Сочинение про матрешку 5 класс

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

Дата: 25.02.2022 г.

Тема урока. Развитие речи. Сочинение-описание предмета.

Цели: подготовить обучающихся к сочинению-описанию матрёшки; развивать устную и письменную речь; воспитывать чувство уважения к русским народным мастерам.

Планируемые результаты :

Предметные: обучающиеся знают особенности художественного описания предмета; умеют излагать мысли на заданную тему; используют самостоятельно найденный материал.

Метапредметные: обучающиеся осознают цели учебной деятельности и умение ее пояснить; умеют ориентироваться в ситуации и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

Личностные: осознают эстетическую ценности русского языка; уважительно относятся к родному языку; осознают потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремятся к речевому самосовершенствованию.

Тип урока: развитие речи.

Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная, в парах.

Оборудование: интерактивный мультимедийный комплекс, раздаточный материал, матрёшки.

2.Актуализация опорных знаний.

- Ребята, какие типы речи вы знаете?

- Чем они отличаются?

- На какой вопрос отвечает каждый тип речи? (Слайд 1)

3.Целепологание. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя.

- Послушайте текст. ( Мамина любимая ваза сделана из тонкого стекла тёмно-зелёного цвета. Стенки её украшены необычными светлыми золотистыми завитками и яркими лепестками роз. Она не широкая, чуть раскрывается к верху).

- К какому типу речи относится этот текст?

- Что в нём описано?

- Молодцы, вы уже догадались, что на уроке мы будем работать с таким типом речи, как описание.

- А что же мы будем описывать? Этот предмет лежит в моей коробочке. Отгадав загадку, вы всё узнаете.

Алый шелковый платок,

Яркий сарафан в цветок,

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Наша русская…. (матрешка).

- Как будет звучать тема нашего урока? ( Сочинение-описание матрёшки). (Слайд 2)

- А какая главная цель нашего урока? ( Научиться описывать матрёшку).

4. Первичное усвоение новых знаний.

Слово учителя.

- Нашу матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы – сувенира.

- Что вы знаете о матрешке?

- Кто ее придумал? Кто сделал?

- В чем же секрет такого успеха и долголетия?

- Почему матрешка стала русским сувениром за рубежом?

История создания русской матрешки

1 историк

- Матрешка – настоящая русская красавица. Она трудолюбивая. В руках у нее то хлебные колосья, то петушок, то корзина с грибами и ягодами. Но главное – это кукла с секретом. (Слайд 3)

2 историк

- Прадед русской матрешки – японский мудрец Фукурума. Первая русская матрешка была выточена и расписана только в конце 19 века по образцу, привезенному из Японии. (Слайд 4)

3 историк

- Первая русская матрешка была выточена игрушечником Василием Звездочкиным по эскизам художника Сергея Малютина. Родиной русской матрешки считают город Сергиев Посад, в Московской области – Загорск. (Слайд 5)

4 историк

- Современным центром по изготовлению матрешек является город Семенов Нижегородской области. В 20-ом веке матрешка стала не только популярной игрушкой, но и русским сувениром. Его стараются приобрести туристы, побывавшие в нашей стране. (Слайд 6)

Беседа по вопросам.

- Из какого материала делают матрешку? (дерево – осина, липа, береза)

- Как вы думаете, почему из дерева?

- Потрогайте матрешку. Что вы чувствуете? (Она теплая! Дерево дает тепло, свою душевную силу передает игрушке.)

Слово учителя.

В России существует 3 центра народных промыслов по изготовлению матрёшек. У них есть свои отличительные особенности формы и росписи. Посмотрите на экран.

1. Семеновская матрешка из города Семёнова, Нижегородской области. Ярким цветом окрашены платок, рукава, сарафан. Алые розы, маки, незабудки и листья собраны в разнообразные букеты. Чем больше матрешка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи — красный. На голове традиционный платок, украшенный по кайме.

2. Полхов-Майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному силуэту, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Появилась игрушка в 1920-х годах в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Мастера украшали матрешку цветами, ягодами.

3. Загорская (Сергиевская) матрешка наряжена в сарафан, передник, платок, а в руках она держит узелок, корзинку или цветы. У матрешек наблюдается несложный геометрический орнамент. Сам же образ стал иным по характеру – ярким, открытым, броским.

5.Первичная проверка понимания. Разгадывание кроссворда.

- А теперь разгадаем кроссворд, отражающий тему урока.

- Какое ключевое слово? (Матрешка) (Слайд 10)

1.Народное художественное творчество (изготовление игрушек, предметов быта, украшений) — народный … (промысел) (Слайд 11)

2.Элемент женского костюма матрёшки (сарафан) (Слайд 12)

3.Художник, который впервые расписал матрешку (Малютин) (Слайд 13)

4.Название города, в котором родилась матрешка (Загорск) (Слайд 14)

5.Современный центр по изготовлению матрешек (Семёнов) (Слайд 15)

6.Назначение матрешки (игрушка) (Слайд 16)

7.Имя японского мудреца, прадеда матрешки (Фукурума) (Слайд 17)

8.Головной убор матрешки (платочек) (Слайд 18)

6.Физминутка.

Продолжение работы по теме.

Выбор заголовка.

- Чтобы ваше сочинение сразу привлекло внимание читателей, нужно придумать … яркий, интересный заголовок.

- Придумайте заголовок для своего сочинения?

Матрешка – необычная игрушка.

Матрешка – самобытная игрушка.

Матрешка – символ дружной семьи.

- Вы можете выбрать один из этих заголовков или придумать свой. Запишите на листах. (Слайд 19)

7.Первичное закрепление с комментированием.

- Итак, заголовок мы выбрали. Но ваше сочинение должно заинтересовать и содержанием. Старайтесь избегать ошибок и сделать сочинение ярким, образным, красивым.

Работа с текстом . (Раздаю карточки с текстами)

Матрешки круглолицые с румяными щёчками и алыми гу..ками. Глаза большие выразительные. Рес..ницы ч..рные длинные.

I группа. Определить тип речи. Обосновать.

(Описание. Описываются признаки, качества, свойства предмета.

Основной вопрос в этом типе речи – какой? Чаще всего используются

прилагательные. Можно нарисовать одну картину)

II группа. Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.

III группа . Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их.

Текст на слайде, по ходу исправляются ошибки.

(Отвечают по группам) (Слайд 20)

Лексическая работа.

- Как вы думаете, какие части речи нужно применить, чтобы сочинение получилось ярким, образным, красивым? (Прилагательные)

Самостоятельная работа

- Составьте словосочетания, соедините стрелками слова из первой колонки со словами из второй. (Слайд 21)

Взаимопроверка

- Поменялись тетрадями друг с другом, сверили со слайдом: 0 – 5, 1 – 4, 2 – 3:

Работа над планом

- Достаточно ли нам собранных рабочих материалов для того, чтобы работать над сочинением? (Нет, необходим план сочинения.)

- А из каких частей состоит план? (Слайд 23)
Составление плана сочинения.

1. Вступление (в этой части можно написать об истории матрешки, о своих впечатлениях).

2. Описание матрёшки:
а) внешность куклы и особенности ее одежды;
б) черты характера, которыми наделил игрушку художник;

в) цветовое решение игрушки.
3. Общее впечатление от матрёшки (матрешка – символ России) (Слайд 24)

Русскую деревянную разъёмную куклу назвали матрёшкой. В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из самых распространённых русских имён, в основе которого лежит латинское слово “матер”, означающее мать. Это имя ас социировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей отменным здоро вьем и дородной фигурой. И по сей день, матрёшка остается символом материнства.
На первой матрёшке была изображена девушка в простонародном городском костю ме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур.
Матрешка – пышная, нарядная толстушка, улыбающаяся. Губы – алые, бантиком, горят как пламя…Нос – маленький, курносый…Щёки – румяные, будто яблочки, алые…
Нам кажется, что матрёшка пришла из седой древности, из мира легенд и сказок. Но на самом деле этой деревянной куколке всего-то ничего – чуть больше ста лет.
2 вариант:Матрёшка (уменьшительное от имени Матрёна) – русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют овоидную (“яйцеподобную”) форму с плоским донцем и состоят из двух частей – верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. Темы для росписи могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей.
Точная история происхождения матрёшки неизвестна. Самое правдоподобное предположение – русский мастер изобразил славянские образы или понятия из сказаний. Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни

Самая знаменитая русская игрушка, самая молодая и самая интересная – матрешка. Появилась матрёшка в России в конце 19 века.
Существует много версий как в России появилась матрешка.
Одна версия гласит, что прообразом русской матрёшки послужила фигурка одного из семи японских богов удачи – бога учёности и мудрости Фукурумы.
Согласно другой версии японскую фигурку будто бы привезли с острова Хонсю в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево. «Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.
Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских Василию Звездочкину. Первую матрёшку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом Посаде. Раскрашенная гуашью, выглядит она не очень-то празднично.
Сначала матрешек вырезали в ручную и стоили они дорого. Потому что ножом их вырезать очень трудно. А потом кто – то догадался вытачивать матрешек на токарном станке. Это и проще и быстрее. Матрешки сразу подешевели. И завоевали буквально весь мир.
Необычность нашей матрешки состоит в том, что она раскрывается пополам. Сними верхнюю половинку, а там, внутри, вторая матрешка, а в ней третья. . Она тоже раскрывается. Если вынуть все, то получится двенадцать матрешек.
Нет, наверное, ни одной большой страны, где не продавались бы наши русские матрешки. Эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру. Сейчас она – не просто народная игрушка, хранительница исконной русской культуры: она и сувенир для туристов – памятная кукла, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями; она – и драгоценный объект коллекционирования

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Обучающая: подготовить учащихся к сочинению-описанию, дать точное и яркое представление о матрёшке, познакомить с историей создания этой русской игрушки, с местами, где изготавливается матрёшка.

Развивающая: развивать устную речь учащихся, обогащать словарный запас, развивать творческую и познавательную деятельность учащихся.

Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость и любовь к народному искусству.

Вид урока: урок-экскурсия.

Оборудование урока: выставка изделий народных художественных промыслов, рисунки и иллюстрации с изображением матрёшек, деревянные матрёшки.

I Вступительное слово учителя.

Посмотрите на нашу небольшую выставку красивых и нужных человеку изделий народных художественных промыслов. Здесь и хохломская деревянная посуда, и павловская шаль, и вещи из дерева, игрушки. Их делали талантливые народные умельцы.

Сегодня мы с вами будем готовиться к сочинению-описанию одной из главных игрушек России. Она сейчас сама вам представится.

( Выходит русская матрёшка).

-Я русская игрушка. Отгадайте, как меня зовут.

Алый шёлковый платок,

Яркий сарафан в цветок,

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может – шесть.

Наша русская …(матрёшка)

Я - матрёшка- сувенир

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Мастер выточил меня

Из куска берёзы.

До чего ж румяна я :

Щёки, словно розы.

-Матрёшка - настоящая русская красавица. Но, главное,- эта куколка с секретом! Внутри её прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше. Про матрёшку придумали потешки и считалки:

-Шли матрёшки по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрёны, три Матрёшки

И ещё Матрёшечка.

Мы- красавицы –Матрешки-

Раз- Матрена. Два-Малаша.

Нас нетрудно сосчитать.

Ребята, сегодня мы побываем в городе Москве в знаменитом музее матрёшки. Это первый в России и мире музей матрёшки. Он открылся в 2001 году. О русской матрёшке вам расскажут экскурсоводы.

- Можно сказать, что матрёшка – главная кукла у нас в стране. Хотя на самом деле эти куклы появились у нас чуть больше ста лет назад. Только представьте, что ни Пётр1, ни Кутузов, ни Пушкин матрёшек не знали.

Как – то жена известного русского промышленника Саввы Ивановича Мамонтова привезла из Японии деревянную игрушку – добродушного мудреца по имени Фукурума.

Игрушка была не простая, а разборная. Она состояла из нескольких фигурок, вставленных одна в другую. Японская кукла понравилась нашим мастерам. Отцом первой русской игрушки был токарь- игрушечник Василий Звёздочкин. А раскрасил её художник Сергей Малютин.

Новые куклы так всем понравились, что сейчас уже трудно представить Россию без матрёшек. Интересно , что одежду для первых матрёшек рисовали женщины-художницы, а лица- только мужчины. Одно из самых знаменитых мест, где делают матрёшки, - подмосковный город Сергиев Посад. Изготовляют матрёшки и в других районах России.

Существует огромное количество разных стилей и способов росписи матрёшек. Хорошая матрёшка- это всегда неповторимое произведение искусства.

Самая большая матрёшка, выточенная мастерами, была высотою в метр и вмещала 72 фигурки.

Из какого же материала делают матрёшку? На изготовление этой игрушки идёт хорошо высушенная долговечная древесина липы и берёзы. Первой всегда делается самая маленькая , неразъёмная матрёшка, которая может быть совсем крохотной- с рисовое зерно. Вытачивание матрёшек – тонкое искусство, которому учатся годами.

Русская матрёшка получила большую известность не только в России, но и за рубежом. В 1900 году эта игрушка на Всемирной выставке в Париже получила золотую медаль.

Русская матрёшка стала любимым сувениром для иностранных туристов.

Едет по России, плывет за океан

Наша русская матрёшка,

И теперь диктует моду

Покорили целый мир.

Учитель. Большое спасибо нашим экскурсоводам за интересные рассказы. У нас на уроке встретились трудные слова. Давайте поработаем над ними.

Ребята, откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, тему урока и словарь урока.

Сувенир.-1Подарок на память.2Художественное изделие, вещь как память о посещении страны.

Потешка.-Песенка, которой тешили ребёнка.

Серп.-ручное орудие-изогнутый полукругом нож для срезывания ржи, пшеницы с корня.

Плошка.-Низкая широкая посуда в форме большой чашки, тазика (деревянная, глиняная).

Фукурума.-Японская деревянная кукла, состоящая из пяти фигурок.

С.Мамонтов.-Русский промышленник, жена которого привезла из Японии игрушку-фукуруму.

В.Звёздочкин.-Создатель первой русской матрёшки.

С.Малютин.-Художник, который расписал первую матрёшку.

Учитель. Поработаем с текстом. Это отрывок из очерка Паустовского «Толпа на набережной). Прочитаем текст.

-Когда ты сойдешь на берег в Неаполе, - сказала мне моя дочь,- то подари эту матрёшку первой же итальянской девочке.

До моего отъезда матрёшка в шали пышного алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная.

В ней было скрыто ещё пять матрёшек в разноцветных шалях : зелёной, желтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота.

Деревенский мастер наградил матрёшек чисто русской красотой – соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза их он прикрыл такими длинными ресницами, что от одного взмаха должны были разбиваться вдребезги мужские сердца.

Сусальный от слова сусаль - тончайшие пластинки металла, употребляемые для отделки.

Учитель. Ребята, попробуем сами описать матрёшку. Наша задача — рассмотреть эту удиви­тельную игрушку и подготовиться к сочи­нению-описанию.

Работа над типом речи — описанием.

• Что мы знаем о таком типе речи, как описание? Как вы понимаете задание: описать предмет? (Надо написать о том, какой предмет в целом и каковы его отдельные части.)

• По каким признакам вы можете оп­ределить тип речи готового текста? (По его композиции и специальным вопросам, которые можно к этому тексту задать.)

• Какая композиция характерца для описания? ( Вначале предмет характери­зуется в целом, а затем описываются от­дельные его части.)

• Какие вопросы, заданные к тексту, помогают нам понять, что описывается предмет? (Какой предмет? Какова его форма? Какого он цвета и т.д.)

• Попробуем проверить, насколько хорошо вы можете применять свои зна­ния. Внимательно прослушайте текст и постарайтесь определить, является ли он описанием предмета.

Муж-резчик вытачивает фигурку матрешки из сухой липовой чурки и отдает жене-художнице. Же­на кладет ее на печку, чтобы хорошо прогрелась. Ночь спит на теплой печке новорожденная куколка, а наутро ее смазывают картофельным клейстером, да­ют высохнуть и ещё раз крахмалят. Окрахмаленное дерево становится светлым, гладким, краски хорошо ложатся. Через два часа мастерица наводит черной тушью контур рисунка. И — достает яркие краски.. (По Н.Г.Юриной.)

(Это описание, но описывается не предмет, а то, как создается игрушка.)

Собирание рабочих материалов.

Рассматривая матрешек, отвечая на вопросы учителя, дети записывают в тет­ради рабочие материалы.

• Можно ли сказать о матрешке, что эта обычная игрушка?(Нет, эта игрушка необычная. Своеобразная, оригинальная, не похожая па другие, самобытная.)

Записываем на доске: «Лексическая работа.

Необычная игрушка, своеобразная, оригинальная, самобытная.

• Из чего изготавливаются матрешки ?(Из дерева).

• Чем отличаются деревянные игрушки от металлических, пластмассовых или стеклянных? (Такие игрушки безвредные, с ними приятно играть./

• На Руси издавна любили делать иг­рушки из природных материалов: из гли­ны, из соломы, из дерева. И не только по­тому, что эти материалы безвредны. По­держите матрешку в руках. Что вы чувст­вуете? (Игрушка теплая!)

• В чем особенность конструкции матрешки? (Несколько куколок, одна меньше другой, вкладываются друг в друга.)

• Что представляют собой куколки, поставленные в ряд? (Все вместе они большая игрушечная семья, в которой есть мама и дочки. I Крестьянские семьи на Руси были большими, детей было мно­го, жили дружно, помогая друг другу .Ма­трешка -- не просто игрушка, но еще и символ такой дружной, крепкой семьи.

• Какие цвета характерны для наших игрушек'' (Яркие, тёплые цвета. Много разных цветов.)

• Когда в жизни нас окружает подобное разноцветье, буйство красок?

(Во время прздников)

• Какой цвет на Руси считался самым праздничным, красивым? (Красный цвет.!

• Какое настроение создает игрушке благодаря обилию и яркости цветов; (Праздничное, радостное настроение)

• Действительно, когда мы смотрим на матрешку, на лице невольно появляется улыбка. Не только потому, что матрёшка такая яркая и нарядная. Почему ещё?

(У матрёшки улыбающееся, приветливое лицо, и мы. глядя на них, тоже в ответ улыбаемся.)

• Попробуйте описать лицо игрушки. (Лицо круглое, выразительное. Глаза у матрешки синие, большие, открытые. Ресницы черные, длинные. Брови изогнуты дугой. Щечки румяные, губки алые.)

Фигура: округлая, женственная.

Одежда: косынка или платочек, фартук (перед­ник), русская рубашка, сарафан: украшен цветами , бутонами, нарядной вышивкой.

Характер: спокойный, добрый.

Игрушка излучает покой, домашнее тепло.

Учитель обращает внимание пяти­классников на написание трудных слов.

• Итак, матрешка не просто игрушка: в ней выражено своеобразное понимание женской красоты и характера; это символ материнства, ласки, нежности, заботы .

Теперь для нашего сочинения- описания нам потребуется план. Он перед вами.

I. Матрешка- игрушка, которая изображает русскую девушку.

II Описание матрёшки.

1 Внешний вид.( Лицо, фигура, одежда).

2 Секрет игрушки.

3 Характер игрушки.

III . Впечатление от игрушки. О мастерстве художника.

1 Найдите вступление в плане.

2 Как озаглавлена основная часть?

3 Какие подпункты есть во втором пункте плана?

4 Найдите в плане заключение.

5 Пользуясь планом и ключевыми словами, постарайтесь описать любую понравившуюся вам матрёшку. ( Спросить двух учащихся).

Устное описание ребятами матрешки.

Мне очень нравится расписная игрушка матрешка, которая изображает русскую девушку.

Внутри матрешки есть матрешки поменьше, расположены они по росту.

У меня есть матрешка, умело расписанная мастером-художником. На ней- шаль алого цвета с яркими пестрыми цветами и такой же нарядный сарафан. Вокруг шеи матрешки- кокетки – белые жемчужные бусы.

Лицо матрешки выразительное, с густыми бровями, румяными щечками.

Я считаю, что художнику удалось изобразить добрую, веселую русскую девушку.



Обучающая: подготовить учащихся к сочинению-описанию, дать точное и яркое представление о матрёшке, познакомить с историей создания этой русской игрушки, с местами, где изготавливается матрёшка.

Развивающая: развивать устную речь учащихся, обогащать словарный запас, развивать творческую и познавательную деятельность учащихся, умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова.

Воспитательная: воспитывать патриотизм, чувство гордости за родной край, эмоциональную отзывчивость и любовь к народному искусству.

Оборудование урока : рисунки и иллюстрации с изображением матрёшек, деревянные матрёшки, презентация.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Учебник, ручка, тетрадка.
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь!

- Скажите, любите ли вы играть в игрушки? Какие игрушки являются вашими любимыми?

- Оказывается, игрушки могут влиять на формирование характера человека, определять то, чем будет заниматься человек во взрослой жизни. Например, русский царь Николай Второй имел немало различных игрушек. Но самой любимой его игрушкой была миниатюрная железная дорога. А когда он вырос, то построил немало железных дорог в России.

А знаменитый художник Александр Бенуа так любил свои игрушки, что когда вырос, то посвятил двенадцать акварельных картин любимым игрушкам своего детства.

-А знаете ли вы, какими игрушками играли ваши бабушки и дедушки? (Ответы учащихся).

Я задаю вам вопросы и спрашиваю об игрушках не случайно. Сегодня мы с вами будем готовиться к сочинению-описанию одной из главных игрушек России.

Она сейчас сама вам представится.

( Выходит русская матрёшка).

Я русская игрушка. Отгадайте, как меня зовут.

Алый шёлковый платок,

Яркий сарафан в цветок,

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может – шесть.

Наша русская …(матрёшка)

Мастер выточил меня

Из куска берёзы.

До чего ж румяна я :

Щёки, словно розы.

Цель: На уроках мы говорили с вами об одном из типов речи – описании. Писали изложение: описывали машину. А сегодня ваша задача – самим описать предмет, который находится перед вами. (Учитель достаёт матрёшек)

-Матрёшка – настоящая русская красавица.

Но, главное,- эта куколка с секретом! Внутри её прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше.

Про матрёшку придумали потешку: (Слайд 3)

-Шли матрёшки по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрёны, три Матрёшки

И ещё Матрёшечки.

- Ребята, сегодня мы побываем в городе Москве в знаменитом музее матрёшки. (Слайд 4) Это первый в России и мире музей матрёшки. Он открылся в 2001 году. Но без билета нас в музей не пустят. А входными билетами станут ваши знания, правильные ответы на мои вопросы:

- Какие стили речи вы знаете?

- Какие типы речи вы знаете?

- Какова композиция текста описания? Из каких частей он состоит?

1) Общее характеристика предмета описания или впечатление от него

2) Конкретные признаки предмета описания

3) Общая оценка предмета

Всё верно. Вот и открылись перед нам двери музея. О русской матрёшке вам расскажут экскурсоводы:

1. – Можно сказать, что матрёшка – главная кукла у нас в стране. Хотя на самом деле эти куклы появились у нас чуть больше ста лет назад. Как-то жена известного русского промышленника Саввы Ивановича Мамонтова привезла из Японии деревянную игрушку – добродушного мудреца по имени Фукурума, божество счастья и долголетия. (Слайд 6)

Игрушка была не простая, а разборная. Она состояла из нескольких фигурок, вставленных одна в другую. Японская кукла понравилась нашим мастерам. Отцом первой русской игрушки был токарь- игрушечник Василий Звёздочкин. А раскрасил её художник Сергей Малютин.

3 Интересно, что одежду для первых матрёшек рисовали женщины-художницы, а лица – только мужчины. Одно из самых знаменитых мест, где делают матрёшки, – подмосковный город Сергиев Посад. Изготовляют матрёшки и в других районах России: известны семёновские, нижегородские, вятские. Русская матрёшка получила большую известность не только в России, но и за рубежом. В 1900 году эта игрушка на Всемирной выставке в Париже получила золотую медаль. Русская матрёшка стала любимым сувениром для иностранных туристов.

Едет по России, плывет за океан

Наша русская матрёшка,

Учитель. Большое спасибо нашим экскурсоводам за интересные рассказы.

У нас на уроке встретились трудные слова. Проверим, как вы дома поработали со словарями, узнали ли их значение.

Трудные слова. (Слайд 9)

Сувенир – 1)подарок на память или 2)художественное изделие, вещь как память о посещении чего-либо.

Серп – ручное орудие, изогнутый полукругом нож для срезывания ржи, пшеницы с корня.

Плошка – низкая широкая посуда в форме большой чашки, тазика (деревянная или глиняная).

Токарь – специалист по механической обработке твёрдых материалов: металла, дерева, кости и др.

Для нашего сочинения понадобятся ещё и такие слова, запишите их себе в тетрадь:

Фукурума – японская деревянная кукла, состоящая из пяти фигурок.

Василий Звёздочкин – токарь-игрушечник, создатель первой русской матрёшки.

Сергей Малютин – художник, который расписал первую матрёшку.

- А теперь давайте вместе с вами проследим путь матрешки. Как же рождается это деревянное чудо?

Все начинается с токарного станка. (Слайд 11)

(Учитель показывает фотографии станка).

Для изготовления матрешки используется только сухая липа, осина или берёза. Сырое дерево не годится – оно высыхает и трескается. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть. Завивается, бежит из-под резца душистая стружка. Гладкие, струганные заготовки ложатся на верстак у токарного станка.

(Работа с картинками на доске.)

- Существует огромное количество разных стилей и способов росписи матрёшек. В каждом районе – свои традиции. Вот посмотрите, на доске представлены матрёшки из разных мест.

В первом ряду семёновские и полх-майданские матрёшки. Они темноволосые, яркие, весёлые. Лицо обрамляют “кудри”. Основные цвета у них – алые, жёлтые, голубые, фиолетовые. Узор – цветы да ягоды.

Во втором ряду – сергиевские (загорские) матрешки. Они наряжены в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках могут держать узелок, корзинку или цветы.

Вятские же матрёшки – голубоглазые блондинки.

Наших матрёшек можно назвать современными, в их наряде смешаны разные стили росписи.

Чтение стихотворения учеником

“Русская Матрешка” Сергей Жульков (Слайд 13)

Кто матрешку создал, я не знаю,
Но известно мне, что много лет,
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец.
Неба синь плеснул в ее глаза.
И пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
Ну, так что ж, гуляй по свету,
Весели себя, честной народ…
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице.
И летит за ней по миру слава,
О безвестном мастере – творце!

(Художник – мастер, создатель, творец, волшебник.

Изделие – сувенир, игрушка, матрешка.

Рисовать – расписывать, создавать).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (под русскую народную музыку) (Слайд 15)

Словарно – стилистическая работа

- Что представляют собой игрушки, поставленные в ряд? (большая игрушечная семья). (Слайд 16)

Заботливая матрёшка-мама готова в любой момент укрыть маленьких и слабых, взять их под своё покровительство. Наша матрёшка – не просто игрушка, но ещё и символ дружной, крепкой семьи.

- Что в руках у этих матрёшек? (пироги, яблоки, цыплёнок)

–Почему народный умелец изобразил эти предметы в руках матрёшек? (хорошие хозяюшки, гостеприимные, трудолюбивые)

-Какой наряд характерен для матрёшек? (Просторный сарафан, рубашка с пышными рукавами, передничек).

Действительно, раньше женщины носили просторные рубахи и сарафаны. На голове – всегда платок, а по праздникам – шаль.

- Русские женщины любили принарядиться, они с удовольствием украшали себя и свою одежду. Какие украшения мы видим на матрёшках? (Красные сарафаны, расписные шали с алыми ягодками земляники с белыми цветочками, изумрудными и золотыми листочками. Вышитый передник).

-А что ещё всегда ценилось во внешности девушки, считалось её особой красой? (Коса).

-Давайте рассмотрим лицо игрушки. Попробуйте его описать. (круглое, глаза – большие, открытые, ресницы – чёрные, длинные, изогнутые, бровки дугой, щёчки румяные, губки алые).

Перед вами листочки (задание 1) с прилагательными-эпитетами, подчеркните те, которые можно использовать при описании наших матрёшек-красавиц. (Слайд 18)

Лицо: миловидное, симпатичное, круглое, улыбчивое, худощавое, умное

Глаза: голубые, васильковые, орлиные, озорные, чёрные, мечтательные, сливовые

Брови: соболиные, сдвинутые, бархатные, нитевидные, капризные, широкие, угольные

Губы: тонкие, улыбающиеся, вишнёвые, пухлые, нарисованные

Кроме эпитетов в сочинении можно использовать и сравнения. Давайте придумаем их вместе.(задание 2) (Слайд 19)

Глаза голубые, как ……

Щёки румяные, будто …

Губки горят, как ….

-Как вы считаете, можем ли мы по внешности матрёшек определить какой характер у этой игрушки? (Русская матрёшка добрая, сердечная, весёлая, открытая, нежная, ласковая, гостеприимная, хозяйственная. Характер ровный, спокойный. Она очень приветливая, улыбчивая). В характере игрушки нашли отражение особенности русского национального характера. В женщине испокон веков почитались такие черты характера, как доброта, доброжелательность, открытость, приветливость. Эти черты характера и воплотили русские художники в нашей матрёшке. (Слайд 20)

-Мы с вами сейчас рассмотрели матрёшку и собрали необходимые рабочие материалы к сочинению.

- Чтобы описание матрёшки было последовательным, логичным, лучше придерживаться примерного плана. Он записан на доске. (Слайд 21)
План
1. Первая русская матрёшка.
2. Описание матрёшки.
1) Общий вид (материал, форма), назначение.

2) Лицо матрёшки.
3) Описание росписи матрёшки (сарафан, передник, рубаха, платок).
3. Общее впечатление от матрёшки.

- Как можно начать сочинение?

(Матрёшка – символ России.

Матрёшка – игрушка необычная. А появились она чуть больше ста лет назад)

- Как можно начать основную часть?

(Передо мной стоит…

Мне понравилась матрёшка…)

- Какой будет главная мысль вашего сочинения?

(Матрешка – деревянный сувенир, сделанный талантливыми руками мастеров, выражение красоты мира и души народной.)

- Как закончим сочинение?

(Настоящая русская красавица. или Матрёшка – воплощение доброты, нежности, гостеприимства) (Слайд 22)

Теперь, когда у нас есть собранные материалы, план и необходимые знания о матрёшке, пора писать сочинение.

Читайте также: