Сочинение повествование по сюжетным картинкам 5 класс

Обновлено: 08.07.2024

3 Рассмотрите рисунок. Что изображено на нём? В качестве чего может быть это использовано: экспозиции, завязки, кульминации, развязки?

4 Почему изменился внешний вид снеговика? Составьте предложения, включив в них описание внешнего вида снеговика.

5 Что произошло со снеговиком? Опишите природу, изменения, произошедшие со снеговиком. Почему снеговик начал таять? Можно ли считать это кульминацией рассказа?

6 Что случилось со снеговиком? Куда он исчез? Для чего его зимой слепили ребята? Что осталось от снеговика? Можно ли изображённое на рисунке считать развязкой рассказа?

7 Что случилось дальше? Какое продолжение получила история со снеговиком? Что решили сделать ребята из метлы и палки с чугуном? Для чего?

8 Расскажите, что делают ребята? Дайте им имена, оцените их действия, характер и последовательность работы.

9 Расскажите, что делают ребята? Что можно сказать об их трудолюбии и целеустремлённости?

13 Продолжите повествование. Что делают ребята? А как ведут себя два щенка? Почему им тоже интересно ловить бабочек? Опишите героев этой истории.

14 Понятно ли, что ребята слишком увлеклись? Расскажите об этом, продолжив рассказ. Опишите действия щенков. Как вы думаете, они помогали мальчикам или увлеклись забавным занятием?

15 Докажите, что изображённое на рисунке можно считать кульминацией этой забавной истории. Расскажите об этом, использовав смешные словосочетания. Бабочку герои поймали? Поймали друг друга?

16 Что произошло дальше? Кто пришёл героям на помощь? Можно ли считать этот рисунок развязкой? Почему?

19 Это начало забавной истории. Как вы думаете, почему? Что решили сделать ребята? С какой целью? Кого они опасались? Кто мог посягнуть на богатый урожай капусты?

20 Какое продолжение получила эта история? Как ведут себя два сторожа? Опишите непрошеного гостя. Дайте ему кличку. Почему он ведёт себя так агрессивно? Как вы думаете, он сумеет пересилить двух щенков?

21 Расскажите, что предприняли щенки, чтобы выгнать козла с огорода? Как ведёт себя непрошеный гость? Расскажите, что, по-вашему, произошло дальше?

22 Расскажите, как удалось щенкам перехитрить козла? Что они сделали, чтобы спасти от него капусту? Используйте в своём рассказе глаголы в сочетании с наречиями.

23 Расскажите, что видите на этом рисунке? Где оказался козёл? Сможет ли он теперь поесть капусту? В каком настроении пребывают щенки-сторожа? Можно ли считать этот рисунок развязкой?

24 Чем закончилась эта забавная история? Почему этот рисунок можно считать развязкой рассказа? Запишите свой рассказ или расскажите его так, чтобы всем захотелось посмеяться.

25 Страшный зверь 4.

27 Что увидели ребята, когда решили отдохнуть у толстого дерева? Что их так напугало? Кто мог прятаться в тёмном таинственном дупле? Кого могли представить себе дети?

28 Расскажите, что произошло дальше. Почему дети побежали за помощью? Кого они встретили? Докажите, что дети испугались. Опишите их внешность.

29 Что могли рассказать дети леснику? Что это мог быть за зверь, которого они так испугались? Почему лесник задумался? Расскажите, что вы видите на рисунке.

30 Согласны ли вы, что это продолжение забавной истории? Можно ли считать это кульминацией рассказа? Почему?

31 Расскажите, что вы видите на этом рисунке? Что делает лесник? Чьи большие жёлтые глаза выглядывают из дупла? Как действие движется к развязке?

32 Вот так зверь. Чем закончилась эта история? Кого же так напугались дети? Какую пословицу можно использовать, чтобы закончить рассказ? А, может быть, ею можно рассказ озаглавить? Запишите рассказ или передайте его содержание устно так, чтобы слушать вас было интересно.

34 Эта удивительная история произошла во время прогулки в лес. А с чего всё началось? Придумайте героям рассказа имена, собаке дайте кличку. Докажите, что это завязка.

35 Кто нашёл упавшего с игрушечной машины плюшевого медвежонка? Как развивались события дальше? Что так удивило медведицу? Сравните внешний вид медведицы и игрушки.

36 Что решила сделать медведица? Почему она так настороженно смотрит на игрушку? Продолжите рассказ, использовав глаголы и наречия, которые помогают точнее описать действия медведицы.

37 Продолжите свой рассказ. Что вы видите на этом рисунке? Куда понесла медведица плюшевого медвежонка? Опишите медведицу.

38 Кому принесла медведица игрушку? Докажите, что это развязка забавной истории о находке. Придумайте своё название рассказа. Опишите медвежат. Почему можно сказать, что они очень обрадовались находке мамы-медведицы?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе представляет собой разработку к учебнику "Русский язык.5 класс"(автор Т.А.Ладыженская).Данный урок включен в тематическое планирование,является уроком развития речи.В ходе урока учащиеся работают с текстом,выделяют в нем элементы композиции,учатся составлять собственный текст по сюжетным картинкам.

Рассказ по сюжетным картинкам Бидструпа.

1.Подготовить уч-ся к написанию сочинения-повествования в жанре рассказа.

2.Повторить и закрепить знания о композиции сочинения повествовательного характера

3.Активизировать слова, связанные со спецификой работы на уроке.

4.Учиться восстанавливать сюжетную линию произведения по сюжетным картинкам.

5.Составить устный рассказ по картинкам.

У нас с вами сегодня очередной урок развития речи, но он несколько необычный тем, что писать на уроке мы будем мало, а много будем говорить и рассуждать.

Обратите внимание на СЛАЙД 1.

Работа по фразе.

-Какое это предложение по количеству грамматических основ?

-Назовите средства связи в предложении?

-Слов какой части речи больше в этом предложении?

-Для какого типа речи характерно частое употребление глаголов?

-Какой тип речи называется повествованием? Что вы о нем знаете?

Словарная работа.

-Какой синоним из данного определения мы можем подобрать к слову повествование?

-На каком уроке мы с вами встречаемся с этим жанром?

-Дайте определение, что такое рассказ.

2.Установка на восприятие нового материала.

Молодцы! Вы правильно определили тему нашего урока.

Тема нашего урока: Повествование. Рассказ.

А теперь попробуйте сформулировать цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова:

Познакомиться с.

-Для того, чтобы достичь цели, мы должны поставить перед собой задачи, с помощью которых мы и достигнем поставленную цель:

1.Повторить признаки типа речи повествования.

2.Узнать, что такое рассказ.

3.Познакомиться с основными частями рассказа.

4.Составить собственный рассказ.

-Какую из поставленных задач мы с вами уже выполнили?

3. Рассказ - один из повествовательных жанров.

-А что такое рассказ?

-Значит, в основе любого рассказа лежит случай. Подберите синонимы к этому слову.

Послушайте шуточное стихотворение и ответьте на вопрос: Что может служить сюжетом для рассказа?

Разве с вами никогда

Не случалось ничего?

Может быть, хоть иногда

Вы теряли кой-чего?

Или, может быть, однажды

Вам случалось вдруг найти

Что-то очень важное,

Что встречалось на пути?

Может, как-то заблудились

Вы в большом густом лесу?

Или в речку вы свалились?

Иль поймали вы лису?

Или вы окно разбили

И признаться не могли?

Или вы рекорд побили?

Иль кого - нибудь спасли?

Или, может, вдохновение-

Частый гость у вас в квартире,

Дарит вам стихотворенье

Иль сюжеты для картины?

-Сюжетов для рассказов может быть много, нужно только хорошенько подумать. Случаи бывают разные. Подберите прилагательные к слову СЛУЧАЙ (по цепочке):

Проверка. СЛАЙД 2.

Вывод: Итак, мы с вами узнали, что такое рассказ, что лежит в основе рассказа. Справились мы со второй задачей?

-Если человек решил построить дом, то сначала он узнает, как строили его те, кто это умеет делать, у кого уже есть дом. А нужно ли учиться строить рассказ?

-Вспомните, какие три основные части мы выделяем в любом сочинении?

-Эти части есть и в рассказе, но есть у него и свои особенности.

Работа со схемой построения рассказа.

4. Рассмотрение текста и выделение в нем элементов композиции.

-А теперь посмотрим, как построен конкретный рассказ, попробуем выделить в нем элементы композиции. Работа в группах.

Берег бродячих камешков.

Вступление Иду по берегу бухты. Волны лениво взбегают на пологий пляж, оставляя на камнях белый налет соли.

Завязка И вдруг..что это? Почудилось, будто один из пляжных камешков перебежал мне дорогу.

Развитие действия Я принялся разглядывать голыши под ногами. Они тускло блестели и лежали на своих метах неподвижно.

Кульминация В следующую минуту новый камешек ожил на моих глазах.

Приподнявшись со своего места, он заковылял к воде и с ходу бултыхнулся в нее.

Развязка Загадка разрешилась, когда я накрыл камешек. В нем оказалась выемка. А в выемке сидел крошечный крабик.

Заключение Природа не наделила краба крепким панцирем, вот и ищут они себе домики. Кто пустую раковину на себя наденет, кто в пустотелый камешек залезет. Хоть и тяжеловато, зато безопасно: хищная рыба не тронет.

-Какая третья задача стояла перед нами на уроке?

-Справились мы с ней?

-Назовите основные части рассказа.

5.Составление рассказа по сюжетным картинкам.

-Что же нам осталось выполнить, чтобы приблизиться к заветной цели?

-Откройте учебник упр. 625. Перед нами рисунки, выполненные датским художником Херлуфом Бидструпом. Он нарисовал историю, которая происходит в семье, решившей повесить на стену портрет отца. Одна из целей нашего урока - работа над развитием собственной речи, и следующий этап урока мы посвятим этому.

-Определите тип речи, который нужно использовать при изложении этой истории.

Работа на уроке построена таким образом, что сначала на примере текста-образца ученики определяют, чем руководствуется соавтор художника, составляя рассказ по сюжетным рисункам, а затем применяют полученные знания, работая над другой серией рисунков.

Методика работы по сюжетным рисункам близка к работе по картине, если последняя используется как наглядное средство для создания сочинений повествовательного характера. Но по сюжетным рисункам учащимся легче составить рассказ, поскольку рисунков, как правило, бывает несколько, и каждый из них соответствует какой-либо композиционной части сочинения-повествования (вступление, развитие действия, кульминация, развязка), а на картине запечатлен только один момент какого-либо события (чаще всего кульминация), а все остальное учениками домысливается в процессе работы над картиной. С такой работой неплохо справляются и слабо подготовленные ученики. Кроме того, эта форма деятельности развивает логическое мышление.

Цели урока:

подготовить учащихся к написанию сочинения-повествования в жанре рассказа;

повторить и закрепить знания о композиции сочинения повествовательного характера, дать понятие о композиции рассказа;

активизировать слова, связанные со спецификой работы на уроке: соавтор, экспозиция, композиция, кульминация;

способствовать формированию любви к слову и интереса к творческому труду писателя.

Предварительные упражнения творческого характера.

– Добрый день, милая Кряква! – сказала курочка.
– Здравствуй, Хохлатка! – ответила утка.
– Мне с моими цыплятами очень нужно перебраться на другой берег реки, но мы боимся воды и не умеем плавать. Ты не могла бы нам помочь? – попросила курица.
– Нет ничего проще. Садись мне на спину, а твои малыши пусть усаживаются на спинки моих утят да держатся покрепче. Так мы и перевезем вас через реку! – воскликнула утка.
– Спасибо тебе! – обрадовалась курица.
– Не за что, мы должны помогать нашим хорошим соседям! – проговорила утка.

– Мамочка, я устал! – сказал (захныкал) Ежонок.
– Не плачь, скоро придем домой, – сказала (уговаривала его) Ежиха.
– Я не могу больше идти дальше, – сказал (заплакал) Ежонок.
– Ну хорошо, садись в петлю на одной стороне моей палочки, а на другой будет наш узелок с продуктами, – сказала (ответила) Ежиха.
– Мамочка Ежиха, я чуть-чуть отдохну и пойду самостоятельно, – сказал (проговорил) Ежонок.

3. Составление рассказов по опорным словосочетаниям на основе сюжетных рисунков.

Рассмотрите рисунки, подумайте, о чем вы могли бы рассказать, используя их. Составьте рассказ, опираясь на приведенные ниже опорные словосочетания.

Солнеч(?)ный день, бе(з,с)облач(?)ное небо, (не)стерпимый зной, отправился прогулят(?)ся, решил искупат(?)ся, хотелось окунут(?)ся, быстро ра(з,с)делся, (с,з)бросил ботинки, (не)брежно набросил шляпу, вдоволь поплескат(?)ся, вышел на пе(?)чаный берег, замер от уд(?)вления, любила пр(?)нарядит(?)ся, хотела похвастат(?)ся, велич(?)во вышагивал, изумле(нн,н)ый теленок, последний крик моды.

Вступительное слово учителя.

Написал эти рассказы писатель и художник Владимир Сутеев – талантливый человек, придумавший много забавных историй, в которых действующими лицами являются животные. Он создавал и рисунки к своим рассказам. Дар художника позволил ему создать необыкновенные рассказы без слов – в рисунках. Зная о том, что многие дети любят сочинять, придумывать что-то, он предоставил своим зрителям такую возможность: рисунки есть, а текста нет, и каждый, кто рассматривает эти рисунки, может сам составить рассказ и стать своеобразным соавтором художника.
Но сначала давайте определим, кто же такой соавтор. Слово автор и его значение вам хорошо знакомы, а вот приставка со- встречается в словах не очень-то часто. Она очень интересная и в русском языке выполняет важную задачу: показывает, что кто-то вместе с кем-то что-либо совместно делает. Попробуйте, зная это значение приставки, определить:
– Кто такие сотрудники? (Люди, которые вместе трудятся.)
– Кто такие собеседники? (Те, кто участвует в беседе.)
– Кто такие соавторы? (Соавтор – человек, который вместе с кем-нибудь является автором чего-нибудь.)

Работа с готовым текстом-образцом, составленным по сюжетным рисункам.

Рассмотрите внимательно веселые рисунки В.Сутеева. Понравились ли они вам?

Подумайте, какой бы вы написали рассказ по этим рисункам, но вслух об этом пока не говорите. (учащиеся несколько минут молча думают над рассказом).

А сейчас послушайте, какой рассказ по этим рисункам уже написан одним пятиклассником.

ХОТЬ ЧЕРНЫ, ДА ЗАТО СВОИ

Понравился вам рассказ? Интересный ли он получился?

Определите тему и основную мысль текста. (В тексте рассказывается об одном случае, произошедшем с мамой курицей и ее цыплятами; основная мысль вынесена в заголовок рассказа.)

Соответствует ли тема и основная мысль рассказа теме и основной мысли авторских сюжетных рисунков? (Да, соответствует.)

Интересный получился вариант, но совершенно другой по сравнению с тем, что мы услышали в прочитанном рассказе. Следовательно, как соавторы художника вы должны очень тщательно обдумать тему и идею своего рассказа, чтобы не исказить замысел сюжетных рисунков. Это первое наше правило, которое мы занесем в нашу памятку соавтора.

Есть ли в услышанном вами тексте какие-то моменты, детали, соответствия которым на рисунках нет? (Есть, например: что делали малыши цыплята, пока не увидели трубу; что они подумали, этого никак нельзя отобразить на рисунках.)

Противоречат ли эти детали замыслу художника? (Нет, не противоречат.)

Следовательно, второе правило соавторства заключается в том, что вы как соавторы имеете право на художественный вымысел: можно домысливать то, что было до момента, изображенного на картинке, что произойдет после того, как сюжет на картинках окажется исчерпанным.

Посмотрите внимательно на рисунки. Есть ли на них какие-то детали, которые в рассказе не были отражены? (Есть. Например, в рассказ не включены описание места, где происходили события, указание на время, когда происходили события.)

Можно ли обойтись без этих деталей или их обязательно нужно включать в рассказ? (Можно и включать, а можно и не включать в рассказ.)

Еще одно правило, которое мы с вами установили, заключается в том, что вам не нужно описывать абсолютно все, что изображено художником на рисунке. Ваше дело – рассказать о событии.

Итак, представим себе, что рассказ мы уже написали. Стыдно будет, если кто-либо его прочитает и обнаружит какие-то нелепости, ошибки. Что нужно сделать после того, как рассказ написан? (Проверить, все ли правильно, и отредактировать рассказ.) Правильно, вы несете ответственность за качество своего рассказа. Еще одно правило: перечитайте вслух написанный рассказ, отредактируйте его самостоятельно, исправьте возможные ошибки.

А теперь вспомните: о чем я вас спросила, когда вы только прослушали рассказ ученика? (Интересный ли рассказ?)

Верно. Каждый автор должен думать о своих читателях, заботиться о них, стараться писать так, чтобы читать рассказ было интересно. Это последнее правило, которое мы с вами сегодня обсудили. Все вместе они составляют памятку соавтору – человеку, который совместно с кем-то является автором чего-либо. (Все правила записываются на доске учителем.)

Итак, анализируя текст рассказа, составленный вашим ровесником, мы увидели некоторые его особенности и составили памятку соавтора.

Памятка авторам рассказов (соавторам художников)

1. Внимательно рассмотрите рисунки, обдумайте тему и основную мысль своего рассказа. Помните о том, что вы соавторы художника: вы озвучиваете то, что нарисовано на картинке.
2. Как соавторы вы имеете право на художественный вымысел: можно домысливать то, что было до момента, изображенного на картинке, что произойдет после того, как сюжет на картинках окажется исчерпанным.
3. Вам не нужно описывать абсолютно все, что изображено художником на картинке. Ваше дело – рассказать о событии картинки.
4. Вы несете ответственность за качество своего рассказа. Перечитайте вслух написанный рассказ, отредактируйте его самостоятельно.
5. Позаботьтесь о своих читателях, постарайтесь написать так, чтобы читать ваш рассказ было интересно.

Работа над типом речи сочинения.

Какой тип речи характерен для данного рассказа? (Повествование.)

Почему именно повествование? (В тексте говорится о событиях, которые следуют друг за другом, а это особенность повествования.)

Какова композиция (построение) рассказа? (Завязка, развитие действия, кульминация, развязка.)

Найдите в рассказе эти части и разделите его в соответствии с его композицией на абзацы. (Учащиеся работают, выделяя следующие части: 1) Как-то раз. ; 2) Но вот на пути малышей. ; 3) Расстроилась мама курица. )

Какие вопросы можно задать к этому тексту? (К тексту можно задать ряд вопросов: что произошло? Как это случилось?)

Каковы грамматические особенности рассказа? (В рассказе много глаголов, чаще всего употребленных в прошедшем времени, предложений с прямой речью.)

Мы выяснили особенности текста, который придумал по рисункам В.Сутеева ученик. А теперь давайте обратимся к серии рисунков В.Сутеева, по которой вы будете составлять рассказ.

Работа над темой и основной мыслью сочинения.

Как вы думаете, о чем нам рассказали рисунки? (Рисунки рассказывают нам о том, как кошка хотела навредить собаке.)

Какой общей мыслью объединены рисунки? (Не нужно стараться делать плохое другому, так как ты сам можешь от этого пострадать.)

Можно ли подобрать заголовок, который отражал бы основную мысль рисунков (можно вспомнить и подходящую к данному случаю пословицу)? (Не рой другому яму – сам в нее попадешь. Хорошо смеется тот, кто смеется последним.)

Давайте выберем заголовок из тех вариантов, которые вы предлагали. (Не рой другому яму – сам в нее попадешь.)

Теперь нам нужно продумать последовательность работы над сочинением.

Учитель меняет рисунки местами. Видна ли последовательность действий, если расположить рисунки вразброс? (Последовательность действий не видна.)

Переставьте рисунки так, чтобы прослеживалась последовательность действий.

Какой композиционной части повествования соответствует каждый рисунок? (Первый рисунок – завязка, второй – развитие действия, третий – кульминация и развязка.)

Что получилось в результате? (Получился план сочинения.)

По этому плану вы будете писать сочинение, но сначала вспомним основные правила составления рассказов. (Учащиеся вспоминают содержание памятки, которую составили ранее.)

Вспомнив основные законы, которыми мы будем руководствоваться в работе, начнем составлять рассказ.

Собирание материала по рисункам, работа над языком рассказа.

Какое правило памятки мы уже выполнили? (Мы определили тему и основную мысль рассказа.)

Мы сказали о том, что как соавторы мы имеем право на вымысел. Подумайте: почему такие недружелюбные отношения сложились у кошки с собакой? Что могло предшествовать событию, изображенному автором на рисунке? (Наверное, кошка с собакой давно не ладили друг с другом. Может быть, это произошло потому, что собаке хотелось поиграть с кошкой – и пес весело гонялся за ней, а кошка сердилась на собаку и надеялась когда-нибудь отомстить.)

Возможно, что события развивались именно так до начала действия. Можно об этом рассказать в вашей работе? (Да, можно.)

Расскажите об этом. (Жили-были в одном дворе кошка Мурка и дворовый пес Шарик. Дружбы между ними большой никогда не было, а после того, как Шарик решил подшутить над Муркой и загнал ее на дерево, отношения их совсем испортились. Мурка старалась держаться от Шарика подальше, а Шарик облаивал ее при первой возможности.)

Все, о чем мы сейчас услышали, происходило до того события, которое изображено на рисунках художника. Мы с вами домыслили, придумали это, опираясь на определенную нами главную мысль рассказа. Такая часть рассказа, в которой характеризуется обстановка, предшествующая действию, называется экспозицией. Поскольку в составленном нами плане не отражена экспозиция, давайте добавим еще один пункт в наш план. (Испорченные отношения.) В данном случае наш рассказ будет начинаться с экспозиции, но бывает и так, что экспозиция следует за завязкой рассказа.

Что изображено на этой картинке? Расскажите об этом. (Однажды прилег Шарик возле стены дома отдохнуть и задремал. Увидела Мурка, сидевшая на подоконнике, что ее обидчик мирно спит, и решила сыграть с ним злую шутку. Рядом с Муркой на подоконнике стоял горшок с цветком. Подтолкнула его тихонько Мурка лапкой раз, другой – горшок и полетел вниз.)

Расскажите о том, как развиваются события, что происходит. (Кошка с восторгом смотрела на летящий горшок, радуясь, что так удачно все придумала. Шарик услышал посторонние звуки, проснулся, приподнял ухо, пытаясь разобраться, что же происходит.)

А где же кульминация и развязка? (Кульминация и развязка на третьей картинке.)

Составьте эту часть рассказа. (Да только вышло все не так, как хотелось кошке. Упал горшок на грабли, стоявшие под окном. Грабли наклонились в другую сторону и со всей силой ударили Мурку по носу. У бедной кошки даже искры из глаз посыпались.)

Какими словами мы закончим свой рассказ, чтобы главная мысль нашего рассказа была отражена? (Вот и получается: не рой другому яму, сам в нее попадешь.)

Итак, мы составили рассказ по рисункам В.Сутеева, стали его соавторами. Понравилась вам эта работа?

Самостоятельное составление рассказа

Каждый из вас должен подобрать заголовок, составить план, написать рассказ, но один вариант расскажет нам эту историю от лица собаки, второй – от лица кошки. Попробуйте включить в свою работу экспозицию, о которой мы с вами говорили в начале рассказа или после первого этапа рассказа – завязки.

Примерные варианты выполненных работ:

ГРАБЛИ ВОССТАНАВЛИВАЮТ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

1. Не подозревая беды.
2. Посторонние звуки.
3. Справедливость восторжествовала.

Было это однажды летом. Набегался я с соседскими собаками, прилег отдохнуть возле соседнего дома. Разогрелся на солнышке, да и заснул. И совершенно забыл о том, что прямо над моей головой живет противная белая кошка. Мы с ней давно не ладили. Меня всегда раздражало то, что она вылизывает свою шерсть и ходит, задрав хвост кверху.
Пока я спал, это вредное создание решило сыграть со мной злую шутку. Она сбросила на меня тяжеленный горшок с цветами, стоявший на подоконнике. Я этого не видел, это мне соседский Барбос рассказал. Я сквозь сон услышал только шум какой-то непонятный. Навострил ухо, приоткрыл глаз: смотрю – горшок летит.
Не успел я даже привстать, как он упал прямо рядом со мной на зубцы грабель. Грабли наклонились – и как дали по носу кошке. У нее даже искры из глаз посыпались. И поделом! Справедливость восторжествовала! Враг был наказан.

1. Дай-ка я его проучу!
2. Что сейчас будет!
3. Не повезло.

Сижу я как-то на подоконнике, греюсь на солнышке, поглядываю на прохожих. И надо же такому случиться: посмотрела вниз, а под окном моего дома развалился и нахально спит соседский Шарик – мой злейший враг. Сразу вспомнила я о том, как он загонял меня на дерево, и мне часами приходилось сидеть на ветке, как будто я птица какая-нибудь. И решила я Шарику отомстить.
Рядом со мной на подоконнике стоял горшок с цветком. Я подумала, что это – подходящее средство для мести, и столкнула его прямо на Шарика. Сердце мое ликовало. Но я рано радовалась. Злополучный цветок упал не на Шарика, а на стоявшие рядом грабли, прямо на острые зубцы.
Что было потом, помню плохо. Знаю точно, что в ушах зазвенело, а из глаз искры посыпались. Грабли со всей силой ударили меня прямо по носу. В результате нос распух, глаз заплыл. Стыдно на улицу выйти: соседские коты смеются! Вот такое ужасное невезение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Рассказ по сюжетным картинкам Бидструпа.

1.Подготовить уч-ся к написанию сочинения-повествования в жанре рассказа.

2.Повторить и закрепить знания о композиции сочинения повествовательного характера

3.Активизировать слова, связанные со спецификой работы на уроке.

4.Учиться восстанавливать сюжетную линию произведения по сюжетным картинкам.

5.Составить устный рассказ по картинкам.

У нас с вами сегодня очередной урок развития речи, но он несколько необычный тем, что писать на уроке мы будем мало, а много будем говорить и рассуждать.

Обратите внимание на СЛАЙД 1.

Работа по фразе.

-Какое это предложение по количеству грамматических основ?

-Назовите средства связи в предложении?

-Слов какой части речи больше в этом предложении?

-Для какого типа речи характерно частое употребление глаголов?

-Какой тип речи называется повествованием? Что вы о нем знаете?

Словарная работа .

-Какой синоним из данного определения мы можем подобрать к слову повествование?

-На каком уроке мы с вами встречаемся с этим жанром?

-Дайте определение, что такое рассказ.

2.Установка на восприятие нового материала.

Молодцы! Вы правильно определили тему нашего урока.

Тема нашего урока: Повествование. Рассказ.

А теперь попробуйте сформулировать цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова:

Познакомиться с.

-Для того, чтобы достичь цели, мы должны поставить перед собой задачи, с помощью которых мы и достигнем поставленную цель:

1.Повторить признаки типа речи повествования.

2.Узнать, что такое рассказ.

3.Познакомиться с основными частями рассказа.

4.Составить собственный рассказ.

-Какую из поставленных задач мы с вами уже выполнили?

3. Рассказ - один из повествовательных жанров.

-А что такое рассказ?

-Значит, в основе любого рассказа лежит случай. Подберите синонимы к этому слову.

Послушайте шуточное стихотворение и ответьте на вопрос: Что может служить сюжетом для рассказа?

Разве с вами никогда

Не случалось ничего?

Может быть, хоть иногда

Вы теряли кой-чего?

Или, может быть, однажды

Вам случалось вдруг найти

Что-то очень важное,

Что встречалось на пути?

Может, как-то заблудились

Вы в большом густом лесу?

Или в речку вы свалились?

Иль поймали вы лису?

Или вы окно разбили

И признаться не могли?

Или вы рекорд побили?

Иль кого - нибудь спасли?

Или, может, вдохновение-

Частый гость у вас в квартире,

Дарит вам стихотворенье

Иль сюжеты для картины?

-Сюжетов для рассказов может быть много, нужно только хорошенько подумать. Случаи бывают разные. Подберите прилагательные к слову СЛУЧАЙ (по цепочке):

Проверка. СЛАЙД 2 .

Вывод: Итак, мы с вами узнали, что такое рассказ, что лежит в основе рассказа. Справились мы со второй задачей?

-Если человек решил построить дом, то сначала он узнает, как строили его те, кто это умеет делать, у кого уже есть дом. А нужно ли учиться строить рассказ?

-Вспомните, какие три основные части мы выделяем в любом сочинении?

-Эти части есть и в рассказе, но есть у него и свои особенности.

Работа со схемой построения рассказа.

4. Рассмотрение текста и выделение в нем элементов композиции.

-А теперь посмотрим, как построен конкретный рассказ, попробуем выделить в нем элементы композиции. Работа в группах.

Берег бродячих камешков.

Вступление Иду по берегу бухты. Волны лениво взбегают на пологий пляж, оставляя на камнях белый налет соли.

Завязка И вдруг..что это? Почудилось, будто один из пляжных камешков перебежал мне дорогу.

Развитие действия Я принялся разглядывать голыши под ногами. Они тускло блестели и лежали на своих метах неподвижно.

Кульминация В следующую минуту новый камешек ожил на моих глазах.

Приподнявшись со своего места, он заковылял к воде и с ходу бултыхнулся в нее.

Развязка Загадка разрешилась, когда я накрыл камешек. В нем оказалась выемка. А в выемке сидел крошечный крабик.

Заключение Природа не наделила краба крепким панцирем, вот и ищут они себе домики. Кто пустую раковину на себя наденет, кто в пустотелый камешек залезет. Хоть и тяжеловато, зато безопасно: хищная рыба не тронет.

-Какая третья задача стояла перед нами на уроке?

-Справились мы с ней?

-Назовите основные части рассказа.

5.Составление рассказа по сюжетным картинкам.

-Что же нам осталось выполнить, чтобы приблизиться к заветной цели?

-Откройте учебник упр. 625. Перед нами рисунки, выполненные датским художником Херлуфом Бидструпом. Он нарисовал историю, которая происходит в семье, решившей повесить на стену портрет отца. Одна из целей нашего урока - работа над развитием собственной речи, и следующий этап урока мы посвятим этому.

-Определите тип речи, который нужно использовать при изложении этой истории.

-Пронумеруйте картинки и соотнесите их с частями плана.

Записи в тетради:

Вступление. Завязка сжета-1,2,3.

Основная часть. Развитие действия, его кульминация-4,5,6,7,8.

3. Заключение. Развязка-9,10.

Проверка по СЛАЙДУ 3.

2-3 ученика составляют рассказ (устно).

-Чей рассказ вам понравился больше?

6. Рефлексия.

-Выполнили мы все задачи, которые ставили на урок?

-Чему научились на уроке?

7. Домашнее задание.

Написать сочинение по картинкам.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 932 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 723 материала в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.05.2020 299
  • DOCX 22.1 кбайт
  • 10 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Вечканова Оксана Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: