Чему учит рассказ мальчик у христа на елке достоевского сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Творчеству Федора Михайловича Достоевского присущ традиционный для русской литературы девятнадцатого века интерес к жизни “маленького человека”. Их образы с сочув­ствием выписаны во многих его произведениях, начиная с са­мого первого – романа “Бедные люди”. Выдающийся критик Виссарион Григорьевич Белинский ценил это произведение прежде всего за “гуманную мысль”.

писал: “Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: “Ведь это тоже люди, ваши братья!” Писатель продолжал раз­работку этой темы и в последующих своих произведениях – таких, как “Записки из Мертвого Дома”, романы “Униженные и оскорбленные”, “Преступление и наказание”, и других. Осо­бенно волновало Достоевского положение обездоленных де­тей. Ему принадлежит знаменитая фраза о том, что никакое светлое будущее не стоит слезинки одного ребенка.

Судьбе несчастных детей и посвящен его рассказ “Мальчик

Это произведение можно отнести к жанру так называемых святочных рассказов. Традиция жанра состоит в том, чтобы накануне светлого праздника Рождества Христова пробудить добрые чувства в душах людей. Обычно святочные рассказы непременно заканчивались счастливым концом, как, напри­мер, в “Рождественских повестях” Чарльза Диккенса, чье вли­яние ощутимо во всем раннем творчестве Достоевского.

Но в рассказе “Мальчик у Христа на елке” писатель отсту­пает от традиции. Его маленький безымянный герой не полу­чает рождественского подарка от окружающих его людей, а находит счастье и упокоение на елке у Христа, то есть в Цар­ствии Небесном.

В самом начале автор подчеркивает, что рассказывает вы­думанную историю: “…ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне все мерещится, что это где-то и когда-то случилось, именно это случилось как раз накануне Рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз”.

И в дальнейшем повествовании подчеркивает, что на самом деле этой истории не было, она будто бы приснилась писате­лю: “Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал…

Ему очень хотелось кушать”.

Однако ребенка накормить некому. “Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему, наконец, в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и ста­ла такая же холодная, как стена”.

Ребенок не понимает, что его мама умерла, он только чув­ствует, что она не даст ему еды, и тогда он в отчаянии выходит на улицу, где сильный мороз.

“Господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, – тщетно мечтает малыш, – и так больно стало вдруг пальчикам…” Но некому позаботиться о нем, никому он не нужен: “Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика”.

А тем временем жители города готовятся встретить Рожде­ство. Вот мальчик видит в одном из домов “…большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то”.

Но и нарядным, чистеньким детям нет никакого дела до го­лодного замерзающего ребенка. А тут еще ему наносят неза­служенную обиду: “…большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обо­млел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, – и присел за дровами: “Тут не сыщут, да и темно”.

С этого момента и тон, и обстановка рассказа меняются. В чужом дворе ребенок нашел успокоение:

” – Пойдем ко мне на елку, мальчик, – прошептал над ним вдруг тихий голос.

Он подумал было, что это все его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и… и вдруг, – о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кру­гом все куколки, – но нет, это все мальчики и девочки, толь­ко такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и ви­дит он: смотрит его мама и смеется на него радостно…”

И мы догадываемся, что это Христос призвал к себе малы­ша: “У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки…” Мы понимаем, что бедный сиротка умер от холода и голода, что его душа отлетела в мир иной. Там он увидел таких же, как он сам, детей: “…мальчики эти и девочки все были все такие же, как он, дети, но одни за­мерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лес­тницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смра­ду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и Он сам посреди их, и простирает к ним руки, и бла­гословляет их…”

А в земной жизни “…наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика…”

Рассказ заканчивается авторским объяснением с читателями:

“И зачем же я сочинил такую историю. Мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, – то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об елке у Христа – уж и не знаю, как вам сказать, могло ли оно слу­читься, или нет? На то я и романист, чтоб выдумывать”.

В этих последних словах заключена горькая ирония писа­теля. Он обличает общество, бросающее на произвол судьбы десятки и сотни несчастных маленьких детей, лишенных

родительской заботы, и только Христос может утешить их и повести за собой в Царствие Небесное.

Не смотря на то, что все каноны святочного рассказа писателем соблюдены – тут и маленький мальчик – символ новорожденного Иисуса, и предновогоднее чудо, перевернувшее жизнь героев, вот только финал вышел в соответствии с настоящими реалиями несчастливым.

В рассказе всё начинается с описания вертепа, который организуется как символ пещеры, в которой родился Иисус. Именно в этом подвале оказывается мертвая женщина, которая по трагическому стечению обстоятельств не находит себе пристанища в городе. Вместе с ней приезжает малыш.

Не смотря на то, что предновогодняя суета и ожидание рождественского чуда способствует тому, что люди охотнее помогают бедным и обездоленным, замерзающий мальчик не находит сочувствия ни в одном местном жителе. Это холодное равнодушие и жестокость приводят к тому, что малыш попросту замерзает на улице. Автор наталкивает на мысль о том, что такой случай не обычный вымысел, а может встретиться в любом городе, ведь мы так и не узнаем, о каком городе идет речь и как зовут главного героя.

Достоевский построил этот рассказ на контрастах. Сперва мы видим, что мальчишка разочаровывается во всей этой красочной картинке предновогодних приготовлений. Все эти прекрасные игрушки, вкусные пироги и булки и добродушные улыбки не для него, они как бы отгорожены от него холодным равнодушием.

Потом мы видим другую картинку – малыш во сне соединяется с матерью, видит Христа, и он понимает, что наконец-то пришел в свой мир. Там, где ему рады и спешат согреть своей любовью.

Все эти события пробуждают в читателе сочувствие, сострадание, и понятие того, что в такой ситуации может оказаться каждый. Важно уметь проявлять заботу и доброту, кто в ней нуждается.

2 вариант

Автор невольно заставляет нас посмотреть на мир вокгур глазами шестилетнего ребенка, почувствовать его переживания, испытать его эмоции. Текст пестрит словами наподобие копеечка, халатик, куколка, скрипочка и т. д., чтобы получше передать атмосферу произведения, а также чувства и ощущения главного героя.

Весь рассказ построен на контрасте светлого и темного: бедный подвал с мертвой женщиной сменяется яркими пред рождественскими улицами, где все роскошно и богато. Мальчишке кажется, что этот яркий мир близко, до него можно дотянуться рукой, но все не так просто — мир с елкой, вкусными пирогами и игрушками скрыт от него за толстым стеклом. Ребенок понимает, что он лишний в этом мире.

Контраст двух елок добавляет рассказу свою уникальность. Яркая елка, на которой мальчику не нашлось места, сменяется елкой Христа, где ребенок чувствует себя любимым, нужным, он чувствует , что окружен заботой. На этом торжестве нет обездоленных, всем весело, улыбается мать, не почувствовавшая счастья в своей жизни.

Читатель невольно придет к выводу, что если кому-то не удалось найти сочувствие на земле, то в Царстве Небесном он обязательно его обретет.

Рождественская библейская история также помогает читателю задуматься, понять то, что жестокость и холодное сердце людей осталось такими, как и много тысяч лет назад.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Мальчик у Христа на ёлке

Популярные сегодня темы

Имя Ивана Константиновича Айвазовского у каждого из нас в первую очередь ассоциируется с картинами моря. Айвазовский изображал морскую пучину то грозной и бушующей, то спокойной и умиротворённой

Павел Бажов известен - это уральский писатель, который написал более пятидесяти интереснейших сказов. Все они посвящены родному Уралу и местным жителям.

Многочисленные персонажи произведения разделяются на несколько разрядов, состоящих из ключевых героев, к которым относятся Чацкий, Фамусов, Софья и Молчалин, второстепенных героев

Точное время создания трагедии установить невозможно, но ученые полагают, что она написано в 420-е годы до н.э. В те времена античный театр был на пике своего развития, постановки могли собирать

Смысл произведения

Смысл книги

Исследователи творчества писателя считают, что сюжет произведения автору навеяли сразу несколько событий. А именно полный счастья детский новогодний утренник, навевающее уныние посещение детской колонии и, наконец, случайно увиденный на улице нищий мальчик. Разительный контраст между веселым праздником и безысходностью нищеты лежит в основе данного произведения.

В первой части рассказа мальчик не упоминается. В ней Достоевский рассказывает о детях-побирушках, которых родители отправляют просить милостыню. Заработанные маленьким нищенкой гроши взрослые тут же пропивают.

Во второй части появляется главный персонаж. Достоевский умышленно не дает ему имени. Это абстрактный мальчик, коих в России того времени было без счета. В город из деревни приезжает женщина с ребенком. Не найдя себе пристанища, она оказывается в подвале, набитом подобными ей нищими и бездомными людьми. Здесь можно увидеть намек на пещеру, в которой родился младенец Христос. Мать умирает. Ее маленький сын остается один. Идти ему некуда.

Мальчик выходит на улицу. Перед ним огромный город, по всем признакам Петербург. Ночь перед Рождеством, во всех окнах свет, отовсюду доносятся радостные крики. Но бедному ребенку не до праздника. Возможно, он даже не понимает, что происходит. Мальчик очень замерз, поскольку на улице стоит трескучий мороз, к тому же бедняга чрезвычайно голоден.

Мальчик побрел по расцвеченной украшениями улице. За окном он увидел большую разукрашенную елку, вокруг которой бегали красивые веселые дети. Мальчик залюбовался невиданной доселе красотой. Но холод привел его в чувство. Малыш увидел в окне стол с пирогами. У стола сидели дамы и давали по куску пирога всем подходящим. Мальчик хотел зайти внутрь, но на пороге его остановили, дали копеечку и выставили вон. Пальцы ребенка так замерзли, что он смог удержать монетку – она выпала из рук и куда-то закатилась. На минуту мальчик остановился послушать старого скрипача. Ему даже стало весело. Но тут к нему подскочил злой подросток, сорвал с мальчика картузик, а самого его толкнул на землю. Бедняга забежал в какой-то двор и спрятался за поленницей.

Через какое-то время мальчик почувствовал, что ему становится хорошо. Перед ним возникла большая нарядная елка, вокруг которой веселились дети. Иногда они подбегали к мальчику и целовали его. Живая мама наблюдала за этим и улыбалась. Наконец, мальчик спросил у детей, кто они такие? Оказалось, что это ангелы, которые были детьми и умерли, так и не став взрослыми. В ночь перед рождеством Христос приглашает их на елку вместе с мамами.

…Наутро дворники нашли замерзшее тело маленького мальчика. Он уже живет другой счастливой жизнью, но не в этом мире.

Достоевский не собирался писать традиционный святочный рассказ. В свое произведение он хотел вложить мысль о неравенстве в обществе. Поэтому, намеренно используя в повествовании уменьшительно-ласкательные слова, он создает контраст между сверкающей слащавой рождественской оболочкой жизни и ее суровой изнанкой. Трагический финал рассказа показывает безысходность существования людей, выброшенных из колеи жизни.

Логинова Людмила Ивановна

Через все творчество Ф.М. Достоевского проходит мысль о детях, об их ранних впечатлениях, обманутых ожиданиях. Писатель был уверен в чистоте и безгрешности детской души и даже настаивал на этом:

"Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с ними".

ВложениеРазмер
issledovatelskaya_rabota.doc 46 КБ

Предварительный просмотр:

"Мальчик у Христа на елке"

как святочный рассказ в творчестве Ф.М. Достоевского

средней школы № 4

Через все творчество Ф.М. Достоевского проходит мысль о детях, об их ранних впечатлениях, обманутых ожиданиях. Писатель был уверен в чистоте и безгрешности детской души и даже настаивал на этом:

"Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с ними".

Среди "униженных и оскорбленных" героев Ф.М. Достоевского особенно выделяются дети, страдающие без вины, наказанные без преступления. Именно эта тема детского страдания звучит в святочном рассказе "Мальчик у Христа на елке" . В произведении образ детства скорбный - "дите плачет". Детские слезы здесь воспринимаются как результат неправедной, злой жизни взрослых. И только жанр святочного рассказа позволяет вырваться из будничной суеты, людского равнодушия, заглянуть в мир чудесного, напомнить о добре и милосердии. В настоящее время прерванная традиция публиковать святочные рассказы активно возвращается, с чем связана актуальность нашего исследования.

Ф.М. Достоевский один из первых, кто заговорил о детях беспризорниках. В рассказе "Мальчик с ручкой" , сопряженном с рассказом "Мальчик у Христа на елке " писатель заострил внимание на проблеме будущего таких детей. Здесь Ф.М. Достоевский проявил себя как пророк. Проблемы, обозначенные в двух произведениях, актуальны в настоящее время. Статистика выдает страшные цифры: в нынешней России два миллиона беспризорных детей, десятки тысяч малолетних преступников. Наркомания среди детей стала нормой. А ведь дети - будущее России.

Цель исследовательской работы

- рассмотреть рассказ "Мальчик у Христа на елке" как святочный рассказ.

Объектом исследования является рассказ "Мальчик у Христа на елке" и связанный с ним - "Мальчик с ручкой".

Предметом исследования является специфика проявления жанра святочного рассказа в исследуемом произведении.

На основании объекта, предмета и цели курсовой работы нами были сформулированы следующие задачи:

выявить особенности истории возникновения жанра святочного рассказа, определить его жанровые особенности;

определить место рассказа в "святочной традиции" и контексте творчества Ф.М.Достоевского.

Рождественский рассказ (святочный рассказ ) - литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа.

При всём разнообразии праздничных рассказов сохранялось главное - особое, рождественское мировосприятие. Истории вмещали в себя мечты о доброй и радостной жизни, о щедрых и бескорыстных душах, о милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом.

В святочном рассказе Лескова "Жемчужное ожерелье" герой-рассказчик рассуждает об особенностях этого жанра: "От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера - от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец - чтобы он оканчивался непременно весело". Исследователи добавляют, что последнее не всегда обязательно: есть рассказы с грустными и трагическими или драматическими концовками.

Предтечей литературного святочного рассказа явились устные истории или былички, рассказываемые обычно в деревнях в святочные вечера - двенадцать дней после Рождества Христова до сочельника на праздник Богоявления. Святки считались одним из самых больших и шумных праздников крестьянского быта, сочетавших в себе буйное веселье и страх человека перед силами тьмы. По народным представлениям, злые духи приобретали в это время особую власть и свободно расхаживали по земле, вплоть до Крещения. Святочные рассказы обычно повествовали о происшествиях с гадальщицами (встрече с суженым) или о встречах с нечистой силой.

Культ Дома, культ Очага, так уютно пылающего в гостиной и противостоящего уличному ненастью, - все это было хорошо известно русскому читателю по произведениям Ч. Диккенса, по праву признанного родоначальником "рождественского" жанра. "Идеал уюта - идеал чисто английский; это идеал английского Рождества, но больше всего - идеал Диккенса". "Рождественские повести" ("Рождественская песнь в прозе", "Колокола", "Сверчок на печи") писателя были переведены в России почти сразу после своего появления. Важную роль сыграли "Повелитель блох" и "Щелкунчик" Гофмана , а также некоторые сказки Андерсена, особенно "Елка" и "Маленькая продавщица спичек".

Одним из главных мотивов в рождественском (святочном) рассказе является мотив, имеющий христианскую основу - это мотив "божественного дитя" - младенца, посланного на землю Богом для спасения человечества.

Мотив "божественного дитя" явно прослеживается в рассказе Н.П.Вагнера "Христова детка" (1888). Подкидыш, найденный и спасенный, этот младенец в канун Рождества символизирует идею любви и милосердия.

Рождественский рассказ содержит в себе моменты, роднящие его со святочной традицией. Это роль сверхъестественного, чуда, которое происходит на Рождество - второй мотив рождественских (святочных) рассказов. Следует отметить здесь и роль беседы, которая часто служит обрамлением основного сюжета, а также тенденцию к внезапным повествовательным ходам, которые придают произведению занимательность.

Святочный рассказ всегда содержит некий нравственный урок, притчу, пробуждает надежду и любовь в сердцах читателей .

Третий мотив рождественского (святочного) рассказа - это мотив "нравственного перерождения" . По мнению Диккенса, дети как нельзя лучше способствуют нравственному возрождению, перевоспитанию других персонажей.

В середине XIX в. появляется множество так называемых "ёлочных текстов". Сюжетно их можно классифицировать так:

1 ) Цикл рассказов, центром которых оказывается сама ёлка - героиня праздничного торжества. Здесь исследователи указывают на влияние сказки Г.Х. Андерсена "Ёлка" , сюжетным центром в которой является идея семьи, милосердия, всепрощения.

2 ) Группа рассказов, восходящих к европейской традиции. В них явно влияние сюжета сказки Андерсена "Девочка с серными спичками" и стихотворения Ф. Рюккерта "Ёлка сироты". Это рассказы: М.Е. Салтыкова-Щедрина "Ёлка" (входит в "Губернские очерки), Ф.М.Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке", К.М. Станюковича "Рождественская ночь", "Ёлка" .

Таким образом, жанр святочного рассказа в России возник раньше рождественского. Предтечей первого явились устные истории или былички, рассказываемые в святочные вечера. Рождественский же рассказ теснее связан с Рождеством, первые рассказы этого типа появились в Европе. Родоначальником этого жанра признан английский писатель Ч. Диккенс. Непременным финалом в его рассказах была победа света над мраком, добра над злом, нравственное перерождение героев. Святочный рассказ можно распознать по следующим признакам:

наличие элемента чудесного;

наличие среди героев ребенка;

наличие нравственного урока, морали.

По свидетельству жены Ф.М. Достоевского, А.Г. Достоевской, "Мальчик у Христа на Елке" принадлежал к числу тех художественных произведений, которые в конце жизни писатель больше всего ценил.

В рассказе Ф.М.Достоевского "Мальчик у Христа на елке " есть все вышеперечисленные признаки. Так, его действие происходит в канун Рождества. В образе главного героя отражается мотив "божественного дитя": младенца Христа, не принятого миром. На образ Христа указывают возраст героя и его одежда: ему лет шесть или даже менее, одет он в какой-то халатик. Именно таким предстает младенец Христос во многих православных иконах. Мотив "божественного дитя" связывает исследуемый рассказ с другими рождественскими произведениями ("Сверчок за очагом" Ч.Диккенса, "Христова детка" Вагнера) , где ребенок символизирует идею добра и милосердия.

Рассказ "Мальчик у Христа на елке" содержит в себе все жанровые признаки святочного рассказа. Его действие происходит в двух временных пластах: в реальном и в фантастическом. И если реальность оборачивается для героя трагедией (ребенок замерзает в канун Рождества). Эта трагическая развязка роднит рассказ с другими рождественскими произведениями: Г.Х. Андерсена "Девочка с серными спичками" и Ф. Рюккерта "Елка сироты" , в которых по сюжету дети-герои обретают счастье, тепло, уют в потустороннем мире.

Фантастический план изображаемого привносит элемент чудесного. Мотив чудесного связан в рассказе с ирреальным, с предсмертным видением замерзающего мальчика. Чудо здесь представлено явлением Иисуса Христа.

В одном из эпизодов из жизни уличных детей показано холодное равнодушие к ним окружающих . "Один из них, - указывает Достоевский , - ночевал несколько ночей сряду у одного дворника в какой-то корзине, и тот его так и не замечал". Автор не случайно употребил несовершенный вид глагола "не замечал". "Не заметил" - действие однократное. Глагол несовершенного вида подчеркивает постоянство действия; "не замечал" выражает безразличие людей к судьбе ребенка как обыденный факт. Как считал Достоевский, преступное равнодушие является причиной преступлений детей. Об этом и говорит следующее предложение: " Само собою становятся воришками". Таким образом, преступления детей - следствие преступлений взрослых. Такое общество ждет в будущем дикость, незнание того, что такое дом, семья, Родина, Бог, а ведь это то, чем скрепляется жизнь человечества, на чем она стоит.

Трагический финал выделяет исследуемый рассказ из контекста всей "святочной традиции", где добро, милосердие должны свершиться на земле. Нет в рассказе и мотива "нравственного перерождения героев" , что также отделяет его от многих рождественских произведений. Здесь в образе героя никто не хочет узнать младенца Христа. Ребенок встречается с удивительным равнодушием со стороны взрослых. И только Христос готов распахнуть свои объятия для "униженного и оскорбленного" мальчика.

"Герои-дети Достоевского способны смягчить души черствые, преступные, возродить святые и спасительные чувства, скрытые в глубине души каждого человека. По мысли писателя, дети живут как "некое указание нам", они - посланники Божии на земле. Эту идею воплощает автор, раскрывая удивительное влияние ребенка на взрослого. Дети напоминают о возможности возрождения". Подобного мотива возрождения черствой души в рассказе "Мальчик у Христа на елке" нет. Здесь герой встречается, как отмечалось ранее, с поразительным бездушием и равнодушием к нему со стороны взрослых. В этом произведение Достоевского расходится с традиционными рождественскими (святочными) рассказами, где образ ребенка напоминал взрослому о чем-то добром и вечном. Ф.М. Достоевский словно хочет сказать, что нельзя забывать о страданиях детей не только на земле, но и на небе.

В рассказе создается особый психологизм, передающийся через изображаемый поток сознания героя.

Рассказ "Мальчик у Христа на елке" сопряжен, с одной стороны, с темой униженных и оскорбленных, а с другой - с философско-символической проблемой незаслуженных и не подлежащих оправданию, безвинных страданий детей в романе "Братья Карамазовы", где ни одна слезинка ребенка не может стоить счастья всего мира.

Читайте также: