Сочинение профессиональное общение медработника

Обновлено: 04.07.2024

Выполнила: студентка 321 – 2 СП
Стулова Я. А.
Преподаватель: Перфилова О.В.

Выполнила: студентка 321 – 2 СП
Стулова Я. А.
Преподаватель: Перфилова О.В.


Введение.
Общение – многоплановый процесс развития контактов между людьми.
Общение играет немаловажную роль в жизни и деятельности людей. Без общения невозможно, например, развитие культуры, искусства,уровня жизни, т.к. только при помощи общения, накопленный опыт поколений прошлого времени передаётся новым поколениям. Актуальным вопросом на сегодняшний день является общение медработника и больного. Многим из нас приходилось бывать в больнице, поликлинике или в каком-либо лечебном учреждении, где каждый из нас общался с врачом или медсестрой. Но задумывался ли кто-нибудь, насколько это общениевлияет на нас, а точнее на течение нашего заболевания, и каким образом медработник может улучшить наше состояние? Конечно, можно сказать, что всё зависит от лекарств, которые нам назначает врач и выдаёт медсестра, от лечебных процедур также назначаются врачом, но это ещё не всё, что необходимо для полного выздоровления. Самое главное это правильный настрой, который зависит от психического и отэмоционального состояния пациента. На состояние пациента огромное влияние оказывает отношение к нему медработника. И если пациент доволен, например, беседой с врачом, который его внимательно выслушал, в спокойной обстановке и дал ему соответствующие советы, то это уже первый шаг к выздоровлению. Далее в своём реферате я постараюсь подробнее раскрыть психологию общения медицинского работника и больного.
Актуальность:данная тема очень актуальна в наше время, поскольку медицинский работник обязан уметь общаться с пациентами. Это во многом поможет ему в дальнейшей работе с пациентом.
Цель: рассмотреть виды профессионального общения медицинского работника с пациентом и в дальнейшем уметь применять их на практике.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности взаимоотношений медицинского работника и пациента
2. Охарактеризовать видыобщения медицинского работника и пациента
3. Выявить роль медицинского работника в общении с пациентом
4. Сформулировать выводы по данной теме.


3
1. Особенности взаимоотношений в лечебной деятельности.

Психологические особенности пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействия приходят в соприкосновение с психологическими особенностями.

Любая работа ориентированная на взаимодействие с людьми, имеет неразрывную связь с процессами и проблемами общения, оно пронизывает профессиональную деятельность медработников на любом уровне. Основной целью контактов между медицинским работником и пациентом является оказание медицинской помощи одним из участников общения по отношению к другому.
Медицинские работники по определению своей профессии не менее пациентов, заинтересованы в построении конструктивного процесса общения, ведь это является его профессией и от этого зависит результативность его работы. У медицинского работника всегда есть собственные мотивы и интересы выстраивать эффективное общение с пациентом, которые и позволили ему выбирать именно медицинскую профессию.
Для организации эффективного общения между медицинским работником и пациентом необходимо учитывать все имеющиеся психологические аспекты этого взаимодействия. Изучением этих закономерностей занимается медицинская психология, основной задачей которой является изучение мотивов и ценностей врачей, его представлениях об идеальном пациенте и ожиданий пациента от оказания врачебной помощи. Основным моментом построения эффективного общения является построение бесконфликтного общения, которое возможно при наличии и у медработника и у пациента коммуникативной компетентности.
Основой коммуникативной компетенции является пособность устанавливления и поддержания необходимых контактов с другими людьми, в результате которого достигаются взаимопонимание и правильное понимание предмета общения.
Коммуникативная компетентность является основной профессионально значимой компетенцией врача и медсестры.
От того, как выстроятся межличностные отношения, в значительной мере будет зависеть и успешность лечения. В процессе решения медицинских проблем между врачом и пациентом возникает связь, которая представляет собой системно организованное человеческое взаимоотношение. Оно может быть как положительным, так и отрицательным. От характера этих взаимоотношений очень сильно зависит эффективность, содержание и результат лечения. Философия пациент-ориентированной коммуникации показала свою эффективность во многих исследованиях. Ориентация врача на партнерские взаимоотношения с пациентом способствует не только улучшению эмоционального состояния больного, но и повышению приверженности лечению. Пациенты, положительно оценивающие свои отношения с лечащим врачом, в большей степени удовлетворены проводимым лечением.
Огромную роль в процессе лечения играет умение врача выслушать пациента, это одно из самых необходимых условий для формирования контакта между участниками процесса лечения. Это умение позволяет не только осуществить более точную диагностику, но и наладить психологический контакт с пациентом. Доверие, возникающее между пациентом и медицинским работником, позволяет получить более полную и достоверную информацию о самочувствии пациента.
Общение медицинского работника и пациента зависит от профессионализма специалиста, его коммуникативных способностей, особенностей психики и ответственности при выполнении профессиональной деятельности. Эффективные коммуникации являются определяющими при выстраивании совместной траектории отношений врача, другого медицинского персонала, пациента, его родных и близких в процессе лечения. Они обеспечивают приверженность пациентов необходимому лечению, помогают эффективно бороться с болезнью и преодолевать ее, связаны с улучшением эмоционального состояния больных, повышают удовлетворенность пациентов от проводимого лечения, а также повышают качество жизни пациентов и членов их семей.


Деятельность медицинского работника, заключается в первую очередь в оказании помощи больным людям, испытывающим вследствие заболевания страдание, тревогу, подавленность, раздражение и другие негативные эмоции.

Оказание помощи больному человеку невозможно без общения с ним. При этом процесс общения с больным значительно отличается от процесса общения со здоровым человеком.

Помимо необходимого объема знаний, умений, практических навыков, она должна обладать особым даром человеческого общения, основой которого является гуманное, уважительное, терпимое и сострадательное отношение к людям.

Общение, с одной стороны, необходимо для осуществления совместной деятельности. С другой стороны, это одна из основных потребностей человека. Оно включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия понимания другого человека. В процессе общения личность, с одной стороны, вступает в контакт, а с другой стороны, стремится сохранить и раскрыть свою индивидуальность. Общение служит установлению общности между людьми, регулирует совместную деятельность, является инструментом познания мира и самосознания. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией [1, с. 84].

Выделяют следующие функции общения:

К глубинным механизмам общения относятся заражение, подражание, внушение, соревнование и убеждение. В результате их действия в процессе общения возможны сближение либо поляризация психических состояний участников, взаимное усиление или ослабление эмоций.

По форме: непосредственное опосредованное; по содержанию: формальное; неформальное; по числу участников: парное; групповое; межгрупповое;. по характеру используемых средств: вербальное (словесно-речевое); невербальное (мимика, жесты, интонации).

Медработнику необходимо знать особенности психологического отражения своего состояния пациентами разного возраста и осуществлять соответственно деонтологическую тактику общения.

Дети дошкольного возраста. Для них характерно:

· отсутствие осознания болезни в целом;

· неумение формулировать жалобы;

· сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы болезни;

· восприятие лечебных и диагностических процедур как устрашающих мероприятий;

· усиление дефектов характера, воспитания ребенка в период болезни;

· чувства страха, тоски, одиночества в стенах лечебного учреждения, вдали от родителей.

Деонтологическая тактика. Эмоциональное теплое отношение (быть и медицинской сестрой, и воспитателем, и матерью), отвлечение от болезни, организация нешумных игр, чтение, проведение процедур с уговорами. Профессиональное обращение с родственниками больного ребенка.

Деонтологическая тактика медработника. Общение с учетом возрастных психологических особенностей, опоры на самостоятельность, взрослость подростка.

Пациенты работоспособного возраста. Необходимо, прежде всего, познать личность пациента и ее индивидуальность. Выяснить отношение к болезни, медперсоналу, позицию на взаимодействие пациента с медперсоналом.

Деонтологическая тактика медработника. Ориентация на трудовую и социальную реабилитацию. Проведение коррекции неадекватных установок, психотерапию тревожно-мнительных пациентов.

Чувства тоски, одиночества. Нарастающая беспомощность. Чисто возрастные изменения: снижение, слуха, зрения, памяти, сужение интересов, повышенная обидчивость, ранимость, снижение возможности самообслуживания. Интерпретация болезни только через возраст, отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению.

· поддержание у пациента ощущения собственной значимости;

· подчеркнуто уважительное, тактическое, деликатное отношение, без фамильярности, приказного тона, нравоучений;

· ориентация на двигательную активность;

· мотивация на выздоровление [2, с. 206-207].

Существует несколько правил эффективного общения, знание которых поможет медицинскому работнику установить психологический контакт с пациентом, поддерживать атмосферу доверия и даст возможность взаимодействия и сотрудничества с ним в борьбе с недугом (болезнью).

Эти простые правила также помогут создать и сохранить спокойную, взаимоуважительную и доброжелательную атмосферу как в коллективе, так и в общении с пациентами:

Проявляйте искренний интерес и уважение к личности собеседника.

Постарайтесь увидеть, понять и оценить достоинства человека, с которым вы общаетесь. Выразите это словами ободрения и похвалы.

1. Будьте открыты, благожелательны, позитивны и приветливы.

2. Обращайтесь к человеку по имени и отчеству.

3. Будьте терпимы к чужому мнению. Не осуждайте других людей. Старайтесь понять мотивы, побуждающие их поступать так, а не иначе. Не допускайте раздражения и критики.

4. Постарайтесь понять круг интересов собеседника. Старайтесь вести беседу с учетом его индивидуальных особенностей, вкусов, желаний. Говорите с человеком на понятном ему языке.

5. Умейте поставить себя на место другого человека, чтобы понять его.

6. Дайте возможность другому человеку выговориться. Научитесь быть внимательным слушателем.

7. Указывая на очевидные ошибки другого человека, начинайте разговор с подчеркивания его достоинств и положительных качеств. Делайте акцент не на личностных особенностях человека, а на фактах или явлениях.

8. Никогда не критикуйте человека при посторонних, чтобы не унизить и не уязвить его самолюбие [4, с. 16].

К общим факторам неуспешности общения относятся:

· оценочное мышление (привычка говорить и мыслить о людях с позиции крайних оценок, поиск виноватых);

· стереотипы (шаблонные образы поведения и мышления, из которых следуют готовые способы решения проблем, ведущие к рутинности, схематичности поведения);

Решение проблем общения может быть достигнуто путем анализа собственного поведения; предвидения последствий своих поступков и отношений; формирования умений управлять своим поведением, эмоциями, общением.

1. Ценности профессионально – трудовой сферы. Учебно-методическое пособие /Под общей ред. Н.А. Асташовой. – Брянск: Изд-во БИПКРО, 2007. – С. 248.

4. Хетагурова А.К. проблемы этики и деонтологии в работе медицинской сестры/ В помощь практикующей медицинской сестре, 2008. №1 С. 5-8,14-16.

Основные термины (генерируются автоматически): процесс общения, общение, медицинский работник, обмен информацией, оказание помощи, совместная деятельность, тактик медработника.

Похожие статьи

Этика и деонтология в работе среднего медицинского персонала

В процессе деятельности между медицинской сестрой и пациентом, необходимо установления доверительных отношений.

Принцип справедливости требует равного отношения медицинских работников и оказания равноценной помощи всем пациентам вне.

Коммуникативный аспект профессиональной этики в работе.

В статье рассмотрена специфика профессии медицинского работника, которая

Оказание медицинской помощи в любой медицинской организации должен

Проблемы управления конфликтной ситуацией в среде.

Бытовые условия медицинских работников: отдельную квартиру имели 92,7

Конструктивное разрешение конфликта возможно лишь в процессе эффективного общения конфликтующих

Зарубежный опыт этических принципов сестринского дела.

В частности, это нормы общения с пациентом и его представителями, соблюдение

‒ развитие системы хосписов и оказанием паллиативной помощи умирающим, базирующейся на

Бастрыкина Г. А. Этико-деонтологические основы деятельности среднего медицинского.

Формирование позитивного имиджа медицинского работника

Пациенты ожидают оказания грамотной помощи, проведенной на должном профессиональном уровне.

Профессионализм медицинского работника состоит из 3-х звеньев — профессионализм знаний (ПЗ), профессионализм общения (ПО), профессионализм.

Преодоление трудностей в поведении при общении.

Коммуникативные барьеры общения. Адекватное восприятие информации зависит также от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров.

Какое явление, часто встречающееся в среде медицинских работников, можно увидеть в данном сюжете?

О модели взаимодействия специалистов различного профиля.

Полезная информация. Спецвыпуски.

Медицинский работник изучает и оценивает соматическое здоровье и состояние нервной системы

Метод обучения в сотрудничестве как средство развития совместной работе, открытому стилю взаимодействия, общения.

К вопросу о коммуникативной компетенции врача как об условии.

. с целью постановки предварительного диагноза, а в дальнейшем оказания медицинской помощи.

Особые требования предъявляются дискурсивной компетенции доктора, как лидера, владеющего коммуникативной инициативой и организующего процесс общения.

Совершенствование этики и деонтологии в сестринском процессе

. поведения средних медицинских работников в сестринском процессе, а также получить оценку деятельности медсестринского персонала в

Из ответа респондентов можно сделать выводы, что культура общения среднего медицинского персонала находится не на должном.


Правила общения медицинского работника в лечебном учреждении

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Спецификой общения медицинского работника с пациентом и его родственниками является, то, что человек имеющий проблемы со здоровьем, бывает эмоционально неустойчив, не корректен, не терпелив и не критичен. При этом, доверяя свое здоровье и тайны, пациент рассчитывает на сочувствие, высокий профессионализм, порядочность и участие. Соблюдение правил этики и деонтологии прописано в статье 6 Федерального закона № 323-ФЗ. При эффективном общении и полном доверии облегчается сбор анамнеза, увеличивается приверженность к лечению, что позволяет улучшить диагностику и лечение пациента.

Поэтому этикет, регламентирующий взаимоотношения врача и пациента, врача и родственников, врача и его коллег, включает этику врачебного долга и ответственности, врачебной тайны и коллегиальности. Врачебный этикет предписывает манеру держаться, одеваться, говорить, шутить - с больным или в его присутствии. А, кроме того, отдавать предпочтение особому образу жизни (здоровому, говорим мы сейчас), привычкам, воззрениям на жизнь, что и формирует призвание врача в истинном смысле слова.

Медицинская деонтология охватывает самые различные аспекты деятельности врача - отношения с больным и его родственниками, с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом; это вопросы научной организации труда, рациональных методов исследования и лечения. Перечисленные вопросы являются общими для всех клинических дисциплин, однако каждая из них имеет специфические, только ей присущие деонтологические особенности. Акад. Б. С. Преображенский отмечал:

"Когда говоришь с больным о его болезни, думай: что говоришь? кому говоришь? зачем говоришь? как поймут тебя: сам больной, его родственники, случайно присутствующие при разговоре люди (например, больные в палате").

В любом случае, состояние душевного комфорта больного - вот главный критерий деонтологии, тест на ее эффективность.

Для эффективного общения с пациентом совместно разработали свод правил для сотрудников медицинского учреждения.

Общие требования

Внешний вид медицинского сотрудника быть аккуратным и опрятным, парфюм деликатным. Длина и фасон одежды должен быть разумным и не стесняющим как работу, так и чувства окружающих.

Смотрите на говорящего. Дайте человеку понять, что вас интересует то, что он говорит. Будьте максимально внимательны и проявляйте участие.

Не обсуждайте при пациенте свои личные проблемы, личности других сотрудников и больных, в том числе по телефону. За пределами больницы не обсуждайте никакие данные о пациентах.

Не позволяйте себе игнорировать присутствие пациента или его представителя. На рабочем месте в отделении при появлении посторонних людей необходимо вежливо их приветствовать, выяснить цель визита и дать необходимые справки.

В ситуации обращения к Вам во время важного разговора с коллегой спросите имя – отчество, извинитесь и, в зависимости от сути обращения, помогите сразу или вежливо попросите подождать завершения беседы, чтобы затем максимально сосредоточиться на проблеме обратившегося к Вам человека.

Недопустимо:

1. Игнорирование вопросов пациента.

2. Игнорирование присутствия пациента.

3. Комментирование своей загруженности или временных ограничений приема.

4. Выказывание эмоций по поводу своего собственного самочувствия и влияния на него присутствия пациента.

5. Комментировать действия других специалистов и медицинских работников, даже если очевиден какой-либо недочет.

6. Повышать голос.

7. Комментировать внешний вид пациента, его характерологические особенности.

8. Оставление пациента в кабинете приема одного, без достаточных на то оснований.

9. Прерывание приема по личным причинам медицинского работника, в случае крайней необходимости - принести извинения.

10. Использование пациента в качестве помощника в процессе оказания медицинской помощи недопустимо в любом случае (например, вызов пациента из очереди другим пациентом, поиск информации в папках результатов анализов и др.)

Рекомендуемые речевые модули:

Комментируйте свои действия следующими фразами:

Можно уточнить суть обращения: «Я правильно вас понял(а), вы

Мы с Вами вместе заинтересованы в том, чтобы найти правильное решение.

У нас с Вами общая цель – определить верное решение в данной ситуации.

Я Вас правильно понял, что Вы (Ваш ребенок) болеет с…

Попробуем вместе разобраться, почему мои аргументы кажутся Вам неподходящими.

Я рад, что вы мне об этом сказали.

Я могу вам в этом помочь.

Не упустил ли я чего-то важного для вас?

Я прошу извинить меня за то, что заставил вас ждать.

Мы ценим ваше время.

Благодарю вас за то, что вы обратились в …..

Остались ли у вас еще какие-нибудь вопросы, есть ли что-то непонятное?

Мы с Вами по многим вопросам нашли общий язык, потому что у нас общая цель – Ваше здоровье.

Недопустимые фразы:

В общении с пациентами не стоит злоупотреблять медицинской терминологией. часто не понятной для пациента и пугающей его.

Я думаю, что Вы не правы…

У меня нет времени, чтобы Вам объяснять…

Скорее говорите, а то у меня еще много других обязательств…

Я специалист. Я лучше знаю, как Вас лечить…

Я здесь не для того, чтобы Вам что-то доказывать…

≪Вы должны…≫. Пациент Вам ничего не должен! Напоминаем, что Вы находитесь на рабочем месте, и Ваши формулировки должны быть корректными.

10 принципов общения с конфликтным пациентом

1. Слушайте внимательно и Вы поймёте, что стоит за агрессией.
За ней вполне может оказаться реальная проблема. Необходимо понять чувства пациента-в этом помогут не столько его слова, сколько тон голоса, интонации и жесты. Затем услышьте главную мысль в потоке, отделяя агрессивную форму от содержания, иначе собственные эмоции помешают адекватно воспринять ситуацию. Слушайте ЧТО говорит, а не КАК говорит.

2. Не поддавайтесь на провокации. Агрессивный пациент ждёт, что Вы ответите на его провокацию, вступив в словесную перепалку. Помните, что Вы сильнее в медицинских вопросах, а вступив в обмен словесными выстрелами, станете равным с пациентом. В словесной дуэли нет победителей, ибо проблема так и не решится.

3. Не повторяйте за пациентом грубых слов. Перефразируйте сказанное, не изменяя сути, и ответьте по существу проблемы. Чем эмоциональнее пациент, тем более спокойнее реагируйте. Оставайтесь вежливы и корректны, но обязательно продолжайте проявлять интерес к медицинской проблеме пациента. Холодная корректность бесит агрессора так же, как и ответное хамство.

4. Не принимайте на свой счёт. Агрессия пациентов в большинстве случаев направлена не на Вас, а на ситуацию. "Вы всё перепутали!" означает, что "Мои анализы не пришли вовремя и и кто в этом виноват, меня не интересует, но поскольку я говорю с Вами, то Вам меня слушать и исправлять ситуацию" Врач выступает в роли громоотвода, а не цели агрессии.

5. Обращайтесь к пациенту по имени. Если пациент и слова не даёт вставить-назовите его по имени+/-отчеству. Большинство прислушивается и Вы сможете озвучить свой ответ. "Помните, что для человека звук его имени - самый сладкий и самый важный звук в человеческой речи"

6. Выразите сочувствие и понимание. Необходимо выразить сожаление по поводу сложившейся ситуации, но без частностей. Не отделяйте себя от учреждения, в котором работаете, либо от коллег, даже если есть их вина.
"Я понимаю Ваши чувства, и это действительно неприятно. Сожалею, что произошло это недоразумение"

7. Согласитесь и принесите извинения. Если недовольство пациента обоснованно, то лучше сразу с этим согласиться. Если необоснованно, то согласиться с оговоркой сути ситуации без перехода на личности. Мнимое согласие и мнимое признание вины сразу гасит конфликт и позволяет перейти решению вопроса.
Будьте выше и лучше агрессора.

8. Возьмите перерыв при необходимости и по возможности.
Если чувствуете, что эмоции переполняют, то покиньте поле боя, чтобы прийти в себя. Это надо сделать под благовидным предлогом и ненадолго.
"Извините, мне надо проверить информацию по этому вопросу. Я вернусь к Вам, через минуту."

9. Предложите план действий. После того, как Вы выслушали пациента и поняли, в чём заключается его проблема, изложите свои предложения чётко и недвусмысленно. Будьте абсолютно уверены, что Ваш план осуществим.

10. Заканчивайте своё предложение решения закрытым вопросом.
"Вас устраивает такой вариант?" Это создаёт иллюзию выбора, при котором пациенту ничего не остаётся, как подтвердить Ваш.

Стандарт отказа в просьбе пациенту

Таким образом, использование правил и фраз помогут наладить конструктивный диалог, получить максимум информации, уладить конфликт и выстроить доверительные отношения, которые помогут в эффективном лечении пациента.

Список используемой литературы:

Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология. - Р-н-Д, 2002, стр. 279-286, 289-293;

Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. - Р-н-Д, 2004, стр. 179-209, 219-233,

Косенко В.Г., Смоленко Л.Ф., Чебуракова Т.А. Медицинская психология для медсестер и фельдшеров. - Р-н-Д, 2002, стр. 43-49, 79-82.

Коммуникативно-речевая культура врача Жура В.В.. Рудкоа ЮВ. Вестник Южно-Уральского государственного университета

Читайте также: