Сочинение про христианскую церковь на руси

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дубёнского муниципального района

Автор: ученица 6 класса

Руководитель:

Православие является традиционной религией на Русской земле с 988 года. Это означает, что с конца Х века Православие формирует мировоззрение русского народа, культурные традиции и образ жизни, регулирует человеческие отношения в семье, определяет отношение россиян к государству, людям.

Православная Церковь объединяет народ в будни и в праздники, в годы испытаний, лишений, скорби и в годы великих созиданий и духовного возрождения. У любого народа идеи государственного устроения и общественные, гражданские, национальные идеалы неразрывно связываются с идеалами духовно-нравственными.

Эти великие христианские идеалы проносит русский народ через все испытания, стараясь проявлять милосердие и терпение к каждому человеку, поступаясь материальными благами ради блага высшего, всеобщего во имя Христа.

Вместе с тем для русских людей защита Православия и Отечества всегда считались священным долгом христианина, потому что в этом случае защищались святыни.

С 988 г. Православие стало официально государственной религией на Руси. Во главе государства мог стоять только православный монарх, венчанный на княжение или царствование по православной традиции. Официальные акты государства (рождение, брак, венчание на царство, смерть) регистрировались только Церковью. Все государственные церемонии сопровождались молебнами (специальными богослужениями). Православная Церковь играла важнейшую роль в государственных делах и в жизни народа.

В XVI – XVII веках в состав Российского государства вошли многие иноверческие (исповедующие другие религии) и инославные (католики, протестанты) народы и государства. Русская Православная Церковь не проводила насильственного обращения народов в Православие, однако переход в Православие поддерживался и поощрялся. Крестившимся в Православной Церкви людям давали различные льготы, в частности снимали налоги.

Православным, а значит принадлежащим к русской православной культуре, мог стать человек любой национальности, готовый принять через Святое Крещение и веру во Христа православное мировоззрение и образ жизни. И так случалось часто: представители других национальностей и вероисповеданий принимали Православие как веру, мировоззрение и, соответственно, христианское бытие и становились истинными сынами нового для них православного Отечества. Нередко эти люди оставляли яркий след в истории нашей культуры, стремясь верой и Правдой служить новой Родине во славу Божию, как говорили на Руси, что означало честное служение не ради личной корысти и собственных интересов, а ради прославления Господа.

В настоящее время Православие официально не является государственной религией, но остаётся культурообразующей и традиционной для России. Какова же её роль? Роль Русской Православной Церкви – объединить людей на основе тех культурных, нравственных, общечеловеческих идеалов, которые дало нам православие. Русская церковь пережила много горьких, трагических страниц, но всегда была свято предана интересам нашего государства, всегда вставала на защиту Россию в трудные минуты.

Духовное единство нашего народа немыслимо без православия. Никакая государственная идеология и тем более – массовая культура не способны решить эту задачу. И роль церкви в этом процессе мне представляется определяющей.

Сенькина Анна Михайловна

Покровская церковь в Перевесье Атюрьевского района республики Мордовия.

Храм – это место , куда приходят верующие молиться, это место где происходит общение с Богом, место где можно остановиться на мгновения и задуматься как ты живешь.

В старину для храма выбирали самое высокое и красивое место. Вот и мой храм Покровский Пресвятой Богородицы –стоит на высоком месте , на краю села. Все , кто приезжает к нам в село , еще издалека могут увидеть его золотые купола, которые светятся под солнцем.

Сегодня в этом храме по праздникам и в воскресенье проводит службу мой отец, настоятель церкви, Семенов Петр Валентинович. Жители села Перевесье и из ближайших сел приезжают на службу , чтобы причаститься, исповедоваться или просто помолиться за родных и близких.

После окончания духовного училища, мой отец был направлен на службу в храм Пресвятой Богородицы в Перевесье. Чуть позже приехали и мы, тогда я еще была маленькой и очень мало запомнила , как выглядел храм. Решила обратиться отцу , чтобы он поделился о своих первых впечатлениях о храме. И вот , что он рассказал. « Церковь была кирпичная с опавшей шпаклевкой, колокольня была не высокая и старая , сделанная из дерева , трава на территории храма была высокой и не скошенной, дороги , ведущий к храму , не было . Я сам косил траву, почти сразу началось

Конечно, мой храм не всегда был такой красивый как сейчас. Были времена, кода он был закрыт .Из учетной карточки о церквях я узнала следующее.

Храм Пресвятой Богородице был построен в 1678 году помещиком Иваном Севастьяновичем Хитровым для своих крестьян давшую второе название селу. В те же годы И.С. Хитров перевел в Перевесье около 180 человек из других имений. В начале XVIII века село перешло к другому владельцу князю Владимиру Владимировичу Долгорукову. В 1726 году прихожане Покровской церкви ходили в Москву с челобитной о возведении нового храма, но неудачно, - в благословенной грамоте им было отказано. В 1729 году о строительстве храма хлопотал кн. В.В. Долгоруков. Получив разрешение, он в том же году построил новый деревянный храм, освященный с прежним именем – Покровский. В 1730 году крестьяне поставили рядом вторую церковь, малую зимнюю, освященную в честь Рождества Христова. Оба эти храма с переделками просуществовали до начала XIX века. После войны 1812 года прихожане в память победы над Наполеоном постановили возвести каменный храм, строительство которого было завершено в 1818 году. Главный престол был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1820-е годы, по окончании работ в теплых приделах, были освящены еще два придела – в честь свт. Николая Чудотворца и муч. Агафии.

Церковь закрывали в 1930-е г., колокольня была сломана. В 1990-х возвращена верующим, ремонтируется.

За эти годы церковь сильно изменилась . И изменилась в самую лучшую сторону .Вся наша семья бывает на вечерней и воскресной службе. Я люблю

бывать в храме. После службы , а особенно после причастия , я ощущаю себя такой легкой , уверенной , на душе появляется радость. Я всем советую приходить в храм, особенно , когда тяжело на душе и даже , когда хорошо на душе, ведь в храме человек становится ближе к Богу. А без Бога нам никуда.

Одной из важнейших государственных реформ Владимира стало Крещение Руси в 988г.

К этому времени христианство уже широко проникло на Русь. Много христиан было среди бояр, купцов, горожан. Сказывались и традиции – ведь Русь уже неоднократно приступала к крещению. Но еще сильно было на Руси язычество.

И все-таки Владимир во второй половине 80-х гг. X в. стал осуществлять первые, очень осторожные приступы к крещению. Этого требовала вся обстановка как в самой Руси, так и в остальной Европе.

Владимир многим был обязан язычникам, и он отблагодарил их, вознеся язычество на недосягаемую высоту. Но он вовсе не хотел далее делить власть с языческой верхушкой, с волхвами.

Крещение Руси объяснялось целым рядом исторических причин. Во-первых, интересы развивавшегося государства требовали отказа от многобожия с его племенными богами и введения монотеистической религии: единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог. Во-вторых, этого требовали международные условия. Почти весь европейский мир уже перешел к христианству, и Русь более не могла оставаться языческой окраиной. В-третьих, христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку, к женщине, матери и детям; оно укрепляло семью – ячейку общества. В-четвертых, приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны. В-пятых, появление на Руси новых общественных отношений, углубление неравенства людей, появление богатых и бедных требовали объяснения, требовали новой идеологии. Язычество с его мыслью о равенстве всех людей перед силами природы не могло дать этого объяснения. Христианство же с его идеей, что все идет от Бога – и богатства, и бедность, и счастье, и несчастье, - давало людям некоторое примирение с действительностью. Главным в христианстве были не жизненные успехи – богатство, власть, добыча на войне, - а совершенствование души, свержение добра и достижение тем самым вечного спасения и блаженства в послеземной жизни. Человек мог быть нищ и убог, но если он вел праведный образ жизни, то становился духовно выше любого богача, нажившего свое добро неправедным образом. Христианство могло отпустить грехи, очистить душу, оправдать человека в его поступках.

2. Принятие христианства на Руси

Владимир не сразу пошел на введение христианства. Вначале он встретился с посланцами из других земель и расспросил об их монотеистических религиях – исламе, иудаизме, римском католичестве и византийском православном христианстве. Это было не случайно: монотеистические религии во многом были близки между собой, а Русь имела тесные контакты и с христианскими (Германия, Рим, Византия), и с мусульманскими (Волжская Болгария, Хорезм) странами, и с европейскими общинами в Хазарии и на своей территории.

В конечном счете, Владимир решил крестить Русь по византийскому обряду, поскольку торговые, политические и религиозные связи Руси с Византией были наиболее прочными и давними, а сама Византийская империя была тогда одной из самых развитых и культурных стран мира.

Для обращения Руси в христианство Владимир выбрал самое подходящее время.

Византия в 987 г. потеряла ряд поражений в войне с Болгарией, внутри империи начались мятежи. Именно в то время Владимир повел переговоры о крещении. Византийцы рассматривали крещение других народов как средство влияния на них. Но теперь империя сама искала спасения, и Владимир пообещал прислать на помощь ей русское войско. Но за это Византия должна была крестить Русь так, чтобы это не ущемило ее престиж и независимость. Более того он потребовал, что Византийский император отдал ему в жены свою сестру, принцессу Анну, что еще более возвысило бы авторитет русского правителя и всего государства.

Византийцы приняли все условия. В Византию отправился сильный русский отряд. Но когда опасность миновала, греки стали отказываться от выполнения договора о браке Анны и Владимира. В деле крещения наступил критический момент. Владимир действовал решительно: большая русская рать двинулась в 988 г. на центр византийских владений в Крыму – Херсонес. Осада города продолжалась несколько месяцев. Наконец с его стен в стан Владимира была пущена стрела, к которой была прикреплена записка херсонесского священнослужителя Анастаса. В ней говорилось, что для взятия города надо перекрыть водопровод, который находился за городскими стенами. Вскоре изнемогавшие от жажды горожанке сдались.

В Херсонесе Владимир женился на принцессе Анне и принял крещение. Тем самым он подчеркнул свою силу и независимость акта крещения от воли Византии. Вместе с князем крестилась и его дружина.

В 990 г. по приказу Владимира на холме в Киеве были опрокинуты языческие идолы во главе с Перуном. Деревянную статую некогда всесильного бога привязали к конским хвостам, проволокли по городу и сбросили в Днепр. Язычники плакали, видя низвержение своего кумира. А на следующее утро Владимир приказал всем киевлянам явиться к реке и принять крещение. Там над зашедшими в воду людьми греческие и херсонесские священники совершили обряд крещения.

Следом за этим началось обращение в христианство других русских городов. Этот процесс занял несколько лет. Не все проходило так мирно, как в Киеве. В Новгороде, например, где языческая вера была очень сильна, крещение проводил воевода Добрыня. Лишь после ожесточенных стычек ему удалось усмирить восставших. С таким же трудом вводилось христианство в земле вятичей и в других землях. В сельских, лесных районах язычество еще долго сохраняло свои позиции, и христианские священники опасались появляться в этих краях.

В 996 г. в Киеве было окончено строительство огромного главного храма Руси – каменного собора Святой Богородицы. На содержание храма князь дал десятую часть своих доходов, поэтому эта церковь стала называться Десятинной.

Пройдут еще долгие годы, прежде чем христианство восторжествует на Руси. Однако язычество так до конца и не сдалось. Многие языческие традиции и праздники совместились с христианскими. Христиане молились в церквах, клали поклоны перед домашними иконами, но справляли праздник Коляды, Масленицы. Люди продолжали верить в домового и лешего, а святой Илья-пророк напоминал Перуна. Такое положение, когда уживаются и новая религия, и старые языческие поверья и обычаи, называется двоеверием. Оно, по существу, дошло и до наших дней.

Конечно, постепенно, по мере того как церковь укрепляла свои позиции и христианство все глубже проникало в умы, такая цельная система начала разрушаться. Язычество стало восприниматься иначе: как нечто чуждое, противное христианству, как греховное заблуждение, за которое человека ждет кара на том свете. Но даже в этой ситуации оно все-таки продолжало существовать и даже развиваться.

3. Значение принятия христианства на Руси

Христианство способствовало развитию грамотности, книжного дела, культуры, расширению связей с Византией. При церквах и монастырях появились школы и библиотеки, первые из которых были открыты по инициативе самого князя Владимира. Здесь же трудились первые русские летописцы, переписчики и переводчики известных церковных и светских сочинений, художники-иконописцы.

Содействовала церковь и развитию хозяйства страны. Видные церковные деятели, а также монастыри уже в XI-XII вв. получили от великих князей земельные владения и развернули на них собственное хозяйство.

Со временем церковь стала высшим авторитетом по делам семейным. Она призывала людей к человеколюбию, терпимости, уважению к родителям и детям, к личности женщины-матери. Влияла церковь и на усиление единства Руси. Она выступала против междоусобиц. Церковные деятели в дальнейшем не раз выполняли роль миротворцев в княжеских распрях.

Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси грамотности, просвещения, появлению богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средством распространения просвещения на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числе монастырские и частные. Богатую библиотеку имел Киево-Печерский монастырь, как известно вырастивший целую плеяду русских церковных писателей; принятый в этом монастыре Студийский устав вменял в обязанность каждому монаху чтение книг из монастырской библиотеки. Житие

преподобного Феодосия Печерского, написанное преподобным Нестором Летописцем, свидетельствует, что в кельи преподобного Феодосия шла напряженная работа по составлению и изготовлению книг. Монах Илларион днем и ночью писал книги, великий Никон переплетал их, и сам Феодосий прял нити, необходимые для переплета.

C каждым десятилетием христианская религия оказывала все более глубокое влияние на жизнь русского общества. Этому способствовала всяческая поддержка христианства великими князьями.

Уже в конце Х –ХI в. на Руси появилась стройная система организации церковной религиозной жизни. Она была создана по образу и подобию византийской церкви, во главе которой стоял патриарх. Все, кто принял крещение от Византии, в церковном отношении подчинялись константинопольскому патриарху, точно также как на Западе, все, кто принял крещение из Рима, подчинялись папе римскому. Во главе христианской церкви на Руси стоял митрополит киевский и всея Руси, а русская церковь считалась частью православного мира, одной из митрополий.

Основной вид архитектуры - церкви. Первый каменный храм - Десятинная церковь в Киеве. При Ярославе Мудром в 1037 г. был заложен новый главный храм в Киеве – 13-главый собор Святой Софии и новгородская София (1045-1055 годы, византийское влияние), основан знаменитый Киево-Печерский монастырь (1051 год), во многом определивший дальнейшее развитие религиозной и культурной жизни Киевской Руси. XII в. белокаменное зодчество Северо-Восточной Руси (Успенский собор во Владимире). Живопись в основном религиозная: иконы и фрески. Светские элементы отразились в миниатюрах.

Предпринимались первые шаги по созданию системы образования. Сестра Владимира Мономаха создала школу для девушек. Для подготовки духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгороде школу, в которой обучалось 300 детей. Есть основания предполагать, что такие школы существовали и при других архиерейских кафедрах, и, прежде всего в самом Киеве. Предметом особого попечения Ярослава Мудрого были переводы новой литературы и умножения книг путем создания списков с имеющихся рукописей.

Принятие христианства было, прежде всего, связано с потребностями зарождавшейся древнерусской государственности, которая нуждалась в новом идейном обосновании, позволяющем Руси встать вровень с сильными державами тогдашнего мира. Интересно, что переход к новой вере был осуществлен князем Владимиром после его попытки реформировать язычество. Однако реформа не оправдала возлагаемых на нее надежд, и именно после этого встал вопрос о новой вере. К этому времени молодое Русское государство вышло на международную арену. С ним вынуждены были считаться такие мощные державы, как Арабский халифат и Византия. Союза с киевскими князьями искал и папа римский. В этом смысле выбор религии был связан с выбором политической ориентации.

5. Список используемой литературы

1. История России с древних времен до конца XVII века: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / А.Н. Сахаров, В.И. Буганов; под ред. А.Н. Сахарова. – 12-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2006. – 336 с.

2. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца ХХ века. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений / Под ред. В.И. Уколовой. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 512 с.

3. История отечества. ХХ век. 11 кл.: Пособие для общеобразоват. школ. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1988 г. – 640 с.


Дек 16, 2019 | 0 комментариев

Крещение Руси сочинение

Несмотря на то, что мы сейчас исповедуем христианство, в далеком прошлом господствовало язычество. Люди верили в силу природы, поклонялись огню, земле, воде, языческим богам. Однако языческие культы были настолько разрозненными, что невозможно было объединить русов, а отсюда и вечная проблема раздробленности. Нужно было что-то предпринимать, чем и занялся киевский князь Владимир. Он выступил крестителем Руси, и именно крещение Руси, о котором пишем наше сочинение, стало значимым событием в историческом прошлом страны. Крещение Руси — событие великого значения, что стало определяющим в дальнейшем развитии государства.

Сочинение на тему крещение Руси

Сочинение на тему Крещение Руси следовало бы начать с исторической даты. Шел 988 год, о христианстве слышали и раньше, но эта религия не была распространенной. Например, крещение приняли князья Аскольд и Дир, христианскую церковь учредила бабушка князя Владимира Ольга, которая также приняла христианство. И только Владимир, сочтя политику своей бабки правильной, вопреки полученному языческому воспитанию, решился на распространение христианства по всем подвластным ему вассальным землям.

Крещение Руси сочинение

В истории принято считать именно 988 год временем крещения Руси. Эта дата считается официальной, и даже отмечен тысячелетний рубеж после крещения Руси. Но в свое мини сочинение на тему Крещения Руси я бы внесла поправку. Скорее всего этот год лишь стал началом процесса христианизации, ведь по сути крещение Владимира в реке Днепр и крещение жителей столицы, нельзя назвать крещением всей Руси. Но это было начало, и оно имело свое продолжение. По прошествии нескольких столетий, процесс введения христианства, как государственной религии Киевской державы, был успешно завершен. Однако у всего имеется две стороны. Вот и крещение Руси трактуется с разных сторон.

Так, христианство положительно сказалось на развитии искусства и культуры, поспособствовало объединению раздробленных княжеств. Можно даже сказать, что христианство сделало Русь единым, крупным государством, и подарило Руси союз с другими странами, что исповедовали эту религию. Из жизни народа постепенно изживали языческие обычаи, стало забываться понятие кровной мести, полигамии, материнский авторитет женщины возрос, укрепились семьи, в княжествах забыли о междоусобицах. Минус же был в том, что христианство вводилось насильно. Мечом и огнем разрушали идолов, убивали языческих волхвов и всех, кто отказывался креститься.

Как бы то ни было, крещение Руси — это значимое событие, которое в итоге обрело положительные черты. Крещение позволило приобщиться к высокой культуре христианских народов и поспособствовало успешному развитию культурной и государственной жизни.

Читайте также: