Сочинение на тему лермонтов как поэт романтик

Обновлено: 30.06.2024

Для творчества Михаила Лермонтова характерно несколько тем. Это и проблема роли поэта и поэзии в обществе, и гражданская лирика, и стихотворения о природе. Но, все-таки, самую прекрасную, интересную и завораживающую часть составляет лирика любовная.

Творчество Лермонтова всегда противопоставляют поэзии Пушкина. К любовной лирике это также относится. У Александра Пушкина любовь — это яркое, светлое, прекрасное чувство. Оно всегда сопровождается радостью, счастьем и даже эйфорией. Герои проводят время на светских мероприятиях. Героини всегда чуткие красавицы. У Лермонтова все по-другому… Для его любовной лирики характерна трагичность, драматичность, грусть. Поэт никогда не пишет о светлой, нежной любви с хорошим концом. Его чувство зачастую невзаимно. Оно ранит и приносит лишь разочарование. Однако, любовь не теряет своих прелестных свойств даже в этом случае. Для писателя это великая сила жизни, которая является основой всего.

Кратко охарактеризовать любовную тему в лирике поэта можно такими словами как обреченность, утрата, бессилие, тоска, непонимание, задумчивость. Писатель так и не стал счастлив, поэтому у него и нет светлых, радостных стихотворений о любви.

2 вариант

Наверное, нет такого автора, который бы не писал про любовь, ведь это для них является самой актуальной темой. У Лермонтова было огромное количество женщин, и каждой из них он посвятил стихотворение. Кроме этого он еще описывает их измену или неразделенную любовь.

Также Лермонтова можно назвать чувствительным человеком, который видит окружающих людей, которые любят друг друга, но совсем скоро у них должно что-то случиться или ему хочется остановить человека, который готов броситься с головой в омут любви и никогда оттуда уже не возвращаться. Кроме этого часто судьба его очень сильно разочаровывала, но он все равно верил в то, что все совсем скоро измениться в лучшую сторону. Конечно, бывали моменты, когда он был, не совсем уверен в том или ином решении и тогда на помощь ему приходили не только холодный рассудок, но и логика. Также он делал выводы о том, что любовь вообще никому не нужна, и любить никого кроме себя не стоит. Все его страдания отпечатываются на произведениях автора.

Ему кажется, что у истории любви только лишь трагический конец. Ведь каждый из его героев также как и он несчастен в любви и никому из них не везет в любви. А поскольку ему не с кем делиться всеми своими тайнами, секретами или переживаниями, то он делиться всем с бумагой, которая как говорят, все стерпит. Ему кажется, что человек не должен жить в закрытом пространстве. Кроме этого он должен постоянно соблюдать все законности и правила. И когда он понимает, что везде его обманывают, то решает просто уйти в поэзию. И хотя ему очень плохо одному, но зато никто теперь не будет его обманывать и бросать.

Когда в более зрелом возрасте он уже снял свои розовые очки и на мир смотрел совсем другими глазами. И выражал он свои произведения в новеллах. Больше всего на свете ему нравится писать на гражданскую тему. Кроме этого здесь затрагиваются проблемы любви с философской точки зрения, а также и о своем месте в жизни и о смерти. Он понимает, что не бывает любви на века и в один прекрасный момент она покинет его.

Когда начинаешь читать любовную лирику Лермонтова, то начинаешь мыслить на разные темы и задумываться о своем настоящем и будущем. Те, кто знаком с произведениями Лермонтова, наверное, знают, что он романтик. Кроме этого он верит в то, что где-то существует еще один мир, в котором люди любят друг друга и никогда никто никого не бросает. И ему больше всего на свете хочется попасть именно в этот мир.

Сочинение 3

Наверное, многим писателям нравилось писать про любовь и этому они выделяли отдельную главу или внимание. А вот Лермонтов на это потратил очень много времени, и за все время ему удалось создать примерно двадцать разных произведений, в которых речь пойдет про любовь. Каждое его стихотворение посвящено его любви. Здесь он подробно и четко описывает все чувства, которые испытывает сам и испытывает его любимая. Кроме этого здесь присутствует еще вероломство и измена, а также охлаждение чувств к одной из них.

А ведь если тщательно и вдумчиво читать его произведения, то становится понятно, что Лермонтов считается чувствительным человеком. И он старается рассказать всем о том, что если вы очень сильно влюблены, то не нужно сразу же кидаться в нее с головой, ведь от этого могут быть последствия и не всегда положительные. Кроме этого часто в своей жизни автор разочарован, что не стал тем, кем ему давно хотелось стать. Вовремя ему удавалось подключить не только холодный рассудок, но и логику и это его много раз спасало. И каждый раз он понимал, что любви в этом мире он отыскать не сможет. Но немного попозже все-таки пытался опять создать отношения, которые думал, что сложатся совсем не так как предыдущие.

Если раньше каждый человек видит любовь сквозь розовые очки и не всегда замечает того, что его обманывают. А вот Лермонтов уже давно снял эти очки и поэтому сейчас его обмануть становится очень трудно и практически невозможно. Теперь он переходит на различные новеллы. И опять его главные герои очутились в том мире, где им приходится жить без любви и иллюзиями. Кроме этого теперь к своей жизни он подходит с философской точки зрения. Он понимает, что любовь может появиться внезапно и также внезапно исчезнуть, и никто от этого не застрахован.

Любовная лирика заставляет читателей задумываться над жизнью, а также и над тем, что они собираются делать дальше и как жить. Также Лермонтов уверен в том, что существует еще один мир, в котором вообще нет горя и зла, и все люди счастливы. Кроме этого там никто не разочаровывается в любви. И каждый человек в этом мире может быть счастливым.

Также читают:

Картинка к сочинению Любовная лирика Лермонтова

Популярные сегодня темы

На картине показан стол, на котором стоит ваза, с яркими полевыми цветами. У края стола, изображён снегирь, сидящий на карандаше. Это говорит о том, что хозяин жилища, является художником.

Пушкин изображён в домашней обстановке. На нём свободный домашний халат коричневого цвета с тёмным отворотом. Под ним надета белая рубашка, воротник поднят. Поверх воротника повязан тёмный атласный шарфик.

Быть добрым – это способность людей. В основе доброты лежит особенность менталитета, воспитание, образование и окружение. Проявления ее также разнообразны и зависят от того

Большинство талантливых людей решались говорить о родине как о долге, как о патриотической любви, как о нечто близком. Среди таких индивидуумов ярко проявил себя на литературном поприще

Для Белинского Лермонтов как автор книги стихотворений, вышедшей в 1840 году и содержавшей плоды его зрелого творчества, был “поэтом мысли”. А черты поэта мысли есть уже и в стихах 1829-1830 годов: это – размышления на очень важные темы (как та же тема крепостничества, как тема Наполеона, тема демона, как вопрос об участи молодого поколения в николаевской России или о судьбе декабристов, как проблема конфликта между религией и живой человеческой страстью), и это размышления, очень серьезные по тону.

В некоторых из этих размышлений поражает

та прямота, прямолинейность, с которой Лермонтов называет вещи своими именами, говоря о рабстве, о борьбе за свободу, о предстоящей гибели тирана. Правда, юный поэт писал для себя, не думая о печати, а в обстановке дома Арсеньевой считал себя, может быть, относительно защищенным, хотя и прибегал, например, в “Жалобах турка” – к условной и очень прозрачной маскировке (значит, все же помнил об опасности). Как бы то ни было? в условиях длительного последекабрьского террора и торжества победившей реакции это была чрезвычайная смелость, свидетельствующая о страстности протеста и о самостоятельности убеждений

(столь неприкрыто выражали свои мысли и чаяния декабристы лишь в агитационных стихах, рассчитанных на солдатскую аудиторию, а Пушкин в оде “Вольность”, в послании к Чаадаеву или в обращении к сосланным декабристам, все – в произведениях, обреченных оставаться ненапечатанными). К числу самых сильных в этом отношении строк принадлежит “Предсказание” 1830 года, в котором поэт рисует картину крестьянской революции в стране:

Настанет год, России черный год, Когда царей корона упадет; Забудет чернь к ним прежнюю любовь, И пища многих будет смерть и кровь…

Зачем же сотворил меня?

Высокому накалу мысли и страсти в поэзии Лермонтова начала 1830-х годов, выбору образов, воплощающих важнейшие понятия духовного мира человека, соответствуют и вся патетичность стиля, огромный темперамент поэтического выражения. Молодой Лермонтов как революционно настроенный и революционно мыслящий романтик является наследником поэзии декабристов и Байрона, воспринятого сквозь южные поэмы Пушкина и другие байронические поэмы, а потом по-новому узнанного уже в оригинале. Что касается русских предшественников, то Лермонтов далеко уходит от них вперед, по-новому сочетая личное и общественное, “гражданское”, создавая новый для русской литературы образ лирического “я” поэта, отмеченный и небывалым до сих пор трагическим пафосом и темпераментом.

Лермонтов, в сущности, является первым в русской литературе всецело трагическим поэтом: ведь именно он с такой страстью и силой преломил в своем творчестве впечатления от одной из самых мрачных эпох в истории России.

В этом смысле Лермонтов 1830-х годов уже противостоит предыдущей литературе во всех ее течениях и разветвлениях – и карамзинистской элегии, и анакреонтике Батюшкова и молодого Пушкина, и меланхолической резиньяции Жуковского и чистой гражданственности поэтов-декабристов, и философской лирике любомудров и многочисленным разновидностям байронической поэмы. Наиболее родственный Лермонтову современный поэт – Полежаев – при всей подлинности трагизма его поэзии уступал ему и в идейной глубине и в широте масштаба. “Трагическая судьба Полежаева была современникам хорошо известна(…) Это обеспечило лирическому герою Полежаева и политическую значительность и необычайную силу эмоционального воздействия. Но в то же время биографическая расшифровка как бы суживала смысл иоле-жаевского протеста.

И Лермонтов в дальнейшем своем развитии далеко отошел от субъективно эмоциональной поэзии Полежаева”.

Действительно, у Полежаева есть стихотворения, в которых поэт не только сомневается в благости божьей, но прямо обвиняет провидение в несправедливости и жестокости к людям – почти как Лермонтов в “Азраиле”, бросает вызов судьбе. И это сильнейшее, что написал Полежаев. Но такие стихи перемежаются у него другими, где поэт, измученный поистине страшными обстоятельствами своей жизни, своей мученической участи, изливает скорбные чувства гораздо более личного характера, а порой, надеясь и на некий просвет, готов смириться.

Вот почему, при всем своем трагизме, творчество Полежаева оказывается далеким от той цельности, той полной внутренней бескомпромиссности, какая царит в поэзии Лермонтова. Трагизм у Лермонтова – плод мировоззрения, выработавшегося в ответ на все, что его окружало в жизни его времени; это вполне осознанное (не невольное, не бессознательное) избранничество, и весь дальнейший путь поэта, короткий и блистательный, служит как бы реальным фактическим подтверждением глубинного трагизма творчества, получившего такую силу патетического звучания и ; для современников и для потомков.

Интерес к Байрону, которого он в это время открывал для себя, совпал с его собственными исканиями. Байрон был интересен Лермонтову всеми гранями своего творчества и сохранял свое значение в течение всей его поэтической деятельности. Байрон - это и тема лирики молодого Лермонтова:

Я молод, не кипят на сердце звуки,

И Байрона достигнуть я б хотел:

У нас одна душа, одни и те же муки;

О, если б одинаков был удел!…

Как он, ищу забвенья и свободы,

Как он, в ребячестве пылал уже душой,

Любил закат в горах, пенящиеся воды

И бурь зеленых, бурь небесных вой.

Как он, ищу спокойствия напрасно…


Спустя два года он вернется к этой же теме, но уже для того, чтобы признать свое отличие от британского поэта:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

В ранней поэзии Лермонтов ярко воплотил принципы романтизма. Основные темы юношеских стихов Лермонтова: природа, дружба, любовь, взаимоотношения людей, социально-политическая борьба, жизнь и смерть, человек и мироздание. Среди них не без влияния отечественной (Пушкин, Баратынский, Веневитинов) и западноевропейской (Шиллер, Байрон, Т. Мур, Гете, Гейне) литературы особо важное значение приобретает философское осознание бытия, места и роли в нем человека:

Пугает сердце этот звук,

И возвещает он для нас

Конец земных недолгих мук,

Но чаще новых первый час…

В раздумьях о жизни, полной страданий и мук, лирический герой приходит к скорбным суждениям о ее скоротечности.

Где бьет волна о брег высокий,

Где дикий памятник небрежно положен,

В сырой земле и в яме неглубокой –

Там спит герой, друзья! - Наполеон.

Русский поэт воспел подвиг своих соотечественников в борьбе с французами. Тем не менее в таинственном и властном Наполеоне видел он могучую силу духа:


Хоть побежденный, но герой!

В ранней поэзии Лермонтова принципы романтизма воплотились прежде всего в характере лирического героя -одинокого, мятежного, не принимающего действительности, ищущего единения с вольной природной стихией, отдающегося предельно сильным чувствам:

Корабль умчит меня от ней

В безвестную страну,

И повторит волна морей:

Люблю, люблю одну.

В 1830-1831 годах поэзия Лермонтова формировалась под впечатлением французской революции и непрерывно вспыхивавших в России в связи с холерой и чумой крестьянских восстаний. Она проникнута ожиданием народной революции:

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь…

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном.

Стихотворение глубоко аллегорично, в нем чувствуется значимый подтекст. Поэт восстает против бесцельной, бездумной жизни, на которую обречено его поколение. Он отказывается от того счастья, которое предлагает ему жизнь, он готов бороться с бурей за будущее своей страны и народа.

Сознание своей исключительности в мире, где блаженствует лишь посредственность, вновь и вновь вызывает ощущение горестного одиночества.

В небесах торжественно и чудно,

Спит земля в сиянье голубом.

Что же мне так больно и так трудно.

Лермонтов - последний представитель революционно-дворянского романтизма и создатель социально-психологического течения критического реализма. А. В. Луначарский, характеризуя сущность творчества Лермонтова, сказал: «Лермонтов являлся последним и глубоко искренним эхом декабристских настроений*. Именно поэтому он стал продолжателем лучших прогрессивных традиций предшествующей ему литературы и прежде всего творчества Пушкина.

Гост

ГОСТ

Романтизм – это литературное направление, в котором выдвигается новая система ценностей: следование природе, превосходство воображения на рассудком, культ творчества, стремление к свободе.

Романтизм в поэмах М. Ю. Лермонтова

Романтизм как направление в литературе сформировался в конце 18 – начале 19 века в Западной Европе. Романтики в своих произведениях изображают внутренний мир человека. его страстей и чувств. Герой романтических произведений – глубоко чувствующая личность, находящийся в мире, который не соответствует его представлениям о жизни, его идеалу. Основными темами романтических произведений являются:

  • Тема одиночества;
  • Тема поиска идеала;
  • Тема бегства от реальной действительности;
  • Тема внутренней и внешней свободы.

Различают два типа романтизма:

  • Английский – мятежный, активный, богоборческий;
  • Немецкий – философский, созерцательный.

В России романтизм как литературное направление сформировался к 1820-м годам. У истоков русского романтизма стояли последователи немецкой традиции романтизма – Батюшков, Жуковский. Развивалось направление романтизма в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Идеалом для них стал Байрон и его романтический герой.

В ней можно выделить все характерные для лермонтовского романтизма мотивы:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Тема одиночества и изгнания;
  • Тема воли и свободы;
  • Проблема борьбы и бунта;
  • Проблема человека и природы.

У Лермонтова вольная южная природа является символом романтической свободы. Герой его поэмы превыше всего ценит свободу, а время, которое он провел в монастыре, для него лишь существование. Истинной жизнью для Мцыри стали три дня, проведенные на свободе.

Романтические черты проявляются и в композиции поэмы. Поэт не рассказывает подробно о жизни героя в монастыре. Лермонтов описывает лишь самые напряженные, самые важные моменты в судьбе Мцыри.

Эта поэма – не полностью романтическое произведение, однако в ней много романтических черт. Для творчества романтиков характерно само обращение к средневековому прошлому Родины. Калашников – мятежный герой. Но смысл произведения не исчерпывается бунтом, протестом Калашникова, ее смысл заложен в народности.

Романтические черты в стихотворениях Лермонтова

В своей лирике Лермонтов опирался на традиции русской поэзии, продолжал дело Пушкина и Байрона, чья поэзия была созвучна политическим и художественным идеалам декабристов.

Лермонтову Байрон был интересен своим творчеством, и в течение всей поэтической деятельности он сохранял для русского поэта свое значение. Байрон является и темой лирики М. Ю. Лермонтова.

Лермонтов в ранней поэзии ярко воплотил основные принципы романтизма. Главными темами ранних стихов поэта являются: дружба, природа, взаимоотношения людей, любовь, жизнь и смерть, социально-политическая борьба, человек и мироздание. Особо важное значение среди них приобретает философское осознание места, бытия, роди человека в нем.

Принципы романтизма в ранней поэзии Лермонтова прежде всего воплотились в характере лирического героя – он одинок, мятежен, не принимает реальность и ищет единения с вольной природной стихией, отдается сильным чувствам.

В 1830-1831 годы творчество Лермонтова формировалось под впечатлениями от французской революции и крестьянских восстаний, постоянно вспыхивавших в России. Поэзия Лермонтова в этот период была проникнута ожиданием народной революции.

А сознание собственной исключительности в мире, в котором царствует посредственность, вызывает у лирического героя ощущение горестного одиночества.

Этот характерный для романтической лирики Лермонтова мотив звучит и в стихотворениях, посвященных природе. В них природа совершенно особенная – все в ней подчиняется тем же законам, что и в мире людей. В ней разыгрываются те же драмы, что и в человеческом мире.

М. Ю. Лермонтов является последним представителем революционно-дворянского романтизма и создателем социально-психологического течения критического реализма.

Читайте также: