Сочинение про рассказ никита

Обновлено: 02.07.2024

Рассказ А. Платонова Никита” в 5 классе — рассуждения, анализ, аргументы и характеристики. Русский язык и литература для школьника

Возможно, в начальной школе Дети уже встречались с произведениями Платонова (учитель уточнит это до урока у детей или преподавателя начальных классов). По мультфильму детям знакома сказка А. П. Платонова “Волшебное кольцо”. В учебник “Родная речь” (Родная речь: Учебник по чтению для учащихся начальной школы / Сост. М. В. Голованова и др.

М.: Просвещение, 1999. Кн. 3. Ч. 2) включен рассказ А. П. Платонова “Сухой хлеб”.

Поэтому в 5-м классе мы предлагаем остановиться на том материале о писателе, который предлагает нам учебник-хрестоматия.

Урок 1. А. П. Платонов. Детство, начало литературной деятельности писателя. Рассказ “Никита”. Главный герой рассказа.

Одухотворение природы в воображении героя.

I. А. П. Платонов. Детство, начало литературной деятельности писателя

Начнем урок отрывком из рассказа “Сухой хлеб”:

“К самому пряслу Климова двора подходило колхозное поле. На поле была посеяна рожь рядами. Каждый день Митя ходил к матери через это хлебное поле и видел, как рожь морилась жарою и умирала: малые былинки ржи лишь изредка стояли живыми, а многие уже поникли замертво к земле, откуда вышли на свет.

Митя пробовал подымать иссохшие хлебные былинки, чтобы они жили опять, но они жить не могли и клонились, как сонные, на спекшуюся, горячую землю.

Митя ударил нечаянно тяпкой возле самого хлебного стебелька, и стебелек тот сломался и поник.

– Нельзя! – вскричал Митя самому себе. – Ты что делаешь!

Он оправил стебелек, уставил его в землю и стал теперь мотыжить землю лишь посередине междурядья, чтобы не поранить хлебных корней. Потом он положил тяпку и начал руками копать и рыхлить землю у самых корней. Корни были осохшие, слабые.

Мать говорила про них, что они малодушные, и Митя осторожно ощупывал пальцами, разрыхлял почву вокруг каждого ржаного колоска, чтобы не сделать ему больно и чтобы роса напоила его”.

– Расскажите, чем кончился этот рассказ. Какие чувства у вас вызвал рассказ “Сухой хлеб”? Хотелось бы вам продолжить знакомство с произведениями Платонова?

Прочитаем текст вступительной статьи учебника-хрестоматии.

– Как вы понимаете выражение “пропетая сердцем сказка про Человека”?

О Платонове может рассказать учитель. Вариант такого рассказа:

Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой.

Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах.

Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище. Он очень любил свою учительницу Аполлинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. С четырнадцати лет начал работать.

Платонов учится в железнодорожном политехникуме, принимает участие в Гражданской войне. С девятнадцати лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты.

Первой выходит книга его стихов “Голубая глубина”, через пять лет – сборник рассказов.

– Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова Платонова стали эпиграфом к главе, посвященной его творчеству? Выпишите эти слова писателя в свою тетрадь.

II. Рассказ “Никита”. Главный герой рассказа. Одухотворение природы в воображении героя

Учитывая стилистическое своеобразие произведений Платонова, мы рекомендуем учителю самому познакомить детей с рассказом “Никита”. После чтения обязательно расспросим детей о том впечатлении, которое произвел на них рассказ.

– Какие чувства у вас вызвал рассказ?

– Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе?

– Вы услышали этот рассказ первый раз. Сейчас, после первого прочтения, как бы вы определили основную мысль рассказа?

Дети попытаются определить основную мысль рассказа. Запишем некоторые высказывания на доске и в тетради, чтобы после анализа рассказа сравнить выводы с первоначальным пониманием произведения.

– Почему рассказ называется “Никита”? Кто главный герой рассказа? Сколько ему лет?

Составление плана рассказа

Продолжаем обучение составлению сложного плана.

– Как вы думаете, на какие части можно поделить рассказ?

Поможем детям выделить три основные части:

1. Мама уходит на работу. (От начала до слов “…и его облако закроет”.)

2. Никита “живет” один. (От слов “Оставшись один…” до слов “…и мать Никиты давно ушла с поля ко двору”.)

3. Возвращение отца. (От слов “Дома Никита увидел мать…” до конца рассказа.)

Разделим на пункты вторую часть.

Никита “живет” один.

Кто живет в бочке. “Доброе солнце”. Колодезные жители. “Тайные жители” двора: змеи, пень, старая баня. Желтый цветок. “Незнакомые, злобные лица”.

Никита испугался и побежал к маме.

Беседуем по второй части рассказа. Просим детей подтверждать ответы примерами из текста.

– Почему Никите кажется, что все вокруг него живое?

– С кем из “тайных жителей” Никита разговаривал? О чем?

– Как вы думаете, почему Никита положил змеям хлеб? Чего он хотел добиться?

– Найдите глаголы, с помощью которых Платонов описывает поступки Никиты.

Почему он сломал стебель цветка? Что вы можете сказать о характере мальчика?

– Почему воображение мальчика “поселило” на солнце умершего дедушку?

– Почему “тайные жители” стали казаться Никите враждебными?

Разделить на пункты третью часть рассказа “Никита”. Подготовить рассказ о Никите.

Урок 2. Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе “Никита”. Характеристика героя.

Язык рассказа А. П. Платонова.

I. Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе “Никита”

Продолжаем работу по составлению плана рассказа, проверяя выполнение домашнего задания.

Итак, разделим на пункты третью часть.

Встреча Никиты с отцом. Разговор Никиты с отцом. Работа с отцом.

– Найдите в тексте ключевые фразы для каждого пункта плана. Как вы понимаете смысл этих фраз?

“Теперь уже век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубили, пора о тебе с матерью думать…”

“Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце”.

“Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый”.

“Давай все трудом работать, и все живые будут”.

– Отец Никиты вернулся с войны. Война – это разрушение, зло. Что отец Никиты считает добром?

– Как вы думаете, почему отец мальчика первым делом колет на дрова ветхий, трухлявый пень на огороде?

– Рассмотрите иллюстрация В. Куприянова. Какой эпизод изображен художником?

– Видели ли вы, как стругают доски? Какое настроение создается у человека, который смотрит на желтые стружки?

– Какую работу отец поручил Никите?

Подчеркнем созидательную роль человеческого труда.

– Во что верил отец Никиты? Что означают слова: “Давай все трудом работать, и все живые будут”?

Слова мальчика означают, что если вещь или дело сделаны с усердием, с любовью, то в них живет душа человека, который вложил в это свой труд. Отец верил, что Никита “останется добрым на весь свой долгий век”.

– Как вы думаете, понял ли Никита важность труда?

Перечитаем записи о главной мысли рассказа, сделанные на первом уроке.

– Изменилось ли ваше понимание этого рассказа? Как вы сейчас понимаете главную мысль рассказа “Никита”?

II. Характеристика героя

Предложим детям рассказать о герое рассказа мальчике Никите. Спросим одного-двух учеников. Объясним, что подробного пересказа не требуется.

Надо выделить главное и сделать выводы.

III. Язык рассказа А. П. Платонова

– Вы, наверное, почувствовали, что язык Платонова отличается от языка других писателей. Автор употребляет необычные выражения. В них обычные слова соединяются в непривычных сочетаниях, и слово звучит как-то по-новому, приобретает дополнительных смысл.

Давайте поработаем со значениями платоновских выражений.

Дети прочитают свои объяснения данных выражений, сравнят их с толкованиями одноклассников.

IV. Сравнительный анализ произведений (дополнительный материал)

Подводя итоги работе над рассказом А. П. Платонова “Никита”, спросим у детей:

– В каком из прочитанных в 5-м классе произведений герой видит пень, превращающийся в чудовище?

Вспоминаем повесть Н. В. Гоголя “Заколдованное место”.

– Что хотел найти дед в заколдованном месте? Почему в горшке оказалось не золото, а “сор, дрязг”?

– Какая тема объединяет повесть Гоголя и рассказ Платонова?

Эти произведения объединяет тема труда. Прочно только то, что достается человеку трудом.

Для многих из нас семья является неотъемлемой частью нашей жизни. Родные люди направляют нас, корректируют наше поведения, готовят нас к жизни, и просто дарят заботу и любовь, но, к сожалению, далеко не у каждого человека есть семья, или либо он не может с ней видеться, что, конечно же, весьма трагично. Об этом и произведения Платонова “Никита”.

Произведение рассказывает нам печальную историю мальчика Никиты, который по воле судьбы остался совсем без внимания своих родителей. Мальчик, несмотря на всё своё желание и стремление быть счастливым, быть любимым, и дарить эту любовь окружающим, остался забытым ребёнком, о котором даже никто не вспоминает, что очень грустно. На почве этой детской обиды и отчуждённости, мальчик начинает создавать себе окружение из бездушных предметов, начиная разговаривать с ними, веселиться, и даже срываться на них, говоря о своей обиде на весь мир. Однако произведение заканчивается возвращением с войны отца мальчика, и он снова начинает верить в людей и в родительскую любовь.

Образом и ситуацией мальчика Платонов как бы проецирует его состояние на современное общество. Казалось бы, что мы все должны быть дружны, ведь, как никак, человечество это одна большая семья, которая должна держаться вместе, но, несмотря на это многие люди, считают иначе, всё больше и больше отстраняясь от общества, и создавая фальшивый человеческий идеал, от которого становится тошно даже ему самому. Платонов хоть и презирает таких людей, но всё-таки понимает и принимает их, ведь они, как и мальчик, Никита из произведения, зачастую не виноваты в своём одиночестве и озлобленности, они просто оказались брошены, отвергнуты своей собственной семьёй, что и сыграло впоследствии на их становлении личностями. Потому автор и призывает людей держаться дружно, дабы не причинять боль себе и окружающим, ведь самое обидное, что может сделать члену своей семьи человек – это игнорирование.

Но автор также раскрывает, и светлую сторону. В конце произведения к мальчику приходит его отец солдат, и мальчик больше не чувствует себя одиноким. В данном контексте отец мальчика является неким образом спасательного круга, последнего шанса, который всегда предоставляется человеку в минуты его слабости. И вот что пытается этим сказать Платонов – неважно какие у тебя проблемы, всегда найдётся то, и не обязательно это будет какой-либо человек, что вытащит тебя из любой пропасти, насколько глубока она бы не была.

Вариант 2

Произведение посвящено восприятию мира и отношениям между людьми. Автор ставит проблему влияния на одиночества и деятельности по преобразованию мира

Героем рассказа является пятилетний мальчик Никита. Автор показывает его добрым и любознательным, а также самостоятельным. Подобный персонаж должен был сразу вызвать симпатию у читателей. Подчеркивание положительных качеств главного героя требуется писателю для того, чтобы показать, что все страхи, пережитые Никитой во время действия рассказа, - это не преломление его нечистой совести или больного разума, а вполне нормальные явления, хотя и выразившиеся в весьма причудливой форме.

Маленький Никита постоянно остается дома один. Автор намекает, что мальчику не хватает живого человеческого общения и деятельности, которые, тем более необходимы в его возрасте, для формирования личности.

Мать его постоянно находится на роботе, а отца он не помнит, поскольку тот на фронте. Не имея общения и не занятый какими-либо занятиями, развивающими ум и воображение, не занятый ничем полезным, Никита пускает свои интеллектуальные способности, пускаясь в фантазии. Он начинает олицетворять предметы. Причем, показательно, что он, от безделья населяет мир вокруг себя людьми, причем часть из которых – это родственники, хотя и воображаемые. Солнце у него связывается с дедом, а баня с бабушкой. Этим Платонов желал показать, насколько важно для каждого человека общение и губительно одиночество и бездействие. Герой рассказа в своем воображении пытается найти то, что ему недоступно, но необходимо.

Погружение в мир фантазий автор рассказа все же считает злом. От достаточно безобидных замен реальных контактов с людьми (однако же, не дающих ничего ни разуму, ни сердцу), Никита, погружаясь все глубже и глубже в конструируемый им мир, вывод на свет чудовищ. Они, хотя и тоже воображаемые, но не становятся от этого менее ужасными. Вообразив затем страшных незнакомых людей, живущих в его доме, главный герой пугается и бежит к матери, но по дороге засыпает.

Далее автор, вероятно, для контраста, с целью оттенить и сделать более отчетливой свою главную мысль, вводит в действие отца мальчика, вернувшегося с войны. Никита получает от старшего наставника, который необходим ему для полноценного развития, уроки нормальной жизни. Отец включает его в нормальную жизнедеятельность – дает ему посильную работу, посадив выпрямлять гвозди.

В одном из обработанных им гвоздей Никита опять видит человечка. Он бросается к отцу с вопросом, опасаясь, что страхи вернулись. Однако получает ответ, что это не человечек в гвозде не несет для него зла, так как он не выдуман, а сделан своими руками.

Автор стремился показать, что бесплодные мечтания и фантазии, вызванные одиночеством, недостатком общения вредны, так как уводят человека с пути, предназначенному ему его собственной природой. Нормальное саморазвитие возможно только в обществе и не может происходить без приложения собственных усилий.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Платонова Никита

Популярные сегодня темы

На улице вечер, зима, идёт снег. Пред нами предстает Иона Потапов, он работает извозчиком. В этот холодный вечер он сидит и ожидает пассажиров. Иона сидит, согнув спину, и не шевелится.

Музыка – такая разная и одновременно прекрасная вещь… Я очень люблю музыку. Все эти завораживающие мелодии, звучания, поражающие до глубины души. Кажется, что не люди играют музыку, а музыка играет нами.

Каждый человек хоть раз в жизни имел мечту. А желания возникают у каждого ежедневно. Эти понятия очень схожи, но всё же это не синонимы.

Владимира Маяковского всегда вдохновляли идеи революции, поэтому свержение царского режима он воспринял крайне позитивно. Поэт считал нормальными расправы крестьян над бывшим дворянским сословием

Основой написания произведения являются автобиографические моменты жизни писателя, который в силу обстоятельств проходит обучение в военном училище.

Образ Никиты является собирательным. С одной стороны мальчик очень добродушный, ласковый и заботливый. Эти черты проявляются в его мыслях и маленьких поступках. В свои пять с лишним лет, он уже вынужден оставаться один дома и следить за хозяйством, наперекор своим страхам. Он с трепетом относится к своей маме и не в силах ослушаться ее наказа.

Мальчик вынужден каждый день преодолевать страх. Он одинок и поэтому окружает себя вымышленными персонажами. Однажды его фантазия сыграла с ним злую шутку. Кажется, вот-вот проснется вымышленный житель бочки и конечно же случится беда.

Это был единственный раз, когда Никита показал свою слабость и, оставив двор без присмотра, убежал к матери в поле. Он нуждался в заботе и защите, но даже не надеялся на то, что вскоре в его жизни произойдут кардинальные перемены.

Мальчик никогда не видел своего отца. Он не думал о нем, но на подсознательном уровне всегда осознавал его значимость. Мать постоянно напоминала сыну, что папа на войне, а Никита, тоже, как маленький воин сражался изо дня в день со своими страхами. И если для отца война была работой, то у мальчика была работа в тысячу раз сложнее.

Оказавшись уже под вечер в родном доме, Никита обнаруживает вернувшегося с войны отца. Страхи мальчика на этом закончились. На следующий день, он воочию увидел, как отец быстро расправился с теми, кто так долго стращал его сына.

У мальчика начинается новый этап в жизни. Ему больше не нужно бояться. Его любят, в него верят. Мир с каждым днем раскрывается совершенно с другой стороны, и Никита начинает видеть в нем все больше добра и душевной теплоты. Даже маленький железный гвоздик в фантазии мальчика предстает не озлобленным, как например житель бочки или пень, а очень добрым и симпатичным.

Отец мальчика еще раз убеждается в том, что его сын, когда вырастет, станет не только сильным, смелым и волевым мужчиной, но и очень добрым. Эти качества непременно помогут мальчику в жизни, а судьба в благодарность пошлет ему таких же добрых попутчиков, как и он сам.

По рассказу становится понятным, что автору очень нравится его главный герой, и Платонов ему сопереживает. И именно поэтому, в конце, награждает мальчика за его душевные качества.

Никита постоянно фантазирует, ему везде мерещатся какие-то выдуманные существа. Это происходит потому, что Никитка еще очень маленький и многого не знает, а объяснить ему не кому, мама всегда в поле на работе. Мальчик выдумывает и сам же и боится своих фантазий, потому что они всегда у него получаются очень страшными. Никите кажется, что все выдуманные им существа хотят ему как-то навредить. Опять навыдумывав разных страхов, он так испугался, что побежал к маме в поле. Но дорога была не близкой и он уснул в пути.

Когда вечером он прибежал домой, то оказалось, что его отец вернулся с войны. Никита очень рад этому, ведь он совсем не знал своего отца, но часто думал о нем. На следующий день отец начинает делать разные дела по дому, Никите интересно и он хочет помочь отцу. Тогда отец дает мальчику задание по выпрямлению гвоздей. Но Никитка ничего не может делать просто так, он обязательно начинает фантазировать. В этот раз он представил гвоздь добрым человеком и совсем его не испугался. Ему стало интересно, почему же вчера он испугался своих фантазий, а сегодня нет. И он задал этот вопрос отцу.

Отец объяснил Никитке, что вчерашние его фантазии были не крепкие и злые, а сегодняшний гвоздь очень даже прочный и прямой, потому что Никита сам над ним потрудился, поэтому он добрый, а значит и бояться его не стоит.

Я думаю, что отец, объясняя Никите его фантазии, хотел приучить мальчика к труду. Он хотел, чтобы Никитка понял, что работать – это очень хорошо и полезно. Ведь когда человек занят важной и нужной работой, то у него не остается времени на всякие страшные выдумки. Но мальчик не может не выдумывать, ведь он совсем еще малыш, поэтому, даже выполняя задание отца, продолжает фантазировать. Но в этот раз его выдумки совсем не страшные, потому что он фантазирует, работая, делая хорошее дело, а значит и выдумка получается хорошей, доброй.

Мне кажется, что после такого объяснения Никита еще больше будет стремиться помогать отцу во всем и приучаться к труду. Ведь теперь он сможет выполнять хорошее дело и не бояться своих собственных фантазий.

Но еще Никитка перестал бояться своих фантазий, потому что теперь у него появился защитник – отец, он считает, что теперь ему нечего бояться, и выдуманные существа не посмеют его трогать.

Читайте также: