Сочинение про беглые гласные

Обновлено: 07.07.2024

а)3/8 которого равны 1+5/18 б)62% которого равны 15,5
Используя шаблона параболы у=х^2, постройте график функции: а) у=х^2+2; б) у=-х^2-1; в) у=(х+4)^2 г) у=-(х-3)^2
мотоциклист при торможении движется с ускорением 0,5м/c^2 и останавливается через 20с после начала торможения.какой путь он прошел при торможении?
30 гр 15%-ти р-ра сахара упарили на половину.Какой стала массовая доля сахара
Время подъёма тела,брошенного вертикально вверх,до высшей точки равно 2 с. Сколько времени оно будет падать? Тема: Свободное падение тел .Ускорение свободного падения.
пословицы о Осени на молдавском языке
Верны ли следующие суждения об особенностях духовной культуры? А. К духовной культуре относятся средства производства и предметы труда Б. Духовная культура связана с формированием и распространением ценностей добра и красоты 1- верно только А 2- верно только Б 3- верны оба суждения 4- оба суждения неверны Помогите пожалуйста!
Разложите левую часть на множители.НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ МЕТОД РЕШЕНИЯ БИКВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ)x^4-7x^2+6=0
как инсценировать басню Крылова “Волк на псарне”?
В магазине продали 9 тетрадей по цене 3 рубля за каждую.сколько денег выручили за эти тетради?Составить и решить 2 задачи обратной данной.


1113. Сколько общих тетрадей по цене 29руб можно купить на 100рублей ответ запиши с
Помощью неравенства
1114.реши задачу вычисли и запиши ответ : у кости 304марки. В двух альбомах помещается по 47марок с рыбами, остальные марки с бабочками в семи альбомах. Сколько марок с бабочками в каждом альбоме?

Укажите формы гл. добудешь дождёшься обжечь рвётся гнётся поведёшься станешь тру? ?иться родиться. Помогите

31 прочитайте. Дополнить каждую группу слов другими словами. Деревья:Кусты:Травы:

сколько натуральный чисел заключено между числами 5757 и 7575

В сосуд с водой, масса которого m1, а температура t1 = 10 градусов Цельсия, опустили стальной шарик, масса которого равна m2 = 150 г, а температура t2 = 70 градусов Цельсия. Через некоторое время в сосуде установилась температура t3 = 11,4 градуса. Масса воды m1 равна … Удельная теплоемкость воды с = 4,2 кДж/кг*К, удельная теплоемкость стали с = 0,46 кДж/кг*К, теплоемкостью сосуда пренебречь.
Найти массу воды m1
1) 400 г
2) 600 г
3) 700 г
4) 800 г
5) 900 г
С решением пожалуйста

Все исторические эпохи начиная с малых первоначальных эпох и кончая самой вершиной истории, эпохой нынешней – всё есть моя историческая судьба, всё есть моё Н.Бердяев
Помогите расскыть смысл высказывания и приведите аргументы

Биология! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ! 5 Класс! Буду очень рада если вы мне поможете!
1. Какие виды атомов входят в состав глюкозы?
2. Как объясняется многообразие веществ?
3. Что является мельчайшей частицей кислорода: 1) как химического элемента; 2) как простого вещества?

в кувшине было 12 стаканов молока. на кашу пошло 5 стаканов молока, а на омлет – 2 стакана. сколько стаканов молока осталось в кувшине?
РЕШИТЬ РАЗНЫМ СПОСОБАМ

Описание Василия Каширина помогите пожалуйста

почему необходимо, чтобы суды были выделены в отдельную ветвь власти? Чем обусловленно введение неприкосновенности судей

Что такое беглые гласные?

При изме­не­нии грам­ма­ти­че­ской фор­мы или при обра­зо­ва­нии новых слов в раз­ных мор­фе­мах может про­ис­хо­дить заме­на одних глас­ных или соглас­ных зву­ков дру­ги­ми. Это назы­ва­ет­ся чере­до­ва­ни­ем. Поинтересуемся при­ме­ра­ми чере­до­ва­ний глас­ных и соглас­ных зву­ков.

  • р о в — нет (чего?) рва;
  • палат­ка — мно­го (чего?) палат о к;
  • короб о к — грань (чего?) коробка;
  • двор е ц — сту­пе­ни (чего?) дворца;
  • чело­веч е к — силу­эт (кого?) человечка.

Беглые глас­ные — это глас­ные, кото­рые чере­ду­ют­ся с нулём зву­ка при фор­мо­из­ме­не­нии или обра­зо­ва­нии новых слов.

Беглые гласные

Беглые гласные в корне слова

Примеры:

  • лоб — лба, лбы, лбов;
  • сон — сна, сны, снов;
  • рот — рта, рты, ртов;
  • лёд — льда, льды, льдов;
  • пото­лок — потол­ка, потол­ки, потолков.

Что при­ме­ча­тель­но, что в фор­мах суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода уда­ре­ние пере­ме­ща­ет­ся с глас­но­го кор­ня на глас­ный окончания.

Понаблюдаем за обра­зо­ва­ни­ем форм суще­стви­тель­ных жен­ско­го и сред­не­го рода и появ­ле­ни­ем бег­лых глас­ных в корне:

  • сест­ра — сестёр;
  • серь­га — серёг;
  • кочер­га — кочерёг;
  • зем­ля — земель;
  • кап­ля — капель;
  • вес­ло — вёсел;
  • сед­ло — сёдел;
  • дуп­ло — дупел;
  • цап­ля — цапель;
  • саб­ля — сабель;
  • баш­ня — башен;
  • виш­ня — вишен;
  • план­ка — мно­го планок;
  • мар­ка — несколь­ко марок;
  • курт­ка — цвет курток.

Пары суще­стви­тель­ных в фор­мах име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла име­ют бег­лые глас­ные, например:

В крат­ких фор­мах един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных отме­тим появ­ле­ние бег­лых гласных:

  • тон­кий — тонок;
  • смеш­ной — смешон;
  • хит­рый — хитёр;
  • кис­лый — кисел;
  • теп­лый — тёпел;
  • вер­ный — верен;
  • груст­ный — грустен;
  • пре­лест­ный — прелестен;
  • несвяз­ный — несвязен;
  • инте­рес­ный — интересен.

При обра­зо­ва­нии новых слов в корне могут появ­лять­ся или исче­зать бег­лые гласные:

  • глян е ц — глянцевитый;
  • меш о к — мешковатый;
  • окно — ок о шко;
  • игла — иг о лоч­ка, иг о льный;
  • сто — с о тня, с о тен­ная, с о тый;
  • з о в — звать;
  • брать — поб о ры.

Примеры слов с беглыми гласными в приставке

  • рас сте­лить — разо стлать;
  • разо гнать — раз гон;
  • вс ходить — вос ходить;
  • раз рывать — разо рвать;
  • от гонять — ото гнать;
  • ото брать — от беру;
  • с гонять — со гнать;
  • в ходить — во йти;
  • в лить — во льём;
  • под бирать — подо брать;
  • над рывать — надо рвать.

Примеры слов с беглыми гласными в суффиксе

Укажем сло­во­фор­мы раз­ных частей речи, в кото­рых име­ют­ся бег­лые глас­ные в суффиксах:

  • про­пол к а — несколь­ко про­пол ок ;
  • при­чес к а — мно­го при­чёс ок ;
  • тём н ый — тём ен ;
  • ум н ый — ум ён ;
  • вла­дел ец — имя вла­дель ц а;
  • умел ец — умель ц ы;
  • упрям ец — упрям ц ев;
  • книж к а — пара книж ек ;
  • подруж к а — у подруж ек ;
  • двор­няж к а — лай двор­няж ек ;
  • венич ек — пру­тья венич к а;
  • боти­ноч ек — цвет боти­ноч к а;
  • лепе­сто­че к — запах лепе­сточ к а;
  • лягуш к а — хор лягуш ек ;
  • ста­руш к а — совет ста­руш ек , ста­руш еч ий;
  • малыш к а — несколь­ко малыш ек ;
  • стекл яшк а — блеск стекл яшек ;
  • вер­блюж онок — зов вер­блюж онк а;
  • индюш онок — перья индюш онк а;
  • галч онок — крик галч онк а;
  • гре­беш ок — нет гре­беш к а;
  • кар­маш ек — пуго­ви­ца кар­маш к а.

Видеоурок

а)3/8 которого равны 1+5/18 б)62% которого равны 15,5
Используя шаблона параболы у=х^2, постройте график функции: а) у=х^2+2; б) у=-х^2-1; в) у=(х+4)^2 г) у=-(х-3)^2
мотоциклист при торможении движется с ускорением 0,5м/c^2 и останавливается через 20с после начала торможения.какой путь он прошел при торможении?
30 гр 15%-ти р-ра сахара упарили на половину.Какой стала массовая доля сахара
Время подъёма тела,брошенного вертикально вверх,до высшей точки равно 2 с. Сколько времени оно будет падать? Тема: Свободное падение тел .Ускорение свободного падения.
пословицы о Осени на молдавском языке
Верны ли следующие суждения об особенностях духовной культуры? А. К духовной культуре относятся средства производства и предметы труда Б. Духовная культура связана с формированием и распространением ценностей добра и красоты 1- верно только А 2- верно только Б 3- верны оба суждения 4- оба суждения неверны Помогите пожалуйста!
Разложите левую часть на множители.НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ МЕТОД РЕШЕНИЯ БИКВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ)x^4-7x^2+6=0
как инсценировать басню Крылова “Волк на псарне”?
В магазине продали 9 тетрадей по цене 3 рубля за каждую.сколько денег выручили за эти тетради?Составить и решить 2 задачи обратной данной.


1113. Сколько общих тетрадей по цене 29руб можно купить на 100рублей ответ запиши с
Помощью неравенства
1114.реши задачу вычисли и запиши ответ : у кости 304марки. В двух альбомах помещается по 47марок с рыбами, остальные марки с бабочками в семи альбомах. Сколько марок с бабочками в каждом альбоме?

Укажите формы гл. добудешь дождёшься обжечь рвётся гнётся поведёшься станешь тру? ?иться родиться. Помогите

31 прочитайте. Дополнить каждую группу слов другими словами. Деревья:Кусты:Травы:

сколько натуральный чисел заключено между числами 5757 и 7575

В сосуд с водой, масса которого m1, а температура t1 = 10 градусов Цельсия, опустили стальной шарик, масса которого равна m2 = 150 г, а температура t2 = 70 градусов Цельсия. Через некоторое время в сосуде установилась температура t3 = 11,4 градуса. Масса воды m1 равна … Удельная теплоемкость воды с = 4,2 кДж/кг*К, удельная теплоемкость стали с = 0,46 кДж/кг*К, теплоемкостью сосуда пренебречь.
Найти массу воды m1
1) 400 г
2) 600 г
3) 700 г
4) 800 г
5) 900 г
С решением пожалуйста

Все исторические эпохи начиная с малых первоначальных эпох и кончая самой вершиной истории, эпохой нынешней – всё есть моя историческая судьба, всё есть моё Н.Бердяев
Помогите расскыть смысл высказывания и приведите аргументы

Биология! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ! 5 Класс! Буду очень рада если вы мне поможете!
1. Какие виды атомов входят в состав глюкозы?
2. Как объясняется многообразие веществ?
3. Что является мельчайшей частицей кислорода: 1) как химического элемента; 2) как простого вещества?

в кувшине было 12 стаканов молока. на кашу пошло 5 стаканов молока, а на омлет – 2 стакана. сколько стаканов молока осталось в кувшине?
РЕШИТЬ РАЗНЫМ СПОСОБАМ

Описание Василия Каширина помогите пожалуйста

почему необходимо, чтобы суды были выделены в отдельную ветвь власти? Чем обусловленно введение неприкосновенности судей

беглые гласные

Сон – сна, день – дня, отец – отца, кошка – кошек… В этих и многих других словах наблюдается чередование гласных [о], [э] с нулем звука, т.е. чередование наличия гласных с их отсутствием. Это явление довольно широко представлено в русском языке. Как же оно возникло?

Появление беглых гласных стало одним из последствий падения редуцированных. Напомним вкратце: в древнерусском языке существовали особые гласные, произносившиеся как очень краткие [о] и [э]. На письме они обозначались буквами Ъ и Ь, а в науке получили название редуцированных, т.е. ослабленных. Они могли стоять в сильных и слабых позициях в слове. В сильных эти гласные произносились почти как обычные, более долгие [о] и [э], а в слабых представляли собой лишь краткий призвук (более подробно см. статью).

В XI – XII веках в древнерусском языке шел процесс, названный в лингвистике падением редуцированных. Он заключался в том, что эти гласные в сильных позициях стали произноситься дольше и окончательно совпали по звучанию с гласными полного образования (т.е. неослабленными) [о] и [э], а в слабых позициях полностью исчезли.

Рассмотрим в качестве примера чередование в формах сон – сна.

Современное слово сон восходит к древнерусскому сънъ. Как видим, в нем было два гласных [ъ]. Во втором слоге этот звук стоял в слабой позиции (в абсолютном конце слова) и в результате падения редуцированных исчез. В первом слоге [ъ] находился в сильной позиции (под ударением; перед слогом с редуцированным в слабой позиции) и превратился в гласный полного образования [о].

Древнерусская форма родительного падежа этого слова – съна. Редуцированный здесь был только в корне, в первом слоге, и стоял перед слогом с гласным полного образования [а]. Для звука [ъ] это была слабая позиция, поэтому в данной форме слова он исчез.

Та же ситуация со словами отец – отца, день – дня, кусок – куска и т.д.

Со временем беглость гласных стала значительно распространяться в языке. Она появилась даже во многих (хотя и не во всех) словах, где редуцированных никогда не было, а были изначально гласные полного образования [о] и [э]. Сначала это происходило по аналогии.

В качестве примера рассмотрим формы ров – рва. В корне древнерусского слова ровъ был гласный полного образования [о], а не редуцированный. Значит, беглой гласной тут быть не должно, и в родительном падеже должна быть форма рова. Но у нас прижилась словоформа рва, возникшая по аналогии с формами типа сна, дня и т. д.

С течением времени чередования гласных [о] и [э] с нулем звука настолько распространились, что стали неотъемлемыми признаками слов в некоторых падежах. И беглые гласные из фонетического явления превратились в явление морфологическое, то есть стали служить средством образования форм слов. Например, теперь в русском языке существительные женского рода с суффиксом -к-, мужского рода с суффиксами -ок-, -ец- и другими склоняются так, что в них появляются беглые гласные (за некоторыми исключениями). И это несмотря на то, что многие из этих слов отсутствовали в древнерусском языке и, следовательно, никогда не содержали в себе древние редуцированные звуки: пионерка – пионерок, ракетоносец – ракетоносца

Галинская Е. А. Историческая фонетика русского языка. – М., 2009.

Борковский В. И., Кузнецов П. С. Историческая грамматика русского языка. — М., 1963.

Читайте также: