Сочинение прокофьева которое ему запретили продолжать

Обновлено: 02.07.2024


23 апреля исполняется 125 лет с дня рождения Сергея Сергеевича Прокофьева. Музыкальный критик Михаил Сегельман предлагает короткие истории о времени жизни и жизни во времени, о личности и творчестве одного из крупнейших композиторов XX века, о людях, его окружавших.

"Я родился…"

"… в 1891 году. Четыре года назад умер Бородин, пять лет назад – Лист, восемь – Вагнер, десять – Мусоргский. Чайковскому осталось два с половиной года жизни, он кончил Пятую симфонию, но не начал Шестой. Римский-Корсаков недавно сочинил "Шехеразаду" и собирался приводить в порядок "Бориса Годунова" (Мусоргского). Дебюсси было двадцать девять лет, Глазунову – двадцать шесть, Скрябину – девятнадцать, Рахманинову – восемнадцать, Равелю – шестнадцать, Мясковскому – десять, Стравинскому – девять, Хиндемит не родился совсем". (Сергей Прокофьев, "Автобиография")

Первый успех

Нет, это не триумф сочинения или удачное выступление. В январе 1902 года юный и невероятно талантливый Сережа Прокофьев оказался в московской квартире великого русского композитора и педагога Сергея Ивановича Танеева. Прослушивание прошло удачно, и вскоре Танеев порекомендовал для мальчика педагога – молодого композитора Рейнгольда Глиэра. В Сонцовке – имении Прокофьевых – Глиэр впервые появился летом того же года. И начались занятия. "Я учился у Глиэра в самом юном возрасте, когда нечего было и думать о сознательном отношении к делу. И тут особенно ярко выступил педагогический талант Рейнгольда Морицевича, который сумел развить меня и по линии гармонии, и по инструментовке, и по форме, все время подогревая желание сочинять и применять новые познания", – писал Прокофьев в статье к 65-летию со дня рождения Глиэра (журнал "Советское искусство", №2, 1940). Учитель был старше ученика на 16 лет (по новому стилю Глиэр родился 11 января 1875) и пережил его на 3 года.

Первый удар по самолюбию

Конечно, он случился в детстве. И, конечно, многие детские удары впоследствии оказываются "ударчиками". Нет, это был удар, – и бил все тот же Танеев. Не зря Прокофьев вспоминал об этом, как минимум, дважды: в "Автобиографии" и в тексте к 25-летию со дня смерти Танеева (1940).

Еще как толкнул! В определенный период творчества Прокофьева отличал необыкновенный изобретательский азарт, страсть к придумыванию новых созвучий. Впрочем, в некоторых случаях выручала самоирония. 6 июня 1925 года в Париже под управлением Сергея Кусевицкого была впервые исполнена Вторая симфония Прокофьева. И она оказалась не по зубам не только публике, но даже самому автору. О чем он и написал Николаю Мясковскому: "Так намудрил, что и сам, слушая, не всюду до сути добрался, с других же нечего и требовать. " Но сейчас – уже добрались!

[html][/html]
Видео: youTube/пользователь: EuroArtsChannel

Лучший друг

Это имя только что упоминалось: Николай Яковлевич Мясковский, Они познакомились осенью 1906 года на занятиях в Петербургской консерватории. "Чудесная дружба" (замечательный заголовок статьи Дмитрия Кабалевского в предисловии в их переписке) длиной почти в 44 года выдержала все. Уезжая за границу, Прокофьев оставил Мясковскому на хранение ряд бесценных материалов, в том числе и дневники. Небольшая размолвка случилась в 1948 году: после Постановления ЦК ВКП(б), разгромившего лучших отечественных композиторов (опубликовано 10 февраля), Прокофьев написал письмо, которое можно было расценить как покаянное. Ни он, ни Мясковский не присутствовали на жутком судилище под названием "Собрание московских композиторов и музыковедов"; оно проходило больше недели, с 17 по 26 февраля того же года. Вероятно, Прокофьев советовал Мясковскому поступить так же, но получил отказ.

Фундаментом дружбы была абсолютная несхожесть характеров и композиторских натур: Прокофьев – яркий, экстравагантный экстраверт, Мясковский – самоуглубленный, внешне нелюдимый, склонный к философствованию интроверт. Они тяжело сближались, но когда это произошло, человеческую, духовную связь уже невозможно было разорвать. "Вещественное доказательство" дружбы – знаменитая книга "С.С. Прокофьев и Н.Я. Мясковский. Переписка", вышедшая в 1977 году, – один из главных документов, рассказывающих и о творчестве обоих авторов, и о музыке (не только русской) первой половины XX века.

Почему он уехал из Советской России

Это просто. Он не мог не уехать. Все уезжали. Ну, почти все. И он уехал. Константин Бальмонт когда-то назвал Прокофьева "солнечным богачом". А солнце светит всем!

Почему он вернулся в СССР

Очень сложный вопрос! Свою роль сыграли многие причины: некоторый спад интереса к Прокофьеву на Западе (после резкого всплеска на рубеже 1910-х–1920-х годов); феерический успех гастролей 1927 года в СССР (Прокофьева чуть ли не на руках носили!); постановки нескольких сочинений в советских театрах.

В конце 1920-х Прокофьев задумался о драматическом разрыве современной музыки и ее авторов (с их безудержным увлечением техническими новациями) со слушателями. Он пришел к идее "новой простоты", ни в коем случае не означавшей "залезания в гробы умерших композиторов за вчерашним материалом". И – да – его действительно очаровали идеи массового музыкального воспитания, активно воплощавшиеся в СССР в середине 1930-х. Некоторые музыканты в качестве одной из причин указывают "комплекс Стравинского". Действительно, несколько раз два великих русских композитора независимо друг от друга писали очень близкие по духу и эстетике сочинения (яркий пример – балет "Весна священная" Стравинского, 1913, – и "Скифская сюита" Прокофьева, 1915), и старший шел на полкорпуса впереди младшего. Сторонники этой точки зрения говорят, что Прокофьев хотел стать первым русским композитором Советского Союза (он и стал им!) в пику Стравинскому – первому русскому композитору "остального мира". Впрочем, у этой точки зрения есть и категорические противники.

NOTA BENE : Рахманинов в расчет не брался: он считался безнадежно устаревшим, принадлежал другому поколению (родился в 1873 году, следовательно, был на 9 лет старше Стравинского и на 18 – Прокофьева). А еще – после отъезда из Советской России он написал очень мало музыки.

[html][/html]
Видео: youTube/пользователь: 黃紹綱

5 марта 1953 года

В этот день умерли Прокофьев и Сталин. Музыканты, которые хотели попрощаться с композитором, долго не могли попасть в его последнюю квартиру в проезде Художественного театра (ныне – Камергерский переулок), 6. Кстати, сейчас в этой квартире Музей Прокофьева, а если бы не Мстислав Ростропович, был бы очередной ресторан или офис.

Но мы отвлеклись. Так вот – музыканты шли с улицы Герцена (Большой Никитской), из Московской консерватории. Улица Горького (Тверская) была перекрыта: нескончаемый людской поток направлялся в Колонный зал Дома Союзов, где страна прощалась со Сталиным. Для друзей и почитателей Прокофьева этот день стал одним из самых кошмарных воспоминаний в жизни.

Самые счастливые сочинения Прокофьева

К счастью, их очень много. Первый концерт для фортепиано с оркестром, который критики после премьеры издевательски назвали "футбольным" и который сегодня воспринимается вечно живой и свежей классикой. Первый концерт для скрипки с оркестром – пожалуй, главный "петербургский текст" композитора. Первая ("Классическая") симфония – апелляция к миру Йозефа Гайдна ("Мне казалось, что если бы Гайдн дожил до наших дней, он сохранил бы свою манеру письма и в то же время воспринял кое-что от нового"). Пятая симфония, впервые исполненная в Москве 13 января 1945 года, предвосхищающая будущий Победный Май. Симфония-концерт для виолончели с оркестром, появлением которой мы, во многом, обязаны Мстиславу Ростроповичу.

[html][/html]
Видео: youTube/пользователь: fur bru

Изумительные и такие разные оперы (шедевры комического жанра "Любовь к трем апельсинам" и "Обручение в монастыре", – и экспрессионистский шедевр "Огненный ангел"). Один из лучших драмбалетов в истории жанра – "Ромео и Джульетта". "Александр Невский" – саундтрек к фильму Сергея Эйзенштейна, ставший затем самостоятельным сочинением (кантатой). Великолепные романсы (особенно цикл "Пять стихотворений Анны Ахматовой"). Многочисленные фортепианные сочинения (о них речь впереди). И это лишь начало огромного списка!

Время от времени возникает мода на ту или иную прокофьевскую музыку. Прекрасный пример – Седьмая соната для фортепиано: после Святослава Рихтера, Гленна Гульда, Михаила Плетнёва ее хотят (во многом, ради феерического финала) играть все. А после незабываемого исполнения Алексея Султанова (1998) многие хотят играть ее на Конкурсе имени Чайковского.

[html][/html]
Видео: youTube/пользователь: Classical Vault 1

Ну а Марш из "Любви к трем апельсинам" знает даже тот, кто думает, что он его не знает!

Самое несчастное сочинение Прокофьева

Почти не найдется композитора, у которого не было бы "несчастных" сочинений. Да и вообще история музыки напоминает художественный музей, в котором большая часть экспонатов хранится в запасниках. Забытое, неисполняемое далеко не всегда забыто и не исполняется справедливо.

Из нескольких подобных работ Прокофьева выбираем оперу "Маддалена". Обе авторские редакции (1911, 1913) не совсем завершены: музыка написана в клавире, но автор не оркестровал три из четырех картин. "Маддалена" разминулась со своим создателем в середине 1930-х, когда Прокофьев окончательно вернулся на Родину. Опера пролежала в парижских архивах почти 40 лет, прежде чем ею заинтересовался английский дирижер и композитор Эдвард Даунс. Он дооркестровал и впервые исполнил сочинение 25 марта 1979 года (прямая радиотрансляция ВВС). Через два года (1981) опера была впервые поставлена на фестивале в Граце (Австрия), еще через пять лет – впервые записана в СССР (1986; дирижер Геннадий Рождественский). Совсем скоро, в мае, шедевр русского музыкального модерна, оперу, в которой сочетаются черты экспрессионизма Рихарда Штрауса, импрессионизма (точнее – музыкального символизма) Клода Дебюсси, образы и ароматы русского Серебряного века и индивидуальный, узнаваемый в каждый миг стиль молодого Прокофьева, поставит московский театр "Новая Опера".

[html][/html]
Видео: youTube/пользователь: TheWelleszCompany

Самое неисполнимое сочинение Прокофьева

Необходимое пояснение: речь идет не о технической трудности как таковой (например, огромном или необычном составе инструментов), а о невозможности (или проблематичности) исполнения сочинения в его полном виде. И это опера "Война и мир". Она существует в нескольких редакциях; самая полная состоит из 5 действий, 13 картин и хорового эпиграфа-пролога; для её исполнения нужно два вечера.

Многие композиторы, вступавшие в музыку в начале XX века, начинали с антиромантизма и, в частности, антивагнеризма (а затем их пути и "позитивные программы" разошлись). В их числе был и Прокофьев. У него было необычайно точное чувство времени, он не любил лишних слов.

И вдруг – 5 действий, 13 картин, 2 вечера. Но замысел оперы по главному роману русской литературы возник в военном 1941-м. Прокофьеву едва исполнилось 50 – прекрасный возраст для "Войны и мира", книги особой магии, увлекающей и заставляющей забыть о времени.

Самое экстравагантное сочинение Прокофьева

Определенно, это Кантата "К XX-летию Октября", написанная для гигантского состава (симфонический оркестр, военный оркестр, оркестр аккордеонов, оркестр шумовых инструментов). В либретто, составленное П.П. Сувчинским и самим композитором, вошли тексты классиков марксизма-ленинизма – Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина (последнее имя, естественно, не указано в Нотографическом справочнике под редакцией Семена Шлифштейна, вышедшем в 1962 году, в разгар антисталинской кампании Никиты Сергеевича Хрущёва).

Прокофьев, во-первых, несколько "улучшил" (для более благозвучного произнесения) тексты, на которые полагалось дышать и молиться; во-вторых, оперировал обычным для себя современным музыкальным языком. Бродящий по Европе призрак коммунизма (1-я часть) напоминает об "Огненном ангеле", "Философы" (2-я часть) вызывают ассоциации с кантатой "Семеро их". И так далее. Зря, конечно, Прокофьев так поступил, – сочинение было воспринято как издевательство и легло на полку. Не вдаваясь в историю редактирования и создания версий сочинения, укажем, что самая полная состоит из 10 номеров (6 – для хора и оркестра, 4 симфонических эпизода) и заканчивается "Конституцией" (фрагменты речи Сталина 1936 года). Премьера в усеченном виде (без двух "сталинских" частей, но с повторением в качестве 9-й части хора "Философы" – такова была изначальная идея Прокофьева) под управлением Кирилла Кондрашина прошла в апреле 1966 года; полной версии – в 1984 году.

[html][/html]
Видео: youTube/пользователь: TheWelleszCompany

Лучшая история о Прокофьеве

Из множества рассказов выбираем эпизод 1927 года под названием "Торжественная встреча композитора в Московской консерватории". Участники – Прокофьев и знаменитый Персимфанс – Первый симфонический ансамбль без дирижера. Этот коллектив пропагандировался как достижение пролетарского искусства, в котором уничтожен буржуазный пережиток – эксплуатация человека человеком (то есть, оркестранта дирижером). Потом, правда оказалось, что и руководитель был (Лев Цейтлин), и дирижер для чего-то нужен.

Но суть не в этом. Когда появился Прокофьев, неожиданно в его честь заиграла музыка: артисты Персимфанса исполнили знаменитый Марш из оперы "Любовь к трем апельсинам". Они ожидали благодарности или хотя бы благосклонного внимания. Вместо этого Прокофьев сказал: "Это должно играться в два раза быстрее и во столько же раз легче".

[html][/html]
Видео: youTube/пользователь: Moscow City Symphony - Russian Philharmonic

Самая неожиданная статья Прокофьева

Она опубликована в журнале "Пионер" (№ 7 за 1939 год) и начинается весьма забавно: "В письме в редакцию журнала "Пионер" Сеня Хайкин спрашивает: может ли наступить момент в развитии музыки, когда иссякнут все мелодии, все певучие сочетания нот?" Используя параллель с шахматами, Прокофьев показывает, что у простенькой мелодии из 8 нот теоретически имеется более 6 миллиардов продолжений. А дальше разворачивается удивительное повествование: его темы – эволюция представлений о красивой мелодии, воспитание хорошего вкуса и даже… эксперименты модного в 1930-е годы ученого Оголевца (впоследствии разоблаченного как шарлатана), который собирался поделить музыкальную октаву не на 12, а на 17 частей.

Почему его любят играть

Прокофьев умел писать яркую, своеобразную музыку практически любого уровня сложности. Во многом, в этом секрет его популярности у исполнителей. Он оставался ярким, убедительным, свежим, мелодически изобретательным даже в простой в техническом отношении музыке.

Возьмем для примера пианистов. Ты еще только учишься играть, а педагог дает тебе пьесы из цикла "Детская музыка". Это одно из лучших сочинений подобного плана, не менее популярное, чем детские альбомы Шумана и Чайковского. А дальше – Четыре пьесы, ор.4 (среди них и знаменитая пара "Отчаяние" и "Наваждение"), Десять пьес, ор.12, Десять пьес из балета "Ромео и Джульетта", "Сказки старой бабушки", Токката, фортепианные сонаты (от сравнительно простых Третьей и Четвертой до очень сложных) и концерты. В общем, Прокофьевым можно питаться всю жизнь.

[html][/html]
Видео: youTube/ truecrypt

Прокофьев: лучшие книги

Их несколько и почти везде – "прямая речь". Литературная одаренность Прокофьева не уступала музыкальной, и лучше всех о себе рассказал он сам. Уже упоминались подлинные шедевры – "Автобиография" (М., 1982), которая, к сожалению, обрывается в середине консерваторского периода (рубеж 1900-х – 1910-х) и Переписка Прокофьева с Мясковским. В 2002 году в Париже изданы трехтомные "Дневники" (с предисловием старшего сына композитора Святослава); они охватывают период с 1907 по 1933 годы. Замечательный сборник "Прокофьев о Прокофьеве" вышел в 1991 году под редакцией Виктора Варунца; в этом издании собраны и превосходно откомментированы печатные выступления С.С. (в отечественной и иностранной прессе). Не забудем также "Рассказы" (М., 2003); их Прокофьев сочинял, в основном, в поездах по дороге на гастроли. Вероятно, лучший – "Блуждающая башня". С некоторым оговорками добавляем в список книгу Валентины Чемберджи "XX век Лины Прокофьевой" (М., 2008) – документированную биографию первой жены композитора.

Казус Прокофьева

Юридический термин; поводом к возникновению послужили перипетии личной жизни. Опускаем подробности (в частности, существовавший одно время в СССР запрет на заключение брака советских граждан с иностранными), – вот как выглядит история в кратком пересказе. С первой женой Линой Кодиной Сергей Сергеевич познакомился в 1918 году, брак был заключен в Германии в 1923 году. В 1938 году на отдыхе в Кисловодске Прокофьев познакомился с Мирой Мендельсон; их брак фактически начался в 1941 году. В 1947 году суд признал брак 1923 года недействительным, так как он не был засвидетельствован Советским консульством. Вскоре Прокофьев официально зарегистрировал брак с Мирой Мендельсон. 20 февраля 1948 года Лина Кодина была арестована и провела в лагерях 8 лет. В 1957 году решение суда 1947 года было отменено; авторские права в равных долях унаследовали обе вдовы. В дальнейшем вторая вдова умерла (в 1968 году), а первая с двумя детьми эмигрировала. Лина Кодина скончалась в 1989 году; ей было 92 года.

Клетка

Ее роль в жизни Прокофьева очень велика. Во-первых, Сергей Сергеевич был сильным шахматистом. Венец его карьеры – ничья в сеансе одновременной игры со вторым официальным чемпионом мира по шахматам Эммануилом Ласкером (тот самый, о котором "великий комбинатор и сын турецкоподданного" говорил: "Ласкер дошел до пошлых вещей, с ним стало невозможно играть. Он обкуривает своих противников сигарами"). Было это в 1909 году в Петербурге. Правда, через 24 года Ласкер все-таки обыграл Прокофьева. Во-вторых, Сергей Сергеевич любил клетчатые пиджаки, пальто, кепи. Говорят, именно он привил в России шотландский стиль в одежде.

Моцарт и Солнце

Два феномена Вселенной, с которыми чаще всего сравнивают нашего героя. Мир Прокофьева, как и мир Моцарта, полон резких контрастов и, в то же время, гармоничен в своей основе. Солнце же Прокофьев носил не только в себе, но и с собой. Речь об альбоме, в котором он предлагал коллегам и друзьям ответить на один вопрос: "Что вы думаете о Солнце?" Так возникло знаменитое собрание автографов "Деревянная книга".

Пркфв

Так он подписывался. Ведь он, как мы помним, не любил лишних слов. И лишних букв тоже.
Так что – лбт Пркфв! В смысле – любите нашего Сергея Сергеевича!

Прокофьев и Россия: одна песня на двоих

Накануне революции поэт Константин Бальмонт, очарованный музыкой юного Прокофьева, посвятил ему такие строки:

Ты – солнечный богач. Ты пьёшь, как мёд, закат.
Твоё вино – рассвет. Твои созвучья, в хоре,
Торопятся принять в спешащем разговоре
Цветов загрезивших певучий аромат.

Вундеркинд

Композитор всегда был человеком ярким, солнечным. И в хмурой предвоенной Москве, где он разгуливал в широкополой чёрной шляпе и жёлтых ботинках – предвестник будущих стиляг. И в далёком детстве, проведённом в донбасском селе Сонцовка (с 1920-х годов и до 2016-го называлось Красное) среди любящей родни и щедрой южной природы.

Родившийся в апреле 1891 года Серёжа был единственным ребёнком немолодого агронома Сергея Прокофьева. Мать, Мария Григорьевна, вела родословную от крепостных актёров графа Шереметева, с юных лет играла на рояле и учила этому сына. Отец, в свою очередь, научил его различать травы на лугу и звёзды на небе. А ещё играть в шахматы – Серёжа так преуспел в этом, что позже как-то обыграл самого чемпиона мира Капабланку.

В 13 лет вундеркинд с двумя толстыми папками своих сочинений явился поступать в Санкт-Петербургскую консерваторию. Ему довелось учиться у Римского-Корсакова и Лядова; виртуозной фортепианной технике он так и не выучился, зато завершил учёбу сложившимся композитором.

Эмигрант

Начавшаяся Первая мировая не слишком изменила жизнь Прокофьева, целиком погружённого в стихию творчества. Он выступал в лучших столичных залах, сочинял музыку, переживал первый серьёзный роман со студенткой консерватории Полиной Подольской. Они собирались пожениться осенью 1917-го, а летом Сергей уехал на воды в Ессентуки. Там его и застала революция, после которой восставшие казаки отрезали Кавказ от столиц.

Действительно, весной мятеж на Дону был подавлен и композитор смог добраться до Москвы, где попытался получить разрешение на выезд, но получил отказ. Он привык добиваться своего: выехав на поезде в Сибирь, он через месяц добрался до Токио, где на последние деньги купил билет на пароход до Сан-Франциско.

Желанная Америка быстро разочаровала Прокофьева. Он узнал, что тамошнюю публику интересуют только знаменитости, имеющие успех в Европе. Без рекламы, которая тоже стоила денег, малоизвестный исполнитель не мог рассчитывать на выступления в крупных залах – а значит, и на приличный заработок. Через два года композитор покинул Нью-Йорк таким же нищим, как явился туда.

Русский

Страна оказалась не нищей руиной, как её описывали эмигрантские газеты – повсюду кипела стройка, люди жили надеждой на будущее. Молодёжь ломилась на концерты классической музыки, его выступления проходили с громадным успехом.

В 1933 году Сергей Сергеевич получил в Москве квартиру, а через три года перевёз туда семью. Два года после этого он ещё выезжал с гастролями за границу, но потом в Главреперткоме ему веско намекнули, что лучше вообще-то посидеть дома. Это не смутило композитора, увлечённого новыми темами.

В феврале 1948 года Святослав и Олег пешком прошли 16 километров до отцовской дачи на Николиной Горе, чтобы сообщить страшную новость: Лину Ивановну арестовали прямо на улице и отвезли на Лубянку. Её обвинили в измене Родине: она дружила с иностранными дипломатами и после расставания с мужем просила позволить ей эмигрировать. Приговорённую к 20 годам лагерей, её отправили за Полярный круг, в Абезь. От верной смерти Лину спас немец-фельдшер, поклонник Прокофьева, взявший её переводчицей в лагерный барак. Освободившись после смерти Сталина, Лина много лет пыталась выехать из страны и добилась этого только в 1974 году. Скончалась в Париже, прожила больше 90 лет.

По просьбе испуганной жены он написал покаянное письмо в Союз композиторов с признанием своих ошибок. Руководитель Союза Тихон Хренников, которого часто изображают злобным гонителем Прокофьева, заступился за него, и ему позволили продолжать работу. Но травля не прошла бесследно – обострилась гипертония. Отныне большую часть времени Сергей Сергеевич проводил на даче под бдительным присмотром жены и врачей.


Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в Сонцовке Екатеринославской губернии (теперь село Красное Красноармейского района Донецкой области). Отец его - Сергей Алексеевич - был ученым агрономом, управляющим в имении помещика Сонцова. От него передалась сыну любовь к природе. Среди детских рукописей Сережи Прокофьева сохранилась тетрадка, в которой мальчик отмечал, когда какие цветы расцветают в Сонцовке.

Музыку он слышал в доме с самого рождения. Мать, Мария Григорьевна, играла сонаты Бетховена, мазурки и ноктюрны Шопена, пьесы Чайковского. В пять с лишним лет Сережа уже сочинил фортепианную пьеску под названием "Индийский галоп". Вскоре появились и другие сочинения.

Мальчику было девять лет, когда его привезли в Москву, и он впервые попал в оперный театр. Вернувшись в Сонцовку, он начал писать оперу "Великан" на собственный сюжет.

Образованием Сережи вначале занимались его родители, которые были просвещенными, интеллигентными людьми, умными и строгими воспитателями. Они приучили его к сосредоточенному и систематическому труду. Отец учил сына русскому языку, арифметике, географии, истории, ботанике. Мать - иностранным языкам (с детства Сергей Сергеевич знал два языка - французский и немецкий, позже английский). Мария Григорьевна была и его первой учительницей музыки. Увидев успехи сына, она решила показать его какому - нибудь крупному музыканту.


Зимой 1902 года его привезли в Москву к Сергею Ивановичу Танееву - выдающемуся композитору, профессору Московской консерватории. Отметив дарование мальчика, Танеев посоветовал начать с ним серьезные занятия гармонией и систематическое ознакомление с музыкальной литературой. По рекомендации Танеева в Сонцовку на лето прибыл молодой музыкант, окончивший Московскую консерваторию с золотой медалью. Это был Рейнгольд Морицевич Глиэр, впоследствии известный советский композитор, автор балетов "Красный мак", "Медный всадник", концерта для голоса с оркестром и других сочинений.

Живые, интересные занятия с Глиэром оказались благотворное влияние на развитие таланта Прокофьева. Под руководством учителя он стал вскоре писать симфонию и оперу "Пир во время чумы" по Пушкину. Глиэра поразило в его ученике удивительное сочетание взрослого профессионально - серьезного отношения к музыке, самостоятельности суждений и совершенно детских черт. Так, на пюпитре у двенадцатилетнего Сережи Прокофьева, сочинявшего оперу или симфонию, стояла резиновая кукла по имени Господин, которая должна была слушать новое сочинение.

Сильнейшим увлечением будущего автора прославленных опер и балетов был театр. Со своими друзьями - сонцовскими мальчиками и девочками - он постоянно придумывал и разыгрывал представления, на которых присутствовали обитатели дома в Сонцовке.

Уже в детстве Прокофьев обнаружил редкую наблюдательность и разнообразие интересов (литература, театр, шахматы). Одним из удивительных свойств творчества взрослого композитора Прокофьева станет стремительность, динамичность, через которую он передаст свое новое ощущение жизни, ее молодости, ее движения.


В 1904 году, по совету Глазунова, светловолосый тринадцатилетний мальчик пришел на экзамены в Петербургскую консерваторию. Экзамен вел Н.А. Римский-Корсаков. "Это мне нравится!" - весело воскликнул он, увидев Прокофьева, сгибавшегося под тяжестью двух папок, где были сложены его сочинения (четыре оперы, две сонаты, симфония и довольно много фортепианных пьес). Приемная комиссия (в ее состав входили А.К. Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков) была восхищена абсолютным слухом и умением читать с листа.

Сережу приняли, и жизнь его круто изменилась. Вместо вольного степного простого украинского села Сонцовка, в котором он родился и провел детство, хмурый Петербург, где предстояло серьезно и долго учиться.

Прокофьев учился в консерватории у замечательных русских музыкантов: Анатолия Константиновича Лядова (гармония, контрапункт), Николая Андреевича Римского-Корсакова (инструментовка).

В консерваторские годы обогатились и развились его музыкальные вкусы. К любимым с детства Бетховену и Чайковскому прибавились Григ, Вагнер, Римский-Корсаков, Скрябин, Рахманинов. Он познакомился с сочинениями современных западноевропейских композиторов - Р. Штрауса, Дебюсси.

Интерес к изучению классической и современной музыки, а также к творчеству друг друга сблизил Прокофьев с Николаем Яковлевичем Мясковским. Дружба, начавшаяся в годы их совместного учения в Петербургской консерватории, продолжалась в течение всей жизни.

Прошло несколько лет. Музыкальные сочинения Прокофьева поражали слушателей, вызывали жаркие споры. Все, что он написал, было новым по манере и по содержанию - молодым, задорным, смелым.


Окончив в 1904 году консерваторию, Прокофьев много лет выступал как пианист во Франции, Испании, Англии, Америке, Японии, на Кубе и во многих европейских странах. Повсюду композитор играл свои сочинения, а его новые оперы и балеты исполнялись в разных городах мира. Так, в 1921 году в Чикаго состоялась премьера веселой, блестящей оперы Прокофьева "Любовь к трем апельсинам" (по сказке итальянского писателя Карло Гоцци). В том же году композитор закончил третий концерт для фортепиано. Самые лучшие сочинения Прокофьева тех лет были посвящены Родине. Русские мелодии звучат в пьесах для фортепиано "Сказки старой бабушки", в которых оживают воспоминания детства и герои народных сказок. Тоска по Родине становилась все острее.

"В ушах моих должна звучать русская речь, я должен говорить с людьми моей плоти и крови, чтобы они вернули мне то, чего мне здесь недостает: свои песни, мои песни", - писал Прокофьев.

В середине 20-х годов Прокофьев с огромной радостью откликнулся на предложение С.П. Дягилева написать балет на тему о строительстве новой жизни в России. Сюжет балета, названного "Стальной скок", оказался наивным, "индустриальным". "Прокофьев путешествует по нашим странам, но отказывается мыслить по-нашему", - писали зарубежные газеты о премьере балета, поставленного в Париже и Лондоне в 1927 году.

За границей Прокофьев встречался со многими выдающимися деятелями искусства (композиторами Равелем, Стравинским, Рахманиновым, дирижерами Стоковским и Тосканини, киноартистом Чарли Чаплином и многими другими). Но атмосфера лихорадочной художественной жизни Парижа 20-х годов не удовлетворяла его.

"Я должен вернуться. Я должен снова вжиться в атмосферу родной земли. В ушах должна звучать русская речь. Здесь я лишаюсь сил".

И, наконец, он снова дома. Прокофьев вновь встречается со своими друзьями Мясковским и Асафьевым. Начинает работать вместе с советскими режиссерами, балетмейстерами, писателями.


Его увлекают задача воплощения высоких идей, человечности, возможность обращения не к узкому кругу "ценителей", а к огромным массам народа.

Композитор много и увлеченно работает, создавая одно прекрасное произведение за другим. Они различны по темам, времени действия, характерам героев. Но во всех них есть нечто общее. Всюду композитор сталкивает лицом к лицу светлые образы и образы жестокости и насилия. И всегда утверждает победу высоких человеческих идеалов. Смелость, присущая Прокофьеву-композитору, поражает во всех этих сочинениях.

В 1935 году создан балет "Ромео и Джульетта" (по трагедии Шекспира). Герои его отстаивают свою любовь в борьбе с кровавыми средневековыми предрассудками, повелевающими им ненавидеть друг друга. Трагическая смерть Ромео и Джульетты заставляет примириться враждующие издавна семьи Монтекки и Капулетти.

До Прокофьева крупные музыканты, писавшие балетную музыку, не решались обращаться к шекспировским трагедиям, считая, что они слишком сложны для балета. А Прокофьев создал произведение, проникнутое духом Шекспира. Поэтичная, глубокая, содержащая реалистические, психологически точные портреты действующих лиц "Ромео и Джульетты" музыка дала возможность балетмейстеру Л. Лавровскому поставить балет, который приобрел мировую славу (премьера балета состоялась в 1940 году в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета имени С.М. Кирова).

Прокофьев пишет музыку не только для театра, но и для кино. Например, Александр Невский (1938 г.). Вместе с кинорежиссером Сергеем Эйзенштейном Прокофьев воспевает благородный патриотический подвиг дружины Александра Невского, защищавшей родную земля от тевтонских завоевателей. Сюжет исторический, но музыка звучит современно, словно предвосхищая острый драматизм и победный исход битвы советского народа с фашизмом.


В 1939 году написана опера "Семен Котко" (по повести В. Катаева "Я сын трудового народа"). Действие ее происходит на Украине в 1918 году. Музыка Прокофьева с удивительной правдивостью рисует образы крестьян, солдат, большевиков, борющихся за установления Советской власти на Украине.

В своих произведениях советского периода композитор особенно стремился к ясности, доступности, простоте.

Специально для детей, на собственный текст, Прокофьев сочинил симфоническую сказку "Петя и Волк". Каждый персонаж здесь обрисован мелодией, исполняемой определенным инструментом в оркестре или группой инструментов: Птичка - флейтой, Утка - гобоем, Волк - валторнами, а Петя - целой группой струнных инструментов.

Удивительна работоспособность Прокофьева. Он писал фантастически быстро и мог работать сразу над несколькими сочинениями. Выступал с исполнением своей музыки как пианист и дирижер. Участвовал в работе Союза композиторов. Интересовался литературой. В конце 30-х годов начал писать живую и остроумную "Автобиографию". Был отличным шахматистом. С увлечением водил автомобиль. Любил танцевать, быть среди людей.


Главной работой композитора в годы Великой Отечественной войны была грандиозная патриотическая опера "Война и мир". Прокофьев и раньше задумывался над тем, чтобы воплотить в музыке образ великого произведения Льва Толстого. В дни войны с фашизмом этот замысел получил осуществление. Вновь поставил перед собой композитор задачу редкой сложности. Из огромного литературного произведения нужно было отобразить самые важные сцены. В оперу вошли, с одной стороны, тонкие психологические "мирные" сцены, в которых участвуют Наташа Ростова, Соня, князь Андрей, Пьер Безухов; с другой - монументальные картины, рисующие борьбу народа с наполеоновскими захватчиками. Опера получилась необычной по жанру. В ней сочетаются лирико-психологическая драма и национальная эпопея. Новаторская по музыке и по композиции, опера развивает вместе с тем традиции русских классиков - Мусоргского и Бородина. С Мусоргским Прокофьева сближает особое внимание к психологической характеристике героев, раскрываемой через правдивую вокальную интонацию. Интересно, что опера "Война и мир" написана не на условный стихотворный текст либретто, а на подлинный текст романа. Прокофьеву важна была сама интонация толстовской речи, которую он сумел передать в музыке. И это придает особенную достоверность вокальным партиям героев оперы.

"Война и мир" - любимое сочинение Прокофьева. Он совершенствовал его до конца своей жизни.

В победном 1945 году увидели свет три значительных произведения композитора:

  1. пятая симфония, посвященная "величию человеческого духа
  2. первая серия кинофильма "Иван Грозный" - новая совместная работа с Сергеем Эйзенштейном
  3. светлый сказочный балет "Золушка"

Этот спектакль, поставленный осенью, был первой послевоенной премьерой в Большом театре.

В последующие годы появилось еще несколько новых работ. Среди них:

  1. опера "Повесть о настоящем человеке" (по одноименной книге Б. Полевого), прославляющая мужество советских людей в годы войны
  2. балет "Сказ о каменном цветке" (по П. Бажову) - о радости творчества, обращенного к народу
  3. оратория "На страже мира" (на слова С. Маршака)
  4. концерт - симфония для виолончели с оркестром.

Снова Прокофьев пишет для детей. Сюита "Зимний костер" для чтецов, хора мальчиков и симфонического оркестра (на слова С. Маршака) посвящена советским пионерам.

Седьмая симфония была задумана вначале как симфония специально для детей, но в процессе работы приобрела более широкое значение — мудрой симфонической сказки, утверждающей красоту и радость жизни. Это последнее законченное произведение Прокофьева.

В конце 40-х - начале 50-х годов Прокофьев тяжело заболел. Чтобы сохранить силы для творчества, ему пришлось отказаться от многого, и в том числе от посещения театров и концертов.

Сергей Прокофьев

Сергей Прокофьев

Краткую биографию Сергея Прокофьева и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Прокофьева

место рождения Сергея Прокофьева

Прокофьев становится студентом столичной консерватории в 1904 году. Через пять лет он выпускается с композиторского отделения, а еще через пять - с фортепианного, став лучшим выпускником. Концертировать начинает в 1908. Дебют был исключительно благосклонно оценен критиками, отмечались и исполнительский талант, и композиторская оригинальность. С 1911 года издаются ноты его произведений. Поворотным событием в судьбе молодого Прокофьева стало знакомство с С.П. Дягилевым в 1914 году. Благодаря союзу антрепренера и композитора появились на свет четыре балета. В 1915 году Дягилев организовал первое зарубежное выступление Прокофьева с программой, состоящей из его сочинений.

семья Сергея Прокофьева
Сергей Прокофьев

Автограф Сергея Прокофьева

Прокофьев - композитор

опера Прокофьева

Сергей Прокофьев
Сергей Прокофьев биография

Сергей Прокофьев краткая биография
Прокофьев биография

Интересные факты:

Прокофьев интересные факты

подпись Сергея Прокофьева

Сергей Прокофьев и кино


музыка Прокофьева в кино

Сергей Прокофьев в жизни выдающихся музыкантов

Сергей Прокофьев и Мстислав Ростропович

Галина Уланова в балете Прокофьева

Как это часто бывает с гениями, интерес к музыке Сергея Прокофьева возрастает тем больше, чем больше времени проходит со дня ее написания. Опередив не только свое поколение слушателей, она и в XXI веке диссонансов – не застывшая классика, а живой источник энергии и силы подлинного творчества.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Фильм о Сергее Прокофьеве

Читайте также: