Город пышный город бедный сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Рассказ "Город пышный, город бедный", написанный учащейся театральной студии "Лицей" Ильиной Анастасией 12 лет , с которым Анастасия участвовала в открытом городской конкурсе авторской поэзии и малой прозы "Глаголом жечь сердца людей" и стала победительницей в возрастной категории "12-15 лет".

ВложениеРазмер
ilina_anastasiya.docx 25.21 КБ

Предварительный просмотр:

«. Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг, как зверь остервенясь,

Сегодня Нева была особенно встревожена чем-то, хотя нет. Не чем-то, а кем-то, боюсь, что это все из-за меня. Я Александр – писатель, путешествующий во времени. К сожалению, везение меня покинуло, и, вместо того, чтобы полететь из 3093 года в 1890, аппарат оставил меня в 2012 году в Санкт-Петербурге. Такое было один раз, когда я хотел, отправится в Древний Египет, а попал к спартанцем. Что ж, машина вернет меня домой только завтра с утра, у меня есть целый день, пожалуй, я знаю, о чем напишу.

« Ким наконец-то приплыл в Санкт-Петербург на своей лодке. Он сошел на берег. Мальчик впервые оказался в другом городе, все для него казалось необычным. На набережной его встретили два страшилища в перьях два волшебных зверя – сфинксы. Это животное с телом льва, головой человека. Один из них посмотрел на Кима и облизнувшись спросил:

- Что за существо ходит на четырех ногах утром, на двух днем и на трех вечером?

- Не знаю, возможно, это обезьяна,- задумчиво сказал мальчик. Тут сфинкс расплылся в улыбке, расправил крылья, и полетел наверх. На определенной высоте, недалеко от солнца он замер:

- Как же давно я ел,- тут сфинкс кинулся вниз, прямо на Кима, который несся, как сумасшедший от этого чудовища уже представил себя на тарелочке заправленным соусом и бежал в

сторону Академии художеств. Когда мальчик добежал до заветного места, сфинкс успел схватить беглеца за ногу. Ким схватился за ручку двери, как за спасательный круг и звал на помощь, в то время как животное пыталось отодрать не совсем законный завтрак от двери. Тут дверь академии резко открылась, мальчик отпустил дверь и отлетел в сторону, сфинкс же способный держаться в воздухе остался на месте, правда, до столкновения с дверью. В проеме показалась маленькая девочка с рюкзаком, которая смеялась над этими виновато смотрела в пол.

- Плостите, я не остоложная,- шепеляво произнесла девочка.

- Я тебе так благодарен!- Ким вскочил с земли, поднял девочку на руки и закружил. Сфинкс тоже очнулся. Зверь с некой ненавистью смотрел то на мальчика, то на девочку, без переднего зуба. Ким, заметив молнии адресованные явно ему и его новой знакомой, поспешил закрыть дверь в академию. Зверюга еще некоторое время пытался расцарапать дверь, но, в конце концов, смирился и мирно присел у лестницы.

- Людоед Сфинкс, а почему твой приятель не погнался за мной?- проверяя нахождение противника, спросил Ким.

- Он просто зануда добрый,- последовал незамедлительный ответ.

- А почему ты тогда не добрый?

- Потому что я голодный.

- Но ведь он тоже голодный.

- Просто он уже кушал.

- И он еще добрый?!

«…Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Я закрыл мою записную книжку и посмотрел на небо.Да, для полетов оно вряд ли подойдет. Интересно, куда мог полететь сфинкс? Наверное, скоро пойдет дождь…

« Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

«Мальчик смог вылезти из цепких лап чудовища и оглядеться. Он попал во внутренний дворик дома великого писателя -

Александра Сергеевича Пушкина и увидел посередине памятник этому гениальнейшему поэту.

- Интересно…- сказал себе самому мальчик, - Надо будет и моем городе такой поставить!

- Значит, ты уже мертв…- недовольно пробурчал мальчик,- Ну и как мне теперь узнать, кто ты такой?

«Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

« Тут, Ким встрепенулся. Прямо над головой он услышал чье-то шипение. Тогда мальчик аккуратно развернулся, готовясь бежать, ведь это мог быть сфинкс. Правда, странно, как сфинкс прополз в такую маленькую дверь…

- Что вы делаете в моем доме?- спросил разгневанный высокий мужчина с пером в руке.

- А вы кто?- Ким, мягко говоря, был удивлен, потому что мужчина светился, в прямом смысле этого слова, а еще, он не был похож на стоящего во дворе Пушкина.

- Где моя еда?!- раздался за дверью дикий рев.

- Что это такое?- спросил ничего непонимающий Уильям Шекспир у Пушкина.

- А, это сфинкс,- спокойным тоном ответил Ким,- Он пытается меня съесть.

- Это какой-то дурдом!- Шекспир, схватившись за голову, поспешил уйти в другую комнату.

- Да не говорите…- выдохнул Ким.

- Мальчик, я открою тебе истину. Люби свой город, тогда он полюбит тебя,- сказал Александр Сергеевич.

- Но я здесь даже не живу…- мальчик хотел возразить, но поэт испарился в воздухе.

Делать было нечего, Ким вышел на улицу. Сфинкс тоже таинственным образом исчез. Тогда мальчик поднялся на крышу, чтобы оглядеться и хотя бы понять куда идти. Сверху можно увидеть гораздо больше.

- Какой же красивый город!- вдыхая запах реки Мойки, восхищенно сказал мальчик,- А вот и сфинкс.

Зверь летел прямо на отдыхавшего мальчика, но Ким почему-то перестал бояться сфинкса. Существо присело рядом с Кимом:

- К вашим услугам представляется сфинкс, произведенный в Египте, только сейчас и только у нас полет до Невы совершенно бесплатно!

А.С. Пушкин
Петербург. Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели от Ломоносова до поэтов наших дней.

Царственный град Петра, воплощение силы и власти, открывается мечтателю из "Белых ночей"; Раскольникову же ближе другая, вторая столица - сдавленное пространство примыкающих к сенной площади кварталов, тёмные дворы, чёрные лестницы. Герой просто не замечает города, он слишком поглощён своими думами, мыслями, переживаниями.

Ему знаком только такой Петербург: ". духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особая летняя вонь, столь знакомая каждому петербуржцу ".

Родион живёт в коморке, " которая походила более на шкаф, чем на квартиру ". И, лёжа там часами, в голове рождается мысль об убийстве. Данные писателем повторяющиеся детали: "вонь", "духота", как бы нагнетают обстановку в преддверии жуткой трагедии. Лишь раз, как в тумане, возникает Петербург перед Раскольниковым: " Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина . "

Великолепная панорама Исаакиевского собора и Зимнего дворца была нема для героя, как нема она и для живущей вблизи бедноты, потому что всё её сознание заполнено страхом перед будущим. Но город этот ещё и город маленького человека - Мармеладова, титулярного советника, которого мы встречаем уже " с отёкшим от постоянного пьянства жёлтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками ". В пьянстве он пытается утопить реальность жизни, хотя сам чётко сознаёт пагубность этого занятия.

В Петербурге Гоголя есть те же "серые, жёлтые и грязно-зелёные дома" с их угрюмостью. Но описание Достоевского не так безысходно: в этом мрачном городе мелькнёт хоть "один луч света". В душе героя и писателя мечта о городе прекрасном, созданным для счастья людей. Об этом думает Раскольников, идя на убийство: "он даже очень было, занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях".

Петербург Достоевского - среда, в которой уживаются многочисленные слои общества: ростовщики, бедняки, студенты, интеллигенция, богачи и аристократы. Для каждого из них город видится по-разному: кому-то празднично и весело, кому-то серо и безысходно.

Достоевский писатель –гуманист, он протестует против существования зла в защиту людей. Человек и его душа, умеющая радоваться тому, что на мгновенье "улица вдруг блеснёт". Фантастика, контрасты - вот Петербург Достоевского.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что нового открыл вам роман? Какие чувства пробудил? О чем заставил задуматься?

Кто главные герои произведения?

Современник Ф.М.Достоевского Н.К.Михайловский назвал талант писателя “жестоким”. Согласны ли вы с этим утверждением?

На чьей стороне симпатии писателя?

Создание проблемной ситуации.

Узнайте город по описанию и автора произведения, где оно было использовано.

“…Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица-красавица нашей столицы. здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости , куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург… Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга…всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение бедного на гулянья Петербурга! Как чисто подметены его тротуар , и, боже, сколько ног оставило на нем следы свои.

С самого раннего утра … Невский проспект пуст… По улицам плетется нужный народ… В двенадцать часов на Невский проспект делают набеги гувернеры всех наций… Но чем ближе к двум часам…Все, что вы ни встретите на Невском проспекте, все исполнено приличия…

В три часа – новая перемена. На Невском проспекте вдруг настает весна: он весь покрывается чиновниками в зеленых вицмундирах…

Но как только сумерки упадут на дома и улицы. тогда Невский проспект начинает шевелиться и оживает. Тогда настает то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет…

О, не верьте этому Невскому проспекту. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется. все дышит обманом. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект. ” (повесть “Невский проспект”.)

“…и очутился вдруг в столице, которой, так сказать, нет в мире! Вдруг перед ним свет, относительно сказать, некоторое поле жизни… Вдруг какой-нибудь эдакий, можете представить себе, Невский проспект, или там, знаете какая-нибудь Гороховая, черт возьми, или там эдакая какая-нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой-нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чертом, можете представить себе, безо всякого, то есть, соприкосновения , – словом, Семирамида, да и полно. – Персия, сударь мой, такая…” (“Повесть о капитане Копейкине”ГОГОЛЬ.)

По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова.
Люблю…
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный… (ПУШКИН“Медный всадник”.)

– Каков Петербург у каждого писателя? Какую роль сыграл город в судьбе героев известных вам произведений?

– Каков же Петербург у Достоевского? Какую роль сыграл он в романе и какое влияние оказал на судьбы героев романа “Преступление и наказание”? – эти вопросы станут сегодня нашими путеводителями по страницам романа Ф.М.Достоевского “ Преступление и наказание”.

Работа с текстом романа. Подготовка к путешествию по городу.

– Каким мы видим Петербург при чтении первых страниц романа?

“На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу..”

– Какие чувства у вас вызывает этот город? Какие чувства он вызвал у главного героя?

“Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека”.

С первых страниц мы попадаем в город душный настолько, что трудно дышать. Это город, где страдают и мучаются бедняки: мелкие чиновники, студенты – “лохматники”, женщины, отвергнутые обществом, оборванные и голодные, нищие дети.

Для чего использует Достоевский столь подробное описание города? Только ли в качестве характеристики действия?

Чаще всего описание города используют в качестве характеристики обстановки действия, но Достоевский вносит дополнительное значение.

Темно, душно, грязно, пыль, “грязь, вонь и всякая гадость”, “грязные и вонючие дворцы домов Сенной площади”.

Вызывает чувство омерзения, общее в описании – впечатление духоты, а у героя город вызывает чувство угнетения.

Сцены уличной жизни

– ребенок, распевающий “Хуторок”;

– пьяная девочка на бульваре;

– сцена с утопленницей;

– пьяные солдаты и другие – у каждого своя судьба и каждый бьется в одиночку, но собравшись вместе в толпу, они забывают о горе и рады поглазеть на происходящее.

На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.

Каморка Раскольникова – “шкаф”, “гроб”; грязно, кругом – желтые обои.

Комната Мармеладовых – “закопченная дверь”, “дырявая простыня” в качестве перегородки.

Комната Сони-“уродливый сарай”.

Убогие, жалкие помещения, страх остаться без жилья не могут способствовать развитию личности героев. В этих комнатах страшно жить – в них зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые, и дети.

Сегодня мы будем говорить о Петербурге Достоевского. Но прежде, вспомните, каким предстает Петербург в известных вам произведениях 1-ой половины XIX века. Есть ли что-то общее у Пушкина, у Гоголя, у Достоевского в изображении Петербурга?

Как писатели изображали Петербург? (Город является одним из героев их произведений, он населен людьми разными по характеру, по своему социальному положению, по материальному достатку.)

В 50-60 е годы Н. А. Некрасов тоже создает свой образ Петербурга. Это город бедноты. На улицах мы видим горе, холод, смерть. Город и его улицы становятся символичными. Некрасов показывает Петербург через уличные сцены, при этом каждая из них является эпизодом из жизни. Пейзаж у Некрасова мрачный.

Мотивация учащихся.

Объяснение нового материала.

(Неправильные формы домов, квартир, бедность, желтые обои, простая мебель. Жилища людей убоги и бедны так же, как и жильцы.)

– Наблюдая весь ужас жизни, перед Раскольниковым встают вопросы: “А что же ты делаешь, чтобы этому всему не бывать? Тут надо же что-нибудь сделать”. И именно это ощущение безысходности доводит Раскольникова до отчаяния, до бешенства и почти до безумия. Он пытается спасти опозоренную девочку, отдает последние деньги, чтобы она не досталась “мерзавцу”. И вдруг он осознает, что это безнадежно, что он ничего не может изменить своим одним маленьким поступком. Ему приходит мысль, что существует множество историй, которые стали принадлежностью этого города.
– Но что он может сделать?
– Можем ли мы назвать город соучастником скрытых преступлений? (Да, он подталкивает Раскольникова на преступление, давит на него.)
– Мы говорили, что Петербург в своих произведениях изображали многие писатели. Что же общего имеет Петербург Достоевского с изображаемым Петербургом его предшественников? (Петербург Достоевского роднит с Петербургом Пушкина и Гоголя детальность описания быта, а с Некрасовым – природные явления, беднота на улицах.)

Выводы по теме урока.– Какой же Петербург Достоевского?

Петербург Достоевского – город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных.

Петербург Достоевского – город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

Петербург Достоевского – это город одиночества.

Петербург Достоевского – “город, в котором невозможно быть”.

– Какую роль сыграл Петербург в судьбах героев романа?

Петербург – своеобразный герой романа, глубоко враждебный и неприятный всему здоровому, жестокий и антигуманный. Атмосфера Петербурга – атмосфера тупика и безысходности. Судьбы людей ломаются им: люди продают себя и своих близких, как в случае с Соней Мармеладовой; покупают себе жену из бедных, чтобы потом над нею поиздеваться, как об этом мечтает Лужин; издеваются над детьми, как Свидригайлов – только в таком городе могла родиться теория Раскольникова.

Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены уличной жизни, интерьеры “углов”– создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает впечатление безысходности, толкает на скандалы и преступления.

Домашнее задание:

вспомните свои впечатления и напишите в тетрадь подробный, аргументированный примерами из текста ответ на следующий вопрос - Каким я увидел/увидела Петербург Достоевского.

Содержание работы
Файлы: 1 файл

1.3 Выводы: общее и различное во взглядах на Петербург двух поэтов.

Жизнь и творчество и Пушкина, и Лермонтова так или иначе объединяет один и тот же город - Петербург. Здесь они жили в разные годы, здесь творили, здесь посвящали стихи любимому городу. Однако Петербург Пушкина и Петербург Лермонтова - это два совершенно разных художественных образа, две разные ипостаси, настолько же непохожие и многогранные, насколько многопланов и сам град Петра. Это различие во взглядах на образ Петербурга связано с различием во взглядах на жизнь двух поэтов. Жизнелюбивый Пушкин показывает такой же светлый Петербург, яркие стороны его жизни: балы, красавиц итп…Одинокий и всеотрицающий Лермонтов, стоящий один против толпы серых людишек, рисует скучный унылый Петербург, где повсюду власть законов и правил, бюрократизм, самодовольство и бездушие.

2.1 Анализ стихотворения А.С.Пушкина

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит —

Все же мне вас жаль немножко,
Потому что здесь порой
Ходит маленькая ножка,
Вьется локон золотой.

Стихотворение, при отсутствии автографа, неточно датируется между 5 сентября 1828 г., когда Пушкин в Приютине, по существу, прощался с А.А. Олениной, и 19 октября, когда уехал на три месяца из Петербурга в Малинники, а оттуда в Москву. "Прощаясь, Пушкин мне сказал, что он должен уехать в свое имение, если только у него хватит духу, - прибавил он с чувством" - записала (по-французски) их последний разговор в своем дневнике Оленина [9,81].

Главной темой стихотворения является тема любви, однако это чувство и переживание автора показано через призму облика Петербурга пушкинской эпохи - Петербурга николаевской реакции.

"Город пышный, город бедный. ". Теснота контрастных характеристик задана первой строкой. "Стройный вид" и "гранит" скоро явятся у того же поэта той же рифмой, но под знаком "Люблю" ("Люблю твой строгий, стройный вид Береговой ее гранит. "), и мы не можем сказать, что и здесь, в лирическом портрете города за несколько лет до "Медного Всадника", те же слова совсем уж не отражают той же его любви. Тонкая внутренняя контрастность проникает и в первое четверостишие. Тем не менее в итоге своем оно слагается в общее и достаточно монолитное впечатление, которое можно назвать мрачным обликом Петербурга. Однако ненависти к николаевскому Петербургу у Пушкина не было.

Картина северной столицы сложена из контрастов, не знающих, кажется, друг о друге, из обособленных, чуждых друг другу аспектов; и целое впечатление возникает из отпадающих друг от друга частей.

Стихотворение построено на антитезе, в центре которого – образ Петербурга. По своей структуре оно состоит из двух четверостиший, что свидетельствует о двухчастном построении стихотворения

Все же мне вас жаль немножко.

Именно поэтому стихотворение приобретает невольный биографический комментарий: отъезд ненадолго, поэтому лирическому герою жаль "немножко", но знает ли он, что расставание с любимой навсегда? Наверное, знает. Вполне реальный комментарий возможен и к космической панораме города - "свод небес" и "холод", то есть хмурая осень. Петербург впервые, кажется, в русской литературе здесь обретает - и сохраняет в итоге стихотворения - свой реально-фантастический образ.

Итак, образуется сложное освещение в этой миниатюрной картинке. Как будто живая биографическая конкретность момента должна хотя бы отчасти снять, смягчить зловещую историческую значительность панорамы имперской столицы - ведь есть простое личное объяснение; но ничего уже не поделать - исторический вес панорамы небывало противоречивого города уже навсегда превзошел любое личное объяснение.

Читайте также: