Сочинение принадлежащее крупнейшему врачу средневекового востока ар рази

Обновлено: 02.07.2024

Ар-Рази прославился не только как алхимик и философ, но и как практикующий врач и теоретик медицины. Он не проявлял интереса к изучению медицинской науки до тех пор, пока в тридцатилетнем возрасте не приехал в Багдад, где познакомился с необычным человеком, аптекарем, который и заинтриговал ар-Рази историями о чудесных исцелениях и рассказами о необычных случаях из своей жизни. И на поприще врачевания ар-Рази добился больших успехов.

Абу Бакр ар-Рази написал множество трудов по различным отраслям знания. Исследователи считают, что он был автором около 200 трактатов, но к нашему времени сохранились далеко не все его сочинения. Напряженный писательский труд, многочасовое писание от руки, по-видимому, привело его к параличу руки и ослаблению зрения, но он продолжал свои занятия с помощью секретарей и писцов.

Ар-Рази пользовался большой известностью в Западной Европе, где его знали под латинизированным именем Разес . Алхимики христианского мира высоко ценили его труды, его книги переписывались, а с изобретением книгопечатания переиздавались на латинском и национальных языках Европы неоднократно.

Ар-Рази верил в возможность превращения металлов, мало того, он признавал не только превращение неблагородных металлов в золото и серебро, но также считал, что возможна трансмутация недорогих и повсеместно распространенных камней, таких как кварц, в рубины, изумруды и сапфиры.

Стоит отметить, что хотя с самого начала существования алхимии отвлеченная философия и лабораторная практика неразрывны, неотделимы друг от друга, но все же одни алхимики были больше ориентированы на теоретические философские рассуждения, а другие – на труды в лаборатории. Абу Бакра ар-Рази больше интересовала практика, поэтому некоторые его трактаты больше напоминают рецептурные справочники, чем труды философа.

Ар-Рази не только использовал различные вещества в своей работе, но и предложил их подробную классификацию. Вещества он разделил на четыре группы по их происхождению: минеральные, растительные, животные и составные.

В трактатах Абу Бакра ар-Рази упоминаются самые разнообразные сосуды и лабораторное оборудование. Он также описывает основные алхимические операции, такие как дистилляция (перегонка), кальцинация (окислительный обжиг), растворение, выпаривание, кристаллизация, сублимация (возгонка), амальгамирование и др. Эти операции активно использовали средневековые западноевропейские алхимики.

Чем больше вы читаете об алхимии, тем больше у вас появляется вопросов? Может быть, найти ответы на некоторые из них вы сможете в наших публикациях. Читайте другие статьи, посвященные тайнам алхимии.

Гост

ГОСТ

Рисунок 1. Абу Бакр Мухаммад ибн Закария ар-Рази. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Биография

Со временем Ар-Рази прославился там как талантливый врач, основал собственную клинику, которой руководил долгие годы, а затем и школу врачей при ней, преимуществом которой была возможность совмещать теоретические лекции с практическими уроками.

Умер он в родном городе около 925 года.

Достижения в медицине

Считается, что Ар-Рази является автором таких нововведений в хирургии, как использование ваты для обработки ран и создание специального медицинского инструмента для извлечения инородных тел из гортани. Одним из первых он стал использовать при закрытии ран брюшной полости саморассасывающиеся нитки, сделанные из стенки кишки барана.

Также, великий врач ввел в практику прививание жидкостью из пузырьков больных легкой формой оспы. Процедура был небезопасна и в некоторых случаев вызывала осложнения вплоть до летального исхода, однако в условиях эпидемий она все же помогала снизить смертность от оспы.

Наконец, Ар-Рази ввёл в медицинскую практику составление истории болезни для каждого больного.

Труды Ар-Рази

Ар-рази был не только врачом, но и философом. Всего под его авторством было создано 184 сочинения, 61 из которых сохранилось. Лишь часть из них была посвящена медицине. Многие работы Ар-рази были переведены на латынь и широко распространились среди врачей Западной Европы.

Готовые работы на аналогичную тему

Кроме перечисленных, к его авторству относят множество мелких сочинений, посвященных анатомии и физиологии различных органов, а также их заболеваниям.

Легенды про Ар-Рази

Существует легенда, согласно которой Ар-Рази очень тщательно выбирал место для строительства своей клиники в Багдаде. Предполагая наличие связи между некоторыми болезнями и чистотой воздуха, мудрейший врач посчитал, что в наиболее безопасных местах гниение мяса происходит медленнее. По его указанию были вывешены куски мяса в разных частях города, и выбрано то место, где мясо начало гнить позже всего.

Ходила также другая легенда о том, как Ар-Рази потерял зрение. Некоторые исследователи считают, что на зрение повлияли многочисленные химические опыты с едкими веществами. Однако согласно легенде, слепоту вызвал удар кнутом, которым наградил его халиф Хорасан Абу Салих Мансур ибн Исхак. Заинтересовавшись сочинениями Ар-Рази по алхимии, он обеспечил строительство дорогостоящей лаборатории для него. Но когда он увидел неудачные опыты ученого, разозлился и ударил последнего.

Ар-Рази был не только талантливым врачом, но и великим ученым, оставившим после себя огромное наследие.

6. Литература для преподавателей (в т.ч. на электронных носителях).

1.Лисицын, Ю. П. История медицины: учебник для студ. мед. вузов / Ю. П. Лисицын. – М, 2010. – 304 с. – Режим доcтупа:

ЗАНЯТИЕ 6

1.Тема и ее актуальность.Медицина Средневековья ХV-ХVI вв. Медицина Западной Европы и народов Американского континента.

Изучение основных этапов развития медицины Средневековья ХV-ХVI вв. имеет большое значение для формирования научного мировоззрения, позволяет ознакомиться с основными достижениями медицины Западной Европы и народов Американского континента.

2.Цель занятия.

Показать основные аспекты развития медицины Западной Европы и народов Американского континента в ХV-ХVIвв.

знать:

-основные этапы и важнейшие черты медицины Средневековья;

- систему высшего медицинского образования в Западной Европе.

- негативное влияние теологического мировоззрения и схоластики на медицину.

- причины средневековых эпидемий (чумы, лепры, оспа).

- особенности медицины народов Американского континента

уметь:

- работать с аудиторией.

владетьОК-1,ОК-3,ОК-5.

3.Контрольные вопросы

Информационный блок.

5.1. Общая характеристика состояния медицины Западной Европы в эпохуклассического средневековья.

Эпоху становления и развития феодализма в Западной Европе (5—13 вв.) обычно характеризовали как период упадка культуры, время господства мракобесия, невежества и суеверий. Деятели Возрождения (15—16 вв.) и Нового времени (17—18 вв.), борясь с феодализмом и сковывавшими развитие философской и естественнонаучной мысли религиозно-догматическим мировоззрением, схоластикой, противопоставляли уровень культуры своих непосредственных предшественников, с одной стороны, античности, с другой — создаваемой или новой культуре, оценивая период, разделяющий античность и Возрождение, как шаг назад в развитии человечества.

В силу объективно сложившихся исторических обстоятельств варварские племена, завоевавшие всю территорию Западной Римской империи, не стали и не могли стать преемниками позднеантичной культуры. На Западе церковь взяла под контроль культурное развитие и духовную жизнь, просвещение и медицину. Церковники утверждали, что все возможные знания уже изложены прежде всего в Священном писании. Новые открытия отрицались.

Основой всякого знания объявлялось учение Аристотеля. 384-322 гг. Труды Аристотеля: "История животных", "О частях животных", "О движении животных" долгое время служили источником сведений по зоологии и в некоторой мере основой для описательной и сравнительной анатомии. Учение о биологической целесообразности, в т.ч. и о взаимодействии органов в организме, а также о жизни и развитии организмов как о процессе целеустремленного движения к форме, оказало большое влияние на медико- биологические взгляды Галена, на всю медицину средневековья. Всякое позитивное знание имело право на существование как средство для иллюстрации теологических истин. Отсюда процветание мистики Даже в XVII в. сохранилась вера в колдовство. Борьба с ним являлась одной из важных функций государственных судебных органов. В 8 в. народы Европы создали национальную письменность, приспособив латинский алфавит к своим диалектам. Возникают университеты, светская школа. Начало развиваться и опытное знание. Все исследования средневековые ученые проводили исключительно с теологическими целями

Однако в области медико-санитарного дела средневековая Европа не внесла ничего нового. Баня стала в средние века редкостью. Общественных бань не было, как и в частных жилищах. Только в монастырях помещения для мытья. Но в XII в. Баня становится модой. В Париже в 1292 г. 26 общественных бань. Мусор выбрасывали в реки или близлежащие рвы. Служба мусорных повозок была организована в Париже лишь в XIV в. Отхожие места были далеко не в каждом доме. Отходы, нечистоты в специальные ямы. Водосточные канавы в XIV-XVI вв. В связи с отсутствием санитарии большое количество эпидемий. Врачи практически не могли распознавать это заболевание. Возбудители неизвестны, лечения не существовало. Смертность 70-97%. Испытанный рецепт -бежать из зараженной местности скорее, дальше и возвращаться позже. Функции больниц (при церковных учреждениях в основном) выходили за рамки лечебного учреждения. Позднее появились больницы, основанные городскими сеньорами и состоятельными гражданами. Больницы превращаются в благотворительные учреждения, доступ в которые открыт только бюргерам. Больница по прежнему под покровительством церкви и имущество ее в силу того неприкосновенно. Поэтому состоятельные граждане охотно вкладывали свои средства в больницы. Научная медицина слабо развита. Магия, астрологические наблюдения и религия. Кровопускание и очистка желудка основные лечебные средства сочеталось с чтением "Отче наш" . Лечебные свойства приписывались драгоценным камням и всевозможным раритетам (печень жабы). Хирургия под запретом.

В целом уровень практической медицины в средневековой Европе был ниже, чем в Византии и странах арабского Востока. Накапливался значительный материал в хирургии.

Хирурги делились на группы: камнесечцы, костоправы, цирюльники, они же кровопускатели. Низшую группу составляли банщики - мозольные операторы. Во Франции хирурги раньше всего добились равноправия. Они получили возможность открывать школы.

5.2. Характерные черты средневековой науки Западной Европы. Схоластика и медицина.

Средневековая схоластика (от греч. schole-—школа) —тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением мысли авторитету догмата веры.
Всякое позитивное знание имело право на существование лишь как средство для иллюстрации теологических истин. На этом фоне процветали различные мистические представления, заменяющие и вытесняющие рациональное знание.
Достаточно сказать, что даже в 17 веке, в период подъема материалистической философии и опытного естествознания, не только сохранялась вера в колдовство, но и борьба с ним являлась одной из важных функций государственных судебных органов. Известный французский судья А. Реми (первая половина 17 в.) гордился тем, что ему удалось приговорить к сожжению около 900 колдунов и колдуний.
Средневековые схоласты исключили из учения Галена его выдающиеся экспериментальные достижения в области строения и функций живого организма, в то время как некоторые его теоретические представления (о целенаправленности всех жизненных процессов в организме человека, о пневме и сверхъестественных силах) были возведены в религиозную догму и стали знаменем схоластической медицины средневековья. Таким образом, возник галенизм — искаженное, одностороннее толкование учения Галена. Опровержение галенизма, восстановление истинного содержания учения Галена, а также анализ и исправление его ошибок потребовали колоссального труда и титанических усилий многих медиков эпохи Возрождения и последующего периода.

5.3. Развитие образования. Университеты. Научные центры: Салерно, Монпелье и др. Арнольд из Виллановы и его труд "Салернский кодекс здоровья".

В 9—10 вв. общий уровень просвещения в Западной Европе повысился. Были учреждены крупные соборные школы в Шартре, Реймсе, Йорке и других городах для подготовки высшего духовенства, появились светские школы — дворцовая школа Карла Великого, высшая школа в Type (796) и др. На базе соборных и крупных светских школ возникли университеты в Болонье (1158), Оксфорде (12 в.), Кембридже (1209), Париже (1215), Саламанке (1218), Падуе (1222), Неаполе (1224), Монпелье (1289), Праге (1348), Кракове (1364) и других городах. С самого их основания и вплоть до 15—16 вв. унты были главным образом учебными заведениями для духовенства. Это было вполне естественным явлением, поскольку духовенство монополизировало все сферы деятельности, требовавшие образования. Первоначально университеты представляли собой корпорации ученых и учащихся, аналогичные цехам

В период развитого средневековья центрами средневековой медицины стали университеты. В XI в. Первоначально университеты представляли собой корпорации ученых и учащихся, аналогичные цехам. Возник университет в Салерно, преобразованный из Салернской медицинской школы близ Неаполя, а в XI – XIII вв., возникли университеты в Болонье, Монпелье, Париже, Падуе, Оксфорде и других местах. Число учащихся на медицинских факультетах не превышало 10 человек. Выпускники средневековых университетов, врачи-интернисты (терапевты) диагностировали заболевания на основе исследования пульса, по внешнему виду мочи, причем иногда ставили диагноз и назначали лечение заочно, без осмотра пациента.

В 1238 г. разрешено профессорам Салернской мед.школы вскрывать для демонстрации 1 труп в 5 лет. Первое судебно-медицинское вскрытие было произведено в Болонье, в 1302 г. Только в 14-15 вв.отдельные университеты начали получать разрешение на анатомические демонстрации. Широкое распространение получили мистические представления. Звездочеты, колдуны, гадалки успешно конкурировали с врачами.

Талисманы, гороскопы, заклинания. Лишь в двух университетах - в Салерно и Монпелье преподавание медицины велось на достаточно высоком уровне. Салернская школа носила светский характер. Ей было представлено право присваивать звание врача и выдавать лицензии. Обучению в школе предшествовал 3-х летн. подготовительный курс, затем 5 лет изучалась медицина, потом годичная стажировка. (Интернатура)

В Салернской школе получили образование многие знаменитые врачи. Женщинам также разрешалось учиться, но неизвестен характер их подготовки. Вероятно, дамы специализировались в акушерстве, покидая школу профессиональными сиделками или повитухами.

Салернская школа оказала большое положительное влияние на медицину средневековой Европы. Она была тем центром, откуда распространялись идеи, далекие от схоластики. Лучшим сочинением Салернской медицинской школы за всю ее тысячелетнюю историю явилась небольшая поэма "Салернский кодекс здоровья".Ее автор - Арнольд из Виллановы (1235-1311), прославленный ученый, врач и химик средневековья, впоследствии - магистр университета в Монпелье.
Поэма посвящена диететике и предупреждению болезней. В ней приведены также некоторые сведения о строении человеческого тела (например, о количестве костей, зубов и крупных кровеносных сосудов). В красочной форме описал Арнольд четыре темперамента у людей.
Труд Арнольда из Виллановы, изданный впервые в 1480 г., был переведен на многие европейские языки и переиздавался более 300 раз.

Арнальдо изложил в кодексе рекомендации о диетике и профилактике болезней, а также привел известные сведения о строении человеческого тела, описав кости, зубы и кровеносную систему. Самым ярким описанием стали представления о четырех темпераментах, к тому времени уже знакомые большинству медиков.

Традиции Салернской школы частично продолжала медицинская школа в Монпелье, основанная при доминиканском монастыре в 768 г. В конце 11 — начале 12 в. для преподавания в Монпелье начали привлекать выпускников Салернской школы. В 1137 г. школа отделилась от монастыря. В 1145 г. в Монпелье был открыт городской госпиталь, на базе которого проводилось практическое обучение студентов школы. В 1220 г. был определен статут школы: оставаясь (формально подчиненной епископу, школа получила право иметь собственную выборную администрацию во главе с канцлером — светским лицом, избрание которого утверждалось епископом.

Относительно клинической медицины самым прогрессивным считался университет в Монпелье. Здесь программой предусматривалась лечебная практика, проходившая в загородной больнице. Если в начале XIII века студенты учились, посещая операции профессоров, то с 1240 года была введена обязательная полугодовая практика вне стен Alma mater. В 1309 году период клинической стажировки увеличился до 8 месяцев. В других университетах хирургия не преподавалась и даже не входила в число медицинских дисциплин.

Перу знаменитого средневекового врача Абу Бакра Мухаммада ар-Рази (865-925 гг.) принадлежат многочисленные сочинения, из которых до нас дошли 61. Многие из его трудов были переведены на латинский язык еще в X-XIII в. Советы, которые он дает в них, могут быть полезными и для современных медиков.



Читайте также: