Сочинение по картине машкова клубника и белый кувшин 5 класс презентация

Обновлено: 03.07.2024

3 Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу – Знай, что это - НАТЮРМОРТ Натюрморт с камелией

4 Натюрморт это изображение различных предметов повседневного обихода, фруктов, цветов. Малинка год

5 Илья Иванович Машков (1881–1944) Один из самых ярких и самобытных отечественных художников первой половины ХХ века.. Основным жанром, в котором он наиболее полно и ярко проявил своё дарование, был натюрморт. Ему от природы был дан редкий по силе дар радоваться жизни, предопределивший праздничный, небудничный характер его искусства.

7 Букет. Розы и гвоздика в стеклянной вазе 1939г.

8 Натюрморт с хлебами и тыквой. 1914г.

9 Цветок в горшке и клубника. 1938г.

11 Пестрый букет в глиняном кувшине. 1936г.

13 Маки, роза, васильки и другие цветы в стеклянной вазе. 1939г.

14 Натюрморт. Ананасы и бананы

15 Какие предметы изображает Илья Иванович Машков на своих натюрмортах? Как выписаны эти предметы на полотнах – тщательно, грубо, примитивно? Какие краски предпочитает художник? Как вы думаете, почему на его натюрмортах так много красного и желтого цвета?

16 Какие предметы изобразил художник? Как они расположены? Какими красками пользовался живо- писец? Можем ли мы с вами сказать, что замысел художника – показать красоту обычных вещей – удался?

17 Определение главной мысли сочинения Основная мысль заключается в желании автора передать красоту и великолепие земных плодов. Картина оживляет в зрителях приятные воспоминания о лете.

19 Подбор эпитетов. Клубника – красная, спелая, вкусная, возвышается горкой, дружной семьёй, дружно в ряд, с красноватой тенью на боках, краснобокая, сочная, аппетитная. Тарелка – обычная, полная смородины, глубокая Банка – прозрачная, сияющая, светящаяся, с водой Кувшин с ручкой, белый, фарфоровый. смородина–ярко-жёлтая, янтарная, видна насквозь, сочная, спелая, тёмные блестящие ягоды, почти чёрная. Лоток – с узорной ручкой, низкий, прямоугольный.

20 Словарь сочинения Автор картины - живописец, художник, пейзажист, мастер кисти; изобразить, показать, передать, написать; Картина - репродукция, полотно, холст, творение, работа. Чувства и настроение (оценочная лексика): понимаешь, чувствуешь, видишь, ощущаешь, вспоминаешь; восхищаешься, наслаждаешься, любуешься. Ягоды (форма, цвет, величина):, краснобокий, сочный, спелый, алый, крупный, мелкий. Краски: светлые - темные, лучистые - мрачные, веселые- тусклые, радостные – грустные, сочные – блеклые, неяркие, унылые. Отношение к картине: мне нравится, я любуюсь, я считаю, меня восхищает, на мой взгляд, меня тронуло (поразило, удивило, оттолкнуло, возмутило, огорчило), произвело впечатление.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КОНСПЕКТ УРОКА

Цели урока: 1. Развитие умения словесного рисования, отбора материала, его

композиционное построение, использование художественных

средств в описании.

2. Воспитание чувства прекрасного.

3. Расширение кругозора (знакомство с натюрмортом как видом

живописи и художником И. И. Машковым – автором

натюрмортов, известным художником первой половины XX века).

Ребята! Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся друг другу и начнём наш урок! Присаживайтесь!

Актуализация знаний.

- Какие 3 типа речи мы знаем ? (описание, повествование, рассуждение)

- Сегодня на уроке мы будем описывать. Как вы думаете, каким типом речи мы воспользуемся? (описание)

- Что можно описать? (описывать можно предметы (вещи, животных, людей), состояние природы, человека)

Работа по теме урока.

-Чтобы вы могли сказать, что будем описывать сегодня мы, нужно отгадать загадку.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу

Знай, что это натюрморт.

- Что такое натюрморт?

Натюрморт – изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.

Жанр натюрморта появился в XVII веке в Нидерландах. В то время активно развивалась наука, и художники стремились показать мир природы. В картинах изображались цветы, фрукты, овощи.

Учащимся предложено рассмотреть натюрморты разных художников.

Какие предметы изобразили художники на этих картинах? Одной ли они формы, одинаковы ли по цвету?

Вывод учителя: художник, рисующий натюрморт, изображает предметы, разные по величине, форме, фактуре. Предметы располагаются в определённом порядке: на переднем плане мелкие, на заднем - крупные. Художники используют в своих картинах закон натюрморта - принцип классического треугольника (на любых натюрмортах изображённые предметы можно объединить в треугольник).

- А какие ещё виды живописи вы знаете? (портрет, пейзаж)

ДА, мы сегодня будем работать с натюрмортом.

Скажите, ребята, какая у нас будет цель урока?

- Описывать мы будем натюрморт известного художника Ильи Ивановича Машкова.

поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, куда и поступил в 1900 году. Его учителем был известный русский художник В. Серов. Популярность Машкову принесли его натюрморты.

Работы художника отмечены золотой медалью на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.

ПОКАЗАТЬ ВСЕ НАТЮРМОРТЫ НА ДОСКЕ.

- Ребята, но среди этих натюрмортов нет того, с которым мы будем работать.

Для того чтобы узнать, какой натюрморт мы будем описывать, я предлагаю вам немного поиграть. Откройте конверты, в них вы найдёте кусочки (пазлы) репродукции картины, соберите её.

- ДАВАЙТЕ СВЕРИМ С КАРТИНОЙ. ПОСМОТРИМ, ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ У ВАС.

- Вам было бы интересно узнать, как был написан натюрморт?

- Послушайте, как об этом рассказывала жена художника (рассказ учителя).

РАССКАЗ ЖЕНЫ ХУДОЖНИКА (читает учитель).

Теперь вернемся к задаче нашего урока – написать сочинение по картине И.Машкова.

БЕСЕДА ПО КАРТИНЕ.

- Какие предметы изображены на нём? (кувшин, поднос, скатерть, ягоды).

ОН ХОТЕЛ ПЕРЕДАТЬ НАСТРОЕНИЕ, КОТОРОЕ НАВЕВАЕТ ЩЕДРОЕ, ЖАРКОЕ ЛЕТО. ЭТУ ЖЕ МЫСЛЬ И НАСТРОЕНИЕ ХУДОЖНИК ПЕРЕДАЁТ С ПОМОЩЬЮ КРАСОК, КОТОРЫЕ ОТ ИСПОЛЬЗУЕТ, ИЗОБРАЖАЯ ДРУГИЕ ЯГОДЫ.

- Посмотрела я на картину и решила сразу написать сочинение.( читаю)

Прослушайте сочинение: Передо мной натюрморт Ильи Ивановича Машкова, который называется "Клубника и белый кувшин". Это натюрморт, потому что на нём изображены предметы неживой природы. Здесь нарисованы белый кувшин, банка с веточками смородины, ягоды: клубника, малина и смородина в тарелке. Жестяной поднос наполнен спелой клубникой. Мне нравится этот натюрморт.

- Понравилось ли вам моё сочинение? Почему? (нет)

- В картине важно всё: где и как расположены предметы, краски и цвета, которые подобрал художник, чтобы выразить своё отношение к изображаемому.

- Для того, чтобы ваши сочинения получились интересными, образными, мы с вами поработаем над описанием каждого предмета .

- В помощь вам на столах таблицы с материалами, которые вам пригодятся для написания сочинения, а также по ходу нашей работы мы будем составлять план сочинения.

БЕСЕДА ПО КАЖДОМУ ПРЕДМЕТУ (= ПУНКТУ ПЛАНА)

Вступление (название картины, автор, жанр, в каком музее выставляется).

А) Что изображено на картине? (щедрые дары лета)

Что художник изобразил на переднем плане? Различные ягоды: малину, клубнику, смородину. Они все разные по форме и оттенкам цветов.

Какой ягодой он особенно любуется? Опишите её. Это клубника. Она производит впечатление только что сорванной с веток. Клубника очень душистая, сочная, крупная.

- Ребята, любите ли вы клубнику?

- Знаете ли вы о том, что это не только вкусная и красивая ягода, но и очень полезная?

ОНА БОГАТА РАЗЛИЧНЫМИ ВИТАМИНАМИ И МИНЕРАЛАМИ (ЖЕЛЕЗО, КАЛЬЦИЙ, МАГНИЙ, ВИТАМИН С И ДР.). ВИТАМИН С УКРЕПЛЯЕТ НАШ ИММУНИТЕТ.

Б) Ягоды клубники (их внешний вид, цвет, форма, размер)

В) Ягоды смородины, малины (их расположение и цвет)

Что находится рядом с клубникой? Здесь же лежит малина. Она по размеру меньше клубники, но, наверное, такая же вкусная.

Рассмотрим тарелку. Какая она? Большая, с чёрным ободком. В ней лежит белая и чёрная смородина.

Г) Стеклянная банка.

Что автор изобразил на заднем плане? Жестяной поднос с клубникой. Белый глиняный кувшин красивой формы. Он весь освещён солнцем.

Почему кувшин изображён сзади? Если кувшин поставить на передний план, то он закроет всё изображённое на ней.

Д) Кувшин (его цвет, расположение), жестяной поднос.

Заключение. Какое настроение передаёт картина? (ваше личное впечатление).

Какое настроение остаётся от картины? Она оживляет в зрителях приятные воспоминания о лете. Так и хочется опять оказаться в саду, чтобы полакомиться этими ягодами.

ДАВАЙТЕ ПОДВЕДЁМ ИТОГИ.

А ТЕПЕРЬ ПОСЛУШАЙТЕ ЕЩЁ ОДНО СЧИНЕНИЕ.

- Полное ли описание?

- Передана ли основная мысль художника?

Дома попробуйте описать картину так, чтобы человек, который её не видел, смог представить её себе, мысленно увидеть так, как видим мы её.

-Что вы узнали на уроке?

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

Сегодня на уроке мне понравилось.

Для меня было трудным.

Напишите черновик сочинения, используя план, лексические материалы урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Малинка. 1939 год

Илья Иванович Машков (1881–1944) Один из самых ярких и самобытных отечественных художников первой половины ХХ века. . Основным жанром, в котором он наиболее полно и ярко проявил своё дарование, был натюрморт. Ему от природы был дан редкий по силе дар радоваться жизни, предопределивший праздничный, небудничный характер его искусства.

Илья Иванович Машков (1881–1944)

  • Один из самых ярких и самобытных отечественных художников первой половины ХХ века.

. Основным жанром, в котором он наиболее полно и ярко проявил своё дарование, был натюрморт.

Его работы находятся в Третьяковской Галерее в Москве, в Русском музее в Санкт-Петербурге, в Волгоградском музее.

20 марта 1944 года Илья Машков скоропостижно скончался, так и не дожив до победы.

Автопортрет. 1911г.

Букет. Розы и гвоздика в стеклянной вазе 1939г.

Букет. Розы и гвоздика в стеклянной вазе 1939г.

Натюрморт с хлебами и тыквой. 1914г.

Натюрморт с хлебами и тыквой. 1914г.

Цветок в горшке и клубника. 1938г.

Цветок в горшке и клубника. 1938г.

Натюрморт. 1924

Натюрморт. 1924

Пестрый букет в глиняном кувшине . 1936г.

Пестрый букет в глиняном кувшине . 1936г.

Виноград и рак

Маки, роза , васильки и другие цветы в стеклянной вазе. 1939г.

Маки, роза , васильки и другие цветы в стеклянной вазе. 1939г.

Натюрморт. Ананасы и бананы

Натюрморт. Ананасы и бананы

Списать, вставляя пропущенные буквы, подбирая к ним подходящие существительные: Красн..я, в..шневый, гр..натовый, ч..рный, пунц..вый, рубин..вый, дымч..тый, ст..льной, з..млистый, глиняный, деревянный, сочные, душ..стые, метал..ический.

Списать, вставляя пропущенные буквы, подбирая к ним подходящие существительные:

Красн..я, в..шневый, гр..натовый, ч..рный, пунц..вый, рубин..вый, дымч..тый, ст..льной, з..млистый, глиняный, деревянный, сочные, душ..стые, метал..ический.

(Обращаю внимание на сочные, яркие цвета, которые использует художник, изображая ягоды, маки и васильки. В этом выражается жизнеутверждающий взгляд на мир автора картины, его оптимизм. Художник как бы говорит, что не нужно обращаться в поисках красоты ни к каким вымышленным сказаниям. Её нужно видеть в повседневной жизни).

Кувшин Где расположен кувшин (передний, задний план, центр композиции)? Почему художник поместил кувшин именно сюда? Какие краски использовал художник? Как переданы оттенки цветов?

Тарелка со смородиной

Банка с веточками смородины

Жестяной поднос с клубникой

Рассыпанные по столу ягоды

Определение главной мысли сочинения

Основная мысль заключается в желании автора передать красоту и великолепие земных плодов . Картина оживляет в зрителях приятные воспоминания о лете.


Опорная лексика: Передо мной картина… На переднем плане замечательного полотна… В центре картины художник изобразил… На заднем плане … В левом углу… правом углу… Цветовая гамма очень разнообразна:… При создании картины мастер использовал… Художнику удалось…

Опорная лексика:

Подбор эпитетов.

Словарь сочинения

Попробуйте описать картину так, чтобы человек, который ее не видел, смог представить ее себе, мысленно увидеть так, как видим мы с вами.

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Цели урока: Развитие умения словесного рисования, отбора материала, его построение, использование художественных средств в описании; Воспитание чувства прекрасного; Расширение кругозора

Что изобразил художник на картине? Ягоды клубники, малины, смородины. Дары лета и предметы обихода: блюдо(тарелка), корзиночка, банка, кувшин.

Как расположены предметы? Какие из них, на ваш взгляд, самые главные? Почему? Самые крупные ягоды – ягоды клубники. Они везде: в корзиночке – на заднем плане, рассыпанные на переднем. Кувшин отчетливо выделяется на темном фоне заднего плана. Стеклянная банка – в центре картины, около банки – блюдо с ягодами черной и белой смородины.

Как еще словами передать то, что художник передал с помощью красок? Пронизанный солнечным светом и теплом, летним светом, щедрым теплом. Ягоды крупные, сладкие, ароматные, душистые, вкусные, но есть недозрелые. Кувшин – глиняный, залит светом, блестит на солнце. Ягоды смородины, как бусинки, ягода белая прозрачная, как янтарь…

План сочинения. Вступление(название картины, автор, дата создания, жанр, техника, в каком музее выставляется) Описание картины. Что изображено на картине?(щедрые дары лета) Ягоды клубники(их внешний вид, цвет, форма, размер). Ягоды смородины, малины(их расположение, цвета). Кувшин (его цвет, расположение). Стеклянная банка. Заключение. Какое настроение передает картина? Ваше личное впечатление

Читайте также: