Литература есть сознание народа цвет и плод его духовной жизни сочинение рассуждение

Обновлено: 02.07.2024

Несомненно, опыт литераторов помогает человеку не только понять своё место в социуме, не только выверить, правильно построить свой жизненный путь, но помогает и в повседневности, в решении многих социальных проблем и конфликтов. Практически все проблемы и конфликты так или иначе описаны, разобраны в классической литературе, и наша задача – воспринять опыт писателей, осмыслить его и уметь оперировать житейскими выводами на практике. Действительно, обращаясь к литературе, мы сбережём немало личного времени, учась на примерах литературных героев поведению в жизненных ситуациях, постигая людские характеры и судьбы.

Изучая литературу, мы познаём жизнь.

Кроме того, литература является отражением эпохи, выявляет социальные проблемы не только личностные, не только народные, но и общечеловеческие, глобальные. Литература в числе первых отвечает на вызовы времени, она озвучивает, осмысливает всё, происходящее в сердце человека, всё, происходящее в стране и в мире. Опыт литераторов бесценен: мы можем с помощью литературы почувствовать себя современником любой эпохи, мы можем объемно и объективно увидеть современный мир.

Но литература – это и работа со словом, понимание сути того, как слово может влиять на жизнь человека и общества.

…Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог.
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что слово это Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества
И как пчёлы в улье опустелом,
Дурно пахнут мёртвые слова.

Ко всем тем формам энергии, что перечисляются в школьных учебниках физики, видимо, следовало бы добавить ещё одну – словесную.

Мы должны чётко представлять себе социальную роль литературы.

Роль литературы в современном мире возрастает многократно.

Пусть никого не вводят в заблуждение опустевшие залы библиотек: да, еще три десятилетия назад в любую минуту, зайдя в бибиотеку, мы заставали очередь к библиотекарям, выдающим книги; в читальных залах, бывало, не находилось свободного места. Сейчас книжная индустрия развита настолько, что желающий может купить нужную для работы или важную для чтения книгу; добавьте к этому доступность книг на дисках, легкость доступа к ресурсам библиотек через Интернет, доступность чтения книг на планшетниках – электронных носителях информации, куда можно загрузить, скачать из Интернета внушительное количество книг в электронном виде…

Значимость литературы как предмета для социально-культурного работника очень высока. С помощью литературы как искусства за короткое время мы приобретаем драгоценный жизненный опыт, безболезненно для себя проигрываем множество жизненных ситуаций, учась на них тому, как вести себя в реальной жизни.

Способна ли литература влиять на общество?

Да, и это представляется нам очевидным.

Несомненно, в курсе изучения литературы как предмета следует обращать внимание на современную литературу – литературное творчество современных писателей, текущий литературный процесс.

Опыт литераторов бесценен: мы можем с помощью литературы почувствовать себя современником любой эпохи, мы можем объемно и объективно увидеть современный мир.

Нам представляется важным рассмотреть вопрос о задачах литературы не в художественном и не в литературоведческом аспектах ( такие попытки были предприняты В.Г. Белинским, А.Н. Толстым, И.А. Ильным); нам представляется необходимым рассмотреть здесь вопрос о задачах литературы с точки зрения культурологии..

Так как литература сама по себе не что иное, как часть культуры, то очевидно, что наши знания о функциях и задачах культуры в обществе вполне применимы к литературе; выводы о задачах культуры будут говорить о задачах литературы в частности.
Итак, выделим следующие основные задачи литературы в обществе:

1. Познавательная (гносеологическая) функция литературы.

2. Информативная (трансляционная) функция

3. Коммуникативная функция

4. Регулятивная (нормативная) функция

5. Ценностная ( аксиологическая) функция

6. Знаковая (семиотическая, сигнификативная) функция

7. Деятельностная ( праксиологическая) функция

8. Рекреативная (целительная) функция

9. Компенсаторно-развлекательная функция

10. Адаптационная функция

11. Человекотворческая (гуманистическая) функция


Постараемся кратко представить некоторые функции.

Познавательная (гносеологическая) функция литературы заключается в том, что литература даёт представление о народе, о регионе, о стране, а также о времени – о периоде, о годах событий, об эпохе. Литература осмысливает конкретно взятые пространство и время целокупно с менталитетом народа или менталитетом определенного социума; тем самым литература способствует тому, что люди осознают собственные потребности, выверяют свои интересы.

Оригинально сказал поэт В.Н. Сосин о целительных свойствах хорошей поэзии, посвящая одно из стихотворений собрату-поэту:

Сам Е.А. Мартишин, писатель и преподаватель, признавался, что часто люди обращались к нему, говоря, что в сложных жизненных ситуациях утешались, читая его стихи, находили после чтения стихов новые силы и новую мотивацию к жизни и работе.

Нам осталось только привести здесь пример произведения, где целительная роль не выполняется вовсе.Таким примером может служить стихотворение-поэма Ильи Сельвинского "Портрет Лизы Лютце":

"Такая. Должна. Сидеть. В зоопарке.
(Пусть даже кричат, что тут - выдвиженщина!)
И шесть или восемь часов перепархивать
В клетке с хищной надписью "Женщина".

Строки далеки от гуманистических идеалов. Но на каждое настоящее произведение искусства найдется свой зритель, свой читатель – именно в том душевном состоянии, которое изменится, динамично и позитивно среагирует на встречу. И, желая привести пример художественного произведения, не обладающего целительной силой, мы скорее признаем, что это такой пример привести мы не сможем. Мы скорее приведем пример произведения, где целительная задача автором совершенно не рассматривалась.

Но и это будет трудно: даже учебник математики структурирует память, стимулирует разум, усиливая энергопотенциал человека.
Так что, строго говоря, мы не можем привести пример произведения истинной литературы, совершенно не выполняющего целительных задач.

Знания о функциях (задачах) литературы в обществе понадобятся специалисту сферы культуры при выборе персоналий и произведений для проведения досуговых мероприятий.

Если посмотреть на творчество конкретно взятого автора или на конкретные произведения через призму такого критерия: насколько это творчество или произведение отвечает культурологическим задачам литературы, насколько задачи литературы выполняются здесь, - мы получим достаточно обоснованные ответы.

Мы надеемся, что данный подход позволит молодым специалистам приобрести более независимый и более уверенный критический взгляд.

Мы завершим этот краткий обзор словами наших классиков – критика и писателя.

И в этих словах заключено многое, что мы хотели сказать о роли литературы в современном мире и задачах литературы в современном обществе.

Будем признательны за критику.

"Ко всем тем формам энергии, что перечисляются в школьных учебниках физики, видимо, следовало бы добавить ещё одну – словесную" (с)

Тем не менее, информация имеет такую характеристику, как энтропия. Следовательно, вполне возможно говорить об её энергетической составляющей.
Так, квант энергии, приходящий из внешней среды в организм живого существа и воспринимаемый как информация, способен вызвать усиление физиологических процессов, воздействовать на психику. Иными словами, энергия исчезающе малой мощности воспринимаемая как информация, является возбудителем энергии несоизмеримо большей мощности. Не наблюдаете аналогию с триодом, когда с помощью малого тока возможно управление большИм?

Вот видите, Винер говорил о другом, а я говорю о энергии слова. Она воздействует, даже неся нулевую информацию)))

Неверно. Нулевая информация имеет и нулевое воздействие.

Я спорить не стану. В книге Флоренского "Имена" все сказано.

Извините, но Флоренский философ. В области теории информации он дилетант. Поэтому его рассуждения об "энергиях" можно смело пропускать мимо ушей.

А как же то, что он в 24 году разрабатывал компьютер, а в 30 - е мог сделать атомную бомбу, но отказался, зная, что люди нанесут себе вред? Да, поступил как философ.

Наталья! Вам объяснить очевидную истину о том, что "играл, но не угадал ни одной буквы" - это то же самое, что и "не достиг НИЧЕГО"?
Если Флоренский "в 30 - е мог сделать атомную бомбу, но отказался, зная, что люди нанесут себе вред", это точно говорит о том, что он НИ ФИГА НЕ МОГ. Аналогично развивается в пух и прах Ваше утверждение о том, что "он в 24 году разрабатывал компьютер". Это, извините, ПШИК. В 24-м году, исходя из развития промышленности, можно было разработать только арифмометр.
Кстати, что касается атомной бомбы, то Вы распространяете самую настоящую ахинею.

Это материалы музея Флоренского в Москве, опубликовано в книге, перепечатывать мне здесь страницы книги смысла нет. Он был гением, его называли Русским Леонардо, да, видать,теперь не очень знают и чтят))))

Наталья! Вы специалист в области создания ядерных боеприпасов? Очень сомнительно. Я просто и открыто заявляю: Флоренский в принципе не мог "сделать атомную бомбу" на том простом основании, что ему негде было добыть ядерного топлива. А для того, чтобы его добыть, необходима атомная электростанция. Именно в ядерных энергетических установках получаются ОРУЖЕЙНЫЕ уран и плутоний". Кроме того, возможно обогащение природного урана с дальнейшим выделением из него U-235, который и является основным ядерным топливом. Причём выделение изотопа U-235 из природного урана — сложная технологическая проблема. Поэтому, что бы ни писалось про Флоренского в книгах, доверять можно далеко не всему. В частности, что касается возможности создания атомной бомбы в 1930 году Флоренским - это откровенная ложь.

Ну так он ее и не сделал. Он сказал, что знает, как можно сделать. Но не станет этот способ описывать, так как люди еще не готовы и натворят бед. Как и разработки компьютера остались только в чертежах - техника не доросла до воплощения замысла ученого. Н, пластмассу-то карболит он сделал, и сам ее так назвал, и ее знали как "пластмасс Флоренского" - все выключатели, лампы, розетки, телефоны, плафоны ламп. Разработка строительства в вечной мерзлоте - его дело. Норильск, Сургут, Салехард, БАМ - построены по его методу. План электрификации СССР - тоже он.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Другими словами, очень простыми - какие мы, такая и литература.
Какие сами, такие сани.

Вот не знаю, кто автор строк.. не Белинский?
Если да, то понятна неистовость формулировки.
Спорить можно с чем угодно, хотя в общем смысле, в идеале это истина.
Чем более обща формулировка, тем интереснее отдельные, частные исключения из правила.
Пример - когда в атмосфере всеобщего стеба и реакций на реакции читаешь простую и теплую книжку Сердце Пармы, которая чревата опасностью пробуждения неквасного светлого патриотизма..

\"Литература у народа, лишенного общественной свободы,- единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести\", - писал в прошлом веке А.И.Герцен. Впервые за всю многовековую историю России пра-

вительство дало нам теперь свободу слова и печати. Но, несмотря на огромную роль средства информации, отечественная литература является властительницей дум, подымает пласт за пластом проблемы нашей истории и жизни. Может, был прав Е.Евтушенко,

сказавший: \" Поэт в России- больше, чем поэт. \".

На сегодняшней литературе можно очень четко проследить художественное, историческое, общественно- политическое значение литературного произведения в связи с общественно- политической обстановкой эпохи. Эта формулировка означает, что особенности эпохи отражаются на теме, избранной автором, его героях, художественных средствах. Эти особенности могут придать произведению большое общественное и политическое значение.

Так, в эпоху упадка крепостничества и дворянства появился целый ряд произведений о \"лишних людях\", в том числе и знаменитый \"Герой нашего времени\" М.Ю.Лермонтова. Само название романа, споры вокруг него показали его общественное значение в эпоху николаевской реакции. Огромное значение имела и повесть А.И.Солженицына \"Один день Ивана Денисовича\", напечатанная в период критики сталинщины в начале 60-х годов. Современные произведения демонстрируют еще большую, чем прежде, связь эпо-

хи и литературного произведения. Ныне стоит задача – возродить сельского хозяина. Литература откликается на нее книгами о раскулачивании и раскрестьянивании деревни.

Теснейшая связь современности и истории даже рождает новые жанры (например, роман-хронику) и новые изобразительные средства: в текст вводятся документы, популярны перемещения во времени на многие десятилетия и другое. То же касается и проблем охраны природы. Терпеть больше нельзя. Желание помочь обществу заставляет писателей, например Валентина Распутина, переходить от романов и повестей к публицистики.

Первая тема, которая объединяет очень большое число произведений, написанных на протяжении 50-80-х годов,- проблема исторической памяти. Эпиграфом к ней могли бы послужить слова академика Д.С.Лихачева: \"Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. В этом величайшее значение памяти\".

\"Белые пятна\" образовались ( вернее, их образовали те, кто постоянно приспосабливал историю к своим интересам) не только в истории всей страны, но и отдельных ее районов. Книга Виктора Лихоносова \"Наш маленький Париж\" о Кубани. Он считает, что ее историки в долгу перед своей землей. \"Дети вырастали без знания своей родной истории\". Года два назад писатель был в Америке, где встречался с жителями русской колонии, эмигрантами и их потомками из кубанских казаков.

передайте содержание следущих высказываний, пользуясь косвенной речью.1.Литература есть сознание народа, цвет и плоть его духовной жизни.(В. Белинский)
2.Пушкин первый почувствовал, что литература-национальное дело первостепенной важности, что она выше работы в канцеляриях и службы во дворце. (М.Горький)
3.Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет всё, что может поумнеть.(А.Островский)
4.Поэзия-это вершина прозы.(В.Соколов)

Белинский писал: "Литература есть сознание народа, цвет и плоть его духовной жизни" М. Горький утверждал: "Пушкин первый почувствовал, что литература-национальное дело первостепенной важности, что она выше работы в канцеляриях и службы во дворце. " Островский говорил: "Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет всё, что может поумнеть" Соколов высказывался: "Поэзия-это вершина прозы"

Читайте также: