Сочинение повествование на основе личного опыта

Обновлено: 02.07.2024

ВложениеРазмер
soch._po_nablyud_v_3_klasse.docx 35.66 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинения на основе опыта и наблюдений учащихся.

Требования к речи учащихся.

Развивая речь учащихся, школа придерживается ряда совершенно ясных, четко определенных характеристик речи, к которым следует стремиться и которые служат критериями оценки ученических устных и письменных высказываний.

Во-первых, это требование содержательности . Рассказ или сочинение должны быть построены на хорошо известных ученику фактах, на его наблюдениях, жизненном опыте, на сведениях, почерпнутых из книг, из картин, радиопередач. Пользуются успехом в начальных классах также сочинения на основе творческого воображения (опыт В. А. Сухомлинского, под руководством которого дети сами сочиняли прекрасные сказки, приобрел всемирную известность).

Методика развития речи учащихся требует тщательной подготовки материала для рассказов, сочинений: сбора материала, его обсуждения, дополнения, отбора, выделения главного, расположения в нужной последовательности.

Вторым требованием к речи является логика речи : последовательность, обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие чего-либо лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих из содержания. Логически правильная речь предполагает обоснованность выводов (если они есть), умение не только начать, но и завершить высказывание. Логика речи определяется хорошим знанием предмета, а логические ошибки являются следствием неясного, нечеткого знания материала, непродуманности темы.

Указанные два требования касаются содержания и структуры речи; последующие требования относятся к ее языковому оформлению.

Точность речи (третье требование) предполагает умение говорящего или пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства — такие слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения, которые передают все признаки, присущие изображаемому.

Сочинение – высшая форма проявления творческих способностей ребенка, требующая от него высокого напряжения, особенно на начальной стадии обучения.

Известно, что сочинения в 1–4 классах должны быть обучающими, т. е. на уроках подготовки и проведения сочинений нужно учить, о чем писать и как писать. Учитель обязан организовывать наблюдения, учить детей видеть и слышать мир, замечать в нем прекрасное, восторгаться и гармонией красок осеннего дня, и многообразием световых оттенков снега под лучами солнца, и звонкой песней жаворонка. К таким сочинениям нужно тщательно готовиться как учителю, так и учащимся.

Прежде всего, учитель должен определить тему сочинения, объекты для наблюдения, подобрать слова, которыми считает необходимым обогатить речь учащихся, дать конкретное задание по сбору материала для творческой работы, организовать экскурсию.

На следующем уроке обсуждаются впечатления от экскурсии, составляется план сочинения, идет работа над новыми словами; учащиеся устно составляют рассказы по плану, упражняются в предупреждении возможных стилистических ошибок.

После такой подготовки дети не будут мучительно вспоминать цитаты из прочитанного об осени. В их памяти запечатлелись краски осеннего дня, сложилось совершенно конкретное представление об этом небольшом кусочке реальной действительности.

Хорошо организованная экскурсия в лес, парк, сад может обогатить душу и сознание ребенка яркими впечатлениями, взволнует. Пусть дети внимательно присмотрятся к деревьям, приметят, какой ствол, например, у березки, какой у тополя, как расположены ветки, какого цвета листочки.

Учитель при этом сосредоточивает внимание детей на тех картинах природы, которые способны возбудить сильные чувства, вызвать эстетическое наслаждение. Он приглашает детей полюбоваться, как на фоне голубого неба выглядит группа белоствольных березок, как необыкновенно красивы тонкие веточки плакучей ивы, какой тонкий аромат издают молодые листочки тополя, какими нарядными стали плодовые деревья. Замечено, что даже слабые ученики пишут неплохие сочинения о тех явлениях и объектах природы, которые волнуют, вызывают подъем чувств.

Здесь же, на экскурсии, важно заставить детей выражать вслух свои мысли и чувства, находить точные и выразительные слова для описания увиденного. Так, услышав от детей, что небо голубое, учитель обязательно расскажет об оттенках голубого цвета и попросит затем точнее определить цвет неба над головой. Подумав, учащиеся находят более точные определения: небо сегодня нежно-голубое, светло-голубое. Вместе думают о том, как можно сказать о небе, если на нем нет ни одного облачка, и уясняют, что сегодня оно безоблачное, чистое, ясное, высокое; солнце на нем яркое, ласковое; весенний ветер нежный, ласковый, легкий, слабый, приятный; воздух теплый, прозрачный, ароматный.

Экскурсия не единственный прием подготовки к сочинению, и далеко не все темы следует готовить таким образом. Основой многих сочинений могут быть индивидуальные личные наблюдения, чтение тематических произведений, организуемые учителем.

На уроках необходимо помочь найти детям нужные слова для описания, уточнить сведения, полученные в ходе наблюдения, чтения, помочь правильно понять и осмыслить увиденное или прочитанное. Поэтому беседа, устные рассказы детей расцениваются как необходимые элементы в структуре уроков обучающего сочинения.

Детские сочинения будут действительно творческими, если их авторы научатся искать и находить самые точные и яркие слова для выражения своих мыслей.

Обращает на себя внимание и синтаксическое оформление сочинений младших школьников. В этих работах преобладают конструкции простых распространенных предложений ( Наступила поздняя осень. С деревьев падают желтые листья ), часто они осложняются однородными членами (Небо стало хмурое и серое. Уже улетели скворцы, грачи и жаворонки). Каждое из этих простых предложений обычно строится правильно, но целый текст нередко пестрит стилистическими погрешностями. Типичный недочет синтаксиса детских сочинений – повторение одних и тех же слов. В сочинениях о природе, например, чаще всего повторяются глаголы быть и стать.

Наступила ранняя осень. Погода стоит ветреная. Деревья стали снимать свой наряд. Некоторые птицы стали готовиться к отлету. Они стали летать стайками, стали укреплять свои крылья.

Ясно светило солнышко. Небо было чистое. И воздух был приятный. Было тихо. На дороге не было грязи.

Иногда, чтобы подчеркнуть временную завершенность действия, учащиеся употребляют наречие уже, не замечая при этом, что в связном изложении мыслей оно повторяется:

Наступила поздняя осень. Ласковое солнце уже не светит. Небо стало серое. На деревьях уже нет листьев. Трава желтая. Цветы уже повяли.

Очень много повторов местоимения я и других слов допускают учащиеся в сочинениях о себе, о своих занятиях, интересах, увлечениях:

Летом я научился плавать. Я ходил купаться на реку. Я с дедушкой ходил рыбачить. Я помогал маме мыть посуду, полы. Лето я провел хорошо.

Подобные ошибки дети, видимо, даже не замечают в своих сочинениях.

Как предупреждать стилистические ошибки указанного типа? Как научить школьников более внимательно относиться к собственной речи?

Работу по предупреждению повторов следует начинать с первых сочинений, с тех, которые составляются коллективно и записываются под руководством учителя.

Учащиеся должны твердо знать, что повторение одних и тех же слов портит речь, что язык наш необыкновенно богат, что при желании можно найти немало слов для правильной, точной и образной передачи мыслей.

Для дальнейшей систематической работы по предупреждению стилистических ошибок можно рекомендовать такие упражнения, как сопоставление двух сочинений на одну и ту же тему с последующими стилистическими выводами, редактирование сочинений, подбор лексических и синтаксических синонимов, взаимопроверка написанных работ с точки зрения стиля.

Например, вниманию учащихся предлагается два небольших сочинения, записанных на доске. Учитель просит прочесть эти работы и сказать, какая из них нравится больше и почему.

Следующая за этим коллективная переработка сочинения поможет детям практически усвоить некоторые правила стилистики, научит более критично относиться к собственным работам творческого характера.

Особенно полезна для повышения стилистической грамотности переработка сочинений, в которых необходимо заменить целые фразы их синтаксическими синонимами. Возьмем такой отрывок из сочинения:

Наступила поздняя осень. На улице стало холодно. Солнышко стало меньше греть. Дни становятся короче.

Чтобы устранить в нем повторение глагола - связки стать , необходимо предложение На улице стало холодно заменить другим: На улице холодно; На улице похолодало. То же самое следует сделать и с предложением Солнышко стало меньше греть. Работа эта для учащихся младших классов трудна, но проводить ее совершенно необходимо, в противном случае перечисленные ошибки будут повторяться в последующих работах учащихся.

Вся система работы над сочинением должна убедить учащихся в том, что лучшими считаются не те сочинения, в которых много эпитетов, сравнений и фраз, взятых из книг. Высокой оценки заслуживают такие работы, авторы которых пишут о себе и окружающей их жизни правдиво, ясно, подбирая наиболее точные слова и предложения для выражения каждой мысли.

Урок по развитию речи для учащихся 3 класса.

Тема: Сочинение по наблюдениям.

Цель: Формирование умения выражать свои мысли и чувства об увиденном в письменной речи.

  • Формирование у мл. школьников умения наблюдать за изменениями в живой природе.
  • Обучение детей способам отбора языкового материала по теме наблюдения.
  • Формирование речевых умений:

- осмысливать тему и её границы;

- ставить задачу своего высказывания;

- отбирать материал в соответствии с темой и задачей высказывания;

- выбирать тип текста в зависимости от задачи высказывания;

- обучение детей самоанализу результата работы.

Подготовка к уроку

До урока учитель проводит экскурсию в парк или лес с целью организации наблюдений за изменением осеннего убранства деревьев. В ходе экскурсии выясняется:

- какие чувства испытывают дети от увиденного;

- что особенного происходит с деревьями;

- в чем проявляется волшебство осеннего леса;

- что может испытывать дерево в осеннюю пору (особое внимание уделяется рябине, так как именно она станет объектом описания на уроке).

Желательно результаты наблюдений (не только изменения природы, а главное, изобразительные средства языка, передающие чувственное восприятие наблюдаемых изменений) занести в творческие тетради в процессе экскурсии.

На уроках литературного чтения или для самостоятельного чтения предложить детям прочитать стихи, созвучные теме наблюдения и выписать в творческие тетради языковые обороты, создающие художественные образы природы (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и др.)

Возможен вариант прочтения следующих произведений:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка учебной задачи.

Детям предлагается сформулировать тему урока и УЗ, исходя из темы.

Тема урока: Сочинение по наблюдениям.

УЗ: Учусь писать сочинение по наблюдениям.

Уч. – На какие вопросы необходимо ответить, прежде чем писать сочинение?

Дети называют вопросы, учитель записывает их на доске (такой приём позволит выйти на воспроизведение алгоритма).

Вопросы необходимо записывать по мере их поступления, а не выборочно. Варианты возможных вопросов:

- Какая тема? О чем буду писать?

- Какую цель хочу выразить в своем сочинении?

- Зачем буду писать? Что хочу рассказать?

- Какие слова потребуются, чтобы раскрыть тему и цель?

- Какой текст буду создавать?

- В какой последовательности буду выражать свои мысли и чувства?

На основании поставленных вопросов, воспроизводится алгоритм написания сочинения.

1.Выбираю тему. 1. Тема – о чём?

2.Ставлю цель. 2.Цель.

3.Отбираю словарь. 3.Словарь.

( На данном уроке тема сочинения не представлена и это не случайно, поскольку одной из целей урока является обучение детей определению границ темы сочинения. Сформулировать тему сочинения помогут предметные картинки, расположенные в определённой последовательности: рябина в зеленом уборе с белыми шапочками цветов, в красно-желтом наряде с ярко-красными гроздьями ягод и обнаженная с багровыми гроздьями ягод).

Уч – Какова тема сегодняшнего сочинения?

Уч- О чём может идти рассказ по этой теме?

( О том, как рябина постепенно меняла свой наряд: от зелёного – желто-красному – коричнево-серому).

Уч – Какую задачу следует решить в сочинении по этой теме?

(Выразить чувства, переживания в связи с изменением наряда рябины).

Уч – А кто может выражать свои чувства, переживания в сочинении?

(Этот вопрос очень важен с точки зрения выбора сюжета сочинения, цели, лексики, стиля, так как построение текста предполагает выражение авторской позиции. Таким образом, ученики определяют автора сочинения).

На доске появляется следующая запись:

Прощание с нарядом

рассказ рассказ рассказ

рябины наблюдателя исследователя

Коллективно выбирается один из рассказчиков.

В дальнейшем предлагается работа по второму варианту (рассказ наблюдателя).

Уч – Кому может рассказать наблюдатель о своих переживаниях?

Уч – Какие чувства будет выражать наблюдатель в своём рассказе?

Дети записывают слова, выражающие чувства, под каждой картинкой, ориентируясь на внешний вид и собственное воображение:

Радости, гордости, восхищения, растерянности, тревоги, печали, боли, надежды.

Уч – Какие слова будет использовать наблюдатель в своём рассказе для выражения этих чувств?

(Следует обратить внимание детей на выбор слов, отражающих чувства, переживания и задачу рассказчика).

Радост, гордость – красивый, зеленый сарафан; изумрудные листочки; белоснежные шапки цветов; прохладная тень в знойный день.

Восхищение – птица-осень; золотое, желто-красное, багряное платье; ярко-красные гроздья ягод; королева; солнечные блики; солнечные зайчики.

Тревога, печаль – пронизывающий ветер, листья-медные монетки улетели, стала холодно, одиноко.

Надежда – придет зима, укроет снегом белая пушистая шубка, белые шапочки наденут гроздья ягод.

Отобранные слова дети записывают на странице под картинками.

Уч – Какой тип текста выберете для рассказа наблюдателя и почему?

Д – Текст-повествование с элементами описания.

Уч – Что должно быть в структуре текста-повествования?

Уч – Самостоятельно продумайте сюжет и последовательность текста в зависимости от его типа.

В творческих тетрадях дети записывают свои варианты сюжета. Этот шаг в работе важен с точки зрения осмысления детьми необходимости последовательного раскрытия темы.

Возможные варианты детских работ обсуждаются в классе. Необходимо заслушать именно варианты , поэтому учителю следует заранее наметить предстоящее прослушивание.

  1. Выполнение письменной работы в черновике с последующим обсуждением отдельных сочинений.

Обращение к черновику или творческой тетради обусловлено необходимостью последующего редактирования выполненной работы. Редактирование предполагает обсуждение следующих моментов:

- раскрыта ли тема сочинения?;

- реализована ли задача высказывания?;

- правильно и точно ли выбраны языковые средства?;

- насколько последовательно выражена главная мысль сочинения?;

- соответствует ли выполненная работа выбранному ранее типу текста?

7. Выполнение работы в тетради (чистовой вариант).

8. домашнее задание.

Написать сочинение о своем любимом дереве, когда автор сочинения – само дерево (рассказ дерева).

МО – Первое задание предполагает формирование умения детей восстанавливать последовательность развития мысли в тексте, умения определять средства связи предложений в тексте, различать типы тексов, автора текста, создавать свой собственный текст.

Второе задание предполагает обучение детей находить границы предложений, соотносить главную мысль текста и заголовок, формирование умения осуществлять самопроверку выполненной работы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Разработка урока развития речи по русскому языку в 5 классе для детей с особыми образовательными потребностями

Горловой Марины Викторовны

Сказкотерапия как метод эмоционально-личностной коррекции детей с особыми образовательными потребностями

1. Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке, ребята, мы будем сочинять, писать, рисовать, пробуя свои силы и совершенствуя свои возможности. Мы с вами будем фантазировать, творить, и в то же время наша работа будет хорошей подготовкой к выполнению домашнего творческого задания – к составлению рукописной книги. Итак, начнём с рисунка избушки на курьих ножках.

2 . Беседа с учениками – О чём горюет Баба-яга? Действительно ли сейчас измельчали люди? – В каком значении употреблено слово измельчали? – Способен ли современный человек к подвигам? – Какой человек может совершить подвиг? (Запись на доске.) – А в какой стране возможны чудеса? В стране Сказок.

3. Работа со словом – Сказка – чудесное слово. Слово – это живое существо, способное, как и человек, радоваться, грустить, обижаться, упрямиться. Слову, как и человеку, очень трудно одному, поэтому оно может притягивать к себе другие слова. Давайте пофантазируем и представим себе, что оно теперь может притягивать, присоединять к себе другие слова.

4. Работа над созданием рисунка

А теперь попробуем представить героев волшебной сказки и доказать, что современные люди ничуть не измельчали, а даже наоборот. Героем Вашей сказки будет ребёнок, похожий на Вас. Попробуйте нарисовать главного героя своей сказки (на альбомном листе) и выделить его главные черты характера.

5. Презентация (показ) рисунков

А) описание картинки;

б) описание деталей;

в) цветовая гамма;

г) высказывания учеников;

д) пробуждение интереса к рисунку дополнительными вопросами.

Учащиеся, отвечая на вопросы, высказывают свои творческие фантазии.

1. Сколько лет персонажу?

2. Каков его характер?

3. Какое имя можно дать?

4. Опишите его внешность, одежду.

5. Каковы его основные черты характера?

6. Что он любит? К чему стремится?

6. Знакомство с секретами создания сказки

Представьте, что по мановению волшебной палочки Ваш герой попадает в сказочную страну. Много интересных, веселых приключений может произойти с ним. Немало препятствий устроят ему на пути сказочные герои, но смекалка, смелость, находчивость, любовь к сказочным путешествиям помогут Вашему герою преодолеть любые препятствия.

Каждый из вас должен выбрать средство передвижения, это может быть и ковер-самолет, и сапоги-скороходы, и ступа Бабы-яги, и волшебная палочка. Маршрут путешествия: 6 школа, сказочный лес, избушка Бабы-яги, Луганск – 2012. Вспомните элементы сюжета сказки: зачин, развитие действия, переломный момент – кульминация, развязка, концовка. (На доске)

7. Написание сочинения на черновике по данному плану и началу – Придумайте по данному началу необычную историю, которая произошла с Вашим героем и которая будет ответом на вопрос: как Ваш герой оказался в избушке на курьих ножках? Баба-яга в поисках современных героев, чтобы Вам помочь, даже нацарапала План волшебной сказки на Камне возле своей избушки.

План волшебной сказки:

1. Добрые герои и их враги.

2. Причина несчастья у добрых героев.

5. Помощники добрых и злых героев.

6. Встреча. Спасение. Счастливый конец.

1. С какого необычайного события начнется ваша сказка?

2. Какие испытания ждут Вашего героя?

3. Появятся ли друзья? Кто они?

4. А какие волшебные предметы будут помогать друзьям?

5. Что Вас удивило в Сказочной стране?

6. Как закончите сказку?

7. Как озаглавите?

8.Чтение первого варианта сочинения, самооценка, проверка.

Ребёнок должен соотнести содержание своей работы с планом, выделить действующих героев, уместно использовать сказочные слова и выражения, разграничить абзацы, постараться сформулировать главную мысль в заключении.

Хорошо, если учитель найдёт возможность проверить черновики и дать необходимые советы, касающиеся содержания, речевого оформления работ.

9. Домашнее задание.

Работу переписать на чистовик (альбомный лист с портретом главного героя), дополнить рисунком. В результате – из листков учащихся составляется рукописная книга сказок всего класса.

1. Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся, играя. – Ростов-на Дону: Феникс, 2011.

2. Крамаренко Н.О. Нетрадиционные уроки по русскому языку 5-6 классы. –Волгоград: Учитель, 2003.

3. Ломакина Г.Р. Сказкотерапия: воспитываем, развиваем, освобождаем ребёнка от психологических проблем. – Москва: Центрполиграф, 2010.

4. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Москва: Фолио, 1996.

5. Челышева И.П. Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы. – Харьков: Основа, 2011.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю презентацию по подгототовке к устному собеседованию по русскому языку(9 класс) - повествование на основе жизненного опыта.

Повествование на основе жизненного опыта Подготовка к устному собеседованию 9 класс Подготовлена учителем русского языка и литературы МАОУ ШИЛИ г.Калининграда Фурзиковой О.Ю.

Повествование на основе жизненного опыта

Подготовка к устному собеседованию

Подготовлена учителем русского языка и литературы МАОУ ШИЛИ г.Калининграда Фурзиковой О.Ю.

Повторим тип речи - повествование

Цель повествования – дать представление о событии (ряде событий) в хронологической последовательности или показать переход предмета из одного состояния в другое. Особенность повествования как типа текста заключается в том, что здесь изображаются события или явления, в которых действия происходят не одновременно, а следуют друг за другом или обусловливают друг друга.

Повторим тип речи - повествование В повествовании обычно можно определить место и время действия, действующее лицо, хронологическую последовательность происходящего и т. п. Композиция повествования, как правило, подчинена последовательности развития авторской мысли и той задаче, которую ставит перед собой автор. Традиционная схема построения текста-повествования: ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ, ПОБЕДИЛ ЗАВЯЗКА - РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ - КУЛЬМИНАЦИЯ - РАЗВЯЗКА СОБЫТИЕ 1 - СОБЫТИЕ 2 - СОБЫТИЕ 3 - СОБЫТИЕ 4…

Повторим тип речи - повествование

В повествовании обычно можно определить место и время действия, действующее лицо, хронологическую последовательность происходящего и т. п.

Композиция повествования, как правило, подчинена последовательности развития авторской мысли и той задаче, которую ставит перед собой автор.

Традиционная схема построения текста-повествования:

ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ, ПОБЕДИЛ

ЗАВЯЗКА - РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ - КУЛЬМИНАЦИЯ - РАЗВЯЗКА

СОБЫТИЕ 1 - СОБЫТИЕ 2 - СОБЫТИЕ 3 - СОБЫТИЕ 4…

Задание 3. Монологическое высказывание Карточка поможет ученику рассказать о походе 1 МИНУТА НА ПОДГОТОВКУ, 3 МИНУТЫ НА МОНОЛОГ

Задание 3. Монологическое высказывание

Карточка поможет ученику рассказать о походе

1 МИНУТА НА ПОДГОТОВКУ, 3 МИНУТЫ НА МОНОЛОГ

Схема повествовательного текста Сообщить о действующем лице или лицах. Охарактеризовать время и место событий. Перечислить действия с указанием их последовательности и особенностей. Указать на итог действия и завершить повествование. 5. Сделать вывод, обратив внимание на вопросы из карточки-информатора.

Схема повествовательного текста

  • Сообщить о действующем лице или лицах.
  • Охарактеризовать время и место событий.
  • Перечислить действия с указанием их последовательности и особенностей.
  • Указать на итог действия и завершить повествование.

5. Сделать вывод, обратив внимание на вопросы из карточки-информатора.

Схема повествовательного текста Что произошло? В каком порядке события сменяли друг друга ? 1. Однажды, сначала… Действие развивается во времени! 2. Вдруг, потом… Я(МЫ) 3. А в это время, затем, тогда… 4. В конце концов, после…

Схема повествовательного текста

Что произошло?

В каком порядке события сменяли друг друга ?

1. Однажды, сначала…

Действие развивается во времени!

2. Вдруг, потом…

3. А в это время, затем, тогда…

4. В конце концов, после…

Возможные темы для повествования

Возможные темы для повествования

21. Путешествие по стране(миру).

22. Каникулы, которые запомнились мне больше всего.

23. Самый яркий, запомнивший день моей жизни.

24. Моя первая победа над собой.

25. Мой самый памятный день рождения.

26. Спортивное соревнование, которое запомнилось больше всего.

27. Фильм, который мне запомнился.

28. Один день моей школьной жизни.

29. Моя прогулка с другом, которая мне запомнилась больше всего.

30. Как Вы проводите свое свободное время.

Потренируемся!

Вопросы к диалогу Для чего предназначены каникулы? Как, по Вашему мнению, их лучше всего проводить? Что бы Вы порекомендовали своим сверстникам, которые собираются на каникулы?

Вопросы к диалогу

3. Монологическое высказывание

Расскажите о традициях Вашей семьи.(Повествование на основе жизненного опыта)

Не забудьте рассказать,

Какие традиции есть в Вашей семье;

Какая из традиций – Ваша любимая;

Кто из членов семьи является хранителем традиций;

Как влияют традиции на взаимоотношения в семье.

Вопросы к диалогу:

1. Для чего нужны семейные традиции?

2. Почему нужно знать историю своей семьи? Знаете ли свою родословную?

3. Есть ли у Вас семейные реликвии?


-75%

Сочинение – Рассказ на основе собственного опыта. Каждый год на каникулах я отдыхала в лагере. Там мне нравилось, появлялись новые друзья, было очень весело. А этого лета мама повезла меня в село к бабушке.

Я все время капризничала, говорила, что мне грустно и неинтересно. И никакие уговаривания не помогали. Я твердо решила возвратиться домой. За день к нашему отъезду бабушка, загадочно улыбаясь, сказал:
– А как же ты поедешь, не увидев золотого поля?
Эти слова заинтересовали меня, так как в городе я несколько раз была в ювелирном

магазине и не могла оторвать взгляда от красивых золотых изделий. Бабушка взяла меня за руку и повела с собой. Аж за нашим домом я увидела чудо.

Утреннее солнце ярко просвещало поле, где среди зеленой бархатной травки сияло множество маленьких желтеньких цветочков. И от их блеска все поле казалось золотым. Никакие ценности не могли уравняться с той красотой простеньких кульбабок, которая открылась передо мною. Потом я все лето жила в бабушке и любовалась серебряным месячным сиянием на озере, удивительной красоты цветами, чудными деревьями в лесу.

Много нового открыла для себя. Да и сейчас дома чаще всего

Сочельник. На небе сходит вечерняя звезда, символизируя начало замечательного действа накануне Рождества. Вся семья собирается в празднично убранном доме.

Вкусно пахнет пирогами и кутьей с медом. А еще морозом от внесенного ржаного снопа, который называется Колядой или Дедом – домашним богом, который обещает хороший урожай. Семья садится ужинать.

Сначала пробуем кутью, а потом – голубцы, вареники, жаренную рыбу, капусту – все, что готовила мамочка накануне, а запиваем компотом. Мы, дети, помним, что во время ужина выходить из-за стола не годится, разговаривать много тоже нельзя. Поэтому пристально наблюдаем за родителями, запоминая каждую деталь празднования рождения Бога.

Так как ощущаем обязанность сохранения народных традиций.

Истерзанная красота. Недавно жизнь дала мне небольшой урок. Наша семья выехала на отдых в лес. Был замечательный майский день.

Мы с сестрой забавлялись, бегая по лесу. А вот на лужайке увидели ароматные ландыши. Ой и красивые же цветы!

Два темно-зеленых листочка будто предохраняют нежные колокольчики. Мы сразу же бросились срывать эту красоту и даже не поняли, как сорвали все цветы на лужайке. Потом побежали похвалиться находкой мамочки.

Но она и не обрадовавшаяся, как мы ожидали. Мы с сестрой ошеломлено слушали, а мама объяснила, как, сорвав цветка, мы не подумали, что лес без них осунулся, что, вырвав корни, мы лишили ландыша жизни. И уже следующей весны никто не сможет полюбоваться замечательной лужайкой. Тот разговор запомнился.

Мы некогда не будем калечить красоту ради собственной утехи.

Помощь. Мне пришлось мне наблюдать такую сцену. По перрону, опираясь на палку, медленно шла бабушка. Видно было, что у нее больные ноги.

А здесь еще и чемодан в руках. На бледном стариковском лице – терпение и усталость. По правую сторону и по левую сторону бабушку обминал поток людей. Но вот к старенькой подбежала девочка двенадцати – тринадцати лет, взяла чемодан в бабушке и понесла через железнодорожный мосток. “Хорошо,- подумала я,- что обнаружилась попутчица”.

Минут за пять девочка снова появилась на перроне, спеша к электричке. Случай этот нередкий. Обычный.

А или всегда мы спешим на помощь тем, кто нуждается в ней?

Дуб. Растет на лесной лужайке развесистый красавец-дуб. Крепкий, высокий, он медленно пошатывает резной листвой от нежного дыхания ветра.

В давность славяне считали, что дубовые рощи есть жилье богов. Поэтому коренастые деревья запрещалось вырубать, их заботливо ограждали. С давних времен дуб верно служил людям. Из его крепкого дерева изготовляли домашнюю начинку, строили крепости, жилья.

Кора использовалась для выделки кож, а листву давала красивые краски. Существовал даже обычай: на отличие рождения мальчика садили возле дома молоденький дубочек. Рости и красуйся, лесной великан, даря людям радость!

Женские украшения. Задумывались ли вы, девочки, о происхождении такого украшения, как ожерелье? Какие украшения носили женщины в давность?

Известно, что ожерелье под названием “бись” или “борь” встречалось в литературных памятках еще в десятом столетии. В княжеской Руси были очень распространенные нитки бус прозрачного стекла, которое покрывалось тонким пластом серебра или золота, а потом снова заливалось стеклянной массой. В казацких времена были распространены настоящие кораллы, а у дочерей казацкой старшины и шляхты не браковало и жемчуга.

Пользовалось спросом и гранатовое ожерелье, которое позднее заменилось стеклянным, аналогичной гранатовой краске. Интересно, что в будние девушки одевали немного ожерелья. Так как рассыпанный разок или утерян, за народными верованиями, накликает беду.

В одной из народных песен упоминается:

Под рощей зелененьким девушка ходила, Печальная, невеселая – коралле потеряла. Кораллы утонули, а платочек плывет. Ходит девка у воды, белые руки ломая.

Но совсем без ожерелья нельзя было девушкам ходить, так как оно оберегало от болезней. Прошли из тех времен десятилетия, столетия, но ожерелье, изменяя форму, цвет, ценный материал, и теперь служит украшением для девушек, женщин, бабушек.

Доброе слово. В селе, куда я приехал к дедушке на летные каникулы, меня привело в удивление, что незнакомые люди приветствуются; “доброго дня”, “здравствуй”, “доброго здоровья”. Т. е. желают мне добра.

И я задумался, как часто в родном языке употребляется это слово? Нередко можно услышать обращение: “сударь” или “сударыня”. Красивых, искренних людей называют доброжелательными.

День встречают “добрым утром”, а провожают “добрым вечером”. Я думаю, что если бы люди чаще употребляли такие слова, то стали бы добрейшими. Разве же можно ответить грубостью, когда тебе пожелали чего-то доброго?

Недаром же говорят, что доброе слово и мед растопит.

Папоротник. Есть растения, что овеянные легендами, поверьями. Именно к таким принадлежат и папоротник, который часто можно встретить, блуждая под тенистыми развесистыми деревьями.

Растение имеет большая листва темно-зеленого цвета, что расположено на коротеньких толстых черенках. В народе существует поверье, которые в ночь на Ивана Купала папоротник цветет маленькими цветочками, которые горят, как огонь. Говорят, что треба сорвать цветы быстро, так как появляется он на мир только какой-то мытые в течение ночи. Смельчаки отправляются к лесу, твердо знавая, что растение предохраняют черти, поэтому готовят освященную двенадцать раз скатерть, воду и чем, чтобы очертить вокруг себя круг от нечисти.

В двенадцать часов папоротник будто бы расцветает. Цветы, которые упали на скатерть, треба быстро схватить и спрятать за пазуху или, сделав разрез в коже левой руки, спрятать его туда и бежать, не озираясь. Почему же люди верят в такие бесшабашные приключения? Так как, за легендами, растение поможет найти все сокровища земли, влюбить любую девушку, отпереть замки без ключей.

Одним словом, облегчит жизнь человека. Растение имеет еще одно народное название – чертова борода. Наверное, это через тонко обостренную пластину, которая имеет эллиптическую форму.

Папоротник широко используется в медицине. Поэтому беречь растение – это значит помочь матушке-природе приносить неоценимую пользу людям. Зелеными ветвями наши предки предохраняли свое жилье от нечистых духов.

Эти ритуалы возникли на зрении человечества, были тесно связаны с мифологией, трудовой деятельностью человека. Существовали специальные обряды, связанные с земледелием, охотой, рыболовством. Все они сопровождались песнями, танцами, заклинаниями.

Читайте также: