Сочинение по картине нестор летописец

Обновлено: 02.07.2024

В 1919 году Васнецов вновь возвращается к религиозной теме. Личность Нестора и особенно его неоценимый вклад в русскую культуру вызывает у него глубокое уважение. Недаром он изобразил летописца в православной традиции, с нимбом вокруг головы, подчеркивая его святость и величие. Нестор изображен за работой в своей небольшой келье в Киево-Печерской лавре, на высокой конторке лежат исписанные свитки, в руке у него гусиное перо. Позади на специальной подставке лежит рукописная Библия. На стене икона с изображением архангела. В полукруглом окне виден Киев – трехглавый Владимирский собор и другие здания. Летописец предстает перед нами в виде высокого старика с длинной седой бородой. Он в монашеском одеянии, взгляд его внимательных глаз устремлен вдаль, как будто он обдумывает написанное и подбирает дальнейшие слова. Выражение его лица скорее доброе, он производит впечатление честного и очень умного человека, добросовестно запечатлевающего на бумаге все происходящие события. На картине Васнецова мы видим не святого преподобного Нестора, ставшего для последующих поколений легендарным автором древних рукописей, а вроде бы обычного человека, стремящегося к праведной жизни и воплощающего свое стремление на деле.

Описание картины “Нестор-летописец” Виктора Васнецова

НазваниеНестор-летописец
Страна, художникРоссия, Виктор Михайлович Васнецов
Год1885-1896
Жанрромантизм, христианское искусство
НаходитсяГосударственная Третьяковская галерея, Москва
Материалыкартон, акварель

Картину “Нестор-летописец” написал русский художник Виктор Васнецов в 1885-1896 годах, во время пребывания в Киеве, куда был приглашен для росписи Владимирского Собора.
Достойный быть причисленным к лику святых

Главный герой полотна – создатель первой русской летописи “Повесть временных лет” – Нестор изображен седовласым старцем, корпящим над своим легендарным трудом. В его жилистой руке совсем свежее, непотрепанное перо, хотя в книге, лежащей перед ним, видны только что внесенные записи. Задумавшись над чем-то, он на мгновение отрывается от работы.

Лицо летописца, несмотря на преклонный возраст, совершенно не старческое – вместо бремени лет оно украшено лишь отметинами опыта и мудрости, отчего кажется одновременно и строгим, и добрым.

Нестор опирается на массивный деревянный пюпитр – подставку для книг, выполненную в традиционном русском стиле. На нем расположились атрибуты писательского ремесла – ворох пергаментных свитков, перья и чернильница.

Васнецов изобразил интерьер комнаты в духе представлений интеллигенции своего времени о древнерусской архитектуре – это, прежде всего, массивная и грубо сделанная деревянная мебель, выложенный плиткой пол и голые оштукатуренные стены, причудливое арочное окно, в котором видны купола Владимирского собора и прочие здания.

Отдельного внимания заслуживает одеяние героя – ряса и темный плащ с капюшоном. Использование насыщенной палитры создает ощущение, будто картина только что написана и краски еще сохнут, а контрастные и четкие переходы между объектами сосредоточивают внимание зрителя именно на личности летописца.

Васнецов отдает дань уважения герою своего полотна, изображая его в смиренной, но в то же время – величественной позе человека, несущего фундаментальные знания. И действительно, труд Нестора “Повесть временных лет” стал самым ранним древнерусским летописным сводом, дошедшим до наших дней, который позволил современному человеку очень многое узнать о делах давно минувших дней. Еще одним свидетельством уважения, проявленного к летописцу, является наличие над его головой нимба. Этим Васнецов показывает, что считает достойным видеть старца в ряду святых.

LiveInternetLiveInternet

Алфавит, грамотность, просвещенность — без этих понятий невозможно, пожалуй, ни развитие духовности, ни, тем более, цивилизации. Это способы, с помощью которых передаются из поколения в поколение как сакральные, так и нравственные, интеллектуальные, эстетические знания. Вся святость и книжность по Руси пошли, прежде всего, из Киева, матери городов русских, ныне претерпевающего тяжелые испытания

В.М. Васнецов. Святой Нестор летописец. 1885 –1893 гг.



Преподобный Нестор Летописец. Икона. XIX век.

Нестор Летописец. Реконструкция по черепу С.А. Никитина.

Напомним, что это было сказано в те времена, когда книга была воистину лишь источником духовной мудрости и просвещения. За тысячу лет многое изменилось.



Нестор Летописец. Береста. В. Чурилов. Харьков.



Памятник Нестору Летописцу в Киеве. 1988 г. Скульптор Ф.М. Согоян. Архитектор Н. Кислый.



Любеч. Памятник Нестору-летописцу.

Преподобного справедливо считают автором истории Руси как составной части всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

Нестору мы обязаны и сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители на Киевских надднепрянских холмах, о ее основателях и подвижниках. Преподобный был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 г.

Лаврентьевская летопись, 1377 г.

Украинская православная церковь Московского Патриархата учредила орден имени этого святого.

Главный русский летописец увековечен и в скульптурных памятниках многих городов Руси. Назовем лишь некоторые.



Памятник Нестору Летописцу в Прилуках

10 июня 1988 г. неподалеку от Киево-Печерской обители был открыт памятник Нестору Летописцу — как дар скульптора Ф. Согояна (архитектор Н. Кислый) городу, в связи с 1000-летием Крещения Руси.

Имеется памятник Нестору Летописцу и в Новгороде-Северском, и в Прилуках, где был установлен в честь 900-летия города на территории старинного Вала.

В Любече памятник летописцу имеет примечательно объединительный характер: он установлен в 1997 г. в честь знаменитого первого съезда древнерусских князей, прошедшего здесь в 1097 г. Русская объединительная тема, как видим, болезненна уже почти тысячу лет.

Картину “Нестор-летописец” написал русский художник Виктор Васнецов в 1885-1896 годах, во время пребывания в Киеве, куда был приглашен для росписи Владимирского Собора.

Достойный быть причисленным к лику святых

Главный герой полотна – создатель первой русской летописи “Повесть временных лет” – Нестор изображен седовласым старцем, корпящим над своим легендарным трудом. В его жилистой руке совсем свежее, непотрепанное перо, хотя в книге, лежащей перед ним, видны только что внесенные записи. Задумавшись над чем-то, он на мгновение отрывается от работы.

Лицо летописца, несмотря на преклонный возраст, совершенно не старческое – вместо бремени лет оно украшено лишь отметинами опыта и мудрости, отчего кажется одновременно и строгим, и добрым.

Нестор опирается на массивный деревянный пюпитр – подставку для книг, выполненную в традиционном русском стиле. На нем расположились атрибуты писательского ремесла – ворох пергаментных свитков, перья и чернильница.

Васнецов изобразил интерьер комнаты в духе представлений интеллигенции своего времени о древнерусской архитектуре – это, прежде всего, массивная и грубо сделанная деревянная мебель, выложенный плиткой пол и голые оштукатуренные стены, причудливое арочное окно, в котором видны купола Владимирского собора и прочие здания.

Отдельного внимания заслуживает одеяние героя – ряса и темный плащ с капюшоном. Использование насыщенной палитры создает ощущение, будто картина только что написана и краски еще сохнут, а контрастные и четкие переходы между объектами сосредоточивают внимание зрителя именно на личности летописца.

Васнецов отдает дань уважения герою своего полотна, изображая его в смиренной, но в то же время – величественной позе человека, несущего фундаментальные знания. И действительно, труд Нестора “Повесть временных лет” стал самым ранним древнерусским летописным сводом, дошедшим до наших дней, который позволил современному человеку очень многое узнать о делах давно минувших дней. Еще одним свидетельством уважения, проявленного к летописцу, является наличие над его головой нимба. Этим Васнецов показывает, что считает достойным видеть старца в ряду святых.

Нестор-летописец - Виктор Михайлович Васнецов. 1885 - 1893. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Акварель.

Он опирается на массивный деревянный пюпитр, украшенный резными деталями в русском стиле. На нем расположились атрибуты его вида деятельности – большая пузатая чернильница, перья, перочинный ножик, свитки пергамента. Художник изображает стилизованный интерьер в древнерусском стиле так, как это представлялось большинству интеллигенции в это время – фигурные арочные окна, голые оштукатуренные стены, плиточный пол, массивная, довольно грубая резная мебель.

Одеяние Нестора также стилизовано – на нем ряса с узнаваемыми чертами древних русских боярских одеяний и темный плащ с капюшоном. Благодаря использованию насыщенных цветов и четко прописанной фигуре с выразительным лицом все внимание зрителя сосредоточено на личности летописца. Она кажется очень мудрым и знающим человеком, сознающим лежащую на нем ответственность перед потомками.

Читайте также: