Сочинение про казаков кубани

Обновлено: 30.06.2024

Если брать за основу современную, научно доказанную характеристику казачества на Руси, то в былые времена оно являло собой этническое и социальное явление, обладающее сложной структурой. Казаки - это особое сословие, имеющее собственную субкультуру. Без этих людей невозможно представить прошлое, настоящее и будущее России. Кубанское казачье войско, история, особенности данной части казачества будут освещены в этой статье.

Факты из истории

Кубанские казаки являли собой часть казачества, проживающего на Северном Кавказе.

Кубанское казачье войско было сформировано в 1860 году. Оно состояло из Черноморского и части Кавказского линейного войск, которые имели свои устои, особенности организации и прохождения военной службы.

К окончанию восемнадцатого века, вследствие большого количества политических побед, одержанных Россией, необходимость проживания казаков на территории их родины (Малороссии), в целях охраны границ юга страны, потеряла свою актуальность. Екатерина II подвергла Запорожскую Сечь расформированию.

На принятие данного решения императрицу подтолкнули определенные обстоятельства. Казаки постоянно устраивали погромы поселений сербов, в тот же отрезок времени они поддержали восстание под предводительством Емельяна Пугачева.

Несколько тысяч казаков сбежало. Они поселились в устье Дуная, получили покровительство турецкого султана и образовали Задунайскую Сечь.

Через определенное время они снова "повернулись лицом" к России. Войско запорожцев внесло неоценимый вклад в победу над турками и за это получило в вечное пользование земли Кубани и Тамани.

Кубанское казачье войско

Казаки Кубанского казачьего войска

Данное войско состояло из определенных групп казаков:

  • Черноморские казаки. В 1792 году Екатерина II посоветовала атаману Головатому переселить черноморцев на новые территории. К 1793 году около 25000 казаков поменяли место жительства. Перед ними ставились определенные задачи: освоение заселенных земель, создание линии обороны.
  • Линейные казаки. Это казачество донской земли, поменявшее место жительства на Кубань.
  • Приписные казаки. В 19 веке на Кубань переезжали солдаты, вышедшие в отставку, государственные крестьяне, рекруты. Все они зачислялись в казаки, селились в имеющиеся станицы, а в некоторых случаях, даже создавали новые поселения.

Кубанское казачье войско можно назвать свободным воинским формированием. Казаки проживали на одном месте, занимались сельским хозяйством. Они воевали только в случае необходимости, отстаивая интересы Государства Российского.

Казаки кубанского казачьего войска

На кубанские земли стекались пришлые и беглые люди из центральных уголков страны. Они смешивались с проживающим здесь населением, их принимали за "своих".

Форма казаков

У любого народа имеются свои обычаи и отличительные особенности, которые находят отражение в одежде. Форма Кубанского казачьего войска отличалась определенным стилем. Ею гордились станичные воины.

Форма много раз подвергалась изменениям. Значительное влияние на данное обстоятельство оказывали традиции народов Кавказа. Полностью она была утверждена в середине 19 века.

Форма кубанского казачьего войска

Кубанское казачье войско (история свидетельствует об этом) имело форму, в которую входили определенные элементы одежды:

  • Брюки свободного покроя под названием шаровары.
  • Черкеска - кафтан из сукна, расклешенный на талии.
  • Рубаха, стеганый полукафтан - бешмет.
  • Архалук - кафтан, прилегающий к телу и имеющий высокий стоячий воротник.
  • Капюшон - башлык.
  • Зимняя бурка.
  • Головной убор из овчины или каракуля, имеющий название папаха.
  • Сапоги.

Башлык являлся источником информации о носившем его казаке. Если он был связан узлом на груди, это указывало на то, что казак находится на срочной службе. Капюшон, перекрещенный на груди, свидетельствовал, что его хозяин находится в деловой поездке. Концы башлыка, переброшенные на спину, символизировали окончание срочной службы.

Организация управления

Полки Кубанского казачьего войска являли собой мощную военную силу. Казаки уделяли особое внимание военной организации и стороне быта.

Во главе войска и Кубанской области стоял атаман, назначенный государственной властью. Этот человек приравнивался к командиру дивизии, а также был наделен властью губернатора. Он имел право назначать атаманов, в подчинении у которых находились люди, стоящие у власти в каждом отдельно взятом хуторе или станице.

Основным органом власти в станице был станичный сход. Он выбирал членов правления: атамана и его помощника, судей, писаря и казначея, которые составляли верхушку власти в станице.

Традиция казаков

Домостроение относилось к основным культурным традициям казаков, проживающих на Кубани. После завершения возведения дома хозяева всегда отмечали новоселье, приглашая на него всех людей, принимавших участие в строительных работах.

Хата обычно включала в себя две комнаты. Внутреннее убранство комнаты меньших размеров включало в себя печку, лавки и стол, сделанные из дерева. В помещении побольше стояли сундук и комод для хранения белья, посудный шкаф. В каждом доме в "красном углу" располагалась икона, украшенная рушником, висели картины и фотографии, являвшиеся реликвиями семьи.

Казаки и их семьи неукоснительно соблюдали свои обычаи. Их несоблюдение вызывало всеобщее осуждение и порицание. Организация быта, пока казаки проходили военную службу, полностью ложилась на хрупкие женские плечи.

Кубанское казачье войско история особенности

Подготовка воинов

Кубанское казачье войско владело навыками специальных знаний, связанных с военной службой. Они имели свою систему подготовки воинов. С детских лет мальчиков в кубанских станицах обучали верховой езде, владению оружием. Будущие воины принимали участие в кулачных боях, скачках, специальных военных маневрах.

Кубанское войско имело собственную систему выживания в экстремальных условиях. Казаки, в особенности пластуны, умели стойко переносить голод, холод, сами не оставляли никаких следов, но могли читать чужие, и многое другое.

Кубанское казачье войско история

Кубанское казачье войско принимало участие во всех войнах конца 19-начала 20 веков. За ратные подвиги казакам вручали награды сами императоры.

Доблесть и отвага были присущи этим людям, их войско славилось традициями, передаваемыми из века в век.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Знать историю своего края и культуры необходимо. Не зная историю всего человечества и, в частности, народа местного края его обычаев и традиций, невозможно понять, что происходит вокруг нас в мире, разобраться в образе жизни и мыслей народа, проникнуть в суть событий. Не может считаться полноценным тот, кто живет, не ведая своих корней, прошлого своего народа, кто лишен исторической памяти. С ощущения родного края начинается любовь к Родине, к родной земле, на которой родился и живешь. Актуальность. Данная работа глубже понять особенности ее культуры, истории, и их взаимосвязь с природой, приобщиться к исследованию родного края. Цель исследования – В своей работе я постаралась рассмотреть жизнь и быт кубанских казаков и выявить, какие народы оказали влияние на ее культуру. Предмет исследования – жизнь и быт кубанских казаков. Гипотеза – я надеюсь, что мне удастся рассмотреть жизнь и быт кубанских казаков и выявить, какие народы оказали архитектурную особенность моего дома. Задачи исследования: собрать документальный и теоретический материал о жизни и быте кубанских казаков, провести анализ полученных материалов и обобщить данные. Для написания своей работы я использовала энциклопедическую, монографическую, научно-популярную литературу и воспоминания представителей старшего поколения. Методологической основой данной работы является историзм, объективность, использование историко-сравнительного метода. План исследования:

Изучение теоретического материала.

Работа с живыми носителями информации.

Обобщающий, связанный с оформлением самой работы.

Быт кубанских казаков.

Основу хозяйственной деятельности преобладающего большинства сельского населения Кубани (за исключением южных предгорных районов) в предреволюционный период составляло земледелие. Вырученные от продажи продуктов деньги старались вкладывать в усовершенствование земледельческого хозяйства. Обеспеченность простейшими сельскохозяйственными машинами и усовершенствованными орудиями, в том числе железными плутами, жнейками, сеялками, молотилками, на Северном Кавказе была высокой. И все же на большей части территории кубанского края техника сельского хозяйства и система земледелия были отсталыми. Земля обрабатывалась небрежно, слабо применялись такие приемы повышения плодородия, как правильные севообороты, зяблевая вспашка, пар. Основным орудием пахоты с развитием земледелия стал плуг. С конца XIX в. деревянные части тяжелого двухколесного деревянного плуга постепенно заменяются железными. Посев зерновых и пропашных культур повсеместно производили ручным способом. Сеялки использовались в 900-е годы лишь в немногих богатых хозяйствах. Пахота, боронование и посев считались исключительно мужской работой, но если в семье было мало мужчин, им помогали женщины и дети. Посевом зерновых, требовавшим навыка, обычно занимались старшие в семье мужчины. С первых чисел мая начиналась прополка; мотыга почти не выпускалась из рук и попеременно применялась на бахчах, в огородах, в поле, на участках кукурузы, подсолнечника, гороха, фасоли и т. д. Пололи гуртом – всей семьей, но поскольку на май часто назначались лагерные сборы, вся тяжесть работы обычно падала на женщин. В конце мая – начале июня занимались уборкой сена. Сенокошение считалось мужской работой, однако почти во всех казачьих семьях косой владели и женщины. При недостатке рабочей силы на время сенокоса нанимали косарей, приходивших на заработки из внутренних губерний России. Сушкой сена обычно занимались женщины, мужчины укладывали его в копны и возили к скирдам. Наиболее напряженным периодом сельскохозяйственных работ была уборка зерновых. В конце июня – начале июля поспевали озимые, во второй половине июля – яровые. Позднее начиналась уборка проса, льна, подсолнечника, кукурузы. В уборке участвовали все — взрослые, подростки, старики. При господствовавшей в то время примитивной земледельческой технике работать приходилось от зари до зари. Уборочная страда во многих семьях, у которых не было средств для найма рабочей силы, затягивалась до самой зимы. Старинным орудием уборки хлеба был серп. В 80—90-е годы XIX в. он постепенно заменяется косой с прикрепленными параллельно клинку граблями. Часть сельского населения занималась промыслами и ремеслами. Во многих станицах появились небольшие мукомольные, маслобойные, сыроваренные, пивоваренные, кожевенные, кирпичные, гончарные и другие предприятия, принадлежавшие предпринимателям из иногородних. После уборки хлеба начиналась молотьба, нередко затягивавшаяся до самой зимы. До конца XIX в. хлеб преимущественно молотили при помощи – гоняли быков или лошадей, нередко запряженных в повозку, по разостланным на току снопам. Для обмолота проса, бобовых, конопли, льна, подсолнечника употребляли цеп, которым в бедных хозяйствах обмолачивали и хлебные злаки. В отдельных предгорных станицах хлеб молотили также большими деревянными досками с кремневыми зубцами. В конце XIX - начале XX в. в богатых хозяйствах появляются молотилки, сначала конные, потом паровые. Молотилки стоили дороже других машин и поэтому в середняцких хозяйствах встречались редко. После обмолота зерно веяли по ветру лопатой, а затем очищали при помощи кожаных решет, подвешенных на треноге (грохот). В 900-х годах во многих хозяйствах появились веялки. Провеянный и очищенный хлеб свозили в чувалах (мешках) и ссыпали в амбары. В XIX в. до строительства железных дорог большое значение в экономике края имел чумацкий промысел – перевозка зерна, соли, спирта, мануфактуры, досок, стекла, железа и пр. между крупными торговыми пунктами (Ростовом, Ейском, Екатеринодаром, Майкопом, Усть-Лабинской и др.). Для казаков чумачество обычно служило лишь подспорьем к земледелию; им занимались в свободное от полевых работ время. Почти во всех селениях Кубани развивались мелкие ремесла: в конце XIX - начале XX в. плотники, печники, портные, бондари, медники, стекольщики, кирпичники каменщики, гончары совмещали ремесло с земледелием. Казачки, уходившие на заработки (батрачки, прислуга), были главным образом из бедных семей, они были вынуждены готовить себе приданое на собственные средства. В предгорных закубанских районах ремесла и промыслы были развиты значительно сильнее. Основным занятием закубанцев был вывоз строевого леса и изготовление на продажу разнообразных изделий из дерева: предметов сельскохозяйственного инвентаря, транспорта, домашней утвари. Но промыслы не приносили достаточного дохода, и потому в начале XX в. распространенным становится отход на земледельческие заработки в степные станицы, на поденную работу. Классовое расслоение иногородних заметно усиливается в конце Х I Х - начале XX в. Выделяется прослойка богатых предпринимателей: одни из них занимаются торговлей, заводят различные промышленные предприятия, другие арендуют на продолжительный срок войсковые земли или покупают частные земли и создают крупные хозяйства капиталистического типа. Хочется отметить, что в начале колонизации, кубанские казаки не занимались земледелием, а больше скотоводством. В дальнейшем казаки переходят на занятие земледелием, при этом применяют сельскохозяйственные обычаи и традиции как украинского крестьянства, так и российского. Так же хочется отметить, что на занятие земледелием или ремеслами большое влияние оказывала природа и климат места поселения казаков. [1]

Жилища кубанских казаков.

Пища кубанских казаков.

Форма и одежда.

Семейный и общественный быт.

Список источников и использованной литературы.

Турыгин В.В. Кубанская кухня. Краснодар: Советская Кубань, 1988.

Щербина Ф.А. Кубанское казачье войско. Репринтное издание. Краснодар: Советская Кубань, 1996.

Матвеев О.В. Слово о кубанском казачестве. Краснодар: Советская Кубань, 1995


Как жило казачество на Кубани.
Казачество - это большая страница в истории России. Когда и как появились казаки не известно. Одно из переводов слова казак означает вольный военный человек. Это больше всего характеризует казачество. Казаки прославились во время военных действий на защите рубежей Родины. Долгое время это были вольные общины, объединяющиеся по месту проживания, имеющие свой устав. Главенствующим лицом был атаман, выбранный на общем сходе. Общины входили в общее казацкое войско. Идеалами казаков были свобода, равенство, братство. Казачество являлось самостоятельным, независимым образованием. Взаимоотношение с государством осуществлялось посредством определенных указов. Но в конце XVIII начало XIX веков казачье войско переходит в подчинение военного Министерства и теряет свою свободу и независимость.

Язык у казаков был русский, вероисповедание – православие. Им выделялась земля для пользования. Казацкие хутора на Кубани располагались вдоль рек. Военная служба совмещалась с земледелием, животноводством, рыболовством. Для проживания строились турлучные, глинобитные дома. Обычно жили большими семьями, куда входило несколько поколений. В казацкой семье по обыкновению было много детей (до семи, восьми человек). Во дворе имелись всякие хозяйственные постройки, такие как закрома, сенник, сарай. В них содержалось много разнообразного домашнего скота, хранились запасы кормов. Казаки имели лошадей, коров, коз, овец, свиней, много разнообразной птицы. В полях обрабатывались большие наделы земли. Земля была своя или бралась в аренду. Сажали пшеницу, рожь, ячмень, лен. В хуторах, станицах обязательно была церковь, мельница, кузница. Казаки много работали, были организованными, хорошими мастеровыми. Пахотные угодья возделывались вручную. Пахали, сеяли с помощью быков, собирали урожай серпами. Перед коллективизацией стали появляться немецкие молотилки. В общей массе жили зажиточно. Закрома ломились от урожая. Было и мясо, и молоко, и хлеб. Сады изобиловали фруктами. Причем они ничем не обрабатывались. Вредителей не было, экология процветала. Хорошо работали и очень хорошо питались разнообразной качественной пищей. В обязательном порядке посещали церковь, соблюдали обряды, соблюдали посты. Правда, спать приходилось мало. На это не оставалось времени. К труду привлекались даже малые дети. Они могли присматривать за младшими братьями, сестрами, пасти скот. Быт был устроен скромно. В доме находилась русская печь, где на теплой лежанке спали маленькие дети и старики. Большой обеденный стол с лавками собирал всю семью. Ели из одной посуды, быстро работая ложками, чтобы успеть наесться. Хаты белились, полы мазались глиной. На окнах висели домотканные занавески. Одежду женщины изготавливали сами из шерсти и льна. На ручных прялках ткали и пряли холсты, возделывали шкуры животных. Обувщики шили красивую, натуральную обувь. Правда детям она часто не доставалась, или были одни сапоги для двоих. В школе учились не в обязательном порядке и не все. У некоторых не было желания, у некоторых возможности.

Жили казаки в основном зажиточно (по тем временам), кроме лентяев и пьяниц, составляющих небольшую прослойку в казачьей общине. Работящий, крепкий, любящий свою семью, свою Родину народ был незаменим и в бою. Казаки прекрасно владели боевым искусством. Были удивительными наездниками, и в сабельном бою не было им равных.

Такая жизнь продолжалась, пока на Кубани не случилась насильственная коллективизация. Положительная роль коллективизации была спорной. Задача, поставленная Сталиным, на местах выполнялась с перегибами. Много семей погибло (было заморено голодом). Многих сослали в Сибирь на необжитые места. Это отдельная кровавая страница истории.
Весь рассказ записан со слов старожил того времени. Их уже никого не осталось в живых. Но мы должны знать и помнить свое прошлое.

Кубань – мой родной край, моя Родина. Я очень люблю то место, где родилась, и горжусь им. Вы спросите, почему?

По-моему, это проще простого.
Кубань располагается на юге России. Широко раскинулась она на территории Краснодарского края и упирается в Черное и Азовское море. Миллионы людей каждый год приезжают сюда отдыхать и поправлять свое здоровье. Что может быть лучше щедрого кубанского солнца, морского воздуха, богатых даров природы!

Я горжусь тем, что мой край помогает огромному количеству людей обретать здоровье, хорошее настроение,

красоту.
Отдохнув, люди вновь уезжают к себе домой, возможно, на далекий север, и увозят с собой воспоминания, впечатления от нашего щедрого края. Увозят с собой частичку человеческого тепла, на которую так богата Кубань. Ведь у нас живут замечательные люди, по-южному хлебосольные, гостеприимные, доброжелательные, открытые.

Они всегда рады помочь, посоветовать, просто пообщаться, завести новых друзей.
На наших курортах отдыхают люди со всей России, да и не только России. Здесь они знакомятся, общаются, находят новых друзей, а может быть, и свою любовь. Поэтому можно сказать, что мой край помогает людям

стать счастливыми.
На Кубани много красивых городов, каждый – со своим “лицом”, колоритом, атмосферой. На первый взгляд кажется, будто все они очень похожи, но это не так. Очень красива столица Кубани – Краснодар.

Одно его название говорит о сущности и города, и всего нашего края. Кубань – это источник щедрого солнца и всех его богатств.
А вот, например, маленький городок Геленджик. Он находится на берегу бухты, поэтому здесь не бывает бурь и больших волн на море. Зато этот город обладает уникальным мягким климатом и удивительным растительным миром.

Где еще вы увидите такие красивые сосны или благоухающие цветущие акации!
А, отъехав немного от Геленджика, вы попадете в Сочи. Этот город совсем другой. Можно сказать, что это европейский город, со сверкающими рекламой улицами, современными зданиями. Сюда приезжают гости со всего мира.

Кроме того, Сочи станет столицей зимней олимпиады 2014 года! Разве это не повод для гордости?
Но Кубань славится не только тем, что это прекрасная курортная зона, “здравница России”. Мой край славен своей историей. Кто не знает про кубанских казаков? Про них в 1949 году даже был снят музыкальный фильм с одноименным названием, гремевший на всю страну.

Этот фильм прославил не только его режиссера – Ивана Пырьева, но и сделал звездой молодую актрису Клару Лучко.
Культура нашего края неразрывно связана с культурой казаков. Вы слышали кубанские песни, сказания, легенды? Я уверена, что это – сокровище, без которого великая культура России была бы неполной, обедненной.
Я счастлива, что родилась и живу на Кубани. Я люблю свой край, это моя Родина. Здесь жили мои предки и здесь, я надеюсь, будут жить мои дети и внуки.

Читайте также: