Сочинение про осетинский язык

Обновлено: 04.07.2024

Хроника военных действий в Южной Осетии и аналитические материалы

Публикации по истории Осетии и осетин

Перечень осетинских фамилий, некоторые сведения о них

Перечень населенных пунктов Осетии, краткая информация о них и фамилиях, в них проживавших

Сборник материалов по традициям и обычаям осетин

Наиболее полное на сегодняшний день собрание рецептов осетинской кухни

В данном разделе размещаются книги на разные темы

Коста Хетагуров "Осетинскя лира", по книге, изданной во Владикавказе (Орджоникидзе) в 1974 году.

ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК – ПРАОТЕЦ ЯЗЫКА ИНДО-ЕВРОПЕЙСКИХ НАРОДОВ

Я хочу пролить свет на тот путь, по которому, до сих пор, шли ощупью исследователи этого вопроса, сами не отдавая себе отчета в том, в какой тупик они завели нас сегодня своими загадками и разгадками чисто кабинетнаго характера, основывая зачастую научные вопросы на гипотезах и предположениях, проходя мимо настоящаго богатейшаго источника и ключа к раскрытию этих тайн – современнаго осетинскаго языка.

Многие ученые до сих пор, как мы видим, искали правду о происхождении языка различными путями, на каждый раз, они все дальше и дальше отходили от истины, не находя того ключа, о котором я говорю ниже.

Я подошел к этому вопросу, как филолог. Меня спас ни кто иной, как мой материнский язык, - современный осетинский язык, благодаря которому у меня, как у исцеленнаго слепого открылись глаза и, мне удалось установить такие факты, о которых, вообще, до сих пор, в научных кругах, языковеды не смели даже говорить, и в этом им мешало то обстоятельство, что они не знали языка древних Алан, т.е. современных осетин.

Своих языковедов у осетин до сих пор не было, тогда как, благодаря этому языку, можно легко разобраться и в санскрите, и в древнейших сагах старой Скандинавии, в письменах Ассирии и Вавилона, Индии, Персии и т.д.

Я нахожу, что вопрос этот весьма серьезный, но не трудно разрешимый при внимательном к нему отношении, а дальнейшее мое изложение, раскроет глаза, а затем, по следам легко придти к истине.

Отдадим дань уважения и почтения всем тем ученым, которые затратили огромную энергию и силу на изучение истории осетинскаго народа и его языка; мы им обязаны многим, так как благодаря им у нас, осетин, есть возможность разобраться в своей истории.

Каждому из научных изследователей по мере возможности и сил, надо пролить свет на прошлое этого историческаго народа, на его язык, культуру, самобытность, начиная со времен Одина, покорителя Скандинавии, и кончая осетинами, населяющими Кавказ.

Но в их работе часто искажались факты, которые потом принимались за истину и вводили в заблуждение последующих искателей истины в истории этого столь истереснаго народа.

Многие приводимые ими примеры были чужды нашей жизни, вот почему они так далеко уходили от действительности.

В данном случае, я сам, как осетин, занявшись этим вопросом, воочию убедился в тех грубых ошибках, которыя допускались до сир пор и таким образом приходилось ходить вокруг да около, особенно, когда вопрос касался о происхождении языка и о роли Алан-Осетин в этом вопросе.

Будучи еще на родине, в Осетии, я там интересовался Осетиноведением, осетинской музыкой, народными сказаниями и песнями, произведениями осетинскаго национального поэта Коста Хетагурова, вопросами, почему мы носим названия: Оссов, Алан, Азов, и т.п.

Я не хочу доказывать того, что до сих пор еще ни кем не доказано, а лишь построено на гипотезах и догадках научных изследователей старины. Моя задача, начать выводить этот вопрос на верный путь познания всего, что связано с именем Осс-Алан. Нет ни одной народности, донесшей свое историческое имя, которая бы не сталкивалась с Аланами.

Начиная от Геродота и других писателей и поэтов прошедших веков, все интересовались этим вопросом, и если сегодня в горах Осетии, какой-нибудь осетин вам расскажет предание о пастухе БЕСО, то вы сейчас же поймете, что предание послужило основой Эсхилевой трагедии.

Предание о Пастухе. Бессо.

В старину очень смелый пастух, постоянно бродивший по неприступным утесам, как то раз сбился с пути среди бездн, окружающих Эльбрус, и вдруг был поражен глубоким стоном, который, казалось ему, издавала сама гора… Не успел придти в себя испуганный осетин, как его вихрем перебросило через пропасть в страшную черную пещеру, над нею зиявшую. В этой пещере, наполненной золотом, серебром, оружием и всякими богатствами, заманчивыми для осетина, стонал и рвался в мучительных судорогах красавец юноша, прикованный к утесу пещеры тяжелою цепью. Черный коршун сидел у него на ребрах и безжалостно терзал его внутренности. Чудный узник напрягал все свои усилия, чтобы достать рукою конец короткой цепи, висевшей на противоположной стене пещеры; вот уже многия сотни лет, как он силится достать ее, и все напрасно…

Так, с именем Кавказских гор связались первобытныя легенды человечества, здесь сохранились обрывки древняго мира, древней истории…

Страбон уже знает город Аза на Танаис (Дон) близ теперешняго города Азова, и описывает, под именем собственной Азии (Аза проприа), берег Меотийскаго моря, т.е. Азовскаго.

Плиний, перечисляя скифския племена, упоминает племя Аз-Оси. (Аз - по осетински - Я, а Осы - осетины).

Кавказ – колыбель древняго человечества, ворота через которыя проходили народы из Азии в Европу и из Европы в Азию, еще не далекой заре истории. Кавказ представляет собою музей исторических, этнографических и археологических сокровищ, вот почему говорят многие научные изследователи, что «изучить Кавказ – это значит изучить историю и этнографию почти всего человечества.

Кавказ – живой филологический институт языков и в этой области есть полная возможность придти к открытиям широкой научной будущности: здесь можно откопать такия наречия, которыя составляют первобытныя ступени развития, когда то общаго всем народам Европы языка; здесь можно наткнуться на такия сочетания и сплетения народных течений человеческой речи, которыя в состоянии осветить новым светом глубокия заманчивыя тайны нашего слова.

И вот мы видим, что из всех языков Кавказа, больше всех ученые обратили внимание на осетинский язык, отличающийся наибольшей архаичностью в фонетике и морфологии.

Здесь история зачалась и широко развивалась еще тогда, когда самые старые народы Европы не были известны по имени, когда не существовало самаго имени Европы. Девственные тропические леса, покрывавшие в то время Европу, держали в страхе их обитателей. Мамонту одного взмаха хоботом достаточно было, чтобы убить не только силача, но и разметать в прах его убогое жилище. В бассейне Сены и Луары цвел девственный лес, и среди лиан и гроздьев винограда, гнездились огромныя змеи, извиваясь на сучьях ста тридцати аршинных деревьев. Дикия лошади неслись по тучным пастбищам теперешней Германии. В это же самое время, древнейшия предания и песни восточнаго этноса уже знают Кавказ. Царства, возникшия на Кавказе, уже были старыми царствами, когда Рим еще клал свои первые камни.

О скифах, Хазарах, Сарматах и т.д.

Осс-Аланы – предки современных осетин, изстари стояли на страже исторических рубежей, охраняя проходы в Европу, и грудью заслоняя народы нынешней Европы, от смертельных ударов диких орд кочевников, приходивших из Азии в Европу, через Дарьяльския и Дербентския ворота.

Осс-Аланам, таким образом, обязаны народы Европы своим национальным и политическим бытьем. Оссы, разбитые Гуннами, двинулись, через Дунай, на Запад, и уходя через равнины Европы в направлении Испании, всюду оставили очаги своей культуры, память о которых сохранилась и по ныне, в виде языка, от котораго заимствовали свои наречия многие племена и народы Европы. За примерами ходить далеко не надо, доказательства этому на каждом шагу. Какой бы округ мы не взяли, мы найдем в названиях его городов и местечек корни Осс-Аланскаго языка, как то во Франции, напр., Ош, Дур-Дон, Алансон, Гурдон, Изер, Бургон и т.д.

Кроме того, на основании одних лишь филологических изследований языка Осс-Алан, можно пересмотреть некоторыя теории и понятия о народах, населявших прежде Европу. Так, например, до сих пор, мы были убеждены и для нас являлась даже азбучной истиной понятие, привитое нам еще со школьной скамьи, что хазары особый народ, скифы – тоже отдельный народ, точно также, как и сарматы, команы, савроматы и т.д.

Однако, с точки зрения филологической, получится нечто совсем иное. Истину, как нам кажется, надо искать на другом конце, а именно в языке Осс-Алан, прямыми потомками которых являются нынешние осетины, древнейшие хозяева на Кавказе. Начнем со слова скиф.

Скиф - производное от Осетинскаго слова скаф, что значит на Осс-Аланском языке, в буквальном переводе - похититель.

Это прозвище скифы получили по тому назначению, которое они имели в войсках Осс-Алан. Их роль была: на лету своих удалых скакунов, полудиких, безудержных, как ветер, коней, хватать противника во время боя одними руками и живыми доставлять (команов) в свой лагерь.

Эти схваченные живыми люди – воины из неприятельского стана, были необходимы Осс-Аланам, как заложники, пленники, под названием команы, на случай их обмена, в качестве выкупа за своих воинов, попавших в свою очередь, в бою, в плен к неприятелю. Это положение подтверждает, дошедшее до нас так же, историческое слово зилан, что значит по осетински выкуп. Все это еще подтверждается сохранившимся и до ныне обычаем среди осетин Кавказа выкупать, так или иначе, попавшаго в беду соплеменника, что делается следующим образом: в каждом Осс-Аланском ауле появляется человек, который обходит всех и собирает, делая обход - зилан, средства для выкупа. При этом священном, дошедшем от седых веков слове – зилан, каждый осетин считает своим непременным долгом так или иначе, принять участие в этом зилане (круг для сбора выкупа), дабы соблюсти обычай, священный для каждаго осетина.

В старину, когда попадался в плен какой нибудь Осс-Аланский князь, то противная Осам сторона присылала головной убор пленника и тогда, по его головному убору, узнавали, что он жив и что его необходимо выкупить; и сейчас же устраивали зилан, и на собранныя деньги выручали из плена своего князя.

Так же придется разрушить и еще одно понятие о двух, якобы, самостоятельных народах, под названием сарматов и савроматов.

Сарматы – это ничто иное, как те же Осс-Аланы, скифы, хадзары и т.д. Дело в том, что название сарматы происходит от слова сар-мат, что значит по алански (сар – голова, мат – думы, мысли), буквально, - глава думы, или мыслитель, мудрец. Назначение этих Осс-Алан - сармат, было обсуждать и создавать законы для своего народа, и помогать царям Осс-Аланским в управлении государством. Словом, это были старейшины – мужрецы, советники Царей Алан во всех случаях государственного значения.

Их законы и установления писались золотом на стальных дощечках, особым родом мастеров, под названием: сырх-зарын-курд или же просто зарын-курд. Сырх-зарын или сыгзарин, как и теперь осетины называют золото, - были особые письмена, написанные на стали золотой ниткой, под названием зарын-даг, т.е. источник песни. Зарын-курд - это были обыкновенные золотых дел мастера и исполняли они, в отличие от мастеров сырх-зарин-курд, лишь черную работу.

Эти выбитые золотописцами постановления, созданные сарматами, прибивались к городским стенам побежденных Осс-Аланами народов. Выполнение этого лежало на обязанности, опять таки, особаго назначения людей из Алан и назывались они савар-мат, т.е. савар – ставь, мат – мысли или думы, отсюда, буквально, ставящия думы. Между тем, до сих пор многие ученые соединяли и сармат и савармат в один, совершенно отдельный, от Осс-Аланов народ…

Открытие это взволновало весь ученый мир и к месту раскопок со всех сторон спешал палеонтологи и археологи, собираются съезды, ведутся ученые дебаты, пишутся ученые доклады и т.д.

И вот вполне возможно, что в таком же положении находились, до сих пор, и те ученые, которые утверждали, что скифы, сарматы, хазары составляли не один народ Осс-Алан, как я думаю, а совершенно отдельные, даже враждовавшия между собой племена, со своими особенностями, как бытового, так и религиознаго характера.

А отсюда простой, единственный, могущий быть, на наш взгляд, вывод, а именно, что ни хадзар, ни сарматов, ни скифов и др., как отдельных народов нет и не было.

КАВКАЗСКИЕ И ЕВРОПЕЙСКИЕ АЛАНЫ

Осс-Аланы были разбиты Гуннами, после чего все способные носить оружие, частью с женами и детьми, двинулись на Кавказ, чтобы там, соединившись с тамошними осетинами, быть готовыми в нужную минуту к защите; частью-же они ушли за реку Дунай, в Европу.

Жесткое истребление Гуннами Алан-Осетин и уничтожение их могущественнаго царства, находит свое подтверждение в осетинском народном эпосе, где говорится следующее: «Гуннам было известно, что похитители Аланского Царя, под названием скафы, подобно белым орлам, похищают с поля брани, самых сильных воинов, на своих долгогривых конях. Наступают они черной тучей на врага, совершают большие переходы в самый короткий срок времени. Слава об Аланских похитителях жила повсюду. Вождь Гуннов Манцуна долго думал над тем, как бы покорить и уничтожить великий и храбрый народ Осс-Аланский, который наводит страх на весь мир своей конницей, - и вот пришел он к следующему решению: приручить несколько сот тигров, львов, леопардов и других зверей и выступить в поход с этими прирученными зверями, которых держал голодными в клетках по пять, шесть дней, пока не приблизился к стану противника.

Вот почему Аланы-Осетины распались на Кавказских и Европейских Алан, при чем, все старики и неспособные носить оружие и владеть конем, остались в пределах нынешняго Юга России, и влились в общее русло народов, захлестнувших их своею могучею лавою, частью же, еще до Х-го века, по свидетельству многих историков, возвратились отдельными партиями с Дона на Кавказ.

Остатки Осс-Алан на юге России, мало по малу потеряли свой язык, лишь привив элементы своего языка к бедному и некультурному языку завоевателей. Вот почему, до нашего времени, сохранились названия рек на Аланском-Осетинском языке, как то: Дон, Днепр, Днестр, Дунай, Стырь и др., при чем сохранились в этих местах и названия деревень и сел на чистом Осетинском языке. След Осс-Алан прошел, как Млечный путь, далеко в Европу, о чем безспорно говорят многия географическия названия городов и местечек, вплоть до того, что жители города Оша во Франции называются до сих пор осетинами, или ошуа.

Не имея возможности изследовать еще многия другия названия, мне, благодаря знанию моего родного древне-Осс-Аланскаго языка, все же удалось установить сродство с осетинским языком таких названий, как: Алансон, Дурдонь, Гурдонь, Изер, Бургонь и др., что в переводе означает: Дур – камень, дон – вода; Гурд – рожден – дон – вода; Изер – вечер; Бур – желтый, гон - амбар. Осетины живут в настоящее время на Кавказе, от Астраханских степей до Закавказья, города Цхенвали – столицы Южной Осетии. Они занимают часть Военно-Грузинской дороги и всю Военно-Осетинскую дорогу главнаго Кавказскаго хребта, по обе сторону перевала.

Юстиниан I-й был весьма популярен среди Осс-Алан и долгое время имел влияние на судьбы кавказских народов. Иная судьба ожидала Европейских Алан-Осетин. Приблизительно в то-же время, а именно, вскоре после смерти Юстиниана, в Мекке родился человек, оказавший огромное влияние на судьбы человеческаго рода. В Европе он вызвал ненависть, в Азии – его признали величайшим из пророков. Это был Пророк Магомет, который дал Арабам новую религию, упрочил в них великое понятие о монотеизме, отучил их от поклонения фетишам и от идольскаго культа. Его учение имело большое значение в ослаблении Осс-Аланской культурыи влияния ея в Европе.

Об Аланах-Осетинах, как об искусных и храбрых воинах было известно далеко за пределами земель Аланскаго народа, поэтому западныя государства – Греция и Рим часто нанимали их на войну. Вот почему мы видим Алан-Осетин в рядах Римских и Греческих войск. Военному делу обучались не только мужчины Аланы, но и женщины, принимавшия равное участие и в набегах и в войнах, как оборонительного, так и наступательного характера.

«По словам Аппиана, когда Помпей предпринял поход на Алан-Осетин, то последние выставили против него 60000 – пехоты и 22000 – конницы.

Итак, мы видим, что Осс-Аланы, на протяжении многих веков ведут нескончаемыя войны со своими соседями и, во всех сражениях, это – один монолитный народ; наездники их, по прозванию скифы-похитители, своими налетами опустошают Персию и другия страны. Некоторые ученые допускают, что Аланы-Осетины Иранскаго происхождения, что родиной древне-Осс-Аланскаго языка является Персия, что, впрочем, основано на гипотезах и догадках, которыя, на наш взгляд, не оправдываются ни историей, ни изучением языка Алан, т.е. современных осетин.

Дзамбулат Дзанти

Мё райгуырён бёстё - Республикё Ц ё гат Ирыстон – Алани у У ё р ё сейы Федерацийы субъект. Хауы Ц ё гат Кавказы федералон зылдмё. Йё сёйраг горёт у Дзёуджыхъёу. Зёгъён ис, рагон, культурон ёмё историон цыртдзёвён кёй у, уымён ёмё дзы фендзынё бирё зёрдылдарён бынёттё. Мё зёрдёйён у уарзон!

Диссаг ёмё рёсугъд у мё райгуырён Ирыстоны ёрдз дёр. Йё алыварс лёууынц бёрзонд хёхтё. Уёлдай удёнцой ёмё ёхсызгондзинад хёссы бёрзонд Хъазыбеджы хох – хёхты бёрзонддёр. Цы цёугёдёттё сё гуыры, уыдон уайынц хъёлдзёгёй, сё уылёнтё алырдёмыты пырхгёнгё. Фёлё дзы ёппёты стырдёрыл нымад у Терчы дон. Ёз дзы тынг сёрыстыр дён, уымён ёмё йыл нёхи поэттё нё, фёлё ма суанг Уёрёсейы хъуыстгонддёр генитё - Пушкин ёмё Лермонтов - ныффыстой се ‘нёмёлгё ёмдзёвгётё. Теркён йё фёндаг цёуы цалдёр кавказаг республикёйыл.

Ёвёццёгён, ёрдзёй рёсугъддёр ницы ис зёххыл. Зёрдё райы йё уындёй, алыхузон ёнкъарёнтё мём гуырын кёны нё хёхбёстё. Нё кёмттё ёлвасынц сёхимё адёмы се ’нёкёрон рёсугъддзинадёй, нё улёфён бынёттё бирётён баззайынц сё зёрдёты! Куыд мёхицён дёр!

Ирыстон канд йё рёсугъд ёрдзёй зындгонд нёу, фёлё ма у хъёздыг нё диссаджы хорз адёмёй дёр. Нё фыдёлты ном арвнёрёгау айхъуыст ёппёт дунейыл. Ныууагътой нын хъёздыг хёзнатё, истори ёмё культурё, кёцытё абоны онг ёрхёццё сты махмё, кёстёртём дёр. Ёма сё хъуамё хъахъхъёнём, ма сё бауадзём фесафын. Уыдонимё сты не ’взаг дёр ёмё не ’гъдёуттё дёр. Уыдон сты нё адёмы фарн. Уыдон сты мёнён дёр хъахъхъёнинаг!

Мах, ирёттё, стём Хуыцаумё кувёг адём. Нё бёрёгбёттём азёй - азмё ёнхъёлмё фёкёсём. Ёз тынг бирё уарзын Тымбыл къохы - Хетёджы бёрёгбон, Хоры Уациллайы бёрёгбон. Уёлдай кадджындёр бёрёгбон та на бинонтён у Джеоргуыбайы бёрёгбон. Мёнмё гёсгё дёр, уымёй сёйрагдёр, ахсджиагдёр бёрёгбон нёй. Лёгты дзуар у Хуыцауы минёвар ирон адёммё, нё фыдёлтё йыл кёддёриддёр ёмё кёмдёриддёр сёхи фёдзёхстой ёмё абон дёр фёдзёхсынц.

Уёдё куыд нё загъон нё хорз, фёзминаг фёсивёды тыххёй. Сё алыхуызон ёнтыстдзинёдтёй уыдон дёр хъуыстгонд ёмё зындгонд сты ёппёт дунейыл. Бирётё дзы суанг сё цард дёр суёлдай кодтой бёстёйы сабырдзинад ёмё хорзёхты тыххёй.

Ёз, мёхёдёг райгуырдтён ёмё цёрын Цёлычы хъёуы. Тынг зынаргъ мын у. Бирё йё уарзын, кёд дзы цыдёр чысыл хъуагдзинёдтё ис, уёддёр. Уёдё мё хъёуёй цы бирё хорз адёмтё рацыд, уыдонён та сё нымёц бёрёг дёр нёу. Фёлё дзы кёй зонын, уыдон сты, фыццаджыдёр, нё ветерантё, Фыдыбёстёйы хёсты архайджытё, Кодзырты Муслимёт – фёллойы ветеран, Мёскуыйы хъёууон-хёдзарадон равдысты архёйаг, Чекаев Вячеслав ёмё Эльджарты Руслан – Афганы хёсты хъёбатыртё, Сёбётхъуаты Светё ёмё Хёбёлаты Олег – Уёрёсейы Президенты Гранты лауреаттё, Хъантемыраты Рая- Бетъырбухы клиникёйы сёргълёууёг, Хъазыбегты Валерий ёмё Кочынаты Иринё – барадхъахъхъёныны оргёнты кусджытё, Боциты Ирё - Ирыстоны телекомпани ёмё радиойы журналист, Быценты Руслан, Хабёты Руслан, Музаты Сослан – Мёскуыйы цирчы аивады дёснытё, Уалыты Гиви – ирон театры сгуыхт актер, ёмё ма бирётё.

Мё дарддёры царды та цы нысантё сёвёрдтон, уыдон ёнгом баст сты мё Ирыстонимё. Никуыдём ацёуин ардыгёй. Кёмфёнды куы уон, уёддёр – иу мё мё зёрдё хондзён нёхимё!

Мах алантӕ стӕм сӕрмӕттӕ

Скифтӕн тугхӕстӕг ӕрвад.

Махмӕ рхӕццӕ сты сӕ нӕттӕ,

Махӕн баззади сӕ кад.

Ӕз ахуыр кӕнын ӕвдӕм къласы скъола- интернаты. Мӕ ном хуыйны Губаты Аслан.Тынг ӕхсызгон мын уыд, куы базыдтон ирон ӕвзаг ахуыр кӕндзынӕн уый. Ӕз ирон дӕн, фӕлӕ нӕхимӕ иронау нӕ дзурӕм, мӕ мад у уырыссаг, мӕ фыд раджы амарди. Ис мын фыды хотӕ, дада, уыдон мӕм дзурынц иронау, фӕлӕ арӕх нӕ уынӕм кӕрӕдзийы.

Мӕ зӕрдӕйы мын арф фӕд ныуагъта уыцы бон, ирон ӕвзаджы бындурӕвӕрӕджы сфӕлдыстад Хетӕгкаты Къостайы, куы базыдтон уӕд.

Ӕз арӕх фӕкӕсын ӕмдзӕвгӕтӕ алы хуызон конкурсты, ис мӕм кады гӕххӕттӕ, лӕвӕрттӕ.

Ирон ӕвзаджы тыххӕй фысгӕйӕ нӕй ахизӕн Абайты Уасойы сӕрты дӕр. Уый диссаджы фыстытӕ, дзырдуӕттӕ, иртасӕн куыстытӕ, рох никуы уыдзысты адӕмӕй. Йӕ ӕнӕкӕрон пайдайӕн аргъ нӕй.

Джыккайты Шамиль афтӕ фыста Уасойы тыххӕй:

Ныййырд йӕ цӕсгом, Уарзт ӕмӕ хъуыдытӕй

Уый махӕн судзы знӕт тары цырагъ.

Кӕсы сыгъдӕг Уд цӕстыты ӕрфыгӕй….

Ӕз афтӕ хъуыды кӕнын: ӕвзагыл куы ничи дзура, фысгӕ йыл куы ничи кӕна, уӕд уыцы ӕвзаг у мард. Уый тыххӕй мӕн фӕнды цӕмӕй ирон ӕвзагыл дзургӕ дӕр кӕнӕм ӕмӕ фысгӕ дӕр.

Ӕз сидын ме мгӕрттӕм: цӕмӕй дзурой иронау ӕмӕ не взаг ма фесӕфа. Мах куы фесафӕм не взаг, уӕд уыдзыстӕм удӕй мӕгуыр. Ӕмӕ афтӕ куыд ис цӕрӕн ӕнӕ хӕзнайӕ- ӕнӕ ӕвзагӕй?

Ӕз ныллӕг кувын Къостайы рухс номӕн, Задалесчы Нанайӕн, Абайты Уасойӕн. Ӕз архайдзынӕн цӕмӕй нӕ фӕлтӕр адарддӕр кӕной, нӕ фыдӕлтӕ нын цы ныуагътой уыцы хъӕздыгдзинад, ӕмӕ йӕ цӕсты гагуйау хъахъхъӕндзыстӕм.

Афтӕ зӕгъынц : ирон ӕвзаг нал уыдзӕн, ирон адӕймаг куы нал уа зӕххыл уӕд. Мӕ зӕрдӕ дарын: ирон адӕм, ирон ӕвзаг никуы фесӕфдзысты а дунейӕ!

Сочинение на тему мой родной осетинский язык

6 вариантов

План
1. Русский язык в нашем доме
2. Уроки русского языка и литературы
3. Любовь к родному языку
Мой родной язык русский. Я разговариваю по-русски дома, во дворе и в школе. Мои предки были русскими и жили всегда в России. Любовь к родному языку передаётся из поколения в поколение в нашей семье. Каждый человек, рожденный в своей стране, может легко научиться говорить на языке своих соотечественников. Но, основу необходимо закрепить.
Главную роль в формировании грамотного литературного языка берет на себя школа. В школе все уроки, кроме иностранного языка, проводятся на родном для нас языке. Мы учимся разговаривать и писать правильно. Я читаю много и понимаю, что наш язык очень красив и велик. Наши народные сказки являются ярким примером богатства и разнообразия русского языка. Сколько интересных и необычных слов можно встретить, читая сказки русских писателей! Поэты в своих стихах показывают нам то, какой русский язык мелодичный и красивый. Человек ведь не только разговаривает на родном языке, он ещё на нем и думает.
Русский язык находиться в душе каждого русского человека. По моему мнению, человек должен относиться с любовью и уважением к своему родному языку. Важно, научиться не только разговаривать по-русски, но и научиться любить свой язык.

Сочинение на тему “Мой родной язык русский” 5 класс

План
1. Почему именно русский язык
2. Богатство русского языка
3. Русская литература
Русский язык я слышу с самого детства. Мои мама и папа родились и живут в России. Дома мы всегда разговариваем на русском языке. Любовь и уважение к родному языку прививают в первую очередь родители. Если ребенок слышит с самого раннего детства стихи и сказки на родном языке, он будет стремиться разговаривать на нем. Я считаю, что русский язык очень мелодичный и красивый.
Чтобы речь была богатой, с лёгкостью можно подобрать множество синонимов. С их помощью мы разнообразим нашу речь. Они помогают выразить наше настроение. Мы можем сказать, что устали что-то делать. Но, чтобы ярче показать нашу усталость, употребляем синонимы: утомиться, умаяться, выдохнуться или выбиться из сил. Не многие иностранные языки смогут похвастаться таким богатым лексическим запасом, как наш родной русский язык.
Великие писатели и поэты содействовали развитию родного языка. Они придумывали неологизмы и не позволяли стереть с памяти народа устаревшую лексику. А. С. Пушкин внёс огромный вклад в сохранение и развитие родного языка. Он с детства слушал сказки своей любимой няни на русском языке. Затем приложил много сил и времени, чтобы сохранить живой русский язык в своих произведениях. Многие отечественные поэты и писатели понимали, что в своих литературных творениях они смогут сохранить самобытность родного языка.
В русской литературе есть много произведений, которые восхваляют и славят русский язык. Очень ярко выразил мысль о том, что только литературные творения смогут сохранить язык, И. А. Бунин в своём стихотворении “Слово”. Молчат гробницы, мумии и кости, — Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный — речь. Вот поэтому необходимо беречь этот дар и приумножать. Носитель языка должен не только говорить на своём родном языке, но и знать произведения великих классиков. И, только тогда каждый житель нашей страны может с гордостью сказать:”Мой родной язык русский”!

Сочинение на тему “Мой родной язык русский” 8 класс

План
1. Значение языка в нашей жизни
2. Проблемы в русском языке
3. Гордость за русский язык
Возникновение и развитие устной и письменной речи играет огромную роль в становлении всего мира. Начиная с древности, люди придумывали слова, чтобы общаться друг с другом. Язык является системой, которая состоит из букв и слов. Создав эту систему, наши предки стремились записать все события, которые происходили с ними. Издавна у людей было желание передать накопленные знания своим потомкам. Наше поколение получило в дар готовое средство общения и хранения информации. Все, что от нас требуется – это любить и беречь русский язык.
Но, в последнее время возникает опасность потери чистого русского языка. Если внимательно просмотреть статьи в Интернете, можно подумать, что они написаны на иностранном языке. Какое огромное количество заимствованный слов используют современные люди! Когда вы в последнее время слышали простые и понятные слова: ” управляющий”, ” неудачник”, “стоянка”. Все чаще и чаще их заменяют английскими соответствиями: ” менеджер”, ” лузер”, “паркинг”. Большинство людей уверены в том, что эти слова являются русскими. Но, это не так.
Конечно же, любой язык переживает изменения. Были времена, когда русская интеллигенция общалась только на французском или немецком языках. Русский же язык считался языком бедняков. Поэты и писатели того времени прилагали огромные усилия, чтобы доказать всем, что родной язык не хуже иностранного. Своими бессмертными произведениями они смогли показать богатство и многогранность русского языка. Не стоит повторять ошибок прошлого! Очень важно сохранить индивидуальность своего родного языка, а не заменить его иностранным.
Русский язык имеет богатый словарный запас. В нашем родном языке присутствует огромное количество синонимов и антонимов, омонимов и паронимов. Все эти и многие другие средства языка украшают и обогащают русский язык. Стоит прочитать литературные произведения наших великих классиков, чтобы убедиться в этом и начать гордиться своим родным языком. Мой родной язык русский, чем я и горжусь!

помогите написать сочинение Почему нужно изучать родной язык? так как мой родной язык осетинский. СРОЧНО.
заранее СПАСИБО.

Ответы:

Когда нас просят назвать любимый предмет, мы обычно называем историю, математику, литературу, но очень редко – русский язык. Конечно, интересно мысленно путешествовать по разным странам, узнавать тайны прошедших веков. Одних завораживает логическая стройность формул, других – многообразие мыслей и поступков человека, переданных в литературных произведениях. А русский язык чаще всего ассоциируется со скучными правилами и бесконечными упражнениями. Некоторые даже считают, что доктора наук в области языкознания только и делают, что придумывают новые правила, которые потом в поте лица, придётся осваивать нам. И мало кому приходит в голову, что в языке присутствуют и логическая и практически математическая стройность, и тайны, до сих пор не познанные, что у него есть своё прошлое, настоящее и будущее. Без языка люди не были бы людьми, тысячи вещей не были бы изобретены, земель – не открыты, явлений – не описаны.Для чего нужно изучать русский язык? Сразу же напрашивается другой вопрос – а как же тогда общаться, разговаривать и вообще жить? Ведь русский язык для нас родной, первый язык, которому нас обучили. Мы говорим на нём с детства. Его надо учить для того, чтобы понимать окружающих и чтобы они понимали нас. Взрослея, мы учимся читать и писать, общение больше не ограничивается разговорами. Теперь мы можем писать сочинения, письма, рассказы. Таким образом, мы показываем свой внутренний мир, мысли, чувства, о которых иногда трудно говорить вслух. Всю нашу жизнь мы не перестаём учить наш язык, овладеваем самыми современными знаниями в сфере русского языка, чтобы в любом обществе при общении не выглядеть глупо и смешно.По отношению человека к собственному языку, по степени уважения и любви к нему судят обо всей стране в целом. А что такое уважение к языку? Это, прежде всего, его знание, кропотливое изучение того, как устроено это уникальное средство человеческого общения. На постижение тайн родного языка уйдёт немало сил и времени. Но мы никогда не пожалеем об этом. Чем больше словарный запас, чем образованнее человек, тем богаче и интереснее становится его язык, тем свободнее становится его речь.

См. также в других словарях:

Проектная работа. Осетинский язык

Зæрдæхæлардзинад хъуамæ суа ахæм адæймаджы уавæр, куыд хъуыды кæнын. Уый хъуамæ суа фæлтæрд хъуыддаг.

Сывæллоны миддуне бамбарын, банкъарын æй æмæ иу фæндагыл емæ цæуын æнцон нæу. Œнцон нæу ныййарджытæн дæр æмæ хъомылгæнджытæн дæр.цæмæй ацы уæззау фарста лыг æрцæуа, уый тыххæй хистæртæ архайынц саразын ахæм æнкъарæнджын иудзинад, кæцыйы руаджы сывæллон райгом кæна йæ зæрдæ. Коллективон хъомылады та ахсджиаг уый у, æмæ уыцы иудзинад хъуамæ ахиза алкæцы сабийы зæрдæйы дæр; æрмæст уæд ис гæнæн, алы хицæн хъомылгæнинагы миддуне хъæздыгдæр кæна. Уыцы ахсджиаг уидзинад хъомылгæнæгæн йæ къухы куы бафта, уæд диссаджы цымыдис свæййы хъомылады процесс хистæрæн æмæ йæ кæстæрæн дæр.

Сабийы цард дзаг у хъазтæй, æмæ алкæцы сывæллоны дæр фæнды уыцы хъазты йæхи бынат ссарын. Хъазгæйæ саби йæ алыварс дунейы тыххæй зонындзинæдтæ райсынæй уæлдай ма зонгæ кæны æхсæнадон закъонтимæ дæр, расдæр цы ахастытæ ис адæмы æхсæн, уыимæ; уымæй уæлдай ма хъазт ахъыр кæны сæ алыварс чии с, уыдоны цæстæнгас дæр иртасын.

Аргъауы архайджыты сурæттимæ кусгæйæ, уыдон фæдыл цæугæйæ, сабитæ исынц зонындзинæдтæ дунейы тыххæй, æнахуыр уавæртты хи дарыны тыххæй æмæ архайынц уыны зонындзинæдтæй хатдзæгтæ кæнын æмæ сæ лыг кæнын. Уыцы зонындзинæдтæ сæ ахуыр кæнынц уырнын уарзондзинад æмæ хæлардзинадæн сæ тых æгæрон кæй у, ууыл. Хъомылгæнинæгтæ аргъæйы руаджы раиртасынц æвзæрдзинад йæ фæдыл кæй ласы æвзæрдзинад, уый; фыдбылызæн дзуапп кæй дæтты фыдбылыз; хорздзинадæн йæ джзуапп дæр кæй у хорздзинад.

Аргъауы, цæмæй дæ къухы исты бафта, уый тыххæй хъæуы бафыдæбон кæнын, иннæтæм кæсын ахæм цæстæй, дæхæдæг цавæр цæстæнгас агурыс; искæмæн æххуыс кæнын хъæуы лæвар, мацæмæ æнхъæлмæ кæсын бузныггагмæ; æмæ уæд, зынсахат дæуæндæр дæ уæлхъус æрбалæудзысты хорз хæлæрттæ. Цы кусты сæрылма лæууай, хъæуы йæ кæнын иумæйагæй; нæй рох кæнын хорз дзинад дын чи скодта уыдоны – йе ууыл ахуыр кæны аргъау.

Аргъауы жанр нæ проекты æххуыс кæны хъомыладон хынцинæгтæ бæлвырд кæнын. Œвæццæгæн, адæмон сфæлдыстады аргъауæй ахсджиагдæр æмæ адæймаджы миддуне хъæздыгдæргæнæг хай нæй. Аргъау алкæмæй дæр аразы аивады хай.

Аргъæутты æнæкæрон дуне æххуыс кæны сабиты алыхуызон æнкъарæнтæ ирддæр кæнын. Ахуырады цæстæнгасмæ гæсгæ тынг ахсджиаг у уыцы хабар. Аргъауы руаджы егъау фарстатæ æвдыст цæуынц хуымæтæджы хуызы.уыдонæй, цæрæнбонты кæрон кæмæн нæй, уыцы ныхмæвæрд ахастдзинæдтæ: хорз æмæ æвзæр, уарзондзинад æмæ фыд-зæрдæдзинад, хъæлдзæгдзинад æмæ æнкъарддзинад, хъæбатырдзинад æмæ гадзрахатæй цæуындзинад.

Сабиты æргом аргъауы рдæм раздахын театыры алыхуызон хуызты руаджы.

Хæрзæгъдау ахуыр (эталон) æхсæнадон ахастдзинæдты бæлвырд кæнын.

Хорз – æвзæр, коммæгæс – æгоммæгæс, разы – ныхмæвæрд, куыстуарзондзинад – магуса, хуымæтæг – хин; хæларзæрдæ, рухсцарды æгъдау; уыцы æнкъарæнтæ сабитæн æмбарын кæнын.

Сабиты зонындзинæдтæ дунейы тыххæй уæрæхдæр кæнын литературон æмæ музыкалон аивады руаджы.

Œмбарын кæнын, цы вазыгджын бынат адæймаджы царды ахсынц: ныййарджытæм уарзондзинад, коммæгæсдзинад, кæрæдзимæ хъусын зонын, кæрæдзийæн æххуыс кæнын æмæ æнд.

Сабиты ахуыр кæнын фæлмæнзæрдæтæ, адæмлымæнтæ, кæрæдзиимæ хæларæй цæрын.

Хъомыл кæнын сывæллæтты куыстуарзондзина., цы кусай, уый лæмбынæг æмæ зæрдæхæларæй кæнын, цы куыст райдайай, уый кæронмæ хæццæ кæнын.

Ныхасы рæзтыл кусын.

Хорз æвзæрæй иртасын.

Аргъауы æвæрццæг архайджыты фæзмын кæй хъæуы, уый æвзарын.

Парахат кæнын эстетикон æнкъарæнтæ, рæсугъддзинад алыварс уынын æмæ хъахъхъæнын.

Райдай сабитæ, ныййарджытæ, ахуыргæнджытæ, скъолайы кусджытæ.

АРХАЙД ЦЫ РŒЗТЫ РУАДЖЫ ЦŒУЫ, УЫЦЫ ЗДŒХТЫТŒ:

Иумæйагон (зонынадон – æвзагон, нывгæнæн, театралон, музыкалон).

роекты презентации аивадрн равдысты хуызы.

КУЫСТ ЦЫ ЭТАПТŒМ ГŒСГŒ ЦŒУЫ, УЫДОН:

Сбæрæг кæнын проекты темæ.

æмкусджытимæ æрныхас проекты фарстатыл.

Пайдагонд литературæ, информации, уæлæмхасæн æрмæгимæ куыст.

Пъланмæ гæсгæ куыст сабитимæ, ныййарджытимæ, æмкусджытимæ.

Алыхуызон аргъæуттæ кæсын.

Аргъæутты æмæ сæ архайджыты тыххæй уыци-уыцитæ, базон-базонтæ ахуыр кæнын.

Цы аргъæуттимæ зонгæ кæнæм, уыдон хи ныхæстæй дзурын, чысыл инсценировкæтæ кæнын.

Æнтæф фæсаст æмæ адæймаг æппæт йæ буарæй æнкъары сатæг уæлдæфы æхцондзинад. Хур арвыл хуссарæрдæм акъул æмæ раздæрау нал æндавы зæхмæ. Йæ тынтæ судзгæ нал кæнынц, фæлæ ныр сæ рæвдаугæ хъармæй узæлынц, æрдзы кæдæм æххæссынц, уыдоныл. Æртыхсынц зайæгойтыл, цыма сын сæ цъæх хуызæн хæрзбон зæгъынмæ фæхъавынц, уыйау. Арвыл тар уæззау мигътæ арæхдæр зынын райдыдтой æмæ сæ уагæй æмбарын кæнынц, фæззæг йæ тыхы кæй цæуы, хуры хъарм тынтæн сæ фæндаг ахгæнынц царддæттæг зæхмæ æмæ та фæстæмæ сæхи айсынц арвы кæрæттæм. Фæлæ уыцы рæстæг бирæ нæ ахæссы, ногæй та ракæсы хур райгæйæ æмæ барухс вæййынц бæлæсты, зайæгойты зæрдæтæ, сæхи цингæнгæйæ банкъусынц, нырма уазал чи нæ хæссы, уыцы дымгæйы æрбаныдзæвдæй.

Гъе, фæлæ сæ царды кæрон æввахс кæны, сæумæрайсомы уазал йæ дæрзæг арм кæуыл æруадзы, уыцы сыфтæртæн. Иутæ дзы фæивтой сæ хуыз, фæбур сты æмæ фæлмæн дымгæйы æрбаныдзæвдæй нырризынц, ныззыр-зыр кæнынц сæ мидбынаты, сæ уддыл ма дæндагæй бæргæ ныххæцыдысты, фæлæ…къалиутæй фæиппæрд вæййынц æмæ зæххыл æнцойад ссарынц. Афтæ згъæлынц кæрæдзийы фæстæ æмæ зæххы сыгъзæринхуыз гауызы бын æркæнынц.

Цæй диссаг у фæззыгон нæ хæхбæсты æрдз… мин-мин хуыз дарæсы йæхи сфæлыста æмæ фæлгæсы нæртон æфсинау, йæ бæркад адæмыл рæдауæй таугæйæ. Дардыл йæ цæст хæссы, цыма йын ххæххон рагуазæлттæ æппындæр ницы хъом сты, уыйау. Бонтæ куыд цæуынц, афтæ йæ цъæххуыз ивы сыгъзæрин хуызмæ. Уыцы бур зæрин хуыз ын цыбыр рæстæгмæ кæй у, уый бæргæ зоны, фæлæ уæддæр у сæрыстыр, æмæ нæ ивы йæ райзæрдæйы уаг. Гъе, фæлæ куыдфæнды ма уа, уæддæр алы зайæгой дæр æнкъары, фæззыгон бонтæй иу иннæмæй уазалдæр кæй у æмæ фæззæджы æрбалæудимæ кæй æрцыдис сæ адзал.

Æнусон бæлæстæ сæ хомысджын цæнгты ныууигъынц æмæ æнæвгъауæй æрызгъалынц зæхмæ сæ сыфтæртæ… фæлæ, æвæццæгæн, уыдонæн нæ вæййынц хуымæтæджы сыфтæртæ, фæлæ вæййынц, схъæлбæрзæй хъæды къохы бæлæсты цæсты сыгтæ, тагъд сæ фæлыст кæй азгъæлдзæн æмæ бынтон бæгънæгæй, æгъуызæй кæй аззайдзысты, ууыл хъынцъымы цæссыгтæ.

Уæдæ куыд не сты диссаг Ирыстоны быдыртæ дæр: сæрвæтты кæрдæг сихсыди æмæ фосæн фæзын ис сæхи æфсадын. Æрдз цыма æрæнкъард, йæ хъус адардта уазал зымæджы ‘рдæм. Уалдзæг ын цы æхсидгæ цард радта, уый цадæггай нымæгæй нымæгдæр кæны. Æрмæст ма алчидæр тыхсы ууыл, цæмæй зымæгмæ йæхи бацæттæ кæна. Адæймаджы хъуыдытæ дæр вæййынц уыимæ баст. Афæдзы ацы афон тыллæг æфснайыны афон у, æмæ зæхкусæг тагъд кæны йæ тыллæг æфснайыныл. Цæмæй йæ карз зымæг æдзæттæйæ ма æрыййафа.

…Уæлдæфы разыны адæймаджы хъарм комулæфт, хæххон хъæуты цæрджыты уæлхæдзæрттæй уæларвмæ, æзфæраздæронæй згъорынц фæздæ-джы хъуымбылтæ, адæймаджы йæхимæ æрбасайы хъарм пец, æрæнкъард вæййы зæрдæ… Фæстейæ аззадысты сæрдыгон тæвд бонтæ, рагвæззæджы хурбонтæ, ныр та фæззæг йæ бартæ йæхимæ райста æххæстæй æмæ ма иуæй-иу хатт хуры рæвдаугæ хъарм тынтæ, кæд зæрдыл æрлæууын кæнынц ивгъуыд бонтæ, уæддæр уайтагъд асæтты сæ тых, амбæхсынц тар мигъты ‘хсæн æмæ уæлдæфы æрзилдух кæны фæззæджы комулæфт. Фæззæг цæуы. Æввахсæй æввахсдæр кæны уазал зымæг…

Æрдзы ацы хуызивæнтæй алы адæймаджы зæрдæйы дæр сæвзæры æндæр æмæ æндæр æнкъарæнтæ. Æрдзы фæззыгон хуызæй йæ зæрдæ кæмæн райы, йæ алæмæтаджы фæлыстæй æхцондзинад сты райсы, сæумæрайсомы халасæппæрсты йæ къæхтæ бауымæл кæнынæй æхцондзинад чи райста, æмæ фæззыгон дымгæйы сыгъдæг уæлдæфмæ йæ зæрдæйы монцтæ кæмæн райхæлынц, уыдонæй дæн æз дæр …

Фæззæг… сыгъзæрин æвдылд фæззæг… куыстуарзаг адæймаджы зæрдæ йæ афæдзы куыстæй куы фæрухс кæны, афæдзы уыцы афон.

Эхх, искуы ма хæххон уыгæрдæнтæ байдзаг уыдзысты хосдзæуттæй æмæ сæ зард, сæ хъæлæба кæмтты хæхты араудзæн… Фæскуыст хъазтизæрты, уæларвмæхъуысæг ирон фæндыры зæлтæй бахъæлдзæг уыдзæн зæрдæ…

Читайте также: