Сочинение рассуждение что такое доброта по тексту сухомлинского горбатая девочка

Обновлено: 02.07.2024

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3).

- выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.

- усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.

I. Организационный момент.

1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока. Задачи.

2) Запись даты, темы урока в тетрадь.

II. Актуализация знаний.

1.Какова схема построения сочинения-рассуждения (композиция)?

2. Что такое тезис, аргументы, вывод?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

III. Работа над построением сочинения - рассуждения.

1) Чтение текста


(1)Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась. (2)Это уж потом узнал Пряхин, что работает тётя Груня не санитаркой, не медсестрой, а вахтёршей, сидит при входе, а после смены обходит госпитальные палаты, чтобы кому водички подать, кому подоткнуть холодное суконное одеяльце, хотя никто её об этом не просил. (3)Только разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе? (4)И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.

(5)Вот так же вошла она в Алексеев взгляд, в его расширенные болью зрачки, приложила ладошку к щеке, как-то удобно облокотилась, постояла минуточку, вздохнула и наклонилась к Пряхину, неожиданно сильно, но аккуратно приподняла одной рукой его голову, а другой взбила подушку.
(6)Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка.

(7)И гладила она и гладила Алексея по холодной руке и, видимо, добилась-таки своего. (8)Рука порозовела, стала тёплой, и однажды Пряхин посмотрел на тётю Груню осознанно и заплакал. (9)И она заплакала тоже. (Ю)Только её слёзы лёгкие были. (11)3нала тётя Груня, что своего добилась, что теперь выживет этот солдат, потому что боль свою победил, и ещё заплакала она оттого, что муж её и сын с фронта давно весточки не шлют и, может, вот так же, как этот бедолага Алексей Пряхин, в госпитале где-нибудь маются, вот так же страдая и мучаясь.

(12)Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?

(13)После выписки тётя Груня привела Алексея в свой домик, чистенький и уютный.

(14)В углу за занавеской вроде отдельной комнатки, и тётя Груня кивнула на неё:
(15)— Вон твоя комнатушка.
(16)— Тётя Груня, как с тобой рассчитываться-то стану? — улыбнулся Пряхин. (17)— Каким златом-серебром?
(18)— И-и, милай, — ответила тётя Груня сердито. (19)— Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили. (20)Храни нас Бог от этого магазина! (21)Тогда уж добро изничтожится! (22)Не станет его.
(23)— Почему? — удивился Алексей. (24)Тётя Груня строго на него поглядела.
(25)— Потому как добро без корысти. (26)Аль не знал?
(По А. Лиханову )

2) Чтение задания

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

4) Написание учащимися сочинения

Вариант 1
Доброта — это заботливое, тёплое отношение к другому человеку. Как правило, она проявляется в хороших поступках, цель которых — облегчить или улучшить жизнь людей.
В рассказе А. Лиханова доброту проявляла тётя Груня. Она по собственной инициативе помогала больным и раненым в госпитале (предл. 2). Когда заканчивалось её дежурство, она проводила время рядом с Алексеем, старалась унять его боль (предл. 6). Я считаю главную героиню рассказа очень доброй и чуткой женщиной.
Доброте есть место не только в военное, но и в мирное время.
Недавно я узнал историю девятилетнего мальчика из города Далласа. У него редкое заболевание, и он вскоре потеряет зрение. Этот мальчик составил список мест, которые хотел бы увидеть. Узнав, что у семьи нет денег на осуществление мечты слепнущего сына, на помощь родителям пришли добрые люди. Например, один из пилотов бесплатно отвёз мальчика на Аляску, где тот увидел северное сияние.
Считаю, что доброта — это замечательное качество, благодаря которому все люди становятся лучше.


Вариант 2
Доброта — это качество, которое отличает людей, искренне помогающих другим. Она бескорыстна и часто проявляется в бережном отношении даже к незнакомым людям.
В прочитанном мной тексте А. Лиханова доброта — это отличительное качество тёти Груни. Она делала всё, что было в её силах, чтобы облегчить состояние раненых в госпитале (предл. 4), помогла солдату Алексею победить боль (предл. 11), оставила его у себя жить (предл. 13). Я думаю, тётя Груня — удивительно добрый человек, ведь все её поступки бескорыстны.
Как было бы хорошо, если бы такая доброта жила в каждом нашем действии!

(1)Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась. (2)Это уж потом узнал Пряхин, что работает тётя Груня не санитаркой, не медсестрой, а вахтёршей, сидит при входе, а после смены обходит госпитальные палаты, чтобы кому водички подать, кому подоткнуть холодное суконное одеяльце, хотя никто её об этом не просил. (3)Только разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе? (4)И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.

(5)Вот так же вошла она в Алексеев взгляд, в его расширенные болью зрачки, приложила ладошку к щеке, как-то удобно облокотилась, постояла минуточку, вздохнула и наклонилась к Пряхину, неожиданно сильно, но аккуратно приподняла одной рукой его голову, а другой взбила подушку.
(6)Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка.

(7)И гладила она и гладила Алексея по холодной руке и, видимо, добилась-таки своего. (8)Рука порозовела, стала тёплой, и однажды Пряхин посмотрел на тётю Груню осознанно и заплакал. (9)И она заплакала тоже. (Ю)Только её слёзы лёгкие были. (11)3нала тётя Груня, что своего добилась, что теперь выживет этот солдат, потому что боль свою победил, и ещё заплакала она оттого, что муж её и сын с фронта давно весточки не шлют и, может, вот так же, как этот бедолага Алексей Пряхин, в госпитале где-нибудь маются, вот так же страдая и мучаясь.

(12)Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?

(13)После выписки тётя Груня привела Алексея в свой домик, чистенький и уютный.

(14)В углу за занавеской вроде отдельной комнатки, и тётя Груня кивнула на неё:

(15)— Вон твоя комнатушка.

(16)— Тётя Груня, как с тобой рассчитываться-то стану? — улыбнулся Пряхин.

(17)— Каким златом-серебром?

(18)— И-и, милай, — ответила тётя Груня сердито. (19)— Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили. (20)Храни нас Бог от этого магазина! (21)Тогда уж добро изничтожится! (22)Не станет его.

(23)— Почему? — удивился Алексей. (24)Тётя Груня строго на него поглядела.

(25)— Потому как добро без корысти. (26)Аль не знал?
(По А. Лиханову )

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Направление: гуманитарное

Предме т: русский язык

«Русский язык: учебник для 8 класса / Под ред. Е.А. Быстровой в 2-х частях. – М.: Русское слово, 2014г.

Уровень обучения : базовый

Раздел : Развитие речи

Недельная нагрузка : 3 часа,105 часов в год.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы : 1час

Тип урока: усвоения нового

Приёмы: проблемные вопросы и ситуации; творческое задание; работа с текстом; чтение и анализ текста.

Методы: исследовательский, эвристический.

Виды деятельности запись материала, с текстом, ответы на создание собственных высказываний.

Оборудование: компьютер, экран.

Урок направлен на отработку навыков понимания и анализа исходного текста: выявления и формулирования проблемы, умения ее прокомментировать. Работа направлена на отработку умения написания сочинения по исходному тексту на морально-этическую тему.

СЦЕНАРИЙ УРОКА

русского языка в 9 классе

Цель урока: способствовать формированию навыка написания сочинения - рассуждения

- выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы;

- усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.

1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как доброта, милосердие, отзывчивость, человечность.

-Добрый день, дорогие ребята! Мы начинаем наш урок. Наш урок я хотела бы начать с эпиграфа, помещенного на слайде, давайте прочтём его и запишем в тетрадях, к нему мы будем обращать в течение урока.

Пока человек чувствует боль – он жив.

Пока человек чувствует чужую боль – он Человек

Приветствуют учителя, записывают число в рабочих листах, читают эпиграф и записывают его.

Регулятивные

(умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы).

Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!)

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества).

Личностные (понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смыслообразование).

--Что имел в виду Диоген, говоря о том, что ищет он настоящего человека?

-Я попрошу вас посмотреть видеоролик

-Какими качествами обладают герои фильма?

- Итак, можно ли героя назвать настоящим человеком?

-Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть человеком с большой буквы?( доброта, человечность, милосердие, сострадание).

-Скажите пожалуйста, в каких видах заданий по русскому языку мы можем встретить рассуждение о доброте, милосердии, сострадании? (работа с текстом, изложение, сочинение).

- Какие виды сочинений вам известны? ( сочинение по картине-сочинение-описание, сочинение, рассказывающие о каких-то событиях, сочинение- повествование, сочинения, раскрывающие смысл высказывания, тезиса- сочинение-рассуждение).

-Что мы должны знать для успешного написания сочинения-рассуждения? (внимательное прочтение текста, структуру сочинения)

Отвечают на вопрос

Отвечают на вопросы

Вспоминают ранее изученное. обобщают

Познавательные

(освоение базовых понятий; умение использовать ранее полученную информацию, овладение алгоритмом структуры сочинения-рассуждения; умение понимать мысль, выраженную в высказывании; аргументировать собственную точку зрения, выстраивать логическую цепочку доказательства и делать вывод, умение правильно, логично и связно представлять учебную информацию, умение применять ранее приобретенные знания, умения, навыки при выполнении конкретного задания).

Коммуникативные

(умение полно и ясно выражать свои мысли, умение слушать и слышать).

(понимание значимости приобретенных знаний и умений, умение понимать нравственные идеи текста, использование приобретенных знаний, умений, навыков в учебной деятельности).

3. Постановка целей урока, определение темы урока

Запишем тему урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему: «…..

-Какова цель нашей работы? (подготовиться писать сочинение, вспомнить структуру сочинения, поработать с тестом, определить его тему, основную мысль)

Определяют тему урока, ставят цели на предстоящий урок

Регулятивные

Познавательные

(умение формулировать проблему, аргументировать собственную точку)

4.Работа по теме урока

Второй класс решал задачу. Тридцать пять учеников склонились над тетрадями. Вдруг в дверь класса кто-то тихо постучал.

– Открой дверь и посмотри, кто стучит, – сказал учитель Юре, шустрому черноглазому мальчику, который сидел за первой партой.

Юра открыл дверь. В класс вошел директор школы вместе с маленькой девочкой – новой школьницей. Тридцать пять пар глаз изучали девочку.

Она была горбатая.

Учитель, затаив дыхание, повернулся к классу. Он смотрел на шаловливых мальчиков, и в его глазах дети читали мольбу: пусть не увидит девочка в ваших глазах ни удивления, ни насмешки.

В детских глазах светилось только любопытство. Они смотрели в глаза новой ученицы и ласково улыбались.

Учитель облегченно вздохнул.

– Эту девочку зовут Оля, – сказал директор. – Она приехала к нам издалека. Кто уступит ей место на первой парте и перейдет на последнюю? Видите, какая она маленькая…

Все шесть мальчиков и девочек, сидевших за первыми партами, подняли руки и стали просить: я перейду…

Оля села за первую парту.

Класс выдержал испытание.

Работа по тексту

На основе этого текста вам предстоит написать сочинение-рассуждение.

- Кто является главным героем текста? Что узнали о них?

-Почему волновался учитель?

-Какие слова служат подтверждением этому?

- Как повели себя ребята? Найдите подтверждение в тексте

-Так о каких же качествах детей идёт речь в этом тексте?

-Мы ответили на вопрос, что такое доброта, нашли пример доброты в тексте. А теперь давайте вспомним структуру сочинения- рассуждения?( тезис, аргумент №1, аргумент №2, вывод).

Подбор материала к сочинению:

1-й абзац в структуре сочинения – это вступление. Тезис

Это ответ на вопрос: что это такое?

По условию задания в качестве тезиса берём сформулированное нами определение.

Есть разные способы толкования лексического значения слова.

1.Перечисление основных признаков, составляющих понятие.

Доброта-э то душевное качество человека , которое выражается в нежном , заботливом отношении к другим людям , в стремлении сделать что - то хорошее , помочь им.

2. Перечисление синонимов.

-Какие синонимы к слову доброта можно подобрать? (добродушие, добросердечие, добросердечность, мягкосердечие, мягкосердечность; благодушие, добродушие; отзывчивость; душевность; благодушие; человеколюбие)

- Комментарий к определению должен быть логически связан с дальнейшими аргументами - примерами из текста и вашего жизненного опыта. ( Доброта обязательно должна быть действенной, должна проявляться в добрых поступках, в помощи нуждающимся. Добрый человек, всегда бескорыстно поможет окружающим и вовремя придёт на помощь.

-Попробуйте написать вступление.

- 2-й абзац. Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише:

- Обратимся к тексту (автор). Предложение №.

- Доказательства находим в тексте(автор). Так, предложение №…

- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению…

- Это можно доказать, обратившись к предложению… текста. В нем…

- А в нашем случае можно использовать такое предложение-мостик:

Именно таким человеком является герои текста

- Мы с вами уже поняли текст, пишем о героях, вспомним вопросы анализа: кто они, их поступки?

- Напишите первый аргумент

- 3-й абзац. Аргумент №2

-Чтобы наше сочинение получилось краше, выразительнее, интереснее 2 аргумент мы должны взять из жизненного опыта. Но так как у нас не очень богатый жизненный опыт, можно брать аргументы из книг, газетных статей, просмотренных фильмов или телепередач.

- А с примерами проявления доброты часто приходится сталкиваться в жизни. Например, …..

Подтверждением тому, что добрых людей, к счастью, много, являются события, связанные с….

Чтобы доказать необходимость доброты в жизни, приведу пример (обращусь к истории, обращусь к биографии…., обращусь к произведению …)

- Попробуйте написать 2 аргумент.

- Приступаем к написанию вывода

4-й абзац. Заключение. Вывод.

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.

Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Начать заключение можно вводными словами

значит, итак, следовательно, таким образом

или речевым клише

мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д.

- Попробуйте написать вывод. Таким образом, доброта – это готовность без раздумий оказать помощь ближнему.

И если ты по-настоящему добрый человек, то твой характер будет меняться в сторону доброты. Я часто задумываюсь над этим вопросом. С кем я могу обсудить эту тему? Мне хотелось бы поговорить об этом с учителем русского языка, литературы, истории. Но, наверное, нельзя обсуждать такие серьёзные вопросы с первым попавшимся на улице прохожим. Я хочу поговорить с теми, у кого уже есть опыт общения с людьми, которые постоянно помогают окружающим и делают добрые дела.

Вариант №2

Доброта – это одно из качеств, которое свойственно каждому человеку. Кто-то проявляет ее чаще, а кому-то кажется, что это проявлением слабости. Не один век уже люди спорят о том, полезна доброта или нет. Поэты посвящают ей стихи, призывая нас делать добрые поступки. Доброжелательный человек искренне желает помочь ближнему и думает о ком-то еще, кроме себя. Счастливые люди, которых ничто не беспокоит, всегда дарят позитивные эмоции окружающим и не ждут ничего взамен. К примеру, находясь за рулем машины, вы видите человека, которого нужно куда-то подвести.

Вариант №3

В этом и заключается смысл добра – в его непременном завершении. Все мы совершаем в жизни ошибки, но в отличие от героев сказок, которые исправляли свои просчёты за один день, мы готовы бороться с ними неделями и даже месяцами. Люди, которые совершают хорошие поступки, стараются не делать их публично, потому что их могут обвинить в том, что они действуют по принуждению. Таким образом, доброта – прекрасное качество человека, его суть, которая не всегда присутствует в людях. И только иногда проявляется её глубинное состояние, как в примере с девочкой, страдающей ДЦП. Но если добро и доброта будут присутствовать в нашей жизни, то жизнь наша станет лучше. Ведь именно в тех, кто добр душой, люди ищут поддержку и утешение.

«Русский язык: учебник для 8 класса / Под ред. Е.А. Быстровой в 2-х частях. – М.: Русское слово, 2014г.

Уровень обучения : базовый

Раздел : Развитие речи

Недельная нагрузка : 3 часа,105 часов в год.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы : 1час

Тип урока: усвоения нового

Приёмы: проблемные вопросы и ситуации; творческое задание; работа с текстом; чтение и анализ текста.

Методы: исследовательский, эвристический.

Виды деятельности запись материала, с текстом, ответы на создание собственных высказываний.

Оборудование: компьютер, экран.

Урок направлен на отработку навыков понимания и анализа исходного текста: выявления и формулирования проблемы, умения ее прокомментировать. Работа направлена на отработку умения написания сочинения по исходному тексту на морально-этическую тему.

СЦЕНАРИЙ УРОКА

русского языка в 9 классе

Цель урока: способствовать формированию навыка написания сочинения - рассуждения

- выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы;

- усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.

1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как доброта, милосердие, отзывчивость, человечность.

-Добрый день, дорогие ребята! Мы начинаем наш урок. Наш урок я хотела бы начать с эпиграфа, помещенного на слайде, давайте прочтём его и запишем в тетрадях, к нему мы будем обращать в течение урока.

Пока человек чувствует боль – он жив.

Пока человек чувствует чужую боль – он Человек

Приветствуют учителя, записывают число в рабочих листах, читают эпиграф и записывают его.

Регулятивные

(умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы).

Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!)

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества).

Личностные (понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смыслообразование).

--Что имел в виду Диоген, говоря о том, что ищет он настоящего человека?

-Я попрошу вас посмотреть видеоролик

-Какими качествами обладают герои фильма?

- Итак, можно ли героя назвать настоящим человеком?

-Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть человеком с большой буквы?( доброта, человечность, милосердие, сострадание).

-Скажите пожалуйста, в каких видах заданий по русскому языку мы можем встретить рассуждение о доброте, милосердии, сострадании? (работа с текстом, изложение, сочинение).

- Какие виды сочинений вам известны? ( сочинение по картине-сочинение-описание, сочинение, рассказывающие о каких-то событиях, сочинение- повествование, сочинения, раскрывающие смысл высказывания, тезиса- сочинение-рассуждение).

-Что мы должны знать для успешного написания сочинения-рассуждения? (внимательное прочтение текста, структуру сочинения)

Отвечают на вопрос

Отвечают на вопросы

Вспоминают ранее изученное. обобщают

Познавательные

(освоение базовых понятий; умение использовать ранее полученную информацию, овладение алгоритмом структуры сочинения-рассуждения; умение понимать мысль, выраженную в высказывании; аргументировать собственную точку зрения, выстраивать логическую цепочку доказательства и делать вывод, умение правильно, логично и связно представлять учебную информацию, умение применять ранее приобретенные знания, умения, навыки при выполнении конкретного задания).

Коммуникативные

(умение полно и ясно выражать свои мысли, умение слушать и слышать).

(понимание значимости приобретенных знаний и умений, умение понимать нравственные идеи текста, использование приобретенных знаний, умений, навыков в учебной деятельности).

3.Постановка целей урока, определение темы урока

Запишем тему урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему: «…..

-Какова цель нашей работы? (подготовиться писать сочинение, вспомнить структуру сочинения, поработать с тестом, определить его тему, основную мысль)

Определяют тему урока, ставят цели на предстоящий урок

Регулятивные

Познавательные

(умение формулировать проблему, аргументировать собственную точку)

4.Работа по теме урока

Второй класс решал задачу. Тридцать пять учеников склонились над тетрадями. Вдруг в дверь класса кто-то тихо постучал.

– Открой дверь и посмотри, кто стучит, – сказал учитель Юре, шустрому черноглазому мальчику, который сидел за первой партой.

Юра открыл дверь. В класс вошел директор школы вместе с маленькой девочкой – новой школьницей. Тридцать пять пар глаз изучали девочку.

Она была горбатая.

Учитель, затаив дыхание, повернулся к классу. Он смотрел на шаловливых мальчиков, и в его глазах дети читали мольбу: пусть не увидит девочка в ваших глазах ни удивления, ни насмешки.

В детских глазах светилось только любопытство. Они смотрели в глаза новой ученицы и ласково улыбались.

Учитель облегченно вздохнул.

– Эту девочку зовут Оля, – сказал директор. – Она приехала к нам издалека. Кто уступит ей место на первой парте и перейдет на последнюю? Видите, какая она маленькая…

Все шесть мальчиков и девочек, сидевших за первыми партами, подняли руки и стали просить: я перейду…

Оля села за первую парту.

Класс выдержал испытание.

Работа по тексту

На основе этого текста вам предстоит написать сочинение-рассуждение.

- Кто является главным героем текста? Что узнали о них?

-Почему волновался учитель?

-Какие слова служат подтверждением этому?

- Как повели себя ребята? Найдите подтверждение в тексте

-Так о каких же качествах детей идёт речь в этом тексте?

-Мы ответили на вопрос, что такое доброта, нашли пример доброты в тексте. А теперь давайте вспомним структуру сочинения- рассуждения?( тезис, аргумент №1, аргумент №2, вывод).

Подбор материала к сочинению:

1-й абзац в структуре сочинения – это вступление. Тезис

Это ответ на вопрос: что это такое?

По условию задания в качестве тезиса берём сформулированное нами определение.

Есть разные способы толкования лексического значения слова.

1.Перечисление основных признаков, составляющих понятие.

Доброта-э то душевное качество человека , которое выражается в нежном , заботливом отношении к другим людям , в стремлении сделать что - то хорошее , помочь им.

2. Перечисление синонимов.

-Какие синонимы к слову доброта можно подобрать? (добродушие, добросердечие, добросердечность, мягкосердечие, мягкосердечность; благодушие, добродушие; отзывчивость; душевность; благодушие; человеколюбие)

- Комментарий к определению должен быть логически связан с дальнейшими аргументами - примерами из текста и вашего жизненного опыта. (Доброта обязательно должна быть действенной, должна проявляться в добрых поступках, в помощи нуждающимся. Добрый человек, всегда бескорыстно поможет окружающим и вовремя придёт на помощь.

-Попробуйте написать вступление.

- 2-й абзац. Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише:

- Обратимся к тексту (автор). Предложение №.

- Доказательства находим в тексте(автор). Так, предложение №…

- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению…

- Это можно доказать, обратившись к предложению… текста. В нем…

- А в нашем случае можно использовать такое предложение-мостик:

Именно таким человеком является герои текста

- Мы с вами уже поняли текст, пишем о героях, вспомним вопросы анализа: кто они, их поступки?

- Напишите первый аргумент

- 3-й абзац. Аргумент №2

-Чтобы наше сочинение получилось краше, выразительнее, интереснее 2 аргумент мы должны взять из жизненного опыта. Но так как у нас не очень богатый жизненный опыт, можно брать аргументы из книг, газетных статей, просмотренных фильмов или телепередач.

- А с примерами проявления доброты часто приходится сталкиваться в жизни. Например, …..

Подтверждением тому, что добрых людей, к счастью, много, являются события, связанные с….

Чтобы доказать необходимость доброты в жизни, приведу пример (обращусь к истории, обращусь к биографии…., обращусь к произведению …)

- Попробуйте написать 2 аргумент.

- Приступаем к написанию вывода

4-й абзац. Заключение. Вывод.

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.

Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Начать заключение можно вводными словами

значит, итак, следовательно, таким образом

или речевым клише

мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д.

- Попробуйте написать вывод. Таким образом, доброта – это готовность без раздумий оказать помощь ближнему.

Читайте также: