Сочинение про пушкинские горы

Обновлено: 02.07.2024

В этом году мне посчастливилось отправится со всей семьей в путешествие — в горы. Все вместе мы побывали в очень известном месте — горы, которые приняли Олимпийский игры 2014. Это было наше самое потрясающее путешествие.

Когда издали видишь краешек гор — нет такого чувства восторга. Но стоит лишь, подъехать к подножию, сразу понимаешь всю мощь, весь масштаб. Смотришь вверх, а верхушек не видно совсем. Когда я дотронулся до горы рукой, я испытал восторг — ведь этим горам большое множество лет, они видели столько туристов, столько событий, столько войн. Они тихо и мирно стоят, лишь впитывая в себя всю историю, невольно становясь участниками всех этих событий.

В горах мы становимся ближе к звездам, к небу. Если подняться высоко в горы можно увидеть, как облака соприкасаются с землей. Даже кажется, что можно дотянуться до этих перьевых подушек рукой.

Если подниматься все выше и выше, то пики гор, как будто соединяются вместе, как будто громоздятся друг над другом. Верхушки становятся одним целым. Если смотреть вдаль, то можно разглядеть лишь очертания этих могучих стражей.

Человек в этих местах бессилен. Мощь гор, способна, как воодушевить пришедшего, так и сломать недостойного.

Я очень хочу вернуться в горы летом и познакомится с их противоположной стороной, с нежной и цветущей частью этих великих каменных глыб.

Другие темы: ← Путешествие капельки воды↑ ПриродаЧеловек и природа →

Популярные сочинения

В начале осенних каникул мы с классом ездили на экскурсию в Пушкинские горы. Хотя это и обязательная поездка все ждали её с нетерпением. Под конец четверти все только и говорили о ней и обсуждали, кто с кем будет ехать в автобусе и жить в гостинице.

С начала всё шло просто замечательно. Несмотря на то, что мы выехали рано, было очень весело. Никто не скучал. Кто-то слушал музыку или играл в телефон, а кто-то просто общался с друзьями и делился предположениями на ближайшие два дня.

Встретились с нашим экскурсоводом и отправились в Печорский монастырь. Нам рассказали много интересного как о монастыре, так и о его служителях и известных посетителях. Показали также и основные достопримечательности.

Следующий пункт нашей экскурсии был в Изборской крепости. Нам рассказали историю крепости, показали основные её укрепления и даже потайной ход. Нам предложили спуститься с нагорья к святым источникам. Когда дошли до них мы увидели неописуемой красоты пейзаж, украшенный довольно большим озером. В озере плавали белоснежные лебеди, которые придавали пейзажу некую романтичность.

Проехав пару часов, мы достигли главной цели нашей поездки — Пушкинские горы. Сначала мы посетили село Тригорское. Там в поместье семьи Керн нам рассказали о визитах Пушкина и о быте тех времён. Показали знаменитые баньку, ель-шатёр, дуб уединённый и солнечные часы из деревьев. Пейзаж был очень романтичный. Мы поняли, откуда Пушкин брал вдохновения на свои стихи.

После Тригорского приехали в Михайловское. Посетили дом, где Пушкин жил, домик няни. Нам показали Остров уединения, аллею Керн и самые красивые места села. Мы узнали много интересного о жизни поэта в ссылке, о его творчестве в Михайловском и об истории села в целом. Покинули Михайловское с неохотой. Уж очень было приятно ходить по этим живописным аллейкам и домикам.

После Михайловского нас привезли к могиле А.С. Пушкина. Мы возложили цветы и послушали интересный рассказ экскурсовода о памятнике и историю захоронения Пушкина.

Мы отправились домой переполненные впечатлениями от поездки. Каждый узнал много нового и интересного о Пушкине, местах, где он жил и знаменитых местах, находящихся неподалёку от Пскова.

Вариант 2

Горная система, расположенная между Черным и Каспийскими морями, называется Кавказскими горами и разделяется на Большой и Малый Кавказ. Протяженность гор составляет более 1500 километров, а ширина в некоторых местах достигает почти 180 километров. Точен и дословный перевод названия Кавказа — горы, держащие небо.

Горные долины расположены на территории нескольких государств – России и Армении, Азербайджана и Грузии, Абхазии и Южной Осетии, Турции и Ирана.

Величие высочайших вершин Эльбруса и Казбека, удивительные и неповторимые горные и равнинные ландшафты, уникальные природные комплексы с редкими животными и растениями, и конечно, гостеприимные и открытые люди, все это делает посещение этих мест незабываемым праздником.

Многие спортсмены, альпинисты и любители экстремальных видов спорта, навсегда полюбили суровые условия горных мест, и восхождение на самые высокие вершина стали частью жизни этих отважных людей.

Этот край богат историческим наследием, древней культурой и многочисленными достопримечательностями, дошедшими до наших дней. Упоминание Кавказских гор в Библии и древнегреческой мифологии, указывает на древность этих мест и многочисленных народностей, населяющих эти благословенные места. Древние легенды и предания готовы поведать старожилы этих мест, аксакалы, до сих пор живущие в горных аулах и придерживающиеся традиций предков.

Сейчас на Кавказе проживает более 50 народностей, таких как, абхазы, черкесы, осетины, армяне, чеченцы и другие, основной религией которых является ислам.

Очень разнообразен климат и природные зоны этих мест:

  • Уникальные вековые ледники и горные вершины, круглый год находящиеся во власти зимней непогоды и теплые ласковые воды Черного моря.
  • Высочайшие горные хребты и спокойный, равнинный ландшафт Краснодарского края и Ставрополья.
  • Бурные, полноводные реки, несущие свои ледяные воды с горных перевалов и спокойные равнинные реки Ростовской области.
  • Разреженный воздух высокогорных плат и мягкий, комфортный климат морских прибрежных зон.

В горных районах Кавказа проживает много диких животных, таких как, кабаны, серны, горные бараны, и даже медведи. К сожалению, кавказский зубр и лось, эти редкие животные, полностью уничтожены человеком. Многие растения планеты впервые произросли на склонах и в долинах Кавказских гор, например, борщевик гигантский. Сейчас в этом регионе насчитывается более 1500 местных видов цветов и трав. Но в последнее время биосистема Кавказа подвергается негативному воздействию промышленного развития региона и одной из важнейших задач правительства всех стран и каждого человека в отдельности, является сохранение этого уникального региона.

Характеристика возвышенностей

Горами называют часть земной коры, которая в результате движения тектонических плит, извержения вулканов или других процессов, происходящих внутри планеты, поднялась на значительную высоту и начала возвышаться над равнинами. Высота одних возвышенностей невелика и составляет около трёхсот метров, другие поднимаются более чем на восемь тысяч метров над уровнем моря. Вид гор чрезвычайно разнообразен: это может быть как отдельно расположенный пик, а может являть собой длиннейшие горные цепи, в состав которых входит сотни и даже тысячи конусов.

Учитывая, что строение гор на десять процентов состоит из осадочных, а на девяносто – из магматических и метаморфических пород (появились в результате изменения структуры осадочных и вулканических пород), внутри них и под горой геологи нередко обнаруживают залежи полезных ископаемых.

Рельеф гор состоит из нескольких частей:

  • Гора (холм) – низкая или высокая гора конусообразной формы, состоящая из вершины, склонов и подошвы (места слияния склонов с окружающей территорией);
  • Хребты – сильно вытянутые в линию горные возвышенности, склоны которых, с одной стороны, нередко бывают пологи, с другой – круты. Они также являются водоразделами, поскольку направляют воду рек, текущую под гору с разных сторон склонов в противоположные стороны. Например, Скалистые горы вытянуты с севера в юго-восточном направлении, при этом их протяжённость составляет около пяти тысячи километров, благодаря чему Скалистые горы являются водоразделом между бассейнами Тихого и Атлантического океанов;

горы

Откуда берутся облака?90594.255

  • Седловина – понижение рельефа между двумя расположенными друг возле друга возвышенностями, обычно является началом двух лощин, которые уходят под гору в разные стороны;
  • Лощина – открытое, под небольшим наклоном понижающее под гору углубление в рельефе, которое внизу при слиянии склонов образует линию водослива;
  • Котловина – находится ниже уровня моря, углубление, имеющее конусообразную форму, для которого характерно дно, склоны и линия бровки – место слияния склонов с поверхностью.








  1. Отдых во время летних каникул.
  2. Экскурсия в Михайловское.
  3. Дом Пушкина.
  4. Усадебный парк и липовая аллея.
  5. Пора уезжать!

Приветствую тебя, пустынный уголок;

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…

Утром мы въехали в Пушкинские горы, которые расположены в двухстах километрах на юг от Пскова. Пушкинские горы – это Тригорское, Петровское, Михайловское, Святогорский монастырь с могилой Пушкина.

Не без трепета слушаю экскурсовода, захожу в дом и ощущаю себя рядом с Пушкиным, как будто и не отделяют нас два столетия. В маленькой гостиной чисто, просто и хорошо. Из нее две двери ведут в переднюю и на балкон.

А вот и кабинет поэта. Старинные вещи XIX века: мебель, дуэльные пистолеты, курительные трубки с чубуками. В кабинете личные вещи поэта. Слушая экскурсовода, узнаю, что хозяин дома любил бильярд, упражнялся в стрельбе.

Быстро пробежало время. Пора уезжать. Все садились в автобус, а я никак не могла надышаться тем воздухом, который бодрил по утрам Пушкина.

Осенью наш класс побывал с автобусной экскурсией в Пушкинских Горах. Мы посетили Михайловское, Святогорский монастырь, где меня удивила скромная могила поэта. В монастыре я впервые увидел посмертную маску Пушкина— белое гипсовое лицо на чёрном фоне. А потом мы отправились в Тригорское, где часто бывал ссыльный поэт. Мы шли пешком от Михайловского, той же дорогой, которой ходил Александр Сергеевич Пушкин, мимо его знаменитых трёх сосен (сейчас уже посажены молодые: две рядом, а чуть поодаль, через дорогу, — третья).

И кажется — вот сейчас по ней пройдёт поэт, постукивая любимой тростью. Есть в парке и яблоневый сад. Яблони старые, низкорослые, а яблоки на них удивительно ароматные. Да и весь воздух пропитан запахом прелой листвы, прудов и увядающих трав и цветов.

Пушкин очень любил Тригорское. А после такой замечательной экскурсии и я его полюбил.

Вариант 2

Какого значение сохранения культурного наследия страны? Зачем его охранять? Чья это обязанность? Именно этими вопросами и задается автор. Подчеркивая достоверность рассказа, Иосиф Теодорович Будылин не пересказывает то, что услышал от участника событий, а на протяжении всего текста цитирует.

Он считает, что необходимо беречь культурное наследие страны. Ведь оно хранит в себе целую историю о людях, о жизни в трудные времена. Именно эта культурная ценность и может являться источником духовных сил, вдохновения для людей. За его сохранение отвечает каждый человек в стране. Я полностью согласен с автором. Культурное наследие страны – это память о великих людей, о достойных подвигах, о развитии страны. Каждый человек в стране должен беречь его, передать все сохраненное молодому поколению.

Страна должна знать своих героев, гениев, великих людей. Ведь благодаря им наша страна процветала. Таким образом, я хочу сказать: беречь культурное наследие страны – это долг каждого человека.

В начале осенних каникул мы с классом ездили на экскурсию в Пушкинские горы. Хотя это и обязательная поездка все ждали её с нетерпением. Под конец четверти все только и говорили о ней и обсуждали, кто с кем будет ехать в автобусе и жить в гостинице.

С начала всё шло просто замечательно. Несмотря на то, что мы выехали рано, было очень весело. Никто не скучал. Кто-то слушал музыку или играл в телефон, а кто-то просто общался с друзьями и делился предположениями на ближайшие два дня.

Встретились с нашим экскурсоводом и отправились в Печорский монастырь. Нам рассказали много интересного как о монастыре, так и о его служителях и известных посетителях. Показали также и основные достопримечательности.

Следующий пункт нашей экскурсии был в Изборской крепости. Нам рассказали историю крепости, показали основные её укрепления и даже потайной ход. Нам предложили спуститься с нагорья к святым источникам. Когда дошли до них мы увидели неописуемой красоты пейзаж, украшенный довольно большим озером. В озере плавали белоснежные лебеди, которые придавали пейзажу некую романтичность.

Проехав пару часов, мы достигли главной цели нашей поездки — Пушкинские горы. Сначала мы посетили село Тригорское. Там в поместье семьи Керн нам рассказали о визитах Пушкина и о быте тех времён. Показали знаменитые баньку, ель-шатёр, дуб уединённый и солнечные часы из деревьев. Пейзаж был очень романтичный. Мы поняли, откуда Пушкин брал вдохновения на свои стихи.

После Тригорского приехали в Михайловское. Посетили дом, где Пушкин жил, домик няни. Нам показали Остров уединения, аллею Керн и самые красивые места села. Мы узнали много интересного о жизни поэта в ссылке, о его творчестве в Михайловском и об истории села в целом. Покинули Михайловское с неохотой. Уж очень было приятно ходить по этим живописным аллейкам и домикам.

После Михайловского нас привезли к могиле А.С. Пушкина. Мы возложили цветы и послушали интересный рассказ экскурсовода о памятнике и историю захоронения Пушкина.

Мы отправились домой переполненные впечатлениями от поездки. Каждый узнал много нового и интересного о Пушкине, местах, где он жил и знаменитых местах, находящихся неподалёку от Пскова.

  1. Отдых во время летних каникул.
  2. Экскурсия в Михайловское.
  3. Дом Пушкина.
  4. Усадебный парк и липовая аллея.
  5. Пора уезжать!

Приветствую тебя, пустынный уголок;

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…

Утром мы въехали в Пушкинские горы, которые расположены в двухстах километрах на юг от Пскова. Пушкинские горы – это Тригорское, Петровское, Михайловское, Святогорский монастырь с могилой Пушкина.

Не без трепета слушаю экскурсовода, захожу в дом и ощущаю себя рядом с Пушкиным, как будто и не отделяют нас два столетия. В маленькой гостиной чисто, просто и хорошо. Из нее две двери ведут в переднюю и на балкон.

А вот и кабинет поэта. Старинные вещи XIX века: мебель, дуэльные пистолеты, курительные трубки с чубуками. В кабинете личные вещи поэта. Слушая экскурсовода, узнаю, что хозяин дома любил бильярд, упражнялся в стрельбе.

Быстро пробежало время. Пора уезжать. Все садились в автобус, а я никак не могла надышаться тем воздухом, который бодрил по утрам Пушкина.

Проблема сохранения культурного наследия (по тексту И.Т. Будылину).

Исходный текст

(1)Жители села Пушкинские Горы рассказывали волнующую легенду. (2)Будто бы в тревожный 1918 год, когда пылали в округе дворянские усадьбы и Михайловское тоже не избегло пожара, в село вошёл красный отряд. (З)Пламя добиралось уже до домика няни, и вот командир разогнал поджигателей и потушил пожар. (4)Некоторые рассказчики добавляли, что он прочёл перед жителями Михайловского знаменитые пушкинские строки:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.

(5)Эта легенда считалась образцом народного сказового творчества. (6)Но вдруг 18 февраля 1932 года ленинградский пушкинист Якубович получил необычное письмо.

(12)В архивах Пушкинского Дома нам удалось разыскать это письмо. (13)Мы готовы были опубликовать его, однако удалось разыскать и самого автора письма. (14)Гареева мы встретили в Москве и попросили его рассказать о том, как был спасён домик няни. (15)Приводим запись его рассказа.

«(16)Отгремели бои с Юденичем. (17)Нашу бригаду перебросили на границу, и штаб разместился в Свято горском монастыре, вблизи Михайловского. (18)Монахи повели нас осматривать окрестности.

(19)Перед церковной оградой на горке я заметил могильный памятник. (20)Спрашиваю:

(22)С чем можно сравнить чувство, охватившее меня? (23)Так остолбенеешь вдруг, встретив в самом неожиданном месте старого, давно забытого друга. (24)Передо мной пронеслось моё детство: степной аул Верхний Ахташ, начальная школа, учительская семинария, где я с увлечением изучал произведения Пушкина. (25)Потом начались войны, бои, мне было не до Пушкина, и я забыл о нём.

(26)На следующий день я поехал в Михайловское. (27)Песчаная дорога. (28)Медные стволы сосен. (29)На дворе, заросшем травой, толпится какой-то случайный народ. (ЗО)Угольная пыль покрывает фундамент разрушенного дома.

— (31)Что здесь было? — спросил я.

(ЗЗ)На всём лежала печать разрушения, видны были следы огня. (34)Подошли мы к какому-то полуразрушенному срубу. (35)Это и был домик няни — всё, что сохранилось от Михайловского. (36)Я вошёл в домик. (37)Косяки сорваны, окна и двери тоже. (38)Поднял голову — крыши нет: сквозь стропила виднеется небо.

(39)С того момента судьба Михайловского не выходила у меня из головы. (40)В Святых Горах разыскал я древнюю старушку, которая знала здешние места. (41)Повезли мы старушку в Михайловское, чтобы она рассказала нам о любимых аллеях поэта, о том, где он бывал, как жил.

(45)Решили мы восстановить домик няни. (46)Но как подступиться?

(47)Как-то в штаб явился человек учёного вида. (48)Он назвал себя пушкинистом Усти-мовичем и попросил нас оградить Михайловское от разрушения.

— (49)Мы делаем, что можем, — говорю я, — готовы даже реставрировать домик няни, да нет у нас представления о том, каким он был.

(50)И тогда Устимович положил передо мной на стол фотографии домика, его описания, зарисовки. (51)Сейчас же я вызвал начальника сапёрной роты Турчанинова и отдал приказ:

— Сапёрной роте выступить в Михайловское и восстановить домик няни.

(52)Сапёры с помощью Устимовича за неделю домик няни восстановили. (53)Какой это был праздник для всех нас!

(54) Политотдел бригады добился специального постановления уездного исполкома об охране домика и назначении в Михайловское сторожа.

Примерный круг проблем

  1. Проблема сохранения культурного наследия. (Что представляет собой культурное наследие страны? Почему необходимо его охранять? Кто отвечает за сохранение культурного наследия?)
  2. Проблема нанесения урона культурному наследию в годы исторических потрясений в стране. (Какое влияние оказывают военные потрясения, переломные моменты в истории страны на культурное наследие страны? Как противостоять губительному влиянию исторических потрясений на культурные памятники?)
  3. Проблема особенностей восприятия личности А.С. Пушкина. (В чём состоят особенности нашего восприятия личности А.С. Пушкина?)
  4. Проблема осознания человеком вечных ценностей и своей к ним причастности. (Что представляют собой вечные ценности? Кто может ощутить причастность к вечным ценностям?
  5. Проблема осмысления важности созидательной деятельности как основной жизненной цели. (Какова основная жизненная цель людей?)

Позиция автора

  1. Культурное наследие страны — это памятники литературы, архитектуры и других видов искусства, а также всё связанное с их творцами. Его необходимо беречь, потому что оно хранит в себе память поколений, является для людей неиссякаемым источником духовных сил и вдохновения. За сохранение культурного наследия своей страны отвечает каждый человек, и каждый может внести в его сохранение свой посильный вклад.
  2. Военные потрясения, переломные моменты в истории страны наносят иногда непоправимый урон культурному наследию страны. Важно, чтобы в годы тяжёлых испытаний люди помнили о необходимости бережного отношения к памяти о людях, составивших славу страны, о важности сохранения памятников для будущих поколений.
  3. Творчество А.С. Пушкина сопровождает нас с ранних лет, и поэтому мы воспринимаем поэта как близкого, знакомого человека, с личностью и произведениями которого связаны самые светлые впечатления.
  4. Культурное наследие страны, прежде всего произведения искусства, культурные памятники, представляет собой вечные, непреходящие ценности, причастность к которым может ощутить каждый, кто принимал участие в их сохранении и восстановлении, кто знаком с творчеством классиков.
  5. Созидательная деятельность естественна и органична для человека и является его основной жизненной целью. Даже в периоды, когда исторические события сотрясают страну, люди не перестают созидать и сохранять созданное их предшественниками для будущих поколений.

Вариант 1

Когда изменяются в стране политические и социальные взгляды, изменяется и архитектура. Горько видеть, как уничтожаются памятники нашей истории. Памятники не просто сооружения они содержат в себе историю. Именно поэтому Иосиф Теодорович Будылин в своем тексте поднимает проблему сохранения памятников культурного наследия. Во время гражданской войны в нашей стране было уничтожено множество культурных памятников. Автор рассказывает о селе Михайловское, месте, где Пушкин провел лучшие годы.

Многие места и объекты находили отражения в его произведениях. Но война разрушила их. Автор рассказывает, что дом поэта был разрушен и от него остался только фундамент. Все дома в селе пострадали от рук человека. Единственное, что сохранилось от Михайловского — полуразрушенный домик няни поэта. Память — это основа культуры и нравственности. Только настоящий патриот своей страны не останется равнодушным к исторической памяти. Автор повествует о командире, который спас домик няни от разрушения: “И вот командир разогнал поджигателей и потушил пожар”. Также автор повествует о том, что вскоре военными дом был отреставрирован и для всех это стало большим праздником.

Сохранить память о своей стране, предках, великих людей и передать воспоминания о них потомкам — наша обязанность. Таким образом, рассмотрев два примера, мы убедились, что эта проблема очень актуальна и в нынешнее время и касается каждого человека. Ведь культурные ценности должны сохранять все люди. И.Т. Будылин считает, что культурное наследие страны нужно беречь, потому что оно хранит в себе память поколений и является для людей источником духовных сил. Каждый человек в своей стране отвечает за сохранения культурного наследия. Я согласен с позицией автора. Я думаю, что новое поколение не должно забывать свою историю. Долг каждого человека перед своей страной заключается в сохранении ее культурного наследия.

Так, например, в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети” один из героев, Павел Кирсанов, уверен, что культура не заменима в жизни человека. Именно культура помогает человеку познать себя, она делает его нравственным и благородным. Таким образом, память о великих людях, о достойных подвигая должна сохраняться и передаваться молодому поколению. Люди должны знать своих героев. Ведь благодаря им наша страна процветала.

Вариант 2

Важно ли сохранить культурное наследие в современном мире? Именно этот вопрос возникает при чтении текста русского писателя В.П. Катаева. Размышляя над проблемой сохранения культурного наследия, автор приводит в пример свою историю. Он вспоминает, как в середине двадцатых годов, на Тверсоком бульваре стояли памятник Пушкину и Страстный монастырь. Писатель, привыкший видеть на том месте эти строения, болезненно ощущает их отсутствие.

Также тяжело было принять исчезновение Водопьяного переулка со всеми домами, составляющими его. На этом же месте для рассказчика открылась площадь — пустота, с которой нелегко было смириться. Память о том времени разрушается, как старый город, заполняя его новыми архитектурными сооружениями. Таким образом, чтобы примеры взаимосвязаны, так как они помогают понять читателю насколько автору тяжело осознавать перестановку и уничтожение памятников, что таких же неповторимых творений больше не будет. Авторская позиция заключается в том, что с уничтожением памятников — уничтожается и наша память. Наступает пустота — непонятное, незнакомое пространство похожее на сон: все вокруг знакомо, но в то же время нет, и не знаешь куда идти и что делать, чтобы вернутся домой. Я полностью согласна с мнением автора. Действительно, сохраняя культурное наследие, мы помним и не забываем наше прошлое, чтобы вместо пустоты в человеке была память о наших предках, о истории того времени.

В заключение хочется сказать, что памятники культуры несут огромную ценность для духовного развития человеческого общества. Очень важно помнить, восхищаться и гордиться этими прекрасными памятниками, которые несут в себе бесценную историю своего времени.

Вариант 3

В.А. Катаев — известный писатель, который затрагивает в произведениях важные темы, волнующие современное общество. В предложенном для анализа тексте автор ставит проблему сохранения культурного наследия. Чтобы привлечь внимание читателей, В.П. Катаев повествует о том, как памятник Гоголю переставили с Арбатской площади во двор особняка, а на его место поставили “другого Гоголя”, лишенного индивидуальности и поэзии. Рассказчик также болезненно воспринимает и отсутствие памятника Пушкину на Тверском бульваре, и “пустоту того места, где стоял Страстной монастырь”.

Писатель стремится показать читателю, что с исчезновением старой архитектуры город становится пустым и незнакомым. Позиция автора заключается в том, что необходимо сохранять наследие культуры, так как оно бесценно и хранит историю своего времени. Я абсолютно согласна с автором и считаю, что памятники культуры несут огромную ценность для духовного развития человеческого общества.

Подтверждение этой мысли можно найти в произведении И.С. Тургенева “Отцы и дети”. Евгений Базаров, говоря о перестройке России, пренебрежительно отзывается о произведениях искусства, считает их не значимыми для человека. Автор даёт понять читателю, что герой ошибается. Действительно, только влюбившись, Базаров осознает, что его представления об искусстве были ложными. Размышляя над поставленной проблемой, невозможно не вспомнить “Письма о добром и прекрасном” Д.С. Лихачёва.

В одном из писем автор рассуждает о том, как важно сохранить исторические памятники культуры. Писатель говорит, что каждый из них хранит историю своей эпохи. Но, к сожалению, таких памятников осталось не так много, поэтому каждый человек должен не остаться в стороне, а должен принять участие в сохранении культурного наследия. В заключение хочется сказать, что памятники культуры занимают важное место в духовной жизни человека, поэтому он не может оставаться равнодушным по отношению к ним.

В Псковской области, приблизительно в 100 км от Пскова, находится посёлок городского типа Пушкинские горы. Этот посёлок входит в состав Пушкинского заповедника.

Село Михайловское, родовое имение Александра Сергеевича, также входит в состав Заповедника и занимает площадь около 10 гектаров.

Михайловское досталось в наследство матери Пушкина, Надежде Осиповне, а от неё перешло к Александру Сергеевичу. Когда-то родной дед Пушкина, Осип Абрамович Ганнибал, обустроил там усадьбу, поставил дом, разбил парк.

Пушкин бывал здесь в юные годы, а позже был сослан сюда в ссылку русским царём за связь с декабристами и свои атеистические взгляды. Похоронен поэт на территории Святогорского монастыря в посёлке Пушкинские горы.

Центральной и главной достопримечательностью Михайловского является дом Александра Сергеевича, в котором он проживал во время своего пребывания в родовом имении, и где сочинял свои нетленные произведения.

В доме представлена музейная экспозиция, интерьер которые отражают атмосферу времён поэта и рассказывает о быте людей в те годы. Недалеко от дома расположен домик няни Пушкина, известной под именем Арина Родионовна, именно той самой няни, которая рассказывала Пушкину народные сказки, и впоследствии их сюжеты поэт использовал в своём творчестве.

Обширная и ухоженная территория прилегает к центральной экспозиции Михайловского вместе с фруктовым садом, декоративными прудами и мостиками через них, парком с прекрасными аллеями, в том числе, и известная аллея А.П. Керн.

Автомобильное движение по Заповеднику Михайловское запрещено, туристы могут спокойно гулять по тропинкам Михайловского парка, наслаждаясь тишиной и красотой природы парковой и лесной зоны заповедника.

В летнее время в Михайловском всегда много цветов, клумбы пестреют разнообразием красок и радуют глаз. Среди деревьев встречаются очень старые экземпляры, огороженные и тщательно оберегаемые работниками заповедника.

Например, недалеко от дома Александра Сергеевича есть очень старая сосна, которая, по уже современным легендам, исполняет желания туристов, стоит только прикоснуться к ней и прошептать, о чём мечтаешь.

В Михайловском буквально всё пропитано поэтической эпохой Пушкина и лирическим настроением.

Иногда кажется, что ты вдруг оказался в 19 веке, и из-за угла на каменной дорожке сейчас появится сам поэт, раскроет свои радушные объятья навстречу тебе и начнёт читать свои стихи.


Пушкиногорье. Удивительные тут места - воистину уникальная природа. Красота, как любят выражаться единожды побывавшие и посмотревшие, просто неимоверная. Этими волшебными пейзажами можно любоваться и любоваться, бесконечно ими зачаровываясь, подолгу не отрывая свой завороженный взор от дивной и вечной прелести.

Уже в VI-IX веках все эти земли, расположенные по берегам рек Сороти, Луговки и Великой, были заселены людьми. Значительно позднее, в X-XI веках в этих местах появились и первые приграничные древнеславянские крепости Велье, Врев и Воронич. Не только ратным подвигом, но и многосильным крестьянским трудом, даровитым мастерством умелых ремесленников, неповторимым талантом одаренных зодчих, усердной монашеской молитвой создавалось и укреплялось тогдашнее псковское приграничье. Нам не известны эти люди, не известны и их имена, но они, вне всякого сомнения, оставили на земле, как величайшее наследие, как память о себе, удивительно красивые звуки своего родного языка, необыкновенно чистые краски икон и фресок, чудные православные храмы и крепкие крепостные стены. Оставили они и городища, и курганы, и погосты, и деревянные избы с сельскими подворьями.

В начале XIX века, в пушкинские годы, монастырь по-прежнему славился своими чудотворными иконами и был достаточно хорошо известен местному и другому люду. В обители жила братия. За стенами монастыря долгие годы существовала небольшая слобода Тоболенец, в которой насчитывалось в то время всего несколько десятков дворов.

Михайловское

Удивительно, но так уж получилось, что практически весь жизненный путь Александра Сергеевича Пушкина был тесным образом связан, от начала и до конца, с этим отдаленным родовым имением, расположенным в глубинке Псковской губернии, всего в нескольких верстах от Святогорского монастыря.

Так, осенью 1799 года младенца Александра сына Сергеева Пушкина, находящегося в возрасте нескольких месяцев, родители привозят в Михайловское, чтобы показать его деду О. А. Ганнибалу.

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льётся дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Я твой - я променял порочный двор Цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубрав, на тишину полей,

На праздность вольную, подругу размышленья.

Я твой - люблю сей тёмный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озёр лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крылаты;

Везде следы довольства и труда.

Родительский сельский дом явно пришелся Пушкину по душе. Мало того, во время второго самостоятельного пребывания он даже стал для него значительно ближе. Молодой поэт словно породнился с родительской обителью, как с чем-то живым, одушевленным:

Поместья мирного незримый покровитель,

Тебя молю, мой добрый домовой,

Храни селенье, лес и дикий садик мой

И скромную семьи моей обитель.

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.

Не видя слез, не внемля стона,

На пагубу людей избранное судьбой,

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

В этом произведении поэт смело и открыто высек тяжкие пороки российского крепостного права. Приблизительно через год - как результат - в жизни одаренного молодого человека началась бесконечная череда всевозможных гонений и отдаленных ссылок.

9 августа 1824 года, серым и дождливым днем, Пушкин приезжает в Михайловское. Там, на весьма значительном удалении от пышной и сытой столицы, вдалеке от шумного и разгульного светского общества, в небольшом русском селе он проведет два года своей человеческой и поэтической жизни, вплоть до самой осени 1826 года.

Как ни странно, но уединение в пределах замкнутой среды деревенского обитания не стало губительным для поэта. Наоборот, несмотря на печаль и скуку, глубокую душевную грусть, невзирая на постоянные тяжёлые переживания, первая михайловская осень оказалась для него достаточно плодотворной. Он много читал, пользуясь местной библиотекой, подолгу размышлял, работал в тишине своего кабинета, встречался с людьми.

Благодаря почтовой переписке с петербургскими и московскими друзьями, Пушкин и в ссылке продолжал вести достаточно активную и деятельную жизнь. Он старался об издании своих рукописных сочинений, делился новыми творческими замыслами, писал критические статьи. Одним словом, постоянно находился в курсе событий, тесно связанных с российским общественно-литературным процессом.

Два года, проведенные в окружении удивительно интересных людей и на лоне сказочных природных пейзажей, словно преобразили начинающего, но даровитого творца, еще глубже раскрыли его яркий талант. Михайловский период стал особенно плодотворным в поэтической биографии Пушкина. Именно здесь, на раздольных берегах голубой Сороти, среди зеленых нив и дубрав, произошел его стремительный творческий взлет.

Спустя десять лет, вспоминая о михайловском периоде своей жизни, Пушкин благодарственно написал:

Здесь меня таинственным щитом

Святое провиденье осенило,

Поэзия, как Ангел-утешитель, спасла меня,

И я воскрес душой.

В последующие годы А. С. Пушкин неоднократно возвращался в Михайловское. Его всегда каким-то неимоверным образом тянуло поближе к дорогим его сердцу приделам.

Святые Горы

Значимым и особенно дорогим для Александра Сергеевича Пушкина было реальное соприкосновение с внутренним миром Святогорского монастыря, находившегося совсем недалеко от родительского имения, живой контакт с верным и надежным храмом-хранителем истоков высокой духовной культуры и заветов доброго русского благочестия.

Во время своего пребывания в Михайловском Пушкин часто бывал в Святых Горах, регулярно посещал при этом местный Свято-Успенский монастырь, поклоняясь могилам своих предков, памятью которых он свято дорожил. В стенах этой древней монашеской обители молодой поэт, равно как и простые прихожане местной округи, безотказно получал доброе божественное окормление, впитывая в себя, словно живительную воду, смысловые наставления исцеляющих и оберегающих духовных проповедей и святых молитв.

Наблюдая естественную связь народа с местным монастырем и постоянно углубляясь в изучение древних летописей, Пушкин, со свойственной ему добросовестностью литературного исследователя, не мог не оценить величину огромного нравственного влияния, которое оказала на русский народ и русское государство православная церковь.

Отношения тогдашнего настоятеля монастыря игумена Ионы и А. С. Пушкина, по мнению очевидцев того времени, были самыми доброжелательными и сердечными. Они встречались в храме практически каждую неделю, много беседовали. Иногда и сам отец Иона прибывал в гости к молодому поэту в сельцо Михайловское. По свидетельству святогорских обитателей, Пушкин часто приходил в монастырь, поднимался по крутым ступенькам и по долгу прогуливался на верщине Святой Горы около вековых стен монастырского храма. У невольных очевидцев иногда создавалось такое впечатление, что Александра Сергеевича буквально тянет сюда.

Так, в 1829 году поэт, словно пророческое завещание, напишет в одном из своих произведений:

И хоть бесчувственному телу

Равно повсюду истлевать,

Но ближе к милому пределу

Мне все б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Весной 1936 года, менее чем за год до своей трагической гибели, Александр Сергеевич привез из Санкт-Петербурга в Святогорский монастырь тело своей умершей матери и похоронил Надежду Осиповну Пушкину возле стен Свято-Успенского монастырского храма на родовом кладбище Ганнибалов-Пушкиных. Сын очень тяжело переносил эту невосполнимую утрату, сильно страдал. Следует отметить и то, что это был его последний визит в Михайловское.

29 января (10 февраля) 1837 года не стало и самого поэта - он скончался в своей петербургской квартире на Мойке, от серьезных осложнений, возникших в результате пулевого ранения, полученного двумя днями ранее на дуэли.

Вознесение на вершину

Чин отпевания усопшего был произведен 1 февраля в церкви Спаса Нерукотворного на Конюшенной площади Санкт-Петербурга, а вечером 5 февраля гроб с телом Пушкина был доставлен в Святогорский монастырь в сопровождении его старого друга Александра Ивановича Тургенева, известного русского историка и государственного деятеля, а также в сопровождении верного помощника Никиты Тимофеевича Козлова, или дядьки, как тогда его называли в доме поэта.

Из Санкт-Петербурга тайно выехали на санях в ночь с 3 на 4 февраля, ехали более суток по заснеженной зимней дороге, усиленно пробиваясь сквозь разыгравшуюся вьюгу, на отдельных участках преодолевая большие снежные заносы. Останавливались в Пскове. После прибытия, в ночь с 5 на 6 февраля гроб с телом А. С. Пушкина находился в южном приделе монастырского храма, а с утра настоятелем Свято-Успенской обители архимандритом Геннадием была отслужена заупокойная обедня. Погребение состоялось утром 6 февраля у алтарной стены Успенского собора, рядом с захоронениями близких родственников. На могиле поэта был установлен деревянный крест.

Незадолго до своей трагической гибели, в августе 1836 года, Пушкин написал удивительно провидческие строфы:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не заростет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Позднее, в августе 1841 года бывшим управляющим Михайловского Михаилом Ивановичем Калашниковым на могиле Пушкина был установлен мраморный памятник, выполненный петербургским мастером А. М. Пермагоровым по заказу Натальи Николаевны Пушкиной, вдовы поэта.

Пушкинское наследие

Пушкинская поэзия - это чистый и неисчерпаемый литературный кладезь, и по сей день сполна подпитывающий умы и души наших современников. Пушкин, а вместе с ним и его уникальное поэтическое творчество, равно как и его природный стихотворный гений, вне всякого сомнения, есть неоценимое национальное наследие и сокровенное достояние.

Жизнь не стоит на месте, стремительно меняются общественные нравы, вкусы и правила. Меняется все вокруг в этом мире, в том числе и сам человек, но, несмотря ни на что, Пушкин по-прежнему нужен - все это многократно доказано и проверено временем. Великий поэт до сих пор необычайно актуален и востребован. Его стихотворения и поэмы являются оригинальным и необычайно емким литературным, историческим и духовным ресурсом, доступным в настоящее время каждому заинтересованному читателю и верному почитателю. Пушкинские поэтические труды до сих пор, почти два столетия спустя после его трагической гибели, скрупулезно и увлеченно изучают и дети, и учащаяся молодежь, и маститые профессионалы - авторитетнейшие специалисты различных научных направлений, школ и творческих областей. Среди них филологи и лингвисты, историки и философы, культурологи и краеведы, социологи и обществоведы, фольклористы и этнографы, педагоги и литературоведы. За несколько последних десятилетий сформировалась даже целая плеяда отечественных и зарубежных пушкинистов. Сборники произведений А. С. Пушкина, и это следует выделить особо, совершенно открыты для современного человека.

Сотни тысяч паломников ежегодно приезжают в Пушкинские Горы, посещают Государственный Музей-заповедник А. С. Пушкина. Люди приезжают со всего мира, со всех уголков России, чтобы еще раз насладиться природными красотами этих мест, чтобы снова посетить Музей-усадьбы Михайловское, Тригорское, Петровское, Бугрово, чтобы в который раз побывать в Святогорском монастыре, и, поднявшись по древним каменным монастырским ступенькам на самую вершину дивной Святой горы, благодарно поклониться Пушкину.

Андрей Александрович Лукьянчиков, доктор инженерных наук,

Читайте также: