Сочинение про мифического героя на белорусском языке

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Задачи:
Способствовать расширению знаний учащихся о героях мифов и легенд Беларуси, их символическом и природоохранном значении для белорусов.
Развивать логического мышления и творческих способностей у учащихся.
Воспитывать патриотизма, любви и уважения к родной культуре, к традициям и обычаям своего народа, бережного отношения к природе.


Педагог:
- Вы видите, что это седой волосатый старичок небольшого роста, с палкой-клюкой в руке. А с ним – различные животные. На нашей картинке у Лешего на клюке сидит сова, но могут быть с ним и другие животные. Они любят Лешего, не бояться его. Ведь Леший – защитник леса и всего в лесу.
Педагог:
- Ребята, скажите, а каких еще мифических персонажей, обитающих на нашей белорусской земле, вы знаете? Вспомните народные сказки, легенды.
Ответы учащихся
Педагог:

- Вы с самого детства знаете, что покой и порядок в доме бережет Домовой. Каким же его представляли белорусы?


Педагог:
-Видите, ребята, уже наши далекие предки понимали, что не каждое дерево в лесу можно срубить. Они заботились о природе, берегли ее, наделяя мифической силой, поклонялись силам Природы.
Ребята из второй команды зачитывают текст и показывают своего героя (приложение 2, текст 2).


Педагог:
- Ребята, уже в те далекие времена люди задумывались о том, что надо беречь все живое, и создавали мифических защитников каждому живому существу. Свой царь был не только у ужей и змей, но и у зверей, птиц, других живых существ. Человек часто не понимает почему нельзя сделать то или то, а наши предки придумали объяснения, почему - потому что накажет Лесовик, Ужиный царь или какой-то другой дух. И люди их боялись, берегли Природу и не вредили ей.
Ребята из второй команды зачитывают текст и показывают своего героя (приложение 2, текст 3).


3.
Ответы учащихся.
Педагог:

-Были у нас на территории Беларуси и мелкие мифические пакостники, которых прозвали Злыднями. Представляли их скрюченными горбатыми созданиями. Носили большие сапоги и шапки. Считалось, что Злыдни не любят быть одни и гуляют большой компанией. В доме, где они поселились, происходят всякие неприятности. Злыдни крадут яйца, разбавляют молоко водой и подсыпают песок в кашу. Могут вынести из дома все до последней крошки. Обычно они нападают на дома жадных и завистливых людей. Но бывает, что они заводятся в доме, в котором нет Хатника. Чтобы прогнать и вывести злыдней, надо приготовить самую вкусную еду и оставить кастрюлю открытой. Когда пакостники полезут за приманкой, быстро закройте кастрюлю крышкой и отнеси ее далеко в поле. На какой картинке изображен Злыдень?
Ответы учащихся
Педагог:

- Ребята, и еще одно существо, с которым мы сегодня познакомимся - это Хабер. Это - Царь всех раков, который выделялся среди подчиненных ему раков тем, что у него были золотые клешни и глаза. Посмотрите на экран. На какой картинке изображен Хабер, как вы думаете?

Ответы учащихся
Педагог:

- Как я уже сказала, Хабер представлялся нашим предкам в виде рака с золотыми клешнями и глазами. Он изображен на первом рисунке.
Вот мы и познакомились с некоторыми мифическими существами, обитающими на территории Беларуси. Нам остается только закрепить наши знания.
4. Контрольно-коррекционный этап


Задания
По вертикали:
2.Повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.
3.Мелкий пакостник, скрюченное и горбатое создание, которое не любит одиночества, пакостит людям.
5.Человек, которого злой колдун превратил в волка.
9. Это игривое домашнее существо, похожее на дракона, с головой ужа, только лохматой, и большими крыльями.
10. Это дух леса, который обитает в каждом лесу, но особенно любит еловый. Может стать пнем или деревом.
11. Один из жанров фольклора, либо литературы. Произведение волшебного, героического или бытового характера.
12. Волшебный дикий бычок с золотыми рогами, который защищает животных от охотников.
13. Крылатый конь, рожденный Медузой от Посейдона.
По горизонтали:
2.Добрый старичок небольшого роста, который является хранителем порядка в доме, может играть с домашними животными.
4. С виду то ли человек, то ли медведь, живущий в роще. Очень любит свой лес и охраняет его. За это ему послушны все лесные звери и птицы.
6.Дух зимы и холодов - седой бородатый старичок в белой теплой одежде, без шапки и без сапог. У него всегда с собой большая железная булава.
7. Добрый водяной дракон с толстыми ластами и длинной шеей.
8. По преданию, это растение зацветает лишь раз в году волшебным огненным цветом в ночь на Ивана Купалу .

Герои мифологии привлекают нас своими необычайными способностями, силой, красотой и умом. Но для меня, кроме этого, огромную роль играют личные характеристики персонажа.
Смелость, отвага, справедливость и доброе сердце – все это соединилось в образе моего любимого мифологического Героя Древней Греции – Геракла.
Легендарные двенадцать подвигов этого персонажа поразили мой разум и воображение на всю жизнь. Но удивительнее за все чудеса, которые творил Геракл – его сила и прочность духа. Известно, что еще в юные лета, две очаровательные

нимфы предложили нашему герою выбор: приятное и легкое, либо тяжелое, опасное, и полное героических поступков, и Геракл, без всяких колебаний выбрал второй вариант, отказавшись от роскоши и удовольствий.
После того, как коварная богиня Гера, вскружила мозг героя, напустив на него тем временное безумие и головокружение разума, вследствие чего тот убил любимую жену и детей, Геракл не опустил рук. Чтобы понять, как жить дальше, герой направился к дельфийскому оракулу и веруя в прорицания, начал служить королю Эврисфею, с чего и начались его героические подвиги. Эврисфей жаждал уничтожить Геракла, поэтому

Но Геракл и не был обычным человеком!
Не следует, забывать о том, что он представлял собой потомка верховного бога громовержца Зевса! Возможно именно из-за того, что в жилах Геракла течет кровь богов, коварные планы короля Эврисфея не увенчались успехом. Геракл не только возвращался живым, но и получал победу в самых сложных сражениях, выполняя невероятные задания!

Именно так он и совершил двенадцать подвигов.
Геракл сумел одолеть свирепых Мифических зверей, которые наносили людям большой вред. При этом герой проявил такие качества, как ум, благородство натуры и полное отсутствие страха. Когда он по приказу короля похитил священную корнийскую лань, то сдержал слово, которое дал богине Афродите, и сделал так, что животное вернулась на волю.
Он сумел одержать победу в борьбе с амазонками, и, пережив немало приключений, добыл для короля яблоки из сада Гесперид.
По сути своей, каждый из ПОдвигов Геракла – это яркий пример победы добра над силами зла, любви над ненавистью, истины над ложью. Именно поэтому этот герой является для меня не только Любимым мифологическим персонажем, но и образцом мужества, храбрости и силы духа!

Сначала не было ничего - только черная вода, из которой торчал огромный валун. И был бог Перун, ему стало скучно и он начал метать молнии в валун. Примерно так появилось все сущее. Что-то это напоминает.

Мифы о Беларуси
Белорусская мифология входит в славянскую семью мифологий. Перун, Овсяник, Жижель и другие персонажи известны не только белорусам, но и русским, украинцам или полякам.

Язычество было традиционной религией наших предков, которые поклонялись духам леса и поля, огню и другим силам природы. Они верили в приметы, задабривали богов и духов медом или зерном, а перед долгой дорогой садились на порог и просили помощи у предков.

Этнографы отмечают, что этот обычай - один из самых древних и связан с традицией захоронения умерших “под порогом” дома. Их тела спускали в подвал или погреб, отчего и произошли фамильные склепы.

Вся жизнь древнего белоруса была окружена мифами и легендами. Они передавали, как сейчас принято говорить, из уст в уста - сначала в виде правдивых историй о богах, затем в сказках и поданиях.

С приходом христианства многие из них были забыты, некоторые просто изменились - и теперь качества языческих богов начали приписывать христианским святым. Но глубинная вера во что-то высшее, необъяснимое осталась.

Пантеон белорусских богов
Главным богом у древних белорусов был Перун. Именно он стрельнул молнией в камень - и появилась земля, растения, животные и люди.

Перун упоминается и в летописях, где он то и дело насылает громы и молнии. В честь бога-громовержца устанавливались истуканы, каменные идолы - после крещения их чаще всего разбивали и топили в реке либо обтесывали до формы креста.

Бог солнца носил имя Ярило, также часто выделяли бога летнего (самого жаркого солнца) и тепла - Купалу. В его честь устраивали народный праздник в самую короткую ночь - время перехода от лета к зиме. С высокой горы скатывали колесо - символ солнца, прыгали через костер и искали таинственный цветок в лесу. И сегодня у белорусов есть праздник Купалье, который сместился на 6 июля.

Светлому началу противостояло темное - богиня Мара. Ее называли богиней смерти и рождения, она как будто стояла на границе двух миров, принимала младенцев и провожала умерших в вечное путешествие.

В дальнейшем Мару начали считать просто привидением, духом умершего.

Еще один важный бог для белорусов - Велес. Он “отвечал” за скот, охоту и вообще за богатство. Велес был покровителем сказителей - их можно сравнить с современными бродячими артистами, которые ходили по селам и рассказывали былины.

Интересно, что Велеса часто представляли в виде змея, поклонялись его мудрости и силе. Также этнографы описывают народный праздник - Велесовы дни, которые ежегодно отмечали с 1 по 6 января. В это время было принято колядовать, отгонять злых духов весельем и гадать на будущий урожай.

Богиней урожая, олицетворением щедрости земли была Тётя (Тётка). Ее представляли в образе дородной женщины, на полях в ее честь появлялись соломенные фигуры, их часто обвязывали платком и дарили символические подарки.

Теперь понятной становится старая поговорка “Голод - не тетка”. В первоначальном варианте “Голод - не Тётя”.

Богиню весны и любви звали Лёля. Молодую богиню иногда называли дочерью Лады (также богиня любви и брака), у нее был свой праздник - лельник. В конце апреля незамужние девушки плели венки, водили хороводы и гадали на суженого.

Зюзя - так звали бога мороза и холода. Его представляли древним старичком, который ходит босиком и своим ледяным дыханием замораживает реки и дома.

Кстати, сегодня Зюзю можно встретить в Беларуси - под Поставами у него даже есть резиденция. Зюзя Поозерский, так зовут сказочного персонажа, участвует в костюмированных представлениях вместе с лесными духами.

У огня, чью силу и мощь ценили древние белорусы, был свой бог - Жижель (Жижаль). Наши предки верили, что именно Жижель принес людям огонь, и его дар необходимо беречь. Бога огня также считали покровителем кузнецов, для него в кузне всегда был припасен кусочек хлеба и кружка меда.

Почти за каждую сторону жизни белоруса отвечал свой “маленький” бог. Домашний очаг охранял Домовик, в поле жил Овсяник, в воде - Водяник и русалки.

А откуда пошла сказка про Змея Горыныча, похищавшего девушек и сжигающего деревни огнем? Из мифов, конечно. Только в белорусской мифологии это был Цмок - грозный, но мудрый змей.

И это лишь малая часть персонажей, которые окружали наших предков. Со всеми белорусы жили в ладу, умели находить общий язык и задабривать подарками, если требовалось.

Мифические существа, духи и демоны белорусского фольклора.

Существа белорусской мифологии

в восточнославянской мифологии мелкий бес, чертенок с утиными чертами и лысой как у татарчонка головой

в славянской мифологии и фольклоре живущая в лесу старуха-чародейка

некое существо, которым в поселениях белорусов-будаков Нижегородчины пугали детей

в белорусской мифологии дух-хранитель домашнего рогатого скота

в белорусской мифологии болотник, обитающий в багне — безжизненном торфяном болоте

в белорусской мифологии некий дух, склоняющий человека к бродяжничеству

в белорусском фольклоре живущее в избе существо, которое незримо бродит по стенам и своим чуть слышным мелодичным пением усыпляет детей

в белорусской мифологии опасный для женщин водяной человек с одутловатым лицом, гусиной кожей и огромным животом

по славянской мифологии дух бани, как правило, стоящей на отшибе

в белорусском фольклоре одетая в белое свадебное платье призрачная предвестница смерти

распространенный в европейской культуре тип привидения в облике девушки в белой одежде

в белорусской мифологии полевой дух в облике белобородого старика, предлагающий встречному утереть ему нос, за что щедро награждает золотом

в восточно-славянском фольклоре лесной дух, который сбивает с дороги путников, заставляет их плутать по лесу, заводит в болото или чащу

таинственные природные явления или мифологические существа, наблюдаемые по ночам на болотах, полях и кладбищах

в славянской мифологии хозяин болота, затягивающий людей в трясину

в беларуском фольклоре царь всех петухов, зооморфный символ огня и солнца

если верить Древлянскому, дух-покровитель лошадей в белорусском фольклоре

в белорусской мифологии демонический черный кот огромных размеров, царь кошачьего царства

в восточнославянских сказках чудовищное агрессивное лесное создание, которое убивает объединённая группа людей, животных и предметов

воспетый Гоголем персонаж восточнославянского фольклора, чей смертоносный взгляд скрыт под огромными веками

в славянской мифологии злой дух, воплощение стихий воды как отрицательного и опасного начала

в славянской мифологии оборотень, чeлoвeк, вынужденный принимать oблик вoлка

домашний дух, который ночью тревожит спящих, и в тоже время название кожной болезни

в белорусском фольклоре дух-сторож дома

в белорусском фольклоре девушка-змея, дочь змеиного царя

в белорусской мифологии внучки гаёвого деда, лешего

по белорусскому поверью духи стихий, которые в облике птиц делают непогоду сильными размахами крыльев

в белорусской мифологии лесной дух, вид лешего

в белорусской и русской мифологиях дух-хранитель гумна (места и/или помещения для сушки и обмолота зерна)

у славян дух-хранитель двора и хозяйственных построек

понятие народной демонологии, обозначающее различных лесных существ чудесной, "дивной" природы

призрак Красного болота под Мозырем Гомельской области Беларуси, девочка с глазами цвета мутной воды, которая предлагает заблудившемуся страннику горсть волчьих ягод

представитель низшей белорусской и польской мифологии, сочетающий в себе качества домового, лешего и ряда других персонажей

в славянской мифологии жена домового или самостоятельный персонаж, покровительница дома и семьи

в белорусском фольклоре незамужняя дочка домовых, склонная к любовным утехам с людскими парнями

у славян (а также в ряде других культур) дух-хранитель дома

в белорусской мифологии дух-хранитель евни (помещения для сушки снопов разных зерновых культур)

в белорусской и русской мифологии проклятые колдуны, обреченные после смерти возвращаться упырями, вредить людям или друг другу

согласно Афанасьеву, оборотень из белорусского фольклора, являющийся в виде жабы или лягушки

в белорусской мифологии (согласно записей П.Древлянского), покровитель рек в облике небольшого старичка с тонкими конечностями, длинной шеей и рыжей бородой

в белорусском фольклоре страшное пугало в облике бабы-жабы с железным крюком, живущее в полях и огородах и хватающее детей, которые без разрешения бегают за горохом

в фольклоре Полесья мифический железный великан, живущий в болоте или заболоченном лесу и охраняющий свою территорию от посягательств и незваных гостей

в приграничных с Беларусью районах России старуха-пугало с железными грудьми

в белорусском фольклоре дух огня, который постоянно расхаживает под землей, испуская из себя пламя

в фольклоре северо-запада Беларуси, локальная лесная демоница в облике прекрасной девушки с длинными волосами, которая завораживала юношей и заводила их в чащу

в славянском фольклоре мелкие пакостные создания

в белорусском фольклоре недоброе существо в образе невидимой женщиной без языка, глаз и ушей

неугасимый огонь в белорусской и литовской мифологиях; священный огонь, воплощение памяти

в белорусской мифологии дух зимы, воплощение холода, а также локальный аналог Деда Мороза

в белорусском и польском фольклоре часто упоминаемый в проклятиях нечистый дух, ответственный за болезни и припадки

какие-то нечистики в рассказах Витебщины (север Беларуси), способные к оборотничеству, а также обладающие свойствами, характерными для блуждающих огоньков

в белорусской мифологии действующие исключительно стаей вампироподобные существа неопределенного облика

в славянской мифологии беспокойный домашний дух исключительно женского пола, жена или сестра домового

в славянской мифологии злобный женский дух, живущий в болотах и топях

согласно славянских поверий, дух, охраняющий клады

в фольклоре западной Беларуси, а также в соседних с Беларусью регионах Польши и Литвы, полевая русалка, живущая в конопле

в белорусском фольклоре дух, охранитель кладов, закопанных в землю (в частности, в могилы)

по белорусскому фольклору встающие из могил покойники, сгнившие до костей

согласно Шпилевскому и Афанасьеву, кот-оборотень из белорусского фольклора

согласно белорусским поверьям, неупокоенный дух в облике седого ворона с человечьими глазами, обитающий в пределах границ кладбища

в белорусской мифологии царь птичьего царства, большая волшебная птица, охранявшая всех пернатых от посягательств хищных животных

если верить Древлянскому, вредящий лошадям злой дух в виде получеловека-полуконя в белорусском фольклоре

в белорусском фольклоре добрый лесной дух, собирающий "папараць-кветку" в купальскую ночь

самый известный белорусский цмок, представитель водяного подвида цмока поозёрского

в белорусском фольклоре мелкие лесные духи, дети лешего и кикиморы

по славянским поверьям дух, который слетает на землю падучей звездой и, принимая знакомый человеческий образ, вступает в связь со своими жертвами

в славянской мифологии дух леса

в фольклоре северной Беларуси пугало с длинным языком, живущее в колодце или в огороде и способное лизнуть непослушного ребенка до крови

у восточных славян воплощение злой доли в образе одноглазой старухи

в белорусском фольклоре мелкие шаловливые нечистики, обитающие около водоемов в кустах лозы

в белорусском фольклоре некий лесной или болотный нечистик, живущий в лозе

в белорусской мифологии коварный лесной или болотный дух исключительно женского пола

в белорусской мифологии (согласно записей П.Древлянского) злой дух, портящий людей

в мифологии Белорусского Полесья огромная рыба, живущая в подземном море-океане, которая держит на себе землю, влияя на разливы и засухи

в фольклоре Восточного Полесья безвредное несуразное существо в облике толстого вертикального бревна на непропорционально маленьких барсучьих лапах

в поверьях восточного Полесья, умерший до крещения мальчик, который становится после смерти главным над русалками-мавками

в белорусской мифологии некий проклятый дух в облике небольшого черного лохматого зверя, не приносящий вреда, но пугающий по ночам

по славянской мифологии один из усадебных духов, охранитель хлебных запасов, живущий в овине

по белорусским поверьям, мелкий домашний дух, живущий в печи и бросающий пепел в готовящуюся еду

по славянской мифологии демон-искуситель и дух-добытчик

в белорусском фольклоре и локальная разновидность русалок, обитающих в Черном озере на Мядельщине, и вообще озерный подвид русалки

в белорусской мифологии нечистик, склоняющий людей к пьянству

по белорусским поверьям один из болотников, хозяин болота, покрытого ржавчиной

региональный подвид цмока-дракона, локализованный на северо-востоке Гродненской области Беларуси

в фольклоре Беларуси и северо-запада России женский дух поля

в белорусском фольклоре олицетворение одноименного явления — мора, прежде всего падежа скота

в украинском, белорусском и польском фольклоре дух пасеки, исчезающей после смерти человека, который заключил договор с этим духом

в поверьях северо-запада Беларуси, живущий под печью домовой дух-хранитель в облике прямоходящего кота

по белорусскому фольклору призрачная прекрасная плакальщица в белом платье и черном головном уборе

по словам П.Древлянского, в белорусской мифологии шестикрылая птица, сообщающая старшим духам о неполадках в домашнем хозяйстве

согласно белорусской мифологии, персонификация опасного ветра-вихря, способного погубить человека, покалечить или наслать болезнь

в беларуском фольклоре царь всех мышей

один из домовых духов белорусского фольклора, безобразное мохнатое животное с человеческими руками и ногами, живущее под печью

в славянской мифологии дух поля, маленький старичок с волосами и бородою из колосьев и травы

в славянской мифологии дух жаркого полудня, настигающий тех, кто вопреки народному обычаю работает в поле в полдень

региональный подвид белорусских цмоков-драконов, локализованный в Поозерье — северо-западе Беларуси

в белорусском фольклоре незримые духи-помощники, которыми становятся проклятые родителями младенцы

в белорусском фольклоре подменыш, созданный колдуном или русалкой из полена или вырезанной из него куклы

в белорусской мифологии дух-хранитель пуни (помещения для сушки и хранения сена)

в белорусском фольклоре хозяин ограниченного участка нетронутого леса (пущи), исключительно враждебный человеку

в славянском фольклоре фантастическое существо ("зверь-женщина"), обитающее в ржаном поле или в коноплях; русалка

в славянской мифологии духи водоемов, в которых превращаются умершие девушки, утопленницы, некрещёные дети

чудесные русалки озера Свитязь в Новогрудском районе Гродненской области Беларуси, соблазняющие парней и затягивающие их под воду

согласно локальной легенде, призрак измазанной пеплом панды, обитавшей в Любчанском замке под Новогрудком, на северо-западе Беларуси

в белорусском и литовском фольклоре антропоморфное существо, персонификация голода

в славянском фольклоре дух, верный хранитель богатств своего хозяина, а также заколдованных кладов

в фольклоре белорусского Полесья, особый черт, сопровождающий смоляной промысел: ночью в облике черного козла, днем — под видом начальника смолярни

в белорусской мифологии два пса князя Боя, прародителя населения белорусского края

в белорусском фольклоре полевой дух, вид полевого пугала-буки

в западно-славянской и карпато-балканской мифологиях ведьма, нежить, упырица, пьющая человеческую кровь

в фольклоре восточного Полесья мелкий бес, который цепляется к детям и иногда к взрослым, провоцируя их лениться

у литовских русинов опасный лесной божок, под видом тура или оленя с золотыми рогами или копытами заманивающий путников в лес или болото

по белорусскому поверью, лесная демоница, обросшая коровьими волосами, с небольшим хвостом, широким приплюснутым носом, красными глазами, и широким, чуть ли не до ушей ртом

в польском фольклоре злая водяная нежить, которой становится умерший в воде преступник или грешник, либо утопленный матерью некрещеный младенец

по белорусскому фольклору царь всех раков, выделявшийся среди своих подчиненных большими размерами, а также золотыми клешнями и глазами

в белорусском и украинском фольклоре мифическое существо, похищающее маленьких детей и евреев независимо от возраста

в белорусской мифологии нечистик, который смеется в тот момент, когда с человеком случается несчастье

в белорусской мифологии дух-хранитель хлева (неотапливаемого помещения для содержания скота)

в славянском фольклоре маленький чертенок, помощник домового

в фольклоре северной Беларуси вид домовика, дух-обогатитель, близкий огненному змею, домовому цмоку и литовскому айтварасу

как правило, доброжелательный к людям дракон в белорусской и польской мифологии

в фольклоре жителей Западного Полесья полубабы-полужабы, русалки-пугала, которые ловили детей и душили их своими железными грудями

в беларусском фольклоре последний из числа похороненных на кладбище, выступающий защитником села перед Смертью

локальное привидение, появляющееся вблизи старой водяной мельницы в центре Орши Витебской области Республики Беларусь

в славянском фольклоре злые духи

согласно записей из деревни Шо Глубокского района Витебской области Беларуси, чудовище в облике летающего толстоголового теленка

в беларусском фольклоре мелкие и практически неопасные нечистики веселого нрава

Читайте также: