Праздничная увертюра шостаковича сочинение рассуждение

Обновлено: 05.07.2024

Урок повторения изученного материала на основе текста спортивной направленности. Материал будет полезен для подготовки к итоговой аттестации. Для отработки навыков предложены тестовые задания группы А, В в формате ГИА, для анализа текста - "Гимн Олимпийских игр".

ВложениеРазмер
Материал для подготовки к ГИА 16.39 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпийская подготовка к ГИА по русскому языку

– обобщение знаний учащихся по теории русского языка;

– расширение представлений школьников о XXII Олимпийских зимних играх

- применять знания, умения, навыки на практике;

- совершенствовать навыки работы с текстом.

- на основе текста расширять представление учащихся об олимпийском движении;

- продолжать формировать у учащихся навыки работы с текстом;

- способствовать развитию критического мышления учащихся, необходимого не только в учебе, но и в обычной жизни.

Сегодняшнюю консультацию мы посвятим олимпийской теме. Для анализа возьмем материал, связанный с историей олимпиады. Задания позволят нам повторить языковые явления и подготовиться к итоговой аттестации. Начнем наше занятие с музыкальной разминки.

Гимн Олимпийских игр

(8)До свиданья, Москва, до свиданья!

(9) Олимпийская сказка, прощай!

Выполнение грамматических заданий

1. В предложении 7 найти эпитеты (трогательной)

2. Из 2 предложения текста выпишите слово, где букв больше, чем звуков (программе)

3. В тексте найти слово, написание корня с чередованием в котором зависит от конечной согласной корня (предложенные)

4. Из предложений 4-6 выписать слово, правописание приставки в котором зависит от ее значения (признал)

6. Заменить слово ГИГАНТСКИЙ (предложение 7) стилистически нейтральным синонимом (большой)

7. Заменить словосочетание МОСКОВСКОЕ НЕБО (предложение 7) со связью согласование синтаксическим синонимом со связью управление (небо Москвы)

9. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения (3)

10. Среди предложений 7-9 найдите предложения с обращениями. Напишите номера этих предложений (8,9)

Изучение своеобразия преломления в творчестве Шостаковича концепции советской праздничной мифологии. Анализ мировоззренческой композиторской эволюции. Создание композитором сложных многослойных полотен, содержащих в себе глубинный смысловой подтекст.

Рубрика Музыка
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 14.01.2019
Размер файла 23,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ПРАЗДНИЧНЫЙ МИФ В ТВОРЧЕСТВЕ Д. ШОСТАКОВИЧА

творчество шостакович мифология композитор

В статье рассмотрено своеобразие преломления в творчестве Шостаковича концепции советской праздничной мифологии: отчасти следуя за мировоззренческой композиторской эволюцией, она демонстрирует разные метаморфозы праздника: от его прямого изображения (Вторая, Третья симфонии) к созданию сложных многослойных полотен, содержащих в себе глубинный смысловой подтекст.

Ключевые слова: праздничный миф советской эпохи, симфоническое творчество Шостаковича.

Советская эпоха вообще чрезвычайно мифологична. В ней по-своему воплотились черты христианского и античного мифа. Тоталитарное общество использовало в своей культуре такие категории мифа, как космологические описания сотворения мира или создание человека нового типа. Это привело к формированию мифов, имеющих большое значение в жизни советского общества.

Итак, праздничный миф в творчестве Шостаковича претерпел красноречивую эволюцию. Отчасти совпадая с мировоззренческой композиторской эволюцией, она демонстрирует разные метаморфозы праздника: от его прямого изображения (Вторая, Третья симфонии) к осмыслению, к созданию сложных многослойных полотен, содержащих в себе глубинный смысловой подтекст.

2 Блок А. Интеллигенция и революция // Собрание сочинений в 8 т. М.-Л.: ГИХЛ, 1962. Т.6. С.19-20.

3 Часто индустриальный карнавал, приобретший огромную популярность с середины 1920-х годов, включал в себя различного рода элементы цирковых представлений: развлечения с жонглерами, акробатами и т. п.

4 Сарторти Р. Сталинизм и карнавал // Конец столетия. Предварительные итоги. Культурологические записки, вып. 1.- М., 1993. С.152

5 См.: Молчанова Т. К вопросу об эволюции раннего симфонизма Д.Шостаковича (от Первой симфонии - к Четвертой): Дипломная работа. - Горький, 1978. С.7-8.

6 Сабинина М. Шостакович-симфонист. -М., 1976.

Солист Нарек Ахназарян, дирижер Александр Сладковский. Фото - Ирина Ерохина

Солист Нарек Ахназарян, дирижер Александр Сладковский. Фото – Ирина Ерохина

Открытие 51-го сезона ГСО РТ привело в восторг варягов из немецкой музыкальной прессы.

Новый сезон открыл в Большом концертном зале им. Сайдашева Государственный симфонический оркестр Татарстана под управлением Александра Сладковского.

Звуковая летопись советского времени

Первый виолончельный концерт стал одним из самых эксплуатируемых сочинений в финальном туре международного конкурса им. Чайковского с тех пор, как в 1962 году на конкурсе ввели виолончельную номинацию.

Судя по музыке этих произведений, наступившая зрелость Шостаковича-симфониста освободила его от всевозможных оглядок на ранее недопускаемое. Графическая простота и плакатность становятся чуть ли не содержательнее его же провоцирующего, сложно проговариваемого и все-таки недовысказывавшегося модерна образца 1930-х.

И музы, и пушки

Неотразимая энергетика Праздничной увертюры с ее технической каллиграфией и невесомо легкими темпами совершенно потопила культурную память об официальной подоплеке этого сочинения с гимническим брюшком и образцово-показательным мажором.

Совсем другим звуковым сюжетом удивил Виолончельный концерт: матовому тембру солиста — Нарека Ахназаряна — довелось испытать оркестр в диалогах разных качеств, прежде чем отважиться на собственный монолог в третьей части (Cadenza) и, наконец, запредводительствовать в финале (Rondo).

Но главным событием вечера стало исполнение Одиннадцатой симфонии. Биографически привязанная фактом ее исполнения Рахлиным во втором из инаугурационных концертов новорожденного в апреле 1966 года Симфонического оркестра Татарской филармонии сейчас эта партитура предстала чудом из чудес.

Шостакович как мегатекст

После казанской записи всех симфоний и инструментальных концертов Шостаковича особенно очевидно, что каждое отдельное сочинение симфонического корпуса советского классика Сладковским мыслится частью прекрасно усвоенного, скрупулезно изученного и в деталях расслышанного мегатекста.

Говоря об этом, наверное, стоит добавить, что сыгранное на бис после 55-минутной эпопеи Одиннадцатой симфонии Скерцо из Десятой маэстро дирижировал наизусть. Казалось, наизусть, на едином дыхании, его сыграл и оркестр.

Кондициями такого рода не многие мировые коллективы могут похвастать. Ближайший из напрашивающихся примеров — легендарный оркестр Венской филармонии, который играет все симфонии Бетховена, впрочем, нечасто удивляя таковым аттракционом-кроссовером публику своих концертов.

То, что весь Шостакович сейчас в арсенале ГСО РТ, — случай по-своему беспрецедентный. Беспрецедентен и перфекционизм, с каким к столь серьезному репертуарному сдвигу подошел коллектив ГСО РТ, — такой работой теперь впору щеголять на самых престижных сценах мира.

Первый европейский тур ждет ГСО РТ со Сладковским в декабре, когда осуществятся организованные агентством IMG гастроли в Швейцарию, Словакию, Австрию и Германию.

Чтобы не появиться в Европе в качестве никому не известного варяжского гостя, засвидетельствовать открытие сезона Сладковский позвал в Казань ряд журналистов из ведущих австро-германских изданий и информационных агентств. Надо было видеть восхищенные лица этих людей во время экскурсии по Казани, которую они видели впервые.

Но куда более красноречивой была их смешанная с изумлением радость после концерта, к которой какое-то время примешивалась растерянность. Правда, кто мог ожидать, что в столице РТ так играют Шостаковича?!

ЧерезОбъективный взгляд @ TraObjektiva rigardo

ЧерезОбъективный взгляд @ TraObjektiva rigardo

ЧерезОбъективный взгляд @ TraObjektiva rigardo запись закреплена

я помню этот день. Правда, откуда возвращались мы с дедушкой, уже не скажу, но факт тот, что задержались во дворе; мы с друзьями устроили сражение какими-то растениями с колосками, которые по цвету называли лисами (зеленоватые) и соболями (темно-коричневые), дедушка тем временем читал только что вынутый из почтового ящика номер "Правды". И когда мы уже поднялись в квартиру, первое, что я услышал, было: "Шостакович умер"..

А МНЕ ПРОЖИТЬ БЕЗ МУЗЫКИ НЕЛЬЗЯ

«Сегодня, 9 августа, день памяти Дмитрия Шостаковича (2.09.1906 - 09.08.1975)

Дми́трий Дми́триевич Шостако́вич (12 (25) сентября 1906, Санкт-Петербург, Российская Империя — 9 августа 1975, Москва, СССР) — русский советский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель, педагог, профессор, доктор искусствоведения.

Народный артист СССР (1954). Герой Социалистического Труда (1966). Лауреат Ленинской премии (1958), пяти Сталинских премий (1941, 1942, 1946, 1950, 1952), Государственной премии СССР (1968) и Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1974). Член КПСС с 1960 года.

Один из крупнейших композиторов XX века. Автор 15 симфоний, 6 концертов, 3 опер, 3 балетов, многочисленных произведений камерной музыки, музыки для кинофильмов и театральных постановок.

Шостакович был средним из трёх детей в семье. Семья придерживалась либеральных политических взглядов. Его старшая сестра, Мария (1903—1973), стала впоследствии пианисткой, младшая, Зоя (1908—1990), — ветеринаром.

Обучаясь у Гляссера, Шостакович достиг некоторых успехов в фортепианном исполнительстве, однако тот не разделял интерес своего ученика к композиции, и в 1918 году Шостакович покинул его школу. Летом следующего года юного музыканта слушал А. К. Глазунов, который одобрительно отозвался о его композиторском таланте. Осенью того же года Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию, где изучал гармонию и оркестровку под руководством М. О. Штейнберга, контрапункт и фугу — у Н. А. Соколова, параллельно также занимаясь дирижированием. В конце 1919 года Шостакович написал своё первое крупное оркестровое сочинение — Скерцо fis-moll.

В 1923 году он окончил Петроградскую консерваторию по классу фортепиано и в 1925 году по классу композиции.

Ранний период творчества

Первым по-настоящему оригинальным произведением Шостаковича стала его дипломная работа — симфония №1; после ее премьеры (Ленинград, 1926) критика заговорила о Шостаковиче как о художнике, способном восполнить пустоту, образовавшуюся в русской музыке вследствие эмиграции С. В. Рахманинова, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева.

Уже в этой юношеской партитуре проявилась склонность Шостаковича к иронии и сарказму, к внезапным, драматически насыщенным контрастам, к широкому использованию мотивов-символов, часто подвергаемых радикальной образной и смысловой трансформации.

В том же 1926 в творчестве Шостаковича обозначился сдвиг от сравнительно традиционного языка симфонии к смелым стилистическим экспериментам, до которых еще просто не доходили руки официальной идеологии.

В 1928 Шостакович работал заведующим музыкальной частью Театра им. Мейерхольда (Москва), в 1930-33 — заведующим музыкальной частью Ленинградского Театра рабочей молодежи. В 1927 он принял участие в 1-м Международном конкурсе пианистов им. Шопена в Варшаве, где был удостоен почетного диплома.

Годы между 1937 и 1941 выдались для Шостаковича сравнительно безоблачными, что сказалось на эмоциональном строе партитур этого периода (струнный квартет №1, симфония №6, квинтет для фортепиано и струнных). На фашистское нашествие Шостакович откликнулся симфонией №7 (1941), посвященной городу Ленинграду и получившей всемирное признание как символ борьбы с фашизмом.

Дмитрий Цвибель

Дмитрий Цвибель

25 сентября 2021 года исполняется 115 лет со дня рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, великого русского композитора, единственного такого масштаба русского композитора ХХ века, вся жизнь которого прошла в России.

Годы его жизни совпали с переломным моментом в истории России, когда страна искала новые пути своего развития, когда рушилось старое, а на смену пришло нечто, гораздо страшнее прежнего. Большевики, захватившие власть, пытались подчинить государственному контролю все стороны жизни граждан, включая самые интимные, для чего существовала тотальная система слежки, доносов, воспитания и перевоспитания, ужасающая карательная система.

Седьмая симфония
Восьмой квартет

На титульном листе этого удивительного произведения значится:

БОРЬБА
РЕАЛИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
В МУЗЫКЕ
С ФОРМАЛИСТИЧЕСКИМ НАПРАВЛЕНИЕМ
В МУЗЫКЕ

Слова и музыка
неизвестных авторов*

* Как сообщает Отдел Музыкальной Безопасности, авторы разыскиваются.
О.М.Б. заверяет, что они будут разысканы.

(Издательство)

Ну а если буржуазные идеи кто-нибудь воспримет,
Надолго тех будем мы сажать
И в лагеря усиленного режима помещать.

— Сажать и в лагеря всех* направлять, — подтверждает хор.

YouTube player

Все вышесказанное может говорить о том, что в некоторых случаях при прослушивании музыки Дмитрия Шостаковича необходимо не только слушать, но и услышать ее, сопоставив даты ее написания с тем, что происходило вокруг, и на этом пути, как мне представляется, возможны интересные открытия.

Примечания:

1.. Среди прочего он сообщает:

Читайте также: