Сочинение про кайсына кулиева

Обновлено: 07.07.2024

Родился 1 ноября в старинном балкарском ауле Верхний Чегем в семье скотовода и охотника. Вырос в горах. Ребенком потеряв отца, прожил трудное детство, очень рано начал работать.
В 1926 поступил в только что открывшуюся школу в Нижнем Чегеме, где впервые увидел книги, начал учить русский язык. В 10 лет написал первые свои стихи. После школы учился в техникуме в Нальчике, заполняя толстые тетради своими стихами. В семнадцать стал печататься в газетах.
В 1935 Кулиев приезжает в Москву и, хотя твердо решил стать поэтом, поступает в Театральный институт (ГИТИС), где изучались все области искусства и культуры, чтобы стать хорошо образованным человеком. Одновременно слушал лекции в Литературном институте, продолжая писать стихи. В 1939, окончив институт, возвращается в Нальчик, преподает в учительском институте литературу. В 1940 выходит первая книга стихотворений “Здравствуй, утро!”.
В 1940 был призван в ряды Красной Армии, служил в парашютно-десантной бригаде. Весной 1941 бригаду направили в Латвию, где Кулиев и встретился с войной. После тяжелых боев под Орлом был ранен, попал в госпиталь. Писал много стихов, которые печатали в газетах “Правда”, “Красная звезда” и др. Позже воевал на Сталинградском фронте уже в качестве военного корреспондента газеты “Сын Отечества”. Участвовал в боях за освобождение южных городов, снова был ранен, долго лечился в госпиталях. В годы войны написал несколько циклов стихов – “В час беды”, “О тех, кто не вернулся”, “Перекоп” (1942 – 44).
В 1945 уехал в Киргизию, работал в Союзе писателей (по рекомендации Н. Тихонова), писал стихи, но не мог публиковать их (балкарский народ был переселен Сталиным во время войны). Занимался переводами. В мае 1956 Кулиев приехал в Москву, где Н. Тихонов способствовал изданию книги стихов “Горы”, вышедшей в 1957; в этом же году в издательстве “Молодая гвардия” вышла вторая книга – “Хлеб и роза”.
В том же 1956 Кулиев вернулся в Нальчик. Наконец он смог стать профессиональным литератором. В свет выходят поэтические сборники: “Раненый камень” (1964), “Книга земли” (1972), “Вечер” (1974), “Вечерний свет” (1979), “Краса земная” (1980) и др. В 1985 К. Кулиев скончался.
Кайсын Кулиев никогда не стремился к тому, чтобы, как принято говорить в обиходе, приобщиться к культурному наследию. Он иронизировал над благоприобретённой эрудицией ради эрудиции, считал это формой духовного потребительства, иждивенчества. Не овладеть, но – стать сотворцом прекрасного! Нерукотворного! То есть выстрадать его, пережить в своём сердце.
И он был необычайно счастлив, когда имел святой повод признаться в любви к искусству.
“О безымянные поэты моей древней земли, простые и великие! Я, знающий сегодня Данте и Шекспира, Пушкина и Мицкевича, удивлённый и восхищённый, склоняю голову перед силой вашего таланта! Вы слагали свои песни, вися над пропастью, идя за деревянным плугом или ночью проезжая верхом через тесное ущелье, откуда едва виден синий клочок неба с крупными звёздами. С тех пор прошли века, окутанные туманами, как горы в пасмурную ночь, и освещённые грозой. Но порывы вашей души, её мужество и доброта дошли и до меня, и я как бы коснулся их рукой, словно стали кинжала старинной работы, до сих пор не потерявшей остроты и блеска. Вы ещё раз убедили меня в том, что прекрасно хорошо сделанное дело, какое чудо – талант! Милые и неподкупные кудесники, вы высоко несли знамя души своего народа, ни разу не уронив его, и оно поныне развевается над нами”.
Из этого он делал справедливый вывод, что каждый народ, как и природа, заботится о своем бессмертии.
В этом Кайсын видел главный смысл поэзии. В XX столетии же значение поэта, но его мнению, расширилось до общечеловеческих горизонтов, ибо ответ приходится держать за судьбу всего человечества. И вот что самое, по-моему, примечательное: он не сомневался, что мы живем в такое время, когда вся мировая культура, вся история, которую он полагал как необоримое поступательное движение к гуманизму, должна восстать против бесчеловечности, в какой бы форме та ни заявляла о себе. На этом основывалась его неколебимая уверенность, что поэты, где бы и когда бы они ни жили, обязательно поймут друг друга. Так, Кайсын с радостным изумлением заметил однажды, говоря о народном певце, своем первом и незабвенном наставнике Кязиме Мечиеве: “Ведь он во многом близок Лермонтову”.
Кажется, он сводил в своем сердце великих предшественников на “пир”, а сам был лишь чутким внимателем их мудрых бесед.
Предполагаю, он хотел влюбить их в свою землю, как сам был влюблен в целый мир; и, влюбив, сделать “богами” очага, гор и рек, которые отныне те охраняли бы своим невидимым присутствием.
В поэзии самого Кайсына отчетливо слышны голоса многих разных, своих и иноязычных, поэтов, что не мешает ему оставаться самим собой; и, напротив, в этой особенности его поэзии ярче проявлялась неповторимость собственной индивидуальности, огромной личности Кайсына Кулиева. Ибо чувства и мысли, открытые и выношенные поэтом другого народа, он проводил через опыт, судьбу своего народа. Как через огонь. Возвращал его людям в новом, небывалом качестве. Это хорошо, на мой взгляд, выразил А. Тарковский, делясь впечатлением о поэзии К. Кулиева: “…я стал искать в ней больше то, что называется местным колоритом. Я искал то, с чем мы сталкиваемся сплошь и рядом, когда имеем дело с поэзией малых народов, то, что является местным, ограниченным, что мы… принимаем за местный колорит. Этого я не нашел. Потому что стихи Кайсына Кулиева – это настоящая поэзия.
Кайсын Кулиев – поэт небольшого народа, вышедший на общечеловеческое поприще поэзии. Кайсын Кулиев говорит от лица своего народа. Он – поэт всего мира… Интересы всего человечества, очень широкие слои всего человечества нашли уста в этом поэте”.
Интернационализм, считал Кулиев, можно рассматривать и как неопровержимый факт поэзии в том смысле, что идея дружбы и братства людей земли, все более и более захватывающая воображение современника, имеет изначально общечеловеческое содержание. Вот почему – вдруг! – оказывается, что поэт, скажем, X века, творивший где-нибудь в армянском монастыре, близок поэту нашего времени, что прочувствованная народность и гражданственность Пушкина нам дороже и ближе, да и нужнее, чем, может быть, для многих его современников.
О чем это говорит? Черпая вдохновение в прошлом и настоящем, поэзия предугадывает будущее, формирует историческое мироощущение поколений.
Духовное родство, которое Кайсын безошибочно обнаруживал у самых разных поэтов, укрепляло в нем чувство мира как единого дома человечества. Естественно, что зародыш этого чувства – врожденная любовь к “малой родине”, к Чегему, через который благодаря Кайсыну ныне пролегает одна из дорог современной мировой поэзии.
Расцветая, являя в своем мыслительном порыве идею всеобщности, чувство мира выводит дух человеческий на просторы вселенной, к звездам – в пространство поэзии и мечты, где человек подобен птице. Не случайно последняя книга К. Кулиева называется “Человек. Птица. Дерево”.

Родился 1 ноября в старинном балкарском ауле Верхний Чегем в семье скотовода и охотника. Вырос в горах. Ребенком потеряв отца, прожил трудное детство, очень рано начал работать.
В 1926 поступил в только что открывшуюся школу в Нижнем Чегеме, где впервые увидел книги, начал учить русский язык. В 10 лет написал первые свои стихи. После школы учился в техникуме в Нальчике, заполняя толстые тетради своими стихами. В семнадцать стал печататься в газетах.
В 1935 Кулиев приезжает в Москву и, хотя твердо решил стать поэтом, поступает в Театральный институт (ГИТИС), где изучались все области искусства и культуры, чтобы стать хорошо образованным человеком. Одновременно слушал лекции в Литературном институте, продолжая писать стихи. В 1939, окончив институт, возвращается в Нальчик, преподает в учительском институте литературу. В 1940 выходит первая книга стихотворений “Здравствуй, утро!”.
В 1940 был призван в ряды Красной Армии, служил в парашютно-десантной бригаде. Весной 1941 бригаду направили в Латвию, где Кулиев и встретился с войной. После тяжелых боев под Орлом был ранен, попал в госпиталь. Писал много стихов, которые печатали в газетах “Правда”, “Красная звезда” и др. Позже воевал на Сталинградском фронте уже в качестве военного корреспондента газеты “Сын Отечества”. Участвовал в боях за освобождение южных городов, снова был ранен, долго лечился в госпиталях. В годы войны написал несколько циклов стихов – “В час беды”, “О тех, кто не вернулся”, “Перекоп” (1942 – 44).
В 1945 уехал в Киргизию, работал в Союзе писателей (по рекомендации Н. Тихонова), писал стихи, но не мог публиковать их (балкарский народ был переселен Сталиным во время войны). Занимался переводами. В мае 1956 Кулиев приехал в Москву, где Н. Тихонов способствовал изданию книги стихов “Горы”, вышедшей в 1957; в этом же году в издательстве “Молодая гвардия” вышла вторая книга – “Хлеб и роза”.
В том же 1956 Кулиев вернулся в Нальчик. Наконец он смог стать профессиональным литератором. В свет выходят поэтические сборники: “Раненый камень” (1964), “Книга земли” (1972), “Вечер” (1974), “Вечерний свет” (1979), “Краса земная” (1980) и др. В 1985 К. Кулиев скончался.
Кайсын Кулиев никогда не стремился к тому, чтобы, как принято говорить в обиходе, приобщиться к культурному наследию. Он иронизировал над благоприобретённой эрудицией ради эрудиции, считал это формой духовного потребительства, иждивенчества. Не овладеть, но – стать сотворцом прекрасного! Нерукотворного! То есть выстрадать его, пережить в своём сердце.
И он был необычайно счастлив, когда имел святой повод признаться в любви к искусству.
В этом Кайсын видел главный смысл поэзии. В XX столетии же значение поэта, но его мнению, расширилось до общечеловеческих горизонтов, ибо ответ приходится держать за судьбу всего человечества. И вот что самое, по-моему, примечательное: он не сомневался, что мы живем в такое время, когда вся мировая культура, вся история, которую он полагал как необоримое поступательное движение к гуманизму, должна восстать против бесчеловечности, в какой бы форме та ни заявляла о себе. На этом основывалась его неколебимая уверенность, что поэты, где бы и когда бы они ни жили, обязательно поймут друг друга. Так, Кайсын с радостным изумлением заметил однажды, говоря о народном певце, своем первом и незабвенном наставнике Кязиме Мечиеве: “Ведь он во многом близок Лермонтову”.
Кажется, он сводил в своем сердце великих предшественников на “пир”, а сам был лишь чутким внимателем их мудрых бесед.
Предполагаю, он хотел влюбить их в свою землю, как сам был влюблен в целый мир; и, влюбив, сделать “богами” очага, гор и рек, которые отныне те охраняли бы своим невидимым присутствием.
В поэзии самого Кайсына отчетливо слышны голоса многих разных, своих и иноязычных, поэтов, что не мешает ему оставаться самим собой; и, напротив, в этой особенности его поэзии ярче проявлялась неповторимость собственной индивидуальности, огромной личности Кайсына Кулиева. Ибо чувства и мысли, открытые и выношенные поэтом другого народа, он проводил через опыт, судьбу своего народа. Как через огонь. Возвращал его людям в новом, небывалом качестве. Это хорошо, на мой взгляд, выразил А. Тарковский, делясь впечатлением о поэзии К. Кулиева: “…я стал искать в ней больше то, что называется местным колоритом. Я искал то, с чем мы сталкиваемся сплошь и рядом, когда имеем дело с поэзией малых народов, то, что является местным, ограниченным, что мы… принимаем за местный колорит. Этого я не нашел. Потому что стихи Кайсына Кулиева – это настоящая поэзия.
Кайсын Кулиев – поэт небольшого народа, вышедший на общечеловеческое поприще поэзии. Кайсын Кулиев говорит от лица своего народа. Он – поэт всего мира… Интересы всего человечества, очень широкие слои всего человечества нашли уста в этом поэте”.
Интернационализм, считал Кулиев, можно рассматривать и как неопровержимый факт поэзии в том смысле, что идея дружбы и братства людей земли, все более и более захватывающая воображение современника, имеет изначально общечеловеческое содержание. Вот почему – вдруг! – оказывается, что поэт, скажем, X века, творивший где-нибудь в армянском монастыре, близок поэту нашего времени, что прочувствованная народность и гражданственность Пушкина нам дороже и ближе, да и нужнее, чем, может быть, для многих его современников.
О чем это говорит? Черпая вдохновение в прошлом и настоящем, поэзия предугадывает будущее, формирует историческое мироощущение поколений.
Духовное родство, которое Кайсын безошибочно обнаруживал у самых разных поэтов, укрепляло в нем чувство мира как единого дома человечества. Естественно, что зародыш этого чувства – врожденная любовь к “малой родине”, к Чегему, через который благодаря Кайсыну ныне пролегает одна из дорог современной мировой поэзии.
Расцветая, являя в своем мыслительном порыве идею всеобщности, чувство мира выводит дух человеческий на просторы вселенной, к звездам – в пространство поэзии и мечты, где человек подобен птице. Не случайно последняя книга К. Кулиева называется “Человек. Птица. Дерево”.

Голос поэта с Кавказских гор был сразу услышан. В Союз писателей Кулиева приняли в 1938 году, а вскоре он уже выступал в столице Кабардино-Балкарии с научным докладом о путях развития балкарской литературы. Через год его призвали в армию. Великую Отечественную войну уже сложившийся поэт встретил в Латвии.
В бой вступил в первый же день. Служил в парашютно-десантных войсках. Вместе с группой однополчан взрывал мост через Западную Двину в Даугавпилсе. Всё это нашло себе место в его стихах. С 1942 года их начинают читать по Всесоюзному радио и публиковать в центральной печати.

Война и стихи

Десять лет безвестности

Война для К.Ш. Кулиева закончилась после ранения и госпиталя в 1944 году, в марте. А ещё в 1943 году за сборник стихов он мог получить Сталинскую премию. Поэт ещё не знал, что главная причина, по которой он не получил премию – депортация балкарцев. Когда узнал об этом, то, побывав на малой родине, поехал в Среднюю Азию, куда были высланы горцы. Там, в Киргизии, прожил больше десяти лет.
В литературной жизни республики он участвовал активно, но публиковаться не мог. Зато после 1956 года, в течение двух лет из печати выходят сразу три его поэтических книги. Начинается самый плодотворный период его творчества. Стихи и поэмы Кулиева переводят лучшие поэты разных республик СССР. Белла Ахмадулина, например.

Депутат из Верхнего Чегема

Кулиев Кайсын Шуваевич (1917 – 1985), балкарский поэт.
Родился 1 ноября в старинном балкарском ауле Верхний Чегем в семье скотовода и охотника. Вырос в горах. Ребенком потеряв отца, прожил трудное детство, очень рано начал работать.
В 1926 поступил в только что открывшуюся школу в Нижнем Чегеме, где впервые увидел книги, начал учить русский язык. В 10 лет написал первые свои стихи. После школы учился в техникуме в Нальчике, заполняя толстые тетради своими стихами. В семнадцать стал печататься в газетах.
В 1935 Кулиев приезжает в Москву и, хотя твердо решил стать поэтом, поступает в Театральный институт (ГИТИС), где изучались все области искусства и культуры, чтобы стать хорошо образованным человеком. Одновременно слушал лекции в Литературном институте, продолжая писать стихи. В 1939, окончив институт, возвращается в Нальчик, преподает в учительском институте литературу. В 1940 выходит первая книга стихотворений “Здравствуй, утро!”.
В 1940 был призван в ряды Красной Армии, служил в парашютно-десантной бригаде. Весной 1941 бригаду направили в Латвию, где Кулиев и встретился с войной. После тяжелых боев под Орлом был ранен, попал в госпиталь. Писал много стихов, которые печатали в газетах “Правда”, “Красная звезда” и др. Позже воевал на Сталинградском фронте уже в качестве военного корреспондента газеты “Сын Отечества”. Участвовал в боях за освобождение южных городов, снова был ранен, долго лечился в госпиталях. В годы войны написал несколько циклов стихов – “В час беды”, “О тех, кто не вернулся”, “Перекоп” (1942 – 44).
В 1945 уехал в Киргизию, работал в Союзе писателей (по рекомендации Н.Тихонова), писал стихи, но не мог публиковать их (балкарский народ был переселен Сталиным во время войны). Занимался переводами. В мае 1956 Кулиев приехал в Москву, где Н.Тихонов способствовал изданию книги стихов “Горы”, вышедшей в 1957; в этом же году в издательстве “Молодая гвардия” вышла вторая книга – “Хлеб и роза”.
В том же 1956 Кулиев вернулся в Нальчик. Наконец он смог стать профессиональным литератором. В свет выходят поэтические сборники: “Раненый камень” (1964), “Книга земли” (1972), “Вечер” (1974), “Вечерний свет” (1979), “Краса земная” (1980) и др. В 1985 К.Кулиев скончался.
Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Кулиев Кайсын Шуваевич
(1917 – 1985)
Кулиев Кайсын Шуваевич (1917 – 1985), балкарский поэт.
Родился 1 ноября в старинном балкарском ауле Верхний Чегем в семье скотовода и охотника. Вырос в горах. Ребенком потеряв отца, прожил трудное детство, очень рано начал работать.
В 1926 поступил в только что открывшуюся школу в Нижнем Чегеме, где впервые увидел книги, начал учить русский язык. В 10 лет написал первые свои стихи. После школы учился в техникуме в Нальчике, заполняя толстые тетради своими стихами. В семнадцать стал печататься в газетах.
В 1935 Кулиев приезжает в Москву и, хотя твердо решил стать поэтом, поступает в Театральный институт (ГИТИС), где изучались все области искусства и культуры, чтобы стать хорошо образованным человеком. Одновременно слушал лекции в Литературном институте, продолжая писать стихи. В 1939, окончив институт, возвращается в Нальчик, преподает в учительском институте литературу. В 1940 выходит первая книга стихотворений “Здравствуй, утро!”.
В 1940 был призван в ряды Красной Армии, служил в парашютно-десантной бригаде. Весной 1941 бригаду направили в Латвию, где Кулиев и встретился с войной. После тяжелых боев под Орлом был ранен, попал в госпиталь. Писал много стихов, которые печатали в газетах “Правда”, “Красная звезда” и др. Позже воевал на Сталинградском фронте уже в качестве военного корреспондента газеты “Сын Отечества”. Участвовал в боях за освобождение южных городов, снова был ранен, долго лечился в госпиталях. В годы войны написал несколько циклов стихов – “В час беды”, “О тех, кто не вернулся”, “Перекоп” (1942 – 44).
В 1945 уехал в Киргизию, работал в Союзе писателей (по рекомендации Н. Тихонова), писал стихи, но не мог публиковать их (балкарский народ был переселен Сталиным во время войны). Занимался переводами. В мае 1956 Кулиев приехал в Москву, где Н. Тихонов способствовал изданию книги стихов “Горы”, вышедшей в 1957; в этом же году в издательстве “Молодая гвардия” вышла вторая книга – “Хлеб и роза”.
В том же 1956 Кулиев вернулся в Нальчик. Наконец он смог стать профессиональным литератором. В свет выходят поэтические сборники: “Раненый камень” (1964), “Книга земли” (1972), “Вечер” (1974), “Вечерний свет” (1979), “Краса земная” (1980) и др. В 1985 К. Кулиев скончался.
Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
kuliev

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проза Кабардино-Балкарии советской эпохи.

Кайсын Кулиев.

hello_html_502d04f0.jpg

Отарова Амира.

Учитель: Бозиева Саният Оюсовна.

30 лет назад ушел из жизни гениальный поэт, который оставил неизгладимый след в духовной культуре человечества. Без Кайсына Кулиева невозможно представить мировую художественную литературу. После ухода из жизни великих людей их имена остаются навечно в народной памяти. Он занимает достойное место на ее небосклоне.

Его поэзия – это непреходящая страница в истории мыслителей культуры балкарского народа, так как он является интеллектуальной вершиной своего народа. Все мы обязаны Кайсыну Кулиеву тем, что он расширил геокультурное пространство второй половины XX века, что балкарская культура вошла в систему мировой художественной культуры, в этом заключается неоценимая заслуга национального гения.

Поэт при жизни получил широкое признание у многих народов России, СНГ и зарубежных стран. Где бы ни был, с кем бы ни встречался Кайсын Шуваевич, у каждого человека в душе он оставил неизгладимый след своей добротой и любовью ко всему живому и не живому. Он, как магнит, притягивал к себе людей. Своей душевностью поэт всегда покорял публику, когда выступал перед читателями и почитателями его таланта и когда вел непринужденные беседы с жителями сел и учениками школ, студентами вузов. И тем самым он оставил духовный след у слушателей. Поэт всегда был связан органически со своим народом. Его крестьянское происхождение оказало большое влияние на национально-историческое мышление Кулиева.

Смысл жизни поэт выразил так:

Я много жил, но что я понял,

кроме того, что ночь черна и светел снег,

что и собака в опустевшем доме

скулит и плачет, словно человек?

Я понял, как позорно злое дело,

неправый суд, который мы вершим,

и понял я блаженство быть умелым

и делать дело, нужное другим.

Кайсына Кулиева читают десятки миллионов людей нашей планеты. В России, СНГ и во многих зарубежных странах хорошо знают поэзию К.Кулиева, потому что его книги переведены на 140 языков мира. Он издавался во многих столицах и городах Европы, Азии и Америки: Гаване, Софии, Мадрасе, Дели, Улан-Баторе, Скопле, Варшаве.

Творческая деятельность Кулиева – это диалектика литературной эпохи развития художественной культуры балкарского народа. У него был непререкаемый авторитет в России, СНГ и зарубежных странах. Его поэтическое творчество высоко оценили А.Фадеев, Д.Кедрин, Б.Пастернак, Н.Тихонов, М.Шолохов, К.Симонов, А.Твардовский, Е.Евтушенко, С.Вургун, А.Кулешев, Ч.Айтматов, Р.Гамзатов, М.Карим, Д.Кугультинов, И.Абашидзе, Зульфия, М.Бажан, А.Нурпеисов, О.Сулейменов, М.Шаханов, М.Турсунзаде и другие поэты и писатели. Высокую оценку поэзии К.Кулиева дали многие зарубежные деятели культуры и искусства, общественно-политические деятели: Индира Ганди, французский писатель Роберт Мерль, Марта Вебер из Германии, Николас Христозов из Болгарии, Альберт Расмусен из США, Антал Гидаш из Венгрии, Иеленик из Чехословакии, Витольд Домбровский из Польши, Латауверс из Голландии, пакистанский поэт Ахмед Фаиз и другие.

В истории имеется немало примеров, как после смерти выдающихся людей, которые внесли огромный вклад в развитие философии культуры, шел спад духовного потенциала народа. В результате этого происходил закат. Так это было в Древней Греции после смерти Аристотеля.

После ухода Кулиева из жизни мы все чувствуем, что нет такой личности, которая бы сплачивала творческую и научную интеллигенцию. У него была мощная интеллектуальная способность объединять, вдохновлять людей и направлять их деятельность в созидательное русло. Мы, его современники, всегда ощущаем на себе его доброту, поддержку во всех начинаниях.

Кайсын Кулиев всегда был в эпицентре общественно-политической жизни страны. Без его участия не проходило ни одно мероприятие в Советском Союзе.

Он занимает в истории балкарского народа особое место. Кулиев оставил нам богатое духовное наследие. Вечным является только память. Память – основа совести, нравственности и культуры. Хранить и беречь – это наш национальный и нравственный долг перед потомками. Только при таком подходе можно сохранить и передавать из поколения в поколения, имена великих людей, которые обогатили духовно-нравственные ценности, способствовали формированию национального духа как социокультурного феномена исторического сознания. Кайсын Кулиев вечен. Он остался в наших сердцах как выдающийся поэт и великая личность, простым, добрым, отзывчивым человеком. Таким весь мир знает нашего прославленного поэта и большого гуманиста XX века. Поэзия К.Кулиева стала достоянием современной цивилизации, нет в мире такой страны, которая не знает Кайсына Кулиева.

Он олицетворяет важный этап в истории развития художественной культуры балкарского народа. С именем Кулиева связано наступление новой фазы в истории культуры балкарского народа. Для нашего народа он остается вечным спутником и огненным факелом. Это, можно сказать, немеркнущий свет в истории духовной культуры балкарского народа.

Стихи Кайсына Кулиева цитировали и цитируют известные общественно-политические деятели ХХ и ХХI веков. Так, в 80-е годы на Международном конгрессе миролюбивых сил известный общественно-политический деятель, глава правительства Индии Индира Ганди в своем выступлении приводила стихи Кайсына Кулиева:

Первой пулей на войне любой

Поражает сердце материнское.

Кто б ни выиграл последний бой,

Но страдает сердце материнское.

А спустя 30 лет премьер-министр Российской Федерации в феврале 2008 года на саммите глав государств СНГ Владимир Путин процитировал строки Кайсына Кулиева:

Легко любить все человечество,

Соседа полюбить сумей.

Все это свидетельствует, что строки из стихов Кайсына Кулиева стали философскими афоризмами. Имя его бессмертно. Он останется вечно в социальной памяти человечества, так, как в своей поэзии К.Кулиев поднимал глобального масштаба общечеловеческие проблемы.

Особо следует отметить, что центральное место в поэзии Кулиева занимают человек, природа и идеи гуманизма. В мировой поэзии никто до него не воспел камень так, как Кулиев. Благодаря его поэзии разноцветные скалы, высокие горы и утесы, отвесные стены Черекского, Хуламо-Безенгийского, Баксанского, Чегемского ущелья получили философско-эстетическое звучание.

Кайсын Кулиев был и остается уникальным духовным феноменом в национальном самосознании балкарского народа. Духовное наследие – могучий фактор, который оказывает громадное воздействие на мировоззрение интеллигенции.

Поэт о себе скромно сказал:

Я жил, работая во имя хлеба,

Я воду пил, вина впивал я хмель.

Я славил эту землю, это небо,

Жил праздно и трудился, словно шмель.

Кулиев достойно представлял Кабардино-Балкарию и свою страну на всех международных форумах, в любой аудитории и беседах с выдающимися политическими и государственными деятелями, дискуссиях по вопросам культуры. Он был достойным сыном своего народа.

Кайсын Кулиев – поэт всего мира. Он вышел за пределы национальной ограниченности, на общечеловеческое поприще художественной культуры. Здесь особенно хочу подчеркнуть, что благодаря творчеству Кайсына Кулиева известные отечественные и зарубежные деятели культуры второй половины ХХ века говорили об исключительном даровании балкарского этноса, заложенное в его генотипе Космосом, Природой, Богом.

Кайсын Кулиев – самая яркая звезда в истории духовной культуры балкарского народа. Он во всех отношениях был личностью. В истории балкарского народа не было людей, которые подобно Кулиеву , так гармонично сочетали бы в себе качества высокообразованного человека. Способности К. Кулиева были безграничны, его многогранность поразительна. Он сумел сказать новое слово в культуре, литературоведении критике, этнофилософии балкарского народа.

В поэзии мастера слова утверждается мысль об ответственности каждого за происходящее на земле. Его не покидала тревога за судьбы мира, за судьбы человеческой культуры. Долг поэта, остро чувствующего неблагополучие в мире, Кайсын Кулиев видел в том, чтобы держат ответ за судьбу всего человечества, предвидеть опасность, чтобы предостеречь мир от легкомысленной недооценки тревожных явлений.

Кайсын Кулиев – один из самых глубоких, самых человечных поэтов мира. При всем трагизме его стихов он считал, что конечной целью искусства является радость и что художник должен стремиться не к отрицанию жизни, а к ее утверждению:

И в дни, когда меня уже не будет,

Я не желаю, чтобы свет погас,

Я снова повторю: «Живите, люди,

Кайсын Кулиев умер 4 июня 1985 года. Согласно его завещанию, его похоронили в саду дома, где он жил и умер. В том же году там был открыт мемориальный Дом-музей Кайсына Кулиева. Музей стал своеобразным культурным центром, объединяющим всех мыслящих, творческих людей.

Полностью невозможно оценить огромный вклад и труд этого великого человека, но свою работу я бы хотела закончить его глубокими и проникновенными словами:

Пусть мы умрем, но навсегда
Жизнь не исчезнет вместе с нами.
Живым останется вода,
Снег на горах, в каминах пламя.

И, завещая мир живым,
Я буду, может быть, счастливей,
Поверив, что он будет к ним
Добрей, чем к нам, и справедливей.

А это стихотворение на балкарском языке я посвятила своему любимому поэту – Кайсыну Кулиеву:

Кабардино-Балкария – прекрасный край. С давних времен славилась своим дружелюбием, гостеприимством, красотой Эльбруса, великолепием Голубых озер.

Кабардино – Балкария славится не только красотой местности, но и великолепными людьми.

Похолодает – можешь ты вполне

Забраться в грот до первых теплых дней,

Но коль случиться суждено беде –

Она тебя достигнет и в гнезде!

Эти слова принадлежат знаменитому кабардинскому поэту, писателю Алиму Кешокову. У него очень интересная судьба. Он участвовал в Великой Отечественной войне. Служил доблестно и отважно, о чем говорят его многочисленные ордена и медали.

В декабре 1941 года был назначен командиром взвода в 115-ю Кабардино-Балкарскую кавалерийскую дивизию полковника Скорохода. В боях в Ростовской области был ранен. Участвовал в освобождении Крыма. Победу встретил в Литве. Пережитое им на войне он отобразил во многих стихах и поэмах.

Алим Кешоков – автор многих десятков поэтических сборников, пьес, поэм и стихов. В его произведениях отражена любовь к своей малой Родине – с. Шалушка,.

В 2009 году у здания администрации г. Нальчик в честь 95-летия победы в Великой Отечественной войне был открыт памятник нашему выдающемуся литературному деятелю Алиму Кешокову.

У Кайсына Кулиева было трудное детство. Он рано потерял отца и стал работать совсем юным мальчиком.

Закончил ГИТИС в 1939 году и вернулся в г. Нальчик.

Он тоже защищал нашу Родину в Великой Отечественной войне. Участвовал в освобождении южных городов. Был ранен. Многие его стихи посвящены Великой Отечественной войне.

В марте 1944 года Кайсын Кулиев узнает о депортации балкарского народа в Среднюю Азию. В апреле 1944 года, выписавшись из госпиталя после ранения и побывав в родном Чегемском ущелье он отправился в ссылку вслед за своим народом, добровольно разделив с ним его трагическую судьбу. В 1956 году Кайсын Кулиев вернулся в Кабардино-Балкарию.

Имя Кайсына Кулиева носят: проспект и Балкарский драматический театр в Нальчике, улица в Чегеме, где находится дом-музей поэта, Благотворительный фонд при музее, школа в селе Нижний Чегем, пик в урочище Башиль, дворец культуры в городе Тырныауз (КБР), улица в городе Магас (Ингушетия), улица и библиотека в Бишкеке (Киргизия), школа и музей в Индии, парк в городе Анкара (Турция).

Он удостоен множеством наград и званий.

Для каждого жителя нашей республики Алим Кешеков и Кайсын Кулиева – легенда. Я горжусь, что знакома с их творчеством. Долгие годы они прославляли и будут прославлять нашу республику.


Одним из самых выдающихся писателей двадцатого века по праву считается Кайсын Шуваевич Кулиев. Биография советского писателя с самого начала имела много темных пятен и была наполнена разными событиями. Будущий поэт Кайсын Кулиев родился в самое что ни есть тревожное время начала революций и смутных перестроек в верхних кругах власти. Случилось сие достопочтенное событие 1 ноября 1917 в ауле Верхний Чегем.


Отец его трудился скотоводом и охотником, но, к сожалению, умер, когда мальчик был ещё очень маленьким. Так что об этом человеке у Кайсына остались довольно смутные воспоминания.

Кайсын Кулиев: биография краткая

Давайте более подробно поговорим об этом человеке. Никто не знал, кем станет в будущем Кайсын Кулиев. Биография краткая приводит много мест, где ему пришлось получать образование.

После школы будущий поэт отправился в Нальчик в педагогический техникум. В это самое время он начинает сочинять стихи. Толстые тетради с исписанными полностью страницами заполнялись шедеврами юного поэта, а первая публикация состоялась в 1933 году.


Дальнейшее развитие литературных навыков Кайсына Кулиева происходило в стенах Государственного института театрального искусства (ГИТИС) и Литературного института имени М. Горького.

Мастер стихотворного дела - Кайсын Кулиев. Биография и творчество

Получив прекрасное образование, Кайсын всегда с благодарностью будет вспоминать годы, проведенные в ГИТИСе, но к тому времени он уже твёрдо определит для себя, что верен литературе и именно её считает своим главным призванием. Одновременно он преподавал литературу и печатался в различных изданиях.

В 1940 г. состоялся дебют Кайсына Кулиева - сборник стихотворений "Привет, утро!". В то самое время, когда Германия объявила войну Советскому Союзу, писатель находился в Прибалтике. Защищая Родину, поэт не избежал ранений, после которых он в 1942 году прибыл в Москву по приглашению А. Фадеева. Несмотря на смутное военное время, стихи Кайсына Кулиева продолжали выходить в различных печатных изданиях СССР, а также звучали по Всесоюзному радио.


В Москве у поэта была возможность устроить небольшой творческий вечер, на котором присутствовали такие известные поэты и писатели, как Константин Симонов, Борис Пастернак, Вера Звягинцева и многие другие. Естественно, творчество молодого дарования было оценено по достоинству. Через год лирический сборник Кайсына Кулиева был включен в список книг, претендующих на присвоение Сталинской премии. Но в связи с депортацией балкарского народа в 1944 году премия так и не нашла своего хозяина.

Военные годы нанесли серьезный урон здоровью и душе автора. Он видел много смертей, боли, страданий, тяжелые утраты и героические сражения, продвижения по фронтам, множественные победы и поражения. В это самое время он трудился корреспондентом газеты "Сын Отечества", а заодно и печатал свои стихи, которые по праву принесли ему признание публики.

"И в огонь, и в воду за своим народом. "

Вскоре он узнает горестную новость о депортации балкарцев в Среднюю Азию. Вопрос о дальнейшей судьбе поэта не стоял - он попросту не мог смириться с этим и поэтому отправился на помощь своему народу, осознавая все трудности, которые могли бы его там настигнуть.


Он ни на минуту не прекращал писать, стремлению к творчеству не могли помешать никакие запреты киргизской власти. Этот период ознаменовался широким участием Кайсына в литературной жизни своей страны, но практически все его стихи писались "в стол". Так прошли долгие десять лет жизни великого поэта.

Влияние искусства на формирование К. Кулиева

За это время он не только пристрастился к восточной литературе, но и полностью в ней растворился. Веяния этой высокой культуры все сильнее пленяли разум молодого поэта. Одновременно он открывает для себя великие классические произведения российских поэтов и писателей. Позже Борис Пастернак написал о Кайсыне Кулиеве, что над его головой сошлись стрелки Востока и Запада. И оказался прав. Литература разных времен и народов, сильнейшим образом повлиявшая на мировоззрение поэта, буквально воспитала в нем того человека, который вскоре написал свои величайшие произведения.

Своими учителями по праву Кайсын Кулиев называл великих российских классиков - М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, Ф. Тютчева, а также многих европейских классиков, среди которых почетное место занимает лорд Байрон.

Возвращение автора в литературу

В середине пятидесятых на московском литературном небосводе все ярче разгорается новая звезда - Кайсын Кулиев, биография которого уже к этому времени была полна многими трагическими и радостными событиями, а умение сочинять лирические произведения не уступало в мастерстве признанным мастерам своего дела.


Не так давно он окончил высшие литературные курсы в столице Советского Союза и уже подумывал о возвращении на Родину, где его ждали слава и успех, а его произведения - выход в свет и благодарные поклонники. Литература выходит одновременно на балкарском и русском языках.

Как оказалось, и автор, и поэт, и еще множество других ролей в одном лице - это все Кайсын Шуваевич Кулиев. Биография автора на протяжении нескольких последующих десятилетий дает нам понятие о его всесторонней образованности. Ведь он успел побывать и членом правления Союза писателей СССР, и председателем по защите мира в Кабардино-Балкарии, и первым секретарем Союза писателей.

Пребывая на литературной вершине.

Биография Кайсына Кулиева кратко нам рассказывает о расцвете его литературных сил. Именно в период "оттепели" и "застоя" творчество этого человека было на пике популярности, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию в странах Союза. Его новые сборники ("Огонь на горе", "Раненый камень", "Звездам - гореть", "Вечер", "Колосья и звезды") становятся настоящими бестселлерами и быстро приобретают популярность среди литературной элиты и не только.

Биография Кайсына Кулиева кратко не может вместить в себе все достоинства великого поэта и полно рассказать о его жизненном пути, который выдался действительно нелегким, тернистым. Особенно последние пять лет жизни великого поэта были полны страданий из-за тяжелой болезни. Но он не выпускал пера из рук и не терял надежды, до последнего цеплялся за ниточки жизни и продолжал неистово писать, чтобы успеть сказать все то, что должен. Да в этом и таится секрет такой личности, как Кайсын Кулиев, биография которого наполнена величественной силой духа и мужеством до последнего вздоха.

Любопытные факты о любимом поэте.

Из воспоминаний современников великого человека перед нами вырисовывается образ такого поэта, каким он был в простой жизни, за кулисами творчества, славы и признания. Друзья признавались, что его стихи поистине трогают их, задевая самые сокровенные струны души, и не могут оставить равнодушными. Чингиз Айтматов писал о Кайсыне, что он обладал феноменальной памятью и уделял особое внимание классическим музыкальным произведениям, считая, что именно им стоит воздать хвалу за вдохновение и формирование его как поэта.


Сын Кайсына Кулиева - Алим, который посвятил ему небольшой труд, говорит, что отец в полной мере обладал чувством терпения и любви. И даже теперь, когда его уже нет на земле, он продолжает оставаться для них примером жизненной мудрости. Четверых замечательных сыновей и дочь смог воспитать за свою жизнь Кайсын Кулиев. Биография, интересные факты об отце, а также многое другое - все это вместили небольшие труды детей.

Впечатляющее великодушие

Дети рассказывали об отце, что он был очень добрым человеком и всегда мог поделиться последней коркой хлеба с окружающими его людьми, оставшись при этом голодным. Его друзья всегда могли на него положиться, невзирая ни на что, а сам поэт был только рад помочь и оказаться полезным в любых делах житейских.

Однажды, по словам сына поэта, ему удалось помочь одному невинно осужденному человеку, которого приговорили к смертной казни. Кайсын сам не надеялся, что его вмешательство сможет что-то изменить, но решил попробовать. Какое же было удивление и радость, когда он стал главным виновником хорошего события для сего невиновного - ему изменили вид наказания, и тот остался жив. Кайсын Кулиев долгое время не мог прийти в себя, радуясь этому, как младенец. Видимо, добро всегда способно доставлять такое удовольствие.


Да, таким человеком был Кайсын Кулиев. Биография его полна других хороших дел. Однако он, как человек скромный, не привык на всю округу говорить о достижениях такого рода, поэтому у нас есть возможность узнать о его великодушии только через воспоминания близких и друзей.

Молодое поколение практически ничего не знает о таком поэте, как Кайсын Кулиев. Биография краткая не способна передать всю полноту души этого человека, но даже из такой горсти фактов можно сделать вывод, каким он был.

Читайте также: