Медицинское образование в россии сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Топик Медицинское высшее образование в России рассказывает о процессе обучения в учебных заведениях сферы здравоохранения. Он включает в себя теоретическую и клиническую подготовку студентов. На 1-ом курсе много внимания уделяется фундаментальным теоретическим наукам, со 2-го семестра начинается практика в больницах. Со 2-го курса обучения студенты начинают изучать вводный курс внутренних болезней и многие другие клинические дисциплины. С 3-го курса начинают преподавать специальные дисциплины, необходимые будущим работникам системы здравоохранения. На 4-ом курсе в течение 6 недель студенты-практиканты работают помощниками врача, под руководством которого проводят лечение пациентов. Производственная практика студентов-пятикурсников заключается в помощи врачам амбулаторно-поликлинических учреждений. На 6-ом курсе студенты выполняют преддипломную практику для оформления выпускной квалификационной работы. В конце 6-го курса студенты проходят итоговую аттестацию и сдают междисциплинарный экзамен. По итогам экзамена им присваивается квалификация врача и выдается диплом. Российские медицинские дипломы признаются Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

In Russia young people who want to study medicine, apply to medical schools or medical departments of universities. After successful entrance examinations young people become students. Curricula of medical schools include a six-year course in medicine or a five-year course in dentistry and pharmacy.

The medical course is divided into the pre-clinical course, the clinical course, sub-internship and internship.

The pre-clinical course lasts two years. Each academic year is divided into two terms. During their pre-clinical course students attend lectures, seminars and tutorials on the basic medical sciences such as anatomy, histology, physiology and biochemistry. They also have practical classes in these subjects. In addition, their curriculum includes, for instance, biology, chemistry, physics and languages.

The clinical course takes three years. The students are trained in clinical subjects such as medicine, surgery, pathology, obstetrics and gynaecology, psychiatry, neurology, paediatrics, etc. In addition they also attend courses in diagnostics, therapy and prophylactics. They assist doctors on the wards, in the operating theatre, and in out-patient departments.

The 6-th year of medical studies the so called sub-internship is spent at a hospital. The students gain more experience of the main clinical subjects – internal diseases, surgery and obstetrics and gynaecology. Before graduates begin to work as doctors, they spend a year (the 7-th year of studies) as interns at a large hospital.

All Russian medical Institutions start their academic year in September. There are two semesters in Russian academic year: from September till January and from February until June. The examinations are usually held in January and in June. Russian medical degrees are recognized by WHO.

Ни для кого не секрет, что профессия врача в России, как, пожалуй, и в любой другой стране очень востребована. Это связано с тем, что люди всегда болели, и будут болеть, от этого никуда не уйти, и тут на помощь может прийти лишь высококвалифицированный специалист. К тому же в наше время – время научных открытий - в данной области никак нельзя обойтись без ученых-врачей. А многие уже даже практикующие врачи используют медицинское видео для учебы, чтобы всегда оставаться в курсе и не отставать от прогресса.

Вот только оплата этого поистине тяжелейшего труда в нашей стране, к сожалению, остается крайне мала и резко отличается от более развитых государств, к которым относятся, например европейские страны, США, Япония и другие.

Однако желающих работать в медицинской сфере в России меньше не становится, а даже наоборот. Об этом свидетельствуют очень высокие проходные баллы в медицинские ВУЗы, а так же большой конкурс практически на все медицинские факультеты. Действительно, поступить в медицинский университет куда сложнее, чем например, в технический институт. Но как говорят студенты, поступить всегда легче, чем потом учиться.

Не у каждого хватает терпения и трудолюбия, чтобы безвылазно и досконально зубрить медицинские дисциплины, которые к тому же не так уж легко запоминаются и укладываются в голове. Порой такая учеба затягивается далеко за полночь. Получается так, что у студентов не остается времени практически ни на что даже во время выходных и каникул. Многие не выдерживают такого плотного графика и отчисляются уже с первого курса, ища себя в какой-либо другой области, где учиться полегче.

Кроме того обучение в мед ВУЗе в отличии от других высших учебных заведений, наиболее длительное. Только представьте на первом этапе студент учиться обязательных 5 лет (в связи с недавней реформой образования, так как раньше приходилось учиться 6 лет). Вначале все студенты обучаются одинаково, изучая важнейшие медицинские дисциплины, затем уже идет разделения по кафедрам, где студент-медик подробно изучает свою будущую специальность. И вот после пяти сложных лет, получив диплом, выпускник является по сути дела никем. В учреждении здравоохранения он не может работать врачом, а может быть разве что санитаром.

Возникает логичный вопрос: да как же так? На самом деле все просто. Окончив университет, выпускнику предстоит обучаться еще в интернатуре в течение года или в ординатуре в течение двух лет, где он уже на практике овладеет всеми тонкостями выбранной им специальности. Нужно также заметить, что попасть в ординатуру стоит достаточно больших усилий, так как отбор в нее идет по конкурсу, а бесплатных мест предоставляется очень мало. Стоимость одного года обучения в ординатуре стоит порядком двухсот тысяч рублей. Далеко не у каждого есть возможность оплатить свое образование.

Да и возникает вопрос: зачем? Ведь получать большую зарплату, работая врачом не получится, если конечно не работать в частной клинике, что удается далеко не всем. Зачем же тогда вкладывать огромные средства, если в будущем они не окупятся? Так часто думают родители и друзья студентов-медиков, а порой и студенты сами. Однако они глубоко неправы. Все затраты окупаются, правда не в деньгах, а – спасенных жизнях, что безусловно важнее.

Как все-таки хорошо, что в нашей стране еще есть сознательные и самоотверженные люди, готовые терпеть все тягости обучения, вкладывать средства в него, а получив специальность оказать помощь пациенту в любое время дня и ночи, зачастую жертвуя собой и семьей и при этом получать скромное жалование. Никакие трудности не остановят человека, желающего получить медицинское образование, если это действительно его призвание.

Медицинское образование в России

© РУДН

Выпускники российских медвузов успешно работают в более чем 100 странах мира.

Одно из самых популярных направлений обучения иностранцев в России – медицина. Российские университеты имеют богатую историю подготовки врачей. Первое учебное медицинское заведение – Аптекарский указ – появилось в России в XVII веке. Сейчас врачей готовят в более чем 70 российских вузах.

Как поступить в медицинский вуз России

В медицинские вузы России можно поступить сразу после школы. Университеты предлагают программы на русском и английском языках. Если вы не знаете русского, то его можно выучить на подготовительном отделении или курсах, действующих при ведущих медицинских вузах России. На таких отделениях, помимо языка, иностранные абитуриенты изучают и другие дисциплины, что помогает им лучше подготовиться к предстоящей учебе.

Сечен_foto-070-3.jpg


© МГМУ

Бакалавриат в медицинских вузах России

Если вы хотите стать врачом общей практики, то срок обучения увеличивается еще на 2 года. А если планируете работать по узкой специальности, то на 4 года.

Специалитет в медицинских вузах России

РУДН_MG_0445.jpg


© РУДН

Стоматологическое образование в России

Российские вузы предлагают будущим стоматологам программы на русском и английском языках. Например, англоязычная программа в КФУ стоит 170-255 тысяч рублей (3-4,5 тысячи долларов) в год. Однако стать полноценным специалистом выпускник стоматологического факультета сможет только после окончания ординатуры.

Ординатура в России

Чтобы стать врачом более узкой специализации, например, дерматовенерологом, гастроэнтерологом или ортодонтом, после специалитета необходимо поступить в ординатуру.

Ординатура для стоматологов длится 2 года. Здесь молодые врачи проходят углубленную подготовку и получают практические знания в определенном направлении: например, в терапевтической, хирургической или детской стоматологии.

Один год обучения в Москве в ординатуре МГМУ им. Сеченова по основным направлениям стоит 377 тысяч (6,5 тысячи долларов). Программа детской стоматологии – 316 тысяч рублей (5,5 тысячи долларов).

Программ ординатуры на русском языке заметно больше, и стоимость их несколько ниже. Все направления ординатуры в БФУ им. Канта стоят около 180 тысяч рублей (3,2 тысячи долларов) в год. Стать детским хирургом в МГМУ им. Сеченова можно за 250 тысяч рублей (4,3 тысячи долларов) в год.

Сечен_foto-059-3.jpg


© МГМУ

Аспирантура для медиков

Выпускники специалитета медицинского вуза в России могут не идти в ординатуру, а заняться наукой. Для этого нужно поступить в аспирантуру. В российских вузах аспиранты учатся 3 года. После чего они должны защитить диссертацию, а затем – получить ступень кандидата наук.

Для поступления в аспирантуру понадобится сдать экзамен по специализации, английскому языку, предоставить портфолио своих научных статей и пройти собеседование – перечень испытаний каждый университет устанавливает самостоятельно.

После окончания медицинского вуза в России большинству иностранных студентов нужно будет пройти процедуру признания диплома для допуска к врачебной деятельности в своих странах.

Подать заявку бесплатно и без посредников вы можете в Личном кабинете абитуриента на нашем сайте.

Раньше студенты-медики уже во время учебы начинали работать с пациентами, а сейчас с практикой есть проблемы

Андрей Яременко — проректор по учебной работе ПСПбГМУ им. Павлова, главный стоматолог Петербурга, главный челюстно-лицевой хирург СЗФО, профессор.

О студентах

— Андрей Ильич, как изменилась мотивация студентов? Ради чего они идут сегодня в медвуз?

— Мы действительно наблюдаем изменение мотивации студентов в последние годы. Если раньше шли лечить людей в широком смысле этого слова, сейчас многие ребята ориентированы на специальности, которые напрямую не связаны с оказанием медпомощи. Они не хотят контактировать с пациентами и уходят в медицинскую визуализацию (например, УЗИ), организацию здравоохранения, клиническую лабораторную диагностику.

Для меня особенно тревожно, что уменьшается спрос на хирургические специальности. Во многом это связано со сложившейся судебной практикой и практикой Следственного комитета. Из всех возбуждённых уголовных дел в отношении медиков 40% — дела против хирургов. Если мы и дальше будем идти в этом направлении, попросту не останется людей, готовых брать на себя ответственность за операции с высоким риском, а порой — это единственный шанс спасти жизнь.

При этом вырос спрос на высокооплачиваемые специальности — пластическая хирургия, рентгенэндоваскулярная хирургия, стоматология.

— Может, стоит ввести какое-то психологическое тестирование при поступлении, чтобы определять, кто и зачем хочет учиться на врача?

— Беседовать можно, но по результатам этой беседы нельзя дать запрет на профессию. У нас общество равных возможностей. Только в некоторых вузах перед поступлением проводят оценку личностных качеств — это в основном военные или силовые структуры, где совершенно другая ситуация. К медикам это всё не относится. К тому же нет однозначных психологических критериев — почему ты можешь быть врачом, а он — нет. Результаты такого тестирования предсказать сложно.

— Сегодняшние студенты медвуза — какие они? Чем они, к примеру, отличаются от американских студентов?

— Главный критерий — как студент сдаёт промежуточную аттестацию. На пересдачу экзамена даётся две попытки, причём вторая в комиссии. Получил трижды двойку — всё, отчисление. За 6 лет обучения мы, к сожалению, по разным причинам теряем около половины тех, кто поступил на первый курс. Конечно, большинство из них восстанавливается и успешно завершает получение образования.

Об учёбе

— У студентов сейчас хватает практики? На чём и ком они тренируются, если занятия на трупах давно не проводят, а к пациентам их особо не допускают?

— С практикой действительно колоссальная проблема, и я пока не вижу эффективных путей её решения. Раньше медицинская помощь была дефицитной, поэтому студенты активно участвовали в оказании медицинской помощи. Я выпускник стоматологического факультета и до сих пор вспоминаю, как мы практиковались в поликлинике: санитарка спускалась в регистратуру и без проблем брала 10 номерков. Причём пациенты с радостью шли к студентам-стоматологам — они лечили не спеша, за спиной стоял опытнейший преподаватель, да и материалы на кафедре всегда были хорошие.

А сейчас кто отдаст пациентов студентам? Поликлиникам это неинтересно — они недополучат денег из системы ОМС, зато будут отвечать за недочёты студентов в случае чего. Или у лечебников была практика на участке — студент брал сумку и бегал по домашним вызовам, а потом рассказывал заведующему отделением про пациентов. Сейчас это нереально.

У нас хоть и есть университетская клиника, но там тоже сложно организовать практику. Как правило, в клинике оказывают высокотехнологичную медпомощь, берутся за сложные случаи. А студентов надо учить на простых — показывать простой аппендицит или простой кариес, а не экзотику, с которой они могут больше никогда в своей жизни не столкнуться. Не у всех медвузов ещё есть своя клиническая база, как у нас.

Отдельная проблема — получить материал для занятий нормальной анатомией и оперативной хирургией. Пока Следственный комитет не закончит проверку и не даст разрешение на захоронение неопознанного трупа, нам его никто не передаст. На все эти формальности может уйти много времени. В итоге труп теряет кондицию и уже не подходит для занятий. Плюс к этому надо иметь трупохранилище, формалин и так далее — там много проблем, и вузам решить их крайне сложно.

Между тем, трупного материала надо много — ладно студенты, у нас же ещё ординатура, где готовят хирургов, и там без должного качества материала не обойтись.

А после окончания ординатуры он уже обязан всё знать, уметь и нести за это ответственность вплоть до уголовной. Переход от учёбы к работе — для многих болезненный момент.

Поэтому приходится по максимуму тренироваться на симуляторах, остальное — вприглядку. Но симуляторы высокой реалистичности — очень дорогостоящее оборудование, и не каждый вуз может его себе позволить. Даже у нас их недостаточно, что говорить о регионах.

— Врачей часто винят в неумении общаться с пациентами и их родственниками. Учат ли студентов медицинской этике и деонтологии?

— Учат, но это вопрос больше к уровню среднего образования. Молодёжь перестала читать, учить стихи, почти не знает современную литературу и в принципе очень плохо общается, даже между собой. То есть это дефект не только профессионального общения, а недостаток общего коммуникационного навыка. Ещё в школе надо прививать детям культуру дискуссии — в вузе на это просто нет времени. У нас на подготовку врача-лечебника, начиная с анатомии и заканчивая поликлинической терапией, даётся всего 12 тысяч часов. Это очень мало, с учётом, что из них около 2 тысяч часов уходит на физкультуру, философию, историю и другие общеобразовательные предметы.

— Каких дисциплин не хватает в программе? Может, какие-то , наоборот, пора исключить из неё и не тратить время?

— Для будущих стоматологов я бы скорректировал программу, уменьшив общую подготовку и увеличив узкоспециальную. Мы им даём практически такой же большой объём общемедицинских знаний, как и лечебникам. При этом после окончания вуза они, по сути, могут работать только стоматологами. Зачем им столько знаний в акушерстве и гинекологии или анатомии? Либо нужно дать им возможность работать и по другим врачебным специальностям после профильной ординатуры, возможность изменения специальности. Пандемия, кстати, показала, что второй путь имеет смысл.

— Не думаю, что студентам понравится эта идея.

— Логика в том, чтобы человек получил базовое образование и после университета смог идти работать. Переход от учёбы к практической деятельности сейчас очень трудный шаг для большинства молодых врачей. Бремя ответственности огромно.

И ещё. На мой взгляд, целесообразно вернуть в медвузы военные кафедры. Подготовка офицеров запаса из врачей — дело государственной важности.

Мы все видим мир, в котором живём. В системе надо иметь большой резерв врачей, которых в случае тех или иных событий можно быстро подготовить в качестве военно-полевых хирургов, инфекционистов. То, что это ушло больше десятка лет назад, — огромный минус для современной системы медицинского образования.

О потерях

— Что ещё из глобального потеряло медицинское образование с советских времён? Можете назвать 2–3 главных отличия?

— Во-первых, ушла система планирования, а вместе с ней и понимание, сколько и каких специалистов надо готовить. Сейчас есть государственные, ведомственные, частные медицинские организации, а количество медвузов уже превысило все мыслимые и немыслимые границы — это порядка 50 учебных заведений в системе Минздрава, примерно столько же в системе Минобра. Теперь сосчитать общую реальную потребность в кадрах невозможно.

Во-вторых, был единый конкурсный заход в медицинский вуз. Даже ребята, которые служили в армии, поступали через систему подготовительных отделений. Это был совершенно правильный подход — их дополнительно учили, чтобы они потом могли учиться со всеми остальными. Сейчас несколько входов в образовательные организации — свободный конкурс (который с каждым годом становится всё меньше), целевой набор (с каждым годом всё больше), платные студенты, особые категории (10% от общего бюджетного приёма) — сироты и ребята с инвалидностью.

В итоге получается, что программа обучения одна, а баллы для приёма абитуриентов могут отличаться существенно — поступают ребята с совершенно разным уровнем школьного образования. К примеру, в прошлом году на лечебный факультет по свободному конкурсу надо было иметь минимум 282 балла, а по целевому — достаточно всего 147.

О педагогах

— У педагогов есть мотивация, чтобы стремиться постоянно повышать квалификацию, быть заинтересованным в результатах обучения?

— Всё зависит только от личности. Если раньше, к примеру, заведующего кафедрой регулярно отправляли за счёт вуза на мировые конгрессы, сейчас международных командировок, стажировок почти не бывает. Это стало уделом энтузиастов, которые по ночам работают, чтобы несколько раз в год съездить за свой счёт на конгресс. И, к счастью, такие энтузиасты есть. Но есть и другие, кто по-прежнему рассказывает материал 70-х годов и к большему не стремится.

Как ещё можно мотивировать? Зарплата преподавателей высшей школы растёт, и это хорошо. К тому же у нас есть своя университетская клиника — у педагогов клинических кафедр есть возможность там работать. Плюс премии за научные публикации, достижения — в целом подход к оплате труда дифференцированный, что мотивирует людей больше работать.

— Мнение и любовь студентов как-то учитываются в премиях?

— Мы, конечно, ориентируемся на их мнение, но это не всегда объективный критерий. Несколько лет назад мы проводили опрос среди студентов, кого из преподавателей они считают самым хорошим. Максимальные баллы набрали самые лояльные — наименее требовательные педагоги. И что нам делать с этим мнением? Мы готовим врачей и должны думать, в первую очередь, об их будущих пациентах.

Читайте также: