Сочинение про соловья разбойника

Обновлено: 04.07.2024

Былины являются неотъемлемой частью русского фольклора. Они отражают стремления народа, его непреодолимую жизненную силу. Эти произведения устного народного творчества – неиссякаемый источник ярких примеров патриотизма, воплощённых в образах славных богатырей, готовых в любую минуту стать на стражу границ родной земли и спасти её от порабощения.

Данное произведение соответствует всем требованиям былинного жанра. В нём используется троекратные повторы, сравнения, эпитеты, метафоры. Реальные элементы переплетаются с фантастическими, а образы гиперболизируются.

Илья оставляет отчий дом и отправляется на верном коне в Киев, где хочет служить верой и правдой князю Владимиру. У Чернигова он видит несметное вражеское войско. Без чьей-либо помощи богатырь одержал победу над ним. Благодарные жители города предлагают Муромцу стать их воеводою. Однако он отказывается, поскольку не стремится ни к обогащению, ни к власти. Просит только указать короткую дорогу в стольный Киев-град. Да дорога эта оказалась очень опасной и по ней давно уже никто не ездил и не ходил, ибо у реки Смородины поселилось чудище – Соловей-разбойник. От его страшного крика и свиста деревья – гнулись, травы – увядали, цветы – осыпались, а живые существа – сразу падали замертво.

Не испугался молодец и избрал прямой путь. Повстречавшись с Соловьём-разбойником, храбрый богатырь, выстрелил в него стрелой и попал ему в правый глаз. А когда чудище упало на землю, привязал его к стремени коня и поскакал дальше.

Образ Ильи Муромца не утратил актуальности и сегодня. Он учит смело бороться с врагами, беззаветно служить Родине, ставить общественные интересы выше личных желаний.

2 вариант

Былина – значит быль и это отличает её от сказки. Илья существовал на самом деле, его никто не выдумывал. Родился он в маленьком селе Карачарове, которое находилось под градом Муромом, оттуда и взялось прозвище Ильи.

Илья родился в семье обыкновенных крестьян, немолодых уже людей. Единственный сын просидел, не вставая, 33 года, не имея возможности подняться на ноги, ввиду своей неизлечимой болезни. Так бы и просидел он всю свою жизнь, но судьба распорядилась иначе и приготовила ему другую долю. По счастливой случайности мимо их села проходили старцы, они дали Илье напиться заговоренной воды и случилось чудо — он поднялся. Старцы напророчили ему стать прославленным защитником всей великой Руси. Впервые встав на ноги, Илья почувствовал в себе первые проблески силы, храбрости и веры в собственные силы и способность защищать русскую землю.

Любой герой оттого и назван героем, потому как совершает героические подвиги. Один из злодеев, с которым пришлось вступить в схватку Илье Муромцу стал Соловей – разбойник. Вот этот кровожадный персонаж выдуман целиком и полностью. Некоторые предполагают, что это какое-то мифическое существо, другие думают, что он обычный разбойник, обладающий возможностью свистеть с неимоверной силой. Стоило ли сомневаться, что из продолжительного боя с ним Илья выйдет полным победителем.

Илья Муромец не жаждет ни наград, ни почестей со стороны князя. Ему не нужны ни титул, ни богатства. Он борется со злом исключительно ради Руси – матушки, ради всего русского народа и видит именно в этом свое предназначение. Недаром, когда он подъезжает к распутью трёх дорог, не долго думая выбирает дорогу, которая непременно должна привести к гибели. Но богатырь твердо знает, что к нему это не относится, ведь впереди его ждёт ещё много зла, которое он непременно должен искоренить.

Этот злодей изображался по-разному. Считается, что его прототипом послужил реальный человек, у которого была своя банда. Эти разбойники грабили и убивали ни в чем неповинных людей, совершая нападения на села. По другой версии, образ Соловья собирательный, и это воплощение монголо-татарской орды, которая своими набегами уничтожала русские села, несла разорение и горе.

А вот внутри у него звериная натура. Он свистит по-соловьиному, кричит по-звериному. Главное для него — убийство всего живого. Поэтому и засел он на проезжей дороге, чтобы сотворить, как можно больше зла. Все это характеризует его как двуличную личность.

В результате он навел страх на всю округу. Все выбирают дорожку окольную, аж за 1000 верст, так как не хотят погибнуть в неравном бою. И только один Илья Муромец решается встретиться со злодеем лицом к лицу.

Их битва проходит быстро и не в пользу Соловья Разбойника, хотя его образ страшен, а свист сметает все на воем пути и убивает любого, кто приблизится к гнезду. Именно свист является символом всего разрушительного на Руси. Богатырь оказался сильнее и удачливее. Всего одним выстрелом он выбивает у злодея глаз.

Коварный убийца повержен и отправляется на суд в город Киев. Стоит отметить, что разбойник оказывается разумным и рассудительным. Когда Илья вез Соловья мимо его терема, дочери попросили зятьев напасть на богатыря и убить его. Но отец останавливает родных, понимая бесполезность этих усилий, тем самым предотвращая новые жертвы.

И вот он в городе. Глупость Владимира помогает Соловью Разбойнику в последний раз продемонстрировать свою силу и злобу против людей. В разговоре с князем он ведет себя гордо и независимо, отказывается выполнить его просьбу. Использует хитрый ход, просит выпить вина и набраться сил. Но, к сожалению для себя, он не слушает Илью, который приказывает ему посвистеть не в полную силу. За это богатырь вывозит злодея в поле и казнит. Существуют другие версии концовки былины. В некоторых вариациях Илья прощает чудище и отпускает на волю, воплощая идею о всепрощении.

Таким образом, Соловей Разбойник — это герой, который является воплощением зла. По физической силе он равен богатырю, а вот в нравственном отношении проигрывает, поэтому получает заслуженное наказание.

Русские былины являются достоянием русского фольклора. В них присутствуют богатыри, что отважно защищают родную землю, карая своей силушкой всех преступников, которые решили нежданно-негаданно нагрянуть. Известным богатырем является Илья Муромец.

Таким же немало известным злодеем, отрицательным героем, с которым сражается самый сильный богатырь, является Соловей-разбойник. Этот персонаж является собирательным образом всех лесных разбойников, которые обитали на территории Руси.

Способность данного злодея заключается в том, что он может снести с помощью своего свиста абсолютно любого, самого крепкого богатыря. Сам по себе этот герой не обладает крепкой физической силой, высоким ростом, спортивным телосложением, да и выглядит он как-то смешновато. Не так подобает злодею.

В разных былинах Соловей-разбойник выглядит по-разному. Одни авторы видят его существом, гнездо которого расположено на двенадцати стволах. Типа он змей. Другой писатель вообще считает, что этот герой является звуком от татарского войска. Нет единого образа этого героя. Но Соловьем его прозвали за то качество, что он может очень громко свистеть, как эта птица. Звуковой волной, какая поднимается, из-а разбойника, можно сбить любого человека, снести любой лес, дом и вообще, если постараться, всю Русь. В некоторых источниках упоминается, что Соловей-Разбойник силен так, как самый мощный богатырь Руси Илья Муромец.

Предполагается, что Соловей-разбойник имеет элементы азиатской внешности. У него узкие глаза, желтый цвет кожи, он невысокого роста, имеет черные волосы и такого же цвета брови, усы, реденькую бородку.

Он просто свистит и тем самым разрушает здания и хулиганит. Это надоело всем, ведь нельзя было просто сходить в лес за грибами. Это привело к тому, что киевский князь обратился за помощью к Илье Муромцу. Теперь Илья Муромец приобрел в лице Соловья-разбойника мощного противника. В некоторых преданиях этого злодея побеждает Перун – русский бог грома и молнии. Его прототипом является Илья Муромец.

Но Илья Муромец одерживает победу над злодеем лесным и, проявляя великодушие и умение прощать, не убивает Соловья-разбойника. Он утихомиривает его, а потом отпускает.

После встречи с мощным русским богатырем Соловей-разбойник начал вести себе нормально и не мешать людям спокойно жить.

Предположения о месте проживания

Ой, ты, гой еси, Илья Муромец! Пряма дорожка не проста стоит: Заросла дорога лесами Брынскими, Протекла тут речка Смородина; Еще на дороге Соловейко-разбойничек Сидит на тридевяти дубах, сидит тридцать лит, Ни конному, ни пешему пропуска нет… Сидит Соловей-разбойник на сыром дубу, Сидит Соловей-разбойник, Одихмантьев сын. А то свищет Соловей да по-соловьему, Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному, И от его ли то от посвиста соловьего, И от его ли то от покрика звериного Те все травушки-муравы уплетаются, Все лазоревы цветочки осыпаются, Темны лесушки к земле все преклоняются, А что есть людей — то все мертвы лежат. Прямоезжею дороженькой — пятьсот есть вёрст, Ай окольноей дорожкой — целая тысяча.

Согласно былине, Илья Муромец поехал к Киеву прямою дорогою от Чернигова, которую заложил Соловей-разбойник ровно тридцать лет, не пропускал ни конного, ни пешего, а убивал не оружием, а своим свистом. Выехал Илья Муромец в чистое поле и увидел попрыски (следы) богатырские, и по них поехал, и приехал на те леса Брынские, на те грязи топучие, на те мосты калиновы и к той реке Смородинке. Соловей-разбойник послышал себе кончину и бессчастие великое и, не допуская Илью Муромца за двадцать верст, засвистал своим свистом разбойническим крепко; но богатырское сердце не устрашилось. И, не допуская еще за десять верст, засвистал он громче того, и с того свисту под Ильею Муромцем конь спотыкнулся. Приехал Илья Муромец под самое гнездо, которое свито на девяти дубах; и Соловей-разбойник, на гнезде сидя, увидел святорусского богатыря, и засвистал, и хотел убить Илью Муромца. К востоку от города Карачева (Брянская обл.) лежит село с былинным названием Девять Дубов (Орловская область), что в лесах Брынских. Имеется там и речка Смородинка, упоминаемая в былине.

Отражение в современной культуре

В кино

В мультфильмах

Имена

Илья привозит Соловья в Киев и за его коварство казнит его. В одном случае Соловей-разбойник является помощником Ильи в бою, и его образ сливается с представлением о Соловье Будимировиче.

Академик Ягич пытался объяснить происхождение Соловья-разбойника из легенд о Соломоне, но, как доказал профессор В. Ф. Миллер, для такого объяснения нет достаточных данных, а самое производство имени Соловья-разбойника от Соломона, причём впоследствии явилось представление о птице, оказывается крайне натянутым.

В свою очередь, исходя из своей восточной гипотезы, В. Ф. Миллер сближает Соловья-разбойника с иранской птицей Симургом, с богатырями Ауладом, Кергсаром, белым дивом. Возможно, поэтому Соловей-разбойник изображается с тюркской наружностью. В сказке об Еруслане Лазаревиче находит параллель к Соловью-разбойнику в образе Ивашки-сторожа. Подобное же предположение высказывал раньше В. В. Стасов.

В XVII веке образ Соловья-разбойника, причём вполне человеческий, широко использовался в русском декоративно-прикладном искусстве. Известны изразцы с его изображением верхом на коне, как терракотовые, так и покрытые глазурью (муравлёные и многоцветные). Широко известен также лубок, где на коне с копьём наперевес сидит типичный польский шляхтич. Всё это говорит о воплощении в Соловье-разбойнике образа врага Руси конкретного исторического периода.

Биография и сюжет

Легенда повествует о том, что Соловей-разбойник расположился на дубах в собственном тереме и не пускал никого из проезжающих по дороге в Киев. Отец нескольких сыновей и дочери-богатырши изводит путников свистом и не видит себе равных в округе.

Былинный герой сравнивается с чудовищем. По преданию, он размещался в гнезде, закрепленном на двенадцати дубах, и поражал все вокруг своим мощным свистом. В течение тридцати лет Соловей перекрывал дорогу к Киеву. Никто не мог миновать его, не выдерживая необходимости слушать, как поет Соловей-разбойник.

Соловей-разбойник


Соловей-разбойник

История героя не дает точного определения его происхождению. До конца не ясно, был ли он птицей, человеком или невиданным зверем. Персонаж имитировал звуки живой природы, в том числе и диких животных. От ужасающих трелей могучие леса склоняли верхушки, а люди погибали на месте.

Соловья-разбойника одолел Илья Муромец. Русский богатырь привез разбойника на суд князя Владимир и бояр, а затем расправился с бандитом. Это был подвиг, принесший Илье Муромцу славу по всей Руси.

Илья Муромец и Соловей-Разбойник


Илья Муромец и Соловей-Разбойник

Соловей-разбойник – герой, порожденный русским эпосом. Это фольклорный персонаж, представляющий собой собирательный образ негативных качеств и характеристик, воплощенных в лице конкретного существа.

Литературоведы подчеркивают раздвоение образа героя, которого можно представить и как птицу, и как человека. При встрече с богатырем бандит свистит, восседая на деревьях, и воображение представляет его в образе чудовищной птицы.

Соловей-Разбойник в плену у Ильи Муромца


Соловей-Разбойник в плену у Ильи Муромца

Став пленником богатыря, разбойник вызывает боязнь у свидетелей его путешествия к князю. Люди не сразу понимали, кто кого везет на суд: богатырь хулигана или хулиган богатыря. Можно сделать вывод, что Соловей-разбойник был наездником и сам управлял лошадью. Побежденный Ильей Муромцем, Соловей предстает в образе обычного человека.

Оказавшись перед судом, персонаж уговаривает сжалиться над ним и апеллирует к ценностям, много значащим в жизни любого человека: семье и детям, материальным благам. Демонстрируя князю и боярам уникальный свист, герой представляется не птицей, а просто громким свистуном.

Былина – это жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси (IX – XIII веков).

Термин “былина” был введен И. Сахаровым, который позаимствовал его из выражения “Слова о полку Игореве “: ” по былинам сего времени ” (ранее подобные произведения называли “богатырскими сказками”). Изображаемый в “богатырских сказках” мир – это Древняя Русь (Киев, Новгород, Муром,

Галич, Чернигов, другие русские города), а основное содержание – рассказ о героических подвигах русских богатырей в борьбе с врагами родной земли.

Врагами Руси в былинах выступают южные кочевые племена, монголо-татарская орда. В былинах рассказывается о том, что происходило на самом деле, но реальные образы и картины неотделимы в них от фантастического вымысла, где враги – фантастические существа.

Соловей-разбойник сидит на семи дубах и “громким посвистом” губит все живое вокруг, а новгородский гусляр Садко получает за свою игру богатство от морского царя. Все былинные богатыри олицетворяют

Илья Муромец – “сильный-могучий богатырь”, занимает особое место. Его подвиги приурочены к событиям Киевской Руси во времена княжения Владимира Красное Солнышко.

Илья Муромец главным делом своей жизни считает защиту родной земли. И дело свое он делает легко, играючи, потому что силой наделен необыкновенной: как возьмет в руки “саблю буевую”, как начнет “по силушке погуливать”, “повернется – вокруг улицы”, “поворотится – часты площади”. По пути во стольный Киев-град,

Куда Илья Муромец едет “заложиться за князя Володимира, послужить ему верою-правдою, постоять за веру христианскую”, он один легко устраняет сразу три “помехи”:

…Первая помеха – очистил я Чернигов-град,

Другая помеха – я мостил мосты

На пятнадцать верст

Через ту реку через Смородину;

Третья помеха – я сошиб Соловья-разбойника.

Былинный богатырь совершает эти подвиги во имя родной земли. При этом он выступает как обобщенный образ идеального героя, в котором воплощены и лучшие черты реальных лиц далекого прошлого.

В его поступках, во всем его облике, а также в фантастическом преувеличении слышится отголосок реальных исторических событий.

Конечно, былина “Илья Муромец и Соловей-разбойник” – произведение искусства, которому присущи вымысел (этот вымысел называется поэтической правдой) и преувеличение.

Но главное и в этом произведении, и в других былинах об Илье Муромце (“Илья Муромец и Калин-царь” и “Илья Муромец и Идолище”) – высшая цель, во имя которой живет герой. А цель эта – мирный труд на родной земле, свободной от завоевателей и поработителей. Ведь в первую очередь Илья Муромец – простой крестьянин, которого отец в трудную для отечества минуту благословил “на дела добрые”: послужить князю “на почесть-хвалу”.

Героический эпос – это повествование о прошлом, представляющее целостную картину народной жизни и деяний героев-богатырей. Основу сюжета в героическом эпосе составляют события, связанные не с личными интересами героя, а с его общественным долгом.

Свои подвиги богатыри совершают во имя благородных целей, самая главная из которых – это защита родины от чужеземных поработителей.

Многие былины повествуют о монголо-татарском нашествии на Русь.

К их числу принадлежит и один из шедевров устного народного творчества – былина “Илья Муромец и Соловей-разбойник”.

В центре сюжета – путешествие русского богатыря “из города Мурома” в Киев и его победа над Соловьем-разбойником, олицетворяющим вражеские силы. Путь в Киев превращается для

Ильи Муромца в победное шествие. Сначала он освобождает от врагов город Чернигов:

У того ли города Чернигова

Нагнано-то силушки черным-черно…

… Он как стал-то эту силушку великую,

Стал конем топтать да стал копьем колоть,

А и побил он эту силу всю великую!

Илья-Муромец узнает, что народ страдает от Соловья-разбойника:

И от его ли то от посвиста соловьего,

И от его ли то от покрика звериного

Все-то травушки-муравы заплетаются,

Все лазоревы цветочки осыпаются,

Темны лесушки к земле все приклоняются,

А что есть людей – то все мертвы лежат.

Русь гибнет от разбойников-завоевателей. И богатырь отправляется на сражение с Соловьем – разбойником и побеждает его, берет в плен и везет в Киев. Но на пути встречаются Илье Муромцу зятья Соловья-разбойника.

Они хотят подкупить русского богатыря дарами драгоценными. Но он не предает родину и свой народ (“да мужик – то деревенщина не слушается”). Илья Муромец убивает пленника со словами:

Тебе полно свистать да по-соловьему,

Тебе полно кричать да по-звериному,

Тебе полно вдовить да жен молодых,

Тебе полно сиротить да малых детушек!

Так богатырь освобождает Русь от врага.

Былина “Илья Муромец и Соловей-разбойник” проникнута глубоким патриотическим смыслом.

Богатырь отказывается от всех лестных предложений, ведь главное для него – это не почести и не богатство, а защита родного края.

Читайте также: