Паустовский зарубки на сердце сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Телеграмму посылают в экстренных случаях, когда нужно сообщить что-то очень важное. С телеграммой связывают чувство тревоги,
ожидания чего-то плохого. Умирает Катерина Петровна, и Тихон, желая как-то помочь ей, посылает сначала телеграмму Насте в Ленинград, в надежде, что она приедет. А вторую телеграмму, якобы ответную от Насти, тоже посылает он. Но Катерина Петровна умирает, не дождавшись своей дочери. Настя приезжает только на второй день после похорон. Ей не у кого просить прощения, единственный родной человек ушел из жизни, а она не успела даже взглянуть на мать в последний раз и выплакаться на ее груди.

Однажды она получила письмо от матери и спрятала его в сумочку нераспечатанным - не хотелось читать. Письма Катерины Петровны вызывали у Насти вздох облегчения: раз мать пишет - значит жива. Но вместе с тем от них начиналось глухое беспокойство, будто каждое письмо было безмолвным укором.

Настя не попала на похороны матери, хоронили Катерину Петровну старухи и ребята. А в день похорон выпал тонкий снежок.
День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмерзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом снега, схваченной первым морозом ивовой коры. Описание природы дано в легких тонах, контрастно отличающихся от тяжелых красок поздней осени, когда болела и умирала Катерина Петровна. Писатель подчеркивает примирение жизни со смертью. А Настя осталась одна, она получила свой тяжелый жизненный урок. Она застала свежий
могильный холм на кладбище - земля на нем смерзлась комками - и холодную, темную комнату Катерины Петровны, из которой, казалось, жизнь ушла давным-давно.

В этой комнате Настя проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжелый рассвет. Писатель использует контрастные пейзажные зарисовки (первый легкий снежок и тяжелый и мутный рассвет) , чтобы дать понять читателю, что у Насти очень тяжело на сердце. Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести. Рассказ заканчивается именно этой фразой, не оставляющей сомнения в том, что не почитание родителей - тяжкий грех, а писатель даже уверен, что простить этот грех могут только сами родители.

Проблему взаимоотношений дочери и матери как нельзя точно показал Паустовский в своем небольшом рассказе "Телеграмма". Произведение воспринимается как важный урок, который повторить после прочтения никто не захочет.

В центре находятся мать - Катерина Петровна - да её дитя Настя. Юная героиня, повзрослев, покидает семейный дом. Куда она держит путь? В большой город, в студию художников. Она развивается, забывает о матери, ей некогда послать даже весточку родному человеку.

А что Екатерина Петровна? Каково ей? Она целыми днями в дома одна, лишь соседка изредка навещает ее. Но и это обстоятельство не дает успокоения в душе матери, ибо женщине всерьез не хватает дорогой дочурки, её милого голоса, знакомого лица. На старости лет действительно страшно остаться одиноким. В чем заключается парадокс жизни: ты воспитываешь всеми силами собственное дитя, вкладываешь в него всю душу, обучаешь урокам, а тот в результате даже и не может хотя бы раз в месяц напомнить о своем существовании.

Трагедия сего произведения состоит в том, что время летит неумолимо, забирая с собой дорогих тебе людей. Поэтому оторванность от родных в конце твоего жизненного пути убивает изнутри, заставляя сердце колоться от неимоверной боли. Слишком поздно люди осознают, что близких необходимо беречь всем сердцем, заботиться о них, проявлять уважение. К сожалению, зачастую вернуть ничего уже нельзя. И об этом говорит Паустовский. Показав в конце рассказа смерть Катерины Петровны, автор дает понять, что поступать так, как дочь героини категорически запрещается! Ибо Настя, приехав к матери, обнаруживает, что той нет в живых. И каково ощущать бессилие перед смертью близкого человека? Слишком поздно решила девушка наведаться к матери. Слишком поздно.

Вариант 2

Сочинение 3

У Паустовского есть множество различных произведений, написанных на грустный лад, и заставляющих задуматься над общим смыслом жизни, а нашей цели в ней. В своих произведениях он показывает жизнь такой, какая она есть, не используя призму романтизации. Всё описано как есть, и это, пожалуй, одна из главных особенностей индивидуального стиля Паустовского.

В его произведении описываются события которые скорее всего очень сильно вас затронут. Оставшись одна в деревне, уже старая женщина, чувствуя скорость смерти, размышляет о своём прошлом и жизни целом. Отправив своей дочке в Ленинград телеграмму с просьбой приехать к ней, она начинает ждать, но проходит первая неделя, затем вторая, однако её дочь так и не приехала. Со временем ей становиться хуже и она так и не дожидается своей ненаглядной доченьки. А спустя два дня после похорон, прибывает её дочь. И виня во всём одну лишь себя, возвращается в Ленинград.

Произведение поднимает актуальную, даже на сегодняшний день, проблему. Эта проблема это активный переезд молодого деревенского населения в города. Уезжая, они намеренно оставляют своих родителей одних, обычно не навещая их, так их родители и доживают свои года в одиночестве, что, несомненно, является очень неправильно и не заслуживает никакого понимания, ведь родители это самое дорогое что может быть в нашей жизни. Наша жизнь очень коротка и нельзя растрачивать её попусту, надо пытаться как можно больше времени проводить со своими родителями.

Именно это и старается сказать Паустовский в своём произведении. Необходимо беречь своих родителей как самое дорогое сокровище, всегда оберегать и защищать. Навещать их даже если вы находитесь очень далеко. Чтобы они всегда знали, что они не одни, что несмотря ни на что, вы будите с ними всегда. Старайтесь как можно чаще говорить им о своей любви, иначе может стать слишком поздно. Именно это, по моему мнению, пытается сказать Паустовский в своём произведении.

Телеграмма - сочинение

Катерина Павловна, пожилая уже женщина довольно долгий промежуток времени ждёт домой Настю, свою дочь. Она живёт в старом доме совсем одна, дочь уехала в Ленинград, живёт и работает там и кажется совсем забыла про мать. Здравый рассудок говорил старушке, что дочь – девушка молодая, у нее своя жизнь, какие – то свои дела и заботы и ей не очень то и интересно, как и чем живёт её престарелая мать. Катерина Павловна не в коем случае не пеняла на дочку, она ее понимала, она просто ждала…Удивительно, каким любящим может быть материнское сердце, каких только оправданий не найдет мать для своего ребенка.

Настя девушка красивая, добрая, отзывчивая, всегда готовая помочь и поддержать другого. Она работает секретарем и работа поглощает всё её свободное время. Но она активно принимает участие в жизни других людей. Так, например, она организовала одному молодому талантливому скульптору персональную выставку. В Ленинграде её ценят и считаются с ней, она здесь как рыба в воде. Она всегда в перерывах между повседневными делами находила время для других. Сумасшедший ритм города просто засосал ее. А что деревня? Сплошное однообразие и скука. В глубине души Настя чувствует себя виноватой, её сердце разрывает тоска по дому. Она понимает, что некрасиво поступает с матерью, ей ужасно стыдно и больно от осознания этого.

Устав от постоянного ожидания, Катерина Петровна перестает ждать и надеяться, что дочь хотя – бы перед смертью удосужится её навестить. В конечном итоге Настина мама умирает, так и не получив весточки от любимой дочери. Опоздав к маме, не попрощавшись с ней, Настя очень раскаивается и понимает, что совершила самую страшную ошибку в своей жизни и никто кроме родной, любимой, единственной мамочки не поймет её и не простит.

Вся трагедия этой поучительной истории в том, что мать и дочь на самом деле любят друг друга очень искренне и нежно, но при этом их разделяет целая пропасть. Мама с пониманием относится к постоянной занятости дочери, но всё равно надеется до последнего увидеть родное дитя.

Также читают:

Картинка к сочинению Сочинение по рассказу Паустовского Телеграмма

Популярные сегодня темы

Этот случай всегда останется в моей памяти. Мне было примерно десять лет, когда я захотела кататься на коньках. Это желание появилось у меня после рассказов дяди о том

Итак, на картине изображены планеты. Но внимание приковывает именно та, которая зарождается в данную минуту. Она поднимается из-за горизонта и моментально ослепляет всех людей. Вокруг разносятся ярко-оранжевые лучи

Главный герой Дубровский поссорился с дворянином Троекуровым, тот благодаря своим связям лишил Дубровского поместья и всех владений.

К. Г. Паустовский – самобытный художник слова. Все его мысли, образы, вечные проблемы человечества передаются через образы природы. К большому сожалению, писатель этот, как, впрочем, и М. М. Пришвин, высоко не оценивается литературоведами, в то время, как их произведениями зачитываются многие.

Их рассказы всегда считали сугубо детскими, иногда даже не зная о том, что у этих писателей есть множество других талантливых работ. Таких, что даже взрослый человек может поразиться глубине и простоте выражения мысли в решении сложных проблем, в описании

простой, казалось бы, ситуации как большой истории жизни.
Таков рассказ К. Г. Паустовского “Зарубки на сердце”. Начинается он весьма полезными наблюдениями самого писателя, которые вполне могут стать руководством по написанию художественных произведений, и не только для начинающих писателей. Эти советы очень ценны и полезны.
Писатель на примере создания рассказа “Телеграмма” демонстрирует применение этих писательских принципов. Так и получился рассказ “Зарубки на сердце”. Он ведется от первого лица, как большинство рассказов Паустовского. Рассказчик поселился в имении известного

Там же доживала свой век дочь гравера Катерина Ивановна – “дряхлая ласковая старушка”. Ее единственная дочь Настя жила в Ленинграде, совсем позабыла о матери и лишь раз в два месяца присылала ей деньги.
Дом Катерины Ивановны был очень старый, с почерневшими бревенчатыми стенами. Но это было в той половине дома, где поселился рассказчик. А чтобы попасть к Катерине Ивановне, надо было пройти через пустые сени и несколько комнат со скрипучими пыльными половицами.
Это был типичный старый русский дом, с множеством комнат, сенями. И не хотела хозяйка перестилать полы, видимо оттого, что не хотела отпускать от себя свое прошлое, когда дом еще не был так пуст и тих, как сейчас. Сзади дома был большой, серый, озябший сад.
Все в доме напоминало старые времена, возвращало с легкостью в них. Даже банальная “старая керосиновая лампа с абажуром в виде тюльпана из матового стекла”, которую рассказчик должен был зажигать каждый вечер.
Автор очень полюбил этот большой дом. Полюбил за его угрюмость и тишину, за постоянный запах березового дыма из печки, старые гравюры на стенах: “Стекла в окнах были старенькие и кривые. Они переливались радужным блеском, и язычок свечи отражался в них почему-то два раза”.
Паустовский нашел в доме очень много вещей, показавшихся ему смешными. Например, медные ночники в виде факелов, замки с секретом, фарфоровые пузатые флакончики с окаменелыми кремами и надписью на этикетках “Париж”, запыленный букетик камелий, сделанный из воска, который висел на огромном заржавленном костыле, круглая щеточка, чтобы стирать с ломберного стола записанные мелком карточные взятки, три календаря с именами известных придворных дам. Катерина Ивановна жила когда-то с отцом в Париже, знала Тургенева, была на похоронах Виктора Гюго.

Видимо, героиня не хотела расставаться с воспоминаниями – поэтому дом был полон старыми и давно, казалось бы, ненужными вещами.
Писатель использует уменьшительно-ласкательные слова в применении к дому и к самой Катерине Ивановне. Она, чувствуя, что дни ее сочтены, просит рассказчика отвести ее в сад, где она не была уже с самой весны. Там героиня еще девушкой читала Тургенева, и сама посадила кое-какие деревья.

Она “надела старый теплый салопчик, теплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка”.
Вся обстановка дома, погода, сложившиеся обстоятельства, каждая мелочь, как замечает рассказчик, – все это соответствовало состоянию Катерины Ивановны, той тяжелой душевной драме, какую она переживала в последние свои дни.
Теплая ностальгия пронизывает весь огромный дом, в котором жила эта маленькая старушка. Он напоминал ей о молодости, об отце, дочери. Смерть Катерины Ивановны – смерть и дома, который без нее, пожалуй, долго не просуществует.
Мастерство К. Г. Паустовского выделяется среди талантов других писателей. За долгое время в нашей стране не появилось подобных писателей. После его рассказов хочется жить, хотя они зачастую и очень тяжелы в эмоциональном плане.


Читая произведения художественной литературы, я всегда задумываюсь над вопросами: Как писатели создают свои произведения? Как рождаются незабываемые художественные образы? Как писательское слово обретает силу звучания и воздействия на читателя? Благодаря чему художественные произведения, созданные сотни лет назад по-прежнему волнуют нас, будоражат наше воображение, пробуждают в нас высокие чувства? Как получается, что в давно написанных произведениях мы видим портреты своих современников и даже самих себя, находим решения актуальных проблем сегодняшней жизни? Мне всегда хотелось побывать в рабочем кабинете писателя и как бы шаг за шагом проследить за работой его творческой мысли.

-сопоставить воспоминания Паустовского и художественный текст;

- выписать из словаря литературоведческих терминов определения необходимых для проведения исследования понятий;

-провести социологическое исследование о жизни одиноких пожилых людей нашего села;

-обработать полученные в ходе исследования данные;

-письменно оформить исследовательскую работу и представить ее к защите.

Глава 1.

Одна из книг Паустовского называется "Золотая роза". В ней раздумья писателя о писательском труде. В книге есть глава, названная "Зарубки на сердце", в которой автор рассказывает, на основе чего он написал рассказ "Телеграмма".

Сопоставив воспоминания Паустовского и художественный текст, мы увидели, что писатель, “отбирая” факты действительности, “с помощью воображения творит подобие жизни”: что “творческое воображение не искажает правду, а помогает писателю полнее и глубже воспроизвести ее”. Паустовский продублировал рассказ “Телеграмма” описанием реальных событий своей жизни, тем самым показал, как писатель из большого житейского материала создает рассказ – художественное произведение.

Если для художника главными инструментами являются краски и кисти, для композитора – звуки, то для писателя и поэта слова. Через слово мы постигаем суть произведения, а значит, пытаемся понять, как автор воспринимает, ощущает мир. Рассказ “Телеграмма” дает замечательную возможность проследить за емкостью слова писателя. Постижение авторской позиции - дело нелегкое, особенно если голос автора, как в “Телеграмме” почти не слышен. Перед нами была задача - проникнуть в творческую лабораторию писателя, понять своеобразие его таланта.

Сопоставляя эти произведения, мы искали ответы на вопросы: Что нового внес автор, а что оставил прежним? Какие эпизоды писатель домыслил в рассказе? Как выстроил писатель композицию и систему образов в рассказе? Какие художественные средства использовал Паустовский для создания образов и для выражения авторской позиции?

Внимательно перечитав рассказ, мы увидели, что авторское “Я” выявляет себя во всем многообразии взаимосвязей основных компонентов текста: в композиции, в отборе и внутреннем сцеплении эпизодов, в сопоставлении характеров, в речи персонажей, специфике деталей пейзажа, интерьера, портрета и других художественных средств. Особенно нас заинтересовала роль деталей в рассказе.

Глава 2.

В ходе исследовательской работы мы обратились к литературоведческим справочника, словарям, к статьям, размещенным Википедии, и обнаружили в них несколько определений детали как художественного средства. Вот некоторые из них.

Деталь — это подробность, которую автор наделил значимой смысловой нагрузкой. Художественная деталь является одним из средств создания или раскрытия образа персонажа. Художественная деталь может воспроизводить черты быта или обстановки. Детали также используются автором при создании портрета или пейзажа (портретная и пейзажная детализация), действия или состояния (психологическая детализация), речи героя (речевая детализация) и т.п. Зачастую художественная деталь может быть одновременно и портретной, и бытовой, и психологической.

Таким образом, мы понимаем, что писателю нужна была эта художественная деталь, для того чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и окружающую их среду, быт и так далее.

Насыщенность произведения художественными деталями определяется, как правило, стремлением автора достичь исчерпывающей полноты изображения. Особенно значимая с художественной точки зрения деталь нередко становится мотивом или лейтмотивом произведения.

Пейзаж, интерьер и портрет очень выигрывают от использования детали: именно она придает индивидуальность и конкретность дан­ной картине природы, обстановки или внешнего облика персонажа

Перечитываем 1-ую часть. Рассказ начинается с пейзажной зарисовки. Все описываемое происходит холодной осенью. Автор рисует мрачную картину: “Октябрь был на редкость холодный, ненастный . Спутанная трава в саду полегла. ” (Спутанная, потому что высокая, некошеная, мокрая от дождя.) “Над лугами тащились из-за реки (именно тащились, а не плыли), цепляясь за облетевшие ветлы, рыхлые тучи” (тучи идут низко; они как бы растворяются в пространстве, лишены строгих очертании). “Из них назойливо сыпался дождь” (не лил, а сыпался -дождь мелкий, словно песок, и сыпался беспрерывно, надоедливо, назойливо).

Делаем вывод: пейзаж передаёт состояние героини, а деталь подчеркивает ее одинокую старость. Только прошлое — настоящего нет. Это все история жизни бедной матери.

Изучая текст рассказа дальше, мы нашли еще несколько деталей, несущих на себе большую смысловую нагрузку. Вот они.

Заколоченная несколько лет калитка, позабытые звездыснова подчеркивают одиночество бедной Катерины Ивановны.

С одной стороны, в этом словосочетании смысл обычный - жестяной ящик пуст. Но в тексте значение углубляется: пустота - Настя не находит времени написать матери долгожданное письмо; жестяная пустота - бездушие, неоправданная жестокость дочери.

Проанализировав художественные детали, использованные автором в 1-ой части рассказа, мы пришли к выводу: мастерство К.Г. Паустовского в использовании детали поразительно. С их помощью автор создает определенное настроение рассказа, создает образ одинокой, забытой дочерью старушки, передает психологическое состояние героя, выражает свое отношение к изображаемому.

Еще одна важная деталь – это холодные глаза Насти. А ведь глаза -это зеркало души. Значит, и душа у нее холодная и черствая.

Огромное впечатление на меня как на читателя производит в рассказе деталь, которую, на мой взгляд, можно назвать находкой Паустовского. Это сверлящие гоголевские глаза и тонкая склеротическая жилка на виске. Настя почувствовала на себе насмешливый взгляд скульптуры Гоголя. Почему же автор выбрал именно Гоголя, а не Пушкина? Я пришла к выводу: Гоголь - сатирик, который обладал, по мнению Пушкина, удивительной, способностью сразу угадывать человека. “А письмо-то в сумочке нераспечатанное, - казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. - Эх ты, сорока!” И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри; доброта Насти показная, ненастоящая. Гоголь разглядел сущность Насти, ее черствую и холодную душу. Так звучит в рассказе тема воздействия искусства на человека.

В 3-ей части рассказа мы оказываемся на выставке работ молодого скульптора Тимофеева, организованной стараниями Насти. И в этой части рассказа детали играют важную роль. Настя получает телеграмму: "Катя помирает. Тихон". Для нас важна реакция на телеграмму. Казалось, надо плакать, бежать, что-то делать. А Настя? Скомкала телеграмму (деталь) и нахмурилась”..А с кафедры неслось. - Забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам, расти и работать. Этой выставкой мы обязаны нашей милой Анастасии Семеновне. ”

Она так далека от матери, что не поняла, о ком говорится в телеграмме. И Паустовский подчеркивает ее фальшь, бессердечность, когда сразу после ее мыслей: “Какая Катя? Какой Тихон? Должно быть, это не мне”, - читаешь слова художника Першина: “В наши дни забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать. ”

Настя совершила предательство. Оценку ее поступку опять дает Гоголь, он выступает в роли судьи: “. Чей-то взгляд, тяжелый, пронзительный, Настя все время чувствовала на себе и боялась поднять голову. Она с усилием подняла глаза и отвела их: Гоголь смотрел на нее, нахмурившись. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: ”Эх, ты!”Паустовский под этим “Эх, ты” имел ввиду восклицание, укор. Гоголь словно видит Настю насквозь: ее фальшь, предательство. Он, может быть, даже презирает ее за бессердечность, непонимание и эгоизм.

Пробудилась ли совесть Насти? Искусство заставило Настю опомниться. (Быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила "ненаглядная моя" - заплакала; поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию - лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала).

Действительно, мать могла бы успокоить Настю, простить ее, но матери уже нет, и теперь до конца жизни ей придется испытывать это чувство вины.

Заключение

Произведение Паустовского затрагивает одну из нравственных важнейших проблем – проблему отношений детей и родителей. Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим где-то далеко, всегда ли пишут им письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками? Поэтому рассказ воспринимается как очень грустная повесть о матери, напрасно ожидающей приезда дочери.

Мастерство К.Г. Паустовского в использовании детали поразительно. С их помощью автор создает определенное настроение рассказа, создает образы одинокой, забытой дочерью старушки, образ Насти, в суете городской жизни, в погоне за ложными ценностями позабывшей о матери, передает психологическое состояние своих героев, выражает свое отношение к изображаемому, свою авторскую позицию к поднятым в рассказе нравственным проблемам

Я думаю, что в названии “Телеграмма” скрыт глубокий подтекст. По сути, весь рассказ – это телеграмма, обращённая к нам . Ведь телеграмму отправляют, когда хотят сообщить что-то безотлагательно важное. “Будь человеком! - напоминает Паустовский. – За добро плати добром. Не будь пустельгой”. Не прикрывайся заботой о человечестве, когда твоего тепла, твоего внимания, твоего доброго слова и взгляда ждут самые близкие люди и прежде всего мама. Не упусти время, чтобы потом всю жизнь не мучиться угрызениями совести. Загляни в мамины глаза, может быть, уже сейчас ей нужны твое внимание и твоя поддержка.

Использованная литература

4. Литература: справочные материалы: Книга для учащихся.-М.:Просвещение, 1989.

6. Т.Т.Левашова. Пока не стало поздно//Литература в школе.-1996, №6

7.Н.И.гусакова. За добро плати добром// Литература в школе.-1996, №6

Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием .

Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как.

Читайте также: