Сочинение гаврилина вечерняя музыка

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

Урок музыки в 5 классе на тему:

Задачи урока:

Образовательные:

Помочь раскрыть взаимосвязь единства образов между сочинениями В. А. Гаврилина и В. М. Шукшина.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к Отечеству через освоение художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностей отечественной культуры.

Развивающие:

Продолжать развивать культуру слушания музыки, музыкальное восприятие, умение анализировать, аргументировано высказывать свое мнение.

Продолжать развивать навык участия в коллективной исполнительской деятельности

Тип урока: комбинированный, урок открытия новых знаний.

Вид урока: урок-размышление.

Используемое оборудование : мультимедийная установка, мультимедийная презентация, фонохрестоматия музыкального материала.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, практический.

Формы организации деятельности: индивидуальная.

Формирование универсальных учебных действий:

осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;

выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством

Познавательные:

усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке;

Регулятивные:

прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством,

Коммуникативные:

передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной речи;

совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе;

Информационные:

формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования музыкальной и художественной информации;

использование электронных энциклопедий, мультимедийных приложений к учебникам, сети Интернет с целью расширения представлений о роли музыки в жизни человека;

обращение к электронным образовательным ресурсам с целью самообразования.

Учитель приветствует детей

Учитель: Мы с вами слушали много музыкальных произведений вокальных и инструментальных. Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением, но сначала я предлагаю послушать вам песню.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Объявляет тему урока .

Учитель: Сегодня мы познакомимся с музыкальным произведением, где отражается характер русского человека, его любовь и преданность Родине.

Учитель: А что мы называем Родиной ? (ответы детей)

Молодцы, спасибо.

Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.

Озёрный плен твои леса венчает.
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.

В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем.
Как много изучить нам предстоит. Ираида Мордовина

Слайд _2. Толковый словарь русского языка
С.И Ожегова
Родина - место, страна, где человек родился.

Учитель: Каждый человек воспринимает родину по своему: для кого-то это бескрайние цветущие поля, для кого то это опустевшие деревни с покосившимися, а порой полуразвалившимися домиками.

Вот так говорил о Родине Василий Макарович Шукшин, с творчеством которого мы сегодня познакомимся: Слайд _3.

Кто такой Василий Шукшин нам расскажет Козар Анастасия.

Выступление учащегося, сопровождающееся презентацией.

Учитель: Шукшин воспринимал Родину как самобытный мирок со своими законами и непростым укладом человеческой жизни. Он писал о родине в своих рассказах. В них дано ёмкое описание советской деревни.

Учитель: Сегодня мы также познакомимся с музыкальным произведением Валерия Александровича Гаврилина, краткую биографию которого нам расскажет Перловский Артём.

Учитель: Давайте определим, что такое симфиния-действо, а что программная симфония.

Программная симфония – это симфония с определенным содержанием, которое изложено в программе или выражено в названии.

Симфония-действо: Действо – это нечто среднее между оперой и ораторией. От оперы в нем – наличие хотя и условного, но все же сюжета, конкретная драматическая ситуация, от оратории – номерная структура, отсутствие действия, диалога. Действо – это музыкальная драма состояния, а не драма действия, скорее вид музыкально-поэтического театра.

Дети находят и зачитывают определение:

по Ожегову: Капелла - Большая музыкальная группа исполнителей - хор в сочетании с оркестром .

по Ефремовой: Капелла - Хор певчих, а с XVIII в. - смешанный ансамбль из певцов и исполнителей на музыкальных инструментах.

по словарю Даля: Хор певчих или музыкантов.

Учитель: Перед вами отрывки из размышлений Шукшина, которые и стали основой музыкальных образов симфонии-действа В.Гаврилина.

Сегодня мы послушаем фрагменты трех частей данной симфонии и постараемся определить, какое из высказываний легло в основу каждой части симфонии. Свой выбор объяснить. А поможет вам в этом подсказка, которая находится на столе: карточка, где указаны средства музыкальной выразительности. 3 минуты на самостоятельную работу.

(слушают) Разбор, анализ.

Учитель: То, что музыка связана с литературой мы с вами доказали. А вот есть ли связь музыки с живописью? Ответ детей.

Учитель: Я предлагаю вам рассмотреть картины и определить, с какой частью симфонии-действа их можно сопоставить?

Слайд _6. (смотрим картины подбираем музыку)

Учитель: Пожалуйста, аргументируйте свой выбор.

Ответы детей.

Как порою хочется послушать
Песню моей родины без слов.
Звук, который так волнует душу -
Светлый перезвон колоколов.

И укрытый в утреннем тумане
Чуть заметный свет её берёз
Волновать меня не перестанет,
Душу с детства трогает до слёз.


Звон колоколов моей России,
Нет его мне ближе и родней,
Сердце растревожил ностальгией
По далёкой родине моей.

На земле на этой мы не вечны.
И когда закончу свои дни,
Освещая путь мой в бесконечность,
Ты и для меня перезвони…

Господи, позволь ещё послушать
Эту песню родины без слов.
Звук, который так волнует душу -
Дальний перезвон колоколов…

Учитель: Колокол – это один из символов Руси, её силы, веры в будущее и памяти о прошлом. Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России частью истории, и народа, и страны. Прочтите первый абзац в учебнике на странице 30.

Работа с учебником.

Колокольный звон… Им встречали воинов-победителей, оповещали о народном собрании (вече); пожаре, нашествии врагов, церковном празднике. Под звуки заливистых валдайских колокольчиков мчались по бескрайним дорогам России путешественники.

Учитель: Звон колоколов пробуждает в сердцах чувство единения, сопричастности к событиям всей нашей жизни. Дарит радость, своей музыкой переворачивает сердца, очищает их от злобы, ненависти. Дарит душевный покой. Заставляет задуматься над своими поступками, прибавляет веры и надежды за будущее детей, Родины.

Вывод

Что нового вы узнали?

С произведениями, какого композитора и писателя мы познакомились?

Что это за произведения?

Как они взаимосвязаны?

Ответы детей.

Учитель: А что такое малая родина для вас? (Ответы детей) Конечно же, для каждого из нас нашей родиной является Ефремовский край. Борис Иванович Стрельников человек, который родился на липецкой земле, но уже много лет живет в Ефремове, посвятил этому городу песню. Давайте её послушаем.

Учитель: Мы сегодня познакомились с творчеством Василия Шукшина и Валерия Гаврилина. Увидели тесную взаимосвязь литературы и музыки. А также постарались определить созвучие музыкальных и живописных образов. У нас это получилось. Хочется отметить учащихся, наиболее активно работающих на уроке.

Библиография

1.Хуторской, А.В. Технология эвристического обучения [Текст] / А.В. Хуторской // Школьные технологии. - 1998. - №4. 1. Сергеева Г.П. Музыка: 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2012. – 159с.

2. Сергеева Г.П. Уроки музыки 5-6 классы: пособие для учителя / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2013. – 229с.

3. Шмагина Т.С. Музыка в школе: 5 – 8 классы: сборник музыкального репертуара / Т.С. Шмагина, Г.П. Сергеева. – М.: МИРОС, 1994. – 152с.

Электронные ресурсы:

Урок музыки: В. Гаврилкин

В 60-е годы в музыкальную жизнь страны входит молодое поколение талантливых композиторов. Их творчество, сохраняя прочную связь с традициями отечественной музыки, открывает новые звуковые миры. Жанровый и стилистический диапазон их музыки широк и многообразен. Для одних композиторов характерно радикальное обновление всех музыкально-выразительных средств. Другие идут по пути Свиридова и в поисках нового обращаются к народно-песенным истокам.

(Валерий Гаврилин)

Гаврилин родился в городе Кадникове Вологодской области в семье учителя, погибшего на фронте в самом началевойны. Детские годы будущего композиторам прошли в селе Воздвиженье под Вологдой. Там, в детдомовском хоре, он начал заниматься музыкой.

Вскоре талантливого мальчика направили в Специальную музыкальную Школу при Ленинградской консерватории. Он учился на кларнете и начал сочинять, усиленно подражая своему кумиру Дмитрию Шостаковичу. Девятнадцати лет Гаврилин поступил в Ленинградскую консерваторию, которую закончил в 1964 году как композитор (по классу профессора О. Л. Евлахова) и как музыковед-фольклорист (руководитель - профессор Ф. Л. Рубцов). Позднее он вёл класс композиции в Музыкальном училище имени Н. А. Римского-Корсакова.

В студенческие годы Гаврилин с увлечением постигал новый для него мир классической и современной музыки, литературы, участвовал в фольклорных экспедициях на Псковщине и в северных областях России.

Содержание цикла - это история трагической любви девушки, рассказанная как бы от её имени.

Симфония русской души

Эпиграфом к этому замечательному сочинению Валерия Александровича Гаврилина могли бы стать его собственные поэтические строки:

На свете нет печальней повести,
Чем жить по совести.

В произведении 13 хоровых частей и 7 инструментальных. В них предстают жизнь и судьба героя от колыбели до могилы. Герой - обобщённый, собирательный образ, в котором отразились черты Степана Разина, атамана, Кудеяра и других русских бунтарей. Его роль поручена то чтецу, то солисту-тенору, а в конце произведения - солирующему дисканту.

Разные этапы жизненного пути, состояния человеческой души запечатлены в музыке редкой красоты. Она вбирает в себя едва ли не все пласты русской песенности от суровых архаических мотивов до интонаций современных уличных песен.

Звуки музыки

Сели-поехали,
Весело на душе,
Не за орехами,
Весело на душе.
Силы небесны -
Глазки твои прелестны.
Кони дарёные,
Весело на душе,
Слёзы солёные,
Весело на душе.

Тихий колокольный звон в длительном вступлении звучит как призыв, заставляющий остановиться, прислушаться, что сейчас будет. Вокализ низких мужских голосов как бы подводит нас к месту действия. (Может быть, к монастырю?) Искренне звучит текст молитвы. Каждая фраза чтеца глубоко содержательна и значима.

И над всем царит великий охранительный дух материнства. Вспомним и дудочку, которая рождена природой, сотворена человеком и звучит голосом матери. Теперь она - совестливая, добрая, поющая душа сына.

Этими словами можно охарактеризовать всё творчество Валерия Гаврилина.

1. Каковы истоки творчества В. Гаврилина?

2. Повлияли ли события личной жизни на творчество или жизненную позицию В. Гаврилина?

3. Какой жанр оказался наиболее любимым в творчестве композитора и почему?

5. Что ближе композитору: фольклор или классика? Что нового вносит он в русскую музыку 20-го века?

Валерий Гаврилин. Перезвоны

В 60-е годы в музыкальную жизнь страны входит молодое поколение талантливых композиторов. Их творчество, сохраняя прочную связь с традициями отечественной музыки, открывает новые звуковые миры. Жанровый и стилистический диапазон их музыки широк и многообразен. Для одних композиторов характерно радикальное обновление всех музыкально-выразительных средств. Другие идут по пути Свиридова и в поисках нового обращаются к народно-песенным истокам.

Гаврилин родился в городе Кадникове Вологодской области в семье учителя, погибшего на фронте в самом началевойны. Детские годы будущего композиторам прошли в селе Воздвиженье под Вологдой. Там, в детдомовском хоре, он начал заниматься музыкой.

Вскоре талантливого мальчика направили в Специальную музыкальную Школу при Ленинградской консерватории. Он учился на кларнете и начал сочинять, усиленно подражая своему кумиру Дмитрию Шостаковичу. Девятнадцати лет Гаврилин поступил в Ленинградскую консерваторию, которую закончил в 1964 году как композитор (по классу профессора О. Л. Евлахова) и как музыковед-фольклорист (руководитель - профессор Ф. Л. Рубцов). Позднее он вёл класс композиции в Музыкальном училище имени Н. А. Римского-Корсакова.

В студенческие годы Гаврилин с увлечением постигал новый для него мир классической и современной музыки, литературы, участвовал в фольклорных экспедициях на Псковщине и в северных областях России.

Содержание цикла - это история трагической любви девушки, рассказанная как бы от её имени.

Симфония русской души

Эпиграфом к этому замечательному сочинению Валерия Александровича Гаврилина могли бы стать его собственные поэтические строки:

На свете нет печальней повести,
Чем жить по совести.

В произведении 13 хоровых частей и 7 инструментальных. В них предстают жизнь и судьба героя от колыбели до могилы. Герой - обобщённый, собирательный образ, в котором отразились черты Степана Разина, атамана, Кудеяра и других русских бунтарей. Его роль поручена то чтецу, то солисту-тенору, а в конце произведения - солирующему дисканту.

Разные этапы жизненного пути, состояния человеческой души запечатлены в музыке редкой красоты. Она вбирает в себя едва ли не все пласты русской песенности от суровых архаических мотивов до интонаций современных уличных песен.

Звуки музыки

Сели-поехали,
Весело на душе,
Не за орехами,
Весело на душе.
Силы небесны -
Глазки твои прелестны.
Кони дарёные,
Весело на душе,
Слёзы солёные,
Весело на душе.

Тихий колокольный звон в длительном вступлении звучит как призыв, заставляющий остановиться, прислушаться, что сейчас будет. Вокализ низких мужских голосов как бы подводит нас к месту действия. (Может быть, к монастырю?) Искренне звучит текст молитвы. Каждая фраза чтеца глубоко содержательна и значима.

И над всем царит великий охранительный дух материнства. Вспомним и дудочку, которая рождена природой, сотворена человеком и звучит голосом матери. Теперь она - совестливая, добрая, поющая душа сына.

Этими словами можно охарактеризовать всё творчество Валерия Гаврилина.

Вопросы:

Презентация

Валерий Гаврилин – уникальное явление в советском музыкальном искусстве. Выпускник отделения композиции Ленинградской консерватории (специальность музыковед-фольклорист), он многое привнес в вокальный и хоровой жанр, продолжая традиции таких композиторов, как Глинка , Мусоргский, Даргомыжский, Бородин . Гаврилин создал свой неповторимый музыкальный язык, основанный на мелосе народных напевов, и существенно развил жанр русской песни, обогатив сам музыкальный материал, добавив элементы сценического действа.

История создания

Культура XX века в Советском Союзе была подчинена идеологии, массовая песня и хоровое пение служили идее объединения людей для достижения общего результата, построения нового общества, в котором каждый вносит свой вклад в общее дело. Композиторы живо откликались на потребности общества, создавая новые формы искусства, отвечающие современности. При этом, каждый стремился развивать традиционное русское искусство, сохраняя связь с историческим прошлым.

Валерий Гаврилин

Владимир Минин

Премьера проходила в Ленинграде в январе 1984 года, по воспоминаниям участников, успех был необычайный, зал был заполнен. Сегодня кажется поразительной сила интереса простого народа к этому далеко не развлекательному концерту. А в 1985 году Валерий Александрович Гаврилин за эту работу была удостоен Государственной премии СССР.

Валерий Гаврилин
Владимир Минин


Этот принцип отражен в концепции масштабной хоровой симфонии – номера сменяются, изменяются сцены, картины. Все действо по времени исполняется около полутора часов в 2-х отделениях с перерывом. Из них 13 частей исполняются хором и 7 – полностью инструментальные. Символически цикл выстраивается в образ дороги в начале и конце и свет в середине. Аллегорическое сравнение с человеческой жизнью – человек идет по дороге, свершает свой земной путь, полный радостных и горестных событий, грехов и покаяния, дорога также имела большое значение на Руси с ее просторами и бескрайними землями.


В центре сюжета – собирательный образ героя, сотканный из образов атамана Степана Разина, вольных казаков, русского мужика. Этот образ передается то солисту, то чтецу, то дисканту в конце. Интонационное разнообразие поражает – используются и крестьянские, и городские, и частушечные мотивы, вокальная мелодия часто соскальзывает на говор, шепот, крик. Органичное сплетение разговора и музыки удивительно тонко стилизует русский фольклор.

Гобой

Современники о музыке Гаврилина


Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Влияние литературных произведений в прозе на создание

композиторской классической музыки.

1.Традиция "колокольности" в русской музыке


Колокольный звон. Им встречали воинов- победителей, оповещали о народном со­ брании (вече), пожаре, нашествии врагов, церковном празднике. Под звуки заливи­ стых валдайских колокольчиков мчались по бескрайним дорогам России путешествен­ ники.

Сегодня ты продолжишь знакомство с музыкальным произведением, которое сохраняет традицию колокольности в русской музыке.

Это произведение ленинградского композитора Валерия Александровича Гаврилина (1939-1999)


гобоя и группы ударных инструментов.

В основе этого сочинения впечатления композитора от рассказов из­ вестного писателя, актера и режиссера Ва­силия Макаровича Шукшина.

Когда буду умирать, в последний миг успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живет во мне. Дороже у меня ничего нет. Всю жизнь мою несу родину в душе, люблю ее, жив ею, она придает мне силы, когда случается трудно и горько. Красота ее, ясность ее поднебесная редкая на земле. Дело, наверное, в том, что дает родина - каждому из нас - в дорогу.

А вот что говорил композитор о своем со­чинении:

2. Задание 1


3. Стиль композитора

Ответь на вопрос: Как ты думаешь, можно ли это высказывание отнести к прозе Василия Шукшина?

4. Задание 2.

Может ты заметишь что- то очень особенное в этой музыке?

Барабанный бой во вступлении, как сигнал, привлекает наше внимание и в какой-то мере тоже вызывает напряжение и тревогу.

Силы небесные, глазки твои прелестны, прекрасны.

Весело на душе, слезы соленые, кони дареные, Руки холеные, души палёные.

Ответь на вопрос: о чём рассказала тебе музыка?

5. Задание 3

Ты обратил внимание, как тихий колоколь­ный звон в длительном вступлении звучит словно призыв, застав­ляющий остановиться, прислушаться, что сейчас будет. Вока­лиз низких мужских голосов как бы приводит нас к месту дей­ствия. (Может быть, в монастырь?) Искренне звучит текст мо­литвы. Каждая фраза чтеца глубоко содержательна и значи­ма.

Ответь на вопросы:

• Что за человек может так молиться? Что можно о нём сказать?

Вслушайся в декламацию текста чтецом и вдумайся в смысл молитвы.

• Какие приемы ис­пользует композитор, создавая музыкальный образ?


(Голос со­листа — декламация текста, колокольный звон, чередование разных групп хора и солистки и др.)

Ответь на вопрос: о чём рассказала тебе эта "Молитва"?

6. Контраст как основной приём развития произведения

Сопоставляя образное содержания каждой из частей симфонии-действа, можно выявить контраст как основной прием развития произведения в целом и определить сред­ства музыкальной выразительности, подчеркивающие харак­тер каждой части.


Глядя на картину И. Шишкина «Полдень" выражена любовь художника к Родине, к красо­те и богатству Русской земли. Картина также основана на контрасте. Пространство, уходящее ввысь, вширь и вглубь, захватывает своей бесконечностью. Небо, за­нимающее больше двух третей картины, рождает ощущение бескрайнего воздушного простора. Поле, лес на холме, доро­га, скорее всего ведущая к храму, который виден вдали, все говорит о единстве человека и природы, величии и цело­стности мироздания.


Обрати внимание на то, что каждая из картин впрямую не иллюстрирует ни один из музыкальных фрагментов. Но в тоже время можно выявить родствен­ные средства выразительности музыки и живописи.



Какие средства выразительности роднят музыку и живописные полотна: мелодия – рисунок, линия, лад – краска, тембр – колорит, форма –композиция?

Подбери литературные произведения, которые ты изучаешь на уроках литературы русских писателей и поэтов, близкие по настроению музыке этим картинам.

Прочитай сказку Джанни Родари (перевод с итальянского А.Коротковой).

Разразилась однажды война, страшная война не на жизнь, а на смерть. Солдат полегло видимо-невидимо и с той и с другой стороны. Мы стояли здесь, а наши вра­ги -- напротив. День и ночь палили мы друг в друга. А вой­на все идет и идет, и конца ей нет. И вот пришло такое время, что не стало у нас ни бронзы на пушки, ни стали на штыки.

Приказал наш главнокомандующий наповал-полковник Бомбасто Пальбасто Вдребезги-и-Баста снять все колокола с колоколен, разом их расплавить и отлить громадную пуш­ку - одну-единственную, но такую большую, чтобы можно было с одного выстрела выиграть войну.

Сто тысяч подъемных кранов поднимали эту пушку. Во­семьдесят семь железнодорожных составов везли ее на фронт. Наповал-полковник потирал от радости руки и говорил:

- Вот посмотрите: стоит моей пушке выстрелить — и все
враги от страха удерут на Луну!

Наконец великая минута наступила. Пушищу навели на врагов, а мы заткнули уши ватой. Ведь от ее адского грохо­та могли, чего доброго, лопнуть барабанные перепонки.

Наповал-полковник Бомбасто Пальбасто Вдребезги-и-Бас­та приказал:

Надавил бомбардир на стрелятель --и вдруг:

Покатился по всему фронту, загудел-зазвенел из конца в конец невиданный колокольный звон.

Мы тут вату долой, уши навострили, слушаем. Громыха­ет пушища, словно гром:

А в горах и долах вторит ей, гудит на все голоса сто ты­сяч и одно эхо:

- Динь-динь! Дан-дан! Дон-дон! Дон!

Закричал наповал-полковник Бомбасто Пальбасто Вдре-безги-и-Баста во второй раз:

- Огонь! Огонь, черт возьми!

Снова надавил бомбардир на стрелятель.

И опять полетел-поплыл из окопа в окоп праздничный перезвон. Будто не пушка гремит, а звенят-заливаются все колокольни нашей земли.

Тут наповал-полковник от злости принялся рвать на се­бе волосы. Рвал, рвал, пока не остался у него на голове один-единственный волосок.

Тем временем смолкло все и стало тихо. Но вот с дру­гой стороны, из-за окопов наших врагов, будто зов призыв­ный, грянул вдруг оглушительный и веселый звон:

Надо вам сказать, что вражеский главнокомандующий обербей-всех-мейстер фон Бомбах Пальбах Раздроби-вас-в-прах тоже придумал перелить все колокола своей страны в одну небывалую пушку.

- Динь! Дан! — гудела наша пушка.

— Дон! - - отзывалась вражеская.

Солдаты выскочили из окопов и побежали друг другу на­встречу. Бегут, а сами приплясывают.

— Мир! Мир! — кричат. — Колокола! Слышите? Колокола!
Праздник настал! Колокола звонят — знак подают! Мир!

Наповал-полковник и обербей-всех-мейстер прыгнули в свои автомобили --и наутек! Далеко уехали, дальше и неку­да, а звон все слышен. Видно, не осталось на всей земле, ни на суше, ни в океане, такого уголка, куда бы не достал голос тех колоколов.

Ответь на вопросы:

1. Какой смысл вложил итальянский писатель Дж.Родари в звучание колокольного звона в этой сказке?

Читайте также: