Сочинение противоречия в характере онегина

Обновлено: 02.07.2024

В чем сложность и противоречивость характера Онегина?

Примерный текст сочинения

Гениальный роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" запечатлел целую эпоху жизни русского общества первой четверти XIX века, затронул многое социальные и нравственные проблемы того времени. Но само название романа говорит о том, что центральной его темой стали умственная жизнь и искания передовой дворянской интеллигенции. И раскрывается она, в основном, на образе главного героя — Евгения Онегина. Он явился отражением весьма распространенной в 20-е годы российской болезни — скуки. В самом деле, где бы ни находился Евгений — в столице или деревенской глуши, — за ним с удручающим постоянством следует его верная спутница — хандра. Невольно начинаешь задумываться о причинах его постоянной разочарованности и тоски. Может быть, права Татьяна, назвавшая его "Москвич в Гарольдовом плаще", а все его поведение — поза, игра, рассчитанная на возбуждение интереса к своей особе? Но перечитаем еще раз роман великого поэта. И тогда под скучающей, бесстрастной маской героя мы обнаружим пытливый и любознательный ум, доброту, порядочность, такт.

Зная о том, как воспитывался юный Евгений под руководством "француза убогого", который "учил его всему шутя", получаешь полное представление о его весьма поверхностном образовании. Однако, подружившись с Ленским, который обучался в лучшем университете Германии, Онегин на равных спорит с ним на серьезные философские, исторические, политические и экономические темы. Значит, он основательно занимается самообразованием, в чем убеждает нас перечень авторов книг, которые находятся в онегинской библиотеке: Руссо, Смит, Гиббон, Гердер и т. д. Это говорит об интенсивной умственной жизни этого героя, которого не устраивали разговоры "о вине, о псарне, о своей родне". Дружба с Ленским обнаруживает в нем и глубоко скрытую доброту, уважение к людям. Например, слушая восторженные речи романтика Ленского, "он охладительное слово в устах старался удержать". Еще один поступок Евгения убеждает нас в его гуманных, прогрессивных взглядах. Став наследником богатого имения, "ярем он барщины старинной оброком легким заменил", чем заслужил негодование соседей-помещиков.

Едва познакомившись с сестрами Лариными, Евгений сразу увидел пустоту хорошенькой Ольги и богатство внутреннего мира Татьяны. Получив ее нежное, дышащее любовью послание, он сумел подавить в себе волнение и поступил как благородный человек, не желающий воспользоваться наивностью и неопытностью провинциальной девушки. А новая встреча Онегина с Татьяной в Петербурге открывает еще одну неожиданную грань его натуры, которую он в себе не подозревал. Оказывается, он способен на сильные и глубокие чувства. Вспомним одухотворенные, взволнованные строчки его письма к Татьяне:

Я знаю: век уж мой измерен;

Но чтоб продлилась жизнь моя,

Я утром должен быть уверен,

Что с вами днем увижусь я.

Написать такие слова может только любящий, страдающий человек.

Почему же, несмотря на многие замечательные качества, герой несчастлив? На первый взгляд кажется, что судьба жестоко подшутила над ним, даровав ему любовь к женщине, которую он когда-то отверг. Но причина трагедии Онегина гораздо глубже. Она коренится в тех условиях, в которых он живет, в той среде, которая его породила.

Вернемся к первой главе романа, в которой автор детально и подробно воссоздает основные этапы одного дня Онегина: позднее пробуждение, прогулка по бульвару, роскошный обед в ресторане, театр, бал и возвращение домой под утро. Таков распорядок жизни петербургского дворянина. Получает ли Онегин удовольствие от такого времяпрепровождения? Эпизод посещения театра дает исчерпывающий ответ на этот вопрос. "Волшебный край" вызывает в нем лишь усталость и скуку.

В большом рассеянье взглянул,

Отворотился — и зевнул,

И молвил: "Всех пора на смену;

Балеты долго я терпел,

Но и Дидло мне надоел".

Онегин прекрасно осознает, что его жизнь "однообразна и пестра", видит ее фальшь и пустоту Он предпринимает попытку наполнить свое существование каким-то смыслом, пытается заняться литературным трудом, но "труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его". В этих двух строчках Пушкин гениально указал и причину, и следствие. Праздность, непривычка к труду — вот источник пустой, бессмысленной жизни героя. Постоянная хандра, сосредоточенность на этом состоянии делают Онегина эгоистичным и равнодушным к людям. Особенно ярко проявляется это в сцене именин Татьяны. Поддавшись минутному чувству раздражения, он, сам того не замечая, разбивает хрупкий романтический мирок его друга, заставляет жестоко страдать влюбленную девушку. Случайный каприз обернулся трагедией. Но ведь была же у Евгения возможность ее предотвратить, объяснившись с Ленским. Почему же он этого не делает? Потому что он испугался общественного мнения, которое может обвинить его в трусости, то есть мнения тех людей, которых он глубоко презирал.

Значит, он раб общества, и его чувство превосходства над ним было иллюзорным. Убийство Ленского, единственного человека, которого он любил и уважал, стало причиной позднего прозрения Онегина, тяжких мук совести, от которых пытается уйти герой, отправившись в путешествие. Но человек не может убежать от самого себя так же, как не может не зависеть от общества, в котором живет. Значит, причина трагического разлада Онегина скрывается в тех общественных условиях, в которых он находится, и в нем самом. Это доказывают, как мы видели, и поступки героя, и его судьба. Потеряв любимую женщину, не найдя смысла, цели существования, своего места в жизни он, по меткому выражению Белинского, становится "умной ненужностью", "лишним человеком".

С одной стороны, Евгений Онегин – настоящий эгоист, которого интересует лишь собственное существование. Он равнодушен даже к своему умирающему дяде, к которому едет для того, чтобы получить наследство.

Но нельзя обвинять во всех недостатках одного Онегина. Отец главного героя почти не обращал внимания на воспитание Евгения, у Онегина были гувернеры, которые не заставляли его учиться. У Евгения Онегина с самого рождения не было никаких ограничителей, он делал все, что пожелает. Такое воспитание не могло сказаться на будущем главного героя: неудивительно, что он стал эгоистом.

С другой стороны, Евгению Онегину быстро наскучил высший свет. Ему перестали нравиться балы и светские мероприятия до самого утра, надоело ухаживать за дамами. Каждый новый день Онегина был похож на предыдущий день. И это ему быстро наскучило. И то, что главному герою наскучил фальшивый и однотипный свет, в котором главное богатства и положение в обществе, можно назвать положительным качеством. Онегин быстро понял, что не в этом заключается счастье.

Но в то же время Евгений Онегин, видя свою непохожесть на других представителей общества, чувствует собственное превосходство, что рождает в нем еще больший эгоизм и высокомерие. Положительные черты совмещаются с отрицательными в одних и тех же внутренних состояниях Онегина.

У Евгения Онегина много отрицательных черт. Он стал разговаривать с Татьяной Лариной, словно с маленькой девочкой, когда она призналась ему в любви. Он вызвал в Ленском чувство ревности, которое повлекло к дуэли, где Онегин застрелил своего друга.

Но в Онегине есть и положительные черты. Автор упоминает о них постоянно. Вряд ли сам А.С. Пушкин стал бы дружить с человеком, состоящим из одних отрицательных качеств. Онегин был хорош, но по-своему. Хотя часто авторские высказывания относительно главного героя романа в стихах построены на приеме иронии. Поэтому сложно определить истинное отношение А.С. Пушкина к своему персонажу. В этом также заключается противоречивость образа Евгения Онегина.

Главного героя романа в стихах нельзя назвать полным эгоистом. После гибели Ленского Онегин уезжает из деревни и пытается найти самого себя. Евгений понимает, что он потерялся, заблудился и что ему нужно найти свое предназначение в жизни. А.С. Пушкин дает шанс герою измениться. Встретившись с Татьяной в Москве, Евгений Онегин уже умеет воспринимать личности других людей, он научился ценить не только свои, но и чужие эмоции. Перед читателем совершенно другой человек.

А.С. Пушкин оставляет Евгения Онегина в сложный для него жизненный период, когда все его стремления мигом разрушились. И в таком финале тоже много противоречий, ведь выбор остается за читателем: считать Онегина эгоистом и дальше или верить в то, что он действительно изменился.

Литература сопровождает нас на протяжении всей жизни. Она учит разбираться в окружающем, отличать добро от зла, помогает осваивать науку общения с людьми. Поэтому гениальный пушкинский роман "Евгений Онегин" не только дает исчерпывающие сведения о давно прошедшей эпохе, но и приоткрывает тайны человеческой души во всей ее сложности и противоречивости. Таков непростой образ главного героя романа Онегина.

Своеобразие и неповторимость придают роману лирические отступления автора, в которых он выражает свое отношение к героям, грустит и радуется вместе с ними, давая оценку их поступков. Как же относится Пушкин к Онегину? Трудно однозначно ответить на такой вопрос. В рассказе об этом герое почти всегда сквозит ирония. Например, в первой главе Пушкин так говорит о его "учености" и глубине познаний:

Онегин был, по мненью многих
(Судей решительных и строгих),
Ученый малый, но педант,
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм.

Но в то же время поэт говорит о том, что ему "нравились его черты, мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий, охлажденный ум". Автор даже нередко отождествляет героя с собой, подчеркивая его пыл кую, неосторожную душу, его пытливый ум.

Два дня ему казались новы
Уединенные поля,
Прохлада сумрачной дубровы,
Журчанье тихого ручья;
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле.

Это мгновенное охлаждение Онегина к сельской красоте передает его пресыщенность, ибо постоянная погоня за новыми удовольствиями и развлечениями притупляет восприятие жизни человеком. Но все-таки нельзя не заметить благотворного влияния сельской тишины на характер Онегина: он втягивается в медленный ритм деревенской жизни, находя в ней свое очарование, погружается в мир книг. Здесь зарождается дружба Евгения с Владимиром Ленским. Может быть, в общении с этим восторженным юным поэтом с особой силой проявилась противоречивая душа Онегина. Многие эпизоды романа, случайные реплики Онегина, его поступки подчеркивают сочетание в нем самых противоположных черт. Например, увидев в первый раз сестер Лариных, он сразу же высказал удивление выбором Ленского:

. Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет,
Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.
Владимир сухо отвечал
И после во весь путь молчал.

Эти слова Онегина одновременно говорят и о его наблюдательности, умении разбираться в людях, и о его бестактности. За неброской внешностью Татьяны он почувствовал богатство ее внутреннего содержания. Привлекательная внешность Ольги, ее "локоны льняные", "глаза, как небо, голубые" не скрыли от него ее пустоты и легкомыслия. Но, высказываясь о невесте друга, Евгений не подумал о том, что его слова больно ранят юношу. Значит, в этом и состоит главная беда Онегина — в его неспособности и нежелании понимать чувства и переживания людей. Он снисходит до них, читая нравоучения Татьяне или с усмешкой выслушивая романтические излияния Ленского. Но превосходство Онегина над обществом оказывается мнимым. И понимание этого пришло к Евгению после бессмысленного убийства Ленского. Эта трагедия явилась началом эволюции характера героя, ибо впервые заставила его задуматься о мотивах своих поступков, обнаружить в своей гордой, независимой душе обыкновенную трусость, которая и заставила его молча принять вызов Ленского, а затем убить его. И все из-за боязни того, что будут говорить о нем гвоздины, петушковы и пустяковы.

Потрясенный Онегин не может больше оставаться в тех местах, где "окровавленная тень ему являлась каждый день". Его путешествие — это фактическое бегство от ужаса, от проблем, от самого себя. Но эти вынужденные странствия наполнили его новыми впечатлениями о жизни России, о страданиях русского народа. И Онегин, которого мы видим в конце романа, совершенно не похож на скучающего высокомерного денди. Встретившись с Татьяной, Онегин смотрит на нее новыми глазами. Его всепоглощающая любовь к ней психологически оправдана. Перестрадав сам, он научился лучше понимать людей, быть внимательнее к их чувствам и переживаниям. Внутреннему взору Онегина открылись высокие душевные качества женщины, когда-то отвергнутой им. И Пушкин заставляет нас поверить в силу его чувства. Письмо Онегина к Татьяне дышит любовью и искренностью. Кроме того, он даже заболевает от мучительных переживаний. Ответ Татьяны лишает Евгения всякой надежды на счастье.

Пушкин расстается со своим героем в один из самых мрачных и безысходных моментов его жизни, предоставляя читателю право осудить героя или оправдать его, додумать его дальнейшую судьбу. Но один вывод совершенно ясен: такие люди, как Онегин, обречены на бездействие. Они стали знамением времени, превратившись в "умных ненужностей", "лишних людей".

Во-первых, противоречив сам главный герой. Сперва Пушкин рисует его как героя сатирического, он осуждает его и высмеивает. Он планировал написать некий аналог Горя от ума, но главного героя поместить в обратную ситуацию — т.е. веселый молодой повеса должен был оказаться среди серьезных и взрослых людей, которые воспитывали бы его. Замысел начал реализовываться в первой главе романа: мы видим перед собой лондонского денди, эгоистичного и насмешливого, который получил довольно хаотичное и своеобразное образование, главный смысл жизни которого — вечные развлечения (…там будет бал, там детский праздник).

Однако в конце первой главы с героем происходят изменения. Онегин превращается в героя байронического, автор сравнивает его с печальным Чайльд-Гарольдом. Ему надоедает вращаться в светских кругах, постоянно веселиться, он начинает скучать. Потом появляется и автобиографичность, некое тождество Онегина с Пушкиным. Но это длится недолго — уже в 56-й строфе первой главы мы видим отказ от байронизма , внимание акцентируется на различиях между героем и автором. Согласно замыслу Пушкина, автор, от лица которого написан роман, — это некий друг Онегина.

Во-вторых, противоречивы многие действия героев. Например, поведение Ленского — сперва нам показано, что он безумно любит Ольгу и хочет жениться, в позже выясняется, что ему не очень-то охота сковывать поэтическую душу брачными оковами. Или сравнение воспитания Татьяны и Онегина: девушку вырастила няня-крестьянка, но при этом она по-русски плохо знала… и изъяснялася с трудом на языке своем родном; а результат педагогических талантов убогого француза свободно говорит на латыни и с интересом читает серьезные книги. Также совершенно непонятно, каким образом Татьяна перенеслась после замужества из Москвы в Петербург, и каким образом ее письмо к Онегину оказалось в руках Автора.

Еще к противоречиям относятся допущенные в романе пропуски, которые вовсе не обрывают повествования. Единственные действительно скрытые от цензуры моменты — это 10-я глава романа, посвященная декабристам.

Поэтому возникает вопрос: зачем Пушкин строил свой роман на противоречиях? Существует мнение, что таким образом он хотел добиться эффекта восприятия романа наравне с реальной жизнью, которая всегда неоднозначна и противоречива. Должно было создаваться впечатление, что перед глазами — реальная история.

Противоречивый образ Онегина

Но грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана,

Что изменяли ей всечасно,

Что обманула нас она.

В конце концов, надо иметь в виду и то, что характер Онегина не остается неизменяемым. Под влиянием событий, описанных в романе, в нем происходит значительная эволюция, и в восьмой, последней главе романа Онегин уже совсем не тот, которым мы его видели в первых шести главах.

Противоречивость в характере Онегина, объединение в нем, безусловно, положительных черт с резко отрицательными описываются в течение всего романа.

Онегин — человек очень умный, тонкий и наблюдательный. Увидев мельком в первый раз Татьяну, не поговорив с ней, не услышав даже ее голоса, он, тем не менее, сразу ощутил в ней поэтическую душу.

О его мыслях Татьяна, даже тогда, когда она в своем последнем горьком ответе осыпает его жестокими укорами: Как с вашим сердцем и умом Быть ощущений мелких рабом?

Встретившись с Ленским, который получил высшее образование в лучшем тогдашнем университете в Германии, Онегин мог спорить с ним на серьезные политические, исторические и философские темы, как равный с равным. Онегин и во взглядах, и в требованиях к жизни стоит несравненно выше не только своих сельских соседей-дворян, но и представителей петербургского высшего света.

Онегин был достаточно разбалован жизнью, чтобы по-настоящему оценить Татьяну. Но сам он не способен был любить ее. Став взрослее, Татьяна старается разгадать загадку Онегина:

Чудак печальный и опасный,

Созданье ада иль небес,

Сей ангел, сей надменный бес,

Что ж он? Ужели подражанье,

Это только вопрос, а не ответ на вопрос. Но в нем есть одна безусловная правда. Об Онегине трудно сказать что-нибудь утверждающее, так как в нем нет стержня, нет моральной основы, так характерной для Татьяны.

В последней главе Онегин возникает перед нами другим: он многое передумал и ощутил; он не удовлетворен собой, поглощен нежданно горящей любовью. Он снова встретил Татьяну и теперь думает только о ней. Он пишет ей письмо — и в этом письме вся правда: чувства, слова.

Итак, раньше Онегину было легко жить, и он казался нам поверхностным и не очень серьезным. Теперь он узнал, что такое страдание и что такое любовь. Такому Онегину, которым он стал в конце романа, мы глубоко сочувствуем.

Пушкинская эпоха в романе

Также Евгения Онегина можно рассматривать как роман о литературе, поскольку в нем Пушкин дает характеристику литературной жизни своей эпохи. Во-первых, он характеризует основные направления — классицизм, сентиментализм и романтизм, через образы героев (позже этот прием станет очень популярным): Татьяна читает сентиментальную литературу, Ричардсона и Руссо, а Онегин — серьезную, Адама Смита. Во-вторых, в текст вводится поэт — Ленский, романтик. Автор смотрит на него с иронией: Ленский олицетворяет собой самого Пушкина в молодые годы. Для того, чтобы полноценно существовать в новой литературе, такому поэту нужно либо измениться, либо умереть. Ленский умирает. А автор уверен, что у него есть свой путь, путь смиренной прозы, который позволит безболезненно отказаться от романтизма.

Сочинения по русскому языку и литературе

Голосуйте за сочинение

После первого прочтения романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” мне главный герой показался законченным эгоистом.

Отец почти не обращал на Евгения внимания, целиком и полностью отдаваясь своим делам, поручив его убогим гувернерам – “мосье и мадам”. А те в свою очередь холили ребенка, лишь “слегка за шалости” бранили и не докучали “моралью строгой”.

Естественно, мальчик вырос человеком, думающим только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющим, да и не желающим обращать внимания на чувства, интересы, страдания

других, способным с легкостью обидеть человека, оскорбить, унизить, причинить боль, даже не задумываясь над этим.

Самим же Пушкиным Онегин показан как человек с очень сложным и противоречивым характером. Однако при этом Пушкин почти постоянно говорит о нем с легкой иронией. Автор вроде бы и хвалит ученость Онегина, его манеры, но в то же время всегда остается капля тонкой усмешки, которая не исчезает почти до самого конца.

Но уже в первой главе Пушкин говорит, что подружился с Онегиным, что поэту нравятся его черты, что он проводил с Онегиным ночи на набережной Невы, что они делились друг с другом

Правда, я никак не могу забыть, что острый язык и подлость характера Онегина станут причиной гибели Ленского. О чем можно беседовать с таким человеком? Однако, словно заранее догадываясь о моих сомнениях, Пушкин признается: “Сперва Онегина язык меня смущал; но я привык к его язвительному спору, и к шутке с желчью пополам, и злости мрачных эпиграмм”.

Противоречия в характере Онегина заключаются в сочетании безусловно положительных черт с резко отрицательными, которые обнаруживаются на протяжении всего романа. Четко видны изменения в мировоззрении Онегина: ему надоедает жизнь городского франта, и он переселяется в поместье, оставленное ему в наследство дядей.

Там он на некоторый промежуток времени находит интересные занятия, но и они ему надоели через пару деньков. События, происходящие дальше, сильнее влияют на него. Первая перемена в нем наступает после гибели Ленского. В этот момент он уже не тот высокомерный холодный эгоист, каким был ранее. Он буквально приходит в ужас от своего страшного и бессмысленного преступления. Убийство Ленского переворачивает всю его жизнь. Он покидает знакомые места, где случилась эта беда, мечется по свету в поисках забытья, но эти поиски не увенчиваются успехом.

Онегин возвращается в столицу после долгого путешествия. И мы видим, что этот человек после странствий вернулся непохожим на прежнего Онегина. Он стал гораздо серьезнее, внимательнее к окружающим. Теперь он способен переживать самые сильные чувства, которые задевают его до глубины души.

Вернувшись, Онегин вновь встречает Татьяну. И вот теперь-то он, пораженный ее умом и благородством, ее красотой и душевными качествами, влюбляется, как будто впервые увидев эту женщину. Как же далек этот человек от Онегина из первых глав романа! Он открыл для себя, что Татьяна и есть та единственная женщина, которая нужна ему, но она “другому отдана”.

Это высокая трагедия, И я уже симпатизирую Онегину, а не считаю его законченным эгоистом. Душевное страдание возвышает человека, делает его содержательным.

Читайте также: