Лирика в поэзии и музыке 4 класс сообщение кратко по музыке

Обновлено: 05.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Слово лирика происходит от названия музыкального инструмента — лиры. Лирика берет свое начало в глубокой древности, когда под звуки лиры сочинялись и исполнялись песни и стихи. Лирическим называют произведение, основанное на личных чувствах и настроениях автора.

Что такое лирика в литературе?

Словарь Ожегова классифицирует лирику как род литературных произведений, выражающих чувства и переживания. В словаре Ушакова формулировка несколько иная: там лирика описана как вид поэзии, выражающий личные настроения и переживания поэта. Существует множество изящных формулировок, но суть у них одна: лирика основывается на человеческих чувствах и переживаниях.

Лирика подразумевает искренность и откровенность, открытость чувств и эмоциональную утонченность. Основными лирическими жанрами являются стихотворение, романс и элегия. На первый взгляд эти поэтические жанры не пользуются сегодня высокой востребованностью, но на самом деле это не совсем так.

Что такое лирика в музыке?

К лирике относится род музыкальных произведений, где преобладает эмоциональная составляющая. Лирическими могут быть произведения самых разных музыкальных жанров, важно, чтобы они вызывали у слушателя интенсивное сопереживание на глубинном эмоциональном уровне.

Лирическая составляющая играет важную роль во многих классических музыкальных произведениях, в наши дни музыкальная лирика широко используется в таких жанрах, как джаз, блюз, ритм-н-блюз, шансон, городской романс, авторская песня, а также в электронной и рок-музыке.

Хорошую лирическую музыку можно понять без слов, слушатель воспринимает заложенные в нее чувства независимо от языка, на котором говорит и думает написавший ее композитор.

Примеры лирических произведений

Древнейшими лирическими произведениями, дошедшими до наших времен, являются библейские тексты — Песнь Песней и Псалмы царя Давида. Песнь Песней, приписываемая царю Соломону, представляет собой полноценный образец лирико-драматической поэмы. Пропитанные глубоким религиозным чувством Псалмы стали основой христианской лирики и были переведены на все современные европейские языки.

Но настоящий расцвет лирической литературы наступил лишь в XIX веке. Яркий след в развитии лирики оставили такие выдающиеся мастера слова, как Байрон, Перси Шелли, Виктор Гюго, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, И.А. Бунин, А. К. Толстой. Всемирную известность получила лирика А. С. Пушкина, которая до сих пор является классическим эталоном лирической русской поэзии.

Приведем конкретные примеры лирических литературных произведений.

Из современных примеров наиболее известными являются рок-баллады таких групп, как Scorpions и Guns N’ Roses.

Тема урока : Лирическая тема в русской классике.

Цель: создать благоприятные условия для ознакомления учащихся с лирической темой в русской классике. Ввести обучающихся в эмоционально-образный строй русской музыкальной культуры на основе знакомства с русской романсовой музыкой.

Универсальные учебные действия:

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через осуществление собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах деятельности;

Формирование личностного выбора путём нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания;

Формирование умения оценивать и осуществлять коммуникативные действия в соответствии с определённой ситуацией;

Формирование умения слушать мнение собеседника.

Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста в учебнике;

Формирование умения осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме;

Формирование умения анализировать музыкальное произведение и на основе анализа делать выводы.

Формирование умения слушать и понимать других;

Формирование умения адекватно воспринимать и передавать информацию;

Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, в том числе - вокальной импровизации;

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определять цели, функции участников, способы взаимодействия ( осуществлять триединство: композитор – исполнитель - слушатель);

Формирование умения управлять поведением партнера: контролировать, корректировать, оценивать действия партнера.

Формировать умение определять цель деятельности на уроке;

Формировать саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии;

Ход УРОКА:

Приветствие: метод хорового чтения.

Мотивация к учебной деятельности: Ребята, посмотрите какая чудесная погода на улице. Какая прекрасная природа вокруг нас. Сегодня мы окунёмся на уроке в мир красоты, любви.

Актуализация знаний: Ребята о чем вы говорили на прошлом уроке? (жанры народной музыки)

Какие жанры народной музыки вы запомнили? (солдатские, трудовые, плясовые, хороводные)

Сегодня, ребята мы обратимся к русским романсам.

Открытие новой темы. Целеполагание.

РОМАНС – сольная песня, лирического характера с инструментальным сопровождением. Метод хорового чтения.

В литературе лирика - вид поэзии, выражающий чувства и переживания поэта. Лирическая музыка – это музыка чувств – мечтательности, грусти, нежности, душевности, любви. А значит лирическое настроение какое? (задушевное, грустное, мечтательное)

Открытие новых знаний:

Сегодня на уроке мы обратимся к творчеству известного русского композитора М. И. Глинки (фото, познакомимся с лирической музыкой этого композитора, познакомимся с авторами стихов, познакомимся с судьбой стихотворения А. С. Пушкина, нашедшего новую жизнь в романсе М. И. Глинки; Я думаю, что вы все знаете кто такой Александр Сергеевич Пушкин? (да! это русский писатель. Он много написал стихотворений, рассказов, сказок)

Итак, А. С. Пушкин - автор многих стихов, для которых Михаил Иванович Глинка написал музыку. Романсы и песни Глинки - гордость русской классики. Композитор писал их на протяжении всей жизни.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твой небесные черты.

В глуши, во мраке заточень

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Ребята. Можно ли сказать что это лирическое произведение? (да)

Почему вы так решили? (это стихотворение о любови, в нём передано волнение поэта, переживание, грусть)

Молодцы! Но история этого стихотворения не закончилась. А имеет очень интересное продолжение.

В марте 1839 года композитор Михаил Иванович Глинка навещает сестру, где и повстречался с молодой девушкой. Это была дочь А. П. Керн – Екатерина Керн. Екатерина Керн не была красавицей, но её бледное, всегда немного печальное лицо и особенно выразительные глаза говорили об уме, чуткости, душевной красоте. Часто общаясь с Катенькой Керн, Глинка всё больше привязывался к ней. «Вскоре чувства были вполне разделены милой Е. К., и свидания с ней становились отраднее. Глинка полюбил Екатерину Ермолаевну, и эта любовь стала для него источником вдохновения для создания музыкального шедевра. Никогда ещё не достигал Глинка в своих романсах такой красоты, такой окрылённости мелодии.

Сейчас мы послушаем это произведение. А после прослушивания вы ответите на вопрос: можно ли этот романс назвать лирическим?

Анализ музыкального произведения. (плакат)

Физминутка: ритмические упражнение Бариновой (колобок).

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые.

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные, страстные речи,

Взгляды, так жадно и нежно ловимые,

Первая встреча, последняя встреча,

Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное, далекое,

Слушая говор колес непрестанный,

Глядя задумчиво в небо широкое.

Какое утро передал поэт в своём стихотворении? (Седое, холодное, туманное)

Какое настроение возникло у вас после прослушивания стихотворения? (Грустное, печальное, тоскливое, задумчивое и др.)

Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку? (Да, можно.)

Для этого композитор используют средства музыкальной выразительности. Какие средства музыкальной выразительности вы знаете? Назовите их. (Темп, динамика, лад, мелодия, исполнитель)

Попробуем и мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырем строкам стихотворения. Прочитаем их.

(четверостишие)

Дети: «Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые…

Нехотя вспомнишь и время былое,

Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки.

Темп (быстрый, медленный)

Динамика (громко, тихо)

Исполнитель (хор, солист)

Лад (мажор, минор)

Мелодия (бодрая, спокойная, взволнованная)

Беседа после слушания.

Какие образы возникли при прослушивании этого романса? (Печальная природа, одиночество, грусть о прошлых днях)

Соответствует ли музыка этого романса литературному образу стихотворения? (Да! Музыка передаёт тоску, грусть, печаль)

Какие средства музыкальной выразительности помогли вам определить настроение романса? (медленный темп, грустные интонации, спокойная мелодия.)

Работа над интонацией по группам со вторым куплетом. Соблюдать чистое интонирование.

Итак, ребята, с каким жанром музыки мы познакомились на сегодняшнем уроке? (С жанром романса)

О каких образах русских романсов мы говорили? (Лирических)

Сформулируйте и запишите тему урока на доске. (Лирические образы русских романсов)

А какие особенности у лиричесого романса? (это музыка чувств – мечтательности, грусти, нежности, душевности, любви)

С каким автором лирических романсов мы сегодня познакомились? (М. И. Глинка, Аркадий Абаза.)

Итог урока (выводы по уроку и выставление оценок) :

Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы были очень активными ребятами, внимательно слушали. Я надеюсь, что вам понравился урок!

Конспект урока русского языка во 2 классе Краткосрочный план урока русского языка № 31 Раздел: Моя семья и друзья. Лексическая тема: Правила дружбы. Школа: №4 Дата: 25.10. 2018г.

Центром любого лирического произведения становится человек. Если в песне или рассказе нет людей, то каждый предмет описывается сквозь призму чувств автора или вымышленного героя.

Лирический образ

В художественном, музыкальном произведении есть персонаж, которого описывает автор, наделяя его какими-то характерными чертами. В лирике - роде произведений, основанном на эмоциональном раскрытии самого повествователя и его персонажа - он полностью обнажает душу и сердце.

лирические образы

Читатель или слушатель может определить все чувства, которые таят в себе лирические образы. Только внимательная публика прочитает послание автора через его произведение.

Что такое лирика?

Это род произведений искусства, пришедший из Древней Греции. Он был назван в честь струнного инструмента - лиры. Во время таких концертов древние артисты передавали свою чувствительную сторону с помощью музыки. Самым распространенным заблуждением стало то, что лирика основывается на меланхоличных мотивах. Это не правда. Она может фокусироваться на одной эмоции, но чаще всего отражает целый спектр: горе, радость, печаль, веселье. Какие бы чувства ни испытывал человек, если они выносятся на первый план в искусстве, оно становится лирическим.

Основные виды произведений - поэзия, музыка, послание. Самыми древними лирическими текстами считаются "Песнь Песней", которую написал легендарный царь Соломон, и Псалмы Давида. Первое произведение – это поэма, второе - относится к религиозной лирике.

Данный вид творений может быть просто отрезком или отступлением в большом произведении, во время которого главный герой переживает ряд чувств и делится ими с публикой.

Что делает уникальным лирику?

Основная черта такого рода произведений заключается в том, что, помимо чувств и личных ощущений от каких-то явлений, автор ничего не описывает. Словно со сцены звучит индивидуальная исповедь. Развития активных событий нет.

драматические образы

  • бездействие,
  • чувства и эмоции,
  • настроение.

Древние времена

Лирика начинала свое развитие в античной Греции. Яркими представителями этого стиля в то время считались Стесихор и Алкман, которые прославляли героев и государство. Наибольшего рассвета лирика достигла в первом веке, в период деятельности Вергилия, автора "Энеиды", и Овидия с его "Метаморфозами". Главными темами моральных переживаний авторы выбирали любовь. У нее были самые различные драматические образы: любовь к отцу (как у Энея), любовь к родине, к близким людям.

Средневековье и эпоха Возрождения

В Средние века главными лириками были трубадуры. Они странствовали по разным селениям, пели, читали стихи, играли на флейтах. Своим творчеством трубадуры объединили различные виды лирики в один. Они даже давали театрализованные представления.

Эпоха Возрождения привнесла расцвет любовной лирики в мировое искусство. Из поэтов самыми знаменитыми стали Данте, Петрарка, Лоренцо Медичи. В то же время появились музыкальные баллады. Ярким представителем жанра стал Карл Орлеанский.

лирические образы в музыке

Лирика была не только любовной в указанный период. У Ульриха фон Гуттена она носила целиком полемический характер. Лирические образы, примеры которых брались у философов и музыкантов классической эпохи, приходилось делать более современными, менее эмоциональными. Но все же несчастная любовь героя Петрарки к его прелестной Лауре доминировала во всех дальнейших произведениях. Его поэмы брали за основу.

В Англии лирика развивалась мало. В народе возникла песня о Робин Гуде в стиле лирической баллады. Уильям Шекспир как первооткрыватель этого литературного рода в своей стране вынес на первый план драматические образы страдальца и мученика Гамлета, укрывающего правду Макбета и других героев.

Недалекое прошлое

Девятнадцатый век пестрит именами лириков: Фридрих Шиллер, Иоганн Вольфганг фон Гете, Джон Китс, Уильям Вордсворт, Перси Биши Шелли, Виктор Мари Гюго, Альфред де Мюссе.

лирические образы произведения

В России известными поэтами, работающими в этом стиле, были Александр Пушкин, Василий Жуковский, Михаил Лермонтов, Кондратий Рылеев, Петр Вяземский, Владимир Одоевский.

Описание героя в лирике

В произведении такого рода необязательно главным действующим лицом будет человек. Лирический герой – это мужчина, женщина, ребенок, старик, природа, небесное светило, время года. Только автор может выбрать тот объект, который наделит в итоге эмоциями. Создатель произведения старается вложить собственные мысли в уста своих лирических образов. Он не переносит себя полностью на героя, зато наделяет теми чувствами, что испытывает.

Даже если автор и не собирался выносить свои личные переживания на показ, он не может избежать этого. Главный лирический образ станет отражением мировоззрения, восприятия музыканта или писателя. Основной герой проявляет все те черты, которые свойственны человеку настоящего времени, его общественному классу. В этом образе каждый для себя может вынести урок, сокрытый автором внутри произведения.

Лирические образы в музыке

Лирика передается через музыку. Она наиболее близка с ней. Музыка без слов может высказать все чувства, которые не так и сложно понять внимательному человеку. Лирические образы в мелодии могут передаваться с помощью инструмента или вокала.

лирические образы примеры

Среди инструментальных лирических произведений выделяются классические работы Моцарта, Шуберта, Дебюсси, Бетховена, Вивальди, Чайковского, Рахманинова и других известных композиторов. С помощью мелодий они формировали лирические образы. Ярким примером является Девятая симфония Бетховена. Композитор фокусируется на целом народе, лирическом образом выступает весь этнос. В музыке звучат попытки примирить враждующих людей.

В числе самых известных романсов с лирическими образами можно назвать:

Лирические образы в литературе

список произведений лирические образы

образы в русской литературе

В русской литературе герой может даже быть антиподом по своему духовному мировоззрению поэту. Яркими примерами такого стилистического направления являются образы в русской литературе в произведениях:

Это не полный список произведений. Лирические образы в них стали знаковыми для русской литературы.

В поэмах Сергея Есенина такой всплеск эмоций был переложен на коня. А у Марины Цветаевой присутствуют герои в виде птиц. Поэты наделяли персонажей собственными чувствами, соединив в один образ.

Многие исследователи лирического героя в России, в том числе и Гудковский, Гинзбурш, Роднянская, полагают, что сама аудитория дополняет его своим восприятием. Каждый человек может представить те чувства, которые испытывает герой произведения, по-своему. Он руководствуется теми эмоциями, которые были вызваны музыкой или поэмой, балладой или театральным действом. Вечные образы в литературе подтверждают эту теорию. Автор лирического образа пытается передать свое виденье, полагаясь на то, что публика поймет его.

Чтобы разобраться в нюансах термина, углубимся в историю и узнаем, как появилось его название.

Лирическая картина

Определение лирики — что это

Лирика – это род литературы, отражающий субъективное видение мира поэтом, эмоциональное и сугубо личное переживание объективной реальности в тех формах, которые близки автору.

Лирика - что это..

Позже наметилось противопоставление лирики эпосу (что это такое?), воспевающему историю предков, подвиги богов и героев. Лирической стали называть песнь, посвящённую не общественным, а личным чувствам человека, событиям его внутренней жизни: любви, дружбе, разлуке, удовольствиям, разочарованиям и открытиям.

Лирик – это поэт, создающий образцы лирических произведений. В более широком смысле лириками называют людей с возвышенным образом мыслей и тонкой душевной организацией. Они смотрят на мир особым взглядом и остро чувствуют происходящее.

Отличительные особенности лирической поэзии

В лирическом произведении герой, как правило, говорит от первого лица. Он пропускает мир через себя. Из-за этого события, происходящие каждый день, становятся особенными.

Мы читаем любовную лирику Маяковского, страдающего от безответного чувства к Лиле Брик, но как будто сами переживаем агонию любви, повторяя чужие строки собственным криком.

Лирика эмоциональна, личностна, а потому всегда субъективна. Некоторые стихотворения могут показаться нам чуждыми, потому что мы не испытывали чувств, о которых они рассказывают. У лирики почти всегда нет сюжета, но за ней стоит собственный опыт, прежде всего, опыт души.

Главная смысловая единица лирического произведения – слово. Оно сжимает время и пространство, до предела уплотняет текст. В стихотворении каждому слову нужно уделять особое внимание.

Средства художественной выразительности помогают лирическим текстам добиться определённого эмоционального эффекта. Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, эксперименты со строфикой и звукописью – это лирический инструментарий.

Из истории лирики

  1. Самыми древними образцами данного рода литературы считаются псалмы царя Давида, ставшие основой христианской религиозной лирики. Расцвет лирической поэзии приходится на эпоху античности.

В творчестве греческих авторов (Архилоха, Алкея, Сапфо, Каллимаха, Пиндара, Анакреона) и латинских поэтов (Катулла, Горация, Овидия) появились первые образцы таких лирических жанров, как песнь, ода, сонет, эпиграмма, эпитафия.

В канцонах, рондо, серенадах, мадригалах, сонетах, триолетах, альбах и пасторалях давались образцы куртуазного (то есть изысканного, возвышенного, приподнятого над обыденностью) поведения.

Возлюбленная идеализировалась. Она соответствовала строго определённому канону красоты, была недоступной, неразгаданной, почти божественной и вдохновляла поэта на поиски смысла жизни.

Шекспир

Баллада

Виды и жанры лирики

Традиционно принято выделять следующие виды лирики:

  1. философская;
  2. религиозная;
  3. гражданская;
  4. любовная;
  5. о природе.

Виды лирики на примерах

Существует деление на крупные и малые формы.

К крупным относятся лирическая поэма, цикл стихотворений и венок сонетов (произведение, состоящее из 15 сонетов, в каждом из которых крайняя строчка первого в то же время становится начальной строкой следующего, переплетаясь, словно цветы в венке).

Малыми жанрами лирики считаются:

  1. стихотворение;
  2. сонет;
  3. ода;
  4. баллада;
  5. эпиграмма;
  6. эпитафия;
  7. посвящение.

Лирические жанры

В зависимости от национального колорита, различают и другие лирические формы, характерные для той или иной культуры (рубаи, хайку, газеллы и другие).

Примеры лирических произведений

Любовная лирика Тютчева трагична. Цикл стихотворений, посвящённый Елене Денисьевой, — это история страдающей женской души, которая становится жертвой светских сплетен. Не в силах спасти любимую от наветов, герой цикла мучается, воспевая любовь как боль, испытание, драму.

Каждый найдёт для себя любимого поэта – стоит лишь познакомиться с богатым лирическим наследием русских и зарубежных авторов разных эпох. Неисчерпаемый мир поэзии подарит сердцу богатый опыт переживаний и открытий.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Эта разновидность литературы кажется чересчур эмоциональной. Часто, за завесой чувств автора и персонажей невозможно разглядеть смысл и суть написанного. Подобные произведения хороши только для романтических признаний, и то не всегда.


Уже темнеет вечер синий,
Пора мне в оперу скорей.
Там упоительный Россини,
Европы баловень — Орфей.
Не внемля критике суровой,
Он вечно тот же, вечно новый.
Он звуки льет, они кипят,
Они текут, они горят,
Как поцелуи молодые.
Все в неге, в пламенной любви,
Как закипевшего аи
Струя и брызги золотые.

Я остановлюсь на перечисленных четырех операх, которые заслужили международное признание и являются мировой классикой — как поэтической, так и музыкальной. Секрет их популярности, их долголетия в том, что каждая из них написана двумя гениями — авторами сюжета и музыки.

И поэт, и композитор уделяют большое внимание трагедии совести, переживаемой царем Борисом. Многогранный образ Бориса Годунова является одним из высших достижений мирового поэтическогго и оперного творчества. Либретто написано Мусоргским.

В России премьера состоялась в 1890 году в Мариинском театре через 57 лет после написания поэтом повести.

Горячо увлеченный сюжетом композитор обращает внимание на раскрытие сложных психологических процессов, руководящих поступками героев. И композитор, и либреттист глубоко вникли в суть пушкинской повести и благодаря этому лаконичный сюжет перерос в гениальную оперу с великолепными ариями, дуэтами, которые так завораживают слушателей.

Прообразом старой графини явилась 90-летняя княгиня Голицына, властная дама, которая умудрилась умереть в один год с Пушкиным.

Графиня исполняет романс из французской оперы композитора Гретри. Завораживающе звучит тема рока. В конце звучит тема любви, побеждающая мрачную тему трех карт.

Следует отметить, что опера была впервые поставлена в Париже в 1850 году, на 40 лет раньше, чем в России. Создателями ее были поэт Скриб (либреттист) и композитор Галеви.

Довелось ли слушать свои творения Пушкину в музыке? Известен следующий факт. Услышав в 1823 году романс на свои стихи, он был так очарован исполнением, что под влиянием этого посвятил стихи исполнительнице. Ею была княгиня Мария Александровна Голицына — внучка Суворова — великосветская дама, музыкант, певица.

Свою благодарность Пушкин выразил в стихотворении, отрывок из которого прилагаю.

Давно о ней воспоминанье
Ношу в сердечной глубине.
Ее минутное вниманье
Отрадой долго было мне.
Твердил я стих обвороженный,
Мой стих — унынья звук живой,
Так мило ею повторенный,
Замеченный ее душой.
Вновь лире слез и тонкой муки
Она с участием вняла.
И ныне ей передала
Свои пленительные звуки.
Довольно: в гордости моей
Я мыслить буду с умиленьем.
Я славой был обязан ей,
А, может быть, и вдохновеньем.

Всего по произведениям Пушкина создано более 20 опер и более 10 балетов.

У многих сюжетов числится от 5—10 до 40 авторов музыки. По неточным данным, Пушкиным написано более 450 стихотворений. Более 100 созданы в лицее.

Лицейская лирика представляет для нас исторический интерес, показывая, с чего начинал поэт. Адресатами Пушкина были воспетые им красавицы, каждая из которых становится музой. Увлекался он многими, порой одновременно.

Одно из первых стихотворений, ставших через много лет романсом, посвящено Марии Раевской, дочери генерала, с семьей которого поэт ездил по Крыму в 1820 году.

В 1824 году, живя в Одессе, Пушкин увлекся Амалией Резнич. Итальянка, красавица, жена крупного коммерсанта. Она уехала на родину, в Италию, и там вскоре умерла. Узнав о ее смерти, Пушкин посвящает ее памяти стихотворение. Через много лет Бородин написал великолепную музыку.

Для берегов отчизны дальней
Ты покидала край чужой.
В час незабвенный, в час печальный
Я много плакал пред тобой…

Одной из постоянных привязанностей была графиня Воронцова — Елизавета Ксавельевна. Знакомство состоялось в Одессе в 1823 году. Женщина умная, обольстительная, она была старше Пушкина на 7 лет. Отношения Пушкина и Воронцовой выходили за рамки светских ухаживаний, и это перестало быть тайной для мужа-губернатора.

Музыку на это стихотворение написал Есаулов.

Как и многие мои сверстники, я была воспитана в духе преклонения перед русской культурой и перед первым поэтом России. И меня беспокоит мысль о том, что русская культура замкнется на нашем поколении. А наши внуки и правнуки ничего не будут знать о Пушкине или будут смотреть и слушать классические оперы в недостойных, извращенных постановках… В назидание моим пра-пра… я посвятила стихотворение поэту к 200-летию со дня его рождения. Привожу последнюю строфу:

Я хочу, чтоб наши внуки
Его имя сберегли
И волшебной лиры звуки
Сквозь столетья пронесли!

Читайте также: