриваются, что хотят увидеть? ( Они всматриваются в даль. Нет ли злых врагов в округе и не обижает ли кто). Например, доблестный воин, русская земля, храбрые богатыри, стоят в поле, стальной меч, торжество победы, богатыри в раздумье, князь Владимир. Седьмая станция Российская Задание
Прочитайте четверостишие. Подумай, о чем оно? Подчеркни существительные, глаголы. Прочитай несколько раз и постарайся запомнить.
Письмо по памяти.
Поезжай за моря-океаны, Надо всею землей пролети: Есть на свете различные страны, Но такой, как у нас, не найти!


V. Подведение итогов урока – В каком городе мы сегодня побывали? – Какая станция вам понравилась больше всего? Чем? – Что интересного вы запомнили?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 3 классе. Имя прилагательное. Имя существительное Проект по русскому языку для 4 класса. Знаки препинания Проект по русскому языку в 3 классе. Имена прилагательные Урок русского языка. Роль имен прилагательных в речи


Все ученики изучают русский язык в школе. Началом программы средней школы являются части речи. Особое внимание уделяется изучению прилагательных. Если ученик будет разбираться в них, то сможет удачно сдать государственный экзамен. В статье расскажем, как отличить качественное прилагательное от относительного или притяжательного.

Как определить, прилагательное качественное, относительное или притяжательное

Относительные

Чтобы понять, что такое качественное, относительное, притяжательное прилагательное, важно знать, на какие вопросы они отвечают и их признаки.

Относительные прилагательные – части речи, показывающие признак предмета через его связь с другими вещами. Например: кожаные часы, придорожный знак.

Обычно эти части речи обозначают признак предмета по времени, материалу, месту или действию предметов. Реже они обозначают отвлеченные понятия и относятся к числам: научная работа (отвлечённое); тройной прыжок. Имеют такие отличительные особенности:

  • образуют только полную форму слова;
  • не образуют степень сравнения;
  • нельзя подобрать антонимы;
  • не используются в сочетании с наречиями, обозначающими меру или степень.

Как определить, прилагательное качественное, относительное или притяжательное

Качественные

Качественные и относительные прилагательные имеют характерные отличия:

Качественные передают свойства и функции самого предмета, его возможностей. Например: большой медведь, сонный мужчина, горячий чай, зелёная трава, синий шарик.

Слова этого разряда обозначают величину, возраст, цвет, вес, описание внешнего вида, а также внутренних качеств существа, предмета или явления. Характеризуются следующими особенностями:

  • образуют степени сравнения, а также краткую форму. (Высокий-выше-самый высокий – высок);
  • используются для передачи неполноты качества, для создания уменьшительно-ласкательной формы слова;
  • к ним можно легко подобрать противоположные по смыслу слова (антонимы).

Также от большинства качественных прилагательных можно образовать абстрактное имя существительное: смелый – смелость, синий – синева. Признаков у данного разряда много, однако не к каждому слову можно применить все. Например, некоторые качественные прилагательные не образуют степени сравнения, а другие не преобразуются в имена существительные. При наличии хотя бы одного из них можно говорить, что прилагательное принадлежит к разряду качественных.

Притяжательные

Определить притяжательные прилагательные просто, в отличие от качественных и относительных. Они обозначают принадлежность одной вещи или предмета другим. Например: черепаший, волчий, собачий, папин. Данный разряд частей речи образуется только с помощью суффиксов: -ин, -ий, -ев(о), -ов.

Отличаются по следующим признакам:

  • образуют словосочетания со значением принадлежности;
  • не образуют краткой формы, а также степени сравнения;
  • чаще всего в предложении выступают в роли согласованного определения.

Редкий случай в русском языке – образование притяжательного прилагательного от неодушевленного предмета. Такие формы слов встречаются в литературных произведениях, используются в качестве фразеологизмов или научных определений: черемухины скаты, стеганье одеялово. Притяжательный разряд изучается в 5 классе. Затем, в 6 классе знания углубляют.

В именительном и винительном падежах эти притяжательные прилагательные имеют краткую форму. При скорнении по остальным падежам образуется только полная форма.

Как определить, прилагательное качественное, относительное или притяжательное

Переход прилагательных в другой разряд

Переход прилагательных в разряды – частое явление в русском языке.Так, относительные и притяжательные становятся качественными. Примеры: Каменный дом – каменное лицо. В первом примере слово было относительным (дом из камня), а во втором – качественным. Обычно переходы используются в метафорах, фразеологизмах: заячий тулуп – заячий характер.

При переходе притяжательного в качественный разряд слова используются только для обозначения материала или качества предмета. В русском языке прилагательные также переходят в группу относительных: кислый абрикос – кислая реакция (реакция с окислением).

Как определить, прилагательное качественное, относительное или притяжательное

Каждый учащийся школы обязан знать признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных. Они различаются между собой, а зная особенности каждой из групп, распознать определённый разряд несложно. Только хорошая подготовка и владение всеми правилами поможет сдать экзамен на отлично.


Все ученики изучают русский язык в школе. Началом программы средней школы являются части речи. Особое внимание уделяется изучению прилагательных. Если ученик будет разбираться в них, то сможет удачно сдать государственный экзамен. В статье расскажем, как отличить качественное прилагательное от относительного или притяжательного.

Как определить, прилагательное качественное, относительное или притяжательное

Относительные

Чтобы понять, что такое качественное, относительное, притяжательное прилагательное, важно знать, на какие вопросы они отвечают и их признаки.

Относительные прилагательные – части речи, показывающие признак предмета через его связь с другими вещами. Например: кожаные часы, придорожный знак.

Обычно эти части речи обозначают признак предмета по времени, материалу, месту или действию предметов. Реже они обозначают отвлеченные понятия и относятся к числам: научная работа (отвлечённое); тройной прыжок. Имеют такие отличительные особенности:

  • образуют только полную форму слова;
  • не образуют степень сравнения;
  • нельзя подобрать антонимы;
  • не используются в сочетании с наречиями, обозначающими меру или степень.

Как определить, прилагательное качественное, относительное или притяжательное

Качественные

Качественные и относительные прилагательные имеют характерные отличия:

Качественные передают свойства и функции самого предмета, его возможностей. Например: большой медведь, сонный мужчина, горячий чай, зелёная трава, синий шарик.

Слова этого разряда обозначают величину, возраст, цвет, вес, описание внешнего вида, а также внутренних качеств существа, предмета или явления. Характеризуются следующими особенностями:

  • образуют степени сравнения, а также краткую форму. (Высокий-выше-самый высокий – высок);
  • используются для передачи неполноты качества, для создания уменьшительно-ласкательной формы слова;
  • к ним можно легко подобрать противоположные по смыслу слова (антонимы).

Также от большинства качественных прилагательных можно образовать абстрактное имя существительное: смелый – смелость, синий – синева. Признаков у данного разряда много, однако не к каждому слову можно применить все. Например, некоторые качественные прилагательные не образуют степени сравнения, а другие не преобразуются в имена существительные. При наличии хотя бы одного из них можно говорить, что прилагательное принадлежит к разряду качественных.

Притяжательные

Определить притяжательные прилагательные просто, в отличие от качественных и относительных. Они обозначают принадлежность одной вещи или предмета другим. Например: черепаший, волчий, собачий, папин. Данный разряд частей речи образуется только с помощью суффиксов: -ин, -ий, -ев(о), -ов.

Отличаются по следующим признакам:

  • образуют словосочетания со значением принадлежности;
  • не образуют краткой формы, а также степени сравнения;
  • чаще всего в предложении выступают в роли согласованного определения.

Редкий случай в русском языке – образование притяжательного прилагательного от неодушевленного предмета. Такие формы слов встречаются в литературных произведениях, используются в качестве фразеологизмов или научных определений: черемухины скаты, стеганье одеялово. Притяжательный разряд изучается в 5 классе. Затем, в 6 классе знания углубляют.

В именительном и винительном падежах эти притяжательные прилагательные имеют краткую форму. При скорнении по остальным падежам образуется только полная форма.

Как определить, прилагательное качественное, относительное или притяжательное

Переход прилагательных в другой разряд

Переход прилагательных в разряды – частое явление в русском языке.Так, относительные и притяжательные становятся качественными. Примеры: Каменный дом – каменное лицо. В первом примере слово было относительным (дом из камня), а во втором – качественным. Обычно переходы используются в метафорах, фразеологизмах: заячий тулуп – заячий характер.

При переходе притяжательного в качественный разряд слова используются только для обозначения материала или качества предмета. В русском языке прилагательные также переходят в группу относительных: кислый абрикос – кислая реакция (реакция с окислением).

Как определить, прилагательное качественное, относительное или притяжательное

Каждый учащийся школы обязан знать признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных. Они различаются между собой, а зная особенности каждой из групп, распознать определённый разряд несложно. Только хорошая подготовка и владение всеми правилами поможет сдать экзамен на отлично.

Читайте также: