Сочинение песнь о нибелунгах

Обновлено: 01.07.2024

В этом эпосе описывается:

  • история германских племен;
  • быт простолюдинов и богачей;
  • сказания и верования в раннем Средневековье.

Лингвисты отмечают, что сочинена эта эпопея была приблизительно в 1200 годах, причём её автор проживал на Дунае неподалеку от Вены и города Пассау. Сделать такой вывод удалось на основании максимально достоверного описания этой местности в поэме. Только человек, который жил в этом регионе, мог так красочно, живописно и точно описать особенности этого края.

На сегодняшний день известно 10 рукописных текстов, самый древний из которых относится к началу XIII века. Впрочем, неизвестно, найден ли оригинальный вариант или это лишь копия, которая постоянно переписывалась, кратко дополнялась и видоизменялась. Раннее Средневековье в Европе — это время инквизиции, поэтому авторство такой книги или даже её хранение дома представляло определенную опасность. Неудивительно, что об истории создания этого произведения на сегодняшний день мало что известно.










Знакомство Зигфрида и Кримхильды

Зигфрид — древнегерманский богатырь

Сюжет этого произведения достаточно прост. Зигфрид — древнегерманский богатырь, появившийся при дворе бургундского короля. В юности он прославился своими многочисленными подвигами, герой одолел Нибелунгов и смог завладеть их сказочным богатством. По поверью, в одном из боев Зигфрид смог отобрать у карлика мага Альбертина его шапку-невидимку, он также убил страшного дракона, после чего, искупавшись в его крови, стал непобедимым.

Во время путешествия Зигфрид занимался:

  • спасением нескольких замков из осады;
  • разгромил банду преступников в Черном лесу;
  • помирил воевавших друг с другом рыцарей.

Зигфрид берёт с собой 12 отважных и смелых рыцарей, отправляясь в далекий путь. При дворе короля Бургундии он провел целый год, веселился и развлекался, но при этом ни разу не видел прекрасную даму. Юная красавица каждый день была под опекой своих братьев Гильзехера, Гернота и Гунтера. Девушка знала о приезде видного жениха, но встретиться с ним не смогла, лишь тайно из окна любовалась непобедимым красавцем.

В это же время предводитель саксов объявляет Бургундии войну, и Зигфрид приходит на помощь Гунтеру. Он с лучшими воинами отправляется в поход, разбивает саксов и победителем возвращается в Вормс. По случаю славной победы объявляется 12-дневный пир, на котором юный Зигфрид встречается с красавицей Кримхильдой, между молодыми людьми завязываются страстные отношения.










Предательство и месть

Король бургундцев Гунтер

Король бургундцев Гунтер решил заключить выгодный брак с королевой Исландии Брунгильдой. Он попросил Зигфрида помочь ему в исполнении непростого ритуала, по которому необходимо было снять со спящей красавицы-королевы кольцо и пояс целомудрия. Миссия окончилась успешно и в качестве награды за помощь отважный герой получает в жёны Кримхильду. Эта часть повествования заканчивается счастливой свадьбой.

Следующий акт переносит читателя на 6 лет вперед. Гунтер и его супруга королева воинов Брунгильда решают пригласить к себе в замок Кримхильду и Зигфрида. Во время пира оба короля стали спорить о том, кто же из них лучший мужчина. В итоге вскрылась правда о том, что это Зигфрид снял пояс целомудрия с Брунгильды, а оскорблённая и возмущенная королева решила отомстить за такой позор.

У нее созрел план, и Брунгильда подговорила ловчего Хагена из Тронье заколоть Зигфрида во время охоты. После трагической гибели главного героя сказочный клад Нибелунгов переходит к королю Бургундии, который с помощью Хагена спрятал его в холодных водах Рейна. Кримхильда на протяжении 13 лет носила траур по своему убитому супругу, лишь в последующем согласившись на второй брак с правителем гуннов Этцелем. Девушка не испытывала каких-либо чувств к своему новому супругу, она лишь хотела отомстить Гунтеру и Брунгильде за смерть своего любимого.

В скором времени Кримхильда приглашает своего брата с его женой и Хагена, который к тому времени стал уже знаменитым рыцарем, в гости к Этцелю. Бургундцы знали об опасности такого визита, но хотели всё же побывать на пиру, заключив выгодный военный союз. Кримхильда подговорила гуннов устроить резню в замке, и в условный час ее наемники нападают на гостей.


В страшных муках погибают сотни приглашённых, но королева так и не узнала тайну потерянных сокровищ. Она собственноручно приказала убить сначала своего брата бургундского короля Гунтера, а потом и Хагена, который в прошлом расправился с её любимым.

В последней главе поэмы на Кримхильду набрасывается единственный оставшийся в живых дружинник короля престарелый Хильдебранд, который смог наказать её за кровожадность. Так закончилась история о Нибелунгах, славном рыцаре Зигфриде и его возлюбленной Кримхильде, которая отомстила за смерть своего мужа. В повести также рассказывается о гибели древнего народа Нибелунгов, которые не оставили после себя никаких свидетельств, а их баснословный клад так и не был до сих пор найден, покоясь на дне Рейна.

Предсказание лебедей

Вот подъехали они к широкой реке и стали искать место для переправы. Хаген пошел вдоль берега и вдруг увидел в воздухе стаю лебедей. Опустились лебеди на землю, скинули с себя оперенье и, превратившись в прекрасных дев, стали купаться в реке.

НЕ ТОЛЬКО О НИБЕЛУНГАХ: Робин Гуд, Король Артур и другие легенды Западной Европы

Хаген подкрался к лебединым девам и спрятал их белое оперенье.

Хаген рассказал братьям-королям о зловещем предсказании, но они решили все же продолжать путь.

Во время переправы через реку Хаген захотел испытать судьбу. Посредине реки он схватил старого капеллана и бросил в воду. И хотя капеллан был стар и немощен, а река — глубока и бурлива, он благополучно выбрался на берег. И стало ясно, что вещие девы сказали правду.

Характеристики героев

  • Кримхильда.
  • Гунтер.
  • Хаген.
  • Зигфрид.

Юная Кримхильда

Юная Кримхильда — это воплощение немецкой женщины времен Средневековья. В своих действиях она руководствуется глубокими нравственными принципами и любовью. Девушка жаждала любви, она была готова на самопожертвование. Мягкость, женственность и доброта сочетались с суровой моралью. После известия о гибели Зигфрида Кримхильда стала холодной и бесчувственной женщиной, которая мечтала о мести и справедливости. При этом в годы лишений она не теряла своей гордости, даже согласившись на брак с королём гуннов, она не отступила от своих идеалов и отомстила за любимого.

Гунтер — это бургундский король и родной брат Кримхильды. Первоначально он показан мудрым, великодушным и мощным правителем, заботившимся о своих подданных и родных. Однако в последующем, попав под влиянием Брунгильды, он решается на убийство Зигфрида, надеясь завладеть его несметными сокровищами. Гунтер абсолютно не раскаивался в содеянном, он не считал себя виноватым, полагая, что как сильный правитель смог получить желаемое. По его словам, общечеловеческая мораль и нравственные обязательства королей не совпадают.

Хаген и Зигфрид

Зигфрид — это один из ведущих героев повести о Нибелунгах. Ему присущи все идеальные эпические черты, благородство, богатырская сила, честность, скромность, достоинство и мужество. Это героизированный сказочный персонаж, в котором заметно влияние древнегреческой литературы. Зигфрид искупался в крови дракона, однако липовый лист упал в чан и прикрыл часть тела между лопаток. Именно сюда направил свое копье Хаген, убив Зигфрида и присвоив его славу.

Хаген — это верный вассал Гунтера, храбрый, героический, сильный, но хитрый и кровожадный человек. На его счету несколько страшных преступлений, в том числе убийство Зигфрида. Хаген отобрал у Кримхильды несметные сокровища и золото Нибелунгов, сделав её зависимой от своих братьев. Он решается на убийство Зигфрида не столько из-за ненависти и приказа своего короля, сколько из-за зависти и желания устранить идеал, напоминавший бургундцам об их несовершенстве. В последующем этот отрицательный герой погибает в огне, сгорая вместе с замком гуннов.

Примечания


Интересные факты

Народ Нибелунги

Нибелунги — эта сказочные хранители сокровищ, обитавшие в подземном царстве. Каких-либо достоверных сведений в литературе того времени о нибелунгах нет. Известно лишь, что это могучие воины, которые в древности часто воевали с немецкими племенами.

В настоящее время в немецком городе Вормсе в августе ежегодно проводится фестиваль Нибелунгов, где представляют различные постановки этой средневековой поэмы.

В 2009 году ЮНЕСКО признало этот эпос мировым культурным наследием. Также в этот список внесены 3 иллюстрированных картинами рукописных копий с древними буквами, которые в настоящее время хранятся в немецком Мюнхене и Карлсруэ, а также в швейцарском Санкт-Галлене.

Изучение исторических и социальных предпосылок возникновения героической песни. Характеристика ее основных черт, эпос и история. Сказочные мотивы "Песни о Нибелунгах" - средневековой германской эпической поэмы, написанной в кон. XII - нач. XIII вв.

Рубрика Литература
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 29.01.2017
Размер файла 27,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Об исторических и социальных предпосылках возникновения героической песни

Древнейшие сказания различных германских племен в большинстве случаев известны из скандинавских памятников, сохранившихся почти исключительно в Исландии, поэтому раздел о скандинавском эпосе является необходимым введением ко всей средневековой литературе германских народов. эпос нибелунг героический поэма

Процессы феодализации сильно задержались на Севере. В особом положении при этом была Исландия, колонизованная норвежцами. Колонизация приняла широкий характер после объединения Норвегии в государстве Харальда Прекрасноволосого (872). Одним из первых певцов героической песни упоминается норвежский скальд Торбьёрн Хорнклофи. В Исландии особенно упорно сохранялись пережитки родового строя; не было королевской власти, и вплоть до присоединения к Норвегии (1262) реальной формой правления, несмотря на наличие значительной социальной дифференциации, было народное собрание (тинг).

Христианизация скандинавских стран началась относительно поздно, на рубеже 10 и 11 вв., а в Исландии еще в течение двух столетий после официального принятия христианства альтингом -- общеисландским вече (в 1000 г.) -- христианство сосуществовало с языческими верованиями. Поэтому в Исландии создавались особо благоприятные условия для сохранения архаической народно-эпической традиции, причем не только героического, но и мифологического эпоса. В 12--13 вв., когда в Исландии получила распространение письменность, были записаны, а отчасти и созданы по традиционным образцам, многочисленные песни и прозаические сказания -- саги.

Саги выражают переходную эпоху от первобытного общества к классовому, к государству. Поскольку германцы моложе прочих народов Европы, этот переход наступил несколько ранее. Таким образом, и пик творчества героических песен приходится на 6 столетие н.э. В этот период одинаково значимы и развиты были два жанра литературы, предположительно, возникшие из одной, более ранней формы произведений, описывавшей события: хвалебная песнь, возвеличивавшая современного автору князя и тесно связанная с историческими событиями и реалиями того времени, и героическая песнь, т.е. тип песни с сильным лирическим началом с завершённым действием, короткий эпический рассказ, а именно сочинение о каком-либо событии, которое изображает события из глубокой древности. Героической песне присущи определённая типизация образов и специфические мотивы сказания. Однако до наших дней своё прежнее значение сохранили лишь героические песни. В чём же причина тому?

2. Черты героической песни

Сначала обратимся к определению основных характерных черт героической песни, особое внимание, уделяя, согласно выбранной теме исследования, образу героя.

Героической песне присуща мифизация некоторых элементов сказаний, в особенности оружия, мечей, и боевых скакунов. Это видно на примере изображения в песне о Нибелунгах легендарного меча Зигфрида Бальмунга.

Поскольку сочинения авторов той эпохи были тенденциозны, но развились из древних сказаний, следует заметить, что многие мотивы в более поздних песнях скрыты. Они могут быть обнаружены только при сопоставлении с другими, ранними источниками. Поэтический пересказ в той форме, в которой он дошёл до нас, стал возможен тогда, когда литературному дару исполнителя стало уделяться больше внимание, а сам поэт вошёл в свиту властителя. Первоначально же считалось, что герой должен воспеваться только героем и среди героев. С развитием феодализма ситуация изменилась.

Среди особенностей героических песен необходимо помимо прочего отметить выразительность, достигаемую довольно простыми средствами, что может быть объяснено тем, что песни изначально существовали в устной форме.

Отступление от этого закона является одним из признаков более позднего происхождения произведения или жанра. Примером этого является вторая часть песни о Нибелунгах, повествующая о мести Кримхильды.

Как в пространстве, так и во времени нет в эпосе перерывов: если действие героя приостанавливается, это действие сразу же перенимается другим героем.

Время в эпосе тоже связано с делами героя, оно эмпирическое, то есть измеряется ни чем иным, как действиями героя.

Стоит упомянуть, что образ положительного героя далеко не всегда соответствует тому моральному кодексу, который лежит в основе общепринятой морали. Несмотря на то, что образы героев всегда положительны и идеализированы, но поступки их не каждый раз отвечают современным им представлениям об этике. Для песни безразлично, какими средствами побеждает герой противника, особенно более сильного.

3. Эпос и история

Для более полного раскрытия избранной темы исследования следует также обратить внимание на отношения между историей и эпосом. Как отмечает В.Я. Пропп, существуют два основных течения относительно понимания этого процесса.

С одной точки зрения, история понимается как цепь событий внешне- и внутриполитического порядка. События всегда можно датировать. Они вызваны действиями и поступками людей. Историческая основа эпоса понимается в том смысле, что в эпосе изображаются исторические события и исторические личности. Задачей исследователей этого направления становится стремление показать то, какие события и исторические личности нашли отражение в отдельных литературных памятниках, и соответственно датировать их.

Другое направление исходит из более широкого понимания истории, что приводит к строгой дифференциации жанров, историческая основа которых различна. Движущей силой истории считается сам народ, а исторические лица мнятся лишь как производные от истории, а не движущее начало её. Следовательно, всё, что происходит с народом во все эпохи его жизни, так или иначе, относится к области истории.

С этой точки зрения важно понятие основы, базиса изучения материала. Таковой становится форма труда, для произведений феодальной эпохи - это формы труда различных сословий общества: крестьянства, священнослужителей, рыцарей и т.д.

Таким образом, под исторической основой подразумевается вся совокупность реальной жизни народа в процессе её развития во все эпохи его существования.

Итак, жанр - важнейшее понятие для определения исторической основы произведения, в особенности поэтика и поэтическая система жанра.

В преданиях, так называемых Sage, историческая действительность составляет основную цель повествования; они могут быть изучены как с точки зрения более узкого понимания истории и историзма, так и с позиций другого способа толкования истории, что и, надеюсь, нашло отражение в данной работе. В этом случае следует говорить о традиционном различении сказаний мифологических и исторических, элементы которых могут быть совмещены в одном произведении, как это видно на примере песни о Нибелунгах, имеющей своими истоками ряд более ранних сказаний.

Так, Эдда Снорри Стурлуссона среди 35 текстов песен и песенных фрагментов содержит 4 по содержанию очень древние песни (песнь о Хамдире , старая песнь о Сигурде, старая песнь об Атли , песнь о Вёлунде ), верных по содержанию южногерманской традиции повествования. К ним стоит также отнести и песнь о битве с гуннами.

Когда народ вступает в стадию государственного строительства, его творчество подвергается существенным изменениям. Старые мотивы перерабатываются, а вместе с тем создаются и новые, уже отражающие государственные интересы. Идеология родового строя сталкивается с интересами молодого государства. Столкновение двух идеологий в старых сюжетах подлежит отдельному исследованию.

2 части (граница - ссора двух королев): о сватовстве, о мщении)

39 части - авенюры (по событию)

Черты героического эпоса:

ссора королев - важна иерархия, вассальность

важен вымысел, красочность, небывалое, а не историческое событие.

хронология и география не имеют значения

жизнь человека бренна, истина в вечности

хронология и география не имеют значения

Черты рыцарского романа:

герой - рыцарь, королевич знатного рода

начало («девица… прекрасней и знатнее всех…), герой сразу влюбляется в неё, просто потому, что она существует

мотивы служения даме, супружеской любви и мести, феодальной чести и верности

праздники, турниры, охота, битвы, воинская доблесть, сила рыцарей

развернутое повествование, подробности, описания, эпизоды, переживания героев

постоянные повторы, дробное, ритмическое повторение

ритмика - тоника (по количеству ударений)

средневерхний немецкий язык

Месть и любовь Кримхильды - центральные мотивы рыцарского служения даме, супружеской любви, феодальной чести и верности. Зигфрид изображается как королевич знатного рода и рыцарского воспитания. Кримхильда в течение многих лет хранит верность любимому мужу, с которым живет в идиллических семейных отношениях. Хаген выступает как образец феодальной верности вассала, ради чести и славы господина готового на подвиги и преступления. Пышные праздники, богослужения, пиршества и турниры, прием гостей и отправление посольств чередуются с битвами, в которых проявляются героическое мужество и чудесная сила витязей. Поэма развертывает идеализированную картину военной и мирной жизни феодальной аристократии эпохи Крестовых походов и расцвета рыцарской культуры. Широкое и медленное эпическое повествование богато эпизодами и описательными подробностями, мелочами идеализированного быта и картинами душевных переживаний.

Согласно мнению В.Я. Проппа, фольклорные мотивы эпоса возникли раньше, чем государство, ведь сюжеты, в которых встречаются драконоборство, женщины типа амазонок, с которыми герой вступает в связь (женится), не могут быть созданы или выдуманы в условиях государственного быта.

5. Сказочные мотивы песни о Нибелунгах

В песне о Нибелунгах встречаются различные сказочные и мифические мотивы, как, например, змееборство, встреча с великаном, гномом и пророчащими морскими девами, впрочем, как и волшебные артефакты, как роговая кожа Зигфрида или шапка-невидимка.

Автор песни сохраняет, однако, ясно различимую дистанцию к фантастическому и по большей части уменьшает подобные элементы (например, змееборство, покрытие роговой кожей и заполучение сокровища) до нескольких строк для описания Зигфрида при въезде в Вормс. Кроме того, он применяет сказочные черты лишь тогда, когда они просто необходимы для развития действия (например, шапка-невидимка при соискании жены и в первую брачную ночь).

Преобладающая часть сказочных мотивов песни о Нибелунгах связана с предысторией Зигфрида, его подвигами в юности, обучением у кузнеца, борьбой с драконом и, наконец, с пробуждением находящейся в зачарованном сне девушки, то есть с теми эпизодами жизни героя, которые в песне о Нибелунгах либо очень скупо обсуждаются, либо вообще не упоминаются.

Из-за этого намного плодотворнее представляется сравнительная работа с прочими передачами песни о Нибелунгах, в особенности с Эддой, сагой о Вёльсунгах, сагой о Тидреке и - собственно, известную лишь с позднего Средневековья - песней о Роговом Зейфриде.

За исключением названной последней песни о Роговом Зейфриде эти сказания происходят из периода между 1000 и 1300 г.н.э., то есть им максимум 1000 лет.

Для того чтобы продемонстрировать разницу во времени по сравнению со сказочными рассказами, можно привести эпизод из одной сказки, она была записана около 1200 г до н.э. в Древнем Египте. Это старейшая сказка, связанная с нашей темой, и отсылает нас ко времени хеттов, одной из ранних индоевропейских высокоразвитых культур Малой Азии:

Сказка повествует о герое, встретившего дракона, который охранял прекрасную девушку. Герой убивает дракона и женится на ней. Другой вариант сказки сообщает, что красивая девушка невообразимо сильна, она заманивает героя в заколдованный лес, где он должен сражаться с многочисленными чудовищами и в конце с ней самой. После того как он победил сильную деву, герой женится на ней.

Эта сказка, которой 3200 лет, напоминает уже очень сильно во многих чертах сказание о Нибелунгах.

После того как Зигфрид повзрослел, следует сражение с драконом. Змееборство встречается вновь и вновь во очень многих сказках, зачастую дракон, совсем как и в сказании о Нибелунгах, является превратившимся человеком (например, в сказке о короле Змее). Классическая и даже довольно старая форма сказки о змееборстве описывает битву героя с драконом с целью получения девы и/или сокровища, так, как это известно из уже упомянутой сказки, записанной в Древнем Египте, или из относительно молодой легенды о Георгии.

В сказках часто возникает фигура Обманщика, который отрезает дракону голову и сам выдаёт себя за победителя дракона, чтобы добиться девушки или принцессы. Но обманщика обычно распознают по тому, что в голове дракона не находится язык, поскольку его предварительно отрезал настоящий герой и может теперь предъявить его как доказательство совершенного подвига. Сказка находит свой счастливый конец, а герой - принцессу, на которой и женится.

Схожий мотив мы можем наблюдать и в сказках следующего типа: герой (Иванушка-дурачок, Иванушка-Запечник, меньшой сын) добывает чудесного коня, на котором он побеждает в состязании за право женится на прекрасной царевне. На всём скаку герой допрыгивает до высокого окна царевны и целует её. Она же ударяет его своим перстнем, оставляющем на челе Иванушки метку, или передаёт ему этот перстень. Герой скрывается, но его находят по метке от перстня. Здесь можно увидеть определённые черты мифологизации образа коня, как правило, дара предка, завоевание невесты, находящейся в высокой башне-тереме, и обмен между героем и невестой знаками помолвки, что не может не напоминать аналогичный момент из Эдды Снорри Стурлуссона.

Эта очень распространённая черта сказок не встречается, тем не менее, в песне о Нибелунгах, так же как и в сказочных рассказах едва ли известны сюжеты, в которых убийца дракона пьёт кровь змея (как это описано в сказаниях), или обмазывает себя ею, или в ней купается (как это было в песне), что позволяет ему стать неуязвимым (более поздний мотив) или понять язык птиц (более ранний мотив).

Вера в то, что птицы мудры и в некоторых случаях также могут предсказывать судьбу человека, известна из многих древних рассказов.

Кроме того, существуют несколько фильмов (художественных и телевизионных), в которых были использованы те или иные мотивы эпоса.

1. Адмони В.Г., Песнь о Нибелунгах, Л.: Наука, 1972.

2. Боура С.М., Героическая поэзия, М.: Новое литературное обозрение, 2002

3. Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1960.

4. Мелетинский Е.М., Скандинавская эпическая поэзия, История всемирной литературы: в 9 т., АН СССР; ин-т мировой лит-ры им. А.Н. Горького. - М.: Наука, 1983 - т.2. - 1984.

5. Пропп В.Я., Фольклор и действительность. Избранные статьи, Об историзме фольклора и методах его изучения, М.: 1976.

Подобные документы

Периодизация и жанры средневековой немецкой литературы. Стихотворные дидактические произведения XIV века. Немецкий героический эпос "Песнь о Нибелунгах", история его создания и содержание. Краткая характеристика основных литературных особенностей эпоса.

курсовая работа [53,5 K], добавлен 17.03.2014

Высшее достижение немецкой героической поэзии. Главные сюжеты народных героических песен. История создания "Песни о Нибелунгах". Сказание о Брюнхильде. Сказание о бургундах. Сознательный эстетический отказ от иллюзорного искусства куртуазного эпоса.

реферат [27,9 K], добавлен 19.04.2013

Понятие "эпос", его возникновение и значение в жизни народа. Сюжет эпоса "Нарты" и "Песнь о Нибелунгах". Персонажи и мифические образы адыгского эпоса "Нарты" и германского эпоса "Песнь о Нибелунгах", сравнительная характеристика этих двух эпосов.

курсовая работа [84,3 K], добавлен 24.02.2011

Возникновение и развитие героического эпоса в период высокого Средневековья XI-XIII вв. Особенности литературы данного периода. Краткая характеристика наиболее известных эпосов Средневековья: "Песнь о Роланде", "Песнь о Нибелунгах", "Песнь о Сиде".

презентация [71,3 K], добавлен 03.06.2014

Понятие и отличительные особенности западноевропейского героического эпоса, история и факторы, влияющие на его формирование. Основные западноевропейские героические эпосы: их описание и содержание: песнь о Роланде, песнь о Сиде, песнь о Нибелунгах.

Нибелунгом звали одного из двух королей, убитых Зигфридом. Затем это имя перешло к самому нидерландскому витязю и его сказочным подданным — хранителям клада. Начиная с двадцать пятой авентюры нибелунгами именуются бургунды.

В чудесных сказаниях минувших дней говорится, что жила в земле бургундов девушка по имени Кримхильда — такая прекрасная и милая, что о ней мечтали все рыцари земли. Причиной многих бедствий стала эта необыкновенная красота.

Кримхильда росла в стольном городе Вормсе под защитой трех братьев-королей, отважных и благородных витязей. Гунтер, Гернот и юный Гизельхер правили Бургундией, опираясь на храбрую дружину и верных вассалов, — самым могущественным из них был Хаген, владетель Тронье. Часами можно было бы рассказывать об этом блестящем дворе, о подвигах бургундских богатырей, об их турнирах, пирах и забавах.

Однажды Кримхильде приснился сон, будто залетел к ней в горницу сокол и на ее глазах заклевали его два орла. Мать Ута сказала дочери, что сокол — это ее будущий супруг, которому суждено погибнуть от руки убийц. Тогда девушка решила не выходить замуж, чтобы не оплакивать потом любимого. Многие сватались к прелестной королевне, но получали отказ. Она наслаждалась покоем, пока славный витязь не повел ее к венцу. За смерть его Кримхильда страшно отомстила своей родне.

У короля Нидерландов Зигмунда был сын Зигфрид — краса и гордость родной страны. Молодой воитель был так смел и хорош собой, что все дамы вздыхали о нем. Прослышав о дивной бургундской деве, Зигфрид вознамерился добиться ее руки. Встревоженные родители умоляли сына не связываться со спесивыми и воинственными бургундами. Но Зигфрид настоял на своем и отправился в далекий путь, взяв с собой всего двенадцать человек. Двор провожал королевича в унынии и тоске — многим сердце подсказывало, что эта затея не доведет до добра.

Когда чужеземные витязи появились в Вормсе, Хаген сразу узнал Зигфрида и посоветовал Гунтеру с почетом принять прославленного героя, который в честном поединке завоевал громадный клад Нибелунгов, меч Бальмунг и плащ-невидимку. Вдобавок рыцарь этот неуязвим: убив страшного дракона и омывшись в крови, он ороговел так, что никакое оружие его не брало. Зигфрид с ходу предложил Гунтеру поединок в заклад на владения. Всех бургундов взбесил этот надменный вызов, но Хаген, ко всеобщему удивлению, промолчал. Король утихомирил пылкого витязя ласковыми словами, и Зигфрид, опасаясь лишиться Кримхильды, принял приглашение погостить в Вормсе. Год прошел в турнирах и состязаниях: Зигфрид неизменно брал верх, однако ему так и не удалось увидеться с Кримхильдой, хотя девушка тайком следила за ним из окна. Внезапно саксы и датчане объявили войну Гунтеру. Бургунды были захвачены врасплох, и король, следуя совету Хагена, рассказал обо всем Зигфриду. Герой обещал отразить угрозу со своими нидерландцами и в помощь себе попросил лишь дружину бойцов из Тронье. Кичливым саксам и датчанам был дан сокрушительный отпор — Зигфрид собственноручно пленил их вождей, которые дали клятву никогда больше не нападать на бургундов. В награду Гунтер позволил Зигфриду встретиться на пиру с сестрой.

Гунтер мечтал взять в жены королеву Исландии Брюнхильду — могучую деву-воительницу. Зигфрид согласился помочь другу, но взамен потребовал руки Кримхильды. Было решено, что в опасную поездку отправятся четверо — оба короля и Хаген со своим младшим братом Данквартом. Брюнхильда сразу выделила Зигфрида и приветствовала его первым, однако нидерландский герой сказал, что он всего лишь вассал бургундского короля. Гунтеру предстояло одолеть Брюнхильду в трех состязаниях: сильнее метнуть копье и дальше бросить камень, а затем перепрыгнуть его в полном вооружении. Проигравшего витязя, равно как и всех его спутников, ожидала неминуемая смерть. Воспользовавшись плащом-невидимкой, Зигфрид победил Брюнхильду, и гордой деве пришлось смириться: она дала согласие на брак, а исландцам своим объявила, что отныне они являются подданными Гунтера. Чтобы отрезать ей путь к отступлению, Зигфрид съездил за своими вассалами-нибелунгами.

Когда герои с торжеством вернулись в Вормс, Зигфрид напомнил Гунтеру об их уговоре. Две свадьбы сыграли в один день. Брюнхильда сочла, что король унизил сестру, которая стала женой простого вассала. Объяснения Гунтера ее не удовлетворили, и она пригрозила, что не пустит его на ложе, пока не узнает правды. Король попытался взять жену силой, но богатырша связала его и повесила на крюк в спальне. Гунтер вновь обратился к Зигфриду. Тот явился под покровом плаща-невидимки и усмирил Брюнхильду, сняв с нее пояс и кольцо. Позднее он отдал эти вещи Кримхильде — роковая беспечность, за которую ему дорого пришлось заплатить. А Гунтер овладел богатырской девой, и с этого момента она стала равна по силе всем женщинам. Обе супружеские пары были счастливы в браке. Зигфрид вернулся с молодой женой в Нидерланды, где его с ликованием встретили вассалы и родня. Престарелый Зигмунд с радостью уступил трон сыну. Через десять лет Кримхильда родила наследника, которого нарекли Гунтером в честь дяди. У Брюнхильды также родился сын, и ему дали имя Зигфрид.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Брюнхильда часто задавалась вопросом: отчего золовка так чванится, ведь в мужья ей достался хоть и знатный, но вассал? Королева стала просить Гунтера пригласить Зигфрида с супругой в гости. Тот уступил с большой неохотой и послал гонцов в Нидерланды. Напротив, Зигфрид был рад увидеться с вормсской родней, и даже старик Зигмунд согласился сопровождать его. В празднествах и забавах быстро пролетело десять дней, а на одиннадцатый королевы затеяли спор о том, чей муж доблестнее. Сначала Кримхильда сказала, что Зигфрид без труда мог бы овладеть королевством Гунтера. Брюнхильда возразила на это, что Зигфрид — слуга ее мужа. Кримхильда пришла в ярость; братья никогда не выдали бы ее за вассала, и чтобы доказать всю нелепость этих утверждений, она первой войдет в собор. У врат собора Брюнхильда надменно приказала уступить ей дорогу — жена ленника не должна перечить своей госпоже. Кримхильда бросила, что наложнице ее супруга лучше бы помолчать. Брюнхильда с нетерпением ожидала конца службы, желая опровергнуть ужасное обвинение. Тогда Кримхильда предъявила пояс и кольцо, неосторожно отданные ей Зигфридом. Брюнхильда разрыдалась, а Гунтер призвал Зигфрида к ответу. Тот поклялся, что ничего не рассказывал жене. Честь бургундского короля оказалась под угрозой, и Хаген стал склонять его к мести.

После долгих колебаний Гунтер согласился. Была придумана хитрость, чтобы выведать секрет неуязвимого Зигфрида: ложные гонцы явились в Вормс с известием, что на бургундов вновь идут войной саксы и датчане. Разъяренный Зигфрид рвался в бой с изменниками, а Кримхильда изнемогала от страха за мужа — именно в этот момент к ней явился хитрый Хаген. В надежде защитить мужа, она открылась родичу: когда Зигфрид купался в крови дракона, на спину ему упал липовый лист — ив этом месте герой стал уязвим. Хаген попросил нашить крохотный крестик на кафтан Зигфрида — якобы для того, чтобы лучше оберегать нидерландца в бою. После этого было объявлено, что датчане с саксами позорно отступили, и Гунтер предложил свояку развлечься охотой. Когда разгоряченный и безоружный Зигфрид склонился над родником, чтобы налиться, Хаген нанес ему предательский удар. Мертвого витязя положили к порогу Кримхильды; утром на него наткнулись слуги, и несчастная сразу же поняла, какое горе обрушилось на нее. Нибелунги и Зигмунд готовы были немедленно рассчитаться с неведомым врагом, а бургунды твердили, что Зигфрид убит в лесу безвестными разбойниками. Лишь Кримхильда не сомневалась, что месть свершил Хаген по наущению Брюнхильды и с ведома Гунтера. Безутешная вдова хотела уехать в Нидерланды, но родичи сумели отговорить ее: она будет там всем чужой и ненавистной из-за родства с бургундами. К негодованию Зигмунда, Кримхильда осталась в Вормсе, а затем Хаген осуществил свой давний замысел: отобрал у вдовы клад Нибелунгов — свадебный подарок мужа. С согласия королей владетель Тронье утопил несметные сокровища в Рейне, и все четверо дали клятву не открывать, где таится клад, пока жив хоть один из них,

Прошло тринадцать лет. Кримхильда жила в горести и одиночестве, оплакивая мужа. Могущественный владыка гуннов Этцель, лишившись супруги Хельхи, стал подумывать о новой женитьбе. Приближенные подсказали ему, что на Рейне живет прекрасная Кримхильда, вдова несравненного Зигфрида. В Вормс отправился маркграф Бехларена Рюдегер — преданный вассал Этцеля. Братья-короли встретили сватовство благосклонно, зато Хаген яростно возражал против этого брака. Но Гунтеру хотелось примириться с сестрой и как-то загладить свою вину перед ней. Оставалось убедить Кримхильду, и Рюдегер поклялся защищать ее от всех врагов. Вдова, помышлявшая только о мести, согласилась. Прощание с родней было холодным — Кримхильда сожалела только о матери и юном Гизельхере.

Молодой женщине предстоял дальний путь. Везде ее принимали с величайшим почетом, ибо Этцель превосходил могуществом всех королей земли. Вскоре Кримхильда завоевала сердца гуннов щедростью и красотой. К великому счастью супруга и подданных, она родила сына — Ортлиб должен был унаследовать двенадцать корон. Не сомневаясь больше в привязанности гуннов, Кримхильда через тринадцать лет после свадьбы подступила к мужу с просьбой — пригласить в гости братьев, чтобы люди не называли ее безродной. Эгцель, радуясь возможности угодить любимой супруге, немедленно послал гонцов на Рейн. Тайно встретившись с ними перед отъездом, Кримхильда научила их, как добиться того, чтобы вместе с братьями приехал и ее заклятый враг. Несмотря на яростные возражения Хагена, бургундские короли согласились поехать к зятю — владелец Тронье уступил, когда Гернот осмелился упрекнуть его в трусости.

Нибелунги выступили в поход — их было девять сотен витязей и девять тысяч слуг. Вещие девы-русалки предупредили Хагена, что все они, кроме капеллана, погибнут в чужом краю. Владетель Тронье, убив вспыльчивого перевозчика, собственноручно переправил войско через Дунай. Желая проверить предсказание, Хаген столкнул капеллана за борт и попытался утопить шестом, но старый священник сумел добраться до противоположного берега. Тогда Хаген разбил корабль в щепы и приказал соратникам готовиться к неминуемой смерти. Тут на нибелунгов напали баварцы, разъяренные убийством перевозчика, но их натиск был отбит. Зато в Бехларене бургундов встретили радушно, ибо Рюдегер не подозревал о замыслах Кримхильды. Юный Гизельхер обручился с дочерью маркграфа, Гернот получил от него в подарок меч, а Хаген — щит. Бехларенская дружина с радостью отправилась к Этцелю — никто из витязей Рюдегера не знал, что прощается с родней навеки.

Гунны с нетерпением ожидали дорогих гостей. Особенно хотелось всем поглядеть на того, кем был убит Зигфрид. Кримхильда также трепетала от нетерпения — увидев Хагена, она поняла, что час мести пробил. Королева, выйдя навстречу родным, поцеловала лишь одного Гизельхера. Хаген не преминул саркастически это отметить, чем привел Кримхильду в еще большую ярость. А нибелунгов предупредил о нависшей над ними угрозе Дитрих Бернский — могучий витязь, потерявший свое королевство и нашедший приют у Этцеля. При гуннском дворе собралось немало изгнанников: все они были преданы Этцелю и дорого поплатились за свою верность.

Бледель напал на почти безоружных слуг. Бургундские храбрецы сражались с невиданной отвагой, но только Данкварту удалось вырваться из этой бойни живым. Прорубив себе дорогу мечом, он ворвался в главный зал с известием о неслыханной измене. В ответ Хаген снес голову Ортлиба с плеч, и тут же разгорелся жестокий бой. Бургунды позволили выйти лишь своим друзьям — Дитриху с его амелунгами и Рюдегеру с бехларенской дружиной. Властитель Берна спас от неминуемой гибели и Этцеля с Кримхильдой. Нибелунги, перебив семь тысяч гуннов, выбросили трупы на лестницу. Тогда в кровавое побоище бросились датчане с саксами — нибелунги перебили и их. День близился к вечеру, и бургунды попросили перенести сражение во двор. Но мстительная Кримхильда потребовала голову Хагена — и даже Гизельхеру не удалось ее смягчить. Этцель приказал поджечь зал, однако герои стали тушить пламя кровью.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Наутро Этцель вновь послал в бой остатки своей дружины. Рюдегер попытался воззвать к Дитриху, но тот сказал, что бургундов уже не спасти — король никогда не простит им смерти сына. Кримхильда же потребовала, чтобы Рюдегер исполнил обет. Тщетно несчастный маркграф умолял не губить его душу: Этцель в ответ твердил о вассальном долге. Началась самая страшная схватка — в бой вступили друзья. Рюдегер отдал Хагену свой щит: растроганный владетель Тронье поклялся не поднимать на него меча, но маркграф пал от руки смертельно раненного им Гернота. Бехларенцы погибли все до единого.


Авг 4, 2018 | 0 комментариев

Писатели дарят нам прекрасные произведения, которые отличаются своими сюжетами. С их помощью мы переносимся на многие века назад и можем побывать в местах, где проходили бои, перенестись со сказочными героями в их королевства, а можем и вовсе попасть в Средневековье. Там жизнь идет своей чередой, ведутся феодальные споры, что стали разрушительным началом и повлекшие за собой смерти людей. Одним из таких произведений, что знакомит нас со злодеяниями феодального мира и раскрывает читателю суть феодальных споров на фоне семейно-бытовых мотивов, является Песнь о Нибелунгах.

Песнь о Нибелунгах — это древний памятник немецкого эпоса. В основе произведения лежат сказания, что восходят к событиям варварского периода, к тому периоду времени, когда пало Бургундское царство. Рассказывает Песнь о Нибелунгах о герое Зигфриде и его божественной силе и непобедимости, о его возлюбленной Кримхильде и вероломной смерти главного героя. Узнаем мы и о том, как супруга идет на месть за своего убитого мужа. Эта месть и приведет к разрушению Бургундского царства.

Знакомясь с произведением для читательского дневника, мы видим образы разных героев, среди которых выделяется главный персонаж Зигфрид, чью характеристику мы рассмотрим ниже.

Образ Зигфрида

Центральным персонажем произведения Песнь о Нибелунгах был королевич из Ниндерландов, рыцарь, который совершал разные подвиги. Звали его Зигфридом. Зигфрид благородный человек, учтивый и храбрый рыцарь. Он знает не по наслышке, что такое долг чести. Зигфрид красивый герой эпоса, наделенный мощью, верой в себя, волей к жизни и смелостью, что помогала вершить дела и овладеть сокровищем нибелунгов.

Зигфрид убивает змея

Зигфриду хочется новых подвигов и он отправляется к бургундским королям. Там ему понравилась их сестра Кримхильда, на которой он и женился. Одобрение королей он получил после того, как помог им победить саксов и датчан, что вторглись на земли бургундского царства. Победил он и Брюнхильду, сняв с нее пояс верности и вручив одному из братьев.

Зигфрид служит верно и предано, он знает, что такое дружба. Предательское копье погубило удальца, приведя к смерти и всех нибелунгов.

Читайте также: