В чем смысл противопоставления петра 1 и евгения в поэме медный всадник сочинение

Обновлено: 01.07.2024

Поэма “Медный всадник” – одна из вершин творчества Александра Сергеевича Пушкина. Противопоставление Петра 1 и Евгения играет очень важную роль в произведении.

Во-первых, оно помогает выделить героев более чётко. На фоне Петра 1 – полубога, укротителя стихий, каким он предстаёт в поэме - Евгений – простой коломенский чиновник, которого литературоведы относят к типу маленького человека – кажется ещё более маленьким и незначительным.

Во-вторых, данное противопоставление поднимает вопрос влияния “власти роковой” на судьбы простых людей. Данную проблему А. С. Пушкин достаточно часто затрагивал в своём творчестве. Пётр 1, основав Петербург, пошёл против божественной воли, чем разгневал Всевышнего. Наказанием за это было страшное наводнение, которое послужило основой

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

  • 3 из 3 К1 Соответствие сочинения теме и её раскрытие
  • 3 из 3 К2 Привлечение текста произведения для аргументации
  • 2 из 2 К3 Опора на теоретико-литературные понятия
  • 3 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность
  • 3 из 3 К5 Соблюдение речевых норм
  • ИТОГО: 14 из 14

1. Со­чи­не­ние на­пи­са­но на за­дан­ную те­му, те­ма рас­кры­та глу­бо­ко, мно­го­сто­ронне.
2. Для ар­гу­мен­та­ции текст при­вле­ка­ет­ся на уровне ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем и де­та­лей, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на, фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют.
3. Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия вклю­че­ны в со­чи­не­ние и ис­поль­зо­ва­ны для ана­ли­за тек­ста про­из­ве­де­ний в це­лях рас­кры­тия те­мы со­чи­не­ния, ошиб­ки в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий от­сут­ству­ют.
4. Со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­стью, его смыс­ло­вые ча­сти ло­ги­че­ски свя­за­ны, внут­ри смыс­ло­вых ча­стей нет на­ру­ше­ний по­сле­до­ва­тель­но­сти и необос­но­ван­ных по­вто­ров.
5. Ре­че­вых оши­бок нет.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Для произведений А. С. Пушкина характерно объединение конкретных исторических лиц и вымышленных персонажей, частных людей в одном художественном пространстве. Подобный метод используется в поэме "Полтава", повести "Капитанская дочка", обращается к нему автор и в поэме "Медный всадник".

Столкновение Петра I и Евгения возникает ещё во время бури, когда Евгений сидит на льве, подобно монументальному всаднику.

Однако образ Евгения в этой сцене нелеп, он не может быть наравне с императором: его беспокоит и ветер, и дождь, и мысли о любимой. Следующее столкновение героев происходит уже после того, как Евгений обнаруживает гибель Параши и видит разрушенный Петербург. Скитающийся по улицам и обезумевший от горя мужчина ощущает себя заложником "града Петрова", ломается под беспощадным давлением истории и стихии. Евгений видит в Петре виновника всех бедствий, и в этот момент памятник вочеловечивается, обретает черты живого существа.

За противопоставлением Евгения и Петра I скрывается столкновение "маленького" человека и великого государственного деятеля. Евгений живёт своими простыми мечтами: он желает жениться на любимой девушке, прожить с ней до старости, зарабатывая честным трудом. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Величественный же Петр I представлен как император, задумавший совершить невозможное - построить прекрасные город на болоте, "в Европу прорубить окно", завоевать новые земли. Непритязательные стремления "маленького" человека оказываются неосуществимы, в то время как "великий град Петров" вырастает на топи, усмиряет природу, символизирует мощную государственность.

Противопоставление Петра I и Евгения становится символом столкновения личности и истории. Евгений теряет Парашу, без которой не может быть счастлив, именно по воле исторического рока. Он не способен бороться со стихией, как то удавалось Петру, он не может выбраться из гнетущих условий Петербурга. Финал произведения, безумная гонка Петра за героем и гибель Евгения на острове свидетельствуют о том, что история все же оказывает сильнее личности, Петр I выше Евгения.

Таким образом, за неодушевленным предметом - памятником - скрывается историческая личность со своими желаниями и стремлениями, в образе Медного всадника воплощаются государственность и история, которые всё же оказываются выше частного человека с его простыми мечтами.

В центре повествования поэмы образы Петра I и дворянина Евгения. В “Медном всаднике” Петр показан не как живой деятель русского исторического процесса, а как памятник, “кумир на бронзовом коне”. Поэт не раз отмечает непреодолимую мощь Петра. Среди всеобщего смятения лишь он один находится в непоколебимой вышине: его не могут испугать бушующая Нева, порывы ветра, горами встающие волны.

Но в самых этих определениях – кумир, истукан – заключается какая-то двойственность. Мысли Пушкина становятся более ясными, когда мы всматриваемся

Евгений живет на окраине старого Петербурга, в Коломне, где-то служит и не думает о своих знатных предках. Он с трудом отстаивает свою независимость и честь, вечно испытывает нужду и лишь мечтает об удобном местечке да о женитьбе на такой же бедной девушке, как он сам. Но наводнение разрушает мечты Евгения, смыв домик его невесты.

Причину своего несчастья Евгений видит в “роковой воле” того, кто основал город на “топи блат”.

Противопоставление скромного героя, погруженного в свои мелкие заботы, “державцу полумира”, жизнь которого

была отдана государству, приобретает особенно глубокий смысл в сцене безумия. Краткая речь Евгения – это не столько выражение какой-то глубокой мысли, сколько мучительный вопль человека, лишенного рассудка. Однако в его пяти словах (“Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе…”) – и гнев человека, у которого отнято счастье, и возмущение против того, кто, по его убеждению, является виновником его бедствий.

В этом бунте Евгения победа остается за Петром, ибо историческая правда – за ним.

Противопоставляя путь развития государства интересам отдельного человека, Пушкин создал философско-историческую поэму – в конечном итоге о своем времени, времени, когда интересы отдельного человека не совпадали с интересами государства. Должно было пройти много времени, чтобы воля человека слилась с волей отчизны, чтобы каждый почувствовал, что его собственное счастье неотделимо от счастья страны.


Задание 12 № 7565

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (12.1−12.5). Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).

Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий).

Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).

Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

12.3. Духовные искания личности в прозе И. А. Бунина. (На примере одного-двух рассказов)

12.4. Философская проблематика отечественной поэзии второй половины XX − начала XXI в. (Не менее двух произведений по выбору)

12.5. Проблема бережного отношения к природе (на примере 1−2 произведений отечественной или зарубежной литературы).

Комментарии к сочинениям

Ключевую роль в раскрытии конфликта человека и государства играют образы Петра I и Евгения, построенные на контрасте. Герои противопоставлены уже с первых строк поэмы. Евгений — мелкий чиновник. Облик героя теряется в серой безликой массе ему подобных. Его мечты и надежды связаны с такой же бедной девушкой Парашей.

Пётр I — великий царь-реформатор, построивший Петербург. В развитии сюжета Пётр изображён в образе медного памятника, который так же имеет величественный вид.

После наводнения Евгений, лишившись своей Параши, бросает вызов медному всаднику, олицетворяющему собой образ Петра, основавшего город на Неве, подверженный наводнениям. Здесь Пётр I — символ жестокой государственной власти, деятельность которой разрушает судьбы людей. Очевидно, что в конфликте Евгений остаётся поражённым, ведь в финале автор даёт понять, что герой погиб.

Так Пушкин показывает бессилие отдельной личности перед государством.

12.3. Духовные искания личности в прозе И. А. Бунина. (На примере одного-двух рассказов)

Любовь, причем любовь земная, телесная, человеческая — может быть, единственное возмещение всех недостач, всей неполноты обманчивости и горечи жизни. Любовные сюжеты у Бунина чаще всего разрешаются смертью.

Бунин развивает свою философию. Так перед лицом любви и смерти все равны, на задний план отходят все преграды, разделяющие людей в жизни.

12.4. Философская проблематика отечественной поэзии второй половины XX − начала XXI в. (Не менее двух произведений по выбору)

Свора псов, ты со стаей моей не вяжись,

В равной сваре — за нами удача.

Волки мы — хороша наша волчья жизнь.

Вы собаки — смерть вам собачья.

Поэты-песенники не только обвиняли социальное зло, фальшь, ложь, приспособленчество, бездуховность, трусость сограждан, но и рождали мечту об идеале, о высших нравственных и духовных ценностях.

В долгих муках она умирала,

В каждой жилке стучали века.

И улыбка познанья играла

На счастливом лице дурака.

Через таких мастеров как Юрий Кузнецов наша поэзия выходит на новые рубежи духовной работы человека над самим собой. Тема битвы добра и зла внутри человека, тема нравственного совершенствования личности — важнейшая на сегодняшний день.

12.5. Проблема бережного отношения к природе (на примере 1−2 произведений отечественной или зарубежной литературы).

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2

Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1

Тема не раскрыта0

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки

Читайте также: