Не всегда правдой душу вылечишь сочинение

Обновлено: 03.07.2024

Главная Сочинения М. Горький "Не всегда правдой душу вылечишь. " (По пьесе М. Горького "На дне")

"Не всегда правдой душу вылечишь. " (По пьесе М. Горького "На дне")

Пьеса Горького "На дне" выявляет самые неприглядные стороны жизни низов общества. Во весь голос кричащие социальные проблемы у Горького тесно переплетены с проблемами совсем иного рода. Так сквозь всё действие проходит вопрос, можно ли вылечить душу правдой?

Мне пьеса интересна, в первую очередь, именно как попытка решить этот нравственный и философский вопрос. Что же решает автор?

Ответом можно считать, например, ремарку в начале четвертого акта: "Обстановка первого акта…" Дальше описаны всевозможные разрушения, произошедшие в ночлежке. Значит, судя по всему, автор отвечает на свой вопрос в пользу правды, а не сострадания? Но он и не отрицает пользу сострадания вообще, а только ложь во имя сострадания. Так ли всё просто?

Эти люди живут вместе, похоже, давно. Положение на "дне" общества объединяет их, но хуже другое – между ними нет согласия, взаимопонимания. Здесь царит неуютная атмосфера – постоянная ругань, издевательства друг над другом. Становится понятно, что так жить нельзя, нужно что-то менять. Изображение этих людей, мнений и страданий, выпавших на их долю, и есть социальная суть драмы. Основная задача пьесы – решение философской проблемы: можно ли правдой душу вылечить? Горький однозначного ответа на этот вопрос не даёт.

Различные позиции по этому вопросу представляют Лука и Сатин. Лука – странник, "проходящий" человек. Он появляется в ночлежке в первом акте и сразу примирительно говорит: "Мне – всё равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха …" Лука относится ко всем очень мягко, старается предупредить конфликты. Впрочем, ему также присуща некая ирония. Когда Медведев говорит, что не знает его, он отвечает: "Это оттого, дядя, что земля-то не вся в твоем участке поместилась. ".

Лука не только предупреждает конфликты, он старается словами помочь окружающим, облегчить их участь. Для каждого находит Лука доброе слово, каждого утешает. Анну он убеждает в том, что есть загробная жизнь, что там нет мук – один лишь только покой. Актера он уверяет в том, что тот сможет излечиться от пьянства, Ваське Пеплу объясняет, как можно начать новую жизнь, честную и порядочную, расстаться с прозвищем "вора, сына вора". Причем Лука не просто говорит человеку то, что ему нужно, а убеждает его в возможности исполнения этого.

Позиция Луки – сострадание, поддержание в людях веры в справедливость. Но часто он прибегает ко лжи, и это идет вразрез с позицией Сатина. Для объяснения своего поведения Лука рассказывает притчу о праведной земле. Речь в ней идет о человеке, который всю жизнь верил в существование праведной земли, а, потеряв эту веру, повесился. Лука хочет доказать этой притчей необходимость "навеять человечеству сон золотой!", вселить в людей надежду. Тем самым он как бы признаёт человека слабым, нуждающимся в поддержке. Это также отвергается Сатиным.

Есть в воззрениях Луки и чисто гуманистическая сторона. Она раскрывается в истории с грабителями, которых он приютил зимой. Он подружился с этими людьми и назвал их "хорошими мужиками". А если бы, по его словам, он не пожалел их, они могли бы его и убить.

Позиция Сатина почти во всём противоположна позиции Луки. Единственное, в чём они согласны, так это в том, что надо уважать человека, что человек – самое главное. Сатин произносит эти слова и тут же повторяет их. Уже цитируя Луку. Но в остальном… Сатин говорит: "Я – понимаю старика…. Он врал… из жалости к вам". "Понимаю", но не "поддерживаю" – сказал он. Резче всего Сатин выступает против лжи: "Ложь – религия рабов и хозяев…. Правда – бог свободного человека!" Сатин понимает Луку: "Кто слаб душой… и кто питается чужими соками, – тем ложь нужна…". Однако не оправдывает ложь. Сатин выступает и против сострадания вообще: "Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!"

Так можно ли вылечить душу правдой? Получается, что Горький не знает точного ответа и вопрос этот он адресует, в первую очередь, себе. И это, пожалуй, наиболее верный подход, потому что все люди разные, а вопросы такого масштаба каждый человек решает по-своему. И задача писателя – поднять вопрос, привлечь к нему внимание, дать читателю задуматься над проблемой – потому что выбор каждый из нас может сделать только сам.

Главная Сочинения М. Горький "Не всегда правдой душу вылечишь. " (По пьесе М. Горького "На дне")

"Не всегда правдой душу вылечишь. " (По пьесе М. Горького "На дне")

Пьеса Горького "На дне" выявляет самые неприглядные стороны жизни низов общества. Во весь голос кричащие социальные проблемы у Горького тесно переплетены с проблемами совсем иного рода. Так сквозь всё действие проходит вопрос, можно ли вылечить душу правдой?

Мне пьеса интересна, в первую очередь, именно как попытка решить этот нравственный и философский вопрос. Что же решает автор?

Ответом можно считать, например, ремарку в начале четвертого акта: "Обстановка первого акта…" Дальше описаны всевозможные разрушения, произошедшие в ночлежке. Значит, судя по всему, автор отвечает на свой вопрос в пользу правды, а не сострадания? Но он и не отрицает пользу сострадания вообще, а только ложь во имя сострадания. Так ли всё просто?

Эти люди живут вместе, похоже, давно. Положение на "дне" общества объединяет их, но хуже другое – между ними нет согласия, взаимопонимания. Здесь царит неуютная атмосфера – постоянная ругань, издевательства друг над другом. Становится понятно, что так жить нельзя, нужно что-то менять. Изображение этих людей, мнений и страданий, выпавших на их долю, и есть социальная суть драмы. Основная задача пьесы – решение философской проблемы: можно ли правдой душу вылечить? Горький однозначного ответа на этот вопрос не даёт.

Различные позиции по этому вопросу представляют Лука и Сатин. Лука – странник, "проходящий" человек. Он появляется в ночлежке в первом акте и сразу примирительно говорит: "Мне – всё равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха …" Лука относится ко всем очень мягко, старается предупредить конфликты. Впрочем, ему также присуща некая ирония. Когда Медведев говорит, что не знает его, он отвечает: "Это оттого, дядя, что земля-то не вся в твоем участке поместилась. ".

Лука не только предупреждает конфликты, он старается словами помочь окружающим, облегчить их участь. Для каждого находит Лука доброе слово, каждого утешает. Анну он убеждает в том, что есть загробная жизнь, что там нет мук – один лишь только покой. Актера он уверяет в том, что тот сможет излечиться от пьянства, Ваське Пеплу объясняет, как можно начать новую жизнь, честную и порядочную, расстаться с прозвищем "вора, сына вора". Причем Лука не просто говорит человеку то, что ему нужно, а убеждает его в возможности исполнения этого.

Позиция Луки – сострадание, поддержание в людях веры в справедливость. Но часто он прибегает ко лжи, и это идет вразрез с позицией Сатина. Для объяснения своего поведения Лука рассказывает притчу о праведной земле. Речь в ней идет о человеке, который всю жизнь верил в существование праведной земли, а, потеряв эту веру, повесился. Лука хочет доказать этой притчей необходимость "навеять человечеству сон золотой!", вселить в людей надежду. Тем самым он как бы признаёт человека слабым, нуждающимся в поддержке. Это также отвергается Сатиным.

Есть в воззрениях Луки и чисто гуманистическая сторона. Она раскрывается в истории с грабителями, которых он приютил зимой. Он подружился с этими людьми и назвал их "хорошими мужиками". А если бы, по его словам, он не пожалел их, они могли бы его и убить.

Позиция Сатина почти во всём противоположна позиции Луки. Единственное, в чём они согласны, так это в том, что надо уважать человека, что человек – самое главное. Сатин произносит эти слова и тут же повторяет их. Уже цитируя Луку. Но в остальном… Сатин говорит: "Я – понимаю старика…. Он врал… из жалости к вам". "Понимаю", но не "поддерживаю" – сказал он. Резче всего Сатин выступает против лжи: "Ложь – религия рабов и хозяев…. Правда – бог свободного человека!" Сатин понимает Луку: "Кто слаб душой… и кто питается чужими соками, – тем ложь нужна…". Однако не оправдывает ложь. Сатин выступает и против сострадания вообще: "Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!"

Так можно ли вылечить душу правдой? Получается, что Горький не знает точного ответа и вопрос этот он адресует, в первую очередь, себе. И это, пожалуй, наиболее верный подход, потому что все люди разные, а вопросы такого масштаба каждый человек решает по-своему. И задача писателя – поднять вопрос, привлечь к нему внимание, дать читателю задуматься над проблемой – потому что выбор каждый из нас может сделать только сам.

Пьеса Горького “На дне” выявляет самые неприглядные стороны жизни низов общества. Во весь голос кричащие социальные проблемы у Горького тесно переплетены с проблемами совсем иного рода. Так сквозь все действие проходит вопрос, можно ли вылечить душу правдой?

Мне пьеса интересна, в первую очередь, именно как попытка решить этот нравственный и философский вопрос. Что же решает автор?

Ответом можно считать, например, ремарку в начале четвертого акта: “Обстановка первого акта…” Дальше описаны всевозможные разрушения, произошедшие

в ночлежке. Значит, судя по всему, автор отвечает на свой вопрос в пользу правды, а не сострадания? Но он и не отрицает пользу сострадания вообще, а только ложь во имя сострадания.

Так ли все просто?

Рассмотрим подробнее. Из первой ремарки в пьесе “На дне” мы представляем, что на улице весна, все кругом расцветает, и вокруг… ночлежка. Здесь живут люди, которым негде больше жить. Здесь плохо, а выхода из положения не видно.

Эти люди живут вместе, похоже, давно. Положение на “дне”

общества объединяет их, но хуже другое – между ними нет согласия, взаимопонимания. Здесь царит неуютная атмосфера – постоянная ругань, издевательства друг над другом. Становится понятно, что так жить нельзя, нужно что-то менять. Изображение этих людей, мнений и страданий, выпавших на их долю, и есть социальная суть драмы.

Основная задача пьесы – решение философской проблемы: можно ли правдой душу вылечить? Горький однозначного ответа на этот вопрос не дает.

Различные позиции по этому вопросу представляют Лука и Сатин. Лука – странник, “проходящий” человек. Он появляется в ночлежке в первом акте и сразу примирительно говорит: “Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха. ..” Лука относится ко всем очень мягко, старается предупредить конфликты.

Впрочем, ему также присуща некая ирония. Когда Медведев говорит, что не знает его, он отвечает: “Это оттого, дядя, что земля-то не вся в твоем участке поместилась…”.

Лука не только предупреждает конфликты, он старается словами помочь окружающим, облегчить их участь. Для каждого находит Лука доброе слово, каждого утешает. Анну он убеждает в том, что есть загробная жизнь, что там нет мук – один лишь только покой. Актера он уверяет в том, что тот сможет излечиться от пьянства, Ваське Пеплу объясняет, как можно начать новую жизнь, честную и порядочную, расстаться с прозвищем “вора, сына вора”.

Причем Лука не просто говорит человеку то, что ему нужно, а убеждает его в возможности исполнения этого.

Позиция Луки – сострадание, поддержание в людях веры в справедливость. Но часто он прибегает ко лжи, и это идет вразрез с позицией Сатина. Для объяснения своего поведения Лука рассказывает притчу о праведной земле.

Речь в ней идет о человеке, который всю жизнь верил в существование праведной земли, а, потеряв эту веру, повесился. Лука хочет доказать этой притчей необходимость “навеять человечеству сон золотой!”, вселить в людей надежду. Тем самым он как бы признает человека слабым, нуждающимся в поддержке.

Это также отвергается Сатиным.

Есть в воззрениях Луки и чисто гуманистическая сторона. Она раскрывается в истории с грабителями, которых он приютил зимой. Он подружился с этими людьми и назвал их “хорошими мужиками”.

А если бы, по его словам, он не пожалел их, они могли бы его и убить.

Позиция Сатина почти во всем противоположна позиции Луки. Единственное, в чем они согласны, так это в том, что надо уважать человека, что человек – самое главное. Сатин произносит эти слова и тут же повторяет их. Уже цитируя Луку. Но в остальном…

Сатин говорит: “Я – понимаю старика…. Он врал… из жалости к вам”. “Понимаю”, но не “поддерживаю” – сказал он. Резче всего Сатин выступает против лжи: “Ложь – религия рабов и хозяев….

Правда – бог свободного человека!” Сатин понимает Луку: “Кто слаб душой… и кто питается чужими соками, – тем ложь нужна…”. Однако не оправдывает ложь. Сатин выступает и против сострадания вообще: “Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!”

Так можно ли вылечить душу правдой? Получается, что Горький не знает точного ответа и вопрос этот он адресует, в первую очередь, себе. И это, пожалуй, наиболее верный подход, потому что все люди разные, а вопросы такого масштаба каждый человек решает по-своему.

И задача писателя – поднять вопрос, привлечь к нему внимание, дать читателю задуматься над проблемой – потому что выбор каждый из нас может сделать только сам.

Вариант 1

На лесной поляне окружённое со всех сторон мягкой зелёной травой и высокими многовековыми соснами возвышается белокаменное здание. Лучи ласкового летнего солнца беспрепятственно проникают через массивные окна, заливают ослепительным светом мраморный пол, отчего тот начинает переливаться. Тонкие, правильной формы колонны, белоснежные стены и позолоченный купол растворяют этот солнечный свет.

Лука знает Сибирь и поэтому может дать такой совет. Старик не виноват в том, что Васька Пепел этому совету не последовал, хотя и предлагал Наташе бежать с ним в Сибирь.

Красноречив монолог Сатина в четвёртом действии. Он не понимает, что Лука ни разу не врал, а жалел, сочувствовал, говоря только правду. Даже если он и был не прав, он давал ночлежникам шанс сделать его слова правдой. Лука понимал, что обитатели ночлежки боятся завтрашнего дня, их настоящее мрачно, будущее тревожно и тёмно. И лишь только прошлое им уже ничем не грозит. Мудрый старец старался преобразить ночлежников. А в том, что ему этого сделать не удалось, в первую очередь вина самих ночлежников., которые подстрекали друг друга к сомнению в истинности слов Луки.

Правду каждый ночлежник понимает по-своему, придаёт этому слову свой собственный смысл.

Говорят, истина рождается в споре. Однако есть вопросы, на которые человек пока ещё не дал ответа. Из-за своего несовершенства, излишней любви к самому себе, нежелания прислушиваться к мнению окружающих порой нам бывает трудно отличить ложь от правды. За широкой стеной общих фраз сложно разглядеть крупицу истины. Но когда это удаётся, перед человеком открываются новые возможности, он начинает искать смысл жизни, стремиться познать истину.

Вариант 2

Горький затронул тему человека и правды в своей пьесе. В работе писателя мы видим не единую для всех правду. У каждого героя она своя и мы можем найти тому подтверждение в цитатах. Герои рассуждают о том, что лучше: принять жизнь, как она есть или же услышать ложь, что создаст определенную иллюзию. Здесь мы встречаем Сатина. Он считает, что обманывать людей и жалеть их не нужно.

Есть реальность, имеются факты и пусть эта действительность жестокая, но факты есть факты, что тут скрывать. По мнению Сатина, люди должны надеяться на себя. Его правда в том, что нет смысла в жалости. Он так и говорит: Какая будет польза тебе, если я тебя пожалею. Есть человек, все остальное — это рук его творения. Правда Бубнова — это гнет бесчеловечных обстоятельств. Это безверие. Он считает, что все рождены, чтобы умереть и жалеть друг друга тоже нет смысла. А еще мы встречаем Луку. Он считает, что исказить реальность, приукрашивая действительность с благими намерениями, не только можно, но и нужно.

Это некий толчок к действиям, поэтому он пьянице рассказывает о бесплатном лечении, Анне, которая умирает, говорит о жизни после смерти. Он каждого попытался поддержать, пожалеть и подарить надежду. Только Сатинин говорит, что ложь — религия рабов. С иллюзиями жить невозможно, а сама ложь никого еще не спасла. И как подтверждение тому, мы видим судьбы героев. Рассуждая по теме Человек и правда, хочется сказать, что каждый герой произведения верен своему взгляду.

В правде каждого есть истина, поэтому судить, кто прав, а кто нет, очень сложно. Единственное, что могу сказать, я лично за то, чтобы мы жили в реальном мире, а не в иллюзорном, ведь как ни крути, а с действительностью все равно столкнемся, ну, а приукрасить реальность немного можно. Но, только в том случае, чтобы подпитать человека на действия или поступок, ведь не зря же говорят, что под лежачий камень вода не течет.

В пьесе Горького эту подпитку давал Лука. Вот только у самих героев не хватило сил и энтузиазма, чтобы вырваться из болота и изменить свою судьбу. Да и можно ли что-то менять, когда люди в полной безысходности, где нет работы, нет жилья, нет сил. Бесчеловечное общество убивает, вот и финал жизни героев столь трагичен.

Монолог Сатина о Человеке из пьесы Горького На дне

Он может всё… и за всё платит сам: За веру, за чувства, за ум и обман, За то, что поверил чужим словесам. За данную правду – хвала небесам.

Что же такое, скажи, Человек? Не ты и не я, не они – вовсе нет. Это мы, это я, Бонапарт, Магомет В одном… понимаешь? Мы все – Человек

Это огромно. В этом утро и вечер. Все в человеке и все – человечье. Есть только он, ну а все, что иное- Труд его мозга, творенье чудное.

Великолепно, звучит это гордо… Будь человеком, себе лишь покорным Надо его… в душе… уважать… Но… не жалеть… и не унижать

Надо уважить, откроем Бурбон, Выпьем за Человека, Барон! Как хорошо это чуять себя Таким же, как он, хоть и пачканный я:

Вариант 1

На чем стоит этот мир? Почему в самые горькие, казалось бы, беспросветные моменты нашей жизни вдруг появляется человек, который воскрешает нас, даруя новую надежду и любовь? Но бывают такие случаи, когда чужая жалость, чужое сострадание унижают гордых, независимых людей. Эти вопросы освещает М. Горький в своей пьесе “На дне”. Он, словно древнегреческий философ, считает, что истина рождается в споре, в сравнении двух противоположных точек зрения, поэтому особенно важны и интересны позиции Луки и Сатина как носителей основных идей.

Позиция Луки — это идея сострадания к людям, к их несчастьям, идея деятельного добра, которое утешает человека, возбуждая в нем веру, способную повести его дальше, идея “возвышающего обмана”, который позволит человеку выдержать бремя правды жизни.

На пороге ночлежки Лука появляется с клюкой и котомкой. О нем мы знаем очень немного. Только то, что он странник лет шестидесяти. Лука не скрывает своего отношения к ночлежникам. К “господам”, хозяевам положения — Костылеву, Василисе, отчасти Медведеву, — он относится явно отрицательно. Василису называет “зверем злым” и “гадюкой ядовитой”, Медведева иронически величает “…видимость самая геройская”, Костылеву он заявляет: “Ежели тебе сам господь бог скажет: “Михаиле! Будь человеком. ” Все равно — никакого толку не будет…”

Анну же, Настю, Наташу, Актера и Пепла Лука окружает заботой, любовью и лаской. Он проявляет отношение, которое, независимо от результатов, свидетельствует о его искреннем желании делать добро. Он считает, что может дать опору человеку в жизни, “навеяв золотой сон” мечты. Правда же выдергивает из-под человека эту опору, которой может быть всякая идея, если она способна утешить человека, защитить его, дать ему отраду. Обращаясь к Пеплу, Лука говорит: “И… чего тебе правда больно нужна… подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя… Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь”. Слабые люди бессознательно тянутся к “правде” Луки. Так, он внушает умирающей Анне веру в лучшую жизнь после смерти, помогает ей уйти в мир иной без тяжелых мыслей. Актеру и Пеплу он дарит надежду “начать жизнь сначала”.

Сатин и Лука сходятся на том, что “все в человеке, все для человека”, и расходятся в понимании того, какие пути ведут к торжеству этой истины.

О самом Сатине мы узнаем, что он карточный шулер, бывший телеграфист, по-своему образованный человек. Он во многом необычен на фоне других обитателей ночлежки. На это указывают его первые реплики, в которых он использует редкие и интересные слова: “сикамбр”, “макробиотика”, “трансцендентальный” и многие другие. Потом мы узнаем, как он опустился на “дно жизни”. Вот что он говорит Луке: “Тюрьма, дед! Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел… убил подлеца в запальчивости и раздражении… из-за родной сестры… В тюрьме я и в карты играть научился…” Понимая, что выбраться из этого омута ему не удастся, он и в этом положении видит преимущество — это свобода. Сатин против лжи. Объявляя, что “ложь — религия рабов и хозяев” и что “правда — бог свободного человека”, он не ищет утешительного обмана: “Человек- вот правда”.

Любовь Луки к человеку питается жалостью к нему, а жалость есть не что иное, как признание слабости человека в борьбе с неблагоприятными обстоятельствами. Сатин же считает, что человек не нуждается в утешении ложью, порождаемой жалостью. Жалеть человека — значит унижать его недоверием к его способностям.

Правда, по мнению Сатина, открывает перед человеком огромные возможности реально оценить свои силы и попытаться найти выход. Проповедь же Луки может завести в тупик. Ярким примером может послужить судьба Актера. Лука не говорил неправды, не лгал о существовании лечебницы для алкоголиков. Но сам Актер не нашел бы в себе силы, чтобы искать эту лечебницу. Когда пришло время проснуться от “сна”, навеянного Лукой, Актер разбился о суровую действительность, упав с высоты своей мечты.

Первый акт пьесы показывает мир “униженных и оскорбленных”, но не потерявших веру в лучшую жизнь людей. В конце пьесы мы видим тех же людей, но уже утративших хоть какую-нибудь надежду на спасение. Тут видна “правда” Сатина. Иллюзии лишь на время успокоили и усыпили людей. Вот логика самой пьесы, доказывающая несостоятельность взглядов Луки.

Успех пьесы “На дне” заключается в ее актуальности. Она и в наше время заставляет читателя или зрителя остановиться и задуматься. И каждый человек делает для себя определенные выводы. Меня, как и многих других, это произведение не оставило равнодушной. Соглашаясь во многом с позицией Сатина, я считаю, что нельзя отказываться и от сострадания, и от сочувствия. Необходимо помогать людям поверить в себя и свои силы.

Вариант 2

Вообще, появление старца в ночлежке повлекло за собой глобальные изменения во внутреннем мире босяков. Каждый из них по-своему воспринял идею утешительства. Именно поэтому в начале четвёртого акта между обитателями ночлежки завязывается горячий спор о значении человека, его жизни на земле.

Похожие статьи:

Читайте также: