Сочинение про из тьмы веков

Обновлено: 05.07.2024

Это отрывок из шестой главы "Перед рассветом" романа "Из тьмы веков",возможно в сюжетном плане не столь важный эпизод,но если будет сниматься фильм,то этот отрывок обязательно должен быть включен в сценарий, на экране будет смотреться очень зрелищно

Двое, что были помоложе, сходили на ближайший курган и оглядели окрестность. Нигде ничего тревожного не было видно. Через час-другой посмотрели еще раз, и опять та же безмятежно-спокойная природа в лучах яркого летнего солнца. И людям стало смешно и неловко друг перед другом за свои опасения. Как можно было поверить, что кто-то решится уничтожить такой труд, труд, от которого зависит жизнь сотен людей? Конечно, хозяин земли сдерет с Чаборза еще по пятерке. Но народ от этого не пострадает. Он заплатил свое.

В это время кто-то из них заметил в стороне пыльное облачко. Оно постепенно росло, и скоро за ним стало видно смутное очертание какой-то массы.

— Не может быть… — прошептал побледневший старик. — Не знаю, это то, что нам обещано, или другое, но это табун…

Еще через мгновение ветер отнес пыль в сторону, и все стало ясно. Шел табун из многих сотен голов. А за ним двигалось человек пятьдесят конных погонщиков, за плечами у которых были винтовки.

Сомнений не оставалось. Они двигались сюда.

— Что делать? Как остановить? — закричали люди.

— Может быть, они еще поговорят с нами? Мы расскажем, что Чаборза не было дома… Только не лезьте в драку! Видите, сколько их. Все с оружием! Да и подмога может быть в том лесу! Раз уж суждено такое, так им на радость хоть не оставим наших семей в сиротстве! — кричал старик.

А табун шел. Разноголосое мычание доносилось сплошным ревом. Погонщики гикали, улюлюкали, свистели, рассыпая удары бичей, как выстрелы.

Жалкой казалась кучка землепашцев, которая пыталась прикрыть собой огромное синее поле, расстилавшееся позади.

Вот живой поток, вытянувшийся по дороге, под ударами бичей повернул вправо, к людям, и, сотрясая землю, устремился вперед.

— Нельзя. — закричал в отчаянии Калой, подняв вверх руки.

— Нельзя! Нельзя! — закричали горцы. Для большинства из них это было первое слово, произнесенное на русском языке. Их голоса потонули в реве животных.

Люди пятились, размахивая руками, палками, швыряя комья земли в остервеневшее стадо. Но на передние ряды сзади напирала вся масса, и, отворачиваясь от ударов, быки и коровы шли напролом.

Никто не заметил, как на дороге, со стороны гор, показалась вскачь несшаяся арба. У табуна арба остановилась. С нее спрыгнула женщина и кинулась наперерез стаду. Она сорвала с головы платок и, размахивая им, что-то закричала погонщикам.

Но ее никто не услышал. Животные настигали людей, и тем ничего уже не оставалось, как только спасать себя, держаться на ногах, чтобы не быть растоптанными насмерть. С искаженными лицами, как в бурном потоке, стояли они, застигнутые стадом.

В этот миг Калой увидел: взмахнув рукой, упала сбитая с ног женщина…

Он кинулся к ней, расталкивая животных, отводя от себя их рога, нанося им удары. Вот он уже над ней… А стадо ревет, бушует вокруг, слепо тычутся морды… Калой хватает широкие рога, устремленные на него, упирается в них… Ноги уходят в землю. Мышцы его каменеют, вздуваются жилы… Еще миг — и хрустнет спина… И тогда, собрав все свои силы, он рывком сворачивает быку шею, и тот замертво валится на бок… Еще и еще раз хватается он за рога. Животные падают друг на друга, роют копытами землю… В ужасе шарахаются от них другие… А Калой стоит с налитыми кровью глазами, дикий, готовый валить их без конца…

Вот он пришел в себя, поднял женщину. Лицо, руки, тело ее в крови, в земле…

Стадо редело. Наконец последние быки и коровы промчались мимо. Проскакали угрюмые погонщики, с опаской поглядывая на человека, который на их глазах совершил чудо. К Калою с разных сторон бежали горцы. Пот и пыль грязными ручьями текли по их лицам, по изодранным телам.

— У народа, который забудет этот день, пусть не живет потомство. — как безумный закричал Калой.

— Амин! — откликнулся старик.

Молодые люди приняли от Калоя женщину, понесли к арбе.

— Да это ж его жена! — воскликнул старик, глядя ей вслед.

Калой с трудом понял старика. Он нагнулся, поднял платок Зору. В завязанном конце его сквозь шелк блеснули золотые.

— Спасти пришла! — сказал старик. — Нас спасти…

А табун мчался уже далеко, вытаптывая поле. Зеленое, после его копыт оно превратилось в серую грязь с истерзанной листвой. Ни один горец больше не посмотрел в его сторону. Души их были преисполнены чувством гадливости и презрения к грубой силе, бессмысленно подвергшей уничтожению их тяжелый человеческий труд.

Набив арбу свежей травой, горцы уложили на нее Зору, прикрыли пастушеской буркой, которую носил и ее отец, и, окружив тесным кольцом, повезли домой.

Печальная процессия проходила через аулы, что стояли на пути. К ним присоединялись все новые люди. Толпа росла. И когда арба подходила к дому Чаборза, народ, следовавший за ней, заполнил всю ширину улицы…

Есть истории, которые никто не знает. Есть народы, о которых знают не многие. Но это не значит, что этим народам нечего рассказать — чаще всего бывает как раз-таки наоборот. Что за чудо — книга. Книга — это не только друг и кладезь знаний; книга это так же путеводитель, посредник, спутник. Книги бывают хорошие и не очень, а ещё бывают книги, которые открывают для тебя новый мир. Из-за этого открытия книга останется в памяти надолго — ведь таких книг мало. А книга ингушского писателя Идриса Базоркина Из тьмы веков — именно одна из таких книг.


Из тьмы веков — это роман-эпопея о жизни галгаев с шестидесятых годов девятнадцатого века до формирования Советского Союза. Сам автор так говорит о книге:

"Книга эта не энциклопедия жизни ингушского народа за минувшее столетие. В ней пойдет речь о становлении личности, о борьбе характеров в условиях значительных исторических событий, о людях, создававших эту историю.

Что побудило меня написать этот роман? Долгие годы накапливался материал. Тысячи людей вставали на моем жизненном пути. Участником или свидетелем многих событий нашей эпохи - беспокойной, трудной и романтической - мне пришлось быть самому. Все это заставило меня думать, что я должен всем этим поделиться с современниками и теми читателями, которые будут узнавать нас уже издалека".

Что я могу сказать о книге. Читала я её три дня (и три ночи) — спать совсем не хотелось. Уже несколько ночей мне стали сниться сны, связанные с сюжетом романа. Из этого можете догадаться, насколько я была впечатлена книгой. Идрис Базоркин написал своё главное произведение на русском языке, поэтому, мне посчастливилось читать оригинал. Язык романа очень красивый, яркий, живой, эмоциональный — чего стоит стихотворение в начале книги. То же самое можно сказать о сюжете книги и об её героях. Особенно впечатлил главный герой романа — Калой. Скажу больше: это один из лучших героев в художественной литературе, что мне довелось "знать". Сильный, добрый, щедрый, храбрый, справедливый, красивый. автор не пожалел хороших качеств для своего главного героя. И хоть гг казался слишком уж сильным и иногда его подвиги походили на сказку — именно такой герой нужен для романа, который рассказывает о целом народе. Как мне кажется, Калой — это всё лучшее, что есть в ингушских людях — он вобрал в себя все самые лучшие их качества. Описывая несколько ингушских семей, их дружбу (и вражду), их быт и традиции, писатель смог передать характер целого народа. А что самое главное — рассказать их историю. И хоть это исторический роман (какие даются мне очень трудно), — данную книгу было легко читать с самого начала. Очень, ну очень интересный и необычный сюжет! Кажется, я жила этой книгой несколько дней. А какие эпичные, но, в то же время простые герои в этой книге. Судьба каждого из них необычна и тяжела.

Народ, о котором ты не знал до этого практически ничего становится таким близким. таким понятным. И ты уже в который раз понимаешь, что в Мире столько чудесного! Столько интересных и не похожих на тебя людей, народов! Непохожие на тебя люди, которые испытывали и испытывают то же самое, что и ты. Безусловным плюсом книги я считаю любовь автора к своему народу, которая чувствовалась в его словах и его осведомлённость в истории, конечно же.

— Очень просто, — ответил Иналук. — Вот эту машину я сейчас видел и трогал. А что на том свете, мы узнаем, когда умрем. Но кажется мне, что тот, кто на земле придумывает такие вещи, как эта арба, на которой за один раз может уехать целый аул с вещами и со скотом, — тот и на том свете придумает себе что-нибудь хорошее!

— При мне, я прошу тебя, так не говори, — сказал Калой серьезно. — Это начало неверия. А все наши беды только из-за него.

Сейчас я сомневаюсь в объективности своей оценки романа, и мне даже кажется, что я писала бы ещё более восторженные слова (хотя это кажется вам невозможным, я знаю) об этой книге, если бы не её концовка. Но я понимаю автора — он выпустил книгу во времена строгой цензуры. Но, всё же, я считаю, что книгу можно было закончить совсем по-другому. то есть, с другого ракурса. Как жаль. вчера мне казалось, что это одна из самых лучших книг, что я читала, но сегодня, дочитав книгу до конца, я так уже не считаю. Книга удивительная, колоритная, да, — но концовка книги — это для меня святое. И плохая концовка может уменьшить даже те впечатления; ту огромную симпатию, что я испытывала к главному герою. . Ну что же, это только концовка — а это всего лишь несколько страниц в конце. Все остальные страницы книги достойны вашего внимания. Я бы даже сказала, что эту книгу должны прочитать все, кому интересен Мир и люди.

книга Из тьмы веков 14.10.18
книга Из тьмы веков 14.10.18
книга Из тьмы веков 14.10.18
книга Из тьмы веков 14.10.18

Действие романа классика ингушской литературы Идриса Базоркина охватывает последнее десятилетие XIX — начало XX века. С большим знанием исторического материала рисует писатель тяжелую жизнь ингушей того времени, страдающих от безысходной нужды и произвола царских властей. На примере судеб героев своего романа он раскрывает во всей полноте историю Ингушетии.

С большим мастерством описаны особенности жизни и быта ингушей, что придает роману своеобразный национальный колорит.

- У человека, у настоящего человека я имею в виду, должна быть честь. Должна! Что это такое? Это желание быть незапятнанным, чистым. Право быть гордым. Пользоваться уважением людей! Из-за этого, если надо, идут на всё!

Ведь людям ничего не нужно, лишь бы жить.

- Быстрая речка до моря не доходит.

Иллюстрации

Интересные факты

Идрис Базоркин собирал материал для книги много лет, после чего приступил к написанию романа. Процесс занял 152 дня. Днем Базоркин писал роман, а вечером читал его своим родным и они обсуждали. Если им что-то не нравилось, то Базоркин переделывал такие эпизоды.

После того, как роман вышел в свет, он стал очень популярен. Роман было сложно достать и некоторые даже крали книги друг у друга.

Во время осетино-ингушского этнического конфликта в Пригородном районе Северной Осетии и во Владикавказе в октябре-ноябре 1992 года, писатель был вывезен в заложники представителями северо-осетинских бандформирований, а личное имущество, в том числе рукопись продолжения романа-эпопеи, было вывезено неустановленными лицами. Со слов соседей известно, что четыре человека в гражданской одежде, в сопровождении взвода (12 человек) полностью экипированных вооруженных бойцов, прибывших к дому, где проживал Идрис Базоркин, на легковой машине и военном микроавтобусе УАЗ, вынесли и увезли из квартиры писателя несколько больших картонных коробок, набитых бумагами. Судьба рукописей до сих пор неизвестна.

Существует вариант романа на ингушском языке. Скорее всего автор сам перевел роман на ингушский, как делал это прежде с другими своими работами.

В начале 2019 г. (год театра) стартовал Всероссийский театральный марафон. В октябре 2019 г. в рамках данного мероприятия спектакль "Из тьмы веков" показали в Чечне.

Идрис Базоркин - Из тьмы веков

Идрис Базоркин - Из тьмы веков краткое содержание

Действие романа классика ингушской литературы Идриса Базоркина охватывает последнее десятилетие XIX — начало XX века. С большим знанием исторического материала рисует писатель тяжелую жизнь ингушей того времени, страдающих от безысходной нужды и произвола царских властей. На примере судеб героев своего романа он раскрывает во всей полноте историю Ингушетии.

С большим мастерством описаны особенности жизни и быта ингушей, что придает роману своеобразный национальный колорит.

Из тьмы веков - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Но время требовало поисков новых произведений, новых подходов.

Ко времени выхода романа в свет, в 1968 году, Идрис Базоркин возвращается на постоянное место жительства в свой родной город Орджоникидзе (Владикавказ).

Возникло мнение о романе как об энциклопедии жизни народа второй половины XIX века, хотя автор отказывался от такого определения:

Это было признание самым компетентным в то время исследователем по истории Ингушетии исторической правоты отображения эпохи в романе.

Действия героев романа начинаются с 60-х годов XIX века, и в первых пяти главах не выходят за пределы горной Ингушетии, где на маленьком клочке земли стараются выжить братья Турс и Гарак из рода Эги. На их примере показана жизнь простых горцев, столкнувшихся с несправедливостью, борьба народа за свое физическое существование.

Но временные и географические рамки не ограничивают писателя. В шестой-девятой главах герои выходят за пределы Ингушетии и действия разворачиваются на широком, и в географическом смысле, поле: Владикавказ, Петроград, Пруссия и т. д.

В романе много сюжетных линий, судеб, характеров, и в нашу задачу не входит их подробная характеристика, детальный разбор. Прочитав роман, читатель вправе сам дать собственное толкование как их поступкам, так и авторскому мастерству, с которым они показаны.

К слову сказать, Идрис Базоркин скептически относился как к критическому разбору героев и персонажей, так и к иллюстрациям к произведениям. Он считал, что читатель сам должен создать свое видение образов героев и сам трактовать, с подачи автора, действия персонажей.

Познавательными не только для инонациональных читателей, но и для многих ингушей стали этнографические страницы романа, где Базоркин в характерном для него стиле подробно описывает быт, нравы, обычаи, ритуалы того периода, когда еще многие горцы жили по языческим обрядам, а Ислам только-только начал завоевывать сердца и умы ингушей.

Характерны в этом контексте образы жреца Эльмурзы и муллы Хасан-хаджи. Второй образ гораздо сложнее в силу не только своего положения проповедника новой религии, но и личной биографии, связанной с неразделенной любовью к красавице Наси, которую отнял у нее богатый старшина Гойтемир. При всем внешнем благополучии это глубоко трагичный образ.

Читайте также: