Сочинение повествование 3 класс

Обновлено: 05.07.2024

Загрузить презентацию (507 кБ)

Цель: Научиться составлять и записывать текст-повествование с элементами описания и рассуждения по коллективно составленному плану.

  • формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль текста;
  • развивать способность точного употребления слов в устной и письменной форме;
  • воспитывать бережное отношение к матери и творческую активность.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация полученных знаний.

- Какие вы знаете типы речи? (Описание, повествование, рассуждение)

- Что такое описание? (Описание - это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос какой?)

- Что такое рассуждение? (Рассуждение - это тип речи, при помощи которого излагается или подтверждается какая-либо мысль. Рассуждение отвечает на вопрос почему?)

3. Работа в группах. Слайд № 5

Текст для 1 группы.

Моя мама – настоящая красавица. У мамочки короткие вьющиеся волосы. Она их аккуратно причёсывает. Глаза большие, голубого цвета, с длинными ресницами. Мамин взгляд, словно солнышко, светится любовью и нежностью. Нос у мамы прямой, а рот маленький, губы тонкие. У неё очень добрая улыбка.

Текст для 2 группы.

Мама - самое священное слово на земле! Человек рождается и умирает с этим словом. Хлебороб благодарно произносит: “Спасибо, кормилица-мать”. Солдат, смертельно раненный шепчет: “За Родину-мать!”. Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери.

4. Работа с текстами. Слайды №6 и №7

- Какова главная мысль этих текстов? Чем они похожи? А чем различны?

- Почему 1 текст относится к описанию, докажите?

- Скажите, а эти признаки мы можем увидеть одновременно?

- Сколько снимков нам потребуется сделать?

- Подумайте, какое предложение в этом тексте является самым важным?

- Определите тип связи: цепная или параллельная? Какие ещё есть средства связи в тексте?

- Почему 2 текст относится к рассуждению, докажите?

- Сколько снимков нам потребуется сделать к этому тексту?

- Что является главной частью текста-рассуждения?

- Определите тип связи: цепная или параллельная?

Наступает праздник мам. Давайте подарим нашим мамам сочинение о них.

5. Физкультминутка. Слайд №8

6. Выберем наиболее удачный заголовок, который поможет полнее раскрыть тему нашего сочинения: “За что я люблю свою маму”, “Мамин портрет”. “Любимая мамочка”.

7. Составление коллективного плана сочинения-повествования с элементами описания и рассуждения.

- Из каких частей состоит план? Слайд №9

- Как озаглавим 1 часть? (Знакомство с мамой).

- Как озаглавим 2 часть? (Описание мамы).

Тогда давайте вместе озаглавим и 3 часть? (Моя мама самая лучшая).

8. Физкультминутка для глаз. Слайд №12

9. Устное составление рассказа о своей маме, используя опорные слова и словосочетания, записанные на доске.

Красавица, светится любовью, хозяйка, добрая улыбка, самый родной и близкий человек, предпочитает, подарила жизнь, лучезарный взгляд.

10. Запишите своё сочинение. Используйте орфографический словарик. Проверьте по памятке, всё ли вы учли при написании сочинения.

11. Памятка. Слайд №14

1. Ясно ли передал мысль?

2. Нет ли повторов одинаковых слов, оборотов речи?

3. Все ли слова употреблены удачно?

4. Орфография. 5.Пунктуация.

12. Подведение итогов. Кто хочет прочитать своё сочинение?

1. Как на горке, на горе.
Как на горке, на горе,
На широком на дворе,
Кто на санках,
Кто на лыжах,
Кто повыше,
Кто пониже,
Кто потише,
Кто с разбегу,
Кто по льду,
А кто по снегу.
С горки – ух,
На горку – ух,
Бух!
Захватывает Дух!

- О чём это стихотворение?

Нравится ли вам эта картинка? Чем? Что делают дети? Расскажите. Какое настроение у детей?

2. - Какова цель урока? Написание сочинения по картине Зимние забавы.

Забава - подберите синонимы: развлечение, потеха

Вы будете писать текст - повествование.

Что отличает текст повествование от текста – описания?

1. Начало.
2. Основная часть.
3. Концовка.

Сколько частей будет в тексте?

Какими предложениями можно начать сочинение?

  1. Был ясный зимн ий день.
  2. Весь январь ст о яли лютые м оро зы.
  3. Ноч ь ю выпал пу ши стый сне г .

Какое предложение не подходит для начала этого сочинения? Почему?

Как можно по-другому начать?

Стоит чудесный зимний денёк. За ночь намело много снега. Все ребята оделись и выбежали на улицу.

О чём надо написать в этой части?

Д. Описать, что делают дети.

У. Составьте предложение к первой картинке.

Д. Миша и Петя играют в снежки.

затеяли, мальчики, в, игру, снежки.

http://festival.1september.ru/articles/528757/f_clip_image006.jpg

Д. Катя и Таня лепят снеговика.

Девочки Катя и Лена слепили огромного снеговика.
Снеговик получился смешной: вместо носа морковка, а вместо рук – веточки.

У. Составьте предложение к третьей картинке.

Д. Лена скользит по льду на коньках. Она немного неуверенна и очень осторожна.

У. Составьте предложение по четвёртой картинке.

Д. Коля катается на лыжах.

Коля проложил лыжню и уверенно идёт по снежной дорожке.

У. Составьте предложение по пятой картинке.

Д. Настя катается с горы на санках.

Максим на санках радостно мчится с горки. За ним осторожно, боясь упасть, съезжает Лена.

У. Послушайте предложения, которые мы составили по трём последним картинкам.

Лена катается на коньках. Коля катается на лыжах. Настя катается на санках.

Кто заметил ошибку?

Д. Повторяется слово катается.

Прочитайте слова на доске.

На доске карточки со словами: идёт, едет, скользит по льду.

У. Про кого из детей можно сказать идёт? Идёт?Скользит?

У. Как вы думаете, о чём надо написать в ней? Как закончить наше сочинение.

Д. Надо написать о настроении детей. (Дети называют предложения.)

  1. Весело ребятам зимой.
  2. Весело ребятам зимой?
  3. Весело ребятам зимой!

У. Прочитайте то предложение, которое подойдет для того, чтобы закончить текст.

Д. Весело ребятам зимой! Почему подходит именно это предложение?

Какой текст может получиться?

Стоит чудесный зимний денёк. За ночь намело много снега. Все ребята оделись и выбежали на улицу

Ваня и Алёша затеяли игру в снежки. Максим на санках радостно мчится с горки. За ним осторожно, боясь упасть, съезжает Лена. Коля уверенно прокладывает лыжню. Девочки Катя и Лена слепил огромного снеговика! Снеговик получился смешной: вместо носа морковка, вместо рук – веточки. А Вася задумал построить снежную крепость. Даже взрослые не могут устоять, они пришли посмотреть на детские потехи. потехи. Весело ребятам зимой!

Опорные слова и словосочетания.

1ч. Чудесный зимний денёк намело, выбежали.

2ч. Затеяли, слепили снеговика, скользит, катается, мчится на санках, едет, прокладывает лыжню, идёт.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сочинения по русскому языку 3 класс.

1 Кто твой родной человек? Как зовут родного человека? Какой он (она)?

2 Где работает? (Что делает? )

3 Чем вы занимаетесь с ним (ней) в свободное время?

4 Как ты помогаешь (ему, ей)?

По данному началу №7

1) Володя готовил уроки и забыл убрать со стола тетрадь, книги, ручки, карандаши.

В доме жили котята Васька и Пушок. Пушок прыгнул на стол. За Пушком полез и Васька….

2) Шли по улице два друга-Витя и Саша. Они остановились у витрины магазина игрушек. Мальчики засмотрелись….

-О чём будем писать сочинение?
РЕЧЕВАЯ ПОДГОТОВКА Какие слова будут ключевыми? НОВЫЙ ГОД, ЁЛКА

Какие слова можно использовать вместо слова ёлка? НОВОГОДНЯЯ КРАСАВИЦА, ЛЕСНАЯ ПРИНЦЕССА
Чем можно украсить новогоднюю ель? ШАРЫ, ЗВЁЗДОЧКИ, ГИРЛЯНДЫ, МИШУРА, ФИГУРКИ ЗВЕРЕЙ, СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ Какие фигурки ставят под ёлку? ФИГУРКИ ДЕДА МОРОЗА, СНЕГУРОЧКИ

СТРУКТУРА ТЕКСТА Сколько частей будет в тексте?

Какое предложение должно быть в вводной части, чтобы перейти к описанию новогодней ёлки? О чём напишем в основной части?

Как закончить сочинение?

Слова для справок: скоро, символ, нарядили,

Написание вводной части

Пришла снежная зима. Скоро Новый год! Символ новогодних праздников – пушистая ёлка. Лесная принцесса приходит в каждый дом.
Написание основной части

Украшение новогодней красавицы – радостное занятие. Из коробок достают елочные украшения. На ветвях пушистой ёлочки появляются шары, звездочки, фигурки зверей, сказочные герои.
Написание основной части

Серебристая мишура обнимает ёлочку со всех сторон. Золотой дождь делает её настоящей красавицей. Загораются разноцветные огоньки гирлянд. Под ёлку ставят фигурки Деда Мороза и Снегурочки.
Написание заключительной части

Спасибо, лесная красавица, за праздничное настроение! Пусть в каждый дом войдёт мир, счастье, здоровье на весь год!
Спасибо, лесная красавица, за праздничное настроение!

1 Кто твой родной человек? Как зовут родного человека? Какой он (она)?

2 Где работает? (Что делает? )

3 Чем вы занимаетесь с ним (ней) в свободное время?

4 Как ты помогаешь (ему, ей)?

Материал к сочинению Небо: сине-лазоревое, голубоватое, чистое.
День: ясный, лучезарный, солнечный, яркий, чудесный.
Роща: залита солнцем, озарена солнечным светом.
Берёзы: величественны, устремлены ввысь; стволы сверкают; коралловые ветки; стволы с жёлтыми, красноватыми, оранжево-коричневыми оттенками; искривлённая огромная береза.



Тема урока: Обучающее сочинение. Мой день рождения.
Цель: Формировать умение писать сочинение по коллективно составленному плану. Усвоить, что предложение выражает законченную мысль, избегать при написании повторов, уметь подбирать синонимы к словам. Развивать орфографическую зоркость, внимание, память. Воспитывать аккуратность в работе.

Ход урока инд. работа
1. Орг. момент.
2. Постановка цели и задач урока.
3. Работа над темой:
• Подготовительная беседа.
Что такое день рождения ?
Когда он бывает ?
Чего мы ждём от этого дня ?
• Составление плана.
План.
1) Утро.
2) Подготовка к празднику.
3)Друзья приходят в гости.
4) Веселье.
5)Что запомнилось мне больше всего на дне рождения.

• Рассматривание иллюстраций.
• Заслушивание примерных сочинений.
Вот и наступило утро этого долгожданного дня. Сегодня мой день рождения. Этот день я всегда очень жду и сильно волнуюсь. Уже с утра начинается подготовка к празднику. Мы с мамой трудимся на кухне, готовим вкусные блюда. Вечером ко мне придут самые близкие друзья. И тогда начнётся настоящее веселье. Мы будем петь, танцевать играть в разные игры. Но больше всего я жду когда зажгутся свечи на праздничном торте и я загадаю своё заветное желание. Я очень люблю этот праздник.
• Орфографическая подготовка.
Долгожда.. ..ый день
сильно волнуюсь
подг..товка к праз..нику
вкус..ные блюда
бли..кие друз..я
наст..ящее в..сел..е
праз..ничном торте
заветное ж..лание.
4. Итог урока.

Ход урока инд. работа
1. Орг. момент.
2. Постановка цели и задач урока.
3. Работа над темой:
• Подготовительная беседа.
Загадка: Бел да не сахар.
Ног нет, а идёт. (снег)
-какое сейчас время года?
-что изменилось в природе?
-когда выпал первый снег?
-какие чувства вы испытали?
• Чтение поэтических произведений.
1. Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало
Короче становился день
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу, приближалась
Довольно скучная пора:
Стоял ноябрь уж у двора…
-какое настроение вызвало это стихотворение?
Сл раб: сень – покров, навес (зелень деревьев служит навесом, укрывает от солнца, дождя).
2. Разве снег с высот летящий

Весь игольчатый с мороза
На поля холмы и чащи,

На заре он нежно розов,
Под лучами взор слепящий

Но в дали – в тени, в низине -
Под полозьями скрипящий,

Голубой и даже синий.
Разве он, как мёртвый мел

А когда закат огнями
Только бел, бел, бел?

Запылает, он и сам
Как раскинутое пламя
Пламенеет по холмам.

3. Чародейкою зимой
А луна взойдёт и разом

Околдован лес стоит
Миллиардами алмазов

И под снежной бахромою,
Поле всё запорошит,

Неподвижною, немою
Цветами радуг задрожит.

Чудной жизнью он блестит.

-С чем сравнивается снег в этом стихотворении? Почему?
-что такое снег? (это очень много снежинок. Он падает с высоты на землю, крыши домов, на деревья – чистые, хрупкие, сверкающие. Шестиугольные кристаллики растут (превращаются) становятся красивой звёздочкой, снежинки медленно опускаются, они собираются хлопьями и медленно опускаются на землю).

Загадка: Когда повяли все цветы

Уселись на колючей ёлке.
Мы прилетели с высоты.

Мы полетели на поля
Мы как серебряные пчёлки

И стала белою земля. (снежинки).

• Составление плана.
1. Конец ноября (дни, небо, солнышко).
2. Как изменилась природа (растения).
3. Долгожданный первый снег.
4. Моё настроение.
• Рассматривание иллюстраций.
• Заслушивание примерных сочинений.
Наступил конец ноября. Дни становятся короче, холоднее. Чаще дуют холодные ветры. Солнышко светит не так ярко, как летом.
Молчаливые деревья сбросили свой наряд, ждут приближения зимы.
Небо нахмурилось, стало пасмурно, на землю посыпались белые снежинки. Они кружатся в воздухе и падают одна красивее другой.
Лужи на дорогах покрылись тонкой корочкой льда. Снег искрится и блестит, словно серебряный ковёр. Скоро на полях расстелится снеговая перина – хранительница тепла.
• Орфографическая подготовка.
- ноябрь – холодный, последний месяц осени;
- небо – пасмурное, покрытое тяжёлыми, серыми (свинцовыми) тучами;
- деревья – обнажились, сбросили листву, безмолвные, одинокие, грустные;
- снег – молчаливый, долгожданный, искрится, блестит, сверкает;
- настроение – грустное, печальное, радостное…
4. Самостоятельная работа (написание текста).
5. Самопроверка.
6. Итог урока.

Ход урока инд. работа
1. Орг. момент.
2. Постановка цели и задач.
3. Вступительная беседа.
- Любите ли вы играть?
-Какие игры у вас любимые?
- Чем вам нравятся эти игры?
- Любите играть одни или с друзьями? Почему?
4. Составление плана.
Как мы играем.
План.
1. Моя любимая игра.
2. Почему она мне нравится.
3. С кем я играю.
4. Как мы играем.
5. Какие качества характера развивает игра.
6. Умею ли я проигрывать?
- Беседа по плану. Составление предложений.
5. Орфографическая подготовка.
Словарь: потому что, нравится, выносливость, внимание, быстроту реакции, ловкость, смелость, умение ориентироваться.

6.Самостоятельная работа учащихся.
7.Итог урока.


Тема урока. Р/р. Обучающее сочинение. Сова
Цель: Расширить знания учащихся о тексте-описании. Усвоить, что предложение выражает законченную мысль, избегать при написании повторов, уметь подбирать синонимы к словам. Формировать умение правильно писать слова на диапазоне изученных орфограмм. Развивать орфографическую зоркость, внимание, память. Воспитывать аккуратность в работе, любовь к родному краю.

Ход урока инд. работа
1. Орг. момент.
2. Постановка цели и задач.
3. Рассматривание картины.

4. На доске слова: лесная красавица, снежная шапка, ночная хищница, темные глаза, сверкающая от снега, ветки елей, медленно, снег искрится.

5. Примерный текст сочинения.

Я остановился на лесной поляне. Она была как в сказочном сне. Снег на солнце сверкал и переливался.
Но что это? На зеленой ветке ели был снежный ком. У него вдруг появились живые темные глаза. Это была ночная хищница сова.
С ветвей посыпался снег. На голове птицы выросла снежная шапочка. Теперь сова выглядела модницей.
Вот так лесная красавица!

6. Письмо сочинения детьми.

Ход урока инд. работа
1. Орг. момент.
2. Постановка цели и задач урока.
3. Работа над темой:
• Подготовительная беседа.
-вспомните один из самых интересных зимних дней.
-какая была погода?
-что интересного произошло?
-ваше отношение, настроение.

• Чтение сочинения для образца.
Это было в начале зимы. Земля и деревья тихо спала. Всё в природе замерло.
Но вдруг после захода солнца пошёл снег. Пушистые снежинки так осторожно падали на землю, словно боялись чего – то. Но потом развеселились и завели весёлый хоровод. Снег шёл всё сильнее и вдруг повалил большими хлопьями…
Всё кругом сказочно преобразилось: земля, дома, деревья постепенно укрылись пушистым белым покрывалом. Нет ещё ни одной протоптанной дорожки, ни одного оставленного следа. Снег чистый, нетронутый. Только невдалеке серым пятном темнеет на снегу ворона.
Больше всех рады дети. Они, наспех одевшись, выбежали на улицу.

• Словарная работа:
- что такое эпитеты? (это образное, художественное определение. Например: пушистый снег; безмолвные сосны; серебряный иней; высокое, низкое небо, сказочная красота; снежная шуба)

• Орфографическая подготовка.
4. Самостоятельная работа (написание текста).
5. Самопроверка.
6. Итог урока.

3) работа над опорными словами:
Долгожданная, стояли дни, выпало, расчистили, дружно, вечером пришли, дождались, помогли ей обуть, стали кататься втроём, провели вечер.

4) учитель предлагает примерный текст сочинения:
На катке.
Наступила долгожданная зима. Стояли морозные ясные дни. Выпало
много снега. Ребята расчистили каток от снега. Мальчики и девочки работали дружно.
Вечером на каток пришли все дети из нашего класса (дома). Аня каталась с Вовой. Сережа, Игорь и Ваня играли на катке в игру. Дима и Лена дождались Настю. Они помогли ей обуть коньки и стали кататься втроём.
Ребята весело провели вечер!

5) составление плана:
План.
1. Зима пришла.
2. Ребята на катке.
3. Отличный вечер!

6) составление текста учащимися устно
7) орфографическая подготовка.

4. Контроль над результатом учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися:
1) самостоятельная работа учащихся (написание сочинения)
2) индивидуальная помощь учителя
3) самопроверка работ учащимися

Повествование – это рассказ о событиях, происшествиях, действиях.

Выразительная сила повествования заключается прежде всего в изображении событий, явлений, в наглядном представлении действий, происходящих во времени и пространстве.

Цель сочинения-повествования – сообщить о развивающихся событиях и об их совершении в хронологической последовательности.

Работая над сочинением такого типа, автор должен ответить на следующие вопросы: кто? что делал? где? когда? как?

План сочинения-повествования

1. Вступление (место время действия).
2. Начало действия, его развитие – завязка.
3. Кульминация действия (самый напряженный момент сюжета).
4. Развязка.
5. Заключение.

Как работать над рассказом

1. Выберите событие, о котором вы будете рассказывать.
2. Сформулируйте тему и основную идею будущего рассказа, озаглавьте его.
3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из других источников.
4. Составьте план, указав в нем вступление, завязку, кульминацию, заключение.
5. Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики), элементы описания (возможно, рассуждения), причем так, чтобы они помогали полнее представить ход событий и характеры персонажей, о которых Вы пишете.

«Как раз в это время тетя Полли впервые услыхала о новом лекарстве, “болеутолителе”, и тотчас же выписала это лекарство в огромном количестве. Отведала его и обрадовалась: то был настоящий огонь в жидком виде. Том стал придумывать всевозможные способы избавиться от этого бедствия и наконец напал на мысль притвориться, будто “болеутолитель” пришелся ему по вкусу: он стал так часто просить новую порцию снадобья, что тетке это надоело, и она сказала, чтоб он сам принимал его, когда вздумается, а ее оставил в покое. Будь это Сид, к ее радости не примешивалось бы никакой тревоги, но, так как дело касалось Тома, она стала потихоньку наблюдать за бутылкой. Лекарства действительно становилось все меньше, но ей и в голову не приходило, что Том лечит на себя, а щель в полу гостиной.

Однажды, когда он лечил таким образом щель, к нему подошел теткин рыжий кот, замурлыкал и, жадно поглядывая на чайную ложку, попросил, чтобы ему дали попробовать.

— Ой, Питер, не проси, если тебе не хочется!

Питер дал понять, что ему хочется.

— Смотри не ошибись… пожалеешь…

Питер выразил уверенность, что ошибки здесь нет никакой.

— Ну, если ты просишь, я дам, я не жадный, но только смотри: не понравится — пеняй на себя.

Материалы, использованные при подготовке рубрики:

1. Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
2. Новый словарь методических терминов и понятий. — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ русск 62 соч -повествование.doc

Русский язык (У р о к 62)

Технологическая карта урока


Тема: Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Сочинение-повествование. Мой маленький друг.

Задачи: подготовить обучающихся к написанию сочинения, учить описывать животное , ознакомить учащихся с дополнительной литературой по теме, уяснить жанровые особенности сочинения – повествования с элементами описания, учить отбирать материал к сочинению; формировать умение описывать животное, умение составлять план, отбирать языковой материал, редактировать написанное, развивать речь, интеллектуальные способности;

воспитывать бережное отношение к животным, формировать такие нравственные качества, как доброта, верность, умение любить, сопереживать, развивать интерес к изучению русского языка, интерес к творчеству, умение ценить, понимать богатство русского языка

Планируемые результаты:

Предметные : умение строить повествовательный текст с элементами описания

Личностные: проявление положительного отношения к школе, к учебной деятельности; иметь общее представление о причинах успеха в учебе;

Регулятивные: научатся осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи;

Познавательные: принимать и сохранять учебную задачу;

Коммуникативные: контролировать свои действия в ходе выполнения работы

Тип урока: урок развития речи

Оборудование: карточки, презентация

Содержание учебного материала

1. Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).

Вступительное слово учителя слайд 1

Я думаю, что каждый из вас в конце урока сможет ответить на эти три вопроса

Настрой на работу.

2. Беседа по содержанию темы

Какую роль играют животные в нашей жизни?

(Безусловно, роль домашних животных в жизни человека очень велика, и это давно всем известно. С незапамятных времен всегда рядом с человеком находятся его любимцы. Некоторые животные являются кормильцами для людей, другие помогают в физическом труде. Ну и большинство из них просто являются нашими самыми близкими и преданными друзьями. )

Нас окружает разнообразие животного мира, но среди этого разнообразия есть такие животные, за которыми вы наблюдаете, их дрессируете, кормите, и всегда помните, что вы в ответе за тех, кого приручили. Это самые любимые животные, назовите их. Слайд 2

-Расскажите, как появилось у вас домашнее животное, как вы ухаживаете за ними?

-Тема, цель, задачи урока.

3. Подготовка к сочинению и составление плана.

Комплексная работа с готовым текстом.

- Прослушайте текст, попробуйте определить, о какой собаке говорится в тексте. Слайд 3

Текст 1 Это одна из самых мелких пород собак. Высота в холке 21-25 см. Вес от 3 до 4 кг. У неё своеобразный шерстный покров. Волос по всему телу без подшерстка, свешивается по обе стороны туловища до земли. Окрас чисто-белый. Голова средней величины, удлиненная. Глаза круглые, тёмные, уши висячие. Лапы маленькие с черными подушечками. У собаки спокойный характер поведения, движения ровные.

-О какой собаке говорится в тексте?

Как вы догадались?

К какому стилю относится текст?

К какому типу речи?

Микроитог: научное описание отличается точностью, логической последовательностью, специальными научными словами (терминами).

-Послушайте ещё один текст о болонке.

-Чем он отличается от предыдущего?

Текст 2 . Я хочу рассказать о моем любимом животном. Это собака, которую зовут Малыш. Малыш- это красивая болонка. Она небольшого роста, шерсть у неё снежно-белая, завивается и висит на боках и на мордочке, как у барашка.

Длинные уши и коротенький хвостик совсем теряются в шерсти. Мордочка у болонки смешная. У неё приплюснутый носик и большие тёмные глаза. Ножки у Малыша коротенькие, маленькие. Когда собачка бежит, то она забавно семенит ими. Малыш очень любит сахар и выпрашивает его у всех, кто приходит к нам: становится на задние лапки, лезет своей мордочкой в карман и начинает скулить.

Малыш любит мыться, его нельзя вытащить из воды, он барахтается и визжит, но зато не любит причёсываться, наверно, ему это причиняет боль. Он охотно едет гулять, хорошо слышит телефонный звонок в коридоре и начинает громко лаять и царапать дверь.

Я люблю свою собачку, и мне интересно наблюдать за жизнью моего маленького друга.

- Что объединяет оба текста?

Чем этот текст отличается от предыдущего?

Какие описательные конструкции используются в тексте?

Чем ещё отличается?

К какому стилю относится текст?

К какому типу речи?

Микроитог: Художественное описание более образное, яркое, красочное, в нем отражается восприятие автора, его мысли, чувства, настроение. Художественным стилем пишутся сказки, стихи, рассказы, повести и … сочинения.

-А как вы думаете, ваше сочинение - описание будет выдержано в каком стиле: научном, художественном или деловом? (в художественном)

- Подчеркните слова или выражения для внешности животного . ЗАПОМНИТЕ: не столь важно, с чего вы начнете свое описание: с хвоста или с лапок. Важно выделить такие детали, которые помогли бы создать видимое, зримое впечатление (прочитал и будто увидел перед глазами)

Интересным ли получилось описание?

А что дальше описывает автор?

Повадки, привычки. Ведь это тоже важно.

- Какие повадки, привычки описывает автор? Подчёркивается (как он ходит, играет, ест, купается, гуляет)

В описания животных могут включаться элементы повествования, рассказа. И это понятно: описывая животное, невозможно не рассказать о каком-нибудь случае, эпизоде из его жизни.

Подчеркивается: Случай, который раскрыл бы характер животного (добрый - злой, хитрый - простой, умный- глупый, ласковый- упрямый и пр. )

Читайте также: