Сочинение на тему караидель

Обновлено: 02.07.2024

В стародавние времена жил-был один батыр. Был он из тех батыров, которые много видели на своем веку, много земель проехали, во многих войнах участвовали. Когда он в последний раз вернулся с войны, царь призвал его к себе и поблагодарил за героические подвиги.

- Ты, батыр, спас Отчизну. Спасибо тебе за это. Возьми из моих сокровищ все, что пожелаешь.

- Благодарю, - отвечал тот. – Мне не нужно никаких сокровищ, достаточно двух вещей, мой царь.

- Проси, молодец, - отвечал царь. - Я готов дать тебе все, что хочешь.

- Ты мне, царское твое величество, если можешь, дай свободу, - сказал батыр. – Уеду я куда-нибудь подальше и буду там жить до скончания дней своих.

- Хорошо, - произнес царь. – Над этим мы подумаем. Какая у тебя еще просьба?

-Вторая моя просьба – о коне. Дней, мой царь, второго скакуна из твоего золотого сарая. Будет мне друг на чужбине.

Задумался царь. Обе просьбы батыра были непростые. Но все же велел царь привести коня и объявил его вольным человеком.

А батыру только того и надо. Вскочил на вороного коня, ударил стременами и птицей полетел в родную сторону, к Уральским хребтам. Сказывают, не было в тех краях человека, который бы не загляделся на его коня, не восхитился молча или вслух.

Поездил по земле, а потом обосновался у подножья одной горы. Там вырыл себе глубокую пещеру, стал в ней жить.
И вот вороной заговорил человеческим голосом:

- Эй, батыр, смотри, не проворонь меня. Давай лучше отправимся в путь. Когда мы в пути, никто не может меня отнять у тебя.

- Нет, - ответил батыр. – Я тебя, мой скакун, и так никому не отдам. Укрою внутри этой горы.

И он снова стал рыть гору, спрятал в ней своего коня и завалил подземелье громадными камнями.

А люди, желавшие увидеть коня, шли и шли отовсюду. Не выдержал долгого одиночества, заржал в недрах горы вороной жеребец, и голос его разнесся далеко. Услышали его люди и пошли на тот голос. Устроив засаду, схватили они того батыра, обнаружили, где был спрятан вороной жеребец и стали пробираться в подземелье. Почуяв беду, конь насторожился. Едва был отторгнут последний камень, сорвался он с места и стрелою вылетел из своего убежища.

От мощного удара его копыт рухнула гора, и оттуда вырвался водный поток. То в одну, то в другую сторону скакал вороной конь через густые леса, а водный поток, вырвавшийся из горных недр, мчался вслед за ним, не отставая ни на шаг. Вороной скакун домчался до Агидели и исчез с глаз долой, никто его больше не видел. А водный поток стремительно влился в Агидель-реку.

Моя родимая сторонка.

Поля, леса, река, туман

И жаворонок звонкий, звонкий.

Твои просторы широки,

Твои леса необозримы.

А как прекрасна гладь реки!

Твоя краса неповторима.

А всех богатств твоих не счесть,

И где б ты ни был, друг, запомни,

На карте маленькая точка есть,

Где ждут тебя, где ждут и помнят.

Где самый сладкий в мире мед,

Березки где стройнее и светлее,

Где самый замечательный народ

И праздники где многих веселее.

Здесь родина моя! Здесь отчий дом.

Незыблемо все это. Это – вечно!

Караидель! Моя любовь!

Тебе за все я благодарна бесконечно.

Предисловие

Караидельский район расположен на севере республики, на удивительной по красоте земле, с множеством воспетых народом полноводных рек, высоких гор и таежных лесов.

В дружной семье представителей различных национальностей живут башкиры, русские, татары, марийцы и др.

Наша богатая и чудесная по красоте земля дала многих талантливых людей, своим трудом внесших и вносящих солидную лепту в развитие литературы и искусства. Тех кого можно назвать гордостью района, перечислим поименно: писатели и поэты Гаян Лукманов, Раис Риянов, Наби Зарипов, Мухаммат Закиров, Александр Банников, Гузалия Тимуршина, Загит Мурсиев, Юмабика Султанова, Альфарит Якупов, Борис Илеев, Загит Акбуляков, Рафик Мустафин, Фидаиль Сафин.

Наши писатели и поэты воспевают родной край, ее просторы и красоту. Один из них известный поэт и прозаик, член Союза писателей Республики Башкортостан, лауреат имени Гаяна Лукманова Раис Масалимович Риянов.

Проект включает произведения Раиса Риянова, материалы о его творчестве, отзывы читателей, сценарий встречи с писателем.

Список предназначен для формирования у читателей системы знаний о родном крае, устойчивого интереса к литературе местных писателей и поэтов. Для учащихся, учителей, культработников, краеведов.

Обзор жизни и творчества

Поэт, прозаик и журналист Раис Масалимович Риянов среди литераторов известен как истинный певец своего родного края. Он многие произведения посвятил Караидельскому району. Писатель Раис Риянов (Раис Риян)

родился 14 марта 1934 года в деревне Усть-Багаза (ныне село Караидель) Караидельского района. Раис рано лишился отца. После этого мать Раиса с тремя детьми переехала в свою родную деревню Уразбахты.

Три года служил в рядах Советской армии (сейчас офицер в отставке).Учился заочно на отделении журналистики Казанского государственного университета.

В начале 70-ых годов Р.Риянов работал в Набережных Челнах в городской газете, а также организатором городского радиовещания.

Р.Риянов с супругой Манзурой Файзельхаковной воспитали двух дочерей и одного сына.

На слова Р.Риянова написали музыку Дж. Файзи, Х.Булатов, А.Лукманов, Р.Хакимов, И.Хасанов, Р.Васфиев, Ф.Кутдусов.

Р.Риянов много сил отдал пропаганде и развитию башкирской и татарской литератур, искусства и культуры. В молодые годы сам выступал на сценах как самодеятельный артист, исполнял роли в спектаклях, пел песни.


Сейчас Раис Риянов работает над созданием новых произведений. Постоянно встречается с читателями в библиотеках, с учащимися в школах. Он всегда активное участие принимает во всех литературных мероприятиях проводимых Союзом писателей Башкортостана.



Тормош6а берг8 ин8ек

Донъя бит ул а6 38м 6ара,

Тормош – шаулы 6арурман.

Й8ш8еш – х8р8к8т, дауам –

Ы45ыш-к2р8шт8н тор5ан.
Тормош сытырмандарына,

Ду1тарым берг8 ин8ек.

Донъя 58мен 6ыр5ыйлы5ын,

Йафа3ын берг8 к9р8ек.

Кара к2с 6отор3а, б85ер

38л8к8т сиге – 9лем.

Х8кик8т я6ты3ы е738,

Татыу бул3а6, бер туплан3а6,

1965
Тыу5ан ер48




Заман шулай я3ап 6алдыр5ан.

(1тер4ел8р мине кеше итеп

Кара икм8к мен8н балтыр5ан.

Уралда5ы урман малайы мин,

Б9рен8н к2с ал5ан кешемен.

Б2рк2т к94 нур4арын бир4е ми78,

Тыу5ан ер48 б2рк2т ишемен.

Я4мышыма ш2к2р, Кари4елг8

3алып йыу5ан 2с2н мине л8.

Мин с8ск8мен алтын т2б8гемд8,

Тыным о4он Тыу5ан илемд8.


Тыу5ас – 59мер 32р2рг8
Ни78 б8лтер8не7, кеше,




Был донъя5а ник килде7,

Й8лилл8р48й батыр ире

Булып китм8г8с илде7?

Ана, болот6а уралып,

Мо73оу сы6ты 6ояшым.

21т89ен8, кем 9селер,

А5ыулы булды ашым.

Та5ын 3орау яуа ми78:

Й9нлеме исем аты7?

Бол5ансы6 йылдар кеше3е,

М8ртк8 3ин кит8 к9рм8.

К2р8ш8 белм8й3е7 ик8н – Раис Риян,

3ин тере килеш г9р48. Газим Шафиков,

Ю6, мин й8ш8п 6арайым 8ле: Василий Пастухов,

Тыу5ас – 59мер 32р2рг8. Марат Каримов.

Я45андыр инде барыбер

Р8ис Риянды7 китаптары:
Риянов, Р. Бе4 918бе4 [Текст]: Ши5ыр4ар / Р. Риян ; [ тат.теленд8]. - Казан: Татарстан китап н8шри8те, 1983. - 24 б.

Р8ис Риянды7 был китабына кесе й8шт8ге м8кт8п балалары 2с2н ши5ыр4ары туплан5ан.

Риянов, Р. Аю ботка ашата [Текст]: Хик8й8л8р, парсалар, этюдтар / Р. Риян; [тат.теленд8 ]. - Уфа: Баш6ортостан Китап н8шри8те, 1995. – 48 б.

Р8ис Риянды7 был китабына кесе й8шт8ге м8кт8п балалары 2с2н хик8й8л8р, парсалар, этюдтар туплан5ан.

Риянов, Р. Кара даръя [Текст]: Я4мышнам8./ Р. Риян. – Уфа: Баш6ортостан Китап н8шри8те, 1998. – 272 б.

Р8ис Риянов – 6ы4ы6лы. 94ен8 к9р8 3ик8лт8ле тормош юлы 9тк8н 68л8м о1та3ы. Ул о4а6 йылдар матбу5атта эшл8не 38м т2рл2 32н8р кешел8ре, бигер8к т8 Кари4ел урмансылары мен8н я6ындан аралашты. 3242мт8л8 автор тарафынан тан3ы6 тема5а матур, к9л8мле 818р ижад ителг8н – бы5а 3е4 китапты у6ы5ас инаныр3ы5ы4.

Риянов, Р. Донья гаме [Текст]: Ши5ыр4ар, йыр4ар, ши5ри роман. / Р. Риян ; [тат.теленд8]. - Уфа: Баш6ортостан Китап н8шри8те , 2001. – 208 б.

*4ип Р8ис Риян был китабында туган хал6ыбы4, к2н итк8н ту5ан т2б8к, донъя именлеге, ш8хес я4мышы, й8ш89 м85н83е турында5ы уй-кисерешт8рен Ши5ри юлдар4а тасуирлай. Ба1ма5а индерелг8н лирик 38м сатирик 818р48р, ши5ри роман у6ыусылар4ы битараф 6алдырма1, мо5айын.

Риянов, Р. Кичке уйлар [Текст]: Ши5ыр4ар, поэмалар, драма 818р48ре /

Р.Риян . – 2ф2: Баш6ортостан Китап н8шри8те, 2003. – 208 б.

Риянов, Р. Там5алы 6аялар [Текст]:Тарихи я4малар./ Р.Риян. – 2ф2: Баш6ортостан Китап н8шри8те, 2000. – 60 б.

Кари4ел районыны7 тарихы буйынса я4малар.

Риянов, Р. Символы на скалах [Текст]: Исторические очерки / Р.Риян. –

Бирск, 2004. – 81 с.

Заметки по истории Караидельского района.

Тыу5ан я6, к9рк8м ауылдар, унда5ы т2рл2 холо6ло кешел8р ха6ында.

Риянов, Р. Б2ркет к9чт8н8че [Текст]: Ши5ыр4ар/ Р. Риян. - 2ф2:Чурагул, 2007. – 88 б.

Кесе й8шт8ге м8кт8п балалары 2с2н.

Риянов, Р. Кари4ел – ал6ын даръя [Текст]: Роман, повесть. / Р.Риян. - 2ф2: Баш6ортостан Китап н8шри8те, 2009. – 304 б.

Кари4ел урмансылары ха6ында.

Риянов, Р. Гал8м8т [Текст]: Сатирик 38м юмористик хик8й8л8р, м848кт8р, к2л8м8ст8р / Р.Риян. - 2ф2: Баш6ортостан Китап н8шри8те, 2010. – 160 б.

*леге ба1ма5а туплан5ан я4малар4ы7 сюжеттары ысынбарлы6тан алын5ан, я4ыусыны7 юморы ла тормошсан, халы6сан.

Книги Раиса Рияна

Риянов, Р.М. Мы растём [текст]: стихи для детей [на тат.яз.] / Р.М. Риянов. – Казань, 1983. – 23с.

Риянов, Р.М. Медведь угощает кашей [текст]: рассказы, этюды [на тат. яз.] / Р.М. Риянов. – Уфа: Китап, 1995. – 48с.
Риянов, Р.М. Караидель [текст]: повесть [на баш. яз.] / Р.М. Риянов. – Уфа: Китап, 1998. – 272с.
Риянов, Р.М. Символы на скалах [текст]: заметки по истории Караид. р-на

[на баш. яз.] /Р.М. Риянов. – Уфа: Китап, 2000. – 59с.

Риянов, Р.М. Заботы мирские [текст]: стихи, песни, роман в стихах

[на тат. яз. ] / Р.М. Риянов. – Уфа: Китап, 2002. – 207с.

Риянов, Р.М. Думы вечерние [текст]: стихи, песни, поэмы, драм. эпопея, трагикомедия [на тат. яз.] / Р.М. Риянов. – Уфа: Китап, 2003. – 208с.

Риянов, Р.М. Крик души [текст]; роман [на тат.яз] / Р.М. Риянов. – Уфа: Китап, 2004. – 128с.

Риянов, Р.М. Гостинец беркута [текст]: стихи для детей / Р.М. Риянов. – Уфа:

Чурагул, 2007. – 88с.

Риянов, Р.М. Караидель [текст]: роман, повесть [на баш. яз.] / Р.М. Риянов. – Уфа: Китап, 2009. – 304с.
Риянов, Р.М. Глядя на горящие горизонты [текст]: басни, стихи, драма [на тат.яз.] / Р.М. Риянов. – Уфа: Хан, 2009. – 103с.
Риянов, Р.М. Чудеса [текст]: сатира, юмор [на тат.яз.] / Р.М. Риянов . – Уфа: Китап, 2010. – 160с.




Статьи о Р. Риянове
Мустафин, Р. Его имя занесено в энциклопедию [текст] / Р. Мустафин, //

Караидель. – 2011. – 12 марта. – С. 2.

Статья о журналистской деятельности Раиса Риянова.
Утк8нд8рг8 кире кайтып [текст] // Хазина. – 2009. - № 5. – С. 3.

Тормошо 38м ижады ха6ында.

Куренекле журналист 38м я4ыусы [текст] // Хазина. – 2006. – № 20. – С.3.

М868л8 районда 9тк8н баш6орт теле 38м 848би8те к2нд8рен8 арнал5ан.

Назиров, М. Мо7нар т2шк8ч башына [текст ] / М.Назиров. – 2004. - Тулпар – № 3. – С.24-25.

Роман вышел в свет [текст] /З. Мурсиев // Караидель. – 1998. – 14 июля. –

Живёт в Караидели поэт [текст] / Мустафин, Р. // Караидель. – 1994. –

Статья о жизни и творчестве Р.Рияна.

Рашит Низамов,

старший литературный консультант

Союза писателей Башкортостана.

Я знаю Раиса Риянова как писателя с 60-х годов. Его стихотворения, рассказы, юморески регулярно публикуются в журналах, газетах Башкортостана и Татарстана. Он пишет как для детей, так и для взрослых.

Детские стихотворения и рассказы отличаются простотой, увлекательностью,

стихотворения и поэмы для взрослых – раздумья о современной и прошлой жизни своего народа.

Сафуан Сафуанов,

Администрация Караидельского района учредила ежегодную литературную премию имени Гаяна Лукмановича Лукманова, писателя и воина. За активную творческую деятельность первую литературную премию имени Гаяна Лукманова администрация Караидельского района присудила писателю Раису Риянову. Он действительно достоин этой высокой награды.

Рашит Низамов,

писатель, старший литературный консультант

Я4ыусы Р8ис Риянов. Был исем ши5ри8т 32й29сел8рг8 к9пт8н таныш. Г9з8л Кари4ел я6тарында тыуып 91к8н ша5ир4ы7 ижады ла урман ке9ек серле, а5астар ке9ек т2рл2-т2рл2. Уны7 ши5ыр4ары берс8, зифа 6айындар ке9ек на4лы, берс8, г2лемеш 3аба6тары ке9ек с8нскеле бул3алар 4а, барыбер – с8ск8лел8р.

А5астар т2рл2 бул5ан ке9ек, ша5ир4ар 4а т8би58те мен8н бер- бере3ен8н айырылып тора. Р8ис Риян – тыйна6 ша5ир. Дауламай, шауламай, уны7 2с2н 94е ижад итк8н ши5ыр4ары 32йл8п тора.

Хикм8т ысын ша5ир булыу4а. Был й838тт8н Р8ис Риянов б8хетле ижадсы тип уйлайым.

Р8диф Тимершин,


ошо фекер4е ра1лай. К8л8мд8шебе4 94ей8ш8г8н т2б8кт8 баш6орт 848би8тен пропагандалау4а ихлас 6атнаша.

Сабир Ш8рипов.

16 октябрь, 2002 йыл.

Марис Назиров.



Э4 3алыу. Р8ис Риянды7 68л8ме к9п я6лы. Сатира 38м юмор 2лк83енд8 ул э4 6алдырып 68л8м тибр8т8. Уны7 818р48ре баш6а ижадташтарынан ны6 айырыла, ябайлы5ы, фекер48рене7 т8р8нлеге мен8н.

Г8лим Д89л8ди.

26 июнь, 2002 йыл.


Марат Каримов,

Баш6ортостанды7 халы6 ша5иры.

С первых же страниц мы попадаем в ребячий мир. В мир мальчиков и девочек, юношей и девушек, которые в трудные послевоенные годы ежедневно ходили в поход за знаниями, видим их нравственные взлёты и проявления человеческой слабости, узнаём их раздумья о счастье и любви, первые муки творчества.

чёрствость, искренность и двурушничество, нежность и жестокость, самоотверженный труд и халтура, юношеский романтизм и минуты пессимистических настроений.

Когда Раис Масалимович говорит о родном крае, то не только упоминает названия таких населенных пунктов, как Ильинка, Покровка, Зиннатовка, Усть- Юрюзань, Старое Абызово, Новое Абызово, Тавальяновка, Усть- Багазы и др., но и даёт небольшую историческую справку, поднимает вопросы топонимики, касающиеся этих деревень и местностей.


заслуженный работник культуры






Судьба моя рабочая, простая
Судьба моя рабочая, простая

В тринадцать лет - плоты сплавлял

И пот холодный в волны Ая

С меня потоками стекал.

Я жаден до любой работы,

Ею не насытюсь я до смерти.

И у меня одна забота –

Шагать со всеми в ногу вместе.

Перевод с татарского В. Пастухова


Бе44е7 бес8й.

(1те бе448 матур бес8й,

Кеск8й юлбары1 т21л2.

(4е у1ал, т8ртибен8

У6ытам – 3аман на4ан…

Сыпсы6 аулап й2р2й тор5ас,

Килеп т2шт2 м2рй8н8н.

Т2шк8с, та5ын мейес алдында

Йыйыл5ан к2лг8 батты…

Уны7 6ыланышын к9реп,

К2л2ш2п эст8р 6атты


Кари4ел буйында5ы урмансылар, а5ас 84ерл8усел8р, 3алсылар тормошон у4 елк83енд8 таты5ан кеше ген8 ошолай я4а алалыр ул. Бе4 б8л8к8й487 ук ялан я6та у1еп, атай – 8с8й48ребе44ен иген икк8нен, мал 6ара5анын куреп у1к8нг8, урман 6ыр6ыу, 3ал агы4ыу 8шт8ре бе44е7 2с2н ят 32н8р бул3а, 8 бына Р8ис а5ай4ы7 китабы аша, без я6ындан танышты6. Ми78 бигр8к т8 Фазыл мен8н

З2мм8р8не7 к9пт8рг8 9рн8к булырлы6 5аил8 6ороу4ары о6шаны.

Романда 6ай3ы бер герой4ар 94ебе44е7 Кари4ел районы кешел8ре тура3ында я4ыл5ан ке9ек.

Р8ис а5ай5а я7ынан-я7ы 818р48р я4ыуын, та4алы6- и18нлек тел8ем.

ш2г2л8нг8н кешел8р4е7 я4мыштары ку4 алдына кил8.

Был 818р у4ене7 м2х8бб8т тема3ы мен8н, та5ы т8би58тте 3а6лау проблема3ы мен8н ны6 айырылып тора.

Мин Р8ис а5ай Риянов6а шул 818р4е7 доуамын я4ыуын тел8р инеем. У5а кил8с8кт8 6оростай с8л8м8тлек 38м о4он 5умер тел8йем. Я7ынан я7ы матур 818р48р я4ыгы4.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Легенда о возникновении Караидель " знакомит учащихся с культурными ценностями башкирского народа. Дети узнают, что Караидель- это нынешняя река Уфимка.

Легенда о возникновении Караидель Знакомство с культурными ценностями башкирского народа Презентацию подготовил ученик 8 класса Сычёв Никита Руководитель Ахмадиева З.С.,учитель МАОУ СОШ с. Красный Ключ

Легенда о возникновении Караидель Знакомство с культурными ценностями башкирского народа

Презентацию подготовил ученик 8 класса

Сычёв Никита

Руководитель Ахмадиева З.С.,учитель

МАОУ СОШ с. Красный Ключ

 Легенда о возникновении Караидель Караидель* — нынешняя река Уфа

Легенда о возникновении Караидель

Караидель* — нынешняя река Уфа

 В стародавние времена, в густом лесу, там, где начинается нынешняя река Караидель, жил-был один батыр. Был он из тех батыров, которые много видели на своем веку, много земель проехали, во многих войнах принимали участие.

В стародавние времена, в густом лесу, там, где начинается нынешняя река Караидель, жил-был один батыр. Был он из тех батыров, которые много видели на своем веку, много земель проехали, во многих войнах принимали участие.

Когда он в последний раз отправлялся на войну, царь, признавая его героические заслуги перед страной, призвал к себе и сказал так: — Ты, джигит, спас нашу Отчизну. Спасибо тебе за это. Возьми из моих сокровищ все, что пожелаешь, и вези к себе домой. — Благодарю тебя, — отвечал джигит. — Мне не нужно никаких сокровищ. Мне достаточно двух вещей, мой царь. — Милости прошу, сынок, — отвечал царь. — Я готов дать тебе все, что ты хочешь. — Ты мне, царское твое величество, если можешь, дай свободу, — сказал тогда джигит. — Уеду я куда-нибудь подальше и буду там жить на свободе до скончания своих дней. — Хорошо, — произнес, подумав, царь. — Над этим мы поразмыслим. Еще какая у тебя просьба? — Вторая моя просьба — конь. Дай мне, мой царь, вороного скакуна из своего золотого сарая. Будет мне друг на чужбине.

Когда он в последний раз отправлялся на войну, царь, признавая его героические заслуги перед страной, призвал к себе и сказал так:

— Ты, джигит, спас нашу Отчизну. Спасибо тебе за это. Возьми из моих сокровищ все, что пожелаешь, и вези к себе домой.

— Благодарю тебя, — отвечал джигит. — Мне не нужно никаких сокровищ. Мне достаточно двух вещей, мой царь.

— Милости прошу, сынок, — отвечал царь. — Я готов дать тебе все, что ты хочешь.

— Ты мне, царское твое величество, если можешь, дай свободу, — сказал тогда джигит. — Уеду я куда-нибудь подальше и буду там жить на свободе до скончания своих дней.

— Хорошо, — произнес, подумав, царь. — Над этим мы поразмыслим. Еще какая у тебя просьба?

— Вторая моя просьба — конь. Дай мне, мой царь, вороного скакуна из своего золотого сарая. Будет мне друг на чужбине.

 Задумался царь. Обе просьбы джигита оказались непростыми. — Сказанное слово — что выпущенная стрела, мой царь, не забудь, что ты перед этим сказал. После этих слов батыра царь велел привести коня и объявил джигита свободным и вольным человеком.

Задумался царь. Обе просьбы джигита оказались непростыми.

— Сказанное слово — что выпущенная стрела, мой царь, не забудь, что ты перед этим сказал.

После этих слов батыра царь велел привести коня и объявил джигита свободным и вольным человеком.

 А батыру только того и надо. Вскочил он на вороного коня, ударил стременами и птицей полетел в родную сторонку, к Уральским горам.

А батыру только того и надо. Вскочил он на вороного коня, ударил стременами и птицей полетел в родную сторонку, к Уральским горам.

 Сказывают, не было в тех краях человека, который бы не загляделся на его коня, не восхитился тайно или вслух. А там и завидовать начали. Есть друзья, есть и враги, объявились и такие, что не прочь были посягнуть на коня батыра.

Сказывают, не было в тех краях человека, который бы не загляделся на его коня, не восхитился тайно или вслух. А там и завидовать начали. Есть друзья, есть и враги, объявились и такие, что не прочь были посягнуть на коня батыра.

 К тому времени слава о его вороном коне разнеслась по всей стране. Да и в других странах тоже. Отовсюду приезжали гонцы, чтобы взглянуть на редкостного коня. Разные цари из разных стран присылали своих людей, обещая за коня любые самые дорогие дары.

К тому времени слава о его вороном коне разнеслась по всей стране. Да и в других странах тоже. Отовсюду приезжали гонцы, чтобы взглянуть на редкостного коня. Разные цари из разных стран присылали своих людей, обещая за коня любые самые дорогие дары.

 И тогда вороной сам заговорил человечьим языком: — Эй, джигит, смотри, не проворонь меня. Давай лучше отправимся в путь. Когда мы в дороге, никто не сможет меня у тебя отнять. — Нет, — ответил батыр. — Я тебя, мой скакунок, и так никому не отдам. Спрячу внутри вот этой горы.

И тогда вороной сам заговорил человечьим языком: — Эй, джигит, смотри, не проворонь меня. Давай лучше отправимся в путь. Когда мы в дороге, никто не сможет меня у тебя отнять. — Нет, — ответил батыр. — Я тебя, мой скакунок, и так никому не отдам. Спрячу внутри вот этой горы.

 Он снова стал рыть гору, спрятал там своего коня и завалил сверху громадным камнем. А люди, желающие повидать коня, шли со всех сторон. Не выдержав печального одиночества, заржал во чреве горы вороной жеребец. Голос его разнесся далеко во все стороны. Услышали его повсюду и пошли на тот голос гонцы со всех концов света. Устроив засаду, они схватили того батыра, обнаружили место, где был спрятан вороной жеребец и стали пробираться в подземелье.

Он снова стал рыть гору, спрятал там своего коня и завалил сверху громадным камнем. А люди, желающие повидать коня, шли со всех сторон. Не выдержав печального одиночества, заржал во чреве горы вороной жеребец. Голос его разнесся далеко во все стороны. Услышали его повсюду и пошли на тот голос гонцы со всех концов света. Устроив засаду, они схватили того батыра, обнаружили место, где был спрятан вороной жеребец и стали пробираться в подземелье.

 Почуяв беду, жеребец стал дожидаться непрошенных гостей. Едва был отторгнут последний камень, как он сорвался с места и стрелой вылетел из своего убежища. От могучей силы его копыт рухнула гора и оттуда вырвался водный поток. То в одну, то в другую сторону скакал вороной жеребец через густые леса, а водный поток, вырвавшийся из горных недр, бежал вслед за ним, не отставая ни на шаг от его быстрых копыт.

Почуяв беду, жеребец стал дожидаться непрошенных гостей. Едва был отторгнут последний камень, как он сорвался с места и стрелой вылетел из своего убежища. От могучей силы его копыт рухнула гора и оттуда вырвался водный поток. То в одну, то в другую сторону скакал вороной жеребец через густые леса, а водный поток, вырвавшийся из горных недр, бежал вслед за ним, не отставая ни на шаг от его быстрых копыт.

 Вороной скакун домчался до Агидели и исчез с глаз долой. Никто его больше не видел и не слышал. А вода влилась в Агидель-реку и пополнила ее берега. Вот так возникла Караидель* — нынешняя река Уфа.

Вороной скакун домчался до Агидели и исчез с глаз долой. Никто его больше не видел и не слышал. А вода влилась в Агидель-реку и пополнила ее берега. Вот так возникла Караидель* — нынешняя река Уфа.

Караидель

Караидель – последнее место, которое мы посетили во время нашего путешествия. Это село находится примерно в 250 км от Уфы и оно, как и его окрестности, достаточно популярно у уфимцев благодаря красивой разнообразной природе. Село Караидель расположено на берегу реки Уфа в верховьях Павловского водохранилища. Кстати, название села произошло от башкирского названия реки Уфа – Караидель, что означает Черная река.

Из Уфу путь в Караидель лежит на север через Бирск и Мишкино, но ехали с востока со стороны Месягутово от памятника сподвижникам Салавата Юлаева, поэтому заехали в село через Абызово. Чтобы попасть в Уфу, нам надо было пересечь реку. Для переправы в узком месте здесь установлен понтонный мост, проезд по которому платный. Пока ждали своей очереди проехать по мосту, увидели как спускают катер на воду. В Караидель одни приезжают порыбачить, другие просто покататься на катерах и водных мотоциклах. Есть здесь для этого заливы и просто широкие места реки.

Караидель

Караидель

Караидель

В Караидели я уже бывал в подростковом возрасте, когда ездил сюда отдыхать на несколько дней с родителями и их друзьями. Тогда меня порадовало наличие водоема, в котором можно купаться, небольшое количество комаров и рядом расположенный лес. В течении этого отдыха, взрослые рыбачили, а мы купались, строили шалаши и играли в другие игры.

Караидель

Караидель

Караидель

В эту же поездку хотелось просто искупаться и добраться скорее до дома. Но все же, раз добрались до сюда, позвонил приятелю, который родом из Караидели, чтобы он посоветовал, что можно посмотреть и где искупаться. Как я и предполагал, в самом селе смотреть особо нечего, так как Караидель достаточно молодой населенный пункт, возникло оно в 1932 году. Поэтому мы просто проехали через него и отправились купаться к заливу “Золотарева”.

Чтобы попасть к этому заливу, достаточно сразу на выезде из Караидели свернуть на Новосаитово и Бердяш и потом по асфальту вдоль залива “Золотарева” остается искать подходящее место.

Залив Золотарева

Мы остановились в месте впадения залива в реку Уфа, в этом месте отличный вид на водохранилище. Но основной критерий, из-за которого мы выбрали именно это место, конечно же, хороший песчаный пляж и прогретая вода из залива.

Караидель

После того, как отлично искупались и погрелись уже под вечернем солнцем, отправились домой в Уфу.

Читайте также: