Сочинение про пер гюнта

Обновлено: 02.07.2024

В пьесе Ибсена раскрывается один из вечных сюжетов искусства: странствия человека в поисках счастья. Герой пьесы Пер Гюнт - крестьянский парень из норвежской деревушки. Жители одной из норвежских деревень рассказывали автору пьесы о том, что в их краях действительно жил человек, мечтавший о путешествиях в дальние страны. И однажды он отправился искать счастья.

В странствиях по миру Пер Гюнт несколько раз достигает своей мечты - сказочного богатства. Но, приобретая его обманом, он каждый раз теряет все. Через сорок лет усталый, измученный Пер возвращается на родину. Он стар и одинок. Его охватывает глубокое отчаяние: жизнь растрачена попусту. Но есть лишь одно спасение – любовь Сольвейг, которую он вновь обретает в её избушке - последнем своём пристанище.

Музыка Грига так поправилась публике, что впоследствии, для того чтобы она могла звучать не только в драматическом театре, но и в концертном исполнении, композитор составил две сюиты для оркестра.

Этой пьесой-пейзажем начинается первая сюита. В спектакле она звучала как воспоминание Пера о родине.

Мелодия, напоминающая незатейливый пастуший наигрыш, спокойна и светла, передаёт не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. В ней ощущается состояние покоя и безмятежности. Музыка рисует картину постепенного пробуждения природы – солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве, журчание прозрачного родника.

. Пер сидит у постели умирающей матери и рассказывает одну из самых своих красивых сказок: они оба приглашены в волшебный замок. Вороной уже запряжён, они едут по снежному полю, по лесу. Их встречает сам святой Пётр. Пусть же хозяин волшебного замка воздаст Озе за доброту и заботу, которые раньше не ценил Пер!

. Но тут сын замечает, что мать умирает. Увлекаемая в волшебный сказочный мир, Озе, умиротворённая, засыпает.

Начинается пьеса изложением печальной и строгой мелодии. Andante doloroso (не спеша, со скорбью) - так обозначил автор темп и характер пьесы. Мелодическая линия развивается как бы с трудом: тяжело поднимаясь к невысоким вершинам, она горестно ниспадает. На протяжении всей пьесы выдержан монотонный, словно скованный, ритмический рисунок: так ритм воссоздаёт характер траурного шествия. Строгость и торжественность аккордовой фактуры (она напоминает звучание церковного хора), сумрачная тональность си минор, медленный темп передают состояние горестного оцепенения.

После нарастания скорби вдруг, словно на миг где-то высоко засиял свет. Возможно, это свет сказочного дворца-рая - куда, по драме Ибсена, мчится Пер с матерью на лихом коне.

Там ждёт святой Пётр у ворот нас с ключами,
С поклоном тебя пригласит он туда.
. Нельзя ли впустить мою мать поскорее?
Что скажешь на это, отец пресвятой?
. А я поручусь - в целом мире добрее,
Честнее не сыщешь души ни одной!

По преданию, святой Пётр, ученик Христа, стал хранителем ключей от ворот рая. Он пропускал в рай только достойных людей, а грешники попадали в ад.

Разбогатевший Пер мечтает о власти и славе. Путешествуя по жаркой Аравийской пустыне, Пер Гюнт попадает к вождю племени бедуинов. Дочь вождя Анитра - пытается очаровать Пера своей красотой.

Выпросив у Пера деньги и драгоценности, Анитра внезапно бьёт его хлыстом по рукам и скачет галопом обратно в пустыню, оставив Пера одного.

Музыка Грига образно и ярко рисует фантастическое шествие.

В основе пьесы – всего одна тема в характере марша. Она несколько раз повторяется, оставаясь неизменной. Зато композитор каждый раз варьирует ее сопровождение.

После тихого загадочного зова валторны начинается тема троллей. Она звучит pianissimo, настороженно и невесомо. Легкие штрихи pizzicato струнных, перенесённых в низкий регистр, изображают крадущиеся шаги троллей. Музыка фантастична, загадочна, таинственна.

Постепенно мелодия переносится все выше, появляются более мелкие длительности, они вносят в движение некоторую суетливость. Звучность усиливается. Вступает весь оркестр. Ускоряется темп – к концу он становится очень быстрым. И, кажется, будто сказочные обитатели пещеры, точно подгоняемые неведомой силой, завертелись в стремительном вихре.

Внезапно все прерывается резкими аккордами. Ещё дважды мелодия пытается возобновить свой неукротимый бег. Но настойчивые аккорды, словно повелительные жесты пещерного владыки, прекращают шествие. Мираж сказочной картины мгновенно исчезает.

Из второй сюиты, включающей пять пьес, расскажем о наиболее известной из них.

. Сольвейг ждала Пера долгих сорок лет! И он вернулся к ней.

Песня обрамлена коротким вступлением и заключением - печальной напевной мелодией в народном духе. В песне два куплета. Каждый куплет состоит из двух контрастных частей - запева и припева.

Мелодия запева повествовательна и спокойна. В музыке выражены и щемящая грусть, и покорность судьбе, и просветлённость чувства, а главное - вера.

Припев звучит изящно и легко, в характере оживлённого танца. Музыка припева - воспоминание Сольвейг о первой встрече с Пером. Тогда этот танцевальный напев звучал на шумном деревенском празднике. Он звучит всю жизнь в душе Сольвейг. Он для неё - музыка надежды и счастья.

Печальная и нежная мелодия песни – одно из самых вдохновенных творений Грига.

Вопросы и задания:

Презентация

Эдвард Григ - норвежский композитор. пианист и дирижер. В 1896г. он написал 2 сюиты по одноименной пьесе Генрика Ибсена, норвежского драматурга, "Пер Гюнт". Первая пьеса из сюиты №1 называется "Утро".
Григ в этой пьесе рисует картину природы. Раннее утро, солнечный день, мы слышим песню пастушка на рожке. Её исполняют флейты и гобои. Темп неторопливый, фактура гомофонно-гармоническая. Мажорный лад, ритм плавный, ровный, однообразный. Тихая, нежная (mp), прозрачная музыка говорит о том, что солнце только восходит. Тёплый звук передают струнные, играющие в аккомпанименте. Постепенно динамика усиливается (f). Тему стали исполнять струнные. Солнце поднялось высоко и начало гореть своим ярким светом.
Неожиданно на небе появилась туча, солнце скрылось. Закапал дождь. Оркестр притих. Но солнце хочет выбраться из-за туч и светить ярко. Музыканты делают крещендо и акцент. Туча не пускает солнце на свободу.
Тему снова играют духовые, и вновь поет рожок. Слышится пение птиц. Флейта издает трели. Музыка то гаснет, то возобновляется. Вскоре мелодия прекращается. Пастушок уже устал, он кладёт свой рожок на землю. Наступил полдень.
Пьеса Эдварда Грига "Утро" закончилась. На душе у нас светло от этой прекрасной, чудной музыки.

Смерть Озе
Вторая пьеса сюиты №1 "Пер Гюнт" посвящена трагическим событиям. Она называется "Смерть Озе".
Умерла мать Пер Гюнта. Её звали Озе. Юноша очень переживает. Со скорбью идет он за гробом.Темп умеренный, ритм плавный, однообразный. Все соболезнуют Пер Гюнту. Он еще не может поверить в то, что случилось большое горе. Гармония тревожная, мелодия плавная. Душа юноши скорбит сильнее и сильнее. Динамика усиливается. Фактура аккордовая. Пер Гюнт ушел в себя. В музыке слышится сдержанность, скованность. Похороны. Гроб опустили в землю. Музыка опять притихла. Изменилась интонация.Всё это играл струнный оркестр.
Пьеса "Смерть Озе" из сюиты Грига №1 "Пер Гюнт" закончилась.

Танец Анитры
Третья пьеса из сюиты №1 "Пер Гюнт" называется "Танец Анитры".
Пер Гюнт отправился в путешествие. Его сопровождала и развлекала девушка по имени Анитра. Она часто танцевала для юноши, и каждый её танец был разным, так как у самой Анитры характер был изменчивый. Это мы можем услышать в музыке.
Танец начинается с короткого вступления струнных, играющих пиццикато. Всю пьесу играют струнные разными приемами (pizz, arko) и треугольник, придающий танцу воздушность и легкость.
Формула танца А-В-А1-В-А1. Это 3х-5ти-частная форма. Танец грациозный. Темп оживленный. Средний регистр. Несмотря на веселый характе, лад минорный. Динамика постоянно меняется. Фактура гомофонно-гармоническая. Имитация. В фразе "В" слышится перекличка Мтрунные играют поочередно pizz и arko. Эта фраза похожа, но находится в контрасте с фразой "А". В конце играют виолончени, музыка становится напряженной.
Пьеса "Танец Анитры" из сюиты №1 "Пер Гюнт" завершилась.

Песня Сольвейг
Сольвейг - возлюбленная Пер Гюнта. Она очень скучала, когда её любимый уехал.
Песня начинается со вступления струнных, сопровождающих всю мелодию. Интонация в музыке вопросительная. После вступает женский голос - сопрано. Начинается запев. Интонация становится повествовательной. Слова песни Сольвейг часто прерываются сопровождением струнныз. В голосе девушки слышится уныние. В припеве меняется настроение. Вместо уныния звучит радость. Вместо минорного лада - мажорный. Сольвейг вспомнила про то время, когда они с Пер Гюнтом были счастливы. Сольвейг понимает, что жить прошлым нельзя. И всё начинается с начала. Минор, грусть, уныние, скорбь. Всего в песне 2 куплета.
Пьеса "Песня Сольвейг" из сюиты Эдварда Грига №2 "Пер Гюнт" завершилась.

Сочинения по музыкальной литературе. Преподаватель Джантасова Ж.И. 6 класс ДШИ№19. 2006 год

История создания

Генрик Ибсен

Работа над пьесой продолжалась на протяжении 1867 года. Осенью, когда писатель находился в Сорренто он окончательно закончил работу над сочинением, состоящим из 5 актов, и не делящегося на картины. За основу был взят герой из народного фольклора Норвегии, при этом Ибсен постарался наполнить его характерными качествами романтика, который находится в постоянных странствиях, поисках, и упускает в своей жизни по-настоящему важное чувство. Тем не менее, главными качествами Пер Гюнта можно считать отважность, смелость и желание совершать отчаянные поступки.

В конце 1873 года началась редакция произведения для постановки. Ибсен был очень внимательным к каждой детали, особенно важную роль для него играла музыка. Писатель подумал, что никто лучше не справится с задачей сочинить такое музыкальное сопровождение, которое могло бы передать атмосферу действия, чем Эдвард Григ . В те времена композитор был известен на весь мир. До этого Григ не единожды писал романсы на стихи Ибсена, поэтому музыкант охотно согласился на сотрудничество. При этом писатель точно знал, какую музыку хочет для конкретного акта.

Эдвард Григ

Творческому человеку, имеющему собственный взгляд и представление, достаточно сложно писать музыку, придерживаясь строгих рамок и авторских указаний. Возможно, именно по этой причине работа над сочинением музыки шла долго. Лирическая музыка, с использованием народных норвежских мотивов была закончена первой, остальная танцевальная часть представляла сложность. В первый срок постановки работа была не закончена, осенью композитор отправился в поездку по Европе, но и там продолжал активно сочинять новые номера и оркестровать уже готовые. Весной 1875 года партитура была полностью завершена.

Премьера спектакля состоялась в феврале следующего года, успех был ошеломительный. За сезон спектакль был поставлен 36 раз. Ибсен и Григ – это творческий союз, который сумел создать по-настоящему интересное театральное представление.

Спустя 10 лет, в Копенгагене состоялась повторная премьера, для которой композитор полностью переоркестровал музыкальный материал. Вновь успех и положительные рецензии, как театральных, так и музыкальных критиков.


В дальнейшем из наиболее ярких и самостоятельных номеров композитор создал две потрясающие сюиты. Первая сюита op.46 была полностью закончена в 1888 году, вторая сюита была составлена спустя три года. Музыка была узнаваема, поэтому многие дирижеры того времени мгновенно включили произведения в собственный репертуар. На сегодняшний день музыка не теряет собственной актуальности, она по-прежнему отражает национальный норвежский колорит, свойственный творчеству Эдварда Грига.





Интересные факты


Проходит время, мать Пер Гюнта Озе умирает. Оставив отчий дом и Сольвейг, герой отправляется в путь, за синее море. Его ждут приключения в разных странах. Всю жизнь герой странствовал, менял профессии, пока не состарился. Все это время верная Сольвейг ждала и верила, что Пер Гюнт вернется. Она молилась за него, и ее молитва оберегала и спасала путешественника. После стольких лет Пер Гюгт возвращается в родное место и встречает ту, что провела всю жизнь в ожидании. Для нее он всегда будет оставаться самим собой.

Содержание

Природа Норвегии, ощущение пространства дарит слушателю чувство спокойствия. Все бури улягутся сами собой, преграды будут преодолены, лишь бы был тот, кто верит и ждет, несмотря ни на что.

Смерть Озе

Невероятно лиричный и трагичный номер. В нем Григу удается передать целую палитру чувств от сосредоточенности до отчаяния и безудержного порыва к осуществлению дальнего путешествия. Постепенно эмоциональная температура нарастает и доходит до кульминации с использованием хорала, как символа смерти и конечности человеческого пути. Но вдруг наступает тишина, сменяющаяся на тихую и удивительно светлую музыку. Струнные инструменты позволяют передать теплоту момента прощания матери и сына. Лишь хроматические интонации, как символы болезни, омрачают музыкальный материал. Сочинение поражает сдержанностью и лаконичностью и вместе с тем, чувственностью и возвышенной лирикой.

Танец Анитры

Иллюстрация сцены танцующей Анитры, дочери шейха, сопровождается оригинальным танцем. Номер контрастен по сравнению с предыдущими сценами, связанными с норвежским колоритом. Гибкость, грациозность мелодии, и ее восточная красота подчеркивают ориентальный образ героини, сочетающей в себе пленительность и коварство. В качестве украшений композитор использует звенящие трели.

Жалоба Ингрид

Яркая многохарактерная зарисовка открывается небольшим эпизодом в стремительном темпе. Использование всех инструментов, за исключением тяжелой меди позволяет сразу привлечь внимание. Это гнев похищенной невесты. Продолжает миниатюру тема, имеющая прямое отношение к норвежскому фольклору, а именно свадебный народный танец. Секундовые интонации – это изображение плача невесты, продолжаются протяжной мелодией и завершается неистовым материалом вступления.

Арабский танец

Жара аравийской пустыни. Пер Гюнт бродит, проходя сквозь зыбучие пески. Он слышит изломанную мелодию в исполнении высоких духовых инструментов. Чёткий ритм большого барабана заставляет буквально пускаться в пляс. Постепенно извилистая мелодия переходит в партию струнных инструментов, воссоздавая ориентальность восточной музыки.

Пер Гюнт Арабский танец

Возвращение Пера Гюнта

Годы странствий наложили видимый след на Пер Гюнта, и вот, он решил вернуться обратно. Но и здесь его ждут трудности. Море неспокойно, стихия бушует, волны вздымаются все выше и выше. Это стихийное бедствие использовано, как аллегория личной трагедии. Жизнь прожита зря, скитания не принесли ничего, кроме морщин на лице. Номер можно считать не только смысловой, но и трагической кульминацией.

Песня Сольвейг

Лирическая песня Сольвейг завершает сюиту. Двое на пустой дороге встретились спустя десятилетия. Они уже не молоды, годы никого не щадят. Но верная Сольвейг всегда знала, что дождется Пер Гюнта. Изящная, нежная музыка, наполнена искренностью. В ее образе композитор хочет воплотить черты родины, поэтому использует подлинную народную мелодию. Чистота, мудрость и поэтичность – вот, что характеризует героиню.

Богатство образов, стилистическое разнообразие, использование необычных художественных приемов делают музыку по-настоящему уникальной и неповторимой. Эдварду Григу удалось воплотить в жизнь музыкальные образы и подчеркнуть характеры, прописанные Генриком Ибсеном. Мастерство и талант помогли возвысить театральную музыку, дав ей право на самостоятельное существование.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Пер Гюнт – образ, заимствованный Ибсеном из на­родной сказки об искусном затейнике и плуте Пере Гюнте. Но из фольклора взяты лишь главный герой и некоторые сюжетные коллизии. В драме Гюнт вопло­щает все черты современного автору норвежца, ина­че говоря, типического человека буржуазного обще­ства.

Пер лишен всякой цельности, всякой устойчиво­сти в жизни. Смелый и дерзкий парень, любящий свою мать, способный бросить вызов богачу, вдруг превращается в приспособленца, который сознатель­но меняет местами девизы “быть самим

собой” и “быть довольным собой”. С такой же легкостью он меняет свое обличье: с троллями он готов быть трол­лем, с американскими рабовладельцами – рабовла­дельцем, с обезьянами – обезьяной и т. д. Пер неред­ко демонстрирует свою внутреннюю слабость и бес­характерность.

Его ничтожество выступает в грандиозном обличье. Его бессодержательность и пу­стота создают особую, “гюнтовскую” философию. Мелкий человек дан в символическом образе боль­шого масштаба.

Пер стремится к успеху, мечтает о славе, о власти, хочет быть царем. Вся пьеса Ибсе­на посвящена разоблачению этой программы. Пер

Гюнт – безжалостный эгоист, занятый только своей особой. Семена зла, посеянные в его душе “тролля­ми”, дают свои всходы: Пер упрямо идет вперед и не гнушается никакими средствами ради того, чтобы добиться поставленной цели.

Однако эгоизм главного героя получает некое “философское обоснование”. Гюнт совершает свои преступления, чтобы полнее про­явить свою индивидуальность, свое, гюнтовское “я”. В сцене, изображающей дом для умалишенных в Ка­ире, философия гюнтовского “я” беспощадно осмеи­вается. Герой Ибсена оказывается менее доблест­ным, чем его сказочный прототип.

Так, хотя бы в эпизоде с Великой Кривой сказочный Гюнт оказыва­ется победителем, между тем как в пьесе он спасает­ся только благодаря заступничеству своей матери и любящей его девушки Сольвейг. В образе Соль­вейг, многие годы дожидавшейся любимого, автор со­здает особый мир возвышенных чувств, некую свя­щенную заповедную область, в которой и будет спа­сен герой драмы. Лишь иногда в Гюнте просыпается человек – при встрече с Сольвейг, в час смерти ма­тери. Но всякий раз ему недостает решимости сде­лать правильный выбор.

В четвертом акте пьесы Пер становится крупным спекулянтом, обогатившись с помощью самых беззастенчивых средств капитали­стического стяжательства. Он наживает себе состоя­ние, ведя торговлю рабами, продавая идолов китай­цам, а Библию и хлеб – миссионерам, вознамерив­шимся обратить китайцев в христианскую веру. У Пера четверо спутников, среди которых особенно выделя­ется мистер Коттон, который воплощает в себе анг­лийский утилитаризм и практицизм.

Весь мир для него – лишь объект для спекуляции, для выколачи­вания прибыли. Недвусмыслен и образ фон Эберкопфа. Эберкопф – носитель духа прусской агрессии.

Несмотря на то, что Эберкопф щеголяет абстрактной философской терминологией, он всегда готов к любо­му насильственному действию для своей выгоды. Именно Эберкопф решает ограбить спящего Гюнта и, подкупив его команду, захватить его яхту. Таковы спутники Гюнта, но он вряд ли заслуживает лучшего ок­ружения.

Ибсен, повествуя о моральной деградации главного героя, уподобляет его пустой дикой лукови­це: “Внутри ни кусочка. Что же осталось? Одна обо­лочка”. И все же автор не отказывает Гюнту в возможно­сти нравственного очищения.

Сольвейг кротко и тер­пеливо дожидается своего возлюбленного. Она – спасение для Пера Образ Сольвейг сливается в пьесе с образом родины Гюнта

Читайте также: