Сочинение потешка 3 класс

Обновлено: 08.07.2024

Потешки можно говорить ребёнку с первого месяца жизни. Это уже начало развития речи.

Не путайте потешки с закличками.
Закличка - это заклинание, остаток от языческого прошлого.
Если в тексте стихотворения есть обращение с просьбой к какому-то объекту живой природы - дождю, радуге, божьей коровке - значит, это закличка.
Также закличка может иметь форму призывания некоего блага для ребёнка. Например: " С гуся - вода. " или "На ножки - топтушечки. "

Ай, ту-ту, ай, ту-ту,
Вари кашку круту,
Подливай молочка,
Накорми казачка.

Кастрюля-хитрюля нам кашки сварила.
Нам кашки сварила, платочком накрыла.
Платочком накрыла и ждет нас пождет,
И ждет, кто же первым придет?

Утка-утенка,
Кошка-котенка,
Мышка-мышонка
Зовут на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели,
А ты еще нет?
Где ложечка?
Ешь на здоровьеце!

Я по лесу по зелёному бреду,
Я грибочки в кузовок соберу,
Я в осиннике рыжики беру,
По березничку – березовики,
По сосновым пням – опёночки,
А под ёлкой – белый гриб-боровик.

Пчёлы гудят –
В поле летят.
С поля идут –
Медок несут.

- Ножки, где вы были?
- За грибами в лес ходили.
- Что вы, ручки, делали?
- Мы грибочки собирали.
- А вы глазки, помогали?
- Мы искали, да смотрели
Все пенёчки оглядели
Вот и Ванечка с грибком,
С подосиновичком!

Ягодка красна,
Земляничка спела.
Ой ляй, ой ляли,
Земляничка спела.
Отчего ж она красна?
На пригорочке росла,
Супротив солнца цвела.

- Зайка-зайка, ты куда?
- Еду к деткам в города!
- А зачем? Там будешь жить?
- Буду с детками дружить!

Мышка и хлебушек

Мышка лапками стучит:
- Где тут хлебушек? - кричит.
- Мне оставьте на ночь корку!
Отнесу я деткам в норку.

Хомячок, хомячок,
За щекою сундучок!
Там орешки, там зерно,
Будет на зиму оно!

Паучок на веточке
В паутинке-клеточке,
Растопырил лапки,
Лапки-расцарапки,
Чтоб не двигаться, дремать,
Чтоб жучков схватить, поймать!
Лапки-цапки как крючки -
Берегитесь все жучки!

Хлеб и крошки
На окошке -
Прилетайте, птички, к нам!
Клюйте, птички, понемножку,
И летите к облакам!

Козлик-козлик:
- Ме-ме-ме!
Я учусь считать в уме!
Cколько будет два плюс пять?
Ме-ме-ме, забыл опять!
Очень мама огорчится!
Ме-ме-ме - бегу учиться.

Попугай-попугай
Весело танцует,
Попугай-попугай
Пляшет и балует;
Попугай-попугай
Опрокинул чашку,
Попугай-попугай
Съел из блюдца кашку!

Хрюшки-хрюшки недовольны:
- Хрю-хрю-хрю!- кричат-кричат,
- Не хотим носы такие!
Лишь две дырочки торчат.

Куры-куры: "Ко-ко-ко!
Мы снесли яички;
Ку-ку-кушайте, ко-ко,
Детки-невелички!"

Угу! Угу!
Гуляют на лугу;
С утра там всё поют,
Поспать мне не дают.

Суслик, суслик - погляди,
Держит лапки впереди!
Смотрит суслик - где же враг?
Не забрался ли в овраг?
И стоит он так весь год -
Охраняет в норку вход!
Ущипнет, того гляди -
Лучше, враг, не подходи!

Ходит по полю бычок:
"Вкусно пахнет как лучок!
В носике щекочется -
Скушаю, раз хочется".

Папа-ёж, папа-ёж,
ты нам спинку не потрёшь?

На лугу, на лугу (гладим животик по часовой стрелке)
Стоит миска творогу (кладём ладонь на животик),
Прилетели две тетери (пощипиваем бочка снизу вверх)
Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику)
Улетели (поглаживаем малыша)

Массаж ладошек и стопок

(гладим ручку ручкою и далее по тексту)
Ручку ручкою погладим,
Пальчик пальчиком потрём,
Отдохнём совсем немножко,
А потом опять начнём

Били лён, били (стучим кулачками по спине)
Топили, топили (растираем ладонями).
Колотили, колотили (похлопываем).
Мяли, мяли (разминаем пальцами)
Трепали, трепали (трясём за плечи)
Белы скатерти ткали (чертим ребрами ладоней)
На столы накрывали (поглаживаем ладонями)

Творог-творог-творожок,
Ням-ням-ням - как вкусно!
Творог-творог-творожок,
Белый, как капуста!
В ротик -ам! - и творожок
Как снежинка тает;
Творог-творог - наш дружок!
Зубки укрепляет.

Помидор на грядке
Делает зарядку;
Как здоровье, помидор?
- Хорошо! В порядке!
Весь вспотел - но не устал!
От зарядки красным стал.

В огороде шум-шум-шум,
Зайка-зайка: хрум-хрум-хрум,
Прыг-прыг-прыг по пням, по пням,
Съел морковку - ням-ням-ням!

Мы гуляем, мы гуляем!
Погуляем – поглядим,
Аппетит как нагуляем
Мяско вкусное съедим.

Раз малинка, два малинка,
Прямо у окошка;
Раз малинка, два малинка -
Целое лукошко!
Только надо рано встать,
Чтоб лукошко то собрать.

Рыбка-рыбка, ну дела,
К нам в кастрюльку приплыла!
Чтоб вариться, всех кормить -
Быстро-быстро руки мыть.

Высоко кричит синичка:
“Ой, как выросла клубничка!
Нужно быстренько срывать -
Полетела деток звать!”

Что за грохот - бум-бум-бум -
Яблочко упало!
В травке яблочко найдём
Чтобы не пропало.

Мы чернику соберём
В папин день рожденья;
Сварим папе поскорей
Вкусное варенье!
Скажет папа: “Молодцы!
Всем подарки – леденцы”.

Мы висели под дождём;
Капал дождик ночью, днём,
Чтоб краснели мы и спели,
Чтоб скорей нас детки съели!
Всех помыл нас дождь сейчас -
Мы черешни - ешьте нас!

Чесночок наш, чесночок,
Ой, как горько-горько!
Чесночок наш, чесночок
Ест телёнок Борька;
Нам скажи-ка - почему?
-Чтобы сильным быть! Му-му.

Ходит по полю бычок:
"Вкусно пахнет как лучок!
В носике щекочется -
Скушаю, раз хочется".

Супчик ели,
Супчик ели,
Поскорей бы супчик съели!
Много кушать?
Ну так что ж,
Ай да супчик! Ай, хорош!

-Эй, редиска! Прыгай в миску!
-Нет, не прыгну! Не хочу!
Детки руки не помыли,
Как помоют - заскочу!

Деда, баба, внучок
Льют-польют кабачок,
Льют-польют кабачок
Баба, деда, внучок,
Чтоб скорее он зрел!
Чтоб скорее он спел!
Что скорее-скорей
Его ротик наш съел!

Ай лесочек,
Гриб-грибочек,
Мы возьмём тебя домой!
Ай лесочек,
Гриб-грибочек,
Ай съедим тебя зимой!

- Апельсинка, апельсинка,
Почему ты жёлтой стала?
- Потому что, потому что
Я на солнышке лежала.

Мы весёлые кружки!
Мы оладушки-дружки!
С мёдом, маслом ешьте нас,
Уж готовы целый час!

Ай огурчик молодой!
Ай помыли мы водой!
Ай ты в ротик к нам лети!
Ай на зубках похрусти!

Ай смородина цвела!
Ай да ягодка росла!
Ай как спела день за днём!
Ай да ягодку сорвём.

В супермаркете горох
Раскричался: "Ох-ох-ох!
Сколько деток здесь, ребят!
На конфеты всё глядят!
Тут я, детки, посмотрите!
Ну скорей меня купите!
От конфет ведь пользы нет.
Я нужней, чем сто конфет!"

Ах, котлеточки-котлетки!
Ах, как пахнут! Хороши!
Их пожарим мы, пожарим,
Наедимся от души!

Грушка-грушка - высоко!
К ней добраться нелегко;
Вся поспела - погляди!
Грушка-грушка - упади.

Тыква-тыква подросла,
Тыкву мама принесла;
Папа-папа - воду грей!
Варим тыкву поскорей.

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.

Идёт котик по лавочке
Ведёт кошечку за лапочки
Топы-топы по лавочке
Цапы-цапы за лапочки.

Хомка-хомка хомячок (надуваем щеки как хомяк)
Полосатенький бочок (гладим себя по бокам)
Хомка рано встает (потягиваемся)
Щечки моет, глазки трет (делаем соответствующие действия)
Подметает хомка хатку (наклоняемся и делаем вид что подметаем)
И выходит на зарядку.
Раз два три четыре пять
Хомка сильным хочет стать (показывываем сильный).
Мама (папа, баба) с Колей (Машей, Дашей, Петей) по порядку
Сейчас сделают зарядку. (далее зарядка)

(тянемся пальчиками вверх как можно выше)
Потягуни — потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся.
Вот уже растем,
Растем,
Растем!

Надя, Наденька, Надюля,
Ты у нас ведь не грязнуля!
Возьми мыло и умойся!
И воды, смотри, не бойся.
Лицо, руки умывай,
Полотенцем вытирай!

Маша, Маша, Машенька.
Не ест у нас кашеньку.
Хлопни поскорей в ладошки
Топни ножкой, возьми ложку,
Будем есть с тобой картошку!
Кто не станет есть картошку,
Тот по лбу получит ложкой!

Шаймарданова Маша, 9 лет, 4 класс

Ай, ду-ду! Ай, ду-ду!
Ваня сядет на козу!
Сел он задом наперёд
И поехал в огород
К бабушке, к бабушке,
К бабушке Любавушке.
Стала бабушка плясать.
А ей Ваня помогать
И морковочку копать!

Надоело нам куличики лепить,
Будем тесто весело месить!
Будем сладкие лепёшки печь,
Будет жизнь. Как по маслу течь.
Испечём лепёшечки,
Купим мы сгущёночки.
Будет наша Леночка,
Девочка припевочка,
Есть лепёшки без труда!
Да-да-да! Да-да-да!

Махова Лиза, 10 лет, 4 класс

Тили-тили-тили-бом!
Побежали мы бегом.
А потом мы поскакали,
Все игрушки мы убрали
И ложимся на кровать,
Чтобы спать, а не скакать!

Ярилина Полина, 9 лет, 4 класс

Давыдова Лера, 10 лет, 4 класс

Журкина Арина, 10 лет, 4 класс

Топа-топа, топотушки!
Где Ванюшины игрушки?
А игрушки на полу
Разыгрались поутру.
Их Ванюша соберёт
И гулять скорей пойдёт!

Алхутов Юра, 10 лет, 4 класс

Медведюк Василина, 10 лет, 4 класс

Хороша у нас Аринка!
У Аринки два ботинка,
– Ты ботинки надевай
Маме, дочка, помогай!

Клёнова Маша, 10 лет, 4 класс

Никонорова Оксана, 10 лет, 4 класс

Коротченков Серёжа, 10 лет, 4 класс

Хлоп-хлоп ладошками!
Топ-топ ножками
Наш мальчик идёт,
Нас за ручки берёт.
Идёт вслед за кошками.
Передвигает ножками.
Кошки – прыг за порог! Ух!
Снова с ног свалились с ног! Бух!

1. Ознакомление с образцами детского игрового фольклора, разучивание и воспроизведение их в игровой ситуации.

Свинка Ненила

Сыночка хвалила:

– То-то хорошенький,

То-то пригоженький,

Ходит бочком,

Ушки торчком,

Нос пяточкам.

2. Рисование небылицы.

· Что перепутал художник?

· Что ещё мог напутать Гога, если бы ему надо было нарисовать другие картины.

· Нарисуйте картины с чепухой.

Жил художник дядя Гога. Был рассеян он немного. Дали дяде как-то раз Иллюстрировать рассказ. В том рассказе вот что было: Тётя Маша суп варила, Старичок читал газету, Васька-кот стащил котлету, Игроки забили мяч, Зуб лечил больному врач. Дядя Гоша взял рассказ Прочитал пятнадцать раз, Сел и тут же, без заминки Сразу сделал все картинки. Что в картинках этих было? Тётя Маша гол забыла, Васька-кот читал газету, Старичок стащил котлету, Врач варил с лапшою суп, Игроки лечили зуб… Всё придётся дяде Гоге Переделывать в итоге!

3. Составление потешки по данному началу.

1) Прочитай начало стихотворения и продолжи. Расскажи, как можно помочь животному.

Несчастная кошка порезала лапу,

Сидит и ни шагу не может ступить…. (Д.Хармс)

2) Продолжи небылицу по данному началу и рифме:

Говорят, что кошки

Не едят из ложки ..

Мухи фруктов захотели,

Утром к югу полетели …

Как-то раз в конце субботы

В наши сельские края …

Три мудреца в одном тазу

Пустились по морю в грозу …

Кот на пошёл печку, каши горшок нашёл. печи калачи на горячи как огонь. пекутся пряники, коту не даются в лапки. Кот на печку пошёл, Горшок каши нашёл. На печи калачи Как огонь горячи. Пряники пекутся, Коту в лапки не даются.

Поросёнок рылся И нечаянно хвостом Между небом и землёй К небу прицепился. Между небом и землёй Поросёнок рылся И нечаянно хвостом К небу прицепился.

· Белка спряталась в дупло,

Там и сухо, и … (тепло).

· Под горою, говорят.

Серый волк пасёт … (ягнят, телят, цыплят).

· Говорят на день рожденье

Суп сварили из . ( варенья).

· Летает, кружится в небе пушинка,

В ладошке растает, ведь это … (снежинка).

· С каждым днём к нам лето ближе,

Скоро встанем все на … ( на лыжи).

· Лыжня огибает деревья, пеньки,

Несут, как на крыльях, нас наши … ( коньки)..

6. Восстановление пропущенных слов в стихотворении по данной картине.

1) Как прекрасен зимний лес!

На ель заинька …. (залез)

А на сосну … (мишутка)

Вот какая шутка!

2) У нас лошади в … (галошах),

А коровы в … (сапогах).

У нас пашут на … (телегах),

А боронят на … (санях).

7. Восстановление недостающих слов или фраз.

Задание: В стихотворении исчезли слова. Давайте восстановим их так, чтобы получилась небылица.

____ выпал жаркий, жаркий. (Дождик)

Ах, как душно в зоопарке!

_____ пропал у пони. (Крокодил)

_____ вянут на газоне. (Ложки)

А мартышка не страдает,

___ _______ улетает.( Все сапожки)

8.Словесное рисование по сюжету стихотворения.

1) Послушай стихотворение и словами нарисуй картину.

Курочка-краса

По двору пошла.

По двору пошла

И цыплят взяла.

Погуляем до утра. (Э.Демидов)

2). Послушай стихотворение и представь, что происходит. Попробуй словами нарисовать диафильм к стихотворению. Сколько нужно кадров-картинок, чтобы показать всё содержание?

Тили-бом, тили-бом, Загорелся Кошкин дом. Кошка выскочила, Глазки выпучила, Побежала на базар, Рассказала про пожар. На базаре мужики Покидали армяки. Лаптями затопали, Бадьями захлопали. Поднялся кругом содом: Тушить помчался Кошкин дом, С лейкой через улицу Бежит рябая курица, Лягушка прыгает с ведром А за ней петух с багром, Задели за трубу багром И растащили Кошкин дом.

9. Сочинение потешек и небылиц по опорным словам.

Задание: По данным опорным словам сочини потешку:

1) Ладушки, сады, играть, поливать.

Ладушки, ладушки,

Гостили мы у бабушки,

Играли на подушках,

Пекли в песке ватрушки,

Сады мы поливали,

Гостей к нас созывали.

2) Телёнок, лисёнок, гуляет, отдыхает.

Телёнок по лесу гуляет,

Лисёнок в хлеве отдыхает,

Телёнок – рыжий, хитрый зверь,

Ну а лисёнку ты поверь!

10. Сочинение потешки и небылицы по сюжету стихотворения (рассказа или сказки.)




По синю морю корабль бежит,

Серый волк на носу стоит,

А медведь паруса крепит.

Заюшка кораблик за верёвку ведёт,

Лисичка из-за куста хитро глядит:

Как бы зайку украсть,

Как бы верёвку содрать.

Урок 3. Сочиняем потешки ( 1 класс)

Форма урока: Поход в лес.

Задачи урока: 1) Ознакомление учащихся с малым фольклорным жанром – потешка и её особенностями. 2) Формирование умения воспринимать художественные тексты в жанре потешки. 3) Развитие умения создавать потешку по опорным словам. 4) Развитие творческих способностей учащихся и познавательного интереса.

Постановка учебной задачи.

– Сегодня на уроке мы с вами отправимся в сказочный лес, встретимся с некоторыми птицами и животными; познакомимся с одним фольклорным жанром.

Ознакомление с жанровыми особенностями потешки.

– Ребята, я слышу голос одной птицы. Отгадайте загадку: что это за птица?

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

– Сорока принесла одно произведение. Я прочитаю его, а вы подумайте, к какому жанру оно относится.

Учитель читает наизусть, используя мимику и жесты. В коллективной работе анализируется потешка.

Сорока-белобока Кашу варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала. А этому не дала: – Ты воды не носил. Дров не рубил. Каши не варил – Тебе и нет ничего.

– О ком говорится в тексте? Что сказано о сороке?

– Какие картины вы представили, когда слушали потешку? Какие иллюстрации бы вы нарисовали к потешке?

– Как вы думаете, почему жанр назвали потешкой? Что обозначает это слово? Сравните слова: потеха и потешка. (Потешки используется для того, чтобы веселить, развлекать, потешать кого-то.)

Вывод: Потешка – один из фольклорных жанров. Фольклор – это народное творчество или то, что создавалось самим народом и передавалось из поколения в поколение.

Секрет 1. Потешка предназначена для того, чтобы развеселить, позабавить кого-то. Потешки развлекают, веселят.

– О ком говорится в потешке? (О сороке.)

– Почему сорока не дала одному птенцу каши?

– Потешка несёт в себе поучительный смысл. Чему учит нас эта потешка? (Потешка о сороке учит трудолюбию.)

Секрет 2. Потешка чему-то учит.

– Ещё раз произнесём потешку про сороку и изобразим её с помощью пальчиков. (Дети произносят и показывают пальчиками.)

Секрет 3. При произнесении потешки можно играть, двигаться.

– У потешки о сороке существует несколько различных вариантов. Послушайте один из них и подумайте, чем они похожи и чем отличаются.

– Сорока, сорока, Где была? – Далеко: В лесу на опушке, На попрядушке. Кашу варила, На порог становила, Деток кормила, Гостей собирала, Всех угощала: Одному ложку, Другому ложечку, А третьему – Целую поварёжечку!

– О чём эта потешка? Что говорится о сороке?

– Чем похожи две потешки о сороке? А чем они отличаются?

– Чему учит вторая потешка о сороке? (Щедрости и заботе о других.)

– Обратите внимание на слова и выражения в потешках. Какие слова используются в тексте? (Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: деток, ложечка, поварёжечка и другие.)

Ознакомление с рифмой и ритмом потешек.

– Идём дальше по лесу. На лесной полянке четверо стоят и хвастаются друг перед другом. (На магнитную доску прикрепляются звери: лиса, зайка, ежи, медведь.)

Учитель произносит новую потешку.

Похвалялася лиса:

– Всему свету я краса!

Похвалялся зайка:

– Поди, догоняй-ка!

Похвалялися ежи:

– У нас шубы хороши!

Похвалялся медведь:

– Могу песни я петь!

– Сравните, как оканчивается каждая строчка. Произнесите ещё раз потешку и прохлопайте. (Дети произносят и на каждый слог делают хлопки.)

Русские народные потешки

Ах ты совушка-сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела —
Во траву свалилася,
В яму покатилася!

Ладушки-ладушки!

Ладушки-ладушки!
Где были – у бабушки!
Что ели – кашку,
Что пили – бражку!
Ладушки-ладушки,
Снова едем к бабушке!

Ам! Ам!

Ам! Ам! Ам! Ам!
Я тебе конфету дам,
Но сперва за маму нашу
Скушай ложку манной каши!
Ам! Ам! Ам! Ам!
Кушай, Ваня, кашу сам!
Скушай-ка за папу ложку,
Подрастешь еще немножко!
Ам! Ам! Ам! Ам!
Есть не будешь, съем я сам.
И на целую версту
С каждой ложки подрасту!
Стану я большим совсем,
И тогда тебя я съем!

Как у нашего соседа

Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Гуси — в гусли,
Утки — в дудки,
Овцы — в донцы,
Тараканы — в барабаны.

Ваня-простота!

Ваня, Ваня, простота!
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед
И поехал в огород.

Солнышко-ведёрышко

Солнышко-ведёрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!

Вода-водица

Ты вода-водица,
Всех морей царица,
Пузыри пускай,
Мой и полоскай!
Моем глазки, моем щечки,
Моем сына, моем дочку,
Моем кошку, моем мышку,
Моем серого зайчишку!
Моем, моем наугад,
Перемоем всех подряд!
С гуся-лебедя вода –
С нашей детки худоба

Козёл

Как у нас-то козёл,
Что за умный был:
Сам и по воду ходил,
Сам и кашу варил,
Деда с бабой кормил.

Улитка

Улитка, улитка,
Высунь рога,
Дам тебе пирога.

Как на Ванькины именины

Как на Ванькины именины
Испекли пирог былинный –
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Кушай, Ванечка-дружок,
Именинный пирожок –
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Кушай-кушай хорошо,
Скоро вырастешь большой –
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!

Жили у бабуси два веселых гуся

Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый,
Другой белый –
Два веселых гуся.

Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый,
Другой белый –
Спрятались в канавке.

Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один серый,
Другой белый –
Кланялись бабусе.

Фома едет на курице

Стучит, бренчит по улице:
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
По кривой дорожке.
— Куда, Фома, едешь?
Куда погоняешь?
— Еду сено косить.
— На что тебе сено?
— Коровок кормить.
— На что тебе коровы?
— Молоко доить.
— А зачем молоко?
— Ребяток кормить.

Барашеньки — крутороженьки

Барашеньки — крутороженьки
По лесам ходили,
По дворам бродили,
В скрипочку играли,
Ваню потешали.
А совища из лесища
Глазищами хлоп-хлоп!
А козлище из хлевища
Ножищами топ-топ

Прилетели гуси

Баю, баю, буси!
Прилетели гуси.
Сели гусюшки в кружок,
Дали Ване пирожок,
Дали Ване пряничка.
Спи скорее, Ванечка!

У бабы Фроси

У бабы Фроси пяток внучат.
Все каши просят. Все криком кричат.
Акулька в люльке, Аленка в пеленке,
Аринка на перинке, Степан на печке,
Иван на крылечке.
Баба тесто месила, кашу варила,
Молоко топила, внучат кормила.
Как каши наелись, молока напились,
Бабе поклонились, угомонились!

Читайте также: