Этические нормы психолога сочинение

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Знание профессиональной этики как этическая норма работы психолога

Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.

Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.

Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как "Клятва Гиппократа", нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.

Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. К некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования.

Современный уровень психологической науки и практики, выросшая степень их влияния на социальные и экономические процессы, настоятельно требуют специальной регламентации действий психологов, как в процессе исследовательской работы, так и в ходе практической реализации их рекомендаций.

В России Этический Кодекс психолога был принят 14.02.2012 г.

Психолог как никто другой, максимально тесно соприкасается с индивидуальной, неповторимой душевной организацией, с целостными проявлениями психологии человека. Вольное или невольное прикосновение к душе обратившегося за помощью человека должно быть максимально осторожным и не должно вредить обретению себя, собственному созиданию уникального личного жизненного пути . Неправильные действия психологов, нечестность могут не улучшить, а ухудшить психологический климат в коллективе, усугубить состояние и положение консультируемого человека, скомпрометировать, в конечном счете, психологическую науку. Уровень профессионализма психолога определяется не только его теоретическими знаниями, методологической и методической подготовкой, но и способностью строить свою деятельность с учетом этических норм.

Практическая психология – это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психолога. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей, например, когда на ее основе ставится медицинский или судебно – психологический диагноз, осуществляется конкурсный отбор или прием на работу. В этой связи практический психолог в первую очередь обязан руководствоваться социально – этическими требованиями в своей работе, опираясь на этический кодекс практического психолога. Среди них – соблюдение тайны, научная обоснованность, ненанесение ущерба, открытость результатов обследования для обследуемых, объективность выводов и эффективность предлагаемых практических рекомендаций.

Одна из целей психологической и психотерапевтической помощи - помочь клиенту осознать свои установки и представления: сохранить те, которые ему действительно дороги и отказаться от тех, которые устарели и создают серьезные сложности. Это трудная задача для клиента, требующая доверия к специалисту. Первая составляющая такого доверия - его вера в то, что информация доверенная специалисту, никогда не будет безответственно передана кому бы то ни было. Конфиденциальность является важнейшим условием оказания психологической помощи. Конфиденциальность означает не просто молчание, а подразумевает уважение к ближнему.

Психолог также должен уважать каждого из своих клиентов вне зависимости от их материального достатка, расовой принадлежности, положению в обществе и так далее; а также, он должен быть компетентным в вопросах, вверяемых ему клиентами; понимать и принимать всю ответственность, возложенную на него клиентами и обществом в целом.

Профессиональная этика любого специалиста, безусловно, один из важнейших вопросов в качественной, успешной работе. Напрямую это касается и психологов.

Каждый начинающий психолог, еще не являющийся специалистом в данной области, планирующий обучение, или только начинающий практиковать, должен обладать не только профессиональными, но и хорошими знаниями в области профессиональной этики. Без этого помощь психолога невозможна и его работа, даже если он высококлассный специалист, может нанести непоправимый вред человеку, его личности, взаимоотношениям.

Остаться верным себе, своей профессии – это как раз одно из главных условий профессиональной этики психолога, требующее от него высокой моральной устойчивости, ответственности, неколебимости личностных ценностей и сохранения своего и уважения другого человека достоинства, потому что, пожалуй, никто не соприкасается так близко с человеческой душой, эмоциями и чувствами, как психолог.

3. Ключевые слова:

Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.

Профессионально-этический кодекс - система правил или этических принципов, управляющих поведением членов профессионального сообщества, выражающих понимание достойного поведения в соответствии с этическими принципами, моралью данного сообщества.

Ценности - личностная, социально-культурная значимость определённых объектов и явлений.

Конфиденциальность - необходимость предотвращения утечки (разглашения) какой-либо информации .

Уважение - позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности .

Компетентность - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Ответственность — это надёжность, честность в отношении себя и других; это осознание и готовность признать, что результат (реакции), который ты получаешь в ходе твоих поступков, и есть следствие твоих поступков (действий).

Честность - это одна из основных человеческих добродетелей , моральное качество , которое отражает одно из важнейших требований нравственности .

В любой появляющейся науке, которая тем или иным образом касается жизни людей, рано или поздно встают вопросы этики. В психологии, как науке о душе, вопросы этики стоят особенно остро, потому что вопрос идет об очень тонкой материи, воздействуя на которую можно, низвергнуть душу человека в бездну, а можно поднять на пьедестал вечной жизни.

В настоящее время существуют этические кодексы различных профессий, не обошлось и без составления этического кодекса психолога. Существую различные виды кодексов: общий для всех психологов, кодекс психолога-педагога, психолога-диагноста и т. д. Все эти кодексы являются основными документами, регулирующими взаимоотношения на уровне психолог-клиент. Основываются эти правила на конституции и законах той страны, в которой эти кодексы действуют.

Этических кодексов, клятв психолога существует масса, для разных видов деятельности, но все они объединены одним принципом "Не навреди". Это как с законом, конституцией, и т. д. Можно выполнять все что там написано, жить строго по букве закона, но в некоторых ситуациях случается что от этой буквы нужно отойти и действовать так, как диктует честь и совесть, ведь писаные законы не могут предусмотреть всех жизненных коллизий. Опишу вышеизложенное на простом примере. Кто-то при вас жестоко оскорбил близкого вам человека. Согласно закону, можно подать на этого человека в суд и дожидаться когда ему вынесут приговор и он, возможно получит по заслугам. Но, кем вы будете в глазах дорогого вам человека если не отреагируете мгновенно? Вопрос. И очень не простой.

Этот, может быть не самый удачный пример можно спроектировать и на работу психолога, и на профессиональную этику психолога. Написано о том как действовать, что хранить и что говорить, может быть много. Конечно, законы, кодексы и другие регламентные документы и руководства нужно знать и выполнять. Я даже больше скажу, они просто необходимы для быстрого принятия решений в ситуациях, которые совпадают с описанными или близки к ним. А вот в нестандартных случаях, помимо букв и слов необходимо руководствоваться голосом совести.

Совесть - вот он основной страж и помощник в работе психолога. Но и тут есть одно большое НО, совесть не должна спать и должна быть чиста, тогда и только тогда ее голос можно слушать. Вот тут-то как раз встает вопрос профессиональной компетенции и личностного развития.

Психолог, с большой буквы, должен обладать здоровыми взглядами на жизнь, быть как можно чище душой, должен любить людей вообще, а в особенности тех кто доверяет ему свою душу, вне зависимости от того, что за человек им является, убийца ли, праведник ли. Психолог просто обязан поддерживать свой профессиональный уровень, согласно требованиям предъявляемым в современном обществе. Психолог должен проводить профилактическую работу, касаемую вопросов профессионального выгорания, которые стоят постоянно и довольно остро, особенно при большой загруженности. Ничто не должно влиять на качество выполняемых обязанностей. Лучше отказаться от выполнения работы, чем сделать ее некачественно и навредить человеку.

Далее, чтобы более детально обсудить вопросы профессиональной этики и чтобы не быть голословным возьмем клятву детского психолога из известного учебника, которым руководствуются многие психологи в системе образования и попробуем затронуть каждый пункт отдельно.

Клятва детского психолога :

Ступая на путь практической психологии, я клянусь, что все мои знания и способности вложу в свою непростую работу. В моих руках душа, а значит, и судьба того, кто обратился ко мне за помощью. Все, что я умею и знаю, все, чем природа и люди одарили меня как личность, - для тех, кто идет ко мне. Я не допущу, чтобы то, что я узнал о человеке, обернулось против него. Овладевая профессией психолога, горячо желаю только одного - быть для людей тем, кому можно довериться. И я не опозорю свою профессию некомпетентностью, неквалифицированностью, непорядочностью, равнодушием и стяжательством. И пусть удача сопутствует мне в моем искреннем стремлении побудить и развить дар в ребенке, помочь ему в трудные минуты его постепенного взросления, принять, ценить и беречь загадку его неповторимой индивидуальности.

Это клятва детского психолога, по Дубровиной, но она, я считаю, наиболее глубоко и ярко отражает всё, что касается этики любого психолога.

А теперь по каждому пункту отдельно.

Ступая на путь практической психологии, я клянусь, что все мои знания и способности вложу в свою непростую работу. В этой фразе заложено очень много, а главное то, что уже на первом этапе, таком как выбор профессии психолога, уже нужно отдавать себе отчет в том, на какой сложный путь ты ступаешь и какую колоссальную ответственность на себя берешь. С самого начала нужно осознавать что теперь все свои способности придется вкладывать в работу. У студента это может выражаться в том, что он вложит все свои способности в качественное получение образования.

В моих руках душа, а значит, и судьба того, кто обратился ко мне за помощью.

Нам в руки дается душа того, кто к нам обратился. Что это значит? Давайте представим работу нейрохирурга, который занимается очень тонкой работой (если не вдаваться в подробности, но насколько бы тонкой не была его работа, он все же работает с материальным, с тем что можно потрогать руками. А теперь представьте что доверяется психологу? Не материальная субстанция, которая гораздо чувствительнее и ранимее чем самые чувствительные нейроны. А значит и воздействия на душу должны быть точными и выверенными, чтобы ни в коем случае одним неосторожным "движением" не сделать того, чего уже вернуть нельзя. И всегда нужно держать в голове то, с чем мы имеем дело и что нам доверено!

Все, что я умею и знаю, все, чем природа и люди одарили меня как личность, - для тех, кто идет ко мне.

Эту часть клятвы я бы немного перефразировал: Всё, что я умею и знаю, все хорошее, чем природа и люди одарили меня как личность - для пользы тех, кто идет ко мне. Эти два уточнения лично мне кажутся очень важными и даже необходимыми. Без них некоторые люди могут понять эту часть клятвы несколько двояко. Ведь как бы не фильтровали полученные знания, информацию, мусора и вредностей в нас очень много, поэтому использовать всё полученное, в данном контексте, является непозволительной роскошью. Знаний, умений талантов в нас может быть много, но как психологи использовать мы вправе только хорошее и естественно только и только для пользы тех, кто обратился.

Я не допущу, чтобы то, что я узнал о человеке, обернулось против него.

Эта часть клятвы очень точно говорит о вопросе конфиденциальности любой полученной от клиента информации и в то же время опять заостряется внимание на том, чтобы не навредить человеку. И здесь опять встает вопрос принятия решения о том, как с пользой использовать полученную информацию. Как раз способность принятия такого решения говорит о нас как о истинных профессионалах. Если мы не можем брать на себя ответственность, то ни о каком профессионализме не может быть и речи.

Овладевая профессией психолога, горячо желаю только одного - быть для людей тем, кому можно довериться.

Вот это предложение клятвы, на мой взгляд содержит в себе все аспекты работы психолога, в том числе и этические, которые как раз нас и интересуют. Поясню, остановившись именно на интересующем нас вопросе.

Скрыто все вот в этой, казалось бы простой фразе: быть для людей тем, кому можно довериться. Давайте честно ответим себе на вопрос, много ли в нашем окружении людей, которым мы можем доверится, не опасаясь за последствия? Если скажете что много, то скорее всего это будет самообманом. Порой даже самому близкому человеку мы не можем довериться во всем, а особенно в том, что касается внутреннего мира. Подробнее хотелось бы остановится на определении понятия доверия, опять же, чтобы не быть голословным и чтобы было яснее то, о чем говорю.

Доверие (понятие) - состояние внутреннего мира субъекта, обусловленное желанием взаимоотношения, характеризующееся готовностью передачи определенных прав, информации и объектов иным вольным субъектам. Однако, главным и первым признаком доверия, является наличие такого факта в взаимоотношениях как верность. Это готовность по взаимодействию и обмену конфиденциальной информацией, а также определёнными особыми действиями между субъектами. Доверие зависит от степени соблюдения оговорённых правил, а также от умения правильно действовать, достигая обозначенной цели для субъектов, даже в случаях когда некоторые правила не оговорены.

Ключевым, на мой взгляд, в этом определении является то что доверие зависит от умения правильно действовать, достигая обозначенной цели субъектов, даже в случаях когда некоторые правила не оговорены.

Что из этого следует? А следует то, что даже если человек, обратившийся к нам, не знает о том, что у нас есть этический кодекс и о том, что у нас есть своя клятва, мы не должны пользоваться его неосведомленностью, а делать все согласно правилам этики и все для пользы клиента.

И я не опозорю свою профессию некомпетентностью, неквалифицированностью, непорядочностью, равнодушием и стяжательством.

Эта часть клятвы, одна из тех, смысл которой понятен и в комментариях она не нуждается.

И пусть удача сопутствует мне в моем искреннем стремлении побудить и развить дар в ребенке, помочь ему в трудные минуты его постепенного взросления, принять, ценить и беречь загадку его неповторимой индивидуальности.

И пусть удача сопутствует мне, я взял именно эту часть, так как только она, по моему мнению, нуждается в некоторых комментариях. Казалось бы о какой удаче можно говорить, касаясь вопросов профессиональной деятельности? Но в данном конкретном случае, упоминание этой капризной дамы, более чем обосновано. Чтоб объяснить свою точку зрения, необходим, по-хорошему, небольшой экскурс в историю, но постараюсь обойтись без него. Если вспомнить о том, как происходили некоторые великие открытия, то можно заметить что часто, нелепая случайность способствовала им, а это ли не удача? Так вот и нам, в нашей деятельности она бывает просто необходима, особенно тогда, когда приходится идти на ощупь.

В завершении своего небольшого труда, по профессиональной этике психолога, хотелось бы отметить то, что конечно же мне в своем сочинении не удалось полностью раскрыть всех тонкостей вопроса. Так как вопросы этики, это неисчерпаемая тема, по поводу которой ведутся постоянные дискуссии. Но все же надеюсь, что в рамках обозначенной темы и ограничиваясь своими познаниями по данному вопросу, мне удалось привнести в эту тему хоть малую толику нового.

Профессиональная компетентность учителя, как условие реализации требований ФГОС Существует такая легенда. «Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и.

Танцующие краски. Эбру в работе практического психолога Видео И. М. Нечаева, ГБДОУ детский сад № 63 Фрунзенского района Санкт-Петербург Применение эбру-терапии в системе образования. Методы арт – терапии,.

Воспитатель ДОУ как субъект профессиональной деятельности Одним из важнейших требований, которые выдвигает педагогическая деятельность является четкость социальной и профессиональной позиций ее.

Эссе педагога-психолога Я начала работать психологом в детском саду еще учась в университете. Пришла я в эту профессию совсем молодой и неопытной, не знала ни особенностей.


АВТОР СТАТЬИ : Рыжанкова Александра Владимировна;

  • Отделение социальной реабилитации инвалидов;
  • Должность: Заведующая отделением социальной реабилитации инвалидов, психолог

Свою профессиональную деятельность психолога я начала в 2001 году в отделении социальной реабилитации инвалидов. Тогда я впервые поняла, что человек - это целая вселенная со своей историей, со своей энергетикой. Основы воспитания, восприятие мира, жизненный опыт - у всех абсолютно разные, но каждый к это в первую очередь личность со своим взглядом на жизнь и со своими ресурсами. И моя задача, как психолога суметь найти эти ресурсы, деликатно помочь человеку посмотреть на его уникальную ситуацию немного под другим углом. Так как психология имеет в своем распоряжении такие инструменты, пользование которыми требует особой осторожности, психолог должен соблюдать определенные принципы профессиональной этики, на базе которых и строится его работа.

В первую очередь это Принцип объективности. Психолог не должен допускать предвзятого отношения к своему клиенту. Необходимо занимать объективную позицию, не зависящую от субъективного мнения или чьих-то требований. И, конечно, уважение и честность по отношению к клиенту.

Психолог обязательно должен иметь свою личную терапию . Абсолютно естественно, что у каждого человека порой случаются личностные трудности и проблемы. Если психолог планирует быть успешным в своей профессиональной деятельности, он должен понимать, что его личные трудности будут влиять на его работу и серьёзно мешать терапии. Человек, сидящий перед ним , в состоянии это почувствовать и в дальнейшем ни о каком доверии не может быть и речи.

Принцип профессиональной компетентности психолога . В обязательном порядке, на мой взгляд, психолог должен стремиться к самообразованию. Работа психолога напрямую связана с жизнью других людей. Практический психолог несет ответственность за то, чтобы его услуга была оказана качественно, а это не представляется возможным без регулярного самообразования, без самосовершенствования самого психолога. Постоянная работа над собственным профессиональным уровнем, с целью соответствия требованиям современного общества, крайне необходима для специалиста, работающего в сфере психологических услуг.

Я верю, что психолог просто необходим каждому человеку в трудный период его жизни. Я верю, что в конечном итоге, главное на Земле - это люди. Я хочу, чтобы они становились увереннее, гармоничнее, счастливее. И я могу им в этом помочь.


Внимательно относиться к выбору любого специалиста – важно. Особенно, если речь идет о психологе. В статье о том, где и как найти психолога, мы уже затронули несколько основных критериев выбора. Так как в России деятельность психологов не лицензируется, клиенту необходимо четко понимать, что может делать специалист, а что нет. А разобраться в этом поможет этический кодекс психолога.

В статье этический кодекс представлен именно с точки зрения клиента – что допустимо и (особенно) что недопустимо в ходе терапии.

Существует несколько версий этического кодекса, созданных разными профессиональными организациями. Конечно, во многом документы схожи. Мы опираемся главным образом, на наш взгляд, на самый авторитетный и известный – созданный Российским психологическим обществом.

Психолог должен

1. Уважать права и свободы клиента

  • Одинаково уважительно относиться к людям независимо от пола, возраста, национальности, культуры, вероисповедания, языка, социального статуса, сексуальной ориентации и физических возможностей;
  • быть беспристрастным и непредвзятым.

2. Соблюдать конфиденциальность

Этический кодекс психолога

  • Не разглашать личную информацию о клиенте без его согласия;
  • не искать сведения о клиенте в социальных сетях или спрашивать о нем у знакомых;
  • давать клиенту возможность консультации или терапии без присутствия третьих лиц.

3. Иметь добровольное согласие клиента

  • Информировать клиента о своих методах работы и возможных рисках или дискомфорте. Клиент должен самостоятельно принять решение и дать согласие на терапию. Это касается также видео- и аудиоконсультаций. Законные представители клиента могут принять решение о его участии в терапии, если по медицинским причинам он не способен сделать это сам.

4. Соблюдать рамки своей компетенции

Психологический этический кодекс

  • Осуществлять практическую деятельность в рамках собственной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте;
  • самостоятельно осуществлять работу с клиентом: составлять анкету, тестировать, проводить тренинги и т.д.;
  • владеть методами терапии одной из психотерапевтических школ: КПТ, гештальт-терапия и пр.

5. Соблюдать принципы ответственности

  • Осознавать специфику взаимодействия с клиентом и вытекающую из этого ответственность;
  • прекратить терапию, если действия не ведут к улучшению состояния или представляют риск для клиента.

Психолог не должен

1. Каким-либо образом нарушать конфиденциальность, за исключением случаев, когда это требуется

Конфиденциальность предполагает, что психолог не может подтвердить или опровергнуть даже сам факт работы с клиентом, если кто-то об этом спросит, не говоря уже о деталях терапии. Специалист не может обсуждать любую контактную информацию вне сеанса – имя клиента или демографические данные. Весь терапевтический материал остается между психологом и клиентом.

Конфиденциальность обеспечивает безопасную и благоприятную среду для того, чтобы клиенты чувствовали себя комфортно, раскрывая свои мысли и чувства

Существует несколько юридических исключений из этого правила, и специалисты должны опрашивать клиентов об этом до начала терапии. Исключения для нарушения конфиденциальности включают в себя:

  • жестокое обращение с детьми;
  • жестокое обращение с пожилыми людьми;
  • жестокое обращение с зависимыми взрослыми;
  • опасение, что клиент может совершить самоубийство;
  • опасение, что клиент может совершить убийство.

2. Нарушать границы дозволенного

Эффективная терапия требует надежных физических и эмоциональных границ. Работа психолога часто затрагивает самые интимные подробности жизни. Это уязвимый процесс, и поэтому ограничения так важны.

Кодекс психолога - вопросы этики

Границы служат для защиты клиента. Они уважают его автономию, стремятся снизить риск эмоционального ущерба и устранить двойственные отношения. Например, если терапевт также владеет побочным бизнесом и нанимает клиента для выполнения административной работы – это двойственные отношения. К ним же относится оплата бартером (психолог обеспечивает терапию, и за это клиент, например, чинит ему электропроводку или продвигает в соцсетях).

Общие терапевтические границы включают:

  • точное время начала и окончания каждого сеанса;
  • правила, касающиеся оплаты и пропущенных встреч;
  • правила, связанные с прикосновением (например, объятия, пожатие рук);
  • соблюдение деловых отношений. Отношения между клиентом и психологом не должны переходить в неформальные. Иными словами, никаких личных переписок/звонков, общения и встреч вне сессий. Никаких консультаций в общественных местах (кафе, бары, рестораны) или походов туда для неформального общения. И уж тем более никаких личных отношений, включая сексуальные.

Психологический этический кодекс подразумевает, что ни под каким предлогом психолог не должен предлагать клиенту алкоголь и наркотики (например, для расслабления и снятия стресса) и, конечно, не должен сам находиться под их воздействием во время сеанса. Также клиента должно насторожить слишком настойчивые предложения пропить БАДы, гомеопатию и иные препараты.

3. Просто давать советы

Этический кодекс психолога - можно и нельзя

Клиенты часто обращаются за поддержкой, когда им необходимо принять трудные решения, связанные с отношениями, здоровьем, работой, финансами или личными рисками. Многие также полагают, что к психологам можно обращаться за точным руководством – что делать, что выбрать, как поступить.

Профессионал никогда не дает советы, если только это не касается прямой угрозы жизни и здоровью клиента (например, в абьюзивных отношениях). Смысл терапии заключается не в том, чтобы предложить клиенту готовые решения, а в том, чтобы развить его автономию, научить его самому делать выбор, принимать решения, справляться со сложностями и т.д.

Вопреки распространенному мнению, психологи не всегда знают, что лучше для их клиента. Но они могут сделать так, чтобы клиент научился сам находить лучший для себя вариант

4. Стыдить, обесценивать или осуждать клиентов

Терапия должна ощущаться как инклюзивное и безопасное место. Клиенты должны чувствовать себя защищенными. Они должны знать, что могут поделиться любыми переживаниями и психолог их не осудит и не обесценит. И хотя у всех нас есть личные предпочтения, психолог категорически не должен иметь предубеждений касаемых пола, расы, возраста, сексуальной ориентации и предпочтений и пр. Также специалист не должен подшучивать над клиентом, его эмоциями, переживаниями и пр., принижать их, стыдить за чувства и проблемы.

Этика психолога - кодекс

Профессионал никогда не будет навязывать свою точку зрения относительно жизненных ценностей, поиска пары (или отказа от отношений), рождения детей и по другим вопросам. Не будет осуждать клиента за веру/атеизм, наличие тату и пирсинга, выбор статуса сингл или позицию чайлдфри и т.д. Абсолютно недопустим виктимблейминг – обвинение жертвы в причиненном насилии/преступлении.

Клиенты могут стыдить или осуждать себя или других на сеансах. В таких случаях психолог может предложить поддержку и сострадание. Его задача – предоставить разумные стратегии для изменения этих мыслей и паттернов.

5. Использовать сомнительные практики и методы

Этический кодекс психолога достаточно категоричен относительно используемых методик и практик (и на наш взгляд, абсолютно прав). Так, профессиональный психолог не будет пользоваться непроверенными методиками, лежащими в области оккультных наук, магии, парапсихологии, мифов и недоказанных сентенций. Настоящий специалист не будет утверждать, что клиенту нужно почистить карму, реализовать материнский инстинкт (которого, к слову, не существует), разложить карты таро, исследовать прошлые жизни, отмолить грехи в церкви и т.д.

Психологический кодекс - этика

Насторожить должны обещания мгновенных (или очень быстрых) результатов, особенно для серьезных проблем. Также психологический кодекс отрицательно оценивает якобы психологические техники по пикапу, притягивании женской/мужской энергии, несметных денег, нескончаемой удачи и тому подобные курсы и тренинги.

Разбор этического кодекса на конкретном примере и комментарии практикующего психолога можно почитать здесь

Если в ходе работы с психологом что-то кажется вам неправильным, скорее всего, это действительно неправильно. Вы всегда имеете право прекратить терапию в любое время и по любой причине. Если ситуация воспринимается вами как неудобная и небезопасная, вы можете обсудить свои чувства со специалистом или просто закончитьработу с этим психологом и начать искать следующего. Хороший психолог наверняка сможет помочь вам с решением вашей проблемы. Главное – найти своего специалиста.

Читайте также: