Сочинение на тему народных страданий в поэзии некрасова

Обновлено: 03.07.2024

В творчестве любого писателя непременно отражаются думы его времени, идеалы эпохи. Вторая половина 19 века – период расцвета революционной демократии. В это постреформенное время мы видим подъем народного крестьянского движения по всей России. Некрасов первым поднимает вопрос народа, народного счастья в своих произведениях. По признанию самого поэта, главной темой его творчества всегда являлась тема русского народа, его горестной, нелегкой доли и подчас страшной, неизбежной судьбы.

Рассмотрим некоторые стихотворения Некрасова, наполненные печалью, слезами, стонами русского народа, взвалившего на себя непосильное бремя труда и обслуживания "господ":

"Она была исполнена печали,

И между тем, как шумны и резвы

Три отрока вокруг нее играли,

Ее уста задумчиво шептали:

"Несчастные! зачем родились вы?

Пойдете вы дорогою прямою

И вам судьбы своей не избежать!" - в стихотворении "Мать" Некрасов знакомит читателя с несчастной, уставшей женщиной.

Она знает, что в будущем дети повторят ее судьбу, судьбу любого крестьянина и всего русского народа. Но поэт просит свою героиню не "омрачать веселья их тоскою", ведь пока сыновья женщины юны, неопытны, они могут насладиться жизнью, не зная тяжелого физического труда, изматывающих однообразных будней, не думая о безвестной, неизбежной смерти. И во многих других стихотворениях просматриваются схожие мотивы: "Крестьянские дети", "В дороге", "Орина, мать солдатская", например.

Апогеем творческого пути поэта становится поэма "Кому на Руси жить хорошо". Здесь представлены и особенности русского национального характера, как положительные, так и отрицательные, и в полной мере отражены страдания простых людей: как жалок солдат, вернувшийся с "поля брани": он счастлив лишь тому, что жив. Старуха счастлива по-своему: у нее родилось реп до тысячи на небольшой гряде. Некрасов рассказал о нехитром счастье русского народа: был бы год урожайный, да здоровы и сыты все. Сквозь призму примитивного счастья читатель замечает, как несчастны на самом деле герои, как они устали, вымотались, насколько неизбежна их судьба и бесперспективна, однообразна жизнь.

Некрасов добр к своим героям, снисходительно относится к их недостаткам, жалеет их, но при этом понимает: он не сможет помочь им, изменить что-либо, лишь описывая их страдания, которых они и сами-то подчас не замечают. Тем не менее, поэт не прекращает верить, надеяться на то, что русский народ всё-таки научится быть гражданином и поднимется с колен, обретя свое истинное счастье.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

"Народный поэт", "певец страданий", "поэт-демократ" - по-разному называют Н. А. Некрасова. "То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть. " - эту мысль поэт повторяет в своих стихах, критических статьях, письмах. Он любил родину, желал ей счастья и ненавидел все, что ее позорило.

Умение проникать в мир других людей определило новое изображение характера простого человека - такого в лирике до Некрасова не было.

В некрасовской поэзии большое место занимает город. Поэт "мести и печали" очень рано узнал жизнь обитателей "петербургских углов", видел всю безотрадную наготу жизни городской бедноты. Поэт понял, что богатства и красоты города захвачены сильными и сытыми хозяевами земли, отнявшими все радости жизни у тех, кто создавал эти богатства. В городе, смрадном и закопченном, покрытом пеленой гнилого тумана:

Все сливается, стонет, гудет,

Кто-то глухо и грозно рокочет,

Словно цепи куют на несчастный народ.

Некрасов глубоко чувствует и тонко подмечает красоту городского пейзажа. Прекрасен город зимой, когда:

Улицы, зданья, мосты

При волшебном сиянии газа

Получают печать красоты.

Но бедняку, замерзающему в суровую стужу, не приходится любоваться красотой зимы, когда

Мрут, как мухи, извозчики, прачки,

Мерзнут дети на ложе своем.

Поэтому чаще Некрасов рисует унылый пейзаж:

Грязны улицы, лавки, мосты,

Каждый дом золотухой страдает;

Штукатурка валится - и бьет

Тротуаром идущий народ.

Тяжело живется городской голытьбе. Каждый день для нее - "день безобразный - мутный, ветреный, темный и грязный".

Зорким глазом поэт видит солдата, несущего детский гробик и сурово плачущего, голодного, босого, оборванного бедняка, укравшего калач:

Закушенный калач дрожал в его руке;

Он был без сапогов, в дырявом сюртуке;

Лицо являло след недавнего недуга,

Стыда, отчаянья, моленья и испуга.

Нищие, ремесленники, голодные дети, писатели, умирающие в больницах для бедных, нескончаемой вереницей проходят перед нами в "городских" стихах Некрасова. "Мерещится мне всюду драма!" - восклицает поэт.

В одном из ранних стихотворений "Еду ли ночью по улице темной" (1847) Некрасов суровыми словами рассказывает об одной из таких драм: в семье голодного бедняка умер ребенок, и мать, чтобы накормить мужа и купить гробик ребенку, пошла на улицу.

Город с его социальными контрастами Некрасов назвал "роковым" и забыть о нем никогда не мог.

Н. А. Некрасов впервые ввел в русскую поэзию образ народа. Женщина-крестьянка, бурлак, крестьяне-просители, строители железной дороги - все они в центре внимания поэта.

Сам поэт свое обращение к народу объясняет так: "Каждый писатель передает то, что он глубоко прочувствовал. Так как мне выпало на долю с детства видеть страдания русского мужика от холода, голода и всяких жестокостей, то мотивы для моих стихов беру из их среды".

Страшную тяжесть подневольного труда Некрасов изобразил в поэме "Кому на Руси жить хорошо". Крестьянин Яким Нагой гневно отвечает барину, упрекнувшему мужиков в пьянстве:

Нет меры хмелю русскому!

А горе наше меряли?

Работе мера есть?

Как из болота волоком

Крестьяне сено мокрое,

Спасаясь от голода, крестьяне уходят из деревень на заработки, но их положение от этого не улучшается. Вчерашний пахарь становится бурлаком, который "шагает под ярмом не краше узника в цепях"; или рабочим, и тогда его грабит и сечет "начальство", и по-прежнему "давит нужда".

Жизнь и труд бурлаков Некрасов видел с детства, ребенком он слышал их песни-стоны. В автобиографической поэме "На Волге" он описал то, что потом всю жизнь "забыть не мог":

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой,

Обутым в лапти, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлаки.

Труд бурлаков был настолько тяжел, что смерть им казалось желанной избавительницей. Некрасовский бурлак говорит:

Когда бы зажило плечо,

Тянул бы лямку, как медведь,

А кабы к утру умереть –

Так лучше было бы еще.

Еще мучительнее труд и жизнь крестьянки. О ее горькой доле Некрасов рассказал в таких произведениях, как "В полном разгаре страда деревенская", "В дороге", поэмах "Мороз, Красный Нос", "Кому на Руси жить хорошо".

Мне кажется, что это лучшие стихи, посвященные безысходности доли русской женщины-крестьянки, говорящие о ее горькой и многострадальной судьбе:

Не мудрено, что ты вянешь до времени,

Все выносящего русского племени,

Женщина-крестьянка испытывала не только социальный гнет, но и бытовой. Вот как об этом он написал в поэме "Мороз Красный нос":

Три тяжкие доли имела судьба.

И первая доля: с рабом повенчаться.

Вторая - быть матерью сына-раба,

А третья - до гроба рабу подчиняться.

В стихотворении "В дороге" Некрасов показал историю жизни простой крестьянки, воспитанной в барской семье и по прихоти барина отданной за мужика, на горе мужу и на свою погибель.
Однако, еще тяжелей судьба детей, замученных в фабричной неволе. Из дома детей гнали забота и нужда, на фабрике их ждал изнурительный непосильный труд. Этим маленьким каторжникам Некрасов посвятил стихотворение "Плач детей". Жалобы детей остаются без ответа:

Бесполезно плакать и молиться,

Колесо не слышит, не щадит,

Хоть умри - проклятое вертится,

Хоть умри - гудит-гудит-гудит!

Сегодня перечитывают Некрасова редко. Но загадка его в том, что о нем думают! Поводы слишком разнообразны и разновременны. Он рассказал о слезах солдатской матери ("Орина, мать солдатская"), опередив поэтов на целое столетие. Что делать, кто виноват, кому на Руси жить хорошо, как жить и как умирать. Это не вопросы - это состояние души. Это Некрасов и другие страдальческие тени - спутники каждого из нас.

Сколько существует определений творчеству Некрасова! Крестьянский писатель, поэт Петербурга, автор разночинцев, певец революционной демократии. Если эти определения и верны, то только все вместе. Некрасов – народный поэт. И не только потому, что он говорил о народе, но и потому, что им говорил народ. Отсюда все его особенности: герои, темы, образы, ритмы. И нет в великой русской литературе писателя, которого бы эти слова определяли столь точно и всеобъемлюще.

Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от веселых подруг? Знать забило сердечко тревогу – Все лицо твое вспыхнуло вдруг.

Автор описывает красоту девушки: черные волосы, черные брови – цвет печали. Едва ли это случайно: речь пойдет о ее темном и безрадостном будущем.

В стихотворении присутствует переломный момент сюжета – от хорошего к плохому. Ничего отрадного в жизни девушки не предвидится после замужества, одни только заботы и тяготы. О таком лучше не знать заранее: Затянувши под мышки передник, Перетянешь уродливо грудь, Будет бить тебя муж привередник И свекровь в три погибели гнуть.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Своеобразный эпиграф выполняет роль экспозиции произведения, помогает ответить на вопрос: кто на самом деле строил железную дорогу? … Папаша! Кто строил эту дорогу? … Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька.

Автор счел нужным вмешаться в этот разговор. Но сначала поведал о том, как хороша лунная ночь, видная из окна.

Чу! Восклицанья послышались грозные! Топот и скрежет зубов; Тень набежала на стекла морозные… Что там? Толпа мертвецов! Они поют песню о том, как им при жизни было холодно и голодно, как они болели, как обижали их десятники: Грабили нас грамотеи-десятники, Секло начальство, давила нужда.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Но важно и ценно то, что жизнь русского стиха не прекращалась и в этот промежуточный период. В этом сказался писательский подвиг Некрасова.

Тема народных страданий в поэзии Некрасова — рассуждения, анализ, аргументы и характеристики. Русский язык и литература для школьника

Николай Алексеевич Некрасов – великий русский поэт второй половины XIX века. Обращаясь к теме России, Пушкин и Лермонтов видели величие народа, широту русских земель, но для Некрасова Россия – это прежде всего крестьянство, изнемогавшее под гнетом помещиков. Поэзия Некрасова связана с выступлениями народа против своих угнетателей.

У Николая Алексеевича главным героем стал мужик – простой русский крестьянин, кормилец. По собственному выражению Некрасова, его Муза – родная сестра крестьянки:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: “Гляди!

Сестра твоя родная!”

Некрасов сострадает народу, сочувствует ему, жалеет. Сколько боли слышится в стихотворении “В дороге”, когда мужик рассказывает поэту о своей жене:

Самому мне невесело, барин:

Много стихотворений Некрасов посвятил простой русской женщине-крестьянке:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля – с рабом повенчаться,

Вторая – быть матерью сына-раба,

А третья – до гроба рабу покоряться.

И все эти грозные доли легли на женщину русской земли. Поэт не только увидел тяжелую долю русской женщины, но и рассказал о гордом типе “величавой славянки”. Он горевал о ее судьбе, но и гордился ее красотой и силой:

В игре ее конный не словит,

В беде не сробеет – спасет.

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет.

Недаром на похоронах Некрасова две женщины-крестьянки шли впереди всей процессии с венком “От русских женщин”.

Тяжелые и мрачные картины народной жизни рисует Некрасов в своих стихотворениях “В дороге”, “Забытая деревня” и т. п.:

Умерла Ненила; на чужой землице

У соседа-плута – урожай сторицей…

Некрасов ненавидел самодержавие и любил простой люд. Эти мотивы прозвучали в его стихотворении “Размышления у парадного подъезда”, которое не допускали в печать пять лет. Первым напечатал его Герцен в своем журнале “Колокол”. В этом стихотворении Некрасов зовет народ “проснуться”:

Где народ, там и стон…

Что же значит твой стон бесконечный:

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил,

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?

Некрасов в своих произведениях не только опирался на русское народное творчество, но и продолжил традиции Радищева, Гоголя, изображая народ реалистически. Использует он и достижения Тургенева, который в своих “Записках охотника” показал яркие крестьянские портреты. “Орина, мать солдатская”, “Калистрат” и другие стихотворения раскрывают духовный облик крестьянина. Поэт поклоняется трудолюбию народа, ценит его смекалку, ум, широту души, но он выделяет и другую сторону – темноту, необразованность, привычку к рабству, холопство отдельных крестьян.

Свое стихотворение “Железная дорога” Некрасов посвящает труду крестьян. По мнению генерала, народ – это ничего не стоящие и не значащие создания, животные. Но Некрасов считает по-другому.

По его мнению, народ – это создатель, создатель и духовных, и материальных ценностей. Некрасов зовет крестьянство к действию:

Вынесет все – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

“Кому на Руси жить хорошо” – это поэма Некрасова о народе. В глазах автора крестьяне – богатыри. В этой поэме Некрасов рассказал о всех сторонах жизни крестьянства: рождении ребенка, крестинах, свадьбе, похоронах, труде, голоде, порке и т. д. Жизнь крестьян бедна и безрадостна. Об этом говорит один из героев, Яким Нагой:

А горе наше мерили?

Работе мера есть?

Вино валит крестьянина,

А горе не валит его?

Работа не валит?

Причина нищеты в том, что за спиной крестьянина стоят три дольщика: Бог, царь и господин. Поэт показывает и слабые стороны народа: смирение, стремление залить свое горе в кабаке.

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная –

Гневна, грозна – и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

А все вином кончается.

Некрасов осуждает и холопство. Он дает этому очень точную характеристику:

Люди холопского звания –

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказание,

Тем им милей господа.

Но все-таки не все крестьяне убогие и забитые. Есть и такие, которым надоело так жить. Эти люди составляют силу народа.

Поэт верил именно в таких крестьян.

Многие современники Некрасова писали о народе. Их произведения научили уважать мужиков. Но Некрасов впервые создает произведения не только о народе, но и для народа. Поэт призывает народ к революции, к свержению помещиков.

Читайте также: