Итоговое сочинение типичные ошибки и способы их предупреждения

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ИТОГОВЫХ СОЧИНЕНИЯХ ВЫПУСКНИКОВ

Аннотация. В статье сделана попытка выявить типичные ошибки в итоговых сочинениях выпускников и наметить пути их устранения.

Ключевые слова: итоговое сочинение, типичные ошибки, проблемы об- учения написанию сочинения, этапы работы над сочинением.

Abstract. The paper attempts to identify common errors in the graduates essays and show the ways to address them.

Keywords: final essay, typical errors, problems of teaching how to write an essay, stages of working on the essay.

В декабре 2014 года российские школь- ники впервые сдавали выпускной экзамен в новом формате — писали итоговое сочине- ние. Год спустя такое сочинение выпускники написали во второй раз. Минувший год поз- волил не только проанализировать школьные работы, но и выявить основные проблемы, которые мешают повышению их качества.

В недалёком прошлом выпускники школ писали на экзамене сочинения либо на лите- ратурно-критические темы, в которых пред- полагался анализ различных аспектов лите- ратурного произведения, либо на так назы- ваемые свободные темы, то есть создавали высказывание на публицистическую тему, в котором опора на литературный материал не предполагалась. Новый формат экзамена- ционной работы соединил в себе оба подхода: выпускникам нужно было создать письменное высказывание на публицистическую тему с привлечением литературного материала.

В истории российской школы сложился значительный опыт обучения школьников на- писанию сочинения. В гимназиях XIX века умению создавать письменные высказывания учили на уроках риторики, начиная с разбора образцов: фрагментов античных и древне- русских текстов, а также произведений рус- ских писателей XVIII—XIX веков. В любом со- чинении (и чужом, и собственном) вначале надо было выявить целевую установку, кото- рая облегчает восприятие речи читателями. Поэтому сочинитель должен был подумать о

назначении своего высказывания, о предпо- лагаемых результатах его воздействия на че- ловека. Важно было определить и компози- цию текста, соотношение входящих в него ча- стей и их проекцию на всё сочинение. Риторический анализ образцов позволял гим- назистам уяснить смысл и построение рече- вых высказываний, проследить путь от мысли к её словесному воплощению. Это помогало им в создании собственных высказываний.

Об опыте обучения написанию сочинения рассказывают многочисленные пособия в по-

К сожалению, с введением в школе ЕГЭ

по литературе, который сегодня является эк- заменом по выбору, написание сочинения для многих старшеклассников стало непо- сильной задачей. Поэтому анализ реальных итоговых сочинений, проведённый в минув- шем учебном году, позволяет не только оце- нить их качество, но и наметить пути его по- вышения, выявить проблемы, возникшие у школьников на экзамене в новом формате, и типичные ошибки, допущенные в сочинениях.

Основными недостатками содержания итоговых сочинений можно считать:

— недостаточное внимание к формули- ровке темы, ракурсу постановки проблемы в заданном в теме вопросе и, как следствие, несоответствие теме, её неоправданное рас- ширение до уровня тематического направле- ния (в сочинениях 2014—2015 учебного года школьники часто писали не о том, что требо- вали темы, а вообще о войне, времени, доме, любви без учёта заявленного в теме аспекта рассуждений);

— непонимание терминов и нравствен- но-психологических понятий в формулировке темы;

— неумение сформулировать главную мысль и последовательно доказать её в глав- ной части сочинения;

— ошибки в подборе литературного ма- териала для аргументации своих мыслей;

— несвязанность смыслового наполне- ния основных частей сочинения;

— непродуманность структуры и компози- ции сочинения, наличие логических ошибок;

— ошибки в процессе редактирования, переписывания и проверки сочинения (ор- фографических, пунктуационных и грамма- тических ошибок мы касаться не будем).

Попытаемся проанализировать основные этапы работы школьников над сочинением на экзамене и наметить пути устранения ти- пичных ошибок в работах.

Приступать к созданию итогового сочи- нения нужно с выбора темы. Для этого нужно обдумать все предложенные темы и выбрать ту, которая интересна, на которую есть что сказать, акцентируя свою позицию, своё мне- ние, к которой можно привести примеры из прочитанного произведения.

Обдумывание темы связано не только с тем, что школьник должен понимать значение каждого слова в формулировке темы. Важно также понять, в чём суть вопроса, который за- ключён в формулировке темы, какой краткий ответ на этот вопрос можно дать сразу, чтобы затем в сочинении обосновать этот ответ.

Часто выпускники в своих работах уходят от темы, неоправданно расширяя её до рамок тематического направления или уходя в сто- рону от заданного вопроса. В этом случае со- держание сочинения не соответствует теме, что свидетельствует о непонимании учеником того, о чём его спрашивают. Поэтому несо- ответствие теме может привести выпускника к неудовлетворительной оценке, даже если работа написана грамотно, логично и с при- влечением литературного материала.

Не менее важно определить проблему

Для чёткого понимания терминов и поня-

тий в формулировках тем следует в процессе подготовки к сочинению обращаться к фило- софскому или психологическому словарям. В 2015 году это такие слова, как герой, судьба, память, принцип, личность, время, дом, отече- ство, опыт, нравственные ценности, понима- ние, трагедия, счастье, ответственность, честь, выбор, самолюбие, благородство, познание, ориентир, путь, любовь, душевная работа, че- ловековедение, актуальность, классика и др.

Чтобы определить главную мысль сочи- нения, нужно обозначить проблему будущего высказывания, то есть выделить главный во- прос, ответом на который станет текст сочи- нения. Это учебное действие нередко вызы- вает у школьников большие затруднения. Об- ращаясь к опыту обучения сочинениям в российской школе, можно ориентировать вы- пускников на то, что главной мыслью сочине- ния может стать формулировка заголовка основной части работы. В школе XX века, ко- гда школьников учили составлять план буду- щего сочинения, они умели озаглавливать его главную часть. Это умение важно разви- вать и у сегодняшних старшеклассников.

Так, главные мысли сочинений на неко- торые темы 2015 года можно сформулиро- вать так (см. таблицу).

После того как сформулирована главная мысль сочинения, нужно определить, на каком литературном материале эта мысль может быть доказана. Не нужно стремиться к при- влечению обширного литературного контекс-

Тема сочинения Варианты формулировок главной мысли

Какого человека можно назвать героем своего времени? Герой времени — это человек, жизнь которого может стать примером для других. У каждого исторического общества есть свои герои времени.

В литературе герой времени отображает ту действительность, в которой живёт автор.

Что дом может рассказать о своём хозяине? Дом — это зеркало внутреннего мира его владельца.

Дом — это место, где его хозяин чувствует себя защищённым и свободным. Наш общий дом — Родина.

Какие качества раскрывает в человеке любовь? Любовь раскрывает лучшие душевные качества человека: благородство, самоотверженность, силу духа. Любовь побуждает человека к высоким стремлениям.

Настоящая любовь не может породить низкие мысли и поступки.

Каким может быть путь

к познанию самого себя? Познать самого себя значит понять свою нравственную сущность. Познание самого себя — это путь проб и ошибок.

Познание самого себя невозможно без знания окружающего мира и своей социальной среды.

Что добавляет читательский опыт жизненному опыту? Чтение серьёзных книг помогает быстрее приобрести жизненный опыт. Читательский опыт учит мудрости и пониманию психологии человека.

Читательский опыт даёт возможность овладеть опытом человечества, заключённым в книгах.

та, чтобы не уйти от темы. Значительно по- лезнее определить, в каком именно аспекте будет доказываться главная мысль работы.

В итоговых сочинениях выпускников не- редки ошибки в подборе литературного ма- териала для аргументации своих мыслей. Чаще всего в сочинениях нерационально ис- пользованы литературные примеры, то есть выпускник увлекается пересказом содержа- ния книги, выбранной им для аргументации своих мыслей, но сама аргументация при этом является недостаточно убедительной или вообще отсутствует. Если выпускник не- чётко определил аспект доказательства глав- ной мысли сочинения, то и приведённые им примеры не всегда соответствуют тезисам и аргументам. Часто бывает, что в сочинении мысли не подкреплены нужными примерами. Качество работы снижает и её перегружен- ность тем литературным материалом, кото- рый только упомянут, но не проанализирован. Таким образом, опора в итоговом сочи- нении на литературу предполагает не только упоминание названия произведения или его автора и краткий пересказ прочитанного, но и размышления над прочитанными книгами в ракурсе темы, использование примеров из них для аргументации своих мыслей, обра- щение к системе персонажей, проблематике

произведения, его конфликту и т. д.

Содержательное наполнение каждого аб-

заца основной части должно включать в себя тезис (мысль, требующую доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с ис- пользованием литературного материала), промежуточные выводы. В заключении сле- дует дать краткий и точный ответ на вопрос темы, который может представлять собой сжатый итог всего рассуждения или уместную цитату, содержащую в себе суть главной мысли сочинения.

Перед тем как писать заключение, нужно ещё раз перечитать вступление к сочинению, чтобы вспомнить, какие проблемы были по- ставлены во вступлении, и чтобы заключение обязательно перекликалось с ним. Сочине- ния, где эта связь соблюдается, выглядят ло- гичными и композиционно завершёнными, а отсутствие переклички между вступлением и заключением является, как показывает прак- тика, одной из самых распространённых со- держательно-композиционных ошибок.

Обратимся к главной части этого сочине- ния.

Любовь. Что значит для вас это слово? И что оно значит вообще? Любовь. Закройте на миг глаза и вдумайтесь. Одному представится верность другому человеку, второму силь- ное влечение, третьему невыносимая боль и страдание, четвёртому готовность в любой момент отдать жизнь за любимого человека, и таких примеров может быть миллионы. Но всё-таки давайте задумаемся, что же в этой жизни важнее: любить или быть любимым? Я считаю, что в ответе на данный вопрос нет худшего или лучшего варианта. Каждый ре- шает сам для себя: отдаваться этому чувству без остатка или благодарно принимать его. В заключение хотелось бы сказать, что каждый сам решает, что важнее для него: любить или быть любимым. Одному приносит огромную радость делать счастливым человека, которого он любит, а другой готов принимать любовь и счастлив от это- го. Точных рецептов нет и никогда не будет. Каж- дый человек должен принимать это решение сам…

ка от него и ни о чём больше. Произведение

Подытоживая размышления о повести

Таким образом, рассуждения выпускника после пересказа каждой из повестей являют- ся слишком краткими, недостаточно глубо-

кими и обоснованными. Кроме того, работа содержит множество речевых недочётов, особенно необоснованных лексических по- второв, что снижает её качество, хотя компо- зиция и структура сочинения выдержаны до- статочно чётко.

— обдумать все предложенные темы, стремясь чётко представить себе, какую глав- ную мысль он будет доказывать в своём со- чинении, и выбрать ту тему сочинения, кото- рая ему интересна и для раскрытия которой он располагает прочитанным литературным материалом;

— определить ракурс выбранной темы, проанализировав её ключевые слова, сфор- мулировать проблемы, которые он поставит во вступлении к работе, и главную мысль со- чинения, которую будет раскрывать в основ- ной части;

— выбрать из прочитанных книг примеры, которыми он будет подтверждать свои аргу- менты;

— записать на черновике примерный план высказывания или определить порядок изло- жения мыслей и логику их доказательства; перед написанием заключения перечитать вступление и сделать в заключении выводы, отвечая на вопрос, поставленный в теме;

— перечитать черновик и выявить случаи повторения одних и тех же мыслей; опреде- лить, все ли тезисы подкреплены аргумента- ми и примерами, логично ли высказывание и переходы от одной части сочинения к другой;

— найти в сочинении речевые и грамма- тические ошибки и недочёты (для выявления речевых ошибок нужен контекст, а граммати- ческие ошибки заметны даже вне контекста);

— проверить правописание слов, во всех сомнительных случаях обращаясь к орфо- графическому словарю, и выявить пунктуа- ционные ошибки анализом внутренней струк- туры предложений;

— следить на экзамене за временем, так как экспертами проверяется только текст, переписанный в выданный бланк записи, а черновик не учитывается.

1. АЙЗЕРМАН Л.С. Сочинение о сочине- ниях. — М., 1986.

2. Журнал Министерства народного просве- щения. — 1872. — № 7. — С. 51—85.

3. КАЛГАНОВА Т.А. Сочинения различ- ных жанров в старших классах. — М.: Про- свещение, 1997.

5. МЕЩЕРЯКОВ В.Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написа- ния. — М.: Флинта: Наука, 1999.

6. МОРОЗОВА Н.П. Учимся писать сочи- нение. — М.: Просвещение, 1987.

7. НИКОЛЬСКИЙ В.А. Сочинения в сред- ней школе. — М.: Учпедгиз, 1950.

8. ОБЕРНИХИНА Г.А. Сочинение на лите- ратурную тему. Методическое пособие для учителя. — М.: Аркти, 2000.

Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т.е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола ( личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий).

Благород ность , чуда техники, по д черк, над смехаться; более интереснее, красивше; с пятистами рублями; жонглировал обоими руками, ихнего пафоса, вокруг его ничего нет; сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности; им двигает чувство сострадания; ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились.

Нарушение норм согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающ имися джазом.

Нарушение норм управления

Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого

Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения . Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.

В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст , возникает такое чувство сопереживания.

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Человеку показалось то , что это сон.

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

Нарушение границ предложения

Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Пропуск члена предложения (эллипсис)

На собрании было принято (?) провести субботник.

Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится

Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.

Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Благодаря пожару, лес сгорел.

Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других . Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака.

Неудачное употребление местоимений

Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов

По задумке автора, герой побеждает; Молчалин работает секретарем Фамусова; В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления; Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал; Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

В таких случаях я взглядываю в словарь.

Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте

Были приняты эффектные меры; Имя этого поэта знакомо во многих странах ; В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься; грампластинка не сказала еще своего последнего слова.

Нарушение лексической сочетаемости

Автор использует художественные особенности.

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша; очень прекрасный.

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию , его принял главный редактор. Когда они поговорили , писатель отправился в гостиницу.

Употребление лишних слов, лексическая избыточность

Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин.

Логические ошибки (Л). Логические ошибки связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.

Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте

На уроке присутствовали директор, библиотекарь , а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова ; Он облокотился спиной на батарею; За хорошую учебу и воспитание детей родители обучающихся получили благодарственные письма от администрации школы.

Нарушение причинно-следственных отношений

В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо .

Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка.

Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению)

Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь. Но как это сделать?

Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица)

Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы снежных равнин.

Сопоставление логически несопоставимых понятий

Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей .

Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор…

Ошибки в основной части

а) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.

б) Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.

в) Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла.

Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли .

Фактические ошибки (Ф) - разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания)

Искажение содержания литературного произведения, неправильное толкование, неудачный выбор примеров

Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором ; Ленский вернулся в свое имение из Англии; Счастьем для Обломова было одиночество и равнодушие.

Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты.

Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение.

Великая Отечественная война 1812 года; Столица США - Нью-Йорк.

Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев.

Искажения в названиях литературных произведений, их жанров, ошибка в указании автора.

ОШИБКИ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ, ПУНКТУАЦИОННЫЕ, ГРАФИЧЕСКИЕ, ОПИСКИ

При проверке грамотности (К7-К8) учитываются ошибки

  • на изученные правила;
  • негрубые (две негрубые считаются за одну) :
  • в исключениях из правил;
  • в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
  • в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
  • в написании и и ы после приставок;
  • в трудных случаях различения не и ни ( Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как…; ничто иное не …; не что иное, как … и др.);
  • в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
  • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
  • повторяющиеся (считается за одну ошибку повтор в одном и том же слове или в корне однокоренных слов);
  • однотипные ( первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку,

каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная) :

ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

! Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму ( вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок ).

! Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.

! Ошибки (две и более) в одном непроверяемом слове считаются за одну ошибку.

При проверке грамотности (К7-К8) не учитываются ошибки

  • орфографические:
  • в переносе слов;
  • буквы э/е после согласных в иноязычных словах ( рэкет, пленэр ) и после гласных в собственных именах ( Мариетта );
  • прописная / строчная буквы
  • в названиях, связанных с религией: М(м)асленица , Р(р)ождество , Б(б)ог .
  • при переносном употреблении собственных имен ( Обломовы и обломовы ).
  • в собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент . ( дон Педро и Дон Кихот ).
  • слитное / дефисное / раздельное написание
  • в сложных существительных без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемых правилами и не входящих в словарь-минимум ( ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант );
  • на правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой /предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную );
  • пунктуационные ошибки:
  • тире в неполном предложении;
  • обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным;
  • запятые при ограничительно-выделительных оборотах;
  • различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми;
  • в передаче авторской пунктуации;
  • графические ошибки (средства письменности языка, фиксирующие отношения между буквами на письме и звуками устной речи); различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений;
  • описки и опечатки:

- искажение звукового облика слова ( рапотает вместо работает , мемля вместо земля); .

1 декабря выпускников 11 классов ждёт первый экзамен – итоговое сочинение. Для успешного преодоления этого этапа важно не только вооружиться литературными аргументами, но и узнать о самых распространенных ошибках.

Ошибка №1 – слишком объёмное вступление

Часто в первом абзаце одиннадцатиклассники стараются раскрыть сразу все аспекты темы, из-за чего он становится неоправданно большим. Следует помнить, что вступление – это общие сведения, размышления о теме. Например, если нас спрашивают о том, как технический прогресс влияет на человека, не стоит писать в первом абзаце и о сущности открытий, и о положительном, и об отрицательном влиянии. Более правильным будет следующий план:

Вступление: общие сведения о техническом прогрессе

Основная часть:

Тезис №1 – положительное влияние технического прогресса

Аргумент №1 – пример положительного влияния из литературы

Тезис №2 – негативное влияние технического прогресса

Аргумент №2 – пример негативного влияния из литературы

Вывод: размышления о неоднозначном влиянии технического прогресса

Ошибка №2 – отсутствие анализа в аргументах

У многих одиннадцатиклассников аргумент содержит только пересказ. В таком случае непросто понять, как именно приведённое литературное произведение связано с темой. Чтобы избежать этой ошибки, необходимо ссылаться только на конкретный эпизод (не описывать все, что происходило в книге) и интерпретировать его.

Ошибка №3 – неоправданное повторение ключевых понятий

Ошибка №4 – отсутствие ответа на вопрос

Самое главное в подготовке – писать сочинения как можно чаще. Даже если что-то не получится с первого раза, выпускник привыкнет к формату и не будет испытывать страх чистого листа. Также необходимо анализировать обратную связь от преподавателя: так можно понять, что именно снижает качество работы и как с этим бороться.

Скоро итоговое сочинение — работа, в которой нужно поразмышлять, чтобы получить зачёт. К сожалению, логические ошибки часто портят такие тексты школьников. Сегодня мы разберёмся, что это такое и как их избежать.

Вообще, логика — это наука о законах правильного мышления. Оно всегда имеет чёткую структуру: одно следует из другого, а когда эти связи искажаются, возникает логическая ошибка. Познакомимся с несколькими упомянутыми в материалах ФИПИ ошибками, которые чаще всего встречаются в сочинениях учеников.

1. Сближение относительно далёких мыслей в одном предложении


Что за ошибка: не связанные друг с другом (часто даже противоположные) мысли находятся рядом.

Когда появляется: когда мы не продумали план сочинения и спешим скорее изложить в тексте всё, что знаем.

2. Нарушение порядка предложений


Что за ошибка: нелогичность в структуре абзаца, предложения как бы перепутаны (одна мысль не следует за другой).

Когда появляется: когда общая логика абзаца не была продумана; часто так происходит по невнимательности (аккуратно переписывайте с черновика!).

3. Бессвязность


Что за ошибка: в одном абзаце много мыслей, абсолютно не связанных между собой (в простонародье — каша).

Когда появляется: когда мы плохо понимаем тему, не знаем, что сказать, или пытаемся добавить объёма, ведь нам очень нужны рекомендованные 350 слов.

4. Обобщение несвязных понятий


Когда появляется: когда мы не уверены в том, что хотим сказать, или не понимаем точное значение слов, которые используем.


Что за ошибка: мысль непонятна, потому что недостаточно объяснена.

Когда появляется: когда мы слишком спешим выразить мысль или не стараемся писать так, чтобы нас понял другой человек.

6. Нарушение причинно-следственной связи


Когда появляется: когда мы не понимаем, что хотим сказать, слишком категоричны или не уверены в своём суждении.

7. Подмена лица, от которого ведётся повествование


Что за ошибка: когда резко и необоснованно меняется главное действующее лицо предложения.

Когда появляется: из-за невнимательности или от недостаточного редактирования (аккуратно переписывайте с черновика!).

Читайте также: