Сочинение про маски людей

Обновлено: 04.07.2024

Мы часто носим маски: на работе, на улице, общаясь с друзьями и знакомыми, порой не снимаем их даже дома. Какие-то из них похожи на нас как две капли воды, другие разительно отличаются от нас настоящих. Давайте разберемся, зачем нам нужны эти психологические надстройки и какие у них могут быть недостатки.

Итак, зачем в принципе нужны маски? В разных жизненных ситуациях мы играем разные роли, и это нужно учитывать. Если на работе вы строгий начальник, приходя домой, приходится перестраиваться, чтобы не вести себя так же с родными. И наоборот, если общаться с подчиненными как с собственными детьми, пользы от этого не будет.

На мой взгляд, носить маски совсем неплохо, в определенные моменты жизни они очень даже нужны. Ну разве плохо улыбаться ребенку, даже если у самой кошки на душе скребутся? Или подбадривать любимого человека, когда и самой страшно?

С помощью масок можно решить некоторые психологические проблемы. Существует даже такая практика – ролевая терапия, во время которой людям предлагается вживаться в различные роли, чтобы преодолевать свои страхи.

Маски сами по себе – это лишь инструмент, использовать их можно и для хороших, и для плохих целей. А если мы используем маски только во имя добра, то в чем же проблема? Оказывается, и здесь есть некоторые сложности, которых хорошо бы избежать.

Навязанные маски

Бывает так, что какие-то маски или модели поведения мы используем не потому, что они нам нравятся, а потому что они навязаны: коллегами, окружением, близкими людьми. Например, родители с детства воспитывали в ребенке лидерские качества, и он привык надевать маску лидера. При этом, вполне возможно, человеку совершенно не хочется изображать из себя лидера, но он использует такую модель поведения по привычке. А когда наше поведение идет вразрез с нашими истинными желаниями, это неизбежно негативно сказывается на психологическом состоянии. Покопайтесь в своей "домашней гримерке", посмотрите, какие маски вам совершенно не нужны – может, стоит без зазрения совести отнести их на помойку?

Надо ли всем нравиться?

Часто мы надеваем маски, чтобы нравиться другим людям, особенно часто так происходит с новыми знакомыми. Я не раз замечала, как люди, кажущиеся практически идеальными в начале общения, при долгом знакомстве теряют добрую половину своего обаяния. Естественное желание понравиться заставляет нас скрывать недостатки характера и подчеркивать достоинства.

С одной стороны, в этом нет ничего плохого. Но, с другой, получается, что окружающим нравимся не мы, а наши маски, и при более близком общении это становится очевидным – не можем же мы носить маску постоянно. Так стоит ли тратить столько сил и времени на людей, которым настоящие мы не нравимся? Ведь наши друзья и близкие люди любят нас такими, как мы есть, со всеми достоинствами и недостатками.

Хотим быть лучше или казаться?

Еще одна причина, по которой люди надевают маски, заключается в том, что они чаще всего стремятся быть лучше, чем есть на самом деле. Мы все воспитаны на похожих принципах, мы хотим поступать хорошо, а не как проще, быть добрыми, а не злыми, отзывчивыми, а не бесчувственными. У одних это получается лучше, у других хуже, но казаться хорошими хотят практически все. Так, может быть, стоит постараться изменить то, что нам в себе не нравится, а не просто привычно надевать "хорошую" маску?

Ну и немного об искренности

А что же с искренностью? Часто открытое, искреннее поведение выглядит гораздо привлекательней, чем все наши самые симпатичные маски. Так что если можете себе позволить быть искренними – будьте.

Ну и напоследок забавный подход к маскам, который сформулировал знаменитый художник-сюрреалист Сальвадор Дали: "Если начнешь играть в гения, то непременно им станешь!" И ведь у него получилось!

Действительно, когда мы привыкаем изображать какие-то качества, они часто становятся частью нашего характера. Так что нам есть чему поучиться у собственных масок.

А какие маски носите вы? Как вам кажется, маски – это хорошо или плохо?

Ни для начальника, ни для супруга, ни для друзей, а для себя? Какие мы для самих себя? Когда мы последний раз встречались с собой-любимым, истинным и не прикрытым?

Может быть, кому-то и в голову не приходит, что лицо бывает обнаженным, а ведь бывает. И вот тогда можно увидеть истинную суть человека. Но в наше время это такая редкость. Для обнажения своей сущности необходимо бесконечное доверие, испытывать которое мы давно разучились.

Приведу слова Линкольна на этот счет.

Однажды президент Авраам Линкольн, отвергнув рекомендацию своих советников назначить одного человека на важный пост, пояснил, что ему не понравилось лицо этого человека.

“Человек не отвечает за свое лицо”, – возразили советники.
“Каждый человек после сорока лет отвечает за свое лицо”, – ответил Линкольн.

Вот мы и отвечаем за выражение своего лица, порой, забывая расслабиться даже дома, наедине с собой.

Конечно, Линкольн имел в виду, что мужчина за сорок, должен уметь управлять своими эмоциями.

Непроницаемое и спокойное лицо мудреца говорит о том, что он прошел долгий путь к себе. Его терпимость к внешним факторам базируется не на терпении, а на понимании происходящего.

Терпение чревато тем, что рано или поздно оно закончится, и мы получим бурю эмоций на пустом месте. Вот там где чаша переполнилась, там и затопит, не зависимо от объективных причин.

А если требуется "маска" для контакта с миром , то контакта с собой точно нет.

Итогом подобной ситуации, как мне кажется, может стать полное отвержение себя.

Это, отчасти, можно наблюдать уже и сейчас: накачанные губы, татуированные брови, сделанные носы, подбородки, натянутые лица.

От чего она защищает?

- От неуверенности в себе,

- от неприятия себя и своих особенностей,

- от ранимости и т.д..

Человек, преобразовывая себя - ожидает эффекта гордости, удовлетворения и уверенности в себе.

Но правда-ли это помогает?

Большинство людей, прибегающих к такой кардинальной трансформации, со временем находят в себе другие недостатки и снова идут к магу – реконструктору. И так до бесконечности.

Но, не смотря на это – все больше и больше людей прибегают к подобным методам, теряя здоровье, внешний облик, живость мимики, а иногда и просто превращают себя в монстров.

Это до какой же степени нужно ненавидеть себя, чтобы облик лысого, татуированного, шишкастого чудовища с вампирскими клыками нравился больше, чем свой собственный.

Но найти путь к себе, не прибегая к быстрым методам, не просто. Полюбить себя со всеми недостатками тоже трудно. Работа не на один день, и мало кто решается идти этой дорогой. А зря. Качество жизни в этом случае действительно улучшается, и здоровье остается с Вами, и радости в жизни больше.

Есть еще один разрушающий аспект ношения масок, помимо потери собственной игдивидуальности – моральное разложение и духовное оскудение.

В свое время я почитала немного исторических очерков о создании различного рода масок в разных культурах.

Вывод сформировался общий – маска защищает, предоставляет возможность, спрятавшись за ней – следовать своим желаниям, не опасаясь последствий.

История венецианских масок прекрасно иллюстрирует ситуацию нравственного разложения.

Изначально м аска являлась символом Венецианского карнавала. Венеция всегда была социально благополучной провинцией. Жители Венеции создали неповторимую культуру, где человек, скрывая свое лицо, так же скрывал и свой социальный статус. Любой простолюдин, надев маску на карнавале, мог претендовать на роль вельможи. Дошло до того, что людям понравилась подобная игра настолько, что маски стали носить в повседневной жизни и вести распутный образ жизни. Даже монахини позволяли себе вне стен монастыря, спрятавшись под маской, придаваться разврату. Нравственный уровень резко падал. В конце концов, был издан закон, запрещающий ношение масок в повседневной жизни. Их разрешено стало одевать только на праздники.

Так что же происходит, когда мы неизменно носим свои нематериальные социальные маски в повседневной жизни?

Происходит приблизительно то же самое. Наши ценности подгоняются под образ, который мы стремимся создать. Со временем мы становимся другими и уже не понимаем, где наше, а где наносное. Наша истинная личность меняется, мы считаем, что под этой маской можно то, а под этой это…

Но подготовлена ли она к последствиям подобного поведения, ведь в отличие от подруги, под ярким макияжем скрывается ранимое и чуткое сердце. И то, что ее подруга походя отбросит, ее заденет чрезвычайно и заставит страдать. Но девочка считает, что этот образ роковой женщины ей совершенно необходим и продолжает его усердно культивировать, до полной потери себя.

А разве милая, нежная, домашняя девочка не может быть интересна такой, какая она есть? Сколько мужчин ищут таких девушек, потому что именно с ними хорошо создавать семью и растить детей.

Откуда вообще у этой девушки взялась мысль, что она не такая и ей следует стать другой. А вот это уже, как водится, из семьи.

Ребенку, который ощущает свою ценность таким, какой он есть, нет необходимости соответствовать какому-то образу , и у него есть все шансы прожить счастливую жизнь в гармонии с собой. А вот тому, который бесконечно слышит, что он не такой, не тот, не сможет за себя постоять, никогда не найдет партнера – приходится искать социально желательный образ себя, соответствующий представлениям и ожиданиям окружающих.

Мы часто удивляемся, как сильно человек меняется с возрастом.

Была такая милая девочка, а сейчас злобная тетка. Или, она была такая застенчивая и незаметная, сейчас такая живая и открытая. Или, он был таким неинтересным юношей, а с возрастом стал таким харизматичным мужчиной.

Кто-то скажет, что это груз прожитых лет и несчастья, или наоборот успех, так изменили внешность . Но, любопытно, что часто те, кто переживают страшные события, и, порой, опускаются на самое дно, вырвавшись оттуда - становятся более открытыми, спокойными и дружелюбными. Их лица выглядят просветленными и излучают любовь и доброту. Недаром говорят, что страданиями душа совершенствуется.

Не получается провести параллель между человеком, на чью долю выпали испытания и другим, кто жил легче. Скорее, тут внутренняя работа. Умиротворение не дается никому просто так, ни богатым, ни бедным, его нужно заслужить и выстрадать. Мне кажется, что когда с возрастом лицо открывается и проясняется, мы можем сказать, что человек прошел какой-то серьезный путь самопознания и ему больше не зачем носить маски.

Вы можете возразить, что доброе лицо тоже может быть маской. А вот и нет. Есть разница, которую можно заметить - это напряженные мышцы лица. Маску можно распознать по натянутости и неестественности эмоций.

На этот вопрос каждый отвечает сам. И каждый сам решает, как будет лучше для него.

Но я считаю, что каждый из нас, такой, какой он есть, способен привнести что-то очень важное в жизнь и в общество. Одинаково выглядящие и думающие люди – это толпа, а если грубо - стадо.

Не пытайтесь соответствовать, не стремитесь быть похожим на кого-то. Ваша индивидуальность нужна миру.

И снова вверну свое стихотворение. Как будто к месту.

Мы рождены, чтобы страдать,

Болеть, терпеть сомнений муку.

Дано нам чаще провожать,

Встречать же коротко и сухо.

Мы привыкаем к суете,

Толчемся по земле, как стадо,

И редкий миг блаженства нам

Бывает горестной отравой.

Бывает горько оттого,

Что, повстречавшись – ждем разлуки,

Что мы ласкаем не того,

Что создаем семью от скуки.

Мы наши чувства бережем,

Закладывая в долгий ящик.

Любимых хладом обдаем,

Включив души режим щадящий.

Тепла не дарим никому,

Святые ценности поносим,

Мы грусть свою несем во тьму,

На свет лишь фальши тень выносим.

Мораль общественную чтя,

Чужую жизнь мы проживаем.

Теряем мы самих себя,

И этого не замечаем.

Мы ложных ценностей рабы

В глухих, закостенелых масках,

В скафандрах страхов и вражды,

В бахилах, растоптавших сказку.

И в этой каменной броне

Иллюзию покоя видим,

Скрывая лучшее в себе,

Себя же мы и ненавидим.

Каждому хочется надеть на себя чужую маску. Попробуйте, что у Вас получится.

ВложениеРазмер
esse_karnaval.doc 507.5 КБ

Предварительный просмотр:

Международная образовательная программа LAPS MRC

Международная мастерская профессионального стиля

профессора Сибгатуллиной И.Ф.

Метод резонансного сотворчества:Mrc

Метод паркового Рит-рита Mpa Rit-rit

Автор психолог МДОУ №95 Кировского ОО г. Казани

Эммануйлова Ольга Николаевна

Кто из нас не мечтал хотя бы раз побыть кем-то другим? Примерить чужую маску, которая даёт выход человеческим желаниям. Маску, в которой ничего не казалось бы, слишком смелым, слишком безрассудным, слишком стыдным, слишком распутным, где каждый может делать всё, что вздумается, чего в обычной жизни не позволяют повседневные правила.

Под маской такие метаморфозы действительно происходят, поэтому жажда перевоплощения влечёт нас. Надев маску, вы получаете возможность посмотреть на мир глазами другого или через призму совершенно невероятной в обычных условиях роли.

Яркий луч солнца ворвётся вместе с маской в вашу жизнь, и родится новый образ, который был только в мечтах.

Маска, кто ты? Я тебя знаю?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Карнавальные маски

Фотоотчет о проделанной работе с детьми.

Сценарий конкурса карнавальных костюмов "Маска, я тебя знаю!"

Родители наших воспитанников, особенно мамы - самые рукодельные родители! Когда мы решили объявить конкурс карнавальных костюмов, изготовленных своими руками, мы и подумать не могли, что у нас будет с.

Положение о конкурсе карнавальных костюмов "Маска, я тебя знаю!"

Примерное Положение о творческом конкурсе, которое любое учреждение моржет подредактировать под свои возможности и условия.


Предлагаю вашему вниманию конспект образовательной деятельности. Область: художественно-эстетическое развитие Деятельность: конструирование из разного материала Вид: конструирование. Это б.


Конкурсная работа "Карнавальная маска"

Краевой конкурс "Талантливое поколение"Номинация "Мое рукоделие"Конкурсная работа "Карнавальная маска".


Краевой конкурс для детей и молодежи "Талантливое поколение" Работа :"Карнавальная маска"

Алтайский край Г.Славгород. Номинация: "Мое рукоделие". Работа "Карнавальная маска".


Цель: передача личного творческого и профессионального опыта в изготовлениитеатральной маски с последующим ее использованием в театрализованной деятельности.Задачи:познакомить с технологией изготовлен.

2. Жанр произведения. Признаки жанра.

Жанр — рассказ, что подтверждается одной сюжетной линией, действием, подчинённым одной проблеме, связанной с одним героем. Рассказ можно назвать сатирическим, так как в нём имеет место обличение порока общества.

3. Название произведения и его смысл.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование в рассказе ведётся от третьего лица, при котором речь повествователя соотносится с субъективно-речевым планом героев. Повествователь, в отличие от персонажей, находится в ином пространственно-временном плане, он выступает объективным наблюдателем.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема — хамелеонство людей.

Идея: приспособленчество человека к обстоятельствам в нужный момент, лицемерие приводит к потере его лица.

Проблематика: невежество, безнравственность и невоспитанность богатея. Имеющего неоспоримый вес в обществе; отсутствие подлинного человеческого достоинства у образованных людей, так называемых интеллигентов.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

И тут буян сорвал маску. Ошеломлённая публика увидела Егора Нилыча Пятигорова, миллионера, примечательного скандальными выходками и благотворительностью. Интеллигенты на цыпочках покинули читальню. Всеобщее негодование плавно перешло в одобрительные реплики. Каждый старался показать своё восхищение замечательными шутками богача. В конце концов, интеллигенты чуть не на руках отнесли пьяного Пятигорова в экипаж и были очень довольны, что Егор Нилыч не сердится.

7. Система образов произведения.

Пятигоров Егор Нилыч — потомственный почётный гражданин, фабрикант с миллионным состоянием, славящийся благотворительностью и скандалами. При этом он грубый, наглый, распутный, невежественный, невоспитанный человек.

Евстрат Спиридоныч, старый полицейский.

8. Композиция произведения.

Действие рассказа разворачивается стремительно. Завязка действия — вторжение буяна в читальню. Кульминационный момент: пьяный безобразник срывает маску и предстаёт миллионером Пятигоровым. Развязка действия: компания интеллигентов подобострастно сопровождает Егора Нилыча к экипажу.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

10. Отзыв о произведении.

Читайте также: